что значит исполнить закон и пророков
Что значит исполнить закон и пророков
Что значит, что Иисус исполнил закон, а не отменил его?
В изложении Матфея о том, что обычно называется Нагорной проповедью, записаны следующие слова Иисуса: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить. Говорю вам: пока не исчезли земля и небо, даже мельчайшая буква, даже черточка не исчезнет в Законе. Все это сбудется!» (Матфея 5:17–18).
Часто озвучиваются утверждения, что если Иисус не «отменил» закон, тогда он все еще является обязательным к исполнению. Соответственно, такие аспекты, как соблюдение субботнего дня, должны действовать до сих пор, возможно, вместе с многочисленными другими элементами закона Моисея. Это предположение основано на непонимании слов и предназначения этого отрывка. Христос здесь не имел в виду, что обязательный характер закона Моисея навсегда останется в силе. Такая точка зрения противоречит всему, что мы узнаем из Нового Завета (Римлянам 10:4; Галатам 3:23–25, Ефесянам 2:15).
Особое значение в нашем исследовании имеет слово, переведенное как «отменить». Это – перевод греческого «kataluo», буквально означающего «ослаблять». Это слово встречается в Новом Завете семнадцать раз. Оно используется, например, при упоминании об уничтожении еврейского храма римлянами (Матфея 26:61; 27:40, Деяния 6:14), и разложении человеческого тела после смерти (2 Коринфянам 5:1). Этот термин может нести дополнительное значение «свергнуть», то есть, «делать ненужным, лишать успеха». В классическом греческом языке он был использован в связи с институтами, законами и т.д., чтобы передать идею «о признании недействительным».
Особенно важно отметить, как это слово употребляется в Евангелии от Матфея 5:17. В контексте «отменить» находится в оппозиции к «выполнить». Христос пришел «не отменить, а исполнить». Иисус не пришел на эту землю как противник закона. Его целью не было помешать его исполнению. Скорее, Он почитал его, любил его, повиновался ему и привел его к осуществлению. Он исполнил пророческие указания закона в отношении самого Себя (Луки 24:44). Христос исполнил требования закона Моисея, который призывал к беспрекословному послушанию под угрозой проклятия (см. Галатам 3:10, 13). В этом смысле Божественный замысел относительно закона навсегда останется неизменным. Он всегда будет выполнять цель, для которой был создан.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Христос пришел не нарушить закон или пророков, а исполнить их
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (Матф.5:17-20)
Те иудеи, кому Христос проповедовал свою Нагорную проповедь и для пользы кого Он наставлял Своих учеников, в своей повседневной религиозной жизни взирали:
— на Писания Ветхого Завета как на правило жизни, и в этом, как показывает здесь Христос, они были правы.
— на книжников и фарисеев как на образец, что было, как показывает им Христос, их заблуждением.
Правило, которое пришел установить Христос, точно соответствовало Писаниям Ветхого Завета, названным здесь закон и пророки. Пророки были толкователями закона, и оба вместе, закон и пророки, составляли то правило веры и практической жизни, которое Христос нашел на престоле иудейской церкви и сохраняет за ним это место в настоящей беседе.
Христос опровергает предположение, будто Он пришел отменить или ослабить Ветхозаветные Писания: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков.
(1) «Пусть благочестивые иудеи, чтущие закон и пророков, не пугаются, что Я пришел разрушить их». Пусть они не настраивают себя против Христа и Его учения, опасаясь того, что Царство, которое Он пришел установить, умаляет честь Писаний, принимаемых ими как данные Богом, силу и непорочность которых они уже испытали. Пусть они убедятся, что Христос не имеет никакого злого умысла против пророков и закона. «Пусть нечестивые иудеи, не любящие закон и пророков и уставшие от их ига, не надеются, что Я пришел разрушить их». Пусть безнравственные, распущенные люди не воображают, что Мессия пришел освободить их от обязательств Божественных постановлений и сохранить при этом для них Божественные обетования, сделать их счастливыми, позволив жить, как им заблагорассудится. Христос не повелевает им ничего, что было запрещено либо естественным, либо нравственным законом, и не запрещает того, что предписывал закон. Большое заблуждение думать, будто Христос поступает таким образом, и здесь Он исправляет это заблуждение: Не нарушить пришел Я. Спаситель душ не разрушает ничего, кроме дел диавола, ничего, что исходит от Бога, тем более те совершенные уставы, которые содержатся в Писаниях Моисея и в пророках.
Нет, Он пришел исполнить их, то есть:
[1] Подчиниться повелениям закона, ибо Он сделался подзаконным, Гал. 4:4. Он всецело был послушен закону, то есть почитал родителей, святил субботу, молился, благотворил, и делал то, чего никто другой не мог делать, — в совершенстве исполнил закон, никогда ни в чем не нарушив его.
[2] Исполнить обетования закона и предсказания пророков, свидетельствующие о Нем. Завет благодати, в сущности, остается тем же самым, каким был и тогда, и Христос — его Посредник.
[3] Осуществить прообразы закона. Таким образом (как выражается епископ Тиллотсон, Tillotson) Христос не аннулировал, но исполнил обрядовый закон и ясно показал, что Он является Сутью всех его теней.
[4] Восполнить недостатки закона и таким образом усовершенствовать его. Таково правильное значение слова pAepwoai. Если рассматривать закон как сосуд, содержащий в себе некоторое количество воды, то можно сказать, что Христос пришел не для того, чтобы вылить эту воду, но наполнить его до краев. Или другое сравнение: как на картине сначала выписываются общие очертания, отдельные штрихи конечного образа, которые потом заполняются деталями, конкретным содержанием, так и Христос усовершенствовал закон и пророков Своими дополнениями и пояснениями.
