что значит литература для внеклассного чтения
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями. Термин предложен (1886) В. П. Шереметевским в методике обучения чтению; со 2-й пол. 19 в. закрепился в рус. пед. науке и шк. практике для обозначения обязательного по программе раздела обучения чтению. В отеч. школе В. ч. стало элементом уч.-воспитат. процесса, охватывающим все ступени обучения, включая старшую.
Специфика В. ч. лит. произведений в том, что его цели и отбор книг предопределены и ограничены, с одной стороны, системой обучения и возможностями реального книжного фонда, с другой — выбором педагога-организатора. Исторически за В. ч. закрепились след. осн. цели: расширение и углубление читательского кругозора, познават. интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирование у них желания и умения целенаправленно читать книги в свободное время по собств. выбору. Средства пед. организации В. ч. разнообразны: чтение вслух, живое слово учителя, аудиовизуальные пособия, пропагандирующие лучшие книги, рекомендательные списки, знакомство с б-кой и библиотечно-Библиографич. видами помощи читателю, а также непосредств. уч. деятельность в доступном круге чтения, систематич. его изучение как сферы избирательного общения. Для В. ч. характерны испецифич. формы организации уч. процесса: урочные (уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки и др.) и внеурочные (лит. праздники, конференции, конкурсы, посещение лит. музеев, книжных выставок и т. п.), т.е. групповая (по интересам) и индивидуальная работа с читателем-учащимся в стенах школы, в б-ке и др. внешк. учреждениях.
Иерархия и приоритетность целей В. ч., выбор средств и форм обучения зависят от системы руководства детским, подростковым и юношеским чтением, к-рой придерживается педагог-организатор. Существуют неск. таких систем.
Исходная, традиционная, система пед. организации дет. чтения в массовой школе сложилась эмпирически (в России она начала формироваться в 18 в.). В этой системе на первое место в качестве цели выдвигались расширение и углубление знаний, навыков, предусмотренных шк. программой, начиная с непосредственного совершенствования техники чтения в нач. школе до последующей профориентации. Воспитание любви к книге и самостоят. чтению рассматривалось как логическое следствие аксиоматич. и авторитарных установок типа: «Будешь много читать — будешь много знать!», «Любите книгу — источник знаний!». Соответственно среди средств обучения предпочтение отдавалось беседе, рассказам о книгах и пользе чтения, чтению вслух, рекомендательным (а по сути обязательным) спискам, нужным, по мнению педагога, в равной мере всем учащимся. Осн. формы руководства В. ч. в этом случае — уроки. В. ч. (их периодичность регулировалась уч. планом и программой), а также все виды внеурочной работы с читателями. Причём эти формы работы практически не дифференцировались, так как их функции — пропаганда книг и контроль за дет. чтением — совпадали. Гл. условие эффективности данной системы — высокий социальный статус учителя, а по мере взросления учеников и престижность собственно знаний и1 образованности. Недостаток системы — отсутствие организованного обучения, вследствие чего уч-ся так и не узнавали доступного им круга чтения во всей полноте, книгой пользоваться не умели, выбирать книг в расчёте на себя не пробовали (книги им «давали» или «задавали»). Т. е, необходимых читательских знаний, умений и привычек в рамках В. ч. уч-ся в шк. курсе не приобретали.
Более совершенной была система В. ч., появление к-рой в кон. 19 — нач. 20 вв. связано с созданием и распространением спец. дет, библиотек, в т. ч. школьных, и читален. Правда, цели этой системы выходили за рамки собственно В. ч. и как бы интегрировали чтение классное и внеклассное в нач. школе, урочное и внеурочное — в ср. звене, программное и внепрограммное — в ст. классах, ибо в центр внимания было выдвинуто воспитание у уч-ся культуры чтения.
Ведущими средствами пед. организации самостоят. работы с лит-рой, кроме чтения вслух, рассказов о книгах и разного рода бесед, стали знакомство с библиотекой, формирование навыков пользования ею, приобретение учащимися знаний о видах помощи читателю. Формы организации В. ч. представляли собой сочетание соответствующих уроков (строились на материале внепрограммных лит. произведений, нередко собранных для удобства в особые хрестоматии по классам) с библиотечными уроками, для к-рых были разработаны спец. программы занятий (также по классам). Уроки В. ч. дублировали цели и содержание уроков классного чтения и лит-ры. Практически В. ч. как бы раздваивалось, либо приобретая характер необязательности в условиях школы, либо превращаясь в строго регламентированную работу (внеурочную или внешкольную) детей с книгой в б-ке. Эффективность обучения была обусловлена наличием вблизи школ специализи-ров. дет. б-к и читален с организованным книжным фондом, личностью и уровнем квалификации библиотекаря, согласованностью пед. и читательских пристрастий и действий учителя и библиотекаря в рамках данной системы. Практика показала, что соблюсти единство этих трёх факторов удаётся крайне редко. В оптимальном случае, когда особое внимание организаторов В. ч. уделяется индивидуальной и групповой работе с читателями, у детей чспешно формируются практич. навыки обращения в б-ку, работы в читальном зале. Это обеспечивает расширение и углубление читат. кругозора, развитие поз-нават. интересов. Пользуясь б-кой, уч-ся могут приобрести опыт публичных выступлений на диспутах, конференциях т. п. и приобщиться к творческой и ясследоват. деятельности. Однако, поскольку непосредств. общение с книгой осуществляется только в условиях библиотеки, то отсутствие книжного фонда в классе ведёт к потере у детей интереса к урокам чтения и лит-ры. В этих условиях уч-ся недополучают знания и умения для самостоят. чтения, чего даже ква-лифициров. библиотекарь, встречаясь с классом один раз в неделю, восполнить не может.
В ряде случаев, не имея спец. программы и уч. материала для В. ч., учитель передоверяет его организацию библиотекарю. Уч-ся, особенно в нач. классах, где формируется культура чтения, как правило, приходят в б-ку только на библиотечные уроки. Часто их «проводят» строго по расписанию для всего класса, не считаясь с индивидуальными желаниями и потребностями; уч-ся должны отчитываться перед библиотекарем за своё чтение. Это приводит к тому, что вместо культуры чтения у уч-ся вырабатывается стойкий «иммунитет» по отношению к б-ке.
С развитием психолого-пед., книговедческих и др. наук в 20 в. дет. лит-ра стала восприниматься не просто как нек-рая совокупность произведений для дет. чтения, но как особый книжный мир, специфич. часть культуры. Теоретич. осмысление дет. чтения значительно активизировалось в 70-е гг. с позиций деятель-ностного подхода. В МГПИ были осуществлены теоретико-эксперим. исследования и предложена теория активного формирования читательской деятельности учащихся. На этой основе разработана новая система В. ч. Её ведущая цель — воспитание у учащихся, начиная с мл. шк. возраста, интереса к книге как опыту, необходимому формирующейся личности, и читательской самостоятельности. Эта последовательно проводимая пед. деятельность направлена на пробуждение и осознание каждым учащимся своих личностных социально-культурных потребностей и возможностей, затем на их стабилизацию и развитие с помощью избирательного самостоят. чтения. Осн. средства обучения — изучение книги как инструмента просвещения, мира книг как сокровищницы социально-культурного опыта и воспитание отношения к чтению как деятельности, обеспечивающей потребности растущего человека. Ведущие формы организации уч. процесса — уроки читательской самостоятельности, идущие параллельно сначала с обучением грамоте, затем с обучением самостоят. работе с текстом лит. произведений на уроках классного чтения в нач. школе или лит. чтения и лит-ры в ср. и ст. классах. Все внеурочные формы организации дет. чтения (школьные и внешкольные) сохраняют своё значение и используются в работе с учащимися во внеурочное время по индивидуальному желанию. Эти формы организации В. ч. могут рассматриваться также как средство избирательного творческого самовыражения уч-ся в их движении по пути самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Условия эффективной реализации системы в практике массовой школы: обеспечение уч. процесса (особенно в нач. классах) дет. книгами разнообразного содержания всех осн. типов и структур; знание педагогом объективных закономерностей, определяющих методику В. ч. по этапам и периодам обучения в зависимости от уровня готовности учащихся к разным видам читательской деятельности; систематич. посещение учащимися б-ки — индивидуально, с личностно-осознаваемой целью (для самостоят. пользования абонементом, работы в читальном зале). В этом случае возможна миним. зависимость самостоят. читательской деятельности учащихся от непосредств. организатора В. ч. и макс, свобода для пробуждения и формирования у детей личностных потребностей, предпочтений. Система также рассчитана на то, что по мере овладения методикой Б. ч. педагог не только получает возможность дифференцировать уч.-воспитат. работу и индивидуализировать процесс обучения чтению, но и сам совершенствуется как профессионал и личность.
Совершенствование методики чтения в совр. условиях предусматривает возможность поиска альтернативных систем пед. организации В. ч.
Лит.: Шереметевский В. П., Соч., М., 1897; Актуальные проблемы методики обучения чтению в нач. классах, М., 1977, гл. 5; Светловская H. H., Самостоят. чтение мл. школьников (теоретпко-эксперим. исследование), М., 1980; её же, Методика внеклассного чтения, M. М Н. Светловская.
Система внеклассного чтения в средней школе
В современной школе, к сожалению, слабо поставлена работа по внеклассному чтению (по личным наблюдениям). Возможно, это связано с тем, что большое внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но низкие оценки за экзамен обычно получают ученики, у которых неосознанное чтение с низким темпом (к сожалению, такие дети есть и в девятом классе). Одно из условий успешной сдачи экзаменов в новой форме – осознанное чтение. В данное понятие мы вкладываем умение понимать и пересказывать любые тексты, отвечать на вопросы по содержанию, понимать подтекст.
У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы или (в лучшем случае) что купят родители.
Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников. Для этого нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.
ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:
ЗАДАЧИ:
Для каждого класса (5-11) составлен вариативный список внеклассного чтения. Это значит, что не нужно строго придерживаться порядка и количества рекомендуемой литературы. В зависимости от уровня подготовленности класса можно заменять книги или пропускать их (естественно, не во всех классах нужно читать «Моби Дика» или «Записки Пиквикского клуба»).
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
При выборе литературы для внеклассного чтения нужно помнить о следующих условиях:
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
В начале учебного года ученикам предоставляется список внеклассного чтения на текущий учебный год. В классе проходит обсуждение, кто именно из учеников будет проводить урок по каждому произведению из списка (если возникают трудности, группы назначает учитель).
В каждой группе должны быть сильные и слабые ученики. Первое занятие проводит группа сильных учеников с целью дать больше времени для подготовки группам со слабыми учениками. К каждому уроку ВСЕ учащиеся (2-7 классы) готовят иллюстрации к прочитанным книгам, составляют тесты и кроссворды, которые используются на уроках. Учителем совместно с группой учеников составляется конспект урока (сильным ученикам можно доверить в 5-11 классах и самостоятельную подготовку). Из опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше детям предоставлено свободы при подготовке к уроку, тем интереснее проходят уроки. Это объясняется тем, что дети очень ответственно относятся к таким заданиям, особенно в младшем школьном возрасте, когда у них ещё сохраняется ведущая деятельность игра.
Одна из главных задач таких занятий – развитие устной речи, творческих способностей, навыка публичных выступлений. Когда ребёнок оказывается в роли ведущего урока, он становится намного собраннее, больше внимания уделяет правильно построенному устному ответу.
Также практикуется проведение викторин учениками средней школы для начальной школы.
И в качестве пожелания. Не надо забывать про советскую литературу.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5 КЛАСС
6 КЛАСС
7 КЛАСС
8 КЛАСС
9 КЛАСС
10-11 КЛАСС
Уточняю ещё раз, что список вариативный.
ПЛАН УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА»
ЭТАП УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА (КРАТКОЕ) |
Организационный момент | Ученики делятся на три группы по спискам, которые составили ведущие |
Знакомство с биографией А.Дюма и прототипами главных героев | Мультимедийная презентация, приготовленная ведущими + устные комментарии |
«Шарики» | По одному человеку из команды получают по два воздушных шарика с заданиями |
«Имена» | Вычеркнуть имена героев, которых нет в романе |
Конкурс кроссвордов | Каждой группе ведущие выдают кроссворды |
Театральный конкурс | Изображение сцен из романа по группам |
«Самый умный» | Ответы на вопросы по темам: «Любовные интриги», «Дуэли», «Спасения», «Кот в мешке». |
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Расстановка ударений: ВНЕКЛА`ССНОЕ ЧТЕ`НИЕ
В. ч. уч-ся, если оно правильно организовано, находится в центре внимания не только отдельных учителей, но и всего пед. коллектива школы. Пед. совет регулярно обсуждает отчёты учителей, классных руководителей, школьного библиотекаря о чтении уч-ся. Директор школы и завуч знакомятся со списками книг для В. ч., к-рые составляют преподаватели всех предметов, организуют обмен опытом работы по руководству В. ч., заботятся о систематич. пополнении книжного фонда школьной б-ки, к-рая в тесной связи с учителями ведёт большую работу по руководству В. ч. уч-ся (см. Библиотека школьная).
