что значит когда рисуешь глаз
Изображение глаз
Глаза отражают внутренний эмоциональный тон, который переживается внутренне, но не обязательно отражается вовне. Интерпретация изображения глаз также зависит от их формы. Изображение глаз на пустом лице в виде кругов или квадратов отличается от интерпретации круглых глаз на заполненном лице. Дополнительные особенности изображения лица и рисунка в целом позволяют уточнить значение глаз. Интерпретация сочетания глаз с ушами, изображения глаз и рта, глаз и носа будут отличаться, к примеру, от интерпретации полностью заполненного лица.
Глаза, нарисованные вместе с другими элементами головы или лица, имеют меньшее значение. Символическое значение глаз также увеличивается при изменении их размера и сложности. Гармоничность изображения глаз больше говорит об их общем символическом значении, нежели о специфичном характере их эмоционального выражения. Изображение глаз любой формы, броско выделяющихся на пустом лице, указывает на максимальную степень их психологического значения.
Случай из консультативной практики
Самоуглубленность 31-летней Антонины отражается в изображении пропорциональных круглых глаз.
Рис. 99. Изображение глаз на пустом лице.
Глаза круглой формы
Соразмеренные с фигурой человека круглые глаза говорят о самоуглубленности и озабоченности эмоциональными переживаниями. Человек внимательно следит за происходящим вокруг, остро, но безмолвно переживая неприятности, не проявляя вовне бурных эмоций.
Диспропорциональные размеры круглых глаз указывают на их усиливающее значение в общем паттерне поведения. Чрезмерно большие глаза указывают на то, что человек находится во власти эмоций, испытывая на себе возрастающее эмоциональное давление. Большие круглые глаза говорят об усиленном внимании к происходящим вокруг событиям, когда человек буквально ловит на лету каждое слово. Проявляемое вовне внимание зачастую имеет оттенок удивления или страха.
Слишком маленькие глаза говорят о стремлении подавить, сдержать испытываемые эмоции.
Глаза треугольной формы
Треугольные глаза остриями вниз, «плачущие глаза»
Выразительное проявление вовне интенсивных внутренних переживаний. Проявление в изображении «плачущих глаз» переживаний (треугольники остриями вниз) говорит о крайне удручающем эмоциональном состоянии. Человек чем-то сильно расстроен и находится на грани слез. В то же время остро переживаемое угнетенное состояние не обязательно открыто проявляется вовне.
Треугольные глаза остриями вверх, «острый взгляд»
В «остром взгляде» треугольных глаз с направленными вверх остриями проявляются прорывающиеся наружу интенсивные эмоции, сопровождающие живой интерес и глубокую заинтересованность происходящим.
Треугольные глаза, направленные остриями к переносице, «колючий взгляд»
В выражении «колючих глаз» (треугольники, направленные остриями друг к другу) отражается возмущение. В изображении возмущенных глаз читается бунт, мятеж, который внутренне ощущается, но не обязательно открыто проявляется вовне. Вместе с тем человек явно чем-то недоволен и настроен воинственно.
Глаза квадратной формы, «застывший взгляд»
Квадратные глаза, в особенности на пустом лице, создают ощущение неестественности. Застывшее лицо с квадратными глазами имеет облик своеобразной маски. Выражение «застывших глаз» создает ощущение, что человек смотрит на происходящее невидящим взглядом. Он настолько эмоционально подавлен и углублен во внутренние переживания, что перестает замечать происходящее.
Ромбовидные глаза, «напряженный взгляд»
В форме ромбов, образуемых сдвоенными разнонаправленными треугольниками, графически отражается внутренняя борьба эмоциональных переживаний человека. В образе ромбовидных глаз читаются противоречивые эмоции, свойственные испытываемому состоянию сконфуженности. Тестируемый, рисующий глаза в виде ромбов, чувствует себя потерянным, «сбитым с толку».
Затемненные штриховкой глаза
Штриховка глаз усугубляет их значение, усиливая нейротизм и негативизм. Затемнение глаз может свидетельствовать об испытываемом страхе или актуальном стрессовом состоянии, иными словами, о глубоком эмоциональном переживании.
Рис. 100. Изображение ромбовидных глаз.
Рис. 101. Изображение затемненных штриховкой глаз.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Изображение рта
Изображение рта В отличие от безмолвного отражения внутреннего эмоционального состояния, ассоциирующегося с изображением глаз, при прорисовывании рта испытываемые эмоции принимают вербальное выражение. Значение рта на пустом лице усиливает его психологическое
Изображение носа
Изображение носа Нос относится к основным выразительным средствам лица наряду с глазами и ртом. Нос привлекает внимание, демонстративно выступая вперед по сравнению с остальными чертами лица. Символическое значение носа связано с его значением выдающейся вперед части
Изображение ушей
Изображение ушей Изображение ушей указывает на стремление прислушиваться к чужому мнению о себе, полагаться на знаки социального одобрения и неодобрения, ориентироваться на высказывания окружающих. В особых случаях уши говорят о зависимости от мнения других, излишней
Изображение щек, бровей и губ
Изображение щек, бровей и губ Щеки, брови и губы позволяют кардинально изменить выражение лица, придав ему особую эмоциональную окраску. Изображение щек символически отражает потребность подчеркнуть те или иные социальные признаки, выставляемые напоказ для завоевания
Односложное изображение тела
Односложное изображение тела Тело треугольной формыОбщей характеристикой треугольного тела является женское начало, мягкость характера и использование типично женских способов во взаимодействии с миром.Треугольное тело острием вверх в рисунках женщинИзображение
Односложное изображение шеи
Односложное изображение шеи Шея в форме треугольника острием к головеШея в форме треугольника острием к голове, пропорциональная фигуре человека, указывает на то, что трудности произвольной саморегуляции, компенсируемые вспышками возбуждения, существуют лишь в
Односложное изображение рук
Односложное изображение рук Треугольные руки остриями к телу, «открытые руки»Ощущение разведенных в сторону рук возникает при изображении рук в форме треугольников, обращенных острием к телу. «Раскинув руки в стороны», человек тем самым говорит о своей покладистости,
Образное изображение рук
Образное изображение рук Руки из одной геометрической формы, проходящей по горизонтали через все телоРуки из одной формы, пересекающей тело насквозь, говорят о том, что связывающая по рукам реальность сковывает человека и не позволяет действовать по своему усмотрению.
