что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Что лучше, литий-ионный или литий-полимерный аккумулятор?

Портативные зарядные устройства стали неотъемлемым элементом современного обихода. Качество аккумуляторов – главное условие их работоспособности, эффективности и безопасности. Производители зарядных устройств используют в конструкции два вида аккумуляторов – литий-ионный и литий-полимерный. Для рядового потребителя, незнакомого с особенностями разных видов, часто становится проблемой выбрать тот или иной тип аккумулятора.

В чем отличие между этими разновидностями, какой из них выбрать будет правильнее – все эти вопросы требуют детальных знаний о каждом типе. В этой статье мы раскроем особенности литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов, познакомим с их техническими свойствами, методами зарядки, сроком службы.

↑Отличия литий-ионного и литий-полимерного аккумуляторов

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Выбирая один из двух видов, учитывайте сферу применения и финансовые возможности.

↑Литий-ионные аккумуляторы: особенности и характеристики

Изначально модели на базе лития выпускались с применением марганца и кобальта в качестве основного элемента (активный электролит). Современные батареи литий-ионного типа претерпели конструктивные изменения. Их продуктивность зависит не от использованного вещества, а от порядка размещения элементов в блоке. Составные части современной батареи Li-Ion – электроды и сепаратор. Материалы – алюминий и медь (медные аноды и алюминиевая фольга в качестве катодной основы).

Специальные клеммы-токосъемники обеспечивают внутреннее соединение анода и катода, а электролитная пропитка массы сепаратора задает благоприятную среду для обслуживания заряда. Положительные заряды ионов лития запускают химические реакции, формируют связи и обеспечивают выход энергии. Принцип действия источника питания на литий-ионной базе напоминает работу полноформатной гелевой АКБ.

Литий-полимерные батареи

Поскольку литий-ионные модели не справляются со многими современными задачами, постепенно их начали вытеснять полимерные элементы. Батареи Li-ion не обладали высоким уровнем безопасности и довольно дорого стоили. Чтобы устранить эти недостатки и проблемы эксплуатации, сделать батареи более эффективными, разработчики приняли решение о смене электролита. Вместо пропитки пористого сепаратора в конструкции батареи применили полимерные электролиты.

Литий-полимерный элемент имеет толщину 1 мм, что позволяет сделать размеры аккумулятора компактными. Замена жидких электролитов полимерными пленками исключило высокий риск воспламенения батареи и сделало ее безопасной. Представленная ниже сравнительная таблица поможет наглядно определить, чем отличается Li-ion от Li-Pol.

низкая, количество циклов заряда и разряда меньше

высокий выбор, независимость от стандартного формата ячеек

почти в два раза выше при одинаковом размере

Риск взрыва и возгорания

встроенная защита от утечки электролитов и перезарядов

Конструкция полимерно-литиевых аккумуляторных устройств полностью исключает присутствие электролита в форме жидкости или геля. Наглядно представить себе разницу технологий можно при рассмотрении принципа работы современных автомобильных питающих устройств. Интересы безопасности стали причиной исключения из повседневной практики жидкостных электролитов. Но в автомобильных АКБ до последнего времени использовались пористые структуры с пропиткой.

Внедрение полимерно-литиевых элементов предполагало уже твердотельную основу. Характерным отличием от литий-ионных аккумуляторов является процесс контактного действия пластины активного вещества с литием и предотвращение образования дендритов во время циклирования. Именно эта особенность защищает аккумуляторные элементы от возгорания или взрыва.

↑Срок службычто значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Как литий-ионные, так и литий-полимерные аккумуляторы подвержены интенсивному старению. Они обеспечивают около девятисот полных циклов зарядки, после чего становятся непригодными. При этом не имеет значение, насколько активной была эксплуатация устройства. Если батарею длительное время вообще не использовали, сокращение ресурса, тем не менее, будет иметь место.

Уже через год емкости становятся существенно уменьшенными в ресурсе, а через два или три года можно констатировать, что батарея и вовсе вышла из строя. Это общий недостаток литиевых аккумуляторов, и выбирать более долговечную модель стоит только в зависимости от репутации производителя и отзывов о конкретных моделях.

↑Дополнительная защита

Если рассматривать вопрос о том, в чем разница Li-ion от Li-Pol аккумуляторов, стоит обратить внимание на встроенные защитные системы. Модели, работающие на полимерно-литиевой основе, требуют использования дополнительных функций внутренней защиты. Для них характерны случаи перегорания из-за перегрева элементов. К таким последствиям приводит внутреннее напряжение различных рабочих участков.

Для того, чтобы обезопасить устройство от несанкционированных перезарядов, от перегрева деталей и перегорания, в конструкции использована специальная стабилизирующая система и механизм ограничения тока. Это повышает безопасность литий-полимерных моделей, но ощутимо повышает стоимость аккумулятора за счет использования защитных элементов.

