что значит кот в мешке в своей игре
Цели игры:
Технология: групповая.
Оборудование: два компьютера (один для показа мультимедийной презентации “Своей игры”, другой для оперативного подсчета результатов в программе Microsoft Excel, мультимедийный проектор, интерактивная доска, канцелярские принадлежности, 2-3 листа (А4) для финального раунда.
Участвуют две или три команды студентов 2 или 3 курсов. В каждой команде по 5 человек.
План игры:
Ход игры
I. Организационный момент
Все исследователи отмечают, что в школьном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации. Игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности. С помощью игры легче осуществляется включение в учебную деятельность. Компьютерные игры позволяют усилить мотивацию ученика. Компьютерные игры способствуют формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяют учащимся наглядно представить результат своих действий. Именно в игре, развитие которой непредсказуемо ненавязчиво формируются такие важные для ребёнка качества, как творческое воображение, способность к анализу и синтезу, произвольная память и внимание. Поэтому нельзя обойти вниманием игровые технологии обучения.
Правила
«Своя Игра» состоит из трех раундов и финала. Первый раунд состоит из 3 тем по 5 вопросов (15 вопросов), второй и третий раунды состоят из 4 тем по 4 вопроса в каждом (16 вопросов). Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности: I раунд – стоимость вопросов (от 100 до 400), II раунд – стоимость вопросов (от 200 до 800), III раунд – стоимость вопросов (от 800 до 1500).
Начинают игру команды по жребию (кто из капитанов правильно и быстрее ответит на вопрос). Выбор темы и стоимости вопроса осуществляет капитан. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает руку. Время на обсуждение на вопрос раунда высчитывает секундомер, установленный на слайде презентации по 15 секунд. Команде, предоставляется возможность ответа на вопрос. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать (или отвечает сам). Если команда отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде. Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неправильный ответ на обычный вопрос уменьшает общее количество очков.
Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: “Вопрос-аукцион” и “Кот в мешке”. “Вопрос-аукцион” достается команде, выбравшей данный вопрос, и позволяет ей повысить стоимость вопроса в пределах накопленной суммы. Правильный ответ на “вопрос-аукцион” увеличивает общее количество очков команды на ставку, сделанную командой в аукционе, неправильный – уменьшает. Если команда попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то она автоматически передает его другой команде. Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее количество очков команды на стоимость данного вопроса, неправильный – уменьшает.
Второй раунд начинает команда, набравшая меньшее количество очков. Финальный раунд (“Своя игра”) представляет пять возможных тем раунда. Команды одна за другой убирают темы, которые им не нравятся (Начинает убирать команда, набравшая меньшее количество очков), до тех пор, пока не останется одна тема. Далее команды делают ставку в пределах своей накопленной суммы. Задается вопрос. Команды думают над ним в течение одной минуты, записывают ответ на бумаге, и зачитывают его. Правильный ответ в финальном раунде увеличивает общую сумму команды на сделанную ставку, а неправильный – уменьшает.
Подсчет очков производится автоматически в программе MS Excel независимым экспертом (жюри).
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
II. Своя игра
(сопровождается показом презентации – 68 слайдов)
1 раунд. Вопрос-жребий.
Первоначальный смысл английского слова компьютер?
I тема. Анаграмма. Составьте слово и дайте определение
II тема. История информатики
III тема. «Третий лишний». Укажите неверное высказывание:
2 раунд
IV тема. Информатика и биология
V тема. Информатика и геометрия
VI тема. Информатика и литература
200 – Какая поговорка описывает момент, когда закончится выполнение следующего цикла:
repeat writeln(‘Здравствуйте!’);
until 2=1;
(Когда рак на горе свистнет; После дождичка в четверг)
400 – О какой компьютерной программе идет речь в четверостишии:
Он мне дорог с давних лет
И его милее нет —
Этих окон негасимый свет. (Windows)
600 – Перед вами стихотворение, написанное в 60-х годах программистом С.А. Маркиным:
Начало светлое весны,
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душах метки
Он расставляет невзначай.
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей: пока!
Сколько слов, связанных с синтаксисом языка программирования Паскаль, имеется в стихотворении (это могут быть так называемые зарезервированные слова этого языка, названия операторов, типов величин и т.п.)?
Ответ. начало, массивы, и, присвоил, целый, метки, строка, ложь, истина, пока. (10 понятий)
800 – Когда появился манипулятор типа “мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. (Колобок) (Математический энциклопедический словарь, 1988 г.)
VII тема. Информатика и спорт
3 раунд
VIII тема. Основные понятия
Найти спрятанное понятие.
Дополнительный вопрос для аукциона – Между ними завязался оживленный диалог, и, казалось, все обойдется. Найти спрятанное понятие (логика).
IX тема. Информатика и разное
X тема. Программное обеспечение
XI тема. Интернет
800 – АУКЦИОН3. Как называется программа просмотра гипертекстовых страниц WWW? (Браузер)
1000 – В каком формате впервые появились музыкальные файлы в Интернете в 1999 году? (МР3)
1200 – Когда была открыта поисковая машина Яндекс (23 сентября 1997)
1500 – Как называется программа или компьютер, пропускающий через себя поток поступающей из сети информации с целью обезопасить компьютер или сеть от несанкционированного доступа (Брандмауэр).
Финал
Темы:
Системы счисления
Изобретение этих цифр принадлежит индусам, но мы их называем «арабскими», так как народы Европы узнали их от арабов. О какой системе счисления идет речь?
Операционные системы
Работа над этой операционной системой была начата в 1991 году, а закончена в 1993. За счет открытости архитектуры ядра и бесплатности она сумела в кратчайшие сроки завоевать мир Он является создателем ядра этой ОС. (см. фото)
Клавиши
Одновременное нажатие этих двух клавиш отменяет предыдущее действие
Вирусы
Эта группа вирусов распространяется на документах, подготовленных в приложениях MS Word и MS Excel.
Всемирная паутина
Они имеют высокоскоростное соединение своих серверов с Интернетом, что позволяет им предоставлять пользователям доступ к Интернету по коммутируемым и выделенным каналам.
III. Подведение итогов и награждение победителей
Преподаватель суммирует все баллы в таблице MS Excel, показывает таблицу на экране (см. Приложение) видеопроектора, объявляет победителей. Идет награждение команд.
Литература:
«Своя Игра»: что такое и как ее есть
«Своя игра» — передача с НТВ, которая обрела вторую жизнь в Интернете благодаря программисту-энтузиасту Владимиру Хилю. Он перенес телевизионную забаву на компьютеры в виде игры-приложения, которая не только не теряет актуальности, но и становится популярнее с каждым днем.
Возможно, вы про игру слышали. Возможно, вы видели по ней стримы. Возможно, ТЕОРЕТИЧЕСКИ, вы видели по ней стримы паблика ЦиО:
И у вас, ВОЗМОЖНО, появились следующие вопросы:
А где игру взять?
А как в нее играть?
А где брать пакеты для игры?
А как делать пакеты самому?
На все вопросы я постараюсь ответить в этом блоге. Также весь рассказ я решил поделить на 2 части: для игроков и для людей, которые хотят создавать свои пакеты вопросов, а не баловаться чужими (хотя можно реализовывать оба (ОБОИ) варианта).
Итак, вы решили поиграть в «Свояк». Что вам нужно знать?
SIGame можно скачать с официального сайта разработчика. Там же можно стянуть редактор пакетов с вопросами, но о нем позже. Сайт максимально прост в понимании и поиске нужной информации, поэтому если вы не комментатор с ютуба — найдете за пару секунд.
Правила «Своей Игры» достаточно просты. Перед вами есть табло из тем. Музыка, фильмы, игры, картины, спорт, книги — это может быть что угодно (даже аниме!). В каждой категории есть несколько вопросов, которые, обычно, отличаются ценой. Ну вы знаете, вот эти вот «Юмор за 200», «фильмы за 400», эта штука пошла именно из «Свояка».
