что значит коржи на сарафане
Что значит коржи на сарафане
Светлена (группа Натальи Анатольевны Неволиной) запись закреплена
Сарафан ныне является одним из основных видов женской одежды, широко распространённым сейчас во всём мире. Часто сарафан называют исконно русской одеждой, но это не совсем так. Он пришёл на Русь с Востока совсем в ином виде в начале второго тысячелетия (во времена большой торговли на караванных путях) и претерпел значительные изменения в русской народной культуре. Само слово происходит от персидского «сэрапай» — почётная одежда. Сарафаны носили персидские, восточные купцы. О них есть упоминания в Никоновской летописи. Наибольшее распространение этот вид одежды получил после XIII века, но до XVII века упоминается как мужская одежда с рукавами, напоминающая длиннополый застёгивающийся кафтан. П.Савваитов в «Описании старинных русских утварей…» (СПб., 1896) приводит свидетельство древней летописи: «В 1376 году при нашествии татар русские воеводы оплошишася… и начали ходити и ездити в охабнях и в сарафанах, а доспехи своя на телеги и в сумы скуташа». Все первые русские сарафаны были с рукавами, встарь так называли мужской кафтан особого покроя: «На государе было платье… сарафан… с вишнёвой обнизью» (Выход. Кн. 32).
Праздничные сарафаны украшают богатой, затейливой вышивкой, часто с золотой нитью, жемчугом (девичьи) или дорогими каменьями (у знатных женщин), ручной росписью. В XVIII-XIX веках их стали шить из готовых дорогих тканей: атласа, шёлка, парчи. Сарафаны княгинь вышивались золотой и серебряной вязью, украшались самоцветами. Женские сарафаны, обычно, шьются без рукавов, но на праздничных могут делать ложные, откидные рукава (как в старину, когда их носили с рукавами), как знак достатка и родовитости.
С праздничными сарафанами обращаются очень бережно. Раньше их хранили в деревянных сундуках или коробах из липы (или хвойных пород дерева). Перед тем как сложить сарафан, его выворачивали наизнанку и раскладывали на полу передом вниз. Потом с середины складывали в мелкую складку (причём, складок должно получиться определённое количество, от 21 до 40). Множество складок получалось ещё и потому, что подолы праздничных сарафанов были очень широкими, и в окружности могли доходить до 12 метров. Сложенный подобным образом сарафан перегибался по длине, сворачивался и затем связывался тесёмками, пришитыми для этого случая по краям. После чего его заворачивали в чистую холстину.
Праздничные сарафаны передаются из поколения в поколение. Это настоящее произведение искусства. Каждая девушка готовила себе в приданое такой праздничный сарафан, даже если у неё уже был мамин или бабушкин по наследству. К каждому празднику могли шить свой разноцветный сарафан. Самые красивые из них – свадебные. Чаще всего они шьются из ткани красного цвета и считаются обрядовыми. Обрядовые сарафаны могли быть разного цвета. На Русском Севере свадебные сарафаны обычно шили из белой ткани (иногда – парчи) и расшивали золотыми нитями красивейшие узоры. Среди жителей Каргополья до сих пор хранятся рассказы об этих «золотных» сарафанах. Девушек, наряжённых в такие одежды, называли «золотыми девками».
Происхождение современного кроя сарафанов — это дальнейшее развитие существовавших на Руси прежде, до их появления, древнерусских видов одежды. Причём, существование подобных видов одежды (например, дубаса) объясняет, почему столь быстро сарафан был принят на Руси, и стал одним из основных видов народной одежды.
За многими древнерусскими сарафанами закрепились названия по покрою, которые сохранились до наших дней. Например: однорядные, двурядные, закрытые (глухие), открытые, круглые, узкие, прямые, клинчатые, распашные, сборчатые, гладкие, с лифом и прочие виды.
Сейчас выделяют 5 основных видов сарафана.