Частично в конструкции задействованы электролитические компоненты в гелевой формации. Комбинированные элементы питания используются во многих портативных приборах. Они крайне чувствительны к температурным перепадам и требуют строгого соблюдения правил эксплуатации. Аккумулятор на полимерной базе можно использовать в устройствах с нагревом в диапазоне 60-100 градусов.

Производители заключают внутреннюю часть в корпус с теплоизолирующими свойствами – использовать такие аккумуляторы удобно в жарком климате. В условиях, где температурный режим не соответствует требованиям эксплуатации, элементы с полимерной составляющей применяются как резервные.

↑Особенности зарядки аккумуляторов

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Подключать аккумулятор необходимо только к стабильно работающей электросети, без перепадов напряжения и помех. Эксплуатировать следует только соответствующие зарядные приборы, совпадающие по заявленным в описании характеристикам. Важный момент: в процессе зарядки все разъемы должны быть подключены корректно, нельзя допускать размыкания. Элементы Li-Pol крайне чувствительны ко всевозможным перегрузкам, превышенным показателям тока, механическим ударам и переохлаждению. Следует следить за герметичностью твердотельных элементов.

Элементы Li-ion заряжаются примерно по таким же принципам, как и полимерные, но являются более чувствительными и менее надежными в отношении безопасности. Время зарядки у обоих типов примерно одинаково, но полимерный элемент «капризнее» к качеству точки энергоснабжения.

↑Чем лучше литий-ионный аккумулятор

Литий-ионные аккумуляторы более привычны для потребителя, у них есть ряд эксплуатационных преимуществ:

Мощные литиевые аккумуляторы эффективно используются для устройств, требующих кратковременного высокого потребления тока. Температурный режим, как и у устройств на полимерной базе, имеет ключевое значение при эксплуатации.

Ощутимой разницы рядовой пользователь не ощущает, но, с точки зрения рациональности сферы применения, этот вид аккумуляторов удобен в зарядных устройствах для следующей техники:

Прежде чем выбрать оптимальный тип зарядки, нужно точно знать, для какого прибора она будет использоваться. Особенно это важно, если планируется универсальное применение и обслуживание сразу нескольких портативных устройств.

Литий-полимерные аккумуляторы рационально применять там, где важными факторами являются вес и температура. Они «боятся» мороза и не очень удобны для переносных инструментов и гаджетов. Поэтому основная область использования:

Выбирая подходящий тип зарядного устройства, обратите внимание на сферу использования, стоимость и уровень безопасности. Читайте отзывы пользователей о товарах разных производителей и делайте выбор.

Источник

Литий-ионный аккумулятор (Li-ion)

В настоящее время литий-ионный аккумулятор используется абсолютно во всей домашней и портативной электронике.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный li-on аккумуляторы в гаджетах и устройствах

Можно без преувеличения сказать: без портативных источников питания, мир современной техники был бы намного беднее. Все разнообразие карманных электронных гаджетов, приборов, смартфонов, гироскутеров, электромобилей наконец, стало возможным благодаря литий-ионным аккумуляторам.

Принцип работы литий-ионного аккумулятора

Давайте рассмотрим литий-ионный аккумулятор. Как видите, он состоит из нескольких слоев с различным химическим составом.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный состав литий-ионного аккумулятора

В основе работы литий-ионного аккумулятора лежит, так называемый, электрохимический потенциал. Суть его в том, что металлы стремятся «отдавать» свои электроны. Как видно на рисунке ниже, наибольшая способность к отдаче электронов – у лития, а наименьшая – у фтора. Если такой атом отдает свой электрон, то он становится положительным ионом.

Первая в истории электрическая батарейка, созданная более 200 лет назад Алессандро Вольтой, работала как раз на принципе электрохимического потенциала. Вольта взял два металла с разными электрохимическими потенциалами (цинк и серебро) и получил электрический ток. В честь его открытия такую «батарейку» назвали Вольтовым столбом.

В 1991 г. Sony выпустила первый коммерчески успешный литий-ионный аккумулятор.

В литий-ионных элементах используется металл с наибольшей способностью отдавать электроны – литий. У лития всего один электрон на внешней орбите, и он постоянно стремится его «потерять».

Из-за этого литий считается чрезвычайно химически активным металлом. Он реагирует даже с водой и воздухом. Но активен только чистый литий, а вот его оксид, напротив, очень стабилен.

Это свойство лития как раз используется при создании литий-ионных аккумуляторов.

Допустим, мы каким-то образом отделили атом лития от оксида. Этот атом будет крайне нестабилен и сразу превратится в положительный ион, потеряв электрон.

Однако в составе оксида литий гораздо более стабилен, чем одинокий атом лития. Если мы сможем каким-то образом обеспечить движение по двум отдельным путям для электрона и для положительного иона лития, то ион самостоятельно достигнет оксида и встанет там на свое место. При этом мы получим электрический ток благодаря движению электрона.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Итак, можно получить электрический ток из оксида лития, если сначала отделить атомы лития от оксида и затем направить потерянные ими электроны по внешней цепи. Рассмотрим, как эти две задачи решаются в литий-ионных элементах.

Строение литий-ионного аккумулятора

Помимо оксида лития, элементы содержат также электролит и графит. В графите связь между слоями гораздо слабее, чем между атомами внутри слоев, поэтому графит имеет слоистую структуру. (Переходи и смотри подробно про строение атома)

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный строение литий-ионного аккумулятора

Электролит, помещенный между оксидом лития и графитом, служит барьером, пропускающим сквозь себя только ионы лития. Электроны же не могут проникать сквозь электролит и отскакивают от него, как теннисный мячик об стенку. В качестве электролита используется органическая соль лития, которая наносится на слой разделителя (о разделителе ниже в статье).

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный электролит пропускает ионы и не пропускает электроны

Процесс заряда и разряда литий-ионного аккумулятора

Итак, у нас есть разряженный аккумулятор

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный литий-ионный аккумулятор разряженный

Давайте же его зарядим. Для этого нам нужен какой-либо источник питания. Что произойдет в этот момент на самом литий-ионном аккумуляторе? Положительный полюс начнет притягивать электроны, «вытаскивая» их из оксида лития.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный процесс зарядки литий-ионного аккумулятора

Поскольку электроны не могут проникать через электролит, то они движутся по внешней цепи через источник питания.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

и в конце концов достигают графита

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

где очень удобно располагаются в слоях графита.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

В этот же самый момент положительные ионы лития притягиваются отрицательным полюсом, проходя сквозь электролит и также попадают в графит, размещаясь между его слоями.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Когда все ионы лития достигнут графита и будут «захвачены» его слоями, батарея будет полностью заряжена.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Такое состояние батареи неустойчивое. Это можно представить как шар, который находится на самой верхушке холма и в любой момент может скатиться.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Вот мы и достигли первой цели: электроны и ионы лития отделены от оксида. Теперь надо как-то сделать так, чтобы электроны и ионы двигались разными путями. Как только мы подключим какую-либо нагрузку к нашему заряженному литий-ионному аккумулятору, то начнется обратный процесс. В этом случае ионы лития через электролит пожелают вернуться в свое изначальное состояние.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Поэтому они начнут двигаться обратно сквозь электролит, а электроны побегут через внешнюю цепь, то есть через нагрузку.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный генерация электрического тока в литий-ионном аккумуляторе

Так как электрический ток — это не что иное, как упорядоченное движение заряженных частиц, то в цепи лампочки накаливания возникнет электрический ток, который заставит эту самую лампочку светиться.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Как только все электроны «убегут» из графита, то батарея полностью разрядится. Чтобы ее снова зарядить, достаточно поставить аккумулятор «на зарядку».

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный разряженный литий-ионный аккумулятор

При этом графит сам по себе не участвует в химических реакциях – он лишь служит «складом» для ионов и электронов лития.

Слой разделителя в литий-ионном аккумуляторе

Если внутренняя температура элемента по какой-то причине начнет расти, жидкий электролит высохнет, и произойдет короткое замыкание между анодом и катодом. В результате элемент может загореться или даже взорваться.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Чтобы этого не произошло, между электродами помещается дополнительный изолирующий слой, называемый разделителем. Разделитель проницаем для ионов лития благодаря наличию микропор. Электроны он не пропускает.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный разделитель в литий-ионном аккумуляторе

Из чего делают литий-ионный аккумулятор

В реальных литий-ионных аккумуляторах графит и оксид лития наносятся в виде покрытия на медную и алюминиевую фольгу. Ниже на рисунке мы видим, что на тонком листе меди у нас располагается графит, а на тонком листе алюминия — оксид лития.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Минус аккумулятора снимается с медной фольги, а плюс — с алюминиевой.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

ну а между ними располагается еще разделитель, пропитанный электролитом

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Для того, чтобы уменьшить объем, все эти три слоя сворачивают в «рулончик».

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный цилиндрический аккумулятор строение

образуя при этом всем нам знакомую литий-ионную цилиндрическую батарейку

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Литий-ионные аккумуляторы в автомобиле Tesla

Вообразите мир, в котором все машины оснащены электродвигателями, а не двигателями внутреннего сгорания. Электромоторы превосходят ДВС практически по всем техническим показателям, да к тому же намного дешевле и надежнее. У ДВС есть существенный недостаток: он выдает достаточный крутящий момент лишь в узком диапазоне скоростей. В общем, электродвигатель – однозначно лучший выбор для автомобиля. Об этом мы писали еще в статье про автомобиль Тесла.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный Сравнение электромобилей и автомобилей с ДВС

Но есть одно «узкое место», из-за которого электрическая революция в автопроме постоянно откладывается — это источники питания. Долгое время громоздкие, тяжелые, недолговечные и ненадежные аккумуляторы электромобилей никак не могли составить конкуренцию полному баку бензина. Но все изменилось, когда на рынок вышел производитель электромобилей Тесла.

Именно литий-ионные аккумуляторы использует компания Тесла для своих электрокаров.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный

Стандартный элемент выдает напряжение 3,7 – 4,2 В. Множество таких элементов, соединенных последовательно и параллельно, образуют модуль.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный батарейный модуль Тесла

Литий-ионные элементы при работе выделяют много тепла. При этом высокая температура снижает срок службы и эффективность самих элементов. Для контроля температуры, а также их уровня заряда, защиты от перезаряда и общего состояния элементов питания, служит специальная система управления батареями (Battery management system, сокращенно BMS). В батареях Tesla используется спиртовая система охлаждения. BMS регулирует скорость движения спирта в системе, поддерживая оптимальную температуру батарей.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный радиатор для аккумуляторов Тесла

Еще одна важнейшая функция BMS – защита от перезаряда. Допустим, есть три элемента с разной емкостью. Во время зарядки элемент с большей емкостью зарядится сильнее двух остальных. Чтобы этого не допустить, BMS использует так называемое выравнивание заряда элементов (cell balancing). При этом все элементы заряжаются и разряжаются равномерно и защищены от чрезмерного или недостаточного заряда.

И в этом преимущество Tesla над технологией аккумуляторов Nissan. У Nissan Leaf серьезная проблема с охлаждением аккумулятора из-за большого размера элементов и отсутствия системы активного охлаждения.

что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Смотреть картинку что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Картинка про что значит литиевый аккумулятор или литий ионный. Фото что значит литиевый аккумулятор или литий ионный батарея Nissan Leaf и Tesla

У конструкции с множеством маленьких цилиндрических элементов есть и еще одно преимущество: при большом расходе энергии нагрузка распределяется равномерно между всеми элементами. Если бы вместо множества маленьких элементов был один огромный элемент, из-за постоянных нагрузок он очень быстро бы пришел в негодность. Tesla сделала ставку на маленькие цилиндрические элементы, технология производства которых уже хорошо отработана. Более подробно про батарейный модуль Тесла читайте в этой статье.

Защитный SEI-слой

Во время первой зарядки внутри литий-ионного элемента происходит одно замечательное явление, спасающее элемент от скорой «смерти». Неожиданной проблемой оказались электроны, находящиеся в слое графита. При контакте с электролитом они начинают разрушать его. Но одно случайное открытие позволило не допустить контакт электронов с электролитом. При первой зарядке элемента, как мы уже говорили, ионы лития движутся сквозь электролит. В процессе этого движения молекулы растворенного в электролите вещества покрывают ионы. Достигнув графитового слоя, ионы лития вместе с молекулами раствора электролита реагируют с графитом, образуя так называемая промежуточную фаза твердого электролита (solid electrolyte interphase, или SEI-слой). Этот слой предотвращает контакт электронов с электролитом, предохраняя электролит от разрушения.

Вот так проблема случайным образом решилась сама собой. Хотя эффект SEI был открыт случайно, в последующие два десятилетия ученые целенаправленно улучшали процесс, подбирая наиболее эффективную толщину и химический состав.

Заключение

Сегодня уже удивительно, что еще два десятка лет назад в электронных гаджетах не применялись литий-ионные аккумуляторы. Индустрия литий-ионных аккумуляторов развивается с фантастической скоростью: ожидается, что в ближайшие несколько лет их рынок достигнет 90 млрд. долларов. Современные литий-ионные батареи способны выдержать примерно 3000 циклов зарядки-разрядки – это уже приличный показатель, но еще есть, куда расти. Лучшие умы во всем мире трудятся над тем, чтобы повысить их долговечность до 10 000 циклов. В этом случае аккумулятор электромобиля не придется заменять целых 25 лет. Миллионы долларов вкладываются в исследования, которые позволят заменить графит на кремний в качестве «хранилища» в литий-ионных элементах. Если это удастся сделать, их емкость возрастет более чем в пять раз! В настоящее время мир переходит уже на литий-полимерные аккумуляторы, которые показали себя чуточку лучше, чем литий-ионные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *