что значит кодифицированный правовой акт

КОДИФИЦИРОВАННЫЙ АКТ

Полезное

Смотреть что такое «КОДИФИЦИРОВАННЫЙ АКТ» в других словарях:

Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года — кодифицированный нормативный акт, устанавливающий основные положения, которыми должны были руководствоваться законодательные органы республик, входивших в состав СССР, при разработке уголовного законодательства. Содержание 1 История… … Википедия

Грузия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юго востоке Европы, в центральной и западной частях Закавказья.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

Кодекс — единый, свободный, внутренне согласованный кодифицированный акт (закон, иной нормативный акт), обеспечивающий полное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Это наиболее распространенный вид кодификационных актов. Его… … Элементарные начала общей теории права

Иран, Исламская Республика Иран (ИРИ) — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Юго Западной Азии. Территория 1,65 млн. кв. км.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Смешанный тип правовой системы — тип (семья) правовых систем, сочетающий элементы правовых систем континентального и англо американского типов и охватывающий североевропейскую (скандинавскую) и латиноамериканскую группу правовых систем. Принципиальные особенности… … Элементарные начала общей теории права

Основы законодательства — кодифицированный акт, содержащий наиболее общие нормы, регулирующие отношения по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основы законодательства это такой акт кодификации, в котором определяются общие для всех субъектов Федерации… … Элементарные начала общей теории права

КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РФ — (КЗоТ РФ) основной после Конституции РФ источник трудового права в РФ. Введен в действие с 1 апреля 1972 г. Значительные изменения и дополнения были внесены в КЗоТ Законом РФ от 25 сентября 1992 г. В настоящее время КЗоТ РФ кодифицированный акт… … Энциклопедический словарь экономики и права

Институт дипломатической защиты в международном праве — Аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России Содиков Шарбатулло Институт дипломатической защиты в международном праве. Введение Актуальность темы исследования. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в настоящее… … Википедия

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС — (англ. budget code) – кодифицированный акт, регулирующий бюджетные правоотношения и устанавливающий механизм правовой ответственности за бюджетные правонарушения. Не все страны мира имеют Б.к., многие ограничиваются принятием законов по разл.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Источник

Основные виды кодифицированных актов

что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть фото что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть картинку что значит кодифицированный правовой акт. Картинка про что значит кодифицированный правовой акт. Фото что значит кодифицированный правовой акт что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть фото что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть картинку что значит кодифицированный правовой акт. Картинка про что значит кодифицированный правовой акт. Фото что значит кодифицированный правовой акт что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть фото что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть картинку что значит кодифицированный правовой акт. Картинка про что значит кодифицированный правовой акт. Фото что значит кодифицированный правовой акт что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть фото что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть картинку что значит кодифицированный правовой акт. Картинка про что значит кодифицированный правовой акт. Фото что значит кодифицированный правовой акт

что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть фото что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть картинку что значит кодифицированный правовой акт. Картинка про что значит кодифицированный правовой акт. Фото что значит кодифицированный правовой акт

что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть фото что значит кодифицированный правовой акт. Смотреть картинку что значит кодифицированный правовой акт. Картинка про что значит кодифицированный правовой акт. Фото что значит кодифицированный правовой акт

Кодифицированный акт – официальный акт нормативно-правового характера, который на основе единых принципов регулирует важнейшую, достаточно обширную сферу отношений,– это сводный акт, определенная упорядоченная совокупность юридических предписаний, взаимосвязанных между собой. Для него характерны: большой объём в содержании, сложная структура, высокий уровень обобщённости и внутренняя согласованность. Типичным примером кодификационного акта является Кодекс любого права.

Кодификация подразумевает под собой приведение правовых норм, институтов, регламентирующих общественные отношения определенной отрасли права, к единой юридической силе. Кодифицированные нормативно-правовые акты внешне могут быть выражены в различных формах: основы, кодексы, уставы и др.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы опредёленной отрасли либо подотрасли права — уголовного, гражданского, трудового и др. ), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института либо нескольких правовых институтов в едином кодифицированном акте. Примерами специальной кодификации являются Водный, Лесной кодекс РФ и др.).

Существует 3 основных вида кодификационных актов:

2. Основы законодательства – акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сферы государственного управления.

32. Консолидация нормативных правовых актов

Консолидация – форма систематизации путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет своё самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации.

Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; представляет собой унификацию нормативных актов; устраняет их множественность; избавляет их от чрезмерной раздробленности; способствует объединению общих положений текущего правотворчества в родственные группы; является промежуточным звеном между текущим правотворчеством и кодификацией.

Результатом консолидации нормативного материала является издание Свода законов. Истории законодательства известен Свод законов Юстиниана. Имеется и отечественная практика их создания: Собрание местных законов западных губерний — в Украине XIX в., Свод законов Российской Империи в 16-ти томах, Свод законов СССР. Свод законов издан в Российской Федерации. В структуру консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в опредёленной последовательности.