1. Глухой косоклинный («глухарь», «шушун», «костолан») – это древнейший вид сарафана на широких лямках, закрывающих плечи. Пришедшие на Русь сарафаны сперва имели застёжку спереди – «сверху донизу». Позднее характерной особенностью этих восточных сарафанов на Руси стало то, что под влиянием русских обычаев и обрядов станина «глухих» (т.е. закрытых) сарафанов стала кроиться цельной. Этот вид сарафана известен и как старинный мужской повседневный вид одежды с рукавами; обычно он был широким. Позднее к праздничным глухарям также пришивались рукава, но пройма не прошивалась (см. рис. 9).
В северных областях «шушуном» сейчас называют глухой сарафан на широких лямках, потерявший рукава. В южных и средних областях России шушун остался распашной верхней одеждой, но стал короче – длиною до середины колена. Его носят девушки на выданье и замужние женщины. В словенских сёлах «сухой шушун» (торжественный, но без узорочья) до сих пор входит в погребальную сряду женщин старшего поколения. Всей России известен этот вид одежды по стихотворению С.А. Есенина «Письмо матери»:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
2. Косоклинный распашной — это летние и домашние сарафаны («клин-ник», «кумачник», «китайка» и др.), которые часто кроились со швом или застёжкой спереди, они имели узкие лямочки. Наиболее старый покрой женского праздничного распашного сарафана (XVII в.) – с широкими проймами и откидными или ложными рукавами. Позднее, под воздействием русских народных обычаев в одежде, слово «распашной» изменило своё значение: застёжка спереди на повседневных видах сарафана исчезла, а слово стало обозначать, что это сарафан широкий, то есть «широко распахивается». У старообрядцев Урала и Сибири ХIХ-ХХ вв. был наиболее распространён повседневный косоклинный дубас (который соединил в своём крое древнерусский дубас и восточный сарафан) на узких лямках, из крашеного холста тёмно-синего цвета. Спереди при крое дубаса вшивают прямые полотна, сзади вставляют клинья, скроенные «по косой» (см. рис. 10а). Часто спереди у дубаса оставляют цельное полотно (станину), расширяя за счёт боковых клиньев. Длина по низу (по подолу) такого сарафана может доходить до 12 м (если крой «солнце»). Обычно повседневный дубас украшается одноцветной или двухцветной набойкой, у пожилых женщин он темнее и менее украшен. Его разновидность – русский косоклинный сарафан – имеет спереди два прямых полотна, а сзади — три прямых полотна, между которыми два клина. Сборка мелких складок на спинке закрепляется вышитой или тканой тесьмой (см. рис. 10б). Он так же, как и дубас, украшался набойкой, но более многоцветной, или расшивался тесьмой и нитями.
2. Косоклинный распашной сарафан отличается от глухого более низкой проймой, узкими лямками и лапочкой, перекрестьем на спине, отсутствием пришивных рукавов, швом или застёжкой спереди — то есть он более открытый и является видоизменением восточного сарафана под воздействием древнерусских обычаев. До сих пор подобные косоклинные сарафаны носят жительницы лесных и отдалённых от цивилизации уголков России («клинники», «триклинки», «сорококлинки» и другие).
3. Прямой, собранный на обшивке сарафан с узкими лямками («московник», «круглый») — наиболее простой в крое. По записям, он известен на Руси с XVII века. Может шиться из 5-6 прямых полотнищ. Это излюбленная одежда молодёжи: летние девичьи сарафаны шьются из ярких цветных ситцев. Особое распространение эти простые круглые сарафаны получили в XIX веке, когда в городах России появились фабрики по производству набивного ситца. Так же шьются первые сарафаны для маленьких девочек (из двух полотнищ). Пожилые женщины шьют прямые сарафаны на лямках для занятий домашним хозяйством, но для этого выбираются более плотные ткани, тёмные цвета ситца или льна, меньшее количество полотен (см. рис. 11).
4. Сарафан с лифом («белорусский») — имеет прямую сборчатую юбку, которая короче, чем у великорусских сарафанов, и у талии пришивается к лифу. Лиф обычно украшается вышивкой или тканой тесьмой.