Сложное изображение рук
Сложное изображение рук Руки из двух и более однородных частейСдвоенные или строенные руки символизируют повышенную активность в социальной сфере. Символическое значение геометрической формы рук позволяет сделать вывод о содержании социальной активности.
Односложное изображение ног
Односложное изображение ног Треугольные ноги основаниями вниз Рис. 159. Изображение треугольных ног основаниями вниз. Круглые ногиСоразмерные со всем изображением человека круглые ноги символизируют активное стремление к освоению жизненного пространства и
Сложное изображение ног
Сложное изображение ног Ноги из двух и более однородных частейСостоящие из нескольких однородных элементов ноги говорят об усиленном характере активности, символизируемой каждой геометрической формой. Значение ног в рисунке ассоциируется с общей предметной
Условное изображение ног
Условное изображение ног Подставка вместо ногКомпенсаторную функцию опоры в рисунке может выполнять подставка треугольной, квадратной или круглой формы, изображенная вместо ног. Замещающее значение подставки очевидно. Вместо активного освоения мира с целью
Изображение прически
Изображение прически Изображение фигуры человека с прической свидетельствует о повышенном внимании к социальным знакам престижа. Высокая прическа отражает стремление к высокому социальному статусу. Ее размер говорит о том, насколько сильно у человека выражено желание
Изображение аксессуаров
Изображение аксессуаров Психологический анализ изображения аксессуаров позволяет выявить проблемы во взаимоотношениях с ближайшим окружением, в том числе особенности текущей семейной ситуации.Изображение пуговицНе устраивающие отношения в коллективе или в семейной
6.6. Изображение, жест, слово
6.6. Изображение, жест, слово Вернемся к ситуации, когда овладение языком представляет собой желанную, но нередко трудно достижимую цель. Отсутствие у «неговорящего» ребенка возможностей коммуникации на естественном языке не должно обрекать его на социальную изоляцию. В
Центральное изображение
Центральное изображение Создание карты начинается в центре, и это относится ко всем картам идей. Центральное изображение или сочетание «слово + изображение» представляет предмет или тему вашей карты идеи. Оно должно состоять как минимум из трех цветов, чтобы быть
Что значат наши рисунки
Часто, слушая собеседника, ожидая в очереди, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно. Тем не менее, рисунки могут многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии.
Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания. Люди выплескивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.
Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!
Где разместим, как нарисуем?
Положение рисунка относительно свободного места на бумаге может многое сказать о человеке.
Линии рисунков жирные? Вероятно, человека что-то тревожит. Слабые и тонкие «паутинообразные» линии говорят об усталости организма и психологической истощенности.
Довольно часто мы что-нибудь штрихуем на рисунке. Короткие штрихи означают, что человек возбудимый, длинные — что размеренный и спокойный. Штрихи прямые и чёткие — вы настойчивы и упорны, эскизные и лёгкие — слегка тревожны и не уверены в себе. Горизонтальные штрихи присущи женственным и слабым, а вертикальные — упрямым и решительным. Вообще, если человек постоянно что-нибудь заштриховывает или чертит сетки, это говорит о том, что он попал в неловкое положение или вступил в рискованное дело, не может взять инициативу в свои руки и сдерживает раздражение. Художник ощущает себя загнанным в угол или пытается отгородиться от какого-то препятствия.
Цветочки, домики, имена, животные
Как утверждают психологи и графологи, важно не только то, как человек рисует, но и что изображает. Приведём наиболее часто встречающиеся изображения и то, что они могут рассказать о человеке.
Изображение человека
Изображение маленьких человечков — признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображен схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе.
Если же изображён «настоящий» человек, анализ следует начать с головы.
Недовольное, грустное лицо свидетельствует о таком же состоянии рисующего. Ведь человек, рисующий лица, думает, что рисует других, а на самом деле — самого себя, своё внутреннее состояние.
Хмурое лицо — неудовлетворённость собой, гримасы выражают боль и смятение, улыбка — счастье. Большие, широко расставленные глаза говорят об оптимизме и любви к жизни. Физиономия с точками вместо глаз и черточкой рта — отчуждение (от мира, человека, себя). Если художник изображает красивые профили, это означает, что он заинтересован в общении. Эти рисунки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.
Изображение кукол означает, что над художником доминируют окружающие, он ощущает, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.
Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот — вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска — вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.
Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.
Бессознательные рисунки или, О чем могут рассказать каракули на бумаге
Примерно 9 из 10 человек в возрасте от 18 до 34 лет рисуют на бумаге во время разговора. Совершая такие бессознательные рисунки мы пытаемся преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи и лучше сконцентрироваться на скучных делах, считают психологи. Благодаря таким каракулям можно многое узнать о личности, характере и настроении рисующего. Что именно обозначают незамысловатые бессознательные рисунки разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Фото: pixabay.com
Волнистые линии, спирали и окружности
Такие рисунки могут обозначать, что рисующий старается контролировать свое поведение чтобы не сорваться на окружающих. Возможно он переживает небольшой эмоциональный кризис, ходит по кругу своих переживаний.
Цветы, солнце, облака
Жизнерадостные цветочки и солнышко – признаки того, что человек доволен тем, как проходит разговор. Возможно, слушая собеседника, он параллельно мечтает о чем-то приятном. Подобные рисунки выдают оптимизм и благостное расположение духа.
Домики и коробки
Симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам.
Сетка
Сетка или прямые пересекающиеся линии характеризуют человека прямолинейного и упрямого, конфликтующего не только с другими, но и с самим собой. Вероятно, он попал в неловкое положение или вступили в дело, которое считает рискованным, возможно ощущает себя загнанным в угол.
Шахматные поля
Когда на листе бумаги появляются шахматные поля, вероятно, человек оказался в неприятном затруднительном положении. Рисующий может страдать от скрытых комплексов или находиться в поисках себя, своего жизненного пути. Также такие рисунки могут говорить о желании бросить кому-то серьезный вызов, «сыграть шахматную партию». У таких людей могут быть трудности с поиском компромиссов и сглаживанием конфликтов.