Для учителя одинаково важны 2 вопроса: что читает школьник и как он воспринимает прочитанное. В соответствии с этим все формы, методы и средства руководства В. ч., к-рые использует учитель, направлены на рекомендацию и пропаганду лучших книг и на развитие у уч-ся более правильного и глубокого восприятия прочитанного. Не может быть единого рецепта, раз навсегда данных методов и форм организации и руководства В. ч.- всё зависит от задач, стоящих перед педагогом, от художественного своеобразия лит. произведения, от индивидуальных и возрастных особенностей школьника.
Большое значение имеет правильно поставленный учёт Б.ч., к-рый осуществляется в самых разнообразных формах, но никогда не носит характер экзамена; В. ч. школьника ни в коем случае не оценивается отметками. Итоговые уроки, проводимые в конце четверти, обычно проходят в форме занимательных лит. игр, конкурсов на лучшего читателя, лучший рассказ о книге, лучший рисунок к прочитанному и т. п. Действенной формой учёта и контроля является регулярная проверка детских читательских дневников. Неделя детской книги, в организации и проведении к-рой принимает участие весь коллектив школы, является также и своеобразным итогом работы учителя но руководству В. ч. в течение всего уч. года.
Живое слово учителя, его индивидуальные беседы с уч-ся остаются осн. средством руководства В. ч. подростков. Очень важно вовремя и к месту рекомендовать ребятам ту или иную книгу, связать её с моральными и общественно-политич. проблемами, к-рые вызывают у подростков большой интерес; важно уметь прислушаться к суждению, мнению школьника о книге, направить и углубить его мысли и чувства, вызванные книгой. Учитель стремится расширить читательские интересы подростка: особое внимание обращает на жанровое и тематич. разнообразие книг, к-рые читают уч-ся, т. к. для подростков часто характерно одностороннее увлечение к.-л. одним жанром (фантастика, приключения, книги «о шпионах»); прививает уч-ся интерес к научно-популярной лит-ре.
На внеклассных занятиях учитель-словесник, используя разнообразные формы коллективной работы с художественной лит-рой, стремится к тому, чтобы все школьники были активными участниками этих занятий. Ещё недавно столь распространённая форма руководства чтением художественной лит-ры, как читательские конференции (на к-рых обычно выступают несколько человек с докладами, а остальные, как правило, остаются пассивными слушателями), в последнее время заменяется более живыми и интересными для ребят обсуждениями книг, лит. играми, конкурсами, лит. вечерами. Тематич. читательские конференции с заранее подготовленными докладами уч-ся целесообразно использовать в работе с научно-популярной лит-рой.
Особое внимание обращает учитель на связь лит-ры с различными видами иск-ва, используя на уроках, занятиях кружков, лит. вечерах муз. произведения, репродукции картин известных художников и т. п.
Вместе с библиотекарем учитель воспитывает у подростков более глубокие навыки культуры чтения. Начиная с 5-го класса ребята учатся пользоваться многотомными картотеками, алфавитным и систематич. каталогом, различными видами библиографич. указателей. Уч-ся 7-го класса должны уметь самостоятельно выбрать книгу по интересующему их вопросу. Записи уч-ся 5- 8-х классов в читательских дневниках расширяются. Педагог стремится к тому, чтобы письменные отзывы детей о книге не сводились только к краткой передаче её содержания, а отражали всё более обоснованную и самостоятельную оценку прочитанного. В дневниках подростки выражают свои мысли, свои впечатления о книге, своё отношение к ней. Поэтому в ведении читательских дневников не может быть никакого однообразия, трафарета; здесь в полной мере раскрываются вкусы, наклонности школьников. Учитель регулярно просматривает читательские дневники, не оценивая их отметками. Иногда с согласия уч-ся читает в классе наиболее интересные записи из дневников и предлагает обсудить их. Знакомство с читательским формуляром школьника в б-ке также даёт учителю представление о характере и объёме чтения уч-ся.
Умело связывая урок с В. ч. школьников, учитель осуществляет повседневное наблюдение за их чтением. Опытный учитель почти на каждом уроке находит удобный случай поговорить о книгах, о чтении, спросить у отвечающего ученика, какую книгу читает он сейчас, читал ли ещё какие-нибудь книги на тему, к-рая изучается в классе, и т. п.
В вечерних (сменных) школах руководство В. ч. имеет свои существенные особенности. Осп. место уч-ся уделяют чтению в помощь самообразованию. Учитель на уроках рекомендует лит-ру, способствующую расширению общего и проф. кругозора уч-ся. Он может использовать такие массовые формы работы, как обсуждение книг, диспуты, но особое внимание обращает на овладение уч-ся навыками самостоятельной работы с книгой.
Л. И. Беленькая. Москва.
Внеклассное чтение на лето: 20 новых книг от книжного эксперта
Список книг современных российских писателей. Книги для детей 7-10 и 10-14 лет
Читать летом литературу по списку, выданному в школе, — или предложить детям современные книги, герои которых очень похожи на них самих? Увы, школьные учителя и родители не очень-то ориентируются в новых книгах — а их выпускается так много! Зато в современной детской литературе отлично разбирается Евгения Шафферт — книжный эксперт, блогер, член жюри конкурса «Книгуру». Вот ее выбор
Наверное, никогда люди так не любили списки полезных дел и вещей, как в последнее время. Списки покупок, правил, фильмов, всего, что необходимо сделать, пока тебе не исполнилось 35, а также всего, что обязательно нужно успеть после 40. Иногда кажется, что на составление и чтение таких рекомендательных списков люди тратят больше времени, чем на осуществление того, что в них указано. Впрочем, списки книг по разным темам, жанрам и возрастам читателей существуют уже давно, а в школах в конце каждого учебного года учитель литературы даёт классу список чтения на лето.
Одни родители согласны с тем, что летом стоит подготовиться к учебному году, почитать рекомендованную классику, которая, как известно, не устаревает, другие считают, что лучше предложить детям для летнего чтения актуальную современную литературу. Пожалуй, оптимальное решение — разнообразие. Путь будут списки хорошей литературы на все случаи жизни: для подготовки к ЕГЭ, для любителей котят, для будущих менеджеров и даже для поклонников комиксов, адаптированные для читателей разных возрастов и регулярно обновляемые.
Один из таких списков мы предлагаем вам сегодня: список литературы современных российских писателей для внеклассного чтения.
Составляя его, мы руководствовались четырьмя принципами:
Новые книги для детей 7-10 лет
Александр Турханов. Грустный гном, весёлый гном (М.: Детская литература, 2017).
Повесть учителя музыки Александра Турханова предсказуемо посвящена маленькому музыканту. Это история одарённого ребёнка, которая не просто расскажет о событиях жизни, успехах и неудачах, но и поможет понять, как устроен мир звуков композитора, что он слышит, думает и чувствует. Композитор этот — главный герой повести, 6-летний Антошка.
Мальчик живёт в старом доме с родителями и старенькой бабушкой. В какой-то момент папа заметил, что Антон интересуется соседским пианино, вдруг оказалось, что у мальчика абсолютный слух. Дальше будет рассказ о подготовке, поступлении в музыкальную школу, взаимоотношениях с педагогами и другими юными музыкантами, многочасовых упражнениях за инструментом. Думаете, такие маленькие не могут сочинять музыку? Ещё как могут, у главного героя есть реальный прототип!
Ася Кравченко. Куда бежишь? (М.: Абрикобукс, 2015).
Ася Кравченко сочинила ещё одну повесть о настоящей дружбе, сострадании и отношениях людей и животных (напомним, что предыдущая её книга, «Здравствуй, лошадь!» издавалась уже дважды).
Главные герои «Куда бежишь?» — две собаки, лабрадор Чижик, который нечаянно потерялся и теперь не может найти свой дом в большом городе, и его новый друг, бродячий пёс Фонарщик. Казалось бы, с такими составляющими нас ждёт жалостливый рассказ о том, как двух собачек сначала обижают, а потом всё заканчивается (или не заканчивается) хорошо, но, к счастью, автору удалось избежать банальностей. Получилась очень позитивная и динамичная история с двумя обаятельными героями, один из которых — тот ещё выдумщик и авантюрист. Будут, конечно, добрые и злые люди, и даже случится почти трагическая ситуация, но всё закончится хорошо!
Михаил Барановский. Я воспитываю папу. После уроков (М.: Клевер-Медиа-Груп, 2016).
Цикл рассказов, в которых папа и мальчик Марик обсуждают новогодние подарки, музыкальную школу, беспорядок в комнате, список покупок и прочие вопросы, пережил уже не одно переиздание. Хотя герои практически не выходят из квартиры, в книжке (за исключением пары случаев) нет других персонажей, а сами рассказы содержат в основном разговоры, а не события, читателю не будет скучно или однообразно. Совсем наоборот, будет смешно! У книжки есть продолжение, которое называется «Собачий вальс», там те же герои обсуждают, стоит ли им заводить собаку.
Анна Анисимова. Однажды мы с Петькой (СПб.: Детгиз, 2016).
Рассказы-миниатюры о дворовой дружбе и играх двух мальчиков практически бессюжетны. В каждом из них у одного друга появляется какая-нибудь идея, второй её развивает, добавляет свои образы и выдумки. Рассказы состоят преимущественно из игровых диалогов, а фантазию двух друзей хочется отметить в качестве дополнительного персонажа — что эти двое ни увидят, обязательно что-нибудь придумают! Меряются не только ростом, но ещё руками, ногами и животами, превращаются в самолёты или ломают целый дом.
Елена Соковенина. Приключения Пети Осликова. Ребенка, который хотел, как лучше (М.: Самокат, 2015).
Цикл рассказов про восьмилетнего Петю представляет нам этакий парад типичных для современного ребёнка ситуаций. В одной главе Петя не хочется ходить в школу и приводит маме аргументы, почему ему не нужно этого делать. Маме приходится приложить все усилия, чтобы не просто приказать Пете, а всерьёз убедить его, разъяснить, зачем ему именно сейчас нужна эта самая школа.
В другой главе Петя отказывается убираться в комнате, в третьей — отвлекается на уроках и говорит о причинах, почему так происходи. Есть специальная глава о вранье, отдельная про симуляцию болезни (лишь бы в школу не ходить) и ещё очень интересная история о том, как Петя и его мама ходили к психологу и исправляли испорченные отношения. Всего таких глав — шестнадцать, и каждая о чём-то важном.
Валентина Дёгтева. Рыцарь Рыжик (М.: Аквилегия-М, 2015).
Под одной обложкой скрываются три короткие сказочные повести про второклассника Рыжика. Первая — самая печальная, в ней грустная мама переживает ссору с папой, а мальчику остаётся переживать за них обоих и заодно самому решать свои проблемы, ведь взрослым сейчас не до него. Именно поэтому оживают великан и дракон, а мальчик Толик на время становится рыцарем.
Вторая повесть — самая смешная. У рыцаря Рыжика случается первая любовь, а в кабинете биологии вдруг оживает наглядное пособие — скелет человека, и начинает кстати и некстати вмешиваться в ситуацию. В третьей истории родители Рыжика отправляются в отпуск, а мальчик остаётся с няней и драконом Йориком, с которым мы познакомились ещё в самом начале книги.
Екатерина Боярских. Эй становится взрослым. Историческая повесть-сказка (М.: Пешком в историю, 2017).
В издательстве «Пешком в историю» с завидной регулярностью появляются «исторические сказки», с помощью которых читатели младшего школьного возраста могут познакомиться с разными временами и эпохами. В каждой сказке мышата Тимка и Тинка, обитатели Государственного исторического музея в Москве, перемещаются в какую-то эпоху и узнают её характерные особенности. В исторической сказке про Эя речь идёт о первобытных временах. Читатели пройдут с героями по первобытному лесу, а заодно узнают о племенах и их образе жизни, наскальной живописи, тотемах и табу.
Людмила Петрановская. Что делать, если. (М,: АСТ, 2013).
Книга психолога с полезными советами по безопасности и экологии отношений выдержала уже с десяток переизданий и давно стала бестселлером, так что лишь случайно можно предположить, что какой-нибудь читатель до сих пор о ней ничего не знает. Что делать, если ты потерялся, если в квартиру стучат незнакомые люди, если ты боишься темноты или тебя дразнят в школе? Автор отвечает на эти и другие вопросы.
Зина Сурова. Лето в деревне (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016).
Популярным сегодня лозунгом «как отвлечь ребёнка от компьютера» можно сопроводить и эту книжку, потому что она как раз о том, что можно делать вместе, всей семьёй, летом на даче. Суровы — семья художников, на протяжении нескольких лет они собирали идеи игр, поделок, занятий, которые увлекали их собственных детей, от собирания гербариев до постройки домика на дереве, а потом написали и нарисовали об этом целую книжку. Можно просто читать её как историю детской жизни в деревне — или использовать как источник идей для собственного досуга.
Григорий Остер. Как подглядывать в будущее? (М.: АСТ, 2016).
Кто захочет летом читать учебник по ОБЖ? На самом деле кто угодно, если автор книги — Григорий Остер, известный всем родителям своими «Вредными советами», а художник — Николай Воронцов, карикатурист и любитель котов.
Эта вполне серьёзная книга была написана по заказу МЧС, и речь в ней идёт о вещах в общем-то скучных — технике безопасности при обращении с электроприборами, правилах поведения при травме или утечке газа, личной гигиене. Григорий Остер умудрился рассказать об этом весело и интересно! Он подсказывает, как избежать неприятностей и опасностей, что предпринять, если они всё-таки наступили, и не забывает шутить и давать «вредные советы». Николай Воронцов сопровождает книгу смешными рисунками. Ранее книга уже выходила с другим названием: «Невредные советы, или Что будет, если. «.
Что читать в 10-14 лет
Наталья Евдокимова. Конец света (М.: Самокат, 2017).
Каким будет мир, если его придумает ребёнок? Будет ли там всё время лето или, наоборот, постоянная зима? Чем станут заниматься люди, чтобы заработать на жизнь? Как поменяются отношения детей и родителей? Наталья Евдокимова показывает нам как раз такой мир, точнее, несколько разных миров, и герои раз в несколько лет переселяются из одного в другой. Отчасти это напоминает компьютерную игру, правда такую, в которой нет места агрессии и стрельбе, зато есть настоящая дружба и крепкая любовь.
Ольга Колпакова. Полынная ёлка (М.: КомпасГид, 2017).
Взрослые часто спорят, как рассказать ребёнку о самых сложных и противоречивых моментах истории? Хороший способ сделать это — поделиться воспоминаниями бабушек и дедушек. Из них постепенно вырастают мемуары, а потом — исторические повести.
Такая повесть получилась у Ольги Колпаковой: она записала воспоминания учительницы немецкого языка Марии Андреевны и её мужа, которые в годы войны пережили ссылку и жизнь в условиях спецпоселения, и на их основе придумала историю, в которой маленькая Марийхе с семьёй и другие русские немцы не по своей воле уезжают из родных мест. Это может быть первая повесть для подростков о репрессиях русских немцев в годы Великой Отечественной войны.
Генрих Книжник. Ты любишь науку или нет? (М.: Детская литература, 2017).
Смешная и увлекательная повесть о двух современных школьниках, которые увлечены физикой. Они мечтают раскрыть тайну шаровой молнии и для этого ночью проникают в школьный кабинет физики, мастерят «искровую машину», а затем устраивают небезопасные эксперименты на даче.
В книжке есть азарт научного поиска, а ещё в ней умно и тонко показаны взаимоотношения разных детей и взрослых: Фуни из семьи академиков, Витика, у которого родители-геологи и старший брат-актёр, Мариулы, девочки из традиционной татарской семьи, Терезки, гостьи из Польши. Дети и взрослые общаются, шутят, ссорятся, дружат и много помогают друг другу.
Станислав Востоков. Фрося Коровина (М.: Клевер-Медиа-Груп, 2016).
Стас Востоков чаще пишет не о людях, а о животных, ведь раньше он работал в зоопарке, а до этого проходил стажировку в Центре защиты животных Джеральда Даррелла на острове Нью-Джерси. Тем не менее, именно повесть «Фрося Коровина» стала одним из лауреатов конкурса на лучшее литературное произведение для подростков «Книгуру».
Это немного сказочная история о деревенской девочке, которая защищает свой дом и свой жизненный уклад. Фросе приходится всё решать самой: бабушка попадает в больницу, а других взрослых у неё нет. Самое лучшее в этой книге — это хороший русский язык, нетипичная тема и интересное познавательное послесловие о старинной русской архитектуре.
Виктория Ледерман. Календарь ма(й)я (М.: КомпасГид, 2016).
Авторы любят перемещать героев во времени и заставлять их решать головоломки: вернуться обратно в своё время так запросто не получится! Излюбленный приём перемещения назад во времени использует и Виктория Ледерман: трое её персонажей, друзья-шестиклассники, вдруг начинают заново переживать каждый предыдущий день, двигаясь назад в прошлое. Найти загадку возвращения получается далеко не сразу, зато, пока ребята жили «задом наперёд», они очень подружились, исправили прежние ошибки и очень повзрослели.
Наиль Измайлов. Это просто игра (СПб.: Азбука, 2016).
Взрослые нередко уверены, что от компьютерных игр один вред: ребёнок отвлекается от учёбы, дополнительных занятий, а то и вовсе «втягивается» в игру. Главный герой этой фантастической повести втянулся совершенно: каким-то чудом Макс оказался внутри виртуального мира и почти сразу начал забывать своё прошлое.
Мальчику нужно понять, как вернуться обратно, и он изо всех сил пытается установить контакт с игроками из реального мира, по ту сторону экрана. Эта история, конечно, не о вреде компьютерных игр, она о настоящих подлинных ценностях, дружбе и самопожертвовании. Впрочем, у читателя не раз возникнет повод задуматься о ценности досуга, проведённого за экраном компьютера.
Нина Дашевская. Я не тормоз! (М.: Самокат, 2016).
Подросток Игнат всё время куда-нибудь бежит, а на бегу о чём-нибудь думает. Лишь иногда остановится и запишет что-нибудь в блокнот, например: «У человека голова, а в ней болтаются слова!». Многие родители подростков с диагнозом СДВГ, прочитав эту книгу, сказали, что узнали в ней своих детей. Понравилась она и родителям обычных подростков: в кои-то веки герой подростковой книги не попадает в невообразимые проблемы или другой мир, а просто живёт, дружит, ходит в школу, возится с младшим братом и делает добрые дела малознакомым людям.
О том, что дети не читают, говорят многие. Популярнейшие писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак готовы поспорить с этим утверждением, привести массу железобетонных аргументов, и один из них — книга о современной библиотеке и чтении. Её герои ныряют в мир виртуальной реальности: впрочем, во всём виноват вовсе не Интернет, а злобный дух второго тома «Мёртвых душ», случайно вызванный из небытия.
Эта повесть на серьёзную тему откровенно сатирическая, её герои действительно любят читать, а ещё в ней масса шуток и цитат, на основе которых можно составить пару отличных списков летнего чтения!
От динозавра до компота (М.: Розовый жираф, 2017).
Сборник научно-популярных статей на самые разные темы рождался очень долго. Сначала в Москве появился «Университет детей», где школьники раз в неделю могли послушать лекции настоящих серьёзных учёных. Во время лекций слушатели активно задавали вопросы. Сотрудники Политехнического музея внимательно записывали эти вопросы и выбрали из них самые неожиданные и интересные. Потом их задали ведущим российским учёным, записали ответы, отредактировали, чтобы сложный научный текст стал понятен школьникам, — так и получилась книжка «От динозавра до компота». По сути, это сборник детских вопросов и подробных научных ответов, в котором затронуты самые разные темы.
Ник. Горькавый. Космические сыщики (М.: АСТ, 2016).
Несколько лет назад астрофизик Ник. Горькавый задумался о том, как вернуть подросткам интерес к науке. Он сочинил научно-фантастическую повесть «Астровитянка», сюжет которой был завязан на современных астрофизических представлениях, — и угадал, книжку полюбили многие читатели, даже те, кто терпеть не может школьную физику.
Впоследствии Горькавый взялся сочинять своего рода продолжение, которое назвал «100 научных сказок»: учебник с таким подзаголовком читали герои «Астровитянки». В этих сказках рассказывается об истории научных открытий, понятным юному читателю языком излагаются основы физики и астрономии. Героями научных сказок «Космические сыщики» выступили Герц, Рентген, Резерфорд, Гейзенберг и другие знаменитые физики. Автором запланировано шесть подобных сборников, на сегодняшний день из печати вышла уже пятая книга.
Существенным недостатком любого списка, в том числе этого, является его неполнота. Читатели просмотрят выбранные названия и тут же скажут: «А вот такой замечательной книжки тут нет!». Именно поэтому не забывайте в комментариях к этой статье и просто в разговорах с друзьями и знакомыми делиться своими советами, что почитать с детьми этим летом!