что значит лексическое сочетание слов

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

Смысл понятия

Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. В. Виноградова. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три:

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

Прежде всего смысл стоящих рядом слов не должен противоречить друг другу. Так, ошибочны сочетания «огромный домик», «отъявленный герой», «страшно красивый». Однако существует много выражений, неправильных с точки зрения логики, но при этом закрепившихся в языке: профилактика здоровья, громоотвод, выгодный кредит. Их употребляют по привычке.

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

Во избежание огрехов спорные примеры лексической сочетаемости слов необходимо сверять со словарём. Но важно помнить, что нормы не могут быть окончательно утверждёнными, так как язык постоянно обновляется. Этому способствует проникновение устной речи в средства массовой информации. Так, выражение «автор гола» ненормативно, но его можно услышать даже на центральных телеканалах.

Виды ошибок и причины их возникновения

Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет.

В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую (грамматическую) и лексическую:

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

Нарушения лексической сочетаемости

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом.

Яркий пример: сочетание «живой труп» в полицейской сводке и в литературном тексте. В первом случае это явное нарушение, поскольку речь идёт, скорей всего, о недоразумении, при котором живого человека сочли погибшим. Что касается второго примера, то в нём автор пытается словами изобразить крайнюю степень измождённости персонажа, поэтому употребление не возбраняется.

Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки.

Смысловые недочёты

Непонимание точных значений похожих слов приводит к появлению таких популярных фраз, как «удовлетворять потребностям», «заслужить известность», «длинное лечение», «логический вывод». Все они являются неправильными.

Самыми распространёнными причинами подобных ошибок считаются:

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

Во всех перечисленных случаях неправильное словоупотребление портит речь и может привести к искажению смысла предложения (например, «проступок» вместо «поступок»), поэтому в трудных ситуациях надо сверяться со словарём.

Проблемы со стилистикой

В данном случае ошибки связаны с нарушением требований стиля, неоправданным употреблением эмоционально окрашенных слов, речевой избыточностью или недостаточностью. Примеры: патриот родины, управленческий менеджмент, соединить воедино, свободная вакансия, прейскурант цен.

Подобные фразы приходится слышать довольно часто, что указывает, с одной стороны, на недостаток знаний, а с другой — на желание разнообразить речь, сделать её более выразительной.

Самыми распространёнными стилистическими ошибками являются:

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

Особенности употребления заимствований

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов.

Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы.

Самое распространённое нарушение связано с непониманием точного смысла. Например, нельзя сказать «консилиум учителей», так как первое слово означает собрание врачей. Другие неправильные варианты: приятный инцидент, роскошный мотель, автобусный круиз.

Второй распространённой ошибкой является употребление иностранного слова без внесения нового смысла в сочетание. Например, «презентация парфюма» вместо «презентация духов» уместна, когда речь идёт о каком-то особом аромате или о целом классе подобных изделий, поскольку две заимствованных лексемы создают ощущение важности события. Если же мероприятие посвящено обычным духам, то русский синоним предпочтительней.

Ещё одна ошибка заключается в нагромождении иностранных терминов с целью придать речи более научный вид. Хорошо, если они употреблены в правильном значении. Но даже в этом случае понять смысл фразы непросто. Например, «селекция рентабельности собственности» вместо «отбор более прибыльных видов собственности».

Намеренные нарушения как стилистический приём

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

В художественных произведениях и публицистических текстах несочетаемость может использоваться для усиления выразительности речи. Такой приём позволяет создавать яркие образы, добавлять словам новые оттенки смысла. В качестве примеров можно вспомнить названия литературных произведений: повести Б. Л. Васильева «Завтра была война», романов Ю. В. Бондарева «Горячий снег» и А. Азимова «Конец вечности».

Соседство слов со взаимоисключающими смыслами легло в основу оксюморона — стилистического приёма, любимого многими поэтами и писателями. У А. С. Пушкина встречается «пышное природы увяданье», у Н. А. Некрасова — «убогая роскошь наряда». Существуют сочетания, значения которых понятны и вне художественного контекста: долгий миг, горькая радость, сладкая боль, звонкая тишина, грустный праздник.