33. Концепции глобализации и их влияние на государство и право. Место России

Источник

Энциклопедия юриста
КОДИФИЦИРОВАННЫЙ АКТ

Принятие К.а. обычно сопровождается отменой устаревших и неэффективных норм, внесением в действующие необходимых изменений. Сочетание упорядочения и обновления законодательства позволяет рассматривать К.а. как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

По характеру охвата регулируемых кодексами отношений они разделяются на отраслевые и комплексные (межотраслевые). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это УК, ГК, КЗоТ и др.

Комплексные кодексы систематизируют нормы, собранные вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности,отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединенные единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений(ТК,ЛК,КТМ и др.).

В ряде зарубежных государств под кодексом понимается отраслевой официальный сборник, включающий нормы законодательных и подзаконных актов по определенному, порой довольно узкому кругу вопросов (кодексы дорог общего пользования, сберегательных касс, морских портов и др.).

Положения регламентируют правовой статус определенного органа,учреждения или системы однородных органов учреждений, организаций (Положение о

Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.). В сфере правил оформляются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности. В ряде случаев К.а. может приниматься в форме закона без дополнительного наименования (Закон об основах государственной службы. Закон об образовании и др.) (см. также Закон,/Со<3екс, Кодификация).

Источник

§ 4. Кодифицированные нормативные правовые акты

В системе законодательства традиционно центральное место занимают кодифицированные акты. Их особенности и значение находятся в нескольких плоскостях. С одной стороны, они должны выполнять роль фундамента, основы законодательства. На основе их норм возникают текущие законы и подзаконные акты. С другой стороны, эти акты принимаются особым способом, получившим название кодификация.

Кодифицированная форма используется для целостной регламентации отрасли права, комплексного законодательного регулирования общественных отношений в отдельной области. Кодификация отражает более высокую меру концентрации нормативного материала в той или иной сфере общественных отношений.

Особенность кодифицированных актов состоит в том, что они занимают центральное место в отрасли или институте права. Эту роль кодифицированный акт выполняет в силу того, что он содержит всю или основную массу соответствующих норм, например Жилищный кодекс РФ. Для обширных отраслей права кодекс (например, Гражданский кодекс РФ) выполняет роль фундамента, основы иных актов, которые возникают только на основании его разрешения или указания. Эти положения очень высоко поднимают планку требований к кодифицированным актам. Современные акты, и не только положения, уставы, но и кодексы, не выдерживают такого уровня требований.

Текущее и кодифицированное законодательство отличается своими целями. При текущем правотворчестве законодатель ставит своей целью решение назревших конкретных вопросов политической, экономической, культурной жизни, тогда как при кодификации – кроме того, цель состоит в упорядочивании ранее изданных норм по всему кругу вопросов данной отрасли законодательства. Важным условием кодификации является также подготовленность законодательства для кодификации, определенная степень его разработанности. Это означает, что акты, подлежащие кодификации, должны представлять собой определенную, твердо сложившуюся группу, обладающую свойствами отрасли права.

Кодифицированные акты создаются с использованием специфических правил законодательной техники. Они характеризуются большим объемом (например, в четырех частях Гражданского кодекса РФ содержится 1551 статья), сложной структурой, внутренней согласованностью и высоким уровнем обобщенности нормативных предписаний.

Процедура кодификации более емкая и продолжительная, нежели обычный правотворческий процесс. В идеальном варианте эти работы включают ревизию действующего законодательства по предмету кодификации с целью выявления норм, требующих отмены или изменения. Таким образом, одновременно осуществляются два процесса: принятие нового акта и приведение иных актов в соответствие с ним. Вследствие соблюдения указанных условий результат кодификации действует достаточно продолжительный период времени, обеспечивая устойчивость общественных связей.

Таким образом, кодифицированные документы выделяются в системе нормативных правовых актов по содержательным и процессуальным основаниям.

Виды кодифицированных актов достаточно разнообразны: положение, устав, модельный закон, основы законодательства, кодекс, правила и др.

Положение представляет собой акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, системы однородных органов, организаций.

Устав — это комплексный нормативный акт, регулирующий правовое положение определенных органов и организаций либо ту или иную форму государственной деятельности.

Устав может выполнять роль учредительного документа, в котором формулируются основные нормы, определяющие правовой статус ряда субъектов Российской Федерации, структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

Учредительные акты субъектов Российской Федерации с наименованием «устав» негативно воспринимаются, так как они выступают формальным доказательством неравенства субъектов. Республики – субъекты Федерации принимают конституции, а другие субъекты, например, края и области – уставы. Однако термин «конституция» куда более значителен в сравнении с «уставом».

Примером устава является «Устав Организации Объединенных Наций», принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945, ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.08.1945.