Звездочки
Рисующий хочет оказаться в центре внимания, для него важно быть ярким и замеченным. Но если у звезды очень много лучей или они изображены отдельно – это может говорить о депрессивных переживаниях.
Личные подписи
Собственные подписи, машинально выведенные на листе бумаги говорят о том, что перед нами персона, сосредоточенная на себе любимом. Такой человек может быть тщеславным и эгоцентричным, а, возможно, в момент выведения подписей был занят обдумыванием важной проблемы.
Узоры (как на обоях)
Человеку скучно и, возможно, не только в момент выведения рисунка, а в целом, он считает свою жизнь однообразной и не очень интересной. Такому человеку можно посоветовать сменить обстановку или найти себе новое увлечение с целью получения свежих эмоций.
Пчелиные соты
Соты рисует тот, кто стремится к гармонии, хочет упорядочить свою жизнь, сделать ее более спокойной. А еще, что вполне вероятно, подумывает о создании семьи.
Круги и кольца
Окружности, связанные друг с другом или вписанные одна в другую, говорят о просьбе сострадания и сочувствия. Возможно человек чувствует себя одиноко. Выводя кружочки на бумаге, он бессознательно намекает, что нуждается в дружеском внимании.
Фигура круга
Если круг внутри пуст, ничем не заполнен – это говорит о предрасположенности к скрытности и замкнутости. Такой человек не любит, когда кто-то лезет в его жизнь и дела.
Геометрические фигуры (квадраты, треугольники и пр.)
Сигнализируют о четких целях и убеждениях, рисующий не склонен скрывать свое мнение, настойчив и упорен. Таким людям можно посоветовать смотреть на вещи проще, быть не такими осторожными.
Круги, которые переплетаются
Вам кажется, что вы находитесь вне каких-то важных событий, вам хочется в чем-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности. А вот переплетение сердец означает, что вы переполнены чувствами и готовы дарить любовь и тепло всему миру.
Кресты
Чувство вины перед близкими, тягость от какой-то проблемы, за которую рисующий чувствует ответственность.
Лабиринт
Поиски гармонии, своего жизненного пути.
Оружие
В вас накопилось много агрессии, возможно, вы на кого-то сильно сердитесь или вообще злитесь на жизнь.
Маленькие домики
Вам не хватает чего-то основательного, например, сильного и крепкого плеча, заботы и опоры.
Стрела
Стрела – вектор, по которому, нарисовавший ее ориентируется в жизни. Если она направлена вверх – ориентация на других людей, вниз – на себя, налево – человек смотрит в прошлое, направо – ориентирован на будущее, не оглядывается назад.
Фото: pixabay.com
Животные
Животных обычно рисуют веселые, жизнерадостные и открытые люди. Многое зависит и от того, какое именно животное изображено. Тигр или волк — рисующий настроен агрессивно, заяц или белка — нуждается в заботе и защите, лев — ощущает свое превосходство. Психологи считают, если человек рисует одно и то же животное – он сравнивает себя с ним, приписывая его характеристики.
Глаза
Такой рисунок может нарисовать, склонный к самонаблюдению. Если автор изображает глаза в различных ракурсах, он достаточно самокритичен
Губы
Губы рисуют особы творчески одаренные и чувственные. Если же между губами проблескивают зубы — человек не лишен агрессии.
Примитивные человечки
Фигурки человека свойственно изображать людям широкой души, тем, кому не свойственны мелочность и любая ограниченность. Таких людей можно отнести к натурам с широкими взглядами, способных к пониманию.
Изображать фигурки маленьких человечков свойственно тем, кто ощущает беспомощность или пытается уклониться от чего-либо. А вот человечек-великан с крупными плечами и большим телом указывает на ощущение большой силы или чрезмерную озабоченность властью.
Куклы
Человек чувствует себя подавленным, над ним доминируют окружающие, вероятно он чувствует, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.
Клоун или карикатура
Такие люди подсознательно считают себя не совсем полноценными, стремятся спрятаться за неестественным образом. А вот если человек рисует роботов – он страдает от того, что многое в жизни ему не подвластно. Возможно кто-то стремится контролировать его жизнь.
Маска
Маска говорит о скрытости и осторожности, человек пытается спрятаться от внешнего мира.
Смотрите также:
ТОП-3 О МИНСКЕ
Лаборатория и новый хирургический корпус. Какие еще объекты в сфере медицины открылись в 2021 г.
Пиксельная сетка, фонтаны и сани — как преобразится главная елка столицы на Октябрьской площади
Коммунальные службы показали в деле арсенал средств уборки снега
Белорусские биатлонистки заняли второе место в эстафете на этапе КМ в Эстерсунде
Женская команда Беларуси по биатлону 5 декабря обеспечила себе серебро по итогу эстафетной гонки на втором этапе Кубка мира в Эстерсунде (Швеция), сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Победу в гонке 4×6 км с двумя огневыми рубежами праздновали французские стреляющие лыжницы. Лишь им уступил ставший вторым белорусский квартет в составе Ирины Лещенко, Динары Алимбековой, Елены Кручинкиной и Анны Сола. Замкнули тройку команд-лидеров спортсменки из Швеции.
Вечером в воскресенье на этапе Кубка мира в гонке преследования стартуют мужчины, включая представителей Беларуси.
Смотрите также:
Желтый уровень опасности объявлен в Беларуси на 6 декабря
В Беларуси 6 декабря объявлен желтый уровень опасности из-за гололедицы, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.
Синоптики предупреждают, что в понедельник на отдельных участках дорог республики сохранится гололедица.
Смотрите также:
Период глубокого исцеления и тенденции роста. Павел Глоба назвал знаки, которые будут счастливы в 2022 г.
В наступающем году Водяного Тигра жизнь представителей нескольких знаков зодиака существенно улучшится. Например, у Близнецов начнется период глубокого исцеления, а Девы продолжат расти и развиваться в выбранной сфере. Таким прогнозом поделился астролог Павел Глоба, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на портал 2022 год.
Овны
В наступающем году Овны достигнут успеха исключительно в заранее запланированных делах и при условии, что смогут проявить напористость и целеустремленность. Новогодний гороскоп представителей знака — пример того, как активность и желание участвовать во всем происходящем помогут оказаться на вершине, а лень не приведет ни к каким позитивным переменам.
