что значит клеймо в тесте на фарфоре
История 4. Как обманывают по фарфоровым клеймам (настоящим и поддельным)
Это будет общий экскурс, но если он найдет отклик среди моих покупателей, то сделаю подробные дополнительные статьи с фотографиями примеров клейм-подделок и клейм настоящих, правда самых обычных, но которые так любят выдавать за очень «крутые».
Тема фарфора и особенно посуды и как распознать подделку – эта тема больше всего волнует покупателей, потому как именно при покупке винтажной фарфоровой посуды или статуэток чаще всего можно попасть на обман, связанный с неточным указанием возраста вещи (а от этого напрямую зависит цена) или получить новодел, или, еще хуже, подделку по цене оригинала.
Перед тем, как написать эту статью пробежался по Ярмарке – увы, новодела много. А еще больше вещей из 70-80ых, которые выдаются за антиквариат и довоенную посуду. Самые большие и грубые ошибки в описаниях. Вроде ваза периода 1930-1950 (а по сути ваза из 90ых). Беда в том, что зачастую неверно установлен год по клейму и взят просто из какого-то непроверенного источника (а порой просто из головы автора). То есть проблема №1 –Вы покупаете вещь хорошую от хорошей фирмы, но платите за нее больше в 2 раза, так как Вам она продается как антиквариат, а на самом деле это винтаж. Ведь если он моложе лет на 50, то и цена у него будет в 2 раза меньше.
Проблема №2 – выдача подделок за оригиналы. Увы, это происходит гораздо чаще, чем мы думаем. Вот только что 5 минут обзора новинок ярмарки я нашел 3 таких вещи. Не могу себя назвать авторитетным экспертом, но на мой взгляд есть вещи, которые обязан знать любой человек, занимающийся продажей винтажных и антикварных вещей. Например, отлично различать клейма как минимум 15-20 компаний, причем различать их по десятилетиям тоже (для этой статьи подготовил фотографии оригиналов и подделок, надеюсь пригодятся).
К сожалению, в странах бывшего СНГ выпускается крайне мало специальной литературы на тему клейм фарфора и каталогов примеров подделок. Все знания желающие могут почерпнуть лишь в интернете, но к сожалению эти знания далеко не всегда верны. Поэтому пользуясь каким-либо форумом учитывайте это. Приведу подробный пример из своей практики, который наглядно показывает как создаются иллюзии и обман при продажах винтажных вещей.
Вернемся к господину Прокопию Кузьмичу, желающему продать свое сокровище и требующего оценки. Фотография бесценной тарелки появляется перед всеми желающими помочь. На ней пасторальный и весьма миленький сюжет, несомненно красиво, вот только это новодел из 80ых. Об этом хозяину «сокровища» сообщают все знатоки форума в мягкой форме мол мило, но явно не бесценно и «не антикварно». Сообщают люди действительно понимающие и знающие и готовые делиться своими знаниями с другими, к тому же не имеющие личной заинтересованности. Объясняют тактично мол да, это копия одной антикварной тарелки из далекого 1800 такого-то года… Но увы, всего лишь копия. Прокопий Кузьмич возмущен! Это невозможно! Вы все глупцы-профаны! Меня не могли обмануть! Прокопий негодует. Он отдал за тарелку бешенные деньги (продавец показывал ПОЧТИ такую же в каталоге антиквариата) и более того – он же видел клеймо! Клеймо-то вот, старинное. А вы все тут ничего не смыслите. Те же знатоки как можно корректнее объясняют ему, что клеймо это подделка и даже приводят фотографии мол вот посмотрите: вот тут клеймо периода 1820го, а у Вас оно видоизменено. Но Прокопий стоит на своем: подумаешь, пару закорючек по другому нарисованы. Клеймо-то такое! Значит антиквариат! А вы все тут ничего не понимаете!
Вот тут остановлюсь и сделаю еще две важных заметки: во-первых, наличие клейма еще не говорит о дороговизне вещи или о ценности. История знает много примеров, когда маленький заводик штамповал свою продукцию качественно и добротно небольшим количеством. Минуло 200 лет и случайно обнаруживается чайник этого завода, клейма как такового нет, но вещи 200 лет и она в полной сохранности. И будьте уверенны этот чайник уйдет на солидном аукционе не дешевле, чем такой же по возрасту клейменный, а может и дороже. Так как клейменый от известной мануфактуры выходил огромными тиражами и его, даже 200летний, проще найти, чем вот этот из маленького тиража. Так что долгий период времени (более 100лет) вносит определенные коррективы в оценку вещей с клеймом и без.
Ну и второе: клеймо должно быть настоящим, красивое/некрасивое – ту роли не играет и это не показатель. Главное – настоящее! Если есть несоответствие (даже в штрихах, букве, упрощенный вид короны) – это скорее всего подделка и вещь тут же обесценивается. Вот такой пример в жизни клейма на фарфоровой посуде: слева подделка, справа оригинал и примеры этого клейма разных лет (одна из лучших немецких компаний фарфора).
Мы снова на форуме… За этой историей я наблюдал несколько дней. Прокопий Кузьмич оказался мужиком не только глупым, но и настырным – отгонял всех, кто смел указывать, что тарелка новодел. На третий день в ответом вылезла девушка новичок, сказав, что она думает, что это антиквариат, потому что «…уж больно то клеймо похожее, а детали – это мелочи. В тех годах не так дотошны были к деталям. Главное, что все остальные элементы похожи» Прокопий восторжествовал, обозвал всех, кроме юного эксперта, любителями и покинул форум искать продавца для своего «бесценного сокровища».
Почему я рассказываю эту историю? Она реальна и я видел много таких историй, очень много. И тут не только пример обманутого покупателя, тут еще и покупатель, не желая признать ошибку, из-за своего незнания превратился в непорядочного продавца. К сожалению, людям легче поверить, что все любители и не разбираются в теме, чем тот факт, что их обманули. И как это ни грустно, обязательно найдется тот наивный, кто купит эту тарелку за бешенные деньги… Эта же цепочка повторяется на всех ресурсах, где продается винтаж и антиквариат. Непорядочный продавец скупает мусор или новодел по незнанию или по знанию за бесценок и красиво отснимая фотографии, выдает все это за антиквариат.
Так что если Вы не разбираетесь в фарфоре и не готовы тратить хоть 10 минут, чтобы проверить клеймо на понравившейся вещи у непроверенного продавца перед покупкой, то вероятность что Вас обманут, довольно велика.
Этот пост вынужден был написать, так как все чаше получаю письма с просьбами идентифицировать тот или иной предмет, потому что покупатели понимают, что что-то не то, а продавец предпочитает стоять на своем и доказывать, что это оригинал, а не подделка. Если эта статья полезна, пожалуйста оставьте комментарии и если наберутся желающие, то я буду писать подробные статьи почаще с фотографиями подделок, которые нахожу как в сети, так и на блошиных рынках. А так же расскажу о других способах обмана при продаже фарфоровой посуды.
Как отличить настоящий фарфор от подделки?
Как отличить фарфоровые статуэтки от подделки — вопрос, если планируете покупать подарок, пополнять коллекцию, инвестировать в антиквариат. Оригинальный благородный материал славится превосходным качеством, безопасен для здоровья.
Цена имеет значение
Жанровая скульптура, утонченные статуэтки из благородного материала не могут стоить дешево. Изысканные изделия — предметы роскоши с долгой историей, сложной, дорогой технологией производства. Низкая цена должна насторожить, это главное отличие оригинальной фарфоровой статуэтки от фаянса, керамической подделки.
Знак производителя: изучаем клеймо
Толщина фарфора
Оригинальные предметы из благородного материала отличаются от подделок легкостью, визуальной хрупкостью. Толщина стенок редко превышает 2,5 мм. Простой тест на подлинность фарфоровой фигурки: поднесите к яркому источнику света, материал должен слегка просвечиваться.
Внешний вид
Звучание благородного материала
Костяной фарфор легко проверить на подлинность при помощи деревянной палочки. Коснитесь края статуэтки, чашки, блюдца, слушайте звуки. Если разливается длинный, чистый, мелодичный звук, который затихает медленно, внезапно не обрывается — настоящий фарфор. Глухое звучание, неприятный скрип — сигнал, что перед вами подделка, замаскированная керамика.
Дно и ножка изделия
Предметы из фарфора имеют идеально гладкое основание. Как проверить: поставить на стол, убедится, что нет зазора, волн.
Ножка, нижний ободок предметов из благородного материала всегда остаются непокрытыми глазурью. Это обусловлено технологией производства, при обжиге ободок может спекаться, невозможно будет отделить фигурку, не повредив ее. Изнанка статуэтки должна быть аккуратной, без трещин и царапин.
Роспись
Оригинальная фарфоровая фигурка, блюдо, сервиз отличаются наличием четкого, детализированного рисунка. Плотный благородный материал после обжига не имеет больших пор, поэтому краски ложатся ровно, создают красивый, броский орнамент без дефектов. Со временем гамма оттенков не теряет насыщенности, линии не растекаются.
Нежный молочно-белый оттенок, иногда сливочный — сигнал, что перед вами оригинальный, качественный фарфор без посторонних примесей, искусственных полимеров.
Насыщенней голубой, серый, желтый фон, неоднородный с переливами этих полутонов — признак подделки или бракованной партии. Недобросовестный производитель может добавлять белоснежный пигмент в сырье. Обнаружить обман можно при изучении дна статуэтки, на ободке проявляется настоящий оттенок. Окрашенный фарфор не будет просвечиваться.
Тест температурой
Благородный материал отлично сохраняет тепло. Нагрейте предмет, стенки должны долго оставаться теплыми.
Клейма европейского фарфора
Знакомство с клеймами европейского фарфора правильнее всего начинать с немецких производителей. Они наиболее известны, служат образцом для подражания, больше других востребованы коллекционерами и, соответственно, чаще подделываются. Клеймо играет первоочередную роль в правильной атрибуции фарфора, но само по себе не может служить полной защитой от фальсификата. Необходимо обращать внимание и на другие факторы: стиль и качество изделия, тонкость проработки деталей, а также цветовое и пластическое решение.
Мейсен
Широко известно клеймо ведущей фарфоровой мануфактуры Европы – скрещенные мечи, которые были позаимствованы с герба курфюста Саксонии. Однако немногие знают, что в начале своей деятельности предприятие, копировавшее китайские и японские образцы, подражало им во всём, вплоть до маркировки. Мануфактура была основана в 1709 году в Дрездене, а год спустя переведена в укреплённый замок Альбрехтстбург – резиденцию саксонского правителя Августа Сильного, чтобы защитить свои секреты.
В 1710 году состоялось официальное открытие предприятия, которое в то время выпускало красный фарфор, напоминавший иссинскую глиняную посуду из Китая. Маркировка продукции тоже имитировала иероглифы Поднебесной, а иногда и прямо копировала их. Параллельно с этим использовался широкий набор букв и символов, не имевших систематизации. Они процарапывались непосредственно в тесте, без цветной составляющей.
В 1713 году мануфактура перешла на твёрдый белый фарфор, которому с тех пор не изменяла. Активно велись опыты по улучшению художественного вида изделий, созданию глазурей и пигментов, стойких к высокотемпературному обжигу. В 1719 году Бёттгер умер, а директором Мейсена стал живописец Иоганн Грегор Херольдт, привлечённый к работе венским арканистом Самюэлем Штольцелем. Уже год спустя были достигнуты существенные успехи в фарфоровом производстве, а «шпионские страсти» вокруг него накалились до предела. Европейским керамистам не терпелось узнать секреты Мейсена, чтобы в свою очередь заняться изготовлением прибыльного и прекрасного «белого золота».
Главными конкурентами стали небольшие дрезденские предприятия и Венская мануфактура Аугартен, основанная в 1719 году при содействии Штольцеля. Копировался не только начавший формироваться в те годы мейсенский стиль, но и маркировка, что до сих пор создаёт путаницу при атрибуции. Причём дрезденские мастерские, не имевшие собственного производства, в основном расписывали бракованную продукцию Мейсена, выдавая её за свою. Об этом факте необходимо помнить современным коллекционерам. В 1720 году было принято решение о единой маркировке мейсенской продукции. Два года спустя появился логотип в виде скрещенных мечей, нанесённых синей подглазурной краской, но официально он «вступил в силу» с 1731 года.
Каталог клейм по годам
«Мечи» не были единственным видом маркировки Мейсена. В разное время использовались и другие клейма – их можно найти в каталогах фарфора Германии по годам.
Период (гг.) | Маркировка |
До 1730-х | Наряду с мечами применялись и буквенные обозначения, связанные с названием и статусом фабрики: K.P.M. – Königliche Porzellan-Manufaktur (Королевская фарфоровая мануфактура) M.P.M. – Meissener Porzellan-Manufaktur (Мейсенская фарфоровая мануфактура) K.P.F. – Königliche Porzellan-Fabrik (Королевская фарфоровая фабрика). |
До 1730-го в некоторых случаях до 1733-го | Личная монограмма Августа Сильного – AR. Изначально применялась только для изделий, поставлявшихся ко двору курфюста, а затем и его наследника Августа III. Позднее ею клеймили дипломатические подарки. Изделия с такой монограммой представляют сегодня наибольшую ценность. |
1733 – 1734 | Вензель АF, только для курфюста Фридриха Августа II. |
1756 – 1773 | Между крестовинами мечей поместили точку. Изменения ознаменовали переход от барокко к классическому стилю. В атрибутике данный период известен как «точечный». Большое внимание начинают уделять качеству наносимой маркировки, до того она делалась весьма небрежно. |
1774 – 1814 | Директором становится граф Камилло Марколини, оказавший большое влияние на художественное развитие фабрики. В частности ему принадлежит идея бисквитной скульптуры и пышного многоцветного декора в подражание Севру. Клеймо наносят синей краской без последующего глазурования. Между крестовинами появляется звёздочка. |
1814 – 1824 | Рукояти и лезвия мечей становятся прямыми. Между ними наносят небольшую вертикальную черту. |
1825 – 1924 | Рукояти мечей изгибаются. |
1924 – 1934 | Точка ставится между вершинами лезвий. |
1945 – 1947 | В нижней части добавляют опрокинутый полумесяц. |
1947 – 1973 | Период фарфора ГДР. Посуда клеймится мечами с прямой крестовиной. С 1948 года в тесте оттискивают годовые знаки. |
1972 | Используется только логотип Meissen. |
1972 – 1974 | Скрещенные мечи и внизу надпись Meissen. |
В европейской традиции не отмечается сортность фарфора, как например, это было в СССР. Есть только высшая категория и брак, который не пускается в производство. Тем не менее, Мейсен разработал свою систему контроля качества, выраженную в чёрточках на маркировке. Это было необходимой мерой защиты от домашних художников, которые забирали на фабрике бракованное «бельё», расписывали и продавали под видом оригинальной продукции.
Обозначения брака
Чёрточки наносились на мечи. В разные годы они отличались по количеству и значению.
В 1740 – 1938 гг. на «бельё», которое продавалось без росписи, ставилась одна черта. Две косые линии с 1852 по 1870 гг. свидетельствовали о низком качестве предмета. Три наклонных чёрточки наносили на несортовые изделия с трещинами, сколами и другими видами брака с 1852 по 1870 гг.
Помимо официальной маркировки существовали всевозможные подвиды, применявшиеся очень короткий период времени. Поэтому при коллекционировании, лучше изучить полный и подробный каталог клейм мейсенского фарфора, например, на сайте «Антикварчик» или ему подобных. Здесь же можно найти список предприятий, так или иначе копировавших маркировку ведущей европейской мануфактуры. К ним относятся фабрики из Нассау, Берлина, Арнштадта, Бристоля и так далее.
Фюстенберг
Вторая по старшинству фарфоровая мануфактура Германии была основана в 1747 году герцогом княжества Брауншвейг-Вольфенбюттель – Карлом I. Предприятие прославило не отличавшиеся большим доходом и высоким уровнем жизни земли, получив немало уникальных привилегий. В частности, только его продукцию разрешали продавать в Берлине, наряду со столичной фабрикой KPM.
Фарфоровая мануфактура в Фюстенберге до сих пор выпускает великолепного качества посуду с ручной росписью в классическом стиле. Отличительной чертой предприятия считается ажурная резьба и золочение. Помимо роскошных сервизов, в ассортимент входят статуэтки, отлитые по формам XVIII века. Изначально они применялись для сервировки центральной части стола во время торжественных обедов высшей знати.
С 1753 года, официальным указом герцог учредил маркировку изделий синим вензелем «F», нанесённым подглазурно. Дизайн буквы незначительно менялся со временем. В 1758 году к ней добавлялась датировка.
Нимфенбург
Фарфоровую мануфактуру в Мюнхене создал курфюст Баварии, Максимилиан III Иосиф в 1747 году, однако регулярное производство здесь началось только 7 лет спустя. До настоящего времени предприятие работает преимущественно в стиле рококо, выпуская эксклюзивную продукцию люксового сегмента. Каждая деталь изготовливается вручную по старинным технологиям. Таких производителей, как Нимфенбургская фарфоровая мануфактура в мире насчитываются единицы. Особенно ценится скульптура производителя, в том числе и серия белых, не расписанных фигурок животных.
Маркировку Нимфенбурга легко выделить среди других клейм европейского фарфора. Это – силуэтное изображение герба Баварии с ромбическим шахматным рисунком. Знак отдавливался в тесте или наносился подглазурной синей краской. В 1895 – 1921 гг. использовался зелёный пигмент. На ранних изделиях изображалась также шестиугольная звезда – гексаграмма, синей подглазурной краской.
Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине (КРМ) производит продукцию с 1751 года. Однако почти на старте она пережила банкротство, спровоцированное семилетней войной и только 10 лет спустя, в 1761 году заработала в полную силу. А ещё через два года фабрику выкупил король Пруссии – Фридрих II Великий, страстный поклонник фарфора. Он привлёк ведущих мейсенских мастеров, благодаря чему в короткие сроки удалось добиться высшего качества продукции.
Фридрих II, приобретавший посуду и предметы сервировки исключительно на Берлинской мануфактуре, пожаловал ей право использовать королевскую эмблему – синий скипетр, наносившийся поглазурной краской. В 1830 году к основному клейму добавили изображение державы и подпись КРМ. Однако позднее эта разновидность применялась лишь в особых случаях для обозначения эксклюзивности продукции.
С 1751 по 1757 гг. изделия маркировались буквой «W» по фамилии первого владельца фабрики – торговца шерстью Вильгельма Каспара Вегели. А в 1761 – 1763 гг. вензелем «G», принадлежавшим промышленнику Иоганну Гоцковски, возродившему мануфактуру после краха и банкротства.
Франкенталь
Антикварам и коллекционерам хорошо знаком город Франкенталь, где с 1755 по 1799 гг. работала Курфальцская фарфоровая фабрика. За свою недолгую историю предприятие успело прославиться малой пластикой, за которой до сих пор «охотятся» ценители. Основатель производства – Карл Хэннонг переехал с семьёй из Страсбурга после того, как Людовик XVI установил государственную монополию на фарфор для поддержки Севра. Французский керамист привнёс в продукцию Франкенталя утончённый шарм и яркую цветовую палитру, характерную для своей родины.
В 1760 году фабрика отошла к сыновьям Хэннонга – Йозефу Адаму и Полю Антону. Возникшие между братьями разногласия, касавшиеся состава сырья, привели к банкротству, после чего предприятие выкупил курфюст Баварии Карл Теодор. В этот период фабрика достигла расцвета. Её отличал не только изысканный декор, но и редкий для немецких производителей нежно-кремовый оттенок бисквитного черепка. По некоторым сведениям, рецепт сырья Франкенталя был продан Севру наследниками Хэннонга и позволил флагману французской индустрии перейти с фриттового на более прочный твёрдый фарфор.
Маркировка продукции фабрики тесно связана с её владельцами:
В разные периоды дополнительно использовался личный вензель Карла Хэннонга, обоих его сыновей, а также управлявшего фабрикой в 1800 году Франца Бартоло.
Что значит клеймо в тесте на фарфоре
Кузнецк, основанный в 1618 г., практически сразу же после своего сооружения и в течение всего XVII в. имел весьма важное стратегическое значение для России. Он являлся самым южным укрепленным пунктом в этом районе Сибири и призван был отражать набеги кочевников. Для этих целей необходимы были орудия. Истории появления, распределения и обслуживания пушек в Кузнецком остроге посвящена настоящая виртуальная выставка.
Стоявший в стороне от торгово-транспортных путей Сибири, Кузнецк не мог похвастаться развитой торговлей. Тем не менее, в город поступали отечественные и импортные товары, развивалась местная торговля промысловой и сельскохозяйственной продукцией. Какие товары были на рынке уездного грода, как развивался этот рынок, можно узнать, посетив виртуальную выставку.
Виртуальная выставка, в которой можно узнать интересные факты о первых мельницах, построенных в Кузнецком уезде.
Виртуальная выставка, посвященная историческому развитию официальной символики города Новокузнецка.
Выставочный проект из фондов музея в рамках регионального конкурса «Кузбассу – 300! Лучшая музейная выставка», посвященного 300-летию Кузбасса.
Коллекция фарфоровой и фаянсовой посуды формировалась путем дарения и закупки отдельных предметов и небольших семейных коллекций, а также в ходе археологического изучения памятников на территории современного Новокузнецка.
Изделия с сохранившимися клеймами из культурного слоя старого Кузнецка дают представление о распространенности продукции различных керамических фабрик.
Сегодня все россияне прекрасно знают, что все в мире можно измерить в метрах, килограммах, литрах, гектарах, минутах. Но большинство современных людей даже не догадываются, что используемая в настоящее время в России метрическая система мер принята относительно недавно – менее 100 лет назад.
О старинных мерах, которыми пользовались жители Российской империи, на примерах образцов, хранящихся в фондах музея-заповедника «Кузнецкая крепость», рассказывает сотрудник музея Н.А. Кузнецов.
Около 50-ти оцифрованных документов (в основном, открытки) из фондов музея теперь доступны для просмота и иузчения. Материал систематизирован по издателям, коллекциям. Отдельный раздел посвящен фото-открыткам (фотографиям на бланке почтовой карточки), получившим большое распространение в годы Первой мировой войны: адресованные родным фотокарточки могут быть интересны и полезны как историкам, коллекционерам, так и современникам, интересующимся историей своей семьи.
В пояснительном тексте кратко, но емко изложена история почты в уездном городе Кузнецке Томской губернии, соповождающаяся историческими фотографиями.
Древние монеты – один из наиболее интересных типов исторических источников. Информация, которую они могут поведать, сильно ограничена, но, тем не менее, позволяет делать некоторые выводы и исторические заключения.
О монетах V-VI вв. из средневековых курганов Кузнецкой котловины, хранящихся в коллекции «Кузнецкой крепости», рассказывает с.н.с. музея-заповедника, к.и.н. Николай Александрович Кузнецов.
В музейной коллекции редкой книги хранятся интересные образцы старопечатных книг, оригинал альбома «Славянский и восточный орнаментъ по рукописямъ древняго и новаго времени», составленный В.В. Стасовым и изданный в Санкт-Петербурге в 1887 году. На страницах этого альбома можно увидеть примеры оформления буквиц и орнаментов, украшающих тексты старинных изданий. Некоторые из этих образцов станут экспонатами настоящей выставки.
Дополнением станут фото образцов старопечатной книги и предметов для письма из фондов музея.
В постоянной экспозиции музея-заповедника «Кузнецкая крепость» демонстрируется бронзовая фигурка, изображающая всадника. Это одна из находок, обнаруженных во время исследования археологического памятника на территории Беловского района Кемеровской области курганного могильника Шестаки-II. Археологический памятник датируется 8-9 вв н.э. Кем мог быть этот всадник, и для чего его изображение было увековечено в виде маленькой бляшки и рассказывает виртуальная выставка, подготовленная сотрудником музея Н.А. Кузнецовым.
Выставка подготовлена к 165-летию движению сестер милосердия.
25 октября 1854 года Великой Княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России специализированная община сестер милосердия, которые проходили подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии, называлась она Крестовоздвиженская. А первыми российскими женщинами, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам, были сестры милосердия московской Никольской обители. Это событие произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг. Непосредственное руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института осуществлял Н.И. Пирогов.
На вопрос «как вы думаете, что это за предмет и для чего он предназначен?», посетители музея-заповедника дают самые разные ответы: «гвоздь какой-то», «ножницы» и тому подобное, но весьма далекое от правды. Правильный ответ, а также много других интересных фактов ищите на странице данной выставки.
Данная виртуальная выставка знакомит посетителей сайта музея с весьма необычным предметом коллекционирования – упаковкой. Как и любой другой предмет своей эпохи, она может не только многое рассказать о бесследно исчезнувшем прошлом, но и представляет собой художественную ценность. На странице выставки мы откроем некоторые факты из истории развития упаковки на примере фондовых коллекций «Кузнецкой крепости».
В экспозиции виртуальной выставки представлены иконы из собрания музея-заповедника «Кузнецкая крепость», отреставрированные в 2012-2016 года. Результатом этой работы стало возрождение к жизни тридцати трех икон периода XIX – начала XX веков. Выставка «Светлый лик» не просто знакомит зрителя с новыми произведениями из музейных фондов – она раскрывает невидимый для глаза посетителей труд реставраторов, занимающихся возрождением к жизни экспонатов живописи.
Виртуальную выставку составили рукописные и старопечатные православные книги конца XIX-начала XX вв. из коллекции «Редкая книга» музея-заповедника «Кузнецкая крепость»: церковная литература нескольких направлений: богослужебная литература (применялась для проведения служб), детская адаптированная литература, агиография (жития святых, поучения, прологи).
В фондах музея-заповедника «Кузнецкая крепость» хранится достаточно обширное собрание предметов кухонной утвари, столовых приборов и посуды периода второй половины XIX – начала XX вв., которое позволяет проиллюстрировать традиции питания, сервировки стола и семейного быта различных слоев населения Сибири, и, прежде всего, жителей города Кузнецка.
В данной виртуальной выставке представлены оригинальные фотопортреты периода Российской империи 2-й половины XIX – начала XX веков, являющиеся частью небольшой, но весьма ценной музейной коллекции старой фотографии. Снимки представляют изображения неизвестных для нас россиян из разных социальных слоев Центральной России, Сибири, Кавказа, Дальнего Востока.