Место уставов в транспортной сфере заняли соответствующие законы: Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Модельный закон — вид кодифицированного акта, который представляет собой типовой документ, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.

ЗАКОН ГЛАСИТ –

на заседании Научно-методического совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 27 октября 1998 года

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении в субъекте Российской Федерации и другими законами субъекта Российской Федерации определяет порядок отзыва депутатов представительного органа местного самоуправления субъекта Российской Федерации (далее – депутатов, депутата).

Статья 1. Право отзыва

1. Право отзыва депутата избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом своих полномочий, закрепленных законодательством.

Модельный закон может использоваться для унификации, достижения максимального единства правовых систем, государственных образований, входящих в состав федерации, государств – участников конфедерации.

Этот документ выделяется из числа кодифицированных актов. Во-первых, использование термина «закон» в данном контексте является условностью, так как законодатель, как правило, в создании модельных актов не участвует. Такие документы вообще не являются нормативными, не имеют властной природы, они носят рекомендательный, направляющий характер. Во-вторых, очевидна их систематизирующая роль. Принципиальная особенность модельных законов в том, что они не возникают в результате систематизации, а сами эти документы выполняют систематизирующую роль, поскольку на их основе могут возникнуть единообразные нормативные правовые акты.

Сфера регулирования модельных законов достаточно широка. Разрабатываются подобные документы разными органами и лицами, в том числе учеными, научными коллективами, органами государственной власти, экспертными и аналитическими организациями, внутригосударственными и международными инстанциями.

Особую разновидность кодифицированных федеральных законов образуют основы законодательства, основы, основные принципы. Основы законодательства – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий общие принципы регулирования тех или иных общественных отношений, наиболее существенные условия их применения. Поскольку основы законодательства представляют собой разновидность кодифицированных актов, то это предъявляет особые требования к их содержанию, объему и сфере регулирования, направленности на объединение действующих норм.

В основах объединяются такие общие, обязательные для территории всей страны правовые положения, на основе которых и во исполнение которых принимаются законы и иные нормативные правовые акты.

Наличие основ в советском государстве предопределялось тем, что правовое регулирование разделялось на два уровня. На общегосударственном уровне принимались основы законодательства Союза ССР и республик, а союзные республики в их развитие принимали кодексы. Например, Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик (1991 г.) развивались в общесоюзных уголовных законах о воинских и государственных преступлениях, а затем – в уголовных кодексах союзных республик.

Как правило, основы законодательства создавали базис отрасли права, например, Основы законодательства о земле (1990 г.) содержали принципиальные положения земельного законодательства, жилищного законодательства – жилищного права. Но были и другие основы, предмет правового регулирования которых составляли общественные отношения, имеющие в момент их принятия большое общегосударственное значение, например Основы законодательства об аренде (1989 г.), об индексации доходов населения (1991 г.) и некоторые другие.

В результате кодификации конца XX – начала XXI в. большая часть основ советского периода прекратила действие. Действуют следующие основы законодательства: об охране здоровья граждан (1993 г., в ред. 2004 г.), об архивном фонде (1993 г.), о нотариате (1993 г., в ред. 2004 г.), о культуре (1992 г., в ред. 2003 г.), основы гражданского законодательства (1991 г., в ред. 2001 г.). Имеются основы законодательства в международной практике правотворчества, например Решение от 10 февраля 1995 г. «Об основах таможенных законодательств участников СНГ». Межгосударственные основы тяготеют к модельным законам.

Таким образом, основы законодательства – это федеральный закон, устанавливающий основополагающие, принципиальные, общие положения по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в нормативных актах, принимаемых субъектами Российской Федерации. В системе права у основ имеется особое предназначение. Вокруг них формируются отрасли, реже – институты права. Основы выполняют отраслеобразующую роль путем установления основных принципов регулирования, важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере. Есть основания полагать, что дальнейшее совершенствование государственного устройства, федеративных отношений, правотворческих процедур окажет воздействие на основы законодательства. Они займут подобающее им место концептуальных документов по предметам совместного ведения.

Наиболее известной разновидностью кодифицированных актов, бесспорно, является кодекс. Определенную роль в этом сыграло созвучие слов «кодификация» и «кодекс», что популяризирует последний. На латыни кодекс означает – книга. Кодекс – это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует определенную сферу общественных отношений. Кодексы могут быть подвергнуты классификации по разным основаниям. Так, например, по отраслевому признаку кодексы подразделяются на отраслевые и комплексные (межотраслевые).

Отраслевые кодексы регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.).

Комплексные кодексы систематизируют нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены компетенцией, общими принципами регулирования (Лесной кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и др.).