Нарушить правила компоновки слов можно для придания речи комичности, что часто делают юмористы в своих выступлениях: «гения признали заживо», «прощать чужие достоинства», «наши заклятые друзья», «правительство добилось ухудшения жизни народа».

Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся.

Источник

IV. Понятие о лексической сочетаемости слов.

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом в соответствии с принадлежностью к тому или иному стилю языка, грамматическими особенностями, эмоциональной окраской.

Так, слова смелый, храбрый, отважный, мужественный сочетаются со словом человек, но со словом мысль слово храбрый не сочетается.

Чтобы правильно выбрать слово, необходимо как можно лучше представлять его смысл, его значение.

Учитывая, что за каждым словом в языковой системе закреплены конкретные значения, мы не можем соединять слова по своему усмотрению. Обычно мы можем соединить два слова, если то, что они обозначают, соединяется, связывается в реальном мире.

Например, можно сказать “круглое яблоко”, но нельзя – “квадратное яблоко”,

можно сказать “играть на рояле”, “играть на нервах”или даже “играть на столе”,

но никак нельзя“играть на атмосфере”.

Есть в языке и такие устойчивые сочетания, которые называются фразеологизмы. В этих сочетаниях мы тоже соединяем слова по традиции.

Намеренное нарушение семантических или грамматических закономерностей сочетания слов лежит в основе некоторых стилистических фигур и тропов. Ненамеренное, случайное нарушение лексической сочетаемости приводит к речевой ошибке.

Часто встречающимся случаем нарушения лексической сочетаемости является конструкция, в которой ошибочно соединяются части синонимичных словосочетаний: играть значение (играть роль и иметь значение), предпринять меры (предпринять действия и принять меры). Непроизвольное нарушение лексической сочетаемости – весьма распространенная речевая ошибка.

Рассмотрим примеры, взятые из печати:

1.«Большинство времени» (слово большинство сочетается со словами, обозначающими предметы, которые поддаются счету: большинство писателей, большинство голосов; также: большинство населения, большинство группы, поскольку в собирательном значении заключено понятие о каком-то количестве однородных единичных предметов; этому условию не удовлетворяет слово время, поэтому следует сказать: большая часть времени);

2.«Верить в неминуемую победу» (слово неминуемыйблизко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным: неминуемая беда, неминуемая война, неминуемая гибель и т. п.; следовало сказать: верить в неизбежную победу).

3.«Обречен на успех»(слово обреченобозначает такое состояние, которому предопределена, суждена гибель, полное крушение, страдания, поэтому со словом успех оно сочетаться не может; следовало сказать: обеспечен успех)

Как видим, стилистическая правка в основном сводится к замене слов, употребление которых привело к нарушению лексической сочетаемости.

Практика

Упражнение 30

Определите, какие слова из левой колонки лексически сочетаются со словом справа.

дожди осадки снег градобильные (…ый)
осень ночь весна утроглубокая(…ое)
горе радость неприятности удовольствиепричинить

Упражнение 31

Составьте сочетания из следующих слов:

принять/ предпринимать – исследование/ решение

повысить/ усилить – внимание/ интерес

исправить/ устранить – ошибки/ недочеты

основать/обосновать – теорема/ теория.

Упражнение 32

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения

1.В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

2.За неправильный вызов скорой помощи Балуев получил штраф в размере…

3.Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.

4.Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.

5.Фасад дворца был украшен небольшими, изящными фигурами кол`оссов.

6.В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.

7.Новый фильм обречен на большой успех.

8.Все дружно подняли тост.

9.Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.

10.Спортивные клубы играют большое значение.

Контрольные вопросы к § 8

Дайте определение понятий «лексика», «синонимы», «антонимы», «паронимы».

Приведите примеры нарушений, связанных с паронимами (2-3) (Билет № 12 – ДЗ).

Дайте определение понятия «лексическая норма». Перечислите виды нарушений лексической нормы. Приведите примеры (2-3 на разные виды) (Билет № 13 – ДЗ).