5. Сарафан с лифом на кокетке — более поздний вид одежды (ХIХ—ХХ вв.), связанный с заимствованиями с Запада. Но в русских деревнях сумели его изукрасить так, что он перестал выделяться из исконно древнерусской одежды. Заимствованная с Запада «кокетка» на этом сарафане расшивается и украшается точно так же, как и полики на древнерусских рубашках, что совершенно меняет внешний вид и сокровенное предназначение этого заморского вида сарафана.
Внешний вид покроя сарафана напоминает «пирамиду», в народе говорят — «ель». В такой одежде женщина накапливает собственную жизненную силу и собирает широким подолом энергию стихии Земли. Ель у славянских народов — дерево предков, поэтому считается, что женщина получает ещё и помощь «сверху» (с иных миров). Это позволяет ей сохранять своё здоровье и спокойствие, умножать собственные силы и привлекательность, вынашивать и рожать здоровых детей.
При раскрое народных женских сарафанов, так же как и при крое народных рубах, обязательно учитывается энергетическая защищённость человека: лишних швов стараются не делать. При шитье все швы защищаются и украшаются вышивкой, тесьмой или набойкой. Вот почему на Руси на более древних видах северорусского сарафана (глухарь, шушун, костолан) и у древнерусского дубаса станина кроилась из цельного куска ткани. При раскрое старались использовать всё полотно, весь отрез ткани, без остатка (см. рис. 12).
Женские сарафаны, обычно, на выход («на люди») опоясываются повседневными или праздничными поясами. Но следует помнить, что есть женские обряды (например, связанные с плодородием земли или чадородием женщины), которые проводятся без сарафанов в одних рубашках.
В южных и в северных областях России до сих пор сохранился «безсарафанный комплекс» женской одежды (древняя сряда), в который входят: нательная сорочка, верхняя длинная рубаха с расшитым подолом, понёва, передник, запон, навершник (нагрудник, верхница), короткий шушун. Если эта многослойная одежда надевается женщиной на выход, то делается это так, чтобы был виден вышитый край предыдущей детали. Такой способ ношения позволяет даже повседневной одежде смотреться очень нарядно и жизнерадостно.
Начиная с XVII века, русские виды сарафана стали получать повсеместное распространение. Они имели свои отличия не только в разных областях России, но и в каждой деревне: можно было отличить по их крою пришлых от коренных жителей. Использовали народную женскую одежду и при царском дворе. Но указы Петра I запретили ношение, производство и продажу русского народного платья в городах. Носить русское платье в городе (так же, как и носить бороду) можно было, только заплатив налог — что тогда и делало городское купеческое сословие, пополняя казну. Правда, сельских жителей и простые сословия данный указ не касался. Но уже в царствование Елизаветы, а позднее – Екатерины II и Николая I – детали народной одежды (в том числе и русский сарафан) вновь входят в обязательный набор городской женщины. Стали они входить и в набор парадной женской одежды для приёмов во дворце (см. А.Ф. Тютчев «При дворе двух императоров», ч. 1. М., 1928). Указ о женском придворном платье с народными мотивами был принят в 1834 году и просуществовал до 1917 года, когда началось всеобщее разрушение народной культуры — не только в городе, но и в деревне.
Руский народный сарафан
Сарафан всегда считался символом или неотъемлемым атрибутом женского руского национального костюма. Надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твёрдым головным убором («кокошником» или «кикой») он был в широком употреблении как у знати, так и среди бедных слоёв населения. Трудно представить, но сарафаны были также длинной мужской распашной одеждой в Персии и других странах Востока.
Считается, что первое упоминание о сарафанах или сарафанцах относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Но описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.
Руские сарафаны можно увидеть на картинах руских же художников разных периодов.
Во времена Петра I сарафан стал считаться одеждой мещанской или крестьянской. Дворянкам носить сарафан было неприлично. Кто внимательно читал «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, обратил внимание на сцену прощания коменданта Белогорской крепости с семьей.