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют кодексы материальные (Гражданский кодекс РФ) и процессуальные (Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ). Большая часть кодексов описывает необходимое, желаемое, допустимое поведение. В таком положительном подходе правонарушения представляют собой несоблюдение правовых норм положительного содержания (Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ). Некоторые кодексы, наоборот, имеют исключительно репрессивный характер. Они описывают недопустимое, противоправное поведение и устанавливают меры юридической ответственности (Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).

С точки зрения законодательной техники кодекс отличается достаточно сложной структурированной системой. Нормативные понятия, принципы и предписания отдельных правовых институтов объединяются в параграфы, главы, разделы, подразделы, части. Основу для регулирования отдельных институтов могут создавать нормы, объединенные под названием «общие положения» или «основные положения», которые обычно являются начальными статьями всего кодекса или его частей, разделов.

Особую важность для характеристики кодексов играет устойчивость, сформированность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования данного акта.

Источник

Признаки кодифицированного акта.

1.Кодифицированный акт отличается, тем что является новым нормативно-правовым актом, вносящим полностью или частично в существо правового регулирования.

2.Кодифицированный акт собирает объединённые вместе нормативные положения по данному предмету регулирования.

3.Кодифицированный акт обеспечивает единое, на основе предмета и метода, правовое регулирование.

4.Кодифицированный акт закрепляет устойчивые общественные отношения, рассчитанные на длительный период действия.

5.Кодифицированный акт, как правило, всесторонне и комплексно регулирует общественные отношения и, как следствие, имеет сложную структуру.

Виды кодифицированных актов.

В настоящее время в России различаются следующие кодифицированные акты: 1) Конституция; 2) Основы законодательства; 3) Кодексы; 4) Уставы; 5) Положения; 6) Правила.

Признаки.

1.В Основах законодательства закреплены наиболее общие, фундаментальные положения, регулируемых отношений.

2.В Основах большой удельный вес нормативных обобщений (принципов, целей, задач, определений).

3.Закреплена максимальная полнота, но не детальность общественных отношений.

4.Основы являются базой развития законодательства, особенно в сфере ст. 72, 73 Конституции РФ).

Виды кодексов.

Структура кодифицированного акта.

Особенность кодифицированного акта заключается в том, что в нём всегда имеется две выраженные части (Общая часть и Особенная част).

В Общей части содержатся нормативные обобщения: принципы, цели, задачи, дефиниции.

Особенная част состоит из конкретных положений.

Кодифицированные акты далее делятся на разделы, главы и статьи (преамбула есть?).

Кодификация.

Кодификация это деятельность субъектов правотворчества, направленная на глубокую и качественную переработку действующего законодательства, в целях создания нового нормативного акта (создание новых правил поведения).

Признаки кодификации.

2.Кодификация направлена на глубокое и качественное перерабатывание действующего законодательства.

4.В кодифицированном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) права.

5.Кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный срок их действия.

6.Предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы права на отрасли и институты.

7.В результате кодификации рождается новый, единый юридически и логически цельный нормативный документ.

8.Акт кодификации всегда значителен по объёму, имеет сложную структуру.

Признаки кодифицированного акта.

1.Кодифицированный акт отличается, тем что является новым нормативно-правовым актом, вносящим полностью или частично в существо правового регулирования.

2.Кодифицированный акт собирает объединённые вместе нормативные положения по данному предмету регулирования.

3.Кодифицированный акт обеспечивает единое, на основе предмета и метода, правовое регулирование.

4.Кодифицированный акт закрепляет устойчивые общественные отношения, рассчитанные на длительный период действия.

5.Кодифицированный акт, как правило, всесторонне и комплексно регулирует общественные отношения и, как следствие, имеет сложную структуру.

Виды кодифицированных актов.

В настоящее время в России различаются следующие кодифицированные акты: 1) Конституция; 2) Основы законодательства; 3) Кодексы; 4) Уставы; 5) Положения; 6) Правила.

Признаки.

5.В Основах законодательства закреплены наиболее общие, фундаментальные положения, регулируемых отношений.

6.В Основах большой удельный вес нормативных обобщений (принципов, целей, задач, определений).

7.Закреплена максимальная полнота, но не детальность общественных отношений.

8.Основы являются базой развития законодательства, особенно в сфере ст. 72, 73 Конституции РФ).

Виды кодексов.

Структура кодифицированного акта.

Особенность кодифицированного акта заключается в том, что в нём всегда имеется две выраженные части (Общая часть и Особенная част).

В Общей части содержатся нормативные обобщения: принципы, цели, задачи, дефиниции.

Особенная част состоит из конкретных положений.

Кодифицированные акты далее делятся на разделы, главы и статьи (преамбула есть?).

Система права: понятие, элементы; публичное и частное право.

Признаки системы права.

1.Система права имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений.

2.Система права рассматривается как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга.

4.Первичной клеточкой системы права (элементом), регулирующей типовые общественные отношения определённой разновидности, является норма права.

5.Система права характеризуется устойчивостью правовых положений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *