что значит кворум имеется собрание правомочно
Что значит кворум имеется собрание правомочно
ЖК РФ Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 45 ЖК РФ
1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
2.1. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, может быть созвано по инициативе уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, подготовивших указанный проект решения, либо юридического лица, определенного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;
2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
3.2. В рассмотрении вопроса, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимают участие собственники жилых помещений в многоквартирном доме или их представители. Такое общее собрание правомочно, если в нем приняли участие собственники жилых помещений либо их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме. При этом при рассмотрении данного вопроса в отношении жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, представителями собственников признаются наниматели таких жилых помещений.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
4. Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.07.2017 N 257-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
6. Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.
(часть 6 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
7. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
(часть 7 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
Правомочны ли повестка дня, если по собранию имеется кворум?
По общему правилу, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Кворум (правомочность собрания) в таком случае будет, если в собрании приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).
Это означает, что если в доме 10 000 голосов, то на собрании можно принимать решения при количестве участвующих голосов в 5001. При этом для принятия решения по вопросам достаточным будет большинство голосов от количества принявших участие (чтобы «за» проголосовало больше чем «против» и больше чем «воздержался»).
Также существуют вопросы, где необходимо, чтобы «за» проголосовало две трети от всего количества голосов в доме, а не от количества принявших участие. Перечень таких вопросов указан в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, среди которых содержится и вопрос о пределах использования земельного участка.
В предложенной повестке дня и итогах голосования содержится вопрос об ограждении территории, для принятия решения по которому необходимо не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку данные условия не соблюдены, решение по такому вопросу не считается принятым.
При этом, если вопросы о заключении договора с подрядной организацией касаются ограждения территории, то смысла голосовать о заключении такого договора нет, поскольку решение по основному вопросу об ограждении территории не принято согласно положениям ЖК РФ.
Аналогична ситуация и с вопросом о включении дополнительных строк в платежный документ.
Таким образом, включение в платежный документ оплаты за ограждение территории в вышеописанном случае будет незаконным.
Кворум
Кворум – этот наименьшее количество членов собрания, необходимое для принятия правомочного решения по вопросу.
Определение кворума
Если в собрании приняли участие собственники или их представители, которые обладают более 50 % голосов от общего количества голосов сбственнков помещений в МКД, то кворум состоялся и собрание считается состоявшимся и правомочным ( ч. 3 ст. 45 ЖК РФ ).
Количество голосов определяется не количеством людей, присутствующих на собрании, а размером принадлежащей им доли в праве собственности на общее имущество ( ч. 3 ст. 48 ЖК РФ ). Соответственно, для кворума нужно, чтобы на собрании присутствовали собственники, которые совместно обладают более 50% от доли в ОИ.
Если речь идёт о собрании ТСЖ, а не об общем собрании собственников, то кворум определяется от общего числа голосов членов товарищества.
При проведении общего собрания в очной форме кворум необходимо определить сразу. Если собрание проходит в очно-заочной или заочной форме, кворум определяется в последний день принятия письменных решений.
Иногда управляющие организации не учитывают голоса собственников нежилых помещений – это ошибка. Кворум определяется исходя из участия собственников всех помещений – жилых и нежилых.
Принятие решения по вопросам повестки дня
Наличие на собрании кворума не гарантирует, что решение по каждому вопросу повестки будет принято.
Для решения некоторых вопросов достаточно большинства голосов от общего числа голосов собственников, принимающих участие в собрании, то есть достаточно 50% от общего числа голосов всех собственников в доме +1 голос, при условии, что собрание имеет кворум.
Для принятия решений, например, связанных с капитальным ремонтом МКД, необходимо количество голосов не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников, поэтому число участников собрания, обеспечивающее кворум, может оказаться недостаточным для принятия решений по таким вопросам.
Если кворум не состоялся
Если собрание очное и кворума для решения вопросов не набралось, то объявляется заочное собрание. При этом инициаторам собрания нужно составить акт об отсутствии кворума на очном собрании, подтвержденный листами регистрации, и принять решение о проведении собрания в заочной форме с соблюдением всех установленных сроков.
Если собрание очно-заочное и нет кворума на очной части, собрание всё равно проводится и пришедшим раздаются бюллетени.
Заочная часть собрания проводится только для тех, кто не участвовал в очной части, её продолжительность заранее определяет инициатор собрания и публикует в сообщении о проведении собрания.
Когда голосование окончено, считаются голоса всех проголосовавших – и очно, и заочно. Кворум определяется по итогам обеих частей собрания ( ч. 3 ст. 47 ЖК РФ ).
Что значит кворум имеется собрание правомочно
9 ноября 2018 года в здании Администрации города в кабинете №100 были назначены публичные слушания по двум проектам решения Городской Думы. Оба касались внесения изменений в Устав города. Первый проект предусматривал возможность муниципалитета расходовать собственные средства на отлов и содержание безнадзорных животных. Второй проект касался вопроса по изменению кворума заседаний Городской Думы. Однако публичные слушания по второму вопросу пришлось отложить, поскольку зал не вмещал всех пришедших на мероприятие. Что такое кворум, каким он должен быть и зачем он нужен – наш разговор с депутатом Городской Думы, председателем постоянной комиссии по Уставу, Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественностью Арсением Петровичем Чихирьковым.
— Что такое кворум и зачем он нужен?
Что касается вопроса о кворуме, обсуждение на публичных слушаниях которого Городская Дума назначила на 8 декабря в ДК «Дружба», то следует иметь в виду, что минимальное значение для такого кворума установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этой нормой заседание представительного органа муниципального образования (Городской Думы) считается законным, если на нем присутствует не меньше половины депутатов. Для нашего города это означает, что должно присутствовать не меньше десяти депутатов. Однако закон позволяет закрепить в уставе города более высокое значение кворума для законности заседания представительного органа. Так, в некоторых городах Иркутской области предусмотрен минимально допустимый законом кворум в 50 процентов от числа всех депутатов, в других, включая и наш город, не менее 2/3 (около 67 процентов) от числа всех депутатов.
Необходимо понимать, что незаконность заседания означает для всех присутствующих на нем, что свое время они потратили впустую, не говоря уже о других неблагоприятных последствиях, связанных с невозможностью рассмотрения вопросов повестки дня и принятия по ним необходимых для города решений. Такая ситуация может возникнуть по уважительным причинам отсутствия лиц, без которых не набирается кворум – это болезнь, командировка и т.п. Однако не исключено и злоупотребление правом, когда участник, без которого невозможно набрать кворум, преднамеренно срывает заседание, покидая его раньше времени или вовсе не приходит. Только представьте, что для правомочности какого-нибудь собрания необходимо присутствие всех возможных его участников. Несложно догадаться, что в такой ситуации всего один участник, угрожая своим отсутствием, может диктовать условия остальным. Это не только само по себе неправильно, но еще и для других участников дурной пример того, как можно манипулировать волей всех остальных.
Например, для внесения изменений в устав муниципального образования необходимо, чтобы за такое решение проголосовало не менее 2/3 (14 человек) от числа всех депутатов Городской Думы. Данное требование закона является обязательным. Такое же требование установлено законом для принятия решения об удалении в отставку главы муниципального образования. Иные нормативные решения думы, которыми утверждаются общеобязательные правила на территории города, в соответствии с законом принимаются простым большинством голосов от установленной численности депутатов. В нашем случае это 11 голосов (половина депутатского корпуса плюс один голос). Данное требование закона также не зависит от установленного уставом города кворума для заседания думы, будь он 50 процентов или 2/3.
— Почему возник вопрос о снижении кворума? Вы хотите таким образом принимать решения, угодные только определенной части депутатов?
— На самом деле вопрос об изменении кворума возник еще два года назад, когда в очередной раз возникла угроза срыва заседания. Тогда один из депутатов открыто признал, что имел место сговор, хотя для этого никаких веских причин не было. Мы договорились с коллегами о том, что вопрос о снижении кворума снимается и не будет подниматься при условии, что срывов заседаний Думы не повторится. Это было своего рода джентльменское соглашение.
Однако в 2017 году была попытка сорвать заседание Думы, когда заслушивался отчет мэра города. В этом году заседания Думы срывались дважды. В частности, в сентябре заседание Думы было созвано для принятия решения, которое не удалось принять в июле, а также для принятия отставки Виталия Владимировича Перетолчина по собственному желанию в связи с его избранием в Законодательное Собрание Иркутской области. Заседание не состоялось по причине отсутствия депутатов, которые за день до заседания сообщили о том, что будут на нем присутствовать. Причем на заседание не явились как раз те депутаты, которые за два года до этого обещали больше не предпринимать попыток срывать заседание. В октябре была предпринята вторая умышленная публичная попытка.
Обращаю ваше внимание, что ни в одном из указанных случаев не было места для разговоров о каких-то решениях в интересах какой-то определенной части депутатов.
Кроме того, действующая Дума последовательно отстаивает необходимость соблюдения Администрацией города норм бюджетного законодательства. Порой для оперативного внесения изменений необходимо созвать внеочередное заседание Думы. И сделать это будет намного проще, если для принятия решения кворум заседания будет снижен до 11 голосов.
— Если кворум будет снижен, остальные депутаты не смогут участвовать в голосовании, а значит не смогут защищать интересы своих избирателей?
— Нельзя депутата лишить права защищать интересы своих избирателей! Никакой кворум не может этого сделать. Все депутаты обязаны участвовать в заседаниях Думы и ее постоянных комиссиях, членами которых они являются. Кроме того, в соответствии с Регламентом Думы депутату запрещается покидать заседание без разрешения.
Считаю, доводы о том, что снижение кворума не позволит некоторым депутатам донести позицию своих избирателей, вызваны непониманием закона, либо, что еще хуже, намеренно высказываются для того, чтобы ввести избирателей в заблуждение и таким образом сохранить возможность двум-трем депутатам диктовать свою волю всей Думе под угрозой срыва заседания, фактически парализуя работу представительного органа и срывать решение вопросов городского хозяйства.
— Можно ли ввести какие-то наказания для депутатов, которые намеренно срывают заседания Городской Думы?
— Изучая вопрос о возможной ответственности депутата, который без уважительных причин пропускает заседания или намеренно их срывает, мы с коллегами пришли к выводу о том, что самая эффективная и допустимая законом мера – это освещение таких случаев в средствах массовой информации, из которых избиратели смогут сделать вывод о нецелесообразности переизбрания такого депутата. К сожалению, использование иных рычагов влияния закон не допускает.
— На 9 ноября были назначены публичные слушания, где должен был рассматриваться вопрос о внесении изменений в Устав города в части снижения кворума Городской Думы. Мероприятие не состоялось, так как кабинет № 100 Администрации города не смог вместить всех пришедших. Почему для проведения публичных слушаний было выбрано рабочее время и небольшое помещение? Городская Дума сделала это намеренно?
— Все мы хорошо знаем, что такое накопленный годами опыт и как он влияет на нас, на то, как мы принимаем решения. Я не припоминаю, чтобы на публичных слушаниях по вопросам о внесении изменений в устав города, присутствовало больше 10-15 участников. Но 9 ноября в 10 часов, то есть за час до публичных слушаний по вопросу, связанному с кворумом, состоялись публичные слушания по другому вопросу, который связан с отловом и содержанием безнадзорных животных. Слушания длились чуть больше десяти минут. Вопреки ожиданиям, основанным на многолетнем опыте, на слушаниях присутствовали 95 участников. Почти все из них – сотрудники Администрации города. Ближе к 11 часам стали прибывать не только жители города, но и сотрудники учреждений, подведомственных постоянно действующим исполнительным органам Администрации города, в связи с чем, у депутатов возник вопрос о том, насколько оправдано отсутствие всех этих сотрудников на работе в рабочее время. В результате количество зарегистрированных участников составило 220 человек. Конечно, все они физически уместиться в помещении не могли, поэтому многим приходилось стоять в коридоре. Стало понятно, что единственным разумным предложением является перенос проведения публичных слушаний на выходной день в здание ДК «Дружба». Это предложение поддержали 217 из 220 участников. Опираясь на такой результат, 16 ноября Городская Дума приняла решение о проведении публичных слушаний 8 декабря в субботу в 13 часов в театральном зале ДК «Дружба». Кстати, на этот же день в том же театральном зале, но на 16 часов назначены публичные слушания по проекту бюджета города на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы. Приглашаем всех жителей города.
— А ранее Городская Дума выходила к Администрации города с предложениями проводить публичные слушания в выходные дни во Дворце культуры «Дружба», чтобы могли присутствовать все желающие?
— Такое предложение высказывалось неоднократно и мной, и моими коллегами. В ответ мы слышали доводы о том, что реализация такого предложения нецелесообразна, поскольку повлечет дополнительные расходы бюджетных средств, связанные с необходимостью повышенной оплаты труда сотрудников Администрации города, привлекаемых к организации и проведению публичных слушаний в выходной день. Кроме того, звучали доводы и о том, что население не готово к участию в обсуждении вопросов, касающихся бюджета и нормотворчества. Полагаю, что такие доводы – заблуждение. Так это или нет, но необходимо с чего-то начинать.
— Всегда ли есть необходимость проводить публичные слушания в помещении большой вместимости, ведь порой на эти мероприятия приходят человек 10, и те являются в основном сотрудниками Администрации города?
— Если мы будем заниматься организацией публичных слушаний исходя из предположений о том, что население не готово и не проявляет интерес к публичным слушаниям, то и участвовать в них будут единицы, и то из числа депутатов и сотрудников Администрации города. Население в это время будет черпать из интернета информацию сомнительного качества. Все это будет только расширять пропасть между населением и властью. А если мы действительно хотим выявлять и учитывать общественное мнение, развивать конструктивный диалог органов власти и населения, тогда подход надо менять и добиваться результата.
— Спасибо за разъяснения. Надеемся, что 8 декабря горожане проявят свою гражданскую активность и придут на публичные слушания в 13 часов и в 16 часов.