Примерно в середине весны возможно возникновение неприятных ситуаций, однако, если Овны смогут философски отнестись к случившемуся и вынести для себя полезный опыт, кажущиеся глобальными проблемы быстро разрешатся.
Близнецы
Представителям воздушной стихии в следующем году понадобится систематизировать свою жизнь и дела, поскольку долгосрочные цели и понимание того, как события могут развиваться дальше, помогут им по достоинству оценить представляющиеся возможности.
В свободное время на протяжении ближайших месяцев Близнецов может тянуть размышлять о прошлом и анализировать собственные потребности, что скорее всего выльется в неожиданное начало глубокого исцеления и эмоциональных перемен. Причем, даже если изначально все будет как будто идти не так, скоро Близнецы научатся контролировать это состояние и почувствуют себя лучше, чем когда-либо.
Кроме того, год обещает быть хорошим в вопросах любви и самовыражения, а это значит, что отношения представителей знака со второй половинкой и с обществом пойдут в гору.
Девы
Год Водяного Тигра пройдет для представителей земного знака в прямом смысле добротно — они смогут продолжить развиваться в любой из выбранных сфер, будь то карьера, творчество или личностный рост.
Девам также представится возможность начать работать по совершенно новым схемам, которые быстро покажут свою полезность и станут предметом интереса у окружающих. При этом звезды советуют не утаивать инновационные методики, поскольку «сарафанное» радио может познакомить представителей знака с новыми интересными людьми — позже это сильно поможет в продвижении к цели.
Смотрите также:
После инцидента с украинским Ми-8 на границе белорусские пограничники выступили с предупреждением
При возникновении в дальнейшем случаев нарушения госграницы белорусские пограничники будут действовать крайне жестко. Об этом заявил официальный представитель Мозырского пограничного отряда Сергей Павлов, комментируя инцидент с украинским вертолетом, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на представительство МТРК «Мир» в Беларуси.
По словам С. Павлова, около полудня 4 декабря в районе пункта пропуска «Новая Рудня» зафиксировали нарушение воздушной границы Беларуси военным украинским Ми-8. Этот вертолет залетел на территорию нашей республики, о чем впоследствии украинская сторона была уведомлена.
Читайте также:
Смотрите также:
«Высказывал свое мнение, невзирая на авторитеты». Почему Михаила Высоцкого называли отцом белорусских автомобилей
Отцом белорусских автомобилей назвал Михаила Высоцкого нобелевский лауреат Жорес Алферов. И это не преувеличение. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Михаил Высоцкий
Минский автомобильный завод уже много лет визитная карточка нашей страны. Автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы с маркой МАЗ знают во всем мире. И шесть поколений этой уникальной техники грузоподъемностью от 8 до 320 т разработаны под руководством Михаила Высоцкого — силой его конструкторской мысли и организаторского таланта. А какой фурор произвел первый в истории техники модульный автопоезд МАЗ-2000 «Перестройка» на Парижском Большом автосалоне в 1988 году! Этот мазовский проект опередил свое время, его тогда на Западе назвали прорывом в ХХI век. Заслуги Михаила Степановича общепризнаны. Высоцкий — Герой Беларуси, лауреат Государственной премии СССР, доктор наук, академик, почетный гражданин Минска и обладатель множества званий и наград.
Человек с характером
Андрей Чеблаков, проработавший на Минском автомобильном заводе более четверти века, в том числе четыре года помощником генерального директора, много лет дружил с Михаилом Степановичем.
— В 1959 году, после окончания Белорусского политехнического института, я был направлен на работу технологом в кузнечный цех МАЗа, — рассказывает Андрей Андреевич. — И как часто бывает, на молодого специалиста спихнули дополнительные обязанности цехового уполномоченного по БРИЗу, организации по рационализации и изобретательству. На заводе тогда было два отдела по разработке автомобильной техники: ОГК, где Михаил Степанович в то время работал замом главного по прицепам, и СКБ спецтехники, которым руководил известный разработчик большегрузных карьерных автомобилей и тягачей для баллистических ракет Борис Шапошник. Оба отдела находились в одном здании и на одном этаже, но доступ в СКБ был ограничен — на лестничной площадке стоял вооруженный охранник. Поэтому конструкторы этих подразделений общались мало и разрабатывали детали одного назначения независимо друг от друга с небольшими отклонениями по размерам и конфигурации. В кузнечном производстве большая номенклатура штамповок технологически и экономически недопустима, поэтому работники кузнечного цеха вносили предложения по унификации деталей. Я же, как уполномоченный БРИЗа, наши идеи нес на согласование. Начальники разные бывают, не со всеми кашу сваришь. А заместитель главного конструктора завода — простой, улыбчивый, веселый, с комсомольским задором. Несмотря на солидный пост и разницу в возрасте, был наиболее доступным, не чурался общения с молодым инженером. Так у нас появилась взаимная симпатия, которая со временем переросла в дружбу. Доступность и человечность всегда были главной притягательной силой, поэтому люди тянулись к Высоцкому. Но при этом требовательный — дело прежде всего. Его принципы — дисциплина, обязательность, своевременность. Совсем не подарок нерадивым работникам. И не только подчиненным. Обладая настоящим мужским характером, высказывал свое мнение, невзирая на авторитеты.
Генеральный директор МАЗа Иван Демин рассказывал, что, когда в 1961-м решался вопрос о главном конструкторе завода, многие в кандидатуре Михаила Степановича сомневались — молод, не потянет. Но когда Иван Михайлович знакомился с личным делом Высоцкого, в характеристике его внимание привлекла фраза «трудолюбив, толковый специалист, но неуступчив в отношениях с начальством». Демин рассудил мудро: это хорошо, что волевой и напористый, соглашатели в работе не нужны, прогресс двигают люди с характером. И настоял, чтобы назначили на должность Высоцкого.
Королев и космос
Мало кто знает, что Минский автозавод имеет отношение к запуску первого искусственного спутника Земли. Что может быть общего между автомобилями и космическими кораблями? Но в конце 1956-го МАЗ получил из Москвы секретное задание — разработать особый низкорамный прицеп. Заниматься им поручили СКБ завода под руководством Высоцкого. Дело — новое, непривычное, требования — жесточайшие, сроки — предельно сжатые, ответственность — огромная. Отсюда спешка, нервотрепка. Представьте ситуацию: идет погрузка прицепа на железнодорожную платформу в Москве для отправки на космодром. Что-то не получается. И тут подбегает какой-то мужик в телогрейке, запыленных кирзовых сапогах и ругается матом: что, мол, ковыряетесь. А Высоцкий, тоже горячий и эмоциональный, не сдержавшись, в ответ послал его в те же далекие края… Мужик удивленно посмотрел на молодого да раннего, ничего не сказал и ушел. Все видевшие это буквально оторопели: «Ну готовься, сейчас за тобой воронок приедет!» Оказалось, мужик тот — сам Королев, генеральный конструктор. Только мало кто знал его в лицо, да и носил он фамилию Сергеев. Высоцкий считал после: спасло его то, что Сергей Павлович — бывший заключенный. В лагере повидал многое, но не ожесточился и прежде всего видел дело, человека.
Если продолжать ракетно-космическую тему, добавим, что знаменитый американский самолет-шпион У-2, который пилотировал Пауэрс, был сбит 1 мая 1961 года зенитной ракетой, размещенной на мазовском полуприцепе. Михаил Степанович работал тогда заместителем главного конструктора по прицепам и полуприцепам.
Загадка рождения
— Высоцкий — человек очень мудрый, от земли. Он из простой крестьянской семьи, из деревни Семежево Копыльского района, — продолжает Андрей Чеблаков. — Родился в феврале 1928 года — если по документам. Но, как сам рассказывал, по воспоминаниям отца, появился на свет поздней осенью, «когда грязюка была». Получается, в конце ноября или начале декабря. Зарегистрировать ребенка родители не спешили, сделали это лишь в феврале. Записали 16-м числом того же месяца. Только и тут получился казус. 10 февраля 1946 года проходили выборы в Верховный Совет БССР. Чтобы участвовать в них, Михаил ту, еще довоенную, справку (паспортов селяне в те времена не имели) легонько подправил, поменяв 6 на 0. Вот такая путаница получилась. Это позволяло Михаилу Степановичу праздновать свое рождение с 10 по 16 февраля.
Прорыв на Красную площадь
Высоцкий не искал легких путей в жизни. Он находил победные. Правда, кто бы изначально знал, что они приведут к успеху?
В 1967 году на МАЗе побывал председатель Совета Министров СССР Косыгин. Вроде бы всё Алексею Николаевичу понравилось, но спросил минчан, почему не делают автопоезда, какие он видел в Швеции. В качестве ответа Высоцкий и директор завода Иван Демин отвели гостя в экспериментальный цех, где уже шла работа над такой машиной. Косыгин остался доволен увиденным и попросил ускорить создание автопоезда. На тот момент в СССР такие не выпускались, и появилось мнение, что технику надо закупить в ФРГ. Так считал и министр автомобильного транспорта СССР Александр Тарасов, кстати, в прошлом директор МТЗ. Мазовцев поддержал Машеров, предложивший показать уже готовую минскую машину в Москве. И в конце ноября 1970-го три автопоезда МАЗ стояли в Белокаменной. Однако Тарасов уперся, мол, пусть вашу технику немцы купят, тогда и разговор будет, езжайте обратно в Минск. Но Высоцкий не привык так легко сдаваться и позвонил другому земляку-белорусу. Аркадий Вольский работал в ЦК КПСС, замзав отделом. Аркадий Иванович скомандовал: «Гоните машины на Старую площадь, посмотрим!» А как? Грузовикам ведь въезд в центр города запрещен… Но, плюнув на запреты, поехали. Гаишники приходили в оцепенение, видя такое нахальство, а белорусы прорвались на Старую площадь, а на следующий день — и на Манежную, к зданию Госплана СССР (здесь сейчас Госдума России). Там поддержавший Высоцкого и Демина председатель Госплана Николай Байбаков предложил показать автопоезда еще и правительству и таким образом решить проблему. И вот на третий день МАЗы с Михаилом Степановичем и Иваном Михайловичем в кабине головного автопоезда, не обращая внимания на запрещающие знаки, отчаянные жесты милиционеров и удивление прохожих, доезжают до Боровицких ворот Кремля. Их охрана остановила, но после проверки документов и нескольких звонков пропустила внутрь. Когда об этом сообщили Тарасову, тот кулаком вдребезги разбил телефонный аппарат.
В центре снимка Иван Дёмин, Михаил Высоцкий и Алексей Косыгин
Косыгин же остался доволен увиденным и, более того, распорядился выделить немалые средства, чтобы запустить машины в серию. Возвращалась минская автоколонна как победитель, через Спасские ворота и дальше по Васильевскому спуску под руководством коменданта Кремля.
Кто бы мог подумать: через 20 лет, в 1991-м, Высоцкому пришлось устраивать подобную рекламную акцию в Минске. На этот раз уже мазовские автобусы пригнали к Дому правительства, а затем катали по проспекту Франциска Скорины предсовмина Беларуси Вячеслава Кебича и республиканских министров. Как вы понимаете, организацию производства автобусов на МАЗе правительство поддержало.
«Папа» «Ласкового мая»
Среди многочисленной и разнообразной продукции МАЗа, созданной под руководством Высоцкого, была эксклюзивная, сделанная в единственном экземпляре — спецавтомобиль для группы «Ласковый май». Нынешние меломаны вряд ли что-нибудь знают об Андрее Разине, Юрии Шатунове и никогда не слышали «Белые розы», «Розовый вечер». А в начале 1990-х эти композиции доносились из каждого утюга. Популярность у «Ласкового мая» была бешеная. Когда группа направлялась на очередные гастроли в Минск, ее продюсер Андрей Разин случайно познакомился в поезде с Высоцким.
Андрей Александрович мог обаять любого человека. Нашел 27-летний «племянник» тогдашнего генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева общий язык и с 62-летним Михаилом Степановичем, которого скоро стал называть папой, а его жену, Валентину Николаевну, — мамой. «Ласковый май», по признанию Разина, дал более 50 концертов для заводчан в ДК МАЗ, бывал и на родине Высоцкого, на Копыльщине, взамен же получил спецавтомобиль, аналогов которому не было в стране. В нем оказалось всё для гастролей: кухня, туалет, душ, грузовой отсек для аппаратуры. На крыше размещалась сцена, и артисты могли выступать прямо на стадионе. Заводские конструкторы придумали кучу прибамбасов вроде системы подстраховки водителя (особые часы на руке, которые, если человек засыпал или ему становилось плохо, включали сигнализацию, глушили двигатель). А еще экспериментальные системы электропитания и зарядки аккумуляторов. Двигатель — более 400 лошадиных сил, три моста, из которых два — ведущих. Машина крепкая, выносливая, отработала у Разина 4 года, проехав около миллиона километров без ремонтов и поломок по разбитым советским дорогам. А потом вернулась на завод — таково было условие Высоцкого.
Этой чудо-машине «Ласкового мая» завидовали все звезды эстрады. Андрей Разин рассказывал, что однажды в Сочи, где стоял МАЗ, рядом выступала Пугачева. Ее муж и продюсер Евгений Болдин предложил водителю 300 долларов (очень большие по тем временам деньги), чтобы Примадонна тайно смогла осмотреть машину… Приезжала Пугачева потом и на завод с просьбой сделать подобный автомобиль для нее. Но разве мог «папа» отказать «сыну» в праве остаться единственным собственником такого авто?
Память
О таких, как Михаил Степанович, говорят: одержим работой. Он пропадал на заводе с утра и до вечера, в будни и выходные. Хватало и общественной нагрузки. К тому же, как человек общительный, он и с генеральными секретарями партии (а встречался почти со всеми — от Хрущева до Горбачева), и с простыми рабочими легко находил контакт. А вот в семье не всегда. И в 50 лет Высоцкий развелся с женой. По тем временам поступок, грозивший пустить под откос всю дальнейшую карьеру. Но обошлось. Он еще многого достиг, а с новой супругой, Валентиной Николаевной, они прожили 35 лет.
— Говоря языком космической эры, основной, первой ступенью ракеты-носителя для творческого взлета Высоцкого был Иван Демин, второй — Валентина Николаевна, ну а на роль дополнительных топливных баков с определенной натяжкой могу претендовать я, — говорит Андрей Чеблаков. — И никакие антидеминские происки следующих руководителей предприятия не смогли помешать неотвратимому восхождению на государственную и научную орбиту простого белорусского парня.
Михаила Степановича не стало в 2013-м, ему было 85. Его именем названы улица в столице и Минский государственный автомеханический колледж.
Справочно
Михаил Степанович вполне мог стать железнодорожником, поступив после окончания школы в Гомельский железнодорожный техникум. Отговорил старший брат Иван, учившийся в Горном институте в Ленинграде. Он убедил Михаила, что его призвание — автомобили.
В 1997 году Международный биографический центр в Кембридже присвоил Михаилу Высоцкому звание «Человек года». Американский биографический институт включил его в список 5 000 ученых, внесших наиболее значительный вклад в развитие науки XX века.
В 2008 году Михаилу Высоцкому было присвоено звание «Почетный гражданин Минска».
Высоцкий проработал на Минском автозаводе 50 лет, из которых 35 лет — главным конструктором.
Фото Павла Русака и из архива Андрея Чеблакова
Минские «Крумкачы» не смогли пробиться в высшую лигу чемпионата страны по футболу
В ответном стыковом поединке за право в следующем сезоне играть в высшей лиге «Крумкачы» из Минска в родных стенах сыграли с мозырской «Славией» вничью 0:0, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Команды тремя днями ранее провели первый матч в Мозыре. Тогда только в добавленное время «Славия» смогла вырвать победу, благодаря точному удару Фрэнсиса Нарха (1:0). Столичному клубу необходимо было выигрывать с разницей минимум в один мяч, чтобы встреча перетекла в экстратаймы.
Первый тайм изобиловал борьбой, взаимными ошибками, а события в основном разворачивались в центре поля. Вратари почти не вступали в дело. За 45 минут команды толком не создали опасных моментов. Такой расклад был на руку клубу из Мозыря, которого устраивала ничья.
После перерыва эмоции начали бить через край. Игроки стали грубо фолить, из-за чего чуть не случилось пару потасовок. Лишь после серии желтых карточек от главного судьи Павла Коронца (всего за матч их было предъявлено 10) футболисты успокоились. Правда, к тому моменту удалили главного тренера минской команды Олега Кубарева. Уже после окончания поединка Коронец показал красную карточку игроку «Крумкачоў» Александру Котлярову. Во второй половине два отличных момента упустил нападающий гостей Эмманюэль Эссого. В итоге противостояние в Минске завершилось ничьей 0:0, а по сумме двух поединков в элитном дивизионе в 2022 году сыграет «Славия». Минчане продолжат выступать в первой лиге.
Папа Римский встретился с беженцами на греческом острове Лесбос
Папа Римский Франциск 5 декабря прилетел на остров Лесбос для посещения с президентом Греции Катериной Сакелларопулу центра временного размещения беженцев, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ТАСС.
Понтифик встретился с беженцами. Он назвал миграцию проблемой, затрагивающей всех, а также подчеркнул, что в этой связи понятны все сложности и опасения, но, не воздвигая барьеров и стен, можно найти решение и улучшить сосуществование людей. В качестве примера Папа Римский привел пандемию: в ситуации с ней стала понятна недостаточность фрагментарных подходов для решения глобальных проблем.
К. Сакелларопулу в воскресенье заявила о лежащей на всей Европе ответственности за урегулирование кризиса с мигрантами и о том, что все эти годы Греция несла непропорционально большое бремя этого кризиса, охватившего весь регион Средиземноморья. По ее словам, борьба с этой проблемой выходит за рамки национальных границ.
Президент Греции также отметила, что с большой радостью и волнением приветствует Папу Франциска на Лесбосе. Понтифик уже посещал этот остров в 2016 году, назвав тогда массовую миграцию в Европу наибольшей катастрофой после Второй мировой войны. Теперь ситуация на этом греческом острове улучшилась. Он принял тех, кто, убегая от войны, политических гонений, крайней бедности, вынужденно покинул дом в попытке найти лучшую жизнь.
Присутствие Папы Римского на Лесбосе К. Сакелларопулу назвала сильным сигналом надежды и ответственности, подаваемым отсюда всему международному сообществу.
Смотрите также:
«Ты — моя муза!». Как минские школьницы стали жертвами режиссера-педофила
Как минские школьницы стали жертвами режиссера-педофила — подробности в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
Как-то в соцсетях 14-летняя Илона* увидела объявление о наборе детей и подростков в частную студию актерского мастерства, особо талантливым ребятам даже обещали съемки в короткометражных фильмах. С разрешения матери девочка прошла кастинг и стала трижды в неделю ездить на занятия.
Режиссером и преподавателем по актерскому мастерству был 38-летний Глеб, который якобы разглядел в Илоне талант. Временами он оставался с ней в студии допоздна.
Когда стало рано темнеть, Глеб не мог долго задерживать ученицу, поэтому позвонил ее матери и попросил разрешения проводить занятия у них дома, мол, нельзя упускать такой талант. Женщина согласилась. При этом он открыто называл Илону своей музой.
Сначала между педагогом и подростком складывались хорошие доверительные отношения. Однако со временем Глеб стал вести себя странно: начал признаваться ей в любви, предлагал встречаться, при любой возможности прижимал к себе, обнимал. Илона говорила, что ей всё это неприятно и не нравится, что у них большая разница в возрасте. Мужчина же продолжал добиваться своего: если она хочет стать актрисой, то должна быть раскрепощенной — вдруг на съемках попадется постельная сцена. Были случаи, когда он заставлял ее танцевать перед ним в нижнем белье, — объяснял это тем, что девочке надо расслабиться.
Однажды преподаватель пригласил Илону к себе, чтобы показать, как снимают военные фильмы. Он усадил ее за стол, включил видео, а сам подошел сзади, приобнял, а затем засунул руки ей под майку, начал целовать. При этом удерживал девушку так, чтобы та не могла сопротивляться. Илона потребовала немедленно прекратить, и Глеб как ни в чем не бывало отошел. Матери школьница поначалу ничего не рассказывала — думала, она ей не поверит.
В следующий раз Глеб заявился пьяным на 15-летие Илоны. Мать, видя, в каком состоянии педагог, предложила ему остаться у них на ночь. Она постелила ему в отдельной комнате, а сама собиралась лечь с дочерями в спальне на большой кровати. Мужчина согласился, а в благодарность предложил помочь уложить 10-летнюю Риту спать, рассказав ей сказку.
Потом отдыхать отправилась именинница. Пока мать убирала на кухне, в комнату к девочкам заявился Глеб. Младшая уже спала, и он стал приставать к своей ученице, угрожая: если та не согласится на интим, сломает ей карьеру. Илона закричала: «Отстань, убери руки!» Это услышала ее мама и оттащила мужчину от дочери.
Утром сестры уехали на тренировку. По пути старшая заметила, что Рита сама не своя. Неожиданно у нее случилась истерика, и она рассказала Илоне, что дядя Глеб, когда укладывал ее спать, лег рядом под одеяло и сунул руки ей в трусы, а после стал целовать. От страха она расплакалась, после чего тот ушел.
Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
Старшая девочка тут же позвонила матери, сообщила о случившемся и попросила вызвать милицию, но мама отказалась, предложив всё обсудить дома.
Вернувшись домой с тренировки, сестры застали там Глеба. Илона спросила: «Понимаешь, что ты сделал?» Тот невозмутимо ответил, мол, вел себя с Ритой по-отечески — якобы девочки воспитываются только матерью и совсем не знают об отношениях папы с дочками. За него заступилась и их мать, сказав, что младшая всё неправильно поняла либо просто приукрасила.
Негодяй даже извинился перед девочками, а их родительнице на всякий случай намекнул, что у него есть хороший адвокат. После этого он ушел. Илона студию больше не посещала, а об актерской карьере позабыла раз и навсегда.
Сперва мать девочек не обращалась в милицию, так как доморощенный юрист ей пояснил: раз не было полового акта, доказать вину невозможно. Женщина не хотела вызывать милицию еще по одной причине — из-за бракоразводного процесса. Бывший супруг намеревался отсудить у нее квартиру и забрать дочерей. Однако спустя несколько лет мать Илоны и Риты все-таки написала заявление — ее дочери не могли забыть эту историю.
Мужчину задержали. В ходе предварительного расследования выяснилось, что от действий Глеба пострадали не только сестры. Среди потерпевших была и 9-летняя Виолетта, рассказавшая, что во время занятий в школе актерского мастерства Глеб постоянно сажал учениц к себе на колени и гладил по бедрам. А однажды, приехав в Санкт-Петербург на съемки фильма, он закрылся с ней в номере, якобы чтобы повторить стихотворение, а сам трогал девочку в области паха, а также за живот и ягодицы.
— Обвиняемый неоднократно привлекался к административной ответственности, судим за неуплату алиментов на содержание своих детей. Стоит отметить, что никакого специального образования для работы в киноиндустрии у него не имелось — был лишь школьный аттестат, — рассказал начальник Московского (г. Минска) РОСК Михаил Емельянов. — В ходе предварительного расследования установлено: мужчина совершил преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 167 УК («Насильственные действия сексуального характера»). От дачи показаний он отказался, вину не признал. Суд назначил гражданину наказание в виде 9 лет лишения свободы.
Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
Как защитить ребенка
* Имена потерпевших изменены по этическим соображениям.
Недельный арест или штраф в 25 рублей. Как боролись с пьянством в дореволюционном Минске
Перебор с алкоголем в дореволюционном Минске грозил не только наказанием гуляке, но мог обернуться полицейским протоколом и серьезным штрафом для продавца. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил, как боролись с пьянством, и действовал ли сухой закон.
Заприметив подгулявшего минчанина на улице, стражи порядка останавливали его и усаживали на первого попавшегося на дороге свободного извозчика. Возница обязан был бесплатно по требованию полиции отвести выпивоху домой. Полиция переписывала номер извозчика и после уточняла, доставил ли тот пьяного и передал в руки родни, не ограбил ли по пути.
Пей — не хочу
В начале прошлого века купить бутылку водки можно было только в специализированных магазинах. Назывались они казенными винными лавками. Причем работали строго по расписанию. В Минске все лавки закрывались ровно в 10 часов вечера. После этого времени легально купить крепкий алкоголь навынос было нельзя. Тем, кто хотел выпить позже, нужно было идти в питейные заведения. Так поступали люди всех сословий. Состоятельные минчане предпочитали покутить в ресторанах. Там и хорошая закуска, и услужливые официанты. Даже переборщив с беленькой, можно было не переживать. Владельцы заведений проследят, чтобы уставшего дорогого гостя усадили в специально вызванный экипаж и доставили до двери его дома. Желательно в руки супруги.
Так же зорко следили за своими клиентами кабатчики. У них в основном отдыхали бедняки и крестьяне.
Видя, что клиент вот-вот переберет, кабатчики старались выпроводить бедолагу из своего заведения. Пока он еще в состоянии самостоятельно добрести до дома. Ведь если не уследить и гость рухнет на пол, придется раскошелиться на извозчика.
Недельный арест или штраф в 25 рублей грозил тем, кто доверил управление лошадьми пьяному вознице.
В Российской империи действовала статья № 127 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. «За неохранение пьяного, который не мог без очевидной опасности быть предоставлен самому себе» владельцев питейных заведений могли наказать штрафом до 5 рублей. Это была куда более серьезная сумма, чем оплата услуг извозчика.
Если перебравший посетитель уснул за столиком или ушел и прикорнул в придорожной канаве, можно было влететь дополнительно на круглую сумму. В дореволюционное время лишь счастливая случайность могла уберечь пьянчугу от тех, кто не прочь пошарить по его карманам. Всё, что у недосмотренного клиента украдут (а это могли быть деньги, часы, ботинки, даже штаны и исподнее), по суду надлежало возместить именно владельцу питейного заведения. Если же из-за халатности продавца гуляку изобьют, то штраф возрастал до 100 рублей, а при невозможности его оплатить заменялся месячным арестом. Ко всему прочему пришлось бы оплатить лечение пьянчуги.
Столь суровые меры по отношению к продавцу алкоголя были куда эффективнее наказания самих пьяниц. Штраф не заставит их задуматься в следующий раз. В отличие от кабатчика, который выставит за дверь, не продав лишнюю рюмку.
Извините, выпимши был
В дореволюционное время состояние алкогольного опьянения не было отягчающим обстоятельством. Если устроил скандал на улице, кидался камнями, нецензурно выражался или приставал к прохожим — получишь согласно статье устава. Не важно, был при этом в подпитии или трезв.
Пьянице грозила лишь статья 42, каравшая за появление в публичном месте пьяным до беспамятства или в безобразном от опьянения виде. За это выпивохе полагался арест до недели или штраф до 25 рублей. Максимальное наказание давали пьяницам, поднятым полицией на улицах города в «самом неприглядном виде»: сходившим под себя или извалявшимся в навозе. Такое же наказание грозило тем, кто проявил неуважение к суду, придя в подпитии на заседание.
О том, что герой творил в подпитии, рассказывали городские газеты. Журналисты не упускали возможности подчеркнуть, что привлеченный судом к ответственности «за буйство», «за нарушение тишины» или «за приставание вечером к женщинам» находился в пьяном виде.
Всё изменилось с началом Первой мировой. Во всей империи ввели сухой закон. Если раньше пьяного полиция доставляла домой, то теперь ему грозил арест на 14 суток. Алкоголь исчез из свободной продажи. Но выход из такого положения горожане нашли очень быстро. По всей империи начали развиваться самогоноварение и торговля спиртом.
Действовал сухой закон и после революции. Правда, за подпольную продажу водки уже грозил не только солидный штраф или арест. Могли осудить даже к высшей мере! Достаточно расценить факт торговли как контрреволюционную деятельность.
Под присмотром
Большинство перебравших минчан удавалось отправить домой на извозчике. Случалось, клиент был настолько «хорош», что не мог даже адрес назвать. Куда его везти? Для таких бедолаг губернский комитет попечительства о народной трезвости решил открыть городской вытрезвитель. На его создание, наем фельдшера и сторожа городская управа выделила 743 рубля.
И 21 марта 1913 года в Минске открылся первый «приют для вытрезвления лиц, задерживаемых в пьяном виде чинами полиции». Это было актуальным для города событием. Главное, что перебравшие могли рассчитывать на квалифицированную медицинскую помощь. Проработал приют для вытрезвления почти полтора года. 1 сентября 1914-го по всей Российской империи был введен запрет на продажу алкоголя в связи с началом Первой мировой войны. Минский вытрезвитель, как и все подобные заведения, закрыли «за ненадобностью». Вместо него открыли детский приют «Ясли».
Сухой закон продержался 10 лет. В декабре 1924 года возобновлена государственная торговля советской водкой. В 1930-е по всему Союзу начали возрождать вытрезвители. В 1940-м все медвытрезвители передали в ведение НКВД, а затем в подчинение МВД. С тех пор и до развала СССР перебравшие советские граждане попадали сразу в поле зрения милиции, что влекло дополнительные проблемы дома и на работе.
Интересный факт
Питейные заведения располагались на окраинах нашего города, таких как Комаровка, Переспа, Ляховка. Современный район фабрики «Коммунарка» даже назывался «Три корчмы».
Справочно
В 1901 году в Минской губернии пьянство стало причиной смерти лишь 19 человек из всех 900 умерших неестественной (насильственной) смертью. На первом месте среди причин смертности было утопление — 225 человек. Для сравнения: были убиты 64 жителя губернии, а 60 погибли от удара молнии.
Озвучена новая версия появления штамма коронавируса «омикрон»
Ученые изучают очередную гипотезу о происхождении нового штамма коронавируса «омикрон»: есть предположение, что он появился после передачи вируса от человека к животному, быстро адаптировался и перешел обратно к людям, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Bloomberg.
Как рассказал американскому изданию сотрудник Гарвардской школы общественного здравоохранения им. Т.Х. Чана Сикхулиле Мойо, ученые все еще пытаются понять, каким образом столько мутаций сформировалось за такой короткий промежуток времени. Напомним, по имеющимся данным, «омикрон» содержит 32 мутации.
— Если вы посмотрите на предыдущие штаммы, на «альфу», на «бету», то увидите, что мутации накапливались с течением времени, — сказал ученый, который был в числе исследователей, первыми определивших новый вариант SARS-CoV-2.
С. Мойо также отметил, что быстрое распространение «омикрона» взывает беспокойство. Предполагается, что этот штамм накапливает собственный паттерн мутаций.
Читайте также:
Смотрите также: