что значит красота в понимании поэта
Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Николая Заболоцкого
Николай Алексеевич Заболоцкий тонко чувствовал людей и с невероятной точностью мог составить психологический портрет, полагаясь на внутренние ощущения и детали внешности человека.
С этой целью он обращается к деталям: уголки губ, ямочки на щеках или морщины на лбу, которые отображают внутренний мир человека. То, как Заболоцкий стремится заглянуть в души людей, и мы это видим в его стихотворении «О красоте человеческих лиц».
История создания
Стихотворение написано на закате писательской деятельности Заболоцкого – в 1955-м году. В этот период поэт испытывает творческий подъем, во время которого он изливает всю свою житейскую мудрость с помощью писательства. В его произведениях наблюдается тонкое понимание жизни и людей.
Основная мысль произведения
В основе стихотворения лежит идея того, что жизнь человека отпечатывается в его внешности. Все привычки, образ жизни, черты характера буквально пишутся на его лице. Заболоцкий говорит нам, что лицо не может обмануть, потому с помощью внешнего описания поэт составляет внутренний портрет прохожих.
Средства выразительности
Стихотворение построено на сравнении, с помощью которого автор соотносит портреты людей с говорящими образами: «подобные пышным порталам», «словно темница», «как солнце сияющих нот».
С помощью антонимов поэт раскрывает загадку человека: «великое чудится в малом», а безличные глаголы свидетельствуют о напыщенности и скудности души: «великое чудится».
Роль метафор – одна из наиболее значимых, так как на них строятся яркие и символичные образы. Из слов «варится печень и мокнет сычуг» автор подчеркивает свою негативную позицию. Ведь люди с таким внутренним миром вынашивают в себе грязные помыслы и мысли. Словосочетание «покинутые башни» – метафора к опустошенным душам, в которых остался лишь холод и мрак, а слова об «окошке» с «дыханьем весеннего дня» явно свидетельствуют об одухотворенности человека, чей образ внушает теплоту и уют. В тексте также есть такие эпитеты как: «жалкие лачуги», «пышные порталы», «ликующие песни».
Композиция, жанр, рифма и размер
Стихотворение отображает возрастающую эмоциональность, заканчивающеюся торжеством лирического субъекта: «Поистине мир и велик и чудесен!». Композиционно текст состоит из двух частей: первая состоит из описания неприятных лиц, вторая – портреты одухотворенные и светлые.
«О красоте человеческих лиц» – глубокомысленное произведение, которое относится к жанру философской лирики.
Написано оно четырехстопным амфибрахием и содержит 4 катрена. Рифмовка смежная: женские рифмы чередуются с мужскими.
Краткий анализ
«О красоте человеческих лиц» написано во время оттепели. Тогда многие поэты были на творческом подъёме. Произведение вышло в свет в 1955 году, когда Николай Алексеевич активно поддерживал организацию «Объединение реального искусства». Автор проповедовал идею написания таких произведений, чтобы даже дети могли понять, что значит стихотворение.
Целостный разбор позволяет проанализировать «О красоте человеческих лиц»:
Это не просто стихотворение о человеческих лицах. Произведение посвящено тому, что на них отражается жизненный путь личности, её характер и наклонности. При умении анализировать такую информацию, можно самостоятельно узнать намного больше о человеке, чем он сам рассказал. Также Николай Алексеевич Заболоцкий обращает внимание читателя, что при оценке человека приоритетом не должна быть красота лица.
Необходимо оценивать душу, которую можно увидеть и во внешности.
Композиция, жанр и средства выразительности
С самого начала произведения автор начинает описывать различные лица-здания. Сперва он проводит аналогии, а потом делает вывод. Благодаря такой конструкции интерпретация и понимание идеи доходит до читателя проще. Для каждого сравнения поэт чаще всего использует 2 строки.
В произведении читается мысль, что внутреннее состояние отражается и на внешнем. Оно может придать человеку либо жалости, либо достоинства.
Заболоцкий создал целую галерею из различных обликов, проводя параллели с жалкими лачугами и прекрасными архитектурными сооружениями. Создаётся впечатление, что люди лишаются своих истинных обличий. Вместо них они надевают маски.
Всё стихотворение строится на контрасте. Великому противопоставляется жалкое. Между этими образами Заболоцкий старается делать плавный переход. Также в строчках читатель может увидеть критику неказистых «хижин», так как автор считает, что это является отражением жизненного пути.
В качестве основного художественного средства в произведении выступают метафоры. Почти во всех строчках поэт пишет о доме, который символизирует человеческий облик.
Стихотворение не делится на строфы, хотя в нём отчётливо видны отдельные катрены. Благодаря этому создаётся символизм совокупности различных обликов, которые можно видеть каждый день. Спокойная интонация один раз обрывается восклицанием, выражающим восторг Заболоцкого. Интонация и ритм отлично сочетаются с композицией и содержанием стихотворения.
Сам же автор отдаёт предпочтение лицам, которые сравнивает с маленькими хижинами, так как из них струится жизнь. По мнению Заболоцкого, они доброжелательны, открыты для всех и наполнены радостью. В окна этих хижин хочется смотреть снова и снова. В конце поэт подчёркивает, что в обликах видна внутренняя красота человека.
Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого
Стихотворение “О красоте человеческих лиц” является одним из самых известных произведений Заболоцкого. Педагог по образованию, он как никто другой умел донести до читателя вложенную в поэтические строки идею. Краткий анализ “О красоте человеческих лиц” по плану поможет ученикам 11 класса лучше понять эту идею. Материал можно использовать для объяснения темы на уроке литературы.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.
Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.
Композиция – одночастная, идея последовательно развивается от первой до последней строфы.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парной рифмой.
Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.
Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.
Сравнения – “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.
Анафора – “есть лица”.
Краткое содержание
Стихотворение начинается со строчки: «Есть лица подобные пышным порталам». В ней поэт сравнивает внешность людей с небольшими домами, которые скрывают многое в себе. Некоторые напоминают только разваливающиеся лачуги, которые пропитаны запахами дешевой еды. Но есть и совсем необычные внешности. Такие люди выглядят мертвыми и отрешенными, словно отгороженными решетками.
Были и те, кто напоминал своим видом башни. Но в окна таких зданий давно уже не заглядывало солнце и создается ощущение, что там никто не живет. Дальше лирический герой признается, что он помнил одну интересную хижину. Она была неказистой, бедной, некрасивой, но в то же время от нее исходил свет жизни.
В последних строчках лирический герой делает важное открытие.
Перед ним предстает чудесный и великий мир, который наполнен прекрасными людьми. Они словно чудесные ноты, которые позволяют соткать небесную песню. Именно это важно ценить в людях и всегда искать эту душевную красоту.
Стих посвящен не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально “написаны” характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать “написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает. Заболоцкий использует метафору со знаниями не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит ее по-своему.
При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.
Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (8 класс)
Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».
Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Этой теме посвящено стихотворение «О красоте человеческих лиц», написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях?
Стихотворение можно разделить на две части. Первая часть — размышление лирического героя о красоте человеческих лиц: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом».
В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет «пышный» – нарядный, красивый. Не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в малом».
Далее звучит сравнение, противопоставленное первому: «Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг». Эпитет создает неприглядную картину, подчёркивает бедность, убожество: «лачуга жалкая». Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.
В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной – другой» символичны, подчёркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты «холодные, мёртвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решётками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами: «Другие как башни, в которых давно Никто не живёт и не смотрит в окно».
Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчёркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз «но» подчёркивает антитезу. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты» меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина «неказиста, небогата», она излучает свет. Восклицательное предложение подчёркивает такое настроение: «Поистине мир и велик и чудесен!» Для поэта главное — духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живёт: «Есть лица — подобья ликующих песен, Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот».
В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта. Именно такие лица поэт считает по-настоящему красивыми.
Композиция
Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи. В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвященные неказистой снаружи и прекрасной внутри “хижине” и лицам, которые напоминают автору “ликующие песни”.
При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нем тоже много, если не полениться и отыскать их.
Тропы и образы
Основной троп стихотворения – сравнение, образуемое при помощи слов «подобия» (2 раза), «подобно» и «как» (по 1 разу).
Первый тип лиц – «подобные пышным порталам». С помощью антонимов во второй строке лирический герой раскрывает «загадку» этих лиц: «Великое чудится в малом». Безличный глагол «чудится» сразу выдаёт «тайну» такого Значительного Лица (гоголевская параллель напрашивается), состоящую в том, что на самом деле нет никакой тайны, есть лишь напыщенная наглость. «Красота» таких лиц – внешняя, лицемерная.
Другой тип лиц некрасив даже внешне. Они подобны жалким лачугам, но и внутри отвратительны, наполнены вонью и грязью, требухой (метафора «варится печень и мокнет сычуг»).
Развитие метафоры окон (в значении глаз), но уже в положительном смысле, мы видим в третьей строфе, в которой описано лицо человека, остающегося живым не только телом, но и душой. Такой человек не выстраивает лицом крепостей с неприступными башнями, нет в лице его показного величия, «хижина» его «неказиста» и «небогата», но этим, казалось бы, сугубо отрицательным эпитетам контекст всего стихотворения придаёт противоположный – положительный – смысл, а метафора «дыханье весеннего дня», которое «струится» из окошка хижины, довершает образ восхитительного, одухотворённого лица.
Наконец, четвёртая строфа начинается строкой веры и упования лирического героя: «Поистине мир и велик и чудесен!» Оба эпитета в данном контексте переливаются всеми оттенками своих значений. Это не только оценочные эпитеты: «велик» в смысле величья и «чудесен» в смысле «прекрасен». Но это вера в то, что мир настолько огромен («велик» в смысле величины) и долговечен, что унылая действительность, окружающая лирического героя, есть как бы очень частный случай, вызванный нынешними печальными обстоятельствами. Истинно человеческие лица есть чудо (и в этом смысле «чудесны»), они подобны песням, созданным из нот, каждая из которых сияет, как солнце (два нанизанных друг на друга сравнения).
Средства выразительности
Стихотворение “О красоте человеческих лиц” богато разнообразными выразительными средствами, каждое из которых играет свою роль. Заболоцкий использует:
По сути, все произведение – это композиция из развернутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует образы для того, чтобы донести до читателя свою идею, а рефрен “есть лица” не только отделяет одну метафору от другой, но и подчеркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия образов единой.
Сравнения позволяют Заболоцкому показать, как различаются человеческие лица, какими разными они могут быть. И как важно при этом смотреть не на внешнее, а в душу – через глаза-окна.
Тема, основная мысль и композиция
Философская тема заявлена в названии стихотворения.
Основная мысль: красота человеческих лиц заключена не во внешних чертах, а в душе, отражённой во взгляде, в выражении.
Стихотворение состоит из четырёх строф. В первых двух описаны четыре типа лиц неприятных. В третьей строфе возникает лицо, которое дарит радость. Последняя строфа – обобщение: лирический герой восхищён величием и гармонией вселенной, в которой есть лица божественной, небесной красоты, отражающие божественную природу человека.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием, рифмовка смежная, женские рифмы чередуются с мужскими.
По произведению: «О красоте человеческих лиц»
По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич
Жизнь поэта
Судьба была нелегкой. Путь в поэзию начался в детстве, которое прошло в Казанской губернии. Отец и мать были сельскими интеллигентами, мальчик много читал и увлекался самыми разными областями знаний, от химии до рисования. Ремесленное училище, поступление в Московский университет сразу на два факультета, перевод в Петроград, написание первых не очень удачных виршей — все это перечеркнула армейская служба. Как ни странно, именно эта мобилизация (1926) и связанные с ней тяготы (они были не самыми страшными, Заболоцкий служил в Питере и фактически ходил на службу, как на работу) подвигли молодого (ему было 23 года) поэта впервые написать что-то серьезное. После армии работал в ОГИЗе (потом его переименовали в ДетГИЗ) у Маршака.
В 1938 его арестовали. Это испытание было посерьезнее, чем армия. Выпустили лишь в 1944-м, а после переложения им «Слова о полку Игореве» даже разрешили проживать в столице и восстановили в СП. После начала «оттепели» Николай Алексеевич ощутил творческий подъем, продолжавшийся почти до самой смерти. При жизни вышли четыре его сборника, в последний из которых вошло написанное в 1955 голу стихотворение «О красоте человеческих лиц». Анализ мироощущения автора дает основания считать его человеком, умевшим мыслить образно и нестандартно.
На первый и поверхностный взгляд кажется, что поэт использует довольно распространенный прием противопоставления. Вот так примерно: есть человек красивый, богатый и здоровый, но скверный и подлый, а другой — полный его антипод, кривой, косой, хворый и бедный, но зато душа у него неописуемо великолепная.
Главная тема стихотворения
Главная тема стихотворения – мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности – все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному – либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях – это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь – наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.
Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:
Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия – когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.
Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.
Использует автор сравнения («словно темница», «как башни»), помогающие нарисовать действительно мрачную картину внешнего великолепия, не соответствующего внутренней пустоте и разрушающего гармонию.
Исследовательская работа «Красота в поэзии и жизни»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Ангарский техникум общественного питания и торговли»
Человек в изменяющемся мире
«Красота в поэзии и жизни»
Выполнили: Нюнькина Виктория,
Руководитель: Граф Анна Родионовна,
преподаватель русского языка и литературы
Исследовательская работа затрагивает важный вопрос, изучение которого не закончено и по сегодняшний день. Споры о форме и содержании начались именно вокруг поэзии, они так или иначе затрагивают такое понятие, как красота, и трудно прийти к единому мнению.
Теоретическая и практическая части органично связаны, практическая часть подтверждает гипотезу о краткости, выразительности и правдивости как главных составляющих при определении красоты в поэзии и жизни.
Работа ценна тем, что учащимся представлена попытка дать свое видение красоты в поэзии и жизни, что весьма актуально в наше время, часто называемое трудным и прагматичным. Исследование дает возможность многим задуматься о силе и красоте поэтического слова, жизненном предназначении человека.
1.Толкование слова «красота»…………………………………………….6
3. Есть ли у красоты свои законы. 7
4. Краткость как критерий красоты………………………………………10
5. Музыкальность и живописность поэзии……………………………11
6. Красота поэзии – в ее правде……………………………………………11
7. Из исследований ученых о влиянии поэзии на человека.12
8. Целительное воздействие поэзии на человека…………………14
9. Враги красоты. О разрушительной силе ненормативной лексики и
бранных слов, их несовместимости с категорией красоты….15
10. Результаты опроса студентов техникума…………………………17
11. Примеры красоты в жизни…………………………………………………22
Выбрав довольно трудную тему, мы не сразу решили, как построить свое исследование. Обратившись к толковому словарю Ожегова, убедились, что именно это толкование слова «красота» подразумевалось во все времена в стихотворениях поэтов разных национальностей. Убеждены, что чем больше будет людей, умеющих видеть и ценить красоту, тем лучше будет жизнь вокруг нас. Наша работа может помочь более вдумчиво читать поэтические произведения, потому что в них воспевается человеческая жизнь, которую тоже нужно прожить по возможности красиво, то есть ярко, насыщенно, со смыслом, не тратя время на пустое.
Цель исследования – вывести основные критерии красоты в поэзии и жизни, показать примеры красоты в поэтических произведениях и человеческой жизни, их положительное влияние на образ мыслей людей и поведение, жизненную установку, а также то, что разрушает и губит красоту.
Задача – изучить представление о красоте в поэзии разных авторов; оформить свое представление о красоте в поэзии и жизни в виде исследовательской работы; провести примерный анализ некоторых поэтических произведений в практической части исследования для подтверждения теоретических выводов; показать примеры влияния поэзии на разных людей; определить отношение православной церкви к проблеме сквернословия; исследовать причины речевой вседозволенности и её возможные последствия; показать примеры, противопоставленные красоте (нецензурная лексика и др.), их влияние на уровень специалиста.
Объект исследования: русский язык и литература
Предмет исследования: поэзия, ненормативная лексика, жизнь современников
анализ полемики в СМИ;
изучение литературы по проблеме;
Толкование слова «красота»
Красота – это все красивое, прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение
Красивые, прекрасные места
(о природе, в художественных произведениях)
О чем-нибудь очень хорошем, впечатляющем
Как уже упоминалось, в начале работы по выбранной теме, обратившись к толковому словарю Ожегова, мы убедились, что именно это толкование слова «красота» подразумевалось во все времена в стихотворениях поэтов разных национальностей.
Поэзия как искусство
Еще мы убедились, что поэзия сама как искусство – удивительная область творчества, очень красивое явление. В стихотворениях слова, которые являются строительным материалом, сливаются в единое неделимое целое. Это волшебно воздействует на наше сознание и чувства. Сила поэзии в том, что можно кратко и емко передать то, о чем пишут в больших романах.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Так писал Борис Пастернак, один из лучших русских поэтов. Говоря о силе и красоте поэзии, нельзя не вспомнить великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Особенно нам нравятся его полные оптимизма строчки, которые многим из нас запомнились на одном из уроков литературы:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Еще мы убедились, что поэзия помогает людям определить цель их жизни, назначение человека. Виктор Франкл, который был узником фашистского концлагеря и после стал психологом, пришел к выводу, что люди, в тяжелейших условиях не утратившие способности думать о высоком, ставили себе цель уцелеть, чтобы вернуться к своим родным, выживали чаще других.
В нашем техникуме в разные годы учились ребята, которые заслуживают всяческого уважения. Есть они и сегодня среди нас. У них есть цель в жизни – стать достойными людьми. Они знают, что «жизнь прожить – не поле перейти»…
Есть ли у красоты свои законы?
О том, есть ли у красоты свои законы, с давних пор спорят и поныне. Существуют ли какие-то природные, незыблемые законы красоты, которые бы воспринимались, как общепринятые? Или же это понятие носит индивидуальный характер? Что такое гармония? Симметрия и асимметрия?
Законы красоты в искусстве Древнего мира
Золотое сечение в искусстве и архитектуре
Симметрия и асимметрия
Есть ли у красоты свои законы, мы можем наблюдать также, изучая явление симметрии. Это понятие встречается во многих сферах человеческой деятельности. В частности – в искусстве и архитектуре. Перевод с греческого – соразмерность или неизменность. А также – упорядоченность, пропорциональность. Таковы основные характеристики этого понятия. В живой и неживой природе это явление довольно развито, и его часто можно наблюдать. Яркий пример – крылья бабочки или конструкция человеческого лица. Однако в природе симметрия никогда не бывает полной, абсолютной. И подобные между собой части не будут совпадать со стопроцентной точностью. В математике и геометрии, напротив, это понятие достигает абсолютных значений. Так, в геометрии симметрией называется способность фигур к отображению, которое сохраняет их форму и свойства. Грубо говоря, симметричной считается фигура, при линейном преобразовании переходящая в саму себя. Симметрия в искусстве Идея абсолютности линейного отображения пронизывает искусство Древней Греции. Вспомните строго симметричные формы античных памятников, предметов быта (например, греческих ваз). Наиболее четко это явление нашло отражение в орнаментах многих народов мира. В различные эпохи идея симметрии в изображениях – сознательно или бессознательно – использовалась многими художниками и скульпторами. Равномерность повторов характерна даже для устного и песенного творчества, начиная с давних времен.
Таким образом, на вопрос: «Есть ли у красоты свои законы?» можно ответить, что один из них – симметрия. Кстати, асимметрия в работах некоторых художников (Пикассо, Дали и некоторых других), как исключение из правил, лишь подчеркивает действие основного закона.
Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты.
Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии. Гармония — это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого. Гармония изначально свойственна Миру и всем его составляющим. Ее лишь надо уметь увидеть и извлечь, как это делают художник и ученый, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.
Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», — советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм — базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.
Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие космоса.
Симметрия — основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в природе и формообразования в искусстве. Закономерное расположение частей формы относительно центра или главной оси. Уравновешенность, правильность, согласованность частей, объединенных в целое.
Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.
Композиция — построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей, мощное средство выразительности в любом виде искусства. Часто именно композиционное решение передает пафос художественного произведения.
Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами. Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество.
Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение.
Краткость как критерий красоты
Очень интересна поэзия других народов, красота японских стихотворений в стиле хокку (хайку) – в их предельной краткости. Вот, например, стихотворение известного сочинителя трехстиший Исса:
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашен,
— мы видим в этих словах мечту о равенстве людей.
Японский поэт только будит мысль читателя, дает ей определенное направление.
Ворон сидит одиноко.
Это уже другой поэт – Басё – известный мастер краткой поэзии. Его стихотворение похоже на рисунок, в котором ничего лишнего, все предельно просто. Очень кратко показана грустная картина поздней осени. Поэт изобразил свое душевное состояние, он говорит о собственном одиночестве, упоминая ворона на голой ветке дерева.
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч!
– это поэт Кёрай, увидевший самурая около цветущей сакуры.
Кто владеет ею, дети?
— спрашивает детей Исса, и они задумываются над тем, что луна на небе общая, потому что красота ее принадлежит всем людям.
Итак, краткость – это красота поэзии.
Краткость – важное качество речи. Известно, что спартанцы умели говорить кратко, убедительно, по существу. В наше время не так много людей, обладающих таким даром.
В христианстве, например, многословие считается грехом (т.е. несодержательная, пустая болтовня; не путать ее с речью талантливых педагогов, проповедников и др.).
Считается, что женщины говорят больше, чем мужчины, но это не доказано. В среднем женщины произносят около 8000 слов, а мужчины – 2000 слов. Но часто встречаются очень разговорчивые мужчины, и наоборот. А также интересно то, что в сельской местности люди говорят больше, чем в городе, так как больше общаются, а событий в деревне происходит гораздо меньше.5. Музыкальность и живописность поэзии
Поделись живыми снами,
Звуком на душу навей.
Фет видел истинную красоту в женских образах, воспринимал женщину в её слиянии с природой:
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
Значит, красота поэзии – это еще и музыкальность, мелодичность стиха. Замечено, что люди, которые любят изящное искусство (музыку, литературу и др.), более чувствительны, чаще сопереживают другим.
Людям обычно нравятся те, кто уверенны в себе, обладают чувством юмора. С ними интересно общаться, они умеют увлекать других, потому что у них неплохой словарный запас, их речь богата пословицами, поговорками, афоризмами. Кроме того, они хорошо читают стихи, в том числе стихи А. Фета.
Красота поэзии – в ее правде
Если Афанасий Фет уводит нас в прекрасный мир грез и мечтаний, то есть поэты, умеющие правдиво, без пышных сравнений оценить описываемое, и это тоже получается очень красиво. Например, Уильям Шекспир так необычно пишет о своей возлюбленной:
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
Это стихотворение написано уже пять веков назад, но оно не стареет, потому что любовь поэта возносится в вечность, что очень торжественно и красиво. В сонете Шекспира есть краткость, выразительность и правда.
Приходим к выводу, что стихи должны быть краткими и в то же время емкими, выразительными и правдивыми.
Красота поэзии – в ее правде, это подтверждают стихотворения поэтов-фронтовиков, особенно нам по душе стихи Сергея Орлова, который был танкистом на войне, не раз горел в танке на фронтах Великой Отечественной. Он без приукрашиваний пишет о душевных переживаниях солдата, и мы верим каждому слову поэта.
Мы победили в самой страшной войне, потому что были правы.
Из исследований ученых о влиянии поэзии на человека
Поэзия может быть полезной для мозга
Влияние это положительное, потому что выступает как тренировка для мозга. В проводимом эксперименте ученые анализировали состояние мозга в момент чтения великой поэзии. Была получена ответная реакция на каждое слово прочитанных стихотворений. Но особое внимание было уделено сложным оборотам, фразам и словосочетаниям, так как именно с ними головной мозг разбирается по-другому.
Для сопоставления результатов ученые предложили испытуемым два варианта стихотворных произведений. Первый – в оригинальной классической обработке, а второй – переписанные произведения классиков современным и понятным языком. Ученые обнаружили разницу в мозговой активности при чтении этих двух вариантов. Классическая поэзия привела мозг в состояние повышенной активности. Появившийся нервный импульс сохранялся и во время дальнейшего чтения. Ученые объясняют это тем, что при чтении высокой поэзии активируется область мозга, которая отвечает за автобиографическую память, то есть человек связывает прочитанное со своим прошлым, сопоставляя его с новыми впечатлениями.