«Прощай, прощай, матушка! — сказал комендант, обняв свою старуху. — Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».
Но как раз в то время, то есть в царствование Екатерины II, которая, как и положено женщинам, обладала хорошим вкусом, сарафан для дворянок был «легализирован» и снова вошёл в моду. А в 1834 году Николай I приказал сделать простонародный сарафан женским придворным платьем с рускими национальными мотивами.
Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шёлковое платье в руском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.
Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда.
А для повседневной носки у руских женщин были более простые варианты.
Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.
Вне зависимости от фасона, руские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа.
Традиционный образ руской красавицы.
Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, руский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его надевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, надевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.
Нарядный сарафан для знаменательных событий.
И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в руском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».
Основные отличия традиционного одеяния России
В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешённым, хотя талия обычно не подчёркивалась.
Талия чаще всего не обозначалась.
Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые надевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нём всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объёмными за счёт комбинирования ярких цветных и чёрных нитей.
Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно.
Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал чёрный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зелёные цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.
Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом.
Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение.
Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шёлк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.
Разнообразие сарафанов
Руская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нём присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в руском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.
Наиболее популярными считались:
Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своём варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.
Распашной тип шился из трёх отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.
Старинные распашные сарафаны.
Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шёлк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.
Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов.
Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.
Более современная версия традиционного руского сарафана.
С чем носили сарафаны?
С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.
Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение понёвы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трёх частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Её длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понёва. В некоторых областях её декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево.
Внешний вид понёвы мог сильно отличаться.
Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с понёвой.
Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоёв населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали её только на гуляния и на празднества.
Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках.
Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.
Трансформация одеяний под грузом современности
Руский сарафан стал запрещён к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.
Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа.
При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить руский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе руский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал всё меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоёв населения, которые и донесли традиции до наших времён.
Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного руского костюма.
Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шёлковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Коржи на сарафане фраза
Сарафан является национальным русским костюмом, который известен еще с 1376 года. Изначально платья подобного рода пользовались большой популярностью среди мужчин, однако со временем сарафан перекочевал в женский гардероб.
Такую одежду считали универсальной и ее могли носить абсолютно все слои населения, начиная от простых крестьян и заканчивая самыми зажиточными слоями общества. Чисто женским предметом гардероба сарафан стал приблизительно в середине 17 века.
Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.
Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (прямые, ластовицы). Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд.
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет, количество декора (вышитых и вытканных узоров).
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет, количество декора (вышитых и вытканных узоров).
Пример.1″Праздничный сарафан богатой семьи» Пример.2″Повседневный сарафан обычной «
Трансформация одеяний под грузом современности.
При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.
Спасибо за внимание!
Найдены возможные дубликаты
Лига историков
7.9K постов 35.1K подписчиков
Подписаться Добавить пост
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Подробнее 3 года назад
А на третьем фото с зеленым поясом это тоже сарафан?
раскрыть ветку 2 3 года назад
раскрыть ветку 1 3 года назад
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет, количество декора (вышитых и вытканных узоров).
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет, количество декора (вышитых и вытканных узоров).
раскрыть ветку 3 3 года назад
простите ужу не могу,профукала момент надо в течение часа после публикций))
Можно поподробнее про мужские сарафаны? С источниками, разумеется)
раскрыть ветку 2 3 года назад
хорошо,в будущем ждите)))
раскрыть ветку 1 DELETED 3 года назад Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён 3 года назад
сарафан- одежда, которая пришла к нам от финно-угров, то есть она не славянская.
И еще. У нас есть приличный процент финно-угорской крови, но почему-то мы ведем отсчет только от славян. Это не верно.
раскрыть ветку 1 3 года назад
Русская национальная одежда угро-финского происхождения и с персидским названием. Забавны иногда пути истории.
3 года назад Спасибо за пост. Не в тему, но всегда русский народный костюм мне казался уродливым, бесформенным и неудобным. Никакой эстетики и логики (( показать ещё 0 комментариев Похожие посты 8 месяцев назад
Добрый день, товарищи! Сегодня я бы хотел поговорить с Вами о весьма значимой для России исторической фигуре.
Сдается мне, коллеги-историки, если, конечно, таковые вдруг окажутся на просторах моего канала, уже по заголовку догадались, о каком русском монархе пойдет речь. Чрезмерно тянуть интригу и издеваться над остальными читателями я тоже не буду))) Сегодня мы с Вами обсудим исторических портрет Александра I.
Портрет Александра I кисти С.С. Щукина. Согласитесь, молодой Александр с его мягкими чертами лица и неожиданным хохолком на голове смахивает на вокалиста какого-нибудь бойc-бэнда из 90-х)))
С «живописным» портретом все понятно, благо художники XIX века неоднократно запечатлевали образ монарха. А вот с портретом историческим, с оценкой его личности все гораздо сложнее)))
Наполеон в свое время называл Александра «истинным византийцем», имея в виду изворотливость, гибкость в дипломатии и определенное коварство, свойственное политикам Империи, наследницей, я бы даже сказал, правопреемницей которой считала себя Россия.
Выдающийся реформатор М.М. Сперанский охарактеризовал императора, как «сущего прельстителя», а в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина Александр I описан, как «властитель слабый и лукавый». Кем же все-таки был русский император, при котором Россия освободила всю Европу от завоевателя-Наполеона? Давайте разбираться.
Будущий монарх, под присмотром своей бабки Екатерины Великой, получил отличное образование. Воспитан был в строгости, детский организм постоянно подвергали закаливающим процедурам и физическим нагрузкам. Называть такое воспитание спартанским было бы перебором, но и неженкой будущий монарх не был.
Наставником юного Александра был швейцарский генерал и государственный деятель Фредерик Сезар Лагарп, который, будучи приверженцем либерально- просветительских идей, привил таковые и своему воспитаннику.
Имея полный комплект родителей и даже правящую бабку, Александр, тем не менее рос в очень непростой обстановке. Екатерина II и Павел (ее сын и отец Александра) питали друг к другу самую лютую ненависть.
Павел с нетерпением ждал смерти своей «засидевшейся» на престоле матушки, а Екатерина, не доверяя сыну, была бы не прочь усадить на трон внука, в обход Павла. И это на фоне XVIII века, который почти целиком в российскую историю вошел как «эпоха дворцовых переворотов». Куда там «Игре Престолов» до российских политических игр:D
При этом Александр много времени проводил у отца в Гатчинском дворце, беспрестанно участвуя в смотрах, парадах и учениях войск, которые Павел вооружил, обмундировал и вымуштровал по прусскому образцу. А теперь.
В таких условиях Александр должен был либо тронуться умом, либо стать весьма изворотливым и ловким типом. Как Вы понимаете, будущий монарх пошел по второму пути)
В 1796 году умирает Екатерина II, 19-летний Александр клятвенно заверяет отца, что не собирался лишать его престола. И в итоге Павел становится российским самодержцем вплоть до 1801 года, успев за это время порядочно накуролесить, о чем как-нибудь напишу отдельную статью)))
Александр о заговоре против отца знал, поддержал его и согласился взойти на престол, однако жеманно поставил условие, чтобы его отцу сохранили жизнь. Дураком будущий монарх явно не был и прекрасно понимал, что заговор сводится к убийству нынешнего монарха, однако пытался подобными жестами откреститься от отцеубийства.
Узнав о свершившемся перевороте, Александр разрыдался. И до конца своих дней корил себя за убийство отца, что наложило определенный отпечаток на интересующий на исторический портрет монарха. Заговорщиков, кстати сказать, новоиспеченный государь услал от себя подальше, дабы не попасть под их влияние и лишний раз не тревожить свою совесть)))
В общем, теперь Вы понимаете, что прозвища «византиец» и «сфинкс», которыми щедро одарили Александра современники, возникли не на пустом месте.
Несомненной заслугой Александра I является реформа, плоды которой мы пожинаем по сей день. А именно, к 1803 году государь заменил многочисленные и глубоко увязшие в бюрократии коллегии на министерства, с четким разграничением полномочий и зон ответственности.
Разумеется, у прогрессивного и молодого монарха были проекты освобождения крестьян. Со времен этак Петра III все русские монархи подобные проекты составляли, но на реализацию не решались, ибо жить хотели и радоваться жизни, а не быть удушенными ночью офицерским шарфом)))
Словом, молодец был наш Александр))) И либеральную категорию дворянства устраивал своими либеральными идеями, и на «ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ» виде крепостного права, не покушался))) Тут государю немало помог опыт детства, привык Александр лавировать между двух огней, оставаясь целехоньким)))
Я их именно так себе и представлял, эти самые скрепы)))
В непростой международной обстановке начала XIX века Александр довольно быстро сориентировался: революционная Франция, которая рвется к господству на континенте, нам не друг (как начал думать незадолго до заговора Павел), а совсем даже наоборот. И потому в условиях грядущей общеевропейской войны катастрофически нужны были союзники.
. и никчемный полководец
20 ноября 1805 года свой «талант» полководца Александр I проявил в Аустерлицком сражении. Сия баталия была много раз показана в художественных и документальных фильмах, описана Л.Н. Толстым и потому опишу ее пунктиром.
Русско австрийская армия ( 70 тыс. русских и 16.5 тыс. австрийцев) при верховном командовании М.И. Кутузова, готовилась дать сражение 75-тысячной армии Наполеона. Соотношение сил вроде как в нашу пользу, если, конечно, считать австрийцев серьезным усилением)))
Но тут под руку нашему полководцу активно лезет Александр I. И ведь император же, нельзя сказать: «Не лезь не в свое дело». И наш император сгоряча, да по стопам своего отца, эксперта в смотрах и парадах, навязывает ряд пагубных решений: господствовавшие над местностью Праценские высоты оставить, идти в наступление.
Кроме того, союзная армия оказалась чрезвычайно растянута, рассредоточена на местности. В итоге Наполеон, наметивший направление основного удара (а не пошедший в атаку по всему фронту, как было принято в эпоху линейной тактики), добился локального численного перевеса и обратил в бегство австрийцев, а затем и русских.
Союзники лишились 15000 убитыми и ранеными, 12000 пленными, 51 знамени, 158 орудий, всего 27000 человек, из коих 21000 русских (133 орудия). У Наполеона потери составили 8500 человек. Александр I в расстроенных чувствах (по некоторым свидетельствам, буквально рыдая) бежал, едва не попав в плен.
Австрия, как сказали бы сейчас, заключила с Наполеоном сепаратный мирный договор. Антинаполеоновская коалиция распалась, а Россия, понимая, что война докатится и до ее бескрайних просторов, еще два года вела противостояние с французами в Европе. Но тут в дело вновь включился Александр-дипломат, заключив Тильзитский мирный договор, в общем и целом, приемлемый для Российской империи. Франции отшли земли нынешней Польши (причем, потеряла их не Россия, а Пруссия) и Российская империя присоединилась к континентальной блокаде Великобритании.
Общую для Франции и России неприязнь к Англии, Александр сделал основной точкой соприкосновения во время переговоров с Наполеоном и не прогадал. Российская империя ценой этакого аналога «пакта Молотова» выиграла время для подготовки к новой военной кампании.
В 1812 году, наш плохой полководец, но хороший политик проявляет твердость духа, призывая в манифесте русский народ к решительной борьбе с захватчиками.
Далее, как Вы знаете, «враг будет разбит, победа будет за нами», а Александр I, ставший героем и освободителем для всей Европы, переживет некий внутренний надлом, свернет все проекты своих преобразований, ввергнув страну в период «аракчеевщины», после чего в 1825 году неожиданно заболеет и скончается, породив напоследок новый пучок загадок и домыслов относительно своей смерти или, якобы свершившегося отречения от престола, бегства и жизни в затворничестве.