[5] Выполнить то же самое намерение; христианские установления вовсе не противоречат и не разрушают того, что было главной целью иудейской религии, напротив, они в высшей степени содействуют им. Евангельский век — это время исправления (Евр. 9:10), Евангелие не отменяет закон, но исправляет, следовательно, утверждает его.
Христос утверждает незыблемость, вечность закона — не только Он не намеревается отменять закон, но этого не произойдет никогда вообще (ст. 18): «Ибо истинно говорю вам, Я, Аминь, верный Свидетель, торжественно заявляю, что доколе не прейдет небо и земля, пока не кончится время и не наступит неизменное состояние будущего века, которое упразднит все законы, ни одна йота или черта, то есть самый малый и незначительный пункт, не прейдет из закона, пока не исполнится все». Ибо какую цель преследует Бог во всех действиях Своего провидения и Своей благодати, как не исполнение Писаний? Скорее небо и земля прейдут и все, что наполняет их, разрушится и превратится в хаос, чем хотя бы одно слово Божье останется не исполненным. Слово Господне утверждено навеки, как слово закона, так и слово Евангелия. Примечание: попечение Божье о Своем Законе распространяется даже на такие вещи, которые, ка-жется, не имеют значения, на каждую йоту и букву, ибо все, что принадлежит Богу и несет на себе печать Его, каким бы малым оно ни было, достойно сохранения. Законы людей, по их собственному признанию, несовершенны, поэтому они придерживаются принципа: Apices juris non sunt jura — Чрезвычайные статьи закона — не закон. Но Бог будет защищать и сохранит каждую йоту и каждую черту Своего закона.
Христос вменяет Своим ученикам в обязанность тщательно хранить закон и указывает им на опасность пренебрежительного, неуважительного отношения к нему (Матф.5:19): Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, а тем более одну из важнейших, — как делали фарисеи, которые пренебрегали наиболее важными постановлениями закона и учили этому народ, заменяли заповеди Божьи своими преданиями (Матф. 15:3), — тот малейшим наречется в Царстве Небесном. Хотя фарисеи славились как истинные учители, они не будут учителями в Царстве Христа. Но всякий, кто со-творит и научит, как ученики Христа, и тем самым покажет себя более верным приверженцем Ветхого Завета, чем были фарисеи, тот великим наречется в Царстве Небесном, даже если люди его презирают.
Позвольте здесь мне сделать три замечания
(1) Среди заповедей Божьих существуют такие, которые являются малыми по сравнению с другими, не абсолютно, а сравнительно малыми. Иудеи считали самой малой из всех заповедей закона заповедь о птичьем гнезде (Втор. 22:6, 7), и тем не менее даже она имела очень важный смысл и великую цель.
Праведность, которую Христос пришел утверждать посредством этого правила, должна превзойти праведность книжников и фарисеев, ст. 20. Это звучало очень странно для тех, кто смотрел на книжников и фарисеев как достигших высшего уровня благочестия. Книжники были самыми известными учителями закона, а фарисеи славились самым строгим исповеданием его, те и другие восседали на седалище Моисеевом (гл. 23:2) и имели такую репутацию в народе, что считались более чем соответствующими закону, и народ не смел думать о том, чтобы быть таким же хорошими, как они. Поэтому для них было очень странно слышать, что они должны быть лучше книжников и фарисеев, а иначе не войдут в Царство Небесное. Вот почему Христос так торжественно заявляет: Говорю вам, это воистину так. Книжники и фарисеи были врагами Христа и учения Его и великими угнетателями народа.
Однако следует признать, что имелось и нечто похвальное в них. Они много постились, молились, благотворили, тщательно соблюдали обрядовый закон, учили народ; они имели такое влияние среди народа, что считалось — если на небо попадут только два человека, то один из них будет фарисей.
И все-таки наш Господь Иисус говорит здесь Своим ученикам, что вера, которую Он пришел утвердить, должна не только исключить все плохое, но и превзойти то хорошее, что было у книжников и фарисеев. Мы должны делать больше, чем они, и лучше, чем они, а иначе не достигнем неба. Они были пристрастны в законе и самое большое значение придавали его ритуальной части, а мы должны быть всеобъемлющими и не считать достаточным отдавать десятину служителю, но должны отдавать Богу наши сердца. Они заботились только о внешнем благочестии, а мы должны заботиться о внутреннем. Они искали славы и одобрения у людей, а мы должны стремиться угодить Богу. Они гордились своими благочестивыми делами и надеялись на них как на праведность, а мы, выполнив все, должны отвергнуть себя, и сказать: «Мы рабы, ничего не стоящие», и уповать только на праведность Христа. Таким образом, мы можем превзойти книжников и фарисеев.
Мэтью Генри, «Толкование на книги нового завета»
Иисус пришел исполнить Закон или отменить Закон Моисея и пророков?
В Евангелии от Матфея Иисус говорит, что Он пришел исполнить закон и писания пророков. Он даже говорит, что ни одна буква не исчезнет из закона, пока все не исполнится:
«Не думайте, что Я пришёл с тем, чтобы уничтожить закон или писания пророков. Я пришёл не для того, чтобы их уничтожить, а чтобы исполнить их учения. Истинно говорю, что до тех пор, пока существуют небо и земля, ни одна даже самая малая буква не исчезнет из закона, пока не исполнится всё. И потому тот, кто нарушит пусть даже и самую малую из заповедей и станет учить других поступать так же, будет считаться самым малым в Царстве Небесном. Тот же, кто исполняет заповеди и учит тому же других, будет считаться великим в Царстве Небесном. Ибо говорю вам, что если не превзойдёте вы законников и фарисеев, исполняя то, чего требует Бог, то не войдёте в Царство Небесное!» (От Матфея 5:17-20)
В Матфея 15 главе Иисус говорит, что не то, что входит в нас делает нас нечистыми, а то, что выходит. Я понимаю этот отрывок так, что не важно, что мы едим. Но это противоречит тому, что сказано в Ветхом Завете, ведь были нечистые животные, которые иудеи не могли употреблять в пищу согласно Закону Моисея. Разве это учение не противоречит апостолу Павлу, говорившему, что для христиан исполнение Закона Моисея не является обязательным? Так Иисус пришел отменить закон или исполнить закон?
Пришел ли Иисус исполнить Закон или отменить Закон?
Чтобы разобраться в этом вопросе, очень важно понимать контекст отрывка из Матфея 5:18-19. Это поможет вам разобраться в том, что сказано в Матфея 15:1-20. Вот, чему учил Ветхий Завет:
Подчиняйтесь Моим правилам и следуйте Моим законам! Неуклонно соблюдайте их! Ибо Я Господь, Бог ваш, и вы должны подчиняться Моим законам и правилам. Если человек будет их соблюдать, он будет жить! Я Господь. (Левит 18:4,5)
Существует два пути к праведности, как об этом говорил Иисус (и апостол Павел в послании Римлянам с 3 по 6 главы). Один путь к праведности находится в полном исполнении всего Закона. Проблема с этим способом в том, что ни один человек не может полностью исполнить Закон. Мы все грешники. Апостол Павел говорит: «чтобы показать с помощью заповеди, что грех — нечто очень, очень плохое» (Римлянам 7:13). Когда Иисус говорит, что нарушивший хоть малейшую заповедь в Законе будет малым в Царстве Небесном, то Он говорит о поиске праведности через соблюдение Закона, что, как мы все знаем, невозможно.
Иисус пришел, чтобы исполнить Закон (Матфея 5:17), и это является истиной по разным причинам. Иисус исполнил Закон тем, что Он стал единственным взрослым человеком, который на самом деле полностью подчинился Закону. Иисус исполнил Закон тем, что принял на себя наказание за тех, кто не исполнил его. Иисус исполнил требования Закона и Своей жизнью и Своей смертью, так что теперь нам не надо полностью исполнять Закон, чтобы обрести спасение.
Другими словами, Иисус дал нам альтернативный путь к праведности — через веру в Его кровь и Его жертву исполнить то, что мы никогда не могли бы сделать самостоятельно. Вот контекст тех комментариев, которые Иисус сделал относительно Закона Моисея.
В Матфея 15:1-20 Иисус точно не противоречит Себе. Прежде всего, Иисус был евреем, и Он очень хорошо исполнял букву Закона Моисея. Он не ел нечистой пищи. Тем не менее Он умер, чтобы всем нам больше не приходилось следовать этому Закону. Из-за того, что Он исполнил Закон в этом смысле, мы, как христиане, не находимся больше под Законом Моисея. Мы находимся под милостью.
Нам больше не надо исполнять требования Закона и следовать различным правилам о чистой и нечистой пище. Для нас (что не скажешь о тех, кто ищет праведности через исполнение Закона Моисея) вся пища является чистой. Это не противоречие. Это правда, что еврейским мальчикам делали обрезание, кстати, делалось это не согласно Закону Моисея, а согласно соглашению, данному Аврааму. Но апостол Павел объяснил, что крещенные во Христа умерли для Закона и теперь находятся под милостью. Нам не надо делать обрезание, т. к. наша праведность, как христиан, находится не в Законе Моисея, а в Иисусе Христе (Колоссянам 2:9-23). Мы, спасенные Христом, нашли новое значение праведности — оно в вере в Иисуса Христа, а не в соблюдении Закона. Слава Богу за это!
Джон Окс
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
«Не нарушить пришел Я, но исполнить»
Заповеди Блаженства, провозглашенные Иисусом Христом, были сказаны ясно и спокойно, и имели такую огромную силу воздействия, что произвели очень сильное впечатление на людей, слушавших Его. «Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» ( Матф.7:29 ).
Фарисеи и книжники заметили разительную разницу между их обучением народа и между методом обучения предложенного Иисусом Христом. Фарисеи видели, что ясность и простота изложения, красота и чистота истин Иисуса Христа оказывает на умы людей неизгладимое и глубокое впечатление, так как Его Небесная любовь и нежность притягивали к нему сердца и души людей с огромной силой. Но главное, что заметили фарисеи это то, что Иисус Христос разрушал преграду высокомерия и обособленности, которую книжники, как привилегированная каста, выстроили между собой и людьми. Книжники заметили, что Иисус Христос изъясняет закон не поверхностно, с соблюдением чисто внешних ритуалов (как это делали фарисеи), а по существу, ясно и глубоко, выражая истинную суть и смысл Закона Божьего. Фарисеи поняли, что Иисус Христос может отвратить от них народ своими проповедями, и ропот недовольства возник в их среде.
И как бы предвидя их обвинения в том, что Он нарушает Закон Божий, а также для того, чтобы убедить тех, кому могли показаться Его слова не согласными с Ветхозаветным Законом, Иисус Христос провозгласил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Матф.5:17 ).
Всей Своей мученической жизнью и Своим Великим учением, страданиями, Своей физической гибелью и последующим Воскрешением Иисус Христос не только не нарушил, но и исполнил все предсказания пророков о Нем. А по отношению законов Моисея Иисус Христос исполнил их в точности, не сделав ни одного греха. Иными словами Иисус Христос, как человек, не только не нарушил, но и исполнил Божий Закон в точности.
Однако Иисус Христос пришел в мир людей не только чтобы показать исполнение Божьего Закона. В первую очередь Иисус Христос разъяснил людям волю Божью и дополнил Закон Божий новыми Своими Заповедями. Наряду с этим Иисус Христос на собственном примере показал людям как нужно исполнять Волю Божию и доказал, что исполнение Закона Божьего вполне возможно и осуществимо.
Любимый ученик Иисуса Христа, Апостол Иоанн Богослов о соблюдении Закона Божьего и о его неизменяемости писал: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» ( 1Иоан.3:4 ). А в Библии сказано: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» ( Пс.118:89 ). «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» ( Пс.110:7–8 ). Поэтому Иисус Христос и провозгласил о Своих намерениях: «не нарушить пришел Я, но исполнить».
В Свое слово «исполнить» Иисус Христос вкладывает тот же смысл, что и в такое же слово, сказанное Иоанну Крестителю, когда Иисус Христос заявил о Своем намерении «исполнить всякую правду» ( Матф.3:15 ). Иными словами под словом «исполнить» Иисус Христос понимает полное исполнение всех требований Закона Божьего во всей его полноте, и дает образец такого исполнения. Поэтому миссией Иисуса Христа было «возвеличить и прославить закон» ( Ис.42:21 ), объяснить его нравственную и духовную сторону, и показать его выполнимость.
Конечно до прихода Иисуса Христа евреям был известен неизменный Закон Божий. Однако евреи, благодаря фарисейским ложным толкованиям, понимали его по своему, искажали его и часто нарушали его. Так, например, фарисеи и книжники делили все требования закона на большие и малые, и при этом поясняли, что нарушение малых требований грехом не является.
Иисус Христос отвергает такую фарисейскую позицию, сказав, что все заповеди одинаково важны и должны исполняться даже самые наименьшие из них. При этом Спаситель заверил ревнителей закона в том, что закон будет исполняться, пока существует этот мир, и что сам Иисус Христос пришел не нарушить закон, а исполнить его.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 5:17
Свт. Иоанн Златоуст
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
Так сам Он, беседуя с иудеями, говорил: “Прежде нежели был Авраам, Я есмь” (Ин. 8:58); а ученик Его сказал об этом так: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин. 1:1). Опять, сам Он нигде прямо не говорит, что Он сотворил небо, и землю, и море, и все видимое и невидимое; а ученик Его смело и не обинуясь, не один, или два раза, но многократно говорит об этом: “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть”; также: “В мире был, и мир чрез Него начал быть” (Ин. 1:3,10). Да и чему удивляться, если другие о Нем сказали более, нежели Он сам, когда Он, многое, не выражая ясно словами, показывал делами? Что Он сотворил человека, то ясно доказал исцелениями слепого; между тем, говоря о сотворении человека в начале, не сказал: Я сотворил, но — “Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их” (Мф. 19:4). Равным образом, что Он создал мир, и все находящееся в нем, то доказал ловитвою рыб, претворением воды в вино, умножением хлебов, укрощением бури на море, лучезарным светом, которым воссиял Он на кресте, и многими другими чудесами; хотя на словах никогда ясно не выражал этого, но ученики Его: Иоанн, Павел и Петр говорят о том весьма часто. Если и эти ученики, которые и днем и ночью слышали Его беседы, видели чудотворения, которым Он многое разрешал наедине, даровал силу даже воскрешать мертвых, и которых, наконец, соделал столь совершенными, что они для Него оставили все, — если и они, восшедши на такую степень добродетели и любомудрия, не могли еще сносить всего, прежде чем приняли дары Святого Духа; то каким образом иудейский народ, который не имел ни такого познания, ни такой добродетели, и только иногда был свидетелем того, что делал, или говорил Христос, уверился бы, что Он поступает согласно с волею Бога всяческих, если бы сам Иисус не оказывал во всем Своего снисхождения? Вот почему, и нарушая, например, субботу, Он не вдруг ввел такое законоположение, но наперед представил многие и различные причины. Если же, намереваясь отменить и одну заповедь, Он употребляет такую осторожность в словах, чтобы не устрашить слушающих, то, когда присоединял к целому прежнему закону целый новый, тем более имел нужду предуготовлять слушателей Своих и применяться к их состоянию, чтобы не возмутить их.
По той же причине Он и о Своем божестве не везде ясно говорит. В самом деле, если прибавление к закону так возмущало их, то не гораздо ли более возмутило бы их то, когда бы Он объявил Себя Богом? Потому Он и говорит много такого, что ниже Его божественного достоинства. Так точно и здесь, намереваясь восполнить закон, приступает к этому с великою осторожностью. Не довольствуясь тем, что сказал уже раз: Я не разоряю закона, Он повторяет то же и в другой раз, и притом еще с большею выразительностью. Сказав: “Не думайте, что Я пришел нарушить”, — присовокупляет: “Не нарушить пришел Я, но исполнить”. Этими словами обуздывается не только бесстыдство иудеев, но и заграждаются уста еретиков, утверждающих, что древний закон произошел от дьявола. В самом деле, если Христос пришел разрушить власть дьявола, то как же Он не только не разрушает ее, но еще и исполняет? Он не только сказал: не разоряю, — хотя и того было бы довольно, — но еще прибавил: исполняю, а это показывает, что Он не только не противился закону, но еще и одобрял его. Но каким образом, спросишь ты, Он не нарушил закона? И как исполнил закон, или пророков? Пророков — тем, что подтвердил делами Своими все, что они говорили о Нем, почему и евангелист постоянно говорит: “Да сбудется реченное через пророков” (Мф. 2:23); например, когда Он родился, когда отроки воспели Ему чудную песнь, когда воссел на жребя. Да и во многих других случаях Он исполнял пророчества, которые все остались бы без исполнения, если бы Он не пришел в мир. А закон исполнил не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чем не преступил его. Чтобы увериться, что Он исполнил весь закон, послушай, что Он говорит Иоанну: “Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф. 3:15). Равным образом и иудеям Он говорил: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” (Ин. 8:46); также ученикам Своим: “Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего” (Ин. 14:30). Издревле и пророк предсказал о Нем, что Он “не сделал греха” (Ис. 53:9). Итак, вот первый способ, которым Он исполнил закон. Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине достойно удивления, что Он не только сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел, говоря, что “конец закона — Христос, к праведности всякого верующего” (Рим. 10:4), и что Он “осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти” (Рим. 8:3,4), и в другом месте: “Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем” (Рим. 3:31). Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего, однако же, он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил сам Господь, нисшед на землю и установив образ оправдания чрез веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то сам Христос совершил через веру, — почему и говорит: “Не нарушить пришел Я” закон.
Если же кто тщательно будет исследовать, то найдет еще и третий образ исполнения закона. В чем же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его. Так, например, заповедь: “не убивай” не уничтожается заповедью: “не гневайся”; напротив, последняя служит дополнением и утверждением первой. То же самое должно сказать и о всех прочих. Бросая первые семена Своего нового учения, Христос не навлек на Себя никакого подозрения; но теперь, когда Он начал сравнивать ветхий закон с новым, тем более мог быть подозреваем в противоречии первому, почему предварительно и сказал: “Не нарушить пришел Я, но исполнить”. Действительно, заповеди, предлагаемые теперь, уже основывались на прежде сказанном. Так, например, слова: “Блаженны нищие духом” (Мф. 5:3) означают то же, что и повеление не гневаться; “Блаженны чистые сердцем” (Мф. 5:8) — то же, что и запрещение взирать на жену с вожделением; заповедь — не скрывать себе сокровищ на земле соответствует словам: “Блаженны милостивые” (Мф. 5:7). Плакать, претерпевать гонения и поношения значит то же самое, что и входить узкими вратами; алкать и жаждать правды означает не что иное, как требование, выраженное в словах: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7:12). Когда Христос ублажает миротворца, то высказывает почти то же самое, что выражено в повелении оставить дар, и поспешить помириться с оскорбленным братом и согласиться с соперником. Различие лишь в том, что там Христос исполняющим заповеди обещает награды, а здесь преступающим их угрожает наказанием. Там говорит, что кроткие наследят землю; а здесь — что тот, кто назовет брата своего безумным, будет повинен геенне огненной. Там говорит, что чистые сердцем узрят Бога; а здесь — что воззревший на жену нечистым оком является уже настоящим прелюбодеем. Там миротворцев называет сынами Божиими; а здесь — немиролюбивых устрашает словами: “Чтобы соперник не отдал тебя судье” (Мф. 5:25). Там плачущих и претерпевающих гонения называет блаженными; а здесь, подтверждая то же самое, угрожает гибелью тем, кто не идет этим путем, — так как, говорит, идущие широким путем погибают. Также и слова: “Не можете служить Богу и маммоне” (Мф. 6:24), кажется мне, сходны с изречением: “Блаженны милостивые” (Мф. 5:7) и: “жаждущие правды” (Мф. 5:6). Но здесь, как я и выше заметил, Господь намеревается прежде сказанное изложить яснее, и не только яснее, но еще с дополнениями. Так, например, Он не только повелевает быть милостивым, но еще отдавать с себя и срачицу (сорочку); не только быть кротким, но хотящему ударить в ланиту подставить и другую. Потому-то, чтобы предотвратить мнимое противоречие, Он и говорит, что пришел не разрушить закон, и повторяет это, как и прежде я сказал, не однажды, но два раза, сказавши: “Не думайте, что Я пришел нарушить”, — присовокупляет: “Не нарушить пришел Я, но исполнить”.
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 16-я.
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 17-18 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все
О поклонении и служении в Духе и Истине.
Свт. Хроматий Аквилейский
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
Трактат на Евангелие от Матфея.
Свт. Григорий Палама
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
Каким образом исполнил его? – Закон был печатью и обозначением и символическим учением обрезания в сердце злых помыслов, о чем иудеи не имели тщания и за это самое были упрекаемы Пророками, как не обрезанные сердцем, и возненавидены от Взирающего в сердце, и окончательно стали отвергнуты. «Яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» (1Цар.16:7). Для не проявивших же тщания приобрести оное (духовное обрезание), плотское их обрезание стало, как говорит Павел, необрезанием, и они отчуждили себя от невзирающего на лицо Бога, т.е. взирающего не на явное плотское оправдание, но на сердце, т.е. на невидимые и сущие внутри нас движения мыслей.
Омилия 12. В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы.
Прп. Анастасий Синаит
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
Вопросы и ответы.
Прп. Макарий Великий
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
Духовные беседы. Беседа 37. О рае и о духовном законе. 1)
Прав. Иоанн Кронштадский
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
Как Исполнителю Закона и Пророков, Спасителю являются из духовного мира (по человечеству Спасителя) Моисей — представитель Закона, и Илия — пророков (Мф. 17:3), и утешают Его в предстоящих страданиях. Так и ты, человек, старайся быть исполнителем Закона и Пророков (ср. Мф. 7:12) и тебе явятся деятельными помощниками святые Божии.
Дневник. Том III.
Блаж. Иероним Стридонский
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
Или так, что в своем Лице Он исполнит то, что предсказано другими пророками; или так, что Своей проповедью Он дополнит то, что прежде по слабости воспринимающих было грубо и несовершенно (Мф 5:20-22), уничтожая совершенно гнев, запрещая воздаяние око за око, зуб за зуб и даже скрытую в мысли похоть.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
Так как Он намеревался ввести новые законы, то чтобы не подумали, что Он противник Божий, Он, предотвращая такое подозрение со стороны многих, говорит: «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить его». Как же Он исполнил? Во-первых, тем, что совершил все предсказанное о Нем пророками. Поэтому и евангелист часто говорит: «дабы сбылось сказанное пророком». Он исполнил и все заповеди Закона, ибо не сотворил беззакония и не было лести в устах Его. Он исполнил Закон и в другом отношении, то есть восполнил его, ибо Он полно начертал то, чего Закон дал только одну тень. Тот гласил: «Не убей», а Сей сказал: «И не гневайся напрасно». Подобно живописцу Он не изглаждает первоначального рисунка, но дополняет его.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
(Да) не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити
Так как Он должен был узаконить некоторые предписания – большие тех, которые были в Ветхом Завете, говоря: слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши: иже (бо) аще убиет, повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе повинен есть суду и т.д. (Мф. 5, 21,22), и желал проложить путь как бы божественной и небесной жизни, то, чтобы некоторые не подозревали, по причине необычайности, что Он, узаконяя новое, уничтожает старое, и не считали Его противником Богу, – заранее врачует это подозрение. Но посмотрим, как Он исполнил Закон и Пророки. Он исполнил пророков, совершив на деле все, что о Нем предвозвестили они. Посему при каждом пророчестве евангелисты прибавили: «да сбудется реченное пророком». Закон Он исполнил, с одной стороны, тем, что не нарушил ни в чем его предписаний; Он сказал Иоанну: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3, 15); с другой стороны, тем, что прибавил пропущенное. Так лучше всего понимать эти слова. Между тем как Закон удерживает от совершения греха, Христос запретил самые основы его. Убийство есть плод греха, а корень его – гнев; если кто не уничтожил корня, то он когда-либо произведет свой плод. Очевидно, что заповедь, запрещавшая убийство, была несовершенна; Христос восполнил ее, заповедуя не гневаться. То же найдем дальше и по отношению к другим заповедям. И почему древний Закон был несовершен? Потому что евреи были жестоковыйны и не сносили тяжелого ярма. Посему их, как младенцев в добродетели, поил молоком, а нам, как мужам, предложил твердую пищу. Как же это Христос в другом месте сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30)? Потому что его облегчает воздаяние за труды и величие наград. Закон исполнителям его обещал дать земные блага, а Христос – блага небесные. И иначе: Христос не разорил, а исполнил древний Закон. Этот последний не был противоположен Евангелию, а скорее был путем к нему, провозвестником его, тенью и образом. С пришествием Евангелия, он исполнился и прекратился, как прекращается ночь при появлении дня, как тень, при набрасывании красок. Воспитатель должен был уступить место учителю. И еще иначе: Христос исполнил Закон, так как сохранил его предписания, и прекратил, так как покрыл несовершенное совершенным. Отсюда евангельские заповеди не противоречат предписаниям Закона, но согласуются с ними. Закон есть начало, а Евангелие – исполнение.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
Не думайте. Намереваясь показать отношение своего нового Закона к Ветхому, Господь предварительно успокаивает ревность иудеев по Закону, чтобы они самом деле не подумали, что Он, заменяя некоторые ветхозаветные заповеди новыми, нарушает Богодарованный Ветхий Закон (Феофилакт; ср.: Златоуст).
Закон или пророков. Законом обыкновенно называются пять книг Моисеевых, пророками — не только так называемые в строгом смысле пророческие книги Ветхого Завета, но и все другие книги его, поскольку все они написаны богодухновенными мужами — пророками (ср.: примечание к Лк. 24:44); следовательно, под Законом и пророками разумеется здесь все ветхозаветное слово Божие, заключенное в священных книгах.
Нарушить. Собственно — преступить волю Божию, выраженную в Законе и чрез пророков; нарушить Закон — значит отнять у него обязательную для людей силу (Рим. 3:31; Евр. 10:28; Гал. 3:16); в отношении к пророкам это слово указывает на неисполнение их пророчеств (Рим. 4:14; Гал. 3:17). Соответственно этому исполнить закон — значит исполнить требования или предписания Закона; исполнить пророков — значит исполнить на деле то, что пророками было предвозвещено в слове. Христос пришел на землю чтобы на Нем исполнилось все ветхозаветное слово Божие и чтобы раскрыть, осуществить и утвердить всю силу Закона и пророков — показать истинный смысл и дух всего Ветхого Завета. «Он (Христос) исполнил все (Ветхозаветный Закон и пророков), во-первых, совершением всего сказанного о Нем пророками. Потому и Евангелист часто говорит: Да сбудется реченное тем или другим пророком. Он исполнил и все предписания Закона: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Ис. 53:9). Он исполнил Закон и в том смысле, что восполнил его, ибо Он в полном совершенстве начертал то, чего Закон представлял одну тень» (Феофилакт; ср.: Златоуст).
Толковое Евангелие.
Анонимный комментарий
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
По двум причинам Он говорит, что пришел не нарушить закон, а исполнить. Во-первых, чтобы этими словами побудить Своих учеников, которые, как Он выше учил, должны быть украшены всеми добродетелями, следовать Его примеру, чтобы как Он исполнил весь закон, так и они спешили исполнять все, даже самое малое в законе. Во-вторых, поскольку будет порицаться иудеями как нарушающий закон за то, что творит дела в субботу и касается прокаженного. И потому заранее, прежде порицания, Он отвечает порицающим, говоря: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Закон и пророки важны в двух смыслах: они содержат пророчество о Христе и устанавливают закон жизни, что Христос и исполнил.
Прот. Иоанн Бухарев
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
Закон или пророки, т. е. все ветхозаветное Свящ. писание. Законом называются 5 книг, написанные Моисеем: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; пророками называются не только собственно книги, написанные пророками, но и все другие книги ветхого завета, потому что они написаны боговдохновенными мужами – пророками (Лк. 24, 44). Разорить – нарушить. Нарушить закон значит отнять от него обязательную для людей силу (Рим. 3, 31, Евр. 10, 28); нарушить пророков значит не исполнить того, что было предсказано ими. Исполнить закон – исполнить все предписания его, как исполнил Иисус Христос: яко беззакония не сотвори (Ис. 53, 9). Исполнить пророков – исполнить все то, что было предвозвещено ими, как и исполнилось над Иисусом Христом все это. Потому и Евангелист Матфей говорил: «да сбудется реченное тем или другим пророком». Иисус Христос исполнил закон еще и в том смысле, что пополнил его и разъяснил, как это Он Сам показывает далее. Например, закон Моисеев говорил: не убий, а Христос говорит: не гневайся напрасно (21 и 22 ст.) и т. д.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
С этого стиха начинается новая речь, никакими переходными частицами (ούν, δε, αλλά) не связанная с предыдущей. Если бы она принадлежала обыкновенному оратору, то мы могли бы говорить, что, после приветствий, обращенных к слушателям, — он приступил теперь к изложению сущности дела. Но хотя, как мы сказали выше, речь Христа в 1-16 стихах и была приветственной и только при таком предположении для нас доступно сколько-нибудь ясное ее понимание, однако совершенно справедливо считают ее и изложением нового – новозаветного – закона.
Этот закон был нов потому, что ничего подобного люди никогда не слыхали прежде. Слушателям Христа могло казаться, что, преподавая новые законы, Он совершенно отменяет прежние. Могло быть и так, что и прежнее учение Христа, до нагорной проповеди, нам известное только отчасти, преимущественно из Евангелиста Иоанна, также казалось новым по сравнению с ветхозаветным законодательством. Такое мнение слушателей Спаситель подвергает теперь критике. Он говорит, что не отменяет прежнего закона, не хочет его разрушить или нарушить (καταλύσαι). Он ставит Свои новые законы в генетическую связь с прежними. Это хорошо выражено Самим Спасителем в другом месте, в притче о семени: “сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе” (Мк. 4:28).
“Ветхий Завет был первыми ступенями в великом ходе откровения и искупления, которые достигают своего завершения во Христе”.
Христос уже и прежде обосновывался на ветхозаветном законе, отвергая искушения. Теперь Он как бы подтверждает то, что сказано было Им прежде. Исполнение ветхозаветного закона новым было великим историческим процессом. Ветхий Завет походил на пустой, не наполненный сосуд; или, иначе, был только формой, не имеющей внутреннего содержания. Христос наполняет этот сосуд; дает форме внутреннее содержание и смысл. Иисус Христос наполнил или исполнил ветхозаветный закон совершенно Своею собственною личностью, жизнью, Своим учением, где разъяснил абсолютные истины религии и всеобщие принципы нравственности. При таком исполнении осталось неприкосновенным все, что имело прочную ценность и значение в ветхозаветной религии. Но самый этот процесс исполнения предполагает отмену ветхозаветной религии самой по себе. Она не могла продолжать теперь своего существования независимо от Нового Завета. Только вместе с ним и при свете его ни одна черта или иота Ветхого Завета не проходит и не прейдет до скончания мира. При объяснении выражения “закон и пророков” достаточно сказать, что здесь разумеется все священное писание ветхого завета, которое так именно и называлось: тора (закон) и невиим (пророки), с прибавлением сюда кетубим, или агиографов. Так как псалмы были первой книгой “агиографов”, то последние назывались еще общим названием “псалмов” (ср. Лк. 24:44; Деян. 24:14). Если бы Христос сказал здесь только о “законе” и не упомянул о пророках, то и тогда слово закон можно было бы понимать обо всем ветхозаветном писании (ср., напр., 1 Кор. 14:21). Возражение, что ссылка на пророков здесь “неуместна,” потому что Спаситель дальше ничего не говорит о них, не имеет, поэтому, никакого значения. Не сильно основательно и другое возражение, будто Матфей только вложил эти слова в уста Иисуса Христа потому, что появились “ложные пророки,” пытавшиеся отвергнуть ветхозаветный закон и в целом и в частностях, ссылаясь при этом на слова Христа, которые извращались для этой цели. О Маркионе, напр., известно, что он изменил выражение 17-го стиха так: “зачем вы думаете, что Я пришел исполнить закон и пророков? Я пришел нарушить, а не исполнить” (τί δοκειτε; ότι ήλιον πληρωσαι τον νόμον ή τους προφήτας; ήλθον καταλύσαι, αλλού πληρωσαι). Но эти слова — одна из древнейших еретических ссылок на рассматриваемый стих Матфея, — только показывают, что не Матфей вложил слова 17 стиха в уста Иисуса Христа в целях защиты от еретиков, а еретики заимствовали слова Матфея для своих целей и извратили их.
Троицкие листки
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
Далее Господь начинает подробно изъяснять, как нужно понимать Его новые заповеди? Эти заповеди были выше древнего Закона Моисеева, а народ, хотя и не исполнял, однако же любил этот Закон и почитал его священным, от Бога данным. И вот, чтобы Иудеи не подумали, будто Христос Спаситель Своим новым Законом отменяет и разоряет древний Закон Моисеев, Он заранее говорит им: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, и с еще большей силой повторяет: не нарушить пришел Я, но исполнить. Законом Иудеи называли пять книг, написанных Моисеем, а Пророками все прочие книги Священного Писания Ветхого Завета, потому что все эти книги написаны пророками. Закон и Пророки — это значит все ветхозаветное слово Божие. Знайте, как бы говорит Господь Иудеям, Я не только не разоряю Закона Божия, но и Сам исполняю его; не только не противлюсь ему, но и вполне одобряю и принимаю его. Господь исполнил Пророков тем, что в Своей жизни и делах совершил все, что те предсказали о Нем. А Закон исполнил, во-первых, тем, что не нарушил ни единой его заповеди: не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). Во-вторых, тем, что исполнил все требования правды Божией за всех нас: Закон требовал от людей праведности, а люди не могли сами собой исполнить все предписания Закона и оправдаться перед Богом, Христос же Спаситель исполнил их и оправдывает нас верой в Него. В-третьих, Он исполнил Закон тем, что дополнил его и научил людей исполнять не одну только букву Закона, но и самый дух его. И действительно, когда сравниваешь новый Закон Евангельский с древним Законом Моисеевым, то ясно видишь, что этот древний был только тенью нового Закона. Закон Моисеев говорил: не убивай, а Христос говорит: не гневайся напрасно. Тоже и во всем прочем. Даже ветхозаветный Закон о жертвах Христос Спаситель исполнил и притом так, как не мог исполнить ни один ветхозаветный первосвященник: Он Сам принес Себя в жертву за грехи всего мира и этим сделал ненужными и потому навсегда отменил жертвы ветхозаветные, которые были только прообразом Его великой жертвы крестной.
Троицкие листки. №801-1050.
Митр. Иларион (Алфеев)
Ст. 17-20 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
В заповедях Блаженства ни одним словом не упоминался закон Моисеев: праведность, к которой призывал в них Иисус, никак не связывалась со следованием букве или духу ветхозаветного закона. Однако следующая за Блаженствами часть Нагорной проповеди посвящена целиком этой теме — важнейшей как для всего новозаветного благовестия, так и в особенности для Евангелия от Матфея. Именно Матфей наиболее тщательно собрал высказывания Иисуса, касающиеся соотношения между Его учением и законом Моисеевым. И не случайно именно его Евангелие содержит Нагорную проповедь, которая отличается от всех прочих новозаветных текстов прежде всего тем, что в ней Иисус формулирует герменевтические принципы, на которых Он строит Свое толкование Торы. Не упраздняя ветхозаветное законодательство, Иисус предлагает такую систему нравственных координат, в свете которой ветхозаветная нравственность приобретает иное звучание: отныне даже десять заповедей Моисеевых должны прочитываться в свете Нового Завета.
Раздел Нагорной проповеди, посвященный закону Моисееву, начинается с торжественного провозглашения Иисусом непреходящей ценности ветхозаветных установлений.
Хотя данный отрывок представляет собой четыре самостоятельных изречения, рассматривать его следует целиком, так как все четыре говорят об одном и том же: о том, как Иисус и Его проповедь соотносятся с Ветхим Заветом. В совокупности они служат вступлением к той серии противопоставлений, которая построена на рефрене: Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам... Иисус приступает к разбору ветхозаветных установлений и, прежде чем противопоставить Свое учение ветхозаветному, говорит о значении последнего. Он подчеркивает, что пришел не разрушить то, что созидалось Его предками, но вывести человечество к новым духовно-нравственным рубежам.
Слова «не думайте» переводят стрелку с учеников как основного адресата Нагорной проповеди на более широкий круг слушателей. Отметим аналогичную конструкцию в другом изречении: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10:34).
Терминологическая пара «закон и пророки» указывает на значительную часть Священного Писания, которое нам известно под именем Ветхого Завета. Термин «закон» указывает прежде всего на повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым (Втор. 4:45). В широком смысле «закон» — это совокупность культовых установлений, нравственных предписаний и гражданских законов, содержащихся в Пятикнижии Моисеевом. Под пророками понимаются книги Иисуса Навина и Судей, 1-4 книги Царств, а также все книги пророков, за исключением Даниила. Только эти книги читались на богослужебных собраниях в синагоге (прочие библейские книги не читались, псалмы пелись в качестве молитв). К этому собранию книг слушатели Иисуса относились с особым почтением, так как в них было изложено откровение, полученное израильским народом непосредственно от Бога через Моисея и других вестников, которых Бог ему посылал.
Помимо письменной Торы существовала еще устная Тора — совокупность предписаний и толкований Торы в устной традиции. В эпоху, когда устная традиция была основным передатчиком информации и большинство людей не имело доступа к письменным текстам, толкования в сознании людей часто смешивались с самим текстом, становились неотделимым от него. В синагогах, слушая раввинов, люди усваивали предписания закона Моисеева вместе с их толкованиями. В Иерусалимском храме толкованием закона занимались священники, в чьих руках в значительной степени сосредоточивалась власть интерпретировать конкретные предписания закона.
Этот важный фактор надо учитывать при рассмотрении высказываний Иисуса, относящихся к закону Моисееву. Предписания закона Он иногда цитирует буквально, по письменному тексту, а иногда в пересказе. Его критики закона Моисеева иногда касается предписаний закона, как они зафиксированы в письменном тексте, а иногда имеет в виду интерпретацию этих предписаний в устной традиции — в том «предании старцев» (Мф. 15:2), которое нередко становилось объектом Его обличений.
Итак, Иисус прежде всего защищает Себя от обвинений в том, что Он разрушает закон: Он пришел не разрушить (καταλυω) его, но исполнить (πληροω). Последний термин можно понять в том смысле, что Иисус намеревается воплотить в жизнь то, что было начертано в законе. Однако более убедительное толкование вытекает из более точного перевода термина, означающего не столько «исполнить», сколько «восполнить»: Иисус воспринимает закон Моисеев как базис, на котором Он будет строить Свою нравственность, как отправной пункт для Его собственного учения, призванного обновить и расширить ветхозаветные установления. Если закон и пророки были обращены к конкретному народу, то проповедь Иисуса адресована всему человечеству: одно это требует радикальной ревизии заповедей Моисеевых, их обогащения и универсализации.
Суммируя взгляды древних толкователей на Нагорную проповедь, Р. Гюлих, автор посвященного ей фундаментального исследования, подчеркивает, что, с одной стороны, в Иисусе видят преемника Моисея и интерпретатора Моисеева законодательства, «восполняющего» его через раскрытие истинного смысла. С другой, отмечают, что Иисус порывает с Моисеевым законом, потому что Его нравственные требования превосходят и даже отбрасывают в сторону этот закон. По мнению ученого, как одна, так и другая точка зрения основаны на акцентировании одного фрагмента Нагорной проповеди (Мф. 5:17-19) в ущерб другому (Мф. 5:21-48). Для евангелиста Матфея, отмечает ученый, Иисус — не столько новый Моисей, сколько Тот, Кто пришел исполнить ветхозаветные пророческие ожидания, возвестив Царство Небесное и сделав его реальностью человеческой истории.
Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.