От цены зависит сложность вопроса. Чем больше стоимость — тем труднее будет задачка.
Когда первый игрок выбирает вопрос, все участники игры (кроме, разумеется, ведущего), могут после зачитывания оного нажать на специальную кнопку, тем самым показывая желание ответить на вопрос.
красным выделены зоны, на которые можно нажать ЛКМ, чтобы ответить на вопрос
Но обычно люди назначают себе специальную клавишу, которую они будут жать прямо как настоящую кнопку в настоящем телешоу. Обычно все делают это на пробел, но тут кому как удобнее. Можете хоть на F13 забить, если вам так нравится. Выбрать кнопку можно в настройках, что хитро спрятались в нижнем левом углу экрана (указаны фиолетовой стрелочкой для людей, не вкачивающих Восприятие).
Да, кстати, пока вы не вышли из настроек. Дружеский совет: зайдите во вкладку «Приложение» и снимите галочку с пункта «Звук». Это выключит все внутри игровые звуки, музыкальные и видео вопросы вы будете слышать вне зависимости от настроек.
Вернемся к правилам. Если вы нажали кнопку ответа и дали правильный ответ — вы получаете указанную сумму очков. Если вы сделали то же самое, но НЕ ответили на вопрос — вы ее теряете. Не нажали кнопку вообще? Значит, с вашим внутриигровым балансом ничего не произошло. Вы просто остались в стороне.
Помимо обычных вопросов есть небольшие сюрпризы:
1. Кот в мешке обычный
Вопрос, который обязательно нужно отдать. Его тема может отличаться от указанной категории. Скажем, вы выбрали вопрос «Книги за 300», а там кот в мешке на тему поэзии, стоймость 500. Абсолютно нормальная ситуация.
2. Кот в мешке обобщенный
То же самое, только этого кота вы можете как отдать, так и оставить себе. ВАЖНО: только обобщенному коту в мешке можно прописать функцию «показать тему кота ДО выдачи этого самого кота кому-то из игроков». Я для честности игры обычно всегда выбираю его и прописываю эту функцию, чтобы кот не был уж совсем случайным наобумом.
На этот вопрос ответит не тот, кто раньше нажмет на кнопку, а тот, кто предложит за него больше очков. Участники по очереди ставят свои кровные, стараясь перебить ставку предыдущего. А еще можно уйти в ВА-БАНК. Тогда все следующие игроки тоже должны будут идти в ва-банк. Или пасовать, отдавая вопрос победителю.
И да, если вы выиграли торги за вопрос — вам придется на него отвечать. И свою ставку вы можете еще и потерять, дав неверный ответ.
4. Вопрос от спонсора
Если вы попали на этот пункт — вы везунчик. Вопрос только для вас, в случае неудачи очков вы не теряете, а при правильном ответе вы получаете удвоенную награду. Халява!
Так же у игры есть финал. Обычно это несколько вопросов, каждый принадлежит разной теме. Игроки по очереди убирают пункт за пунктом, пока не останется одна тема, на которую все участники и будут отвечать. Цена вопроса — то, что сами игроки отважатся поставить. И, как обычно, если ответ неправильный, то они указанную сумму теряют.
Кстати, если вы не согласны с решением ведущего касательно ответа на последний вопрос, справа снизу вы можете нажать кнопку «оспорить» и начать голосование. Если большинство проголосует за то, что ведущий ведет откровенный произвол, баллы вернутся на место. Но обычно эта функция нужна только для игр с рандомами — друзей всегда можно послать к черту через войс-чат или при личной встрече.
КАК ИГРАТЬ ВЕДУЩЕМУ
Ну какая игра без человека, что своим властвующим перстом будет указывать плебеям на их ошибки и вознаграждать мудрецов за их острый ум незримыми очками? Геймплей за ведущего очень прост и нужен для тех людей, что хотят зависнуть в «Свояк» с пацанами, но при этом не хотят думать. Ну и для авторов пакетов, конечно.
У них все просто — сравнивай ответ игрока с правильным и давай\отнимай у него очки. Так же ведущий может определять игрока, что в начале игры первым будет выбирать вопрос и снимать\давать очки на свое усмотрение с помощью панели в правом нижнем углу.
Ой-ой-ой, чуть не забыл. Мистер ведущий, не забудь в настройках подкрутить время, отведенное на действия игроков: длина раунда, время на дачу ответа и т.д. Настраивайте, как вам удобно, лишь скажу что время раунда стоит выкрутить на максимум, если хотите сыграть все вопросы. Я настроил вот так:
Через настройки помимо времени можно настроить фальстарты и прочие полезные вещи. Потратье минутку и побродите там, чтобы настроить все необходимое под себя. И да, когда создаете сервер с пакетом — НЕ СТАВЬТЕ ГАЛОЧКУ НА СЛУЧАЙНЫЕ СПЕЦ-ВОПРОСЫ. Если вы ее поставите, игра по своему велению превратит вопросы в вашем пакете в случайных котов в мешке, аукционы и прочее.
ГДЕ ВЗЯТЬ ПАКЕТЫ ВОПРОСОВ
Их можно найти на все том же официальном сайте SIGame в галерее, а так же в официальном паблике ВК. Помимо этого есть куча групп и сообществ, посвященных «Свояку», которые так же собирают\производят свои пакеты.
В целом, это вся основная информация, что вам нужна. И если вас напугала эта стена текста — не пугайтесь, на самом деле в «Свояке» все интуитивно понятно и разобраться во всех сложностях можно чуть ли не на ощупь.
И да, не забудьте настроить игровой профиль! Модный ник, стильная аватарка — ну куда же без этого?
Вот тут можно все настроить. К слову, ваша аватарка должна быть на компьютере. Игра ее не сохраняет, поэтому удалили картинку — вместо аватарки пустое место.
ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ СОЗДАВАТЬ СВОИ ПАКЕТЫ ВОПРОСОВ
И вот вы оглянуться не успели, как у вас за плечами уже около пары десятков отыгранных пакетов. За это время вы наелись любительским контентом по самые уши: одни и те же вопросы (УГАДАЙТЕ, КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЦИТАТА «ЧТО ТАКОЕ БЕЗУМИЕ» — этот вопрос всем любителям геймерских паков встречается чуть ли не каждую вторую игру), идиотские загадки, ошибки по фактике… В общем, дерьмо случается.
Насмотревшись на этот цирк, вы решаете сделать СВОЙ, КРУТОЙ, КЛАССНЫЙ ПАКЕТ С ВОПРОСАМИ. Скажем, вы киноман? Тогда вы ЩЩЩАС покажете всем этим дилетантам, что такое ВОПРОСЫ ПРО КИНО, а не банальные «угадай Охотников за Привидениями по их музыкальной теме». Ну что же, вперед!
1. Качаем редактор пакетов.
Берется на все том же сайте, где и сам «Свояк». Где именно — НЕ СКАЖУ. Считайте это проверкой на IQ — если вы не в состоянии найти синенькую ссылочку на сайте в 1 страничку, то вам не стоит заниматься пакетами вопросов.
Ладно, это было комедийное отступление. Просто 1 пункт был слишком маленький, и я решил разбавить его водой. КАКОВ ХИТРЕЦ.
2. Открываем редактор.
Мы запускаем SIQester и видим примерно такую картину:
В центре вам предложат открыть старые пакеты вопросов (если вы уже занимались какими-либо пакетами), а слева вверху (я даже красной стрелочкой указал где) можно как открыть файл со своего диска, так и создать новый. Создаем новый.
Настройки отличаются количеством раундов, категорий и вопросов в этих самых категориях, а также наличием\отсутствием финального раунда. В целом, берите любой вариант — в процессе создания пакета любой элемент игры можно спокойно удалять\создавать, так что если вы выберете стандартный формат из 3 раундов, никто не запретит вам добавить, скажем, еще 12.
И ВСЕ ПРО АНИМЕ, АХАХАХАХАХХАХА извините
3. Начинаем творить!
Вот как-то так будет выглядеть рабочее пространство. Ваш пакет — это такое дерево, где все идет по убывающей. Сначала раунды, которые раскрываются на категории. Потом категории разворачиваются на вопросы, а внутри них вы настриваете содержание. По порядку варианты вопросов: текстовый, картинка, музыка, еще картика, кот в мешке. В скобочках вы пишите ответ, который будет отображаться ведущему как правильный (через пкм можно настроить дополнительные ответы и неправильные варианты). Цифры слева — цена вопроса, ее тоже можно регулировать.
Еще можно вставить видео, но тут (как и со всеми медиа-файлами в пакете) надо помнить одну вещь — размер файла. Старайтесь по возможности не всовывать в пакет вещи весом больше мегабайта-двух, так как игра не всегда успевает шустро прогружать большие файлы. Особенно, если игроки с медленным интернетом или подключаются где-нибудь из Зимбабве.
Настраивать содержимое вопроса можно, выбрав его ЛКМ. После этого появляется данная менюшка с очень понятным и гибким редактором. Я даже его расписывать толком не буду — там все максимально просто. Единственные 2 вещи:
1. С помощью зеленого плюса можно добавлять пункты к вопросу. Они будут воспроизводиться сверху-вниз по порядку. Менять пункты можно синей стрелкой.
2.Иногда, при редактировании обобщенного кота в мешке, некоторые функции этого кота пропадают еще на этапе создания пакетов. Это глюк, появляющийся в дополнительных раундах\категориях (дополнительные = те, которые вы добавили сверх обычных 3 раундов\5 категорий). Просто создайте кота в первых 3 раундах\категориях и перетащите готового мышкой вниз. Или пересоздайте.
Главное без паники, ошибки случаются, так что перед серьезным стримом или еще каким паказом своего крутого пакета обязательно протестируйте его на вшивость с друзьями.
Дальше вы разберетесь сами. Только не забывайте сохранять свой труд — а то вдруг что потеряется.
1. Старайтесь писать условия категорий\вопросов максимально понятно. Тестируйте формулировки на играх с друзьями. Если они не поняли вопрос — возможно, вы его коряво написали.
Пример: категория называется «Музыкальные вопросы». Играет OST Ведьмака. Ваш друг Вован жмет кнопку и кричит «ВЕДЬМАК». А вы не засчитываете, ведь надо было назвать точную часть! Но откуда это знать Вовану? Чтобы конфуза не было, пишите в условиях «назовите ТОЧНОЕ название игры» или еще как-то уточните этот момент. Ну или словами скажите «Вован, назови часть, а то не засчитаю».
2. Все файлы для пакета складывайте в одну папку. В случае редактирования пакета у вас будет место, где взять файлы заново. А когда закончите — все лишнее можно удалить одним кликом.
В случае, если исходники вы уже удалили, а файл внутри пакета вам нужен, его можно выгрузить из пакета через все тот же SIQuester. Только потом спасенный файл нужно конвертировать через какую-нибудь программу (например, фотошоп или Sony Vegas).
3. Делайте пакет грамотно. Не спешите, посидите над ним пару дней, перепроверьте. Не гнушайтесь обрезать картинки и звук. Очень плохо качать музыку для вопроса из ВК и засовывать все ее 3 минуты 12 секунд (или сколько там будет) в игру, заставляя игроков все 3 минуты 12 секунд сидеть и слушать. Обрежьте ее до нужных 20 секунд через программы. Урежьте большие картинки до 720p, чтобы они быстро грузились и так далее.
4. Не будьте банальным. Прежде чем делать свой пакет, посмотрите или поиграйте чужие на ту же тему, на которую вы хотите делать, чтобы не повторять одни и те же популярные вопросы. Главная тема The Witcher 3, музыка из меню Divinity Original Sin, главная тема «Хороший, Плохой, Злой», скриншоты Bioshock — поверьте, все эти вещи и им подобные есть в десятках, если не в сотнях пакетов. Будьте оригинальным — вставьте какую-то другую песню из «Ведьмака» или добавьте такой скриншот из популярной игры, по которому она не сразу угадывается.
5. Держите баланс сложности. Оставьте простейшие вопросы на первый раунд, а сложную дичь — на последний. То же самое с дешевыми\дорогими вопросами. Старайтесь идти по нарастающей, а не «Вопрос за 100 — как звали третьего по счету статиста в сцене, где Арагорн ведет свое войско в последнем фильме по Властелину Колец?». Пожалейте тех, кто будет играть в ваш пакет.
В целом, если вы все это прочитали и не померли от скуки\непонимания, то считайте что вы на 99% знаток «Своей Игры» и всех ее подводных камней. Остается только либо играть, либо творить! Удачи!
Своя игра
Режиссёр: Юрий Первушин (1994—2017),
Евгений Козлов (с 2017) Редакторы: Борис Бурда (1994),
Владимир Молчанов (1994—2010),
Елена Орлова (1994—1999),
Ирина Тюрикова (1994—2016),
Сергей Дубов (с 1996),
Владимир Белкин (1996—1997),
Оксана Устинова (1997—1998),
Евгений Нехаев (2001—2002),
Алексей Овчинников (2001—2002),
Марина Кошкина (2002—2007),
Ольга Хворова (с 2003),
Илья Бер (2004—2009),
Максим Руссо (2010—2012),
Дмитрий Борок (с 2011),
Александр Коробейников (с 2017) Производство: Студия 2В Композитор: Александр Иванов (1994—2001),
Олег Литвишко (2001—2013),
Иван Баландин (с 2013)
Страна: Россия Язык: Русский
Производство:
Продюсер: Юрий Заполь и Александр Гуревич (1994—1998)
Сергей Пехлецкий (с июня 1998 года)
Исполнительный продюсер: Андрей Могирев (с осени 2018 года должность упразднена)
Продолжительность: 25 минут (1994—2000),
40 минут (с 2001)
Вещание:
Канал: РТР (1994—1996),
НТВ (1997—1999, с 2001),
ТВ-6 (2000) Период трансляции: с 7 апреля 1994 года
«Своя игра» — популярная телевизионная игра-викторина на канале НТВ. Является аналогом американской телеигры Jeopardy!. Ведущий — Пётр Кулешов.
Содержание
Правила игры
В игре принимают участие три игрока. Их основная цель — отвечать на вопросы и набрать к концу игры как можно больше очков. В начале игры у каждого из них 0 очков (в 1994—1996 годах игроки в начале игры имели по 50 очков).
Игра состоит из трёх раундов и финала. В каждом из раундов (кроме финального) 30 вопросов — шесть тем по пять вопросов в каждой. В первом раунде цена вопроса варьируется от 100 до 500 рублей, во втором — от 200 до 1000, в третьем — от 300 до 1500. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Вопросы в игре сформулированы в виде утверждений, где искомое слово заменено местоимением. Игроки должны догадаться, о чём идёт речь в вопросе, и дать ответ. С 2001 года данные вопросы может предварять аудиозапись, а с 2004 года — и изображение.
До 2001 года в игре было три раунда — «Синий», «Красный» и «Своя игра» (финальный раунд). В Синем раунде вопросы стоили от 10 до 50 очков, в Красном — от 20 до 100.
В начале игры правом выбора первого вопроса обладает игрок, стоящий за центральным столом. Право ответа получает тот игрок, который первым нажмет на кнопку на своём столе. Однако, если он нажмет её до того, как ведущий закончит зачитывать вопрос, то его кнопка будет заблокирована на две секунды. Если игрок отвечает правильно, то стоимость вопроса переходит на его счет и он получает право выбора следующего вопроса. Если же он отвечает неверно, то стоимость вопроса снимается с его счёта, а другие игроки получают возможность ответить на тот же вопрос. Если правильный ответ так и не прозвучит, то его объявляет ведущий, а вопрос вновь выбирает последний выбиравший игрок.
Каждый раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы, либо пока не истечёт отведённое для него время — 10 минут, после чего звучал сигнал окончания раунда. В настоящий момент он применяется крайне редко (в Играх 15-летия, турнирах 2010 года и Автокубке-2011 он не звучал вовсе), последний раз был использован во втором выпуске от 23 октября 2021 года.
В следующем раунде право первого выбора вопроса достается тому игроку, у кого меньше всего очков на счету (либо, если таковых двое, раунд начинает тот, чьё имя первое по алфавиту).
В случае того, если редакторская группа во время перерыва между раундами признает незасчитанный ответ какого-либо игрока верным (или засчитанный — неверным), то в начале следующего раунда сумма на его счету увеличивается (или, соответственно, уменьшается) на удвоенную стоимость вопроса.
Специальные вопросы
Помимо обычных вопросов, в игре существуют несколько специальных — «Кот в мешке», «Вопрос-Аукцион». В настоящий момент точное число «Котов в мешке» и «Вопросов-аукционов» в раунде заранее неизвестно, хотя за игру таковых вопросов чаще всего бывает по пять штук. Вне зависимости от правильности ответа игрок, отвечавший на специальный вопрос, получает право выбора следующего вопроса.
Кот в мешке
Если игроку достался «Кот в мешке», он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили «Кота». Ведущий называет тему вопроса, а получивший его игрок выбирает стоимость — минимум или максимум цен вопросов в раунде (например, в первом раунде можно выбрать стоимость, равную 100 или 500). Игрок обязан отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу.
Впервые «Коты» были введены в 1997 году, причем изначально игрок мог оставить его себе, а игрался вопрос за фиксированную стоимость, установленную редакторской группой. Это правило просуществовало всего несколько месяцев.
С 2000 года вопрос, скрывающийся в «Коте в мешке», всегда связан с изображениями (крайне редко — со звуком). Также существует разновидность «Кота», в которой игроку для правильного ответа предстоит выбрать одно изображение из четырёх (реже — из трёх).
В начале 2005 года было предпринято нововведение — тема и стоимость «Кота» становились известны до передачи вопроса открывшему его игроку. Тем самым, у последнего была большая свобода для тактических действий. Впрочем, данное правило просуществовало всего три игры, а затем было отменено.
Нынешние правила «Кота в мешке» начали действовать с 26 августа 2007 года.
Вопрос-аукцион
Если вопрос оказывается аукционом, то игроки торгуются за него, и в результате он достаётся тому, кто сделал наибольшую ставку. Минимальная ставка — номинал вопроса, ставки должны быть кратны 100 очкам, при этом ставка игрока не может превышать суммы у него на счету. Если игрок идёт ва-банк (ставка, при которой игрок ставит на кон все имеющиеся у него очки), то перебить его ставку можно только бо́льшим ва-банком.
Торги начинает делать игрок, выбравший «Вопрос-аукцион» (в случае, если его счёт меньше стоимости вопроса, его ставка — номинал), затем идёт тот из двоих оставшихся, у кого сумма на табло меньше. После ставки третьего игрока торги идут по кругу. Любой игрок в любой момент, за исключением первоначальной ставки, может сказать «Пас» и выбыть из торгов, либо же ставка другого игрока превысит его счёт, и он выбывает из торгов автоматически.
В том случае, если «Вопрос-аукцион» был выбран самым первым за игру (или же если у всех игроков сумма очков меньше стоимости вопроса), он разыгрывается с игроком, который его и выбрал.
До 2001 года «Вопрос-аукцион» назывался «Своя игра», так же, как и программа. Текст вопроса на главном мониторе не отображается.
В 1994 году игрок, открывший «Свою игру», сам играл этот вопрос за назначенную им ставку (именно такое правило действует в оригинальной версии программы). В 1995 году была введена возможность торгов за вопрос, причем право поставить следующую ставку имел игрок, первым нажавший на кнопку, а ва-банк перебивался любой большей ставкой. Затем ва-банк нельзя было перебивать вообще (это правило придумал сам Пётр Кулешов), и лишь потом правила торгов стали аналогичны современным.
Вопрос от спонсора
Впервые «Вопрос от спонсора» появился в Юбилейных играх в 2004 году. Тогда в качестве спонсора передачи выступала корпорация Microsoft. Потом данный тип вопроса на некоторое время исчез и возобновился в 2006—2008 годах от компании «Райффайзенбанк». Отвечал на вопрос тот, кто его обнаружил. Стоимость вопроса в случае верного ответа удваивалась, однако в случае неправильного ответа отвечающий ничего не терял. С 2014 года «Вопрос от спонсора» разыгрывается как обычный вопрос, то есть отвечает на него тот, кто нажал кнопку, и играет его за номинал. Тематика вопроса может быть связана со сферой деятельности спонсора.
С 3 сентября 2016 по 23 декабря 2018 года спонсором телеигры являлся ТД «Столото», и поэтому выпавшие вопросы от спонсора были связаны с лотереями (однако с 3 по 11 сентября 2016 года они соответствовали основной теме).
С 11 по 18 апреля и с 23 октября 2021 года разыгрывались вопросы от спонсора «Доктор Море».
С 23 октября 2021 года задаются вопросы от Национальных проектов России.
Вопросы от…
Тема вопросов во втором раунде, появившаяся в конце 2007 года. Вопросы задаёт известный человек или представитель некой профессии. Все вопросы так или иначе связаны с родом занятий автора и демонстрируются игрокам на экране в виде видеозаписей, где герой задаёт вопрос, находясь в своей обстановке (например, пожарный — возле пожарной машины). Особенность этой темы была такова, что игроки, выбравшие её в раунде впервые, должны были играть все её вопросы подряд. С 6 июня 2015 года это правило было упразднено. В первой финальной игре Игр 15-летия эта тема была в каждом из трёх раундов, а в выпусках от 4 июня 2016 и 1 октября 2016 года — в первом и втором раунде (соответственно, в каждом раунде вопросы задавал другой автор). С 1 сентября 2012 года «Вопросы от…» присутствуют во 2-м раунде в каждой игре, однако в некоторых выпусках июня-октября 2020 года эта тема не появлялась в программе.
Финал
К финальному раунду допускаются только те игроки, у которых на счету положительная сумма. В нём разыгрывается только один вопрос, причём отвечать на него обязаны все участники. Если у всех трёх участников отрицательные суммы на счету, то победителем считается игрок с наибольшим счётом, а финальный раунд не разыгрывается. Если у всех трёх игроков на счету «нули», то победителя нет.
Игрокам предлагается семь возможных тем финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте) убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется последняя. До 2001 года в финале игроки не имели права выбора и играли ту тему, которая была заранее заготовлена редакторами. Затем игроки делают свои ставки, после чего звучит сам вопрос.
Победителем игры объявляется тот, кто по итогам финального раунда набрал наибольшую сумму очков. Он получает эквивалент набранной суммы в рублях.
Перестрелка
В обычных играх
В случае равенства сумм у двух или трёх игроков после финала проводится дополнительный раунд — «перестрелка». Кандидатам на победу задаются пять вопросов из одной темы со стоимостью от 100 до 500 очков в порядке возрастания сложности. Если по итогам этого раунда победитель не определён, проводится новая «перестрелка», и так далее до выявления победителя.
На данный момент всего 11 игр заканчивались перестрелками (жирным шрифтом выделен победитель, в скобках указано количество очков до перестрелки):
В командных турнирах
В командных турнирах правило «перестрелки» не используется, а победителями считаются два игрока (или три, при равенстве у всех трёх игроков). Ничья произошла лишь единожды — в 19-й игре Второго Открытого командного турнира Пётр Капулянский и Илья Иванов набрали по 13 000 очков.
История
Первый выпуск «Своей игры» вышел в эфир 7 апреля 1994 года на канале РТР. Система розыгрыша меняется от года к году.