Однако при чтении переделанных на современный лад стихотворений особенных изменений в деятельности мозга выявлено не было. Например, если ветер был назван яростным, а не безумным, то это не вызывало вопросов у читающего стихотворение. Но употребление Шекспиром эпитета безумный совместно с ветром вызывает определенные вопросы, почему именно это слово оказалось на этом месте и что оно все-таки значит. В этот момент мобилизуется нервная система, заставляя активно работать и головной мозг.
Ученые добавили, что активное действие поэзии сохраняется также и на время после прочтения, поэтому мозг продолжает подробно анализировать и следующий текст. Стоит отметить, что подобный анализ проводился исключительно в отношении поэзии, вполне возможно, что в скором времени будут проведены эксперименты и относительно классической прозы.
Чем полезны стихи про семью для детей?
В нашей жизни каждое слово имеет огромное значение. С его помощью мы можем описать предмет, его свойства, дать оценку окружающему нас миру и т.д. Естественно, что с момента рождения малыша все родители ежедневно разговаривают с ним, обучают его, стараются помочь ему как можно больше узнать об окружающем мире. А для того, чтобы ребёнок как можно быстрее смог всё запомнить, многие авторы пишут стихи про семью для детей, про профессии, про школу, родной край, животных и многое другое. Благодаря ритмическому рисунку и созвучности отдельных слов и пауз дети автоматически запоминают многие слова, выражения и термины. Таким образом процесс обучения проходит намного веселее.
Мнение педагогов о стихотворениях про семью
Как в любой науке или дисциплине, существуют группы людей, мнения которых могут кардинально отличаться. Например, если одни учёные, воспитатели и психологи считают, что любая поэзия оказывает положительное влияние на формирование личности, то другие опровергают это. Они считают, что стихи про семью для детей практически не влияют на мировоззрение ребёнка, поскольку любовь к родным должна закладывать из личных взаимоотношений между членами семьи. Но, согласно практическим наблюдениям, многие дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях или детских домах, изучая поэзию, смогли получить правильное представление о том, какой должна быть семья. И уже во взрослой жизни это во многом помогло им построить правильные взаимоотношения со своей второй половинкой.
Влияние поэзии на формирование личности
Родителям важно знать о влиянии поэтических слов на формирующуюся личность. Во-первых, благодаря стихам можно рассказать ребёнку о сложных научных терминах в увлекательной игровой форме, не переутомляя его. Во-вторых, за счёт гибкости поэзии всё запоминается намного быстрее, а процесс обучения приобретает незатейливый характер. Именно по этим причинам и в школе, и в детском саду, и даже в высших учебных заведениях в программу часто включают изучение стихов. Кроме этого, как показывает практика, читая данные произведения, можно не только ознакомиться с историей, традициями многих народов и узнать практически обо всём, что нас окружает, но и запомнить эти факты на всю оставшуюся жизнь. Также, используя поэзию, человек может в изящном и красивом изложении поведать всему миру о своих чувствах (радости, печали, влюблённости), оригинально поздравить близких людей и т.д.
Если же заглянуть в историю, то сами термины «стих» и «поэзия» произошли от греческих слов (ряд, строй, творчество, сотворение) соответственно и считались способами организации речи. Довольно часто стихотворными текстами считались медицинские или научные трактаты. Написание данных работ в особой форме позволяло отделить их от обыденной (повседневной) речи и придать наиболее важное значение. Поэтому совершенно логично и понятно, почему стихи про семью для детей или про другие сферы деятельности человека или окружающий мир производят такое впечатление на формирование личности.
Как воспринимается поэзия в современном мире?
Согласно различным теориям, которые на протяжении многих лет выдвигали учёные всего мира, поэзия признаётся отдельным видом мышления, заключённого в словесные образы. Именно такой способ мышления присущ и детям, и взрослым, и даже первобытным людям. Благодаря этому, слушая поэтические произведения, каждый из нас может легко представить себе некий образ, который надолго сохранится в нашей памяти. Исходя из этого, давайте разберёмся: что же на самом деле представляют из себя стихи про семью для детей? Во-первых, это поэтические произведения о самых близких и родных людях (маму, папу, дедушку, бабушку, братика или сестричку, а также дядя или тётю). Во-вторых, если попытаться классифицировать их, то условно все стихи можно поделить на «одиночные» и «общие». В «одиночных» речь чаще всего идёт только об одном члене семьи. В «общих» всегда рассказывается про семью в целом, о человеческих ценностях, о семье как главной социальной единице и т.д.
Кроме этого, стихи про семью для детей можно разделить на группы в зависимости от возраста слушателя/читателя. Например, если стих ориентирован на самых маленьких деток, то он будет коротким (обычно одна или два четверостишия), в нём будут использоваться простые слова и ставиться особое ударение на то, что делает тот или иной член семьи и кем он является. При написании художественного произведения, которое будет изучаться в более старшем возрасте (детский сад или школа) автор чаще всего делает акцент на более абстрактные понятия, т.е. он призывает любить своих родных, заботиться о них, помогать, ценить и т.д. Всё это помогает ребёнку гармонично формироваться как независимой личности, запоминая при этом важные жизненные ценности.
Целительное воздействие поэзии на человека
Как многословие влияет на душу (христианский взгляд)
В качестве примера можно привести талантливых педагогов, лекторов, проповедников, которые могут говорить долгие речи, но публика заслушивается ими и получает несомненную пользу. Люди, виртуозно владеющие словом, постоянно расширяют свой словарный запас, их речевые конструкции точны и понятны собеседникам. Они говорят кратко и по существу, что облегчает процесс понимания информации. Если же речь человека — это нескончаемый поток слов, над содержанием которых он особо не размышляет, то это многословие. А.С. Пушкин писал своей супруге: «Утром дела не делаю, а так из пустого в порожнее переливаю». Писатель М. М. Зощенко, ознакомившись с романом одного начинающего автора, описал свои впечатления: «Этот роман при всех недочётах еще и чрезвычайно многословен. Очень многое я могу простить литератору, кроме этого греха. Если основная задача художника заключается в умении показать жизнь, ограничив её в каком-то хаосе средствами искусства, то следующая задача художника — уметь ограничить хаос в языке».
Священномученик Серафим о вреде многословия: «Некоторые говорят много вследствие гордости, самомнения и соображения, что они умны, многосведущи, и суждения их поразительно правильны. Такие люди испытывают желание высказываться и поэтому объясняют свои мысли обильною речью с многократными повторениями, настаивают, чтобы все удивлялись их красноречию и уму. Когда же разговор касается вещей маловажных, то многоглаголание превращается в пусторечие, от которого происходит бесконечное зло».
Грех многословия раскрывается в различных спорах, когда люди пытаются доказать друг другу истинность своих убеждений. Преподобный Серафим Саровский писал: «Одного многословия довольно расстроить внутренность внимательного человека». Многословие, пустословие, празднословие – такие виды невоздержания языка пагубно влияют на человека, опустошают душу, это сорняки, не дающие «прорасти» благим мыслям и словам. Апостол Иаков о разрушительном действии многословия: «И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам, воспаляем от геенны». (Иак 3:6). Давая свободу своему языку, мы даем свободу греховным наклонностям своего сердца и тем самым наносим себе вред. Святые отцы призывали к молчанию как душеполезной практике и лекарству от греха многословия: «Понуждайте себя к молчанию, родителю всех по Богу добродетелей. При работе избегайте разговоров. Лишь два-три слова, и то в случае необходимости. Руки пусть работают для нужд тела, а ум пусть произносит сладчайшее. Не говори, чадо мое, лишних слов, ибо они охлаждают в твоей душе божественную ревность. Уста твои пусть изрекают слова, распространяющие благоухание, слова утешения, ободрения и надежды. От произносимого устами виден и внутренний человек, его сущность. Лучше упасть с высоты, чем пасть по вине языка. Язык причиняет людям величайшее зло». Свт. Григорий Нисский поучал своих чад: «Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово!»
Совершенно очевидно, что современному мирскому человеку бывает чрезвычайно трудно сохранять молчание в силу разных обстоятельств. Но каждый человек, даже самый занятой, среди суматохи дня может найти время для действия, которое неразрывно связано с молчанием. Святые отцы советовали своим духовным чадам практиковать молчание для приобретения рассудительности, внутреннего спокойствия, собранности ума, что приблизит человека к внутренней, духовной красоте.
многословие открывает двери греху;
многословие – враг способности слушать других;