что значит известные потери в магазине
Контроль потерь в магазине
Книга расскажет, как выстроить процессы в магазине так, чтобы минимизировать формирование потерь. Опыт экспертов-практиков из розничной торговли. Лучшие методики крупнейших торговых сетей России, проверенные на практике.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Контроль потерь в магазине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Виды потерь в магазине
Потери в магазине делятся на три категории.
1. Списание в магазине — товар ненадлежащего качества, с просроченным сроком годности.
2. Недостача товара — причина отсутствия товара не выявлена (кражи).
3. Уценка (Markdown) — реализация ниже себестоимости.
Наибольший процент потерь в магазине приходится на списания — 71%. Недостача товара составляет около 11%, и уценка — 18%.
Разберем каждый вид потерь подробнее.
1.1. Структура списания в магазине
В розничных магазинах недопустима продажа товара с истекшим сроком годности и ненадлежащего качества. Соблюдение соответствующих норм отслеживается сотрудниками магазина, представителями компании и сторонними организациями (Роспотребнадзор). В случае выявления товара с истекшим сроком годности Роспотребнадзор взимает штраф с магазина. В результате все товары несоответствующего качества магазин должен списать или вернуть поставщику.
Списание товара является основной причиной потерь магазина. В каждом магазине существует своя норма списания товара. Чем больше оборот магазина, тем ниже процент списания. Аналогично, чем меньше оборот, тем больше процент списания. Норма списания товаров в магазине формата «у дома» — 2,3%. Для крупного, проходимого супермаркета (от 1500 кв. м) возможна норма списания до 1,2% от продаж.
Основной причиной списания в магазине является неправильная организация работы:
• принимают товар ненадлежащего качества
• неправильно организовано движение товара внутри магазина;
• товара заказывают больше, чем надо.
В результате этого истекает срок годности товара или товар портится. Для того чтобы сократить списание в магазине необходимо корректное формирование заказов и правильная организация работы.
1.2. Недостача товара в магазине
Недостача товара в магазине возникает по причине естественной убыли товара и из-за злоупотребления и небрежного отношения персонала к материальным ценностям компании (кражи, мошенничества).
Естественная убыль — это товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение товара (усушка, утечка, предпродажная подготовка). Например, обрезка хвостиков у сыра.
Но прежде всего недостача товара — это кражи. Наибольший процент краж — 75% — приходится на сотрудников торговой сети, и только 25% — на покупателей. Следовательно, для сокращения недостачи необходимо обеспечить контроль службой безопасности сотрудников магазина.
1.3. Уценка (Markdown) в магазине
Уценка товара — снижение цены на товар до уровня себестоимости и ниже. Цель уценки — вернуть вложенные в товар средства, хотя бы часть. Уценка используется, когда лучше продать и вернуть какую-то часть вложений, чем списать товар и потерять все вложенные средства. При уценке товар может продаваться даже ниже себестоимости.
Уценка может производиться только по товарам, соответствующим необходимому качеству и срокам годности. Товар несоответствующего качества должен быть списан, уценка по нему недопустима.
Обычно товар уценяют за 3–4 дня до окончания срока годности. Уценка проводится:
— на товары с подходящими сроками годности;
— товары с большим товарным запасом, если остатки товара превышают необходимый товарный запас, они не успеют реализоваться до окончания срока годности;
— единичные позиции товара, которые не продаются:
• консервы с дефектами,
• детское питание (снимают с продаж за 2 дня до окончания срока годности),
• с признаками «развакуумации»,
• банки без этикеток.
Очень важно контролировать правильность ведения уценки в программе. Уцененный товар должен иметь признак в системе, чтобы при формировании заказа товары, проданные по уценке, исключались из анализа продаж. Особенно уделяем внимание позициям, которые не продаются в регулярных продажах. Если по ним мы уценку провели некорректно, то продажа товара может привести к повторному заказу через автозаказ.
Для магазина уценка несет убыток, ведь он часто продает дешевле, чем купил. Безусловно, это неизбежная мера: возможность вернуть хоть какие-то деньги, потраченные на товар, чем списать убыток.
Мы рассмотрели, как потери распределяются по видам, теперь рассмотрим, в каких местах магазина они формируются.
Товарные потери
Товародвижение неразрывно связано с потерями: материалов, сырьевых заготовок, готовой продукции. Убытки измеряются деньгами или количеством утраченных товаров. Вариант измерения влияет на вид потерь: они делятся на товарные и материальные.
Товарные — спровоцированы исчезновение товарных свойств, измеряются в натуральном выражении. Они бывают количественными и качественными. Материальные потери связаны с сокращением стоимостных показателей, измеряются в деньгах.
Потери обоих видов связаны, однако первостепенными выступают товарные потери, а материальные получаются исходя из первых.
Виды потерь: подробное описание и характеристики
Товарные потери подразделяются на количественные и качественные.
Количественные потери — сокращение веса, объема и иных количественных характеристик. Еще одно название таких потерь — естественные, которые бывают у всех товаров. Они делятся на:
Качественные или актируемые потери — их списание производится по актам. Они связаны с биологическими, химическими, микробиологическими и другими аналогичными процессами.
Причины возникновения естественной убыли
Как отмечалось выше, естественные потери — это убыль, спровоцированная процессами, возникающими при хранении и транспортировке продукции. В числе причин их возникновения:
Причины возникновения товарных потерь
Наиболее часто товарные потери возникают в процессе перевозки товара и его хранения. Именно поэтому производители указывают условия транспортировки и хранения продукции. Данные рекомендации должны сократить товарные убытки. В числе популярных причин товарных потерь:
Факторы | Трансформация свойств | Характер изменений | Способы устранения или сокращения |
Температура | Замерзание жидкостей, плавление твердой продукции, высыхание, испарение | Бой, трещины, пересыхание, нарушение герметичности и т.д. | Не допускать нагрузок на товар, не допускать превышения рекомендованной температуры. |
Солнце | Разложение продукции | Порча вкуса, возникновение пятен, порча упаковки, высыхание товара | Упаковка из материалов, не подверженных воздействию ультрафиолета |
Биологические факторы | Насекомые, грызуны, плесень | Процесс гниения | Упаковка товаров в материалы, препятствующие проникновению бактерий |
Атмосфера | Сероводород или сернистый газ | Возникновение электролитов | Покрытие товаров веществами, предотвращающими окисление |
Химическое воздействие | Изменение формы упаковки | Коррозия, вытекание и порча продукции | Неподверженность материала упаковки неблагоприятным воздействиям |
Влажность | Изменение товарных характеристик | Набухание товаров, выцветание упаковки | Проветривание складских помещений, использование герметичной упаковки |
Воздух | Необратимые изменения товара | Окисление жиросодержащих продуктов, черствение хлеба, высыхание и заветривание | Использование защитной упаковки |
Утрата характеристик | Потеря запаха и вкуса, добавление посторонних запахов | Абсорбция и улетучивание жидкостей | Герметичная упаковка, вакуумирование |
В результате ухудшения характеристик стоимость товара снижается. Соответственно, потери ложатся на покупателя, а спрос на товар снижается. Если у фирмы есть товарные запасы, то стоит позаботиться об обеспечении условий для их хранения. Каждая категория товаров имеет свои причины появления товарных убытков. Так, непродовольственные товары практически не подвержены влиянию биологических факторов, а продукты питания страдаю от всех видов неблагоприятных факторов.
Нормы товарных потерь
Потери разных товарных категорий имеют свои нормативные значения. Нормирование есть только для естественных убытков. Количественному исчислению подвергается усушка, разлив и распыление. Нормативные данные ложатся в основу показателей естественной убыли. Например, потеря в весе рассчитывается так:
где: Н — норма потерь до 90 дней; Д — среднее количество дней хранения.
Если же срок хранения больше 90 дней, то выполняется корректировка показателя на разницу между высшей и средней нормами (при этом срок хранения учитывается).
Учет потерь
Норма потерь зависит от климата, в котором содержится продукция. Законодательство регламентирует все величины. Учет должен вестись во всех компаниях. Потери списываются в качестве издержек обращения и не облагаются налогом.
Размеры и списание потерь регламентируется приказом №34
«Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». В соответствии с ним убыль учитывается как издержки: если она превышает нормативные значения, то их списание выполняется на ответственных лиц. Если же виновные не найдены, учет потерь списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Минимизация убытков
Если товар теряет вид, его списывают. Чтобы целостность упаковки не была нарушена, нужно ответственно подходить к доставке и хранению продукта. Машины, используемые для транспортировки, должны быть оборудованы специальными отсеками, а укладка товаров должна осуществляться по всем правилам.
Что касается хранения, то складское помещение нужно обустроить полками, стеллажными конструкциями и холодильными установками. Все тары нужно располагать так, чтобы не подвергаться дополнительным механическим нагрузкам (особенно внимательно нужно относиться к товарам, которые могут деформироваться).
Также потери часто возникают при разгрузке и выкладке товаров в зале. Потери при этом составляют более 20%. Чтобы избежать этого, нужно соблюдать правила раскладки и действовать осторожно. Помимо этого, важно обеспечить сохранность товаров посредством соблюдения всех норм и правил хранения.
Инвентаризация
Складские остатки являются количественным показателем товарных потерь. Наличная номенклатура пересчитывается не реже, чем раз в 90 дней. Для выявления убыли сотрудники выполняют пересчет всех единиц товара, а данные передаются в учетных отдел. При этом определяются причины недостач и даются рекомендации по минимизированию убыли в случае если их величина превышает допустимые значения.
Таким образом, товарные потери — нормальное явление для производства. Без них ни одно предприятие не обходится. Однако задача руководителя — максимально сократить убыль продукции и пересмотреть систему доставки и хранения товара на складах.
ТМЦ проходят длительный жизненный цикл от момента фактического производства товара из сырья до приобретения конечным покупателем. При этом на продукцию/изделие влияет множество факторов. И если изменения были слишком серьезные, была затронута качественная составляющая, то продукт списывается за счет себестоимости. Поэтому учет, расчет, анализ товарных потерь в торговле — это один из важнейших моментов. Он помогает грамотно выявить финансовые потери предприятия, оценить ущерб, понять, на каких точках происходят наибольшие расходы. И предотвратить это в будущем, а также служит базовой для бухгалтерской отчетности. Ведь всю списанную продукцию необходимо надлежащим образом оформить в структуре первичной документации. Некорректно построенные проводки не только станут основной для возможных ошибок стратегического и финансового планирования, но и базой для претензий со стороны налоговых органов.
Суть и понятие
Итак, начнем с основ. Что же это в принципе такое? Это утрата объекта. Причем она выражается в двух формах — качественной и количественной. Данное событие может в принципе наступить на любом этапе. От момента производства, упаковывания, доставки до стадии содержания на складе или расположении на полках уже в точках продаж.
Казалось бы, разницы нет, когда именно он был утрачен. Но на самом деле есть. Ведь само следствие случившегося выражается в денежном эквиваленте, т. е. сумма расходов и списаний с общего оборотного капитала. Строится она на фундаменте себестоимости ТМЦ. Но он варьируется в зависимости от этапа жизненного цикла.
Поэтому нормы списания потерь непродовольственных товаров при транспортировке — это одна статья, а при издержках ввиду продажи — другая. Ведь объекты уже были оприходованы, заняли место на складе, пользовались благами хранения. На них были потрачены силы супервайзеров и иных сотрудников, мерчандайзеры их выкладывали на полки. Ценность серьезно возросла за это время. Логично предположить, что наименьший ущерб будет нанесен при исчезновении на самом начальном этапе.
Соответственно, обязанность руководителя — построить стратегию таким образом, чтобы к моменту прохождения жизненного цикла шанс утраты максимально снижался. Но это весьма сложно, ведь чем дальше ТМЦ двигается по жизненному циклу, чем сильнее растет текущий срок использования, снижается общий диапазон годности. И это не оказывает сильного влияния на работу с непродовольственными покупками, а вот если речь о пищевой продукции, аспект становится крайне важным.
Какие бывают виды товарных потерь в магазине
В первую очередь принято использовать количественную и качественную характеристику. Многие ТМЦ за свой жизненный цикл могут разделяться на несколько объектов. И если при каком-то нюансе разделение произошло на меньшее количество исправных и годных частей, то это очевидно количественные утраты.
Вторая группа определяется по другому признаку — понижением того самого качества. Но оно также способно снижаться на некритичный или критический уровень. Это вызывает частичное или полное нивелирование ценности. Например, если томаты, направленные на реализацию, уже потеряли упругость и выглядят неприглядно — это частичное падение стоимости. Да, цена не изменилась, но очевидно, что не все захотят их покупать. Поэтому спрос упадет, часть партии будет не распродана. И за нее организация выручит меньше денег. А полная — это если томаты сгнили. И теперь по нормам их просто незаконно продавать. В этом случае за весь объем не получится выручить и рубля. Соответственно, снижение стоимости — полное.
Перейдем ко второму виду деления. Нормируемые и ненормируемые товарные потери — это две группы, которые не менее важны, чем те, что мы уже описали выше. Первая — это израсходование, которое укладывается в норматив предприятия. То есть, не превышает в ценовом эквиваленте заранее подготовленный денежный буфер в себестоимости и вполне подходит под типичные издержки. Обычно является натуральной или естественной убылью. А вот те, что сверх предписанного объема, уже способны нанести существенный ущерб финансовой устойчивости организации. Подобные проблемы возникают по разным причинам, например, крупная авария на автотрассе, в результате которой грузовик, доставляющий груз, перевернулся. И вся партия, соответственно, была уничтожена. Подобное сокращение бюджета чувствительно. Но ущерб зависит от того, какой процент от оборотного капитала составлял груз в ценовом эквиваленте себестоимости.
Количественные
Разбирая определение и порядок списания товарных потерь в магазине, начнем глубокий анализ именно с количественной категории. Она более простая и обычно менее опасна для капитала, при этом чаще всего относится к пищевым продуктам. Потеря в количестве — это вполне естественный процесс.
Если пришла крупная партия фруктов, то в результате, к примеру, усушки она потеряет 10% своего общего веса. Вместо заявленных 10 тонн у вас останется уже 9, и этот процесс никак нельзя предотвратить. Повлиять на темпы можно, но при этом с весьма средней эффективностью. Если сотрудники уронили коробку с соком, и он разлился — это тоже количественная убыль. И что приятно, даже если несколько упаковок уничтожено, все остальные своего качества не изменили. Чего не скажешь про нашу следующую группу.
Качественные
Здесь в основном играют роль химические, биологические и микробиологические факторы. Разберем виды и разновидности товарных потерь при хранении и реализации, причины возникновения в этом случае зачастую связаны с вредителями, неправильными условиями содержания или нарушением срока годности. То есть объект могли поесть мыши и грызуны, а также другие вредители, также различные бактерии, наличие которых не смогли предусмотреть. Обычно нарушение нормативов сказывается на качественной убыли. Например, неправильно выставленная температура в холодильниках. Или оборудование в принципе работало неисправно. Зачастую продукт утрачивает свои свойства из-за нарушения сроков. Правда, этот аспект легко предсказуем. Но неправильная логистика, ошибки в складировании всегда могут иметь место.
Поэтому важно выбирать грамотное оборудование для инвентаризации, которое не только легко исполняет задачу, но и не задействует множество человеческих ресурсов. Тогда процесс можно проводить чаще. Отличным вариантом станет предложение от «Клеверенс».
ПО от «Клеверенс» это:
Легкая интеграция в уже существующее программное обеспечение на предприятии.
Предложения как коробочного типа, так и индивидуальные.
Возможность проведения всего процесса инвентаризации силами всего одного сотрудника со смартфоном.
ПО с учетом новейших правок в российском законодательстве.
Итак, классификация товарных потерь нам стала немного яснее, двигаемся дальше.
С потерями не нужно бороться! Ими надо управлять
Эксперты ГК «Император» и руководители СБ крупных сетей обсудили в прямом эфире New Retail Live. Мы решили зафиксировать самые интересные и важные моменты беседы.
Эксперты в сфере безопасности отмечают, что сегодня проблемы потерь ритейл стал обсуждать более открыто. Это объясняется тем, что уровень потерь и уровень прибыли уже не так разнятся, как раньше, а зачастую даже сопоставимы. Цифры зависят от формата магазина: для гипермаркета нормой можно считать общие потери меньше 1%, если это средний формат магазина – потери могут доходить до 2%. В среднем показатели разнятся от 0,2 до 10%.
Однако, чтобы понять истинную ситуацию в компании, нужно смотреть не на размер потерь, а на его соотношение с прибылью. Если сеть молодая и быстро растущая, высокие потери допустимы –это не страшно. Когда норма прибыли 10%, то 3% потерь – вполне приемлемый показатель. Но сегодня у гигантов ритейла прибыль порядка 3%, а общие потери приблизились к 2,5%. И это уже угрожающие цифры.
Откуда берутся потери?
Потери всегда связаны либо с деньгами, либо с товарами, либо с людьми – сотрудниками и покупателями. Большинство специалистов по безопасности сходится во мнении, что 70% потерь формирует именно персонал. Часто в росте убытков замешана администрация магазина – и это самый сложный случай. Если руководство «в доле», то потери могу скакануть за год и до 5-6%.
Рост потерь также можно объяснить внедрением новых инструментов продаж (например, кассы и весы самообслуживания) и повышения клиенториентированности, что неизбежно влечет за собой новые схемы махинаций. Желание увеличить товарооборот, привлечь покупателя всегда приводят к росту потерь, особенно на старте проекта.
Обычно крупные сети достаточно хорошо знают все рисковые зоны своих магазинов. Для тех, кто до сих пор ломает голову, куда утекает прибыль, наиболее целесообразно нанять стороннюю компанию, которая проведет аудит безопасности. Желательно, чтобы это было не охранное предприятие, которое уже оказывает услуги, а независимый подрядчик.
Второй шаг – нанять в штат специалиста по борьбе с потерями или же обратиться к охранному предприятию, которое может предоставить данные услуги на аутсорсинг. Раньше таких компаний было очень мало, сегодня их число выросло, поэтому есть из чего выбрать.
Современные решения для управления потерями
Потери всегда связаны с нарушениями, воровством, бесконтрольностью. И современные технологии позволяют не просто бороться с шоплифтерами, но и управлять рисками.
Сегодня максимально эффективными считаются анализ кассовых операций, удаленный видеомониторинг, применение электронных чек-листов для фиксации нарушений и другие решения. Помимо них используются, как и раньше, противокражные системы, видеонаблюдение, системы контроля и управления доступом и т. д.
Важно отметить, что новые технологии позволяют обеспечить контроль даже маленьким магазинам, у которых нет возможности нанять свою службу безопасности или специалиста по предотвращению потерь. Например, удаленный видеомонитринг позволяет отслеживать внешние кражи или нарушения внутренних регламентов сотрудниками: оператор фиксирует все отклонения в облаке, фотографирует и описывает. Представитель заказчика имеет доступ к облаку, он мгновенно видит сообщение оператора и принимает решение по устранению нарушения.
Охранник в магазине также может выполнять функции внутреннего контролера бизнес-процессов, наиболее сильно влияющих на потери. Ему достаточно сделать обход ключевых точек и зафиксировать в электронном чек-листе приложения CheckOffice на смартфоне все нарушения. Отчет создается автоматически и моментально попадает к руководству, не надо ничего самостоятельно сводить. Таким образом сеть получает накопленную систематизированную статистику в разрезе конкретных рисковых зон, всего магазина или даже региона. Что немаловажно, данное решение довольно экономично и доступно даже для небольшого бизнеса.
Тренд на управление потерями
На рынке безопасности регулярно появляются новые инструменты. Сегодня подрядчик, который не может предоставить комплекс решений по управлению потерями, не отвечает потребностям ритейла.
Та же самая ситуация происходит и с директорами по безопасности: те, кто привык действовать традиционно, просто расставляя охранников по магазину для борьбы с ворами, и боится посмотреть на проблему потерь шире, пробовать новые решения, остается за бортом. Ведь вокруг масса охранных предприятий, предоставляющих услуги профессионалов на аутсорсинг. Есть даже мнение среди экспертов в сфере безопасности, что в дальнейшем лучшие специалисты уйдут из сетей к подрядчикам – охранным предприятиям, которые используют в работе передовые технологии.
От руководителя службы безопасности требуется выбор верной стратегии управления потерями. Однако правильные решения можно принимать только на основании аналитики и собранной статистики, которая позволяет выявлять причины потерь и определить методы борьбы с ними. Причем для оценки эффективности систем безопасности нужно использовать не только показатели неизвестных потерь, но и оценивать известные потери, а для этого необходимо налаживать коммуникацию с другими департаментами: IT, продажниками, логистикой и т. д. Сегодня безопасность – это совместная работа и анализ данных, это коллаборация специалистов и профессионалов.
Только владея всей информацией, руководство сети может сделать правильный выбор, наметить стратегию управления потерями, грамотно использовать новые технологии и выстраивать безопасные магазины будущего.