Дайте определение понятия «лексическая сочетаемость». Приведите примеры нарушения лексической сочетаемости(2-3) (Билет № 14 – ДЗ).

Домашнее задание

2.Контрольные вопросы к § 8

Упражнение 29, 32

Словарная работа к занятию № 9: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Индивидуальное задание:

Выступление на медицинскую тему: «Профилактика глазных заболеваний»

Занятие 10

Лексические нормы. Речевая недостаточность. Речевая избыточность.

Способы исправления ошибок.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение. Запомните правописание.

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы, выберите из скобок нужную орфограмму, запомните правописание слов медицинской терминологии.

Пунктуационная разминка

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (см. Приложение № 6).

Сделайте синтаксический разбор предложения (см. Приложение № 4).

Б…льным гл…укомой безусловно противоп…каза(нн,н)ы работы в горячих цехах связа(н,нн)ые с т…ксич…скими вещ…ствами значительным физич…ским и (нервно) эмоциональным напр…жением.

Источник

Чисто по-русски

Лексическая сочетаемость слов

Ошибки в речи возникают при неправильном соединении слов в словосочетания. В процессе речи мы подбираем слова по их лексическому значению, по смыслу. Если этим пренебрегать, происходит нарушение лексической сочетаемости.

Примеры лексической сочетаемости слов:

неправильно правильно

играть значение иметь значени е

не имеет роли не играет роли

быть в поле внимания быть в поле зрения

оказать заботу проявить заботу

повысить кругозор расширить кругозор

оказать впечатление произвести впечатление

поднять тост,выпить тост произнести тост,

иметь угрозу таить угрозу

дать поддержку оказать поддержку

постигать навыки приобретать навыки

оплатить штраф заплатить штраф

заплатить расходы оплатить расходы

заплатить проезд оплатить проезд

повысить подготовку улучшить подготовку

повысить выпуск продукции увеличить выпуск продукции

причинить удовольствие причинить горе,

одержать первенство одержать победу,

наращивать мастерство повышать мастерство

предпринимать усилия прилагать усилия,

пристально слушать внимательно слушать

Не всегда можно объяснить причину той или иной сочетаемости слов, близких по значению. Зачастую сочетания слов закреплены языковой традицией.

Источник

Лексическая сочетаемость

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

Сочетаемость проявляется в избирательности лексем: играть роль, иметь значение, устранение вреда, возмещение ущерба, но не играть значение, не иметь роль, не возмещение вреда. В подобных случаях происходит скрещивание, смешение языковых единиц на основе их функциональной или ассоциативной близости, т. е. возникают контаминации (от лат. contaminatio – соприкосновение, смешение), нарушающие нормы литературного языка. Слово меры обычно сочетается с глаголами принять – принимать. Когда же оно входит в состав юридических терминов меры пресечения, меры воздействия, меры принуждения, обозначающих принудительные действия, то сочетается с глаголом применить (применять), так как принуждение во всех видах применяется: применить меры воздействия. Неточный выбор слов во многих случаях нарушает лексическую сочетаемость: Все соседи просят ликвидировать Пастухова от общества (не сочетаются ликвидировать от общества; надо изолировать).

Лексическую сочетаемость надо учитывать и в языке закона.

На семантическом уровне сочетаемость определяется семантическим согласованием – компоненты сочетания не должны иметь противоречащих значений. Так в УК РФ (1996 г.) нарушена сочетаемость слов: Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы, так как обязанность – сочетается только с одушевленными существительными: «Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей».

Есть юридический термин показать, который следует употреблять в сочетании со словами обвиняемый, подсудимый. Из речи адвоката Н. П. Кана по делу Далмацкого: «Он не свидетель, а обвиняемый, чьи показания требуют особо тщательной проверки».

Так, во фразе «осуществляют физическое или психическое насилие» вместо «осуществлять» – «приводить в исполнение, воплощать в действительность» следовало бы написать «совершают», «применяют» или «употребляют».

В словосочетаниях «в крупном размере» и «в чужом интересе» семантика существительных требует употребить их во множественном числе: «в крупных размерах» и «в чужих интересах» («величина, масштаб какого-либо явления, события», «то, что составляет благо кого-либо; нужды, потребности»).

Общие правила наиболее частых случаев семантического согласования:

1) слова, обозначающие что-либо негативное, сочетаются только со словами, имеющими также негативное значение. Так в языке права есть глаголы учинить («сделать что-либо противоправное») и причинить («послужить причиной чего-либо»), которые сочетаются со словами: учинить – разбой, драку, хулиганские действия, скандал, надругательство; причинить – ущерб, вред, телесные повреждения;

2) глагол или прилагательное, обозначающие действие или свойство живого существа, сочетаются только с существительными одушевленными (либо переосмысляется один из компонентов). Так в общем употреблении слово виновный обозначает «совершивший проступок, преступление»; следовательно, сочетается только с одушевленными существительными (в языке права – с неодушевленными).

Следует иметь в виду следующие случаи лексической сочетаемости в юридическом языке. В уголовном праве есть понятие невиновное причинение вреда (ст. 28), в трудовом праве – виновные действия (ст. 81 ТК РФ), в УК РФ преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние (ст. 14). Лексема обязанность – «то, что входит в круг обязательных действий, поступков кого-либо согласно закону, или общественным требованиям, или внутреннему побуждению, долгу» сочетается только с одушевленными существительными (в праве – сочетается с существительным службы (ст. 333 УК РФ). Эксцесс в первом значении, в котором употребляется в ст. 36 УК РФ, сочетается с существительным исполнителя (преступления). Все эти примеры являются отступлениями от нормы и употребляются только в правовой сфере общения;

что значит лексическое сочетание слов. Смотреть фото что значит лексическое сочетание слов. Смотреть картинку что значит лексическое сочетание слов. Картинка про что значит лексическое сочетание слов. Фото что значит лексическое сочетание слов

3) сочетаемость в тексте требует стилистического согласования слова с текстом, иначе происходит смешение стилей. Так случилось с жаргонизмом отмывание, который введен в официальный текст закона в качестве термина отмывание денег. Сложившийся метафорический фразеологизм «отмывать деньги» характеризует уголовное преступление – незаконные финансовые операции. Их суть в создании «видимости существования мнимых легальных источников доходов», что позволяет «уплатить налог и избежать ответственности за уклонение от его уплаты».

Можно отметить в профессиональном языке юристов и такие довольно своеобразные сочетания, не выходящие за пределы правовой сферы: отбывание лишения свободы, безнадежная задолженность, прекращение доверенности, просрочка должника, просрочка кредитора, поворот исполнения наказания, обратная сила закона, применение давности, ненадлежащая сторона, противные стороны, добросовестное заблуждение, виновная связь.

В актах судебно-медицинских экспертиз довольно часто слова рана и травма сочетаются с прилагательными, не зарегистрированными в словарях: ушибленно-рассеченная рана, сочетанная травма.

Сочетаемость слов можно проверить по «Учебному словарю сочетаемости слов русского языка» под редакцией П.Н. Денисова, В.В. Морковкина (М., 1978).

Источник

Поговорим о сочетаемости слов

Урок-исследование

9–10-е классы

1. Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
2. Развивать языковое чутье, вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
3. Поддерживать интерес к чтению русской классической литературы.

1. Выставка к уроку, посвященная творчеству Н.В. Гоголя.
2. Раздаточный материал для групповой работы.
3. Плакат «Классификация ошибок, связанных с нарушением сочетаемости слов».
4. Выставка лексикологических словарей.
5. Фломастеры красные и синие по 4 каждого цвета.

1. Словарная работа «Узнай слово по его лексическому значению».

Испорченный, разбитый, разделенный на куски.

Заключить между распростертыми руками, пальцами, лапами, плотно прижать кого/что либо к себе.

Достойный звания человека, отзывчивый, гуманный.

Только один такой, кроме него, нет никакого другого.

Являющийся типом, обнаруживающий общее в частном, индивидуальном.

Отправитель послания, почтового или телеграфного сообщения.

Общий, одинаковый, один для всех.

Благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство.

Заключить в свои пределы, ввести в круг чего-либо.

Лишенный воли, подавленный морально, принужденный к покорности.

Ярко выраженный, обладающий особенностями, свойственными какому-нибудь типу.

Сломанный, обхватить, человечный, единственный, типический, адресант, единый, мелодия, охватить, сломленный, типичный.

2. Знакомство с темой урока.

Из первых букв записанных слов ученики составляют слово СОЧЕТАЕМОСТЬ и называют тему урока.

3. Слово учителя.

Познакомимся со статьей «Лексическая сочетаемость» из «Энциклопедического словаря юного филолога».

Слова в предложении связаны друг с другом грамматически и по смыслу. Грамматические связи обеспечивают грамматическую правильность речи. Примеры грамматических связей: согласование прилагательного-определения с определяемым существительным в роде, числе и падеже (спелый колос – спелая вишня – спелое яблоко – спелые плоды), глагольное управление существительными (забиваю гвоздь, вышел на улицу, занимались спортом).
Смысловые связи обеспечивают правильность высказывания по смыслу.
В отличие от грамматических связей, которые, как правило, обнаруживают себя в форме связываемых слов (например, в окончаниях), смысловые отношения слов редко выражаются в их облике. Тем не менее, употребляя слово в речи, мы должны согласовывать его по смыслу с другими словами. Это смысловое согласование выражается в двух типах словесной сочетаемости – семантической и лексической.
Семантическая сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания с целыми классами слов, объединяемых общностью смысла. Например, глаголы думать, полагать, радоваться, смеяться, грустить и другие описывают различные состояния человека; значит, и сочетаться они могут лишь с такими словами, которые обозначают человека (это и есть один из семантических классов): мальчик, старик, прохожий, врач, учительница и т.п. Только в сказке или в фантастической повести возможны выражения вроде коза задумалась или шкаф засмеялся.
Лексическая сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания не с любым словом из какого-либо семантического класса, а только с некоторыми. Например, существует класс слов, объединяемых общим смыслом ‘множество, совокупность’: стадо, табун, стая, рой, косяк и т.п. При необходимости обозначить множество каких-нибудь животных мы не можем сочетать название любого животного с любым из этих слов. Говорят: стадо коров, табун лошадей, стая птиц, рой пчел, косяк рыбы (но не «стая рыбы или рыб», «стадо пчел», «рой лошадей» и т.п.).
Причину подобного разнообразия можно усмотреть в реальном многообразии обозначаемых предметов, веществ и явлений: так, коровы и птицы, лошади и пчелы, пчелы и рыбы столь различны по самой своей природе, что и удивляться нечего разному «поведению» соответствующих слов в сочетаниях с другими словами.
Но и в случае, когда речь идет не о конкретных вещах, а, скажем, об отношениях или действиях (т.е. о лексике отвлеченной, абстрактной), сочетаемость слов лексически обусловлена. Пишут: совершить нападение, произвести осмотр, оказывать сопротивление, дать совет. Очевидно, что глаголы совершить, произвести, оказывать, дать в этих сочетаниях играют одну и ту же роль – «оглаголивают» существительное, которое при необходимости легко превратить в глагол, равный по смыслу всему словосочетанию: напасть, осмотреть, сопротивляться, посоветовать. Однако язык четко разграничивает сочетаемость этих глаголов (и существительных с глаголами), и ни один человек, владеющий русским языком, никогда не скажет и не напишет «совершить совет» или «производить сопротивление».
Поистине поразительна та избирательная сила, которой наделено языковое сознание человека, говорящего на родном для него языке: он не ошибется, не спутает обороты потерять терпение и утратить спокойствие. Но как же должно быть сложно то устройство в мозгу, которое управляет лексической сочетаемостью!
Избирательность языка в словесных сочетаниях порождает его идиоматичность, национальную самобытность и выразительность. Эти свойства формируются веками, в процессе длительного употребления слова. Они отличают один язык от других и составляют главную трудность при овладении языком.
Так, например, не исключено, что француз, изучающий русский язык, восхищаясь чем-нибудь, может воскликнуть: «Сильно хорошо!». Ведь французское выражение fort bien, соответствующее нашему очень хорошо, буквально переводится именно так: «сильно хорошо». Клочок земли он может назвать «углом земли» (таков буквальный перевод французского выражения coin de terre), виновника пожара – «автором пожара» (l’auteur de l’incendie).
Различия в лексической сочетаемости могут быть не только между языками, но и внутри одного языка – в разные эпохи его развития.

4. Выразительное чтение наизусть (знакомство с образцовым текстом).

Ученик читает отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

«Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая. песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство… У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь. »

5. Повторение понятия «тема текста».

Ученики определяют тему прочитанного текста (о Руси).

6. Предупреждение речевых и грамматических ошибок при употреблении слова тема.

Учащиеся, используя таблицу или раздаточный материал, подбирают к слову «тема» слова-спутники и оформляют записи в тетради, определяют падеж слова.

Тему (ее)
Темы (ее)
От темы (от нее)
Темой (ею)
К теме (к ней)
На тему (на какую-то)
Тема

можно …
можно …
можно …
можно …
можно …
можно …
может быть …

(вин. п.)
(род. п.)
(род. п. )
(твор. п.)
(дат. п.)
(вин. п.)

Слова для справки: излагать, выбрать, коснуться, отклониться, интересный, говорить, возвратиться, широкий, узкий, развивать, уточнить, оригинальный, заинтересоваться, перейти, заданный, сформулировать, новый, писать, вечный, рассуждать, найти.

Учитель предлагает каждой группе придумать по 3 предложения с допустимыми сочетаниями.

7. Редактирование.

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается предложение с речевой или грамматической ошибкой. Ученики должны найти ошибку, исправить ее (речевую – фломастером красного цвета, грамматическую – синего), классифицировать ошибку, используя плакат «Ошибки, связанные с нарушением лексической и грамматической сочетаемости слов». От имени группы с ответом выступает ее руководитель, выбранный из числа членов группы.

1-я группа: Сегодня хотелось бы рассказать и проанализировать один эпизод из биографии Гоголя. (Глаголы с различным управлением нельзя объединять в ряд однородных членов. Правильно: Сегодня хотелось бы рассказать об одном эпизоде из жизни Гоголя и проанализировать его.)

2-я группа: Писатель всегда уделял много места теме Родины. (Искажено устойчивое словосочетание. Правильно: Писатель всегда уделял много внимания теме Родины.)

3-я группа: В «Мертвых душах» автор четко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века. (Неправильно подобрано наречие – «усилительное» слово-спутник. Правильно: В «Мертвых душах» автор ярко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века.)

4-я группа: Вопреки указания цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения. (Неправильно выбран падеж. Правильно: Вопреки указанию цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения.)

5-я группа: Чичиков приехал с города к Манилову и попросил продать мертвые души. (Неправильно выбран предлог. Правильно: Чичиков приехал из города к Манилову и попросил продать мертвые души.)

6-я группа: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай в уме. (Искажен фразеологизм. Правильно: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай с ума.)

7-я группа: Смех имел немаловажную роль в творчестве писателя. (Искажено устойчивое сочетание слов. Правильно: Смех играл немаловажную роль в творчестве писателя.)

8. Знакомство с лексическими и другими словарями и справочниками.

Учитель (или библиотекарь) знакомит учащихся со словарями различных типов, рассказывает об их особенностях.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Словарь русского языка.
В.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь.
Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов.
Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка
Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке.
Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.

9. Углубление знаний: нарушение сочетаемости как средство языковой выразительности. Индивидуальная работа с учащимися, интересующимися словесностью.

Сообщения учащихся об оксюмороне.

10. Творческая работа. Выразительное чтение.

Ученик читает отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься. Куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Ученики отвечают на вопрос: «С помошью каких художественных средств Гоголь создает образ Руси в прочитанном отрывке из поэмы “Мертвые души”»?

11. Обобщение изученного.

Ученики отвечают на вопрос: «Что вы узнали сегодня на уроке?»

12. Домашнее задание.

Допишите к словам адресант, мелодия, человечный паронимы. Составьте словосочетания со словами словарного диктанта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *