что значит любить ближнего своего

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 22:39

Свт. Иоанн Златоуст

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя

Прп. Иустин (Попович)

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя

Вопрос: а любовь родителей к детям? А любовь супругов? А любовь человека к отечеству? Разве это не любовь? – Мы это называем любовью, но любовь ли это? Все это не любовь, если Христос не есть та сила, которой мы любим. Если отец не любит детей Христовой любовью, если их не воспитывает в добре, если их не наставляет на добрый путь, чтобы они спаслись от греха, а только их обхаживает и балует, то он их ненавидит, убивает. И если супруги любят друг друга только телесно, то они – убийцы друг друга. Такова и всякая другая земная, плотская любовь.

Когда мы проникнемся любовью к человеку, имея посредником Господа, тогда любовь обретает вечность и бессмертие, тогда это христолюбие. — Если имеешь друга и думаешь, что любишь его, однако потакаешь ему во грехе, то ты становишься его убийцей. И если желаешь любить его, то скажи ему: «Друг, тот грех твой, говорю тебе, убивает тебя, отторгает тебя от Бога». Если этого не сделаешь, то ты – убийца. Лжешь себе…

Вторая заповедь подобна первой. Только когда душа вся во Христе, обрати ее к человеку и знай, что будешь любить его вечной любовью… Без этого твоя любовь ложна и убийственна… Только христолюбие – сущность и источник истинной любви. Если человек не любит Господа Христа, то не может любить никого… – Это дивное и страшное благовестие. Дивное, ибо человека возносит на небо, в вечность. Страшное, ибо если его не соблюдаем, то любим бога ненависти — дьявола. Бог – это любовь, дьявол – это ненависть. Вот тогда в чьих ты объятиях. Тогда – ужасно быть человеком, ибо он себя преображает в дьявола. Сегодня Европа гудит от так называемой «любви к человеку»… И что же мы видим? Что натворили без Христа, без Христовой любви: резня, войны, столкновения, уничтожения. Что представляет собой сегодняшняя Европа без Христа? Ведь дьявол, бог ненависти, не дает, чтобы люди, восставшие против Христа, возлюбили друг друга. Клевещут таковые и на себя, и на человека, ибо не любят человека.

Из проповедей.

См. также Толкование на Мф. 22:34

Прав. Иоанн Кронштадтский

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя

Так как человек состоит из души и тела, и тело наше, или плоть наша, в наказание наше за первый грех преслушания и вкушения от запрещенного плода имеет многие и сильно возбуждаемые грехом телесные потребности пищи, питья, одежды, и человек не имеет часто средств удовлетворить их; так как человек за грехи свои подвергается болезням, в коих имеет нужду в помощи и утешении, или за гражданские преступления подвергается тюремному заключению, в котором нуждается в утешениях и наставлениях веры и благочестия, то любовь к ближнему по преимуществу у нас выражается напитанием ближнего, одеянием его, введением его в жилище, помощью ему в болезни, посещением его в темнице, как и Господь сказал это в Евангелии (Мф. 25:35-45). Так как любовь наша к ближнему выражается в этих оказаниях помощи преимущественно его телу, его многоразличным потребностям, то враг бесплотный, исконный противник любви, сам сущая ненависть и злоба, всеми мерами старается отвлекать христиан от упомянутых добродетелей: он внушает нам, влечет нас, нудит нас огненною теснотою не иметь с ближним общения в хлебе-соли, в деньгах, то есть заражает сердце христиан скупостию и необщительностию в благах земных с нуждающимися; он внушает нам презрение и ненависть к странным, жаление для них жилища и подозрительность к ним; он учинил и соблазнительные примеры с нищими и странниками (богатые нищие и странники — воры или убийцы), чтобы затворить удобнее для них утробы христиан; он поселяет в сердце малоискусившихся христиан крайнюю неохоту навещать больных и служить им с христианским сочувствием и самоотвержением; он внушает презрение к сидящим в темницах за преступления, между тем как сам же был главным двигателем при совершении ими преступлений. Потому нужно внимать крепко и постоянно своему сердцу и всеми силами, при помощи Божией, противиться его козням, действуемым от него в наших мыслях и в нашем сердце, преодолевать и побеждать их, делая всё напротив того, что он понуждает нас делать, то есть питать алчущих, поить жаждущих, вообще иметь христианскую общительность в пище и питье с ближними, быть гостеприимным с радушием и ласкою, принимать странников и покоить их, одевать нагих, служить больным с охотою и сочувствием, посещать заключенных в темницах, сострадать им, утешать их христианскою верою и упованием.

Дневник, том III. 1860–1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней.

Блж. Иероним Стридонский

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя

Источник

Что означает фраза Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»?

Основная Божья заповедь – это заповедь любви, без соблюдения которой, спасти собственную душу нельзя. Любить всем сердцем и душой нужно нашего Господа, а вот ближнего стоит возлюбить, как себя самого. Но прежде, чем говорить о любви к Господу и ближнему своему, все же стоит полюбить себя. Эта задача для многих является непростой и речь здесь вовсе не идет о самолюбии и эгоизме, ведь любовь должна быть чистой, искренней, светлой. Любовь к ближнему – это тоже мера проявления любви к Господу, поэтому любить, особенно если тебе сделали плохое, будет сложно, но с Божьей помощью это возможно, обретая большие духовные сокровища.

Толкование фразы «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

Фраза «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» была ответом Иисуса иудейскому законнику (человек, занимающийся изучением Закона Божия), который хотел испытать Господа, спросив о наиболее значимой заповеди. Иисус сказал, что наибольшая заповедь заключается в любви к Богу, а вторая, подобная ей – любовь к ближнему. Когда же Господа спросили, кого можно считать ближним, Он рассказал притчу, дающую понять, что каждый человек является творением Господним, а значит, есть нашим ближним.

Если человек любит ближнего своего, то некоторой мерой проявляет эту же любовь к Творцу, а также себе самому. Значит, для выполнения заповеди Иисуса, вначале нужно разобраться с тем, как стоит любить себя самого, после чего можно начать с любовью относиться к окружающим. Любить самого себя – это не значит делать все, что хочется и пожелается, создавать идеальные условия и копить материальные богатства. Любить себя – не значит зарабатывать много денег и все их тратить в свое удовольствие, хотя такие действия для современного человека, являются логичными и правильными.

Настоящая любовь к самому себе, позволяющая полюбить ближнего и Господа, заключается в следующих моментах:

Если человек делает центром своей жизнь Господа, значит он любит себя, ведь желает спасти душу, а еще сможет возлюбить ближнего, понимая, что на, то есть Воля Божья и, это поможет спастись.

Жизнь для удовольствия физического и греховных развлечений – крайняя степень нелюбви и неуважения к себе. Поскольку человек создание Господа, то любовь к себе и ближнему он сможет проявить только в том случае, когда будет заботиться о душе и выполнять Божью Волю.

Как любить ближнего, чтобы это было угодно Господу?

Полюбить ближнего своего – это стать способным к сочувствию, сопереживанию, терпению и снисхождению к нему. Возлюбить ближнего – означает увидеть в нем образ и подобие самого Господа, по которому создан каждый человек. Возлюбить ближнего – означает найти необходимые слова, чтобы помочь ему стать на путь истинный и избавиться от недостатков.

Человек, который любит ближнего, никогда не поставит себя выше него, не будет смотреть на него свысока и никогда не подойдет на подлость, по отношению к другому. Проявление любви к ближнему своему – быть в общении с ним проще и скромнее. Невозможно любить только Бога, а ближнего не любить или наоборот, ведь два этих вида любви взаимосвязаны и по отдельности не существуют.

Конечно же, опять стоит сказать о необходимости любить себя, ведь без этого нельзя лучше относиться к людям. Чтобы полюбить себя и ближнего, человеку стоит сделать такие шаги:

Если человек не знает, с чего начать самосовершенствование и как стать на путь любви, стоит искренне помолиться к Господу, попросив Его помочь различить эгоизм и истинную любовь, а также не сбиться с пути, двигаясь к своей цели.

Любовь к Господу себе и ближнему – это взаимосвязанные вещи, взаимодополняющие друг друга. Испытав истинную христианскую любовь, можно сделать свою жизнь намного проще и избавиться от многих греховных привычек.

Источник

Православная Жизнь

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39)

что значит любить ближнего своего. Смотреть фото что значит любить ближнего своего. Смотреть картинку что значит любить ближнего своего. Картинка про что значит любить ближнего своего. Фото что значит любить ближнего своего

Как эту фразу понимают наши современники?

что значит любить ближнего своего. Смотреть фото что значит любить ближнего своего. Смотреть картинку что значит любить ближнего своего. Картинка про что значит любить ближнего своего. Фото что значит любить ближнего своего

Дарья Терехова, 37 лет, преподаватель детской воскресной школы:

что значит любить ближнего своего. Смотреть фото что значит любить ближнего своего. Смотреть картинку что значит любить ближнего своего. Картинка про что значит любить ближнего своего. Фото что значит любить ближнего своего

Владислав Козачок, 30 лет, пономарь:

— Возлюби ближнего своего? Я так понимаю, что здесь имеется ввиду не только те, кто окружают нас — семья, дети, а все люди, которые нуждаются в нас. Любой сердечный отклик наш человеку — это и есть любовь к ближнему!

что значит любить ближнего своего. Смотреть фото что значит любить ближнего своего. Смотреть картинку что значит любить ближнего своего. Картинка про что значит любить ближнего своего. Фото что значит любить ближнего своего

Эвелина Каравай, 38 лет, юрист:

— Возлюби ближнего твоего, как самого себя? Вроде бы, знакомая и понятная фраза, но для каждого в ней скрыт свой глубинный смысл. Что значит – возлюбить ближнего? Во-первых, это значит не делать другому того, чего не пожелаешь себе. Во-вторых, если ближний мне брат или сестра, значит я отношусь к нему/ к ней с той же любовью, с той же жертвенностью, что и к себе. Но тут есть маленькое, но существенное «но». А если я к себе плохо отношусь, то как могу к ближнему относиться хорошо?! Значит начать надо с себя. Надо очистить свое сердце и душу. И тогда в ближнем мы увидим не конкурента, не соперника, не врага, а брата или сестру, Образ Божий. Ибо как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»!

что значит любить ближнего своего. Смотреть фото что значит любить ближнего своего. Смотреть картинку что значит любить ближнего своего. Картинка про что значит любить ближнего своего. Фото что значит любить ближнего своего

Марина Горная, 28 лет, инженер:

что значит любить ближнего своего. Смотреть фото что значит любить ближнего своего. Смотреть картинку что значит любить ближнего своего. Картинка про что значит любить ближнего своего. Фото что значит любить ближнего своего

Сергей Дудка, 38 лет, аудитор:

Толкование Церкви.

Блаж. Феофилакт Болгарский:

Любящий ближнего исполняет все заповеди; исполняющий же заповеди любит Бога, так что эти две заповеди («возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя») соединяются, друг друга поддерживают и содержат в себе все прочие заповеди. Кто, любя Бога и ближнего, будет красть, помнить зло, убивать, прелюбодействовать или блудодействовать? Законник этот сначала пришел с целью искусить, а потом, вследствие ответа Христова образумившись, получил похвалу Христа, как святой

Источник

Возлюби ближнего своего как самого себя

Как можно возлюбить кого-то так же, как себя? И как это мы любим себя? Что значить любить? Любить по-настоящему означает давать безусловную любовь. Не за что-то, а просто так.

То есть дать другому любви и не за что-то, а потому что… он есть. Как мать даёт своему ребёнку. В какой мере она это даёт? 100%.

А в какой мере мы любим себя просто так? И что мы можем, вообще, дать просто так? Признание.

Возлюбить ближнего своего, как самого себя — дать ему признание, как самому себе.

А признаём ли мы себя целиком? Положа душу на сердце, признаём, что есть плюсы, но видим и… минусы. Значит ли это признать, что другой не обязан быть совершеннее, и то, что и у него есть плюсы и минусы?

Да, наверное, так. А что значит — признать его минусы, как в себе самом? Это как? И какие минусы мы можем видеть? А мы можем видеть только то, что отзывается нам самим, и знакомо нам по… себе. Так, может быть, возлюбить ближнего своего — это значить признать в нём столько плюсов и минусов, сколько есть в нас самих? А можем ли мы простить себя и признать свои минусы? И как конкретно это сделать?

И сказано: возлюби ближнего своего. Кто такой ближний? Тот, кто рядом с вами. А какие люди окружают нас? Те, с кем мы, очевидно, как-то связаны. Потому что те, кто просто рядом, но не имеет контекста с нами, существуют просто как часть шахматной доски. Ближним человек оказывается тогда, когда между вами связь. И, очевидно, чем крепче связь, тем ближе он к вам. А кто обычно бывает рядом с нами? Семья? Да. Но также и все те, кто оказывает в данный момент на нас какое-то сильное влияние. То есть любой, к кому мы испытываем сильное чувство — позитивное или… негативное — становится нашим, ближним!

Что это за люди? Они отражают то, что есть внутри нас самих. Что-то нас связало. Это что-то резонирует в нас обоих. Признайте это. И если признаете в себе, то сможете признать и в нём. А нужен ближний и связь между вами, потому что в зеркало смотреться проще — больше шансов увидеть реальную картину.

И… возлюбите ближнего как самого себя. То есть пройдите через этот процесс. Смотрите на него, что вам нравится и не нравится. И потихоньку найдите эти черты в вас самих. Найдите причины их возникновения. Найдите момент, когда эта грань вашей личности проявилась и стала так неприятна и осуждаема вами, что вы загнали её в самый дальний уголок. Уберите осуждение и замените его простым пониманием, признанием. И… отпустите. Нам больше незачем выпячивать свои другие стороны, скрывая эту. Она выполнила свою роль и может быть отпущена.

Ты изумишься, как именно поменяется твой окружающий мир и ближние. Они.. тоже повернутся к тебе другими гранями! Бывает, правда, просто уйдут из твоей жизни, но это только, если они перестали быть… ближними. Таким образом, когда нас ничто не «цепляет» внутри, мы можем спокойно смотреть на другого человека и не реагировать негативно. Это не значит, что он орёт на тебя, а ты позволяешь ему это сделать. Это значит, что ты не орёшь на него в ответ. Ты спокойно ставишь его на место, и с достоинством получаешь всё то, что по праву считаешь своим. И даже ещё лучше! Из жизни просто уходят, перестают появляться неприятные тебе люди. Потому что тебе теперь стало всё равно. Появляется только то, что есть внутри нас самих. Нет отвращения к себе — и нет отвращения к идиотам вокруг. Зеркало срабатывает моментально.

Часто люди говорят: «Я даю ему столько всего, а он совершенно меня не понимает! Я поняла, почему мы встретились! Мне нравилось быть жертвой! А он мною воспользовался!«.

Но всё, что ты видишь — это только ты. Именно ты уже сейчас ни во что не веришь, и именно ты кричишь: «За что мне всё это, ну почему Я»? И…опускаешь руки. Он делает то же самое, верно? Ему ничего не надо. Как и тебе. Так может быть всё, что ты успеваешь сделать, что-то не то? Бери в свои руки и исправляй. Это не значит, что ты будешь делать чью-то чужую работу. Или, что сможешь изменить другого человека. Единственный, кого ты сможешь изменить — ты сам. Посмотри на себя, на своих ближних, и возлюби их, то есть прими, признай как самое себя — вот тебе и поле для работы. Жизнь предоставляет нам ситуаций для очищения от своего собственного негатива с избытком.

Всегда ли, когда ты признаёшь что-то в себе, ты себя одобряешь? По-настоящему нет. Ты видишь свои дурные поступки. Коришь себя. И… не можешь отправить в небытие опыт своей души. Признания и безусловной любви — нет. А если ты сам не даёшь её себе, то как простить и полюбить другого?

Если мы сами себя не возлюбим, кто же сделает это за нас? Что спрашивать с других, если сами себе не даём? Если мы сами не сможем полюбить себя, то кто справится и сравнится с нами, кто отогреет наше сердце сильнее, чем можем мы сами? Ни дети, ни муж, никто не даст тебе того тепла, которое ты можешь дать себе. Так что начинать всё равно из твоего сердца.

Возлюби ближнего своего, как самого себя. Понимаешь? Первый шаг — возлюби себя. Признай. Убери то, что не нравится, отпусти, не горюй над этим, не держи верёвками изо всех сил при себе сожаление и отчаяние, всё равно это не даёт тебе того, что желаешь. Отпуская, помни, что это твой опыт. Но он уже в прошлом. Надо жить дальше. И тогда ты не будешь просто существовать изо дня в день как сущность, отбывающая свой срок. Отпусти себя. Выпусти, выдохни свои обиды и своё несовершенство.

Если ты по-честному в состоянии провести работу с собой, поставить «стоп» на нежелательном проявлении, то это и есть истинное проявление любви к другому. Понимаешь? Отдели жалость от истинной любви. Если будешь жалеть себя — никогда не встанешь с колен. Как только признаешь факт неприятной ситуации, то тут же рядом со своей жертвой можешь обнаружить, что можно и не впадать в жалость к себе. Можно встать, отряхнуться и начать тратить силы не на перемывание костей суженому с кумушками, а на то, чтобы… навести в своём доме порядок. Да, да, в чистом доме и сорить не хочется. Ни тебе, ни ему, никому. Начинаем делать свой дом чистым и радостным, в котором принято доброе слово. А оно, как известно, и кошке приятно. А если ты не жертва, то, значит, никто и не виноват. Ни ты сама, ни муж твой. А если он не виноват, то он не откупается делами от вины, а по своей радости что-то делает для дома. А потом и для тебя. Ну, вот ты уже и на пути. Только помни — чем дольше ты не принимал других, тем медленнее нужно делать первые шаги. Мир, твой мир, должен привыкнуть.

Ближний круг — это те, кто на тебя влияет и на кого ты влияешь.

Понимаешь? Незачем любить преступников.

…Покачто значит любить ближнего своего. Смотреть фото что значит любить ближнего своего. Смотреть картинку что значит любить ближнего своего. Картинка про что значит любить ближнего своего. Фото что значит любить ближнего своего. Но это уже и легче, не таким трудным кажется, и стало быть, можно начать Путь.

Источник

О любви к ближним

Поучение 32. 1) О любви к ближним. 2) Кто наш ближний? 8) Что значит любить ближнего как себя?

Заповедь о любви к Богу, как слышали вы, есть первая и наибольшая, а заповедь о любви к ближнему есть вторая, подобная первой, то есть также весьма важ­ная заповедь; потому она и поставляется непосредственно после первой, как необходимое дополнение первой. Иисус Христос говорит: вторая же подобна ей; возлюбиши искренняго твоего яко сам себе ( Мф.22:39 ). Любовь к ближнему, по учению Иоанна Богослова, есть необходимое свидетельство нашей истинной любви к Богу. Аще кто речет, говорит апостол, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како можешь любити ( 1Ин.4:20 )? Так любовь к ближнему нераздельно соединяется с любовью к Богу. Поэтому, сказавши о любви к Богу, надобно говорить и о любви к ближнему. Ныне скажу вам, кого надобно разуметь под ближним, и что значит любить ближнего как себя?

Под именем ближнего, которого вторая заповедь предписывает любить как себя, надобно разуметь каждого человека, или всех людей, никого не исключая. Каждый человек есть ближний наш, потому что он, также как и мы, получил бытие от Бога, имеет оди­наковую с нами природу (ибо все люди созданы по образу Божию); одно и то же с нами имеет назначение, земное и небесное, потому что все люди созданы для того, чтобы в настоящей жизни прославляли Бога, как всеблагого Отца, и в будущем веке наследовали вечную жизнь. Каждый человек есть ближний наш, родной ли он нам или не родной, богатой или бедный, высокого состояния или низкого, христианин или не христианин, православный или не православный, соотечественник или иностранец, друг или враг.

Апостол Иаков говорит: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо если войдет в собрание ваше человек, с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и нищий в худом платье; и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе прилично сесть здесь; а нищему скажете: ты стань там, или садись здесь, при ногах моих: то не разрозниваетесь ли вы между собою, и не представляете ли в себе судей с злыми помышлениями? Не нищих ли мира сего избрал Бог быть бо­гатыми верою, и наследниками Царствия, которое обещал Он любящим Его? А вы презрели нищего! Если вы исполняете царский закон, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как самого себя; хорошо поступаете. Но если смотрите на лица; то грех делаете и пред законом оказываетесь преступниками» ( Иак.2:1–9 ).

Иисус Христос, обличая лжеучение иудейских книжников и фарисеев, учивших: «возлюби ближнего тво­его, и возненавидь врага твоего» ( Мф.5:43 ), говорит: Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро торите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы: яко да будете сынове, Отца вашего, иже, есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя ( Мф.5:44,45 ). Как Отец Небесный Свои благословения простирает на всех; так и мы должны питать любовь ко всем и свою лю­бовь должны показывать на самом деле, когда к этому открывается случай, то есть, когда другие имеют в нас нужду и мы можем оказать им благотворение. Такую благотворительную любовь Господь внушает следующею притчею.

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него платье, изранили его, и ушли, оставив его едва живым. По случаю, некоторый священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и пошел мимо; а некоторый проезжающий самарянин, найдя и увидев его, сжалился. И подошедши, перевязал ему раны, воз­ливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу, и возымел о нем попечение. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину и сказал ему: попекись о нем; и, если что более издержишь, я отдам тебе, когда возвращусь. Кто, думаешь, из сих троих, был ближний попавшемуся разбойникам? Он (законник) сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал: иди, и ты поступай так же» ( Лк.10:30–38 ), то есть люби всех и будь готов делать добро всякому, кому чем можешь: ибо каж­дый человек есть ближний твой.

3. Что значит любить ближнего как себя? Возлюбиши искренняго твоего яко caм себе: эта заповедь показывает, а) что любовь к самим себе естественна и непротивна любви к Богу; что эта любовь к себе должна быть образцом нашей любви к ближним, и поэтому, желая правильно любить ближних, мы должны иметь истинную любовь к самим себе, и прежде всего должны заботиться о высшем своем благе, то есть о спасении души. Это согласно с волею Божьею. Спаситель говорит: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф.16:26 )? В чем должно состоять это попечение о своей душе, определяют запо­веди Божии первая и вторая: первая показывает, что наша любовь к себе и попечение о своей душе должны быть всецело подчинены любви к Богу; а вторая показывает, что наша любовь к себе должна быть умеряема любовью к ближним; любя себя, мы должны любить и ближних как себя. И по отношению к благам внешним, прежде человек, по внушению естественной любви к себе, заботится о самом себе: кто беден, не имеет избытка, тот не обязывается помогать другим. «Не на­добно, говорит апостол, чтобы другим было облегчение, а вам тягость; но, чтобы было уравнение» ( 2Кор.8:13 ).

б) Возлюбиши искренняго твоего яко сам себе: эта заповедь повелевает любить ближнего так же искренно и так же благожелательно, как мы любим самих себя. Иисус Христос объяснил нам, что значит любить ближнего как себя, иначе предложив эту заповедь так: вся, елика хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им ( Мф.7:12 ). «Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними». Чего мы желаем себе от других, то и сами должны делать другим; и чего мы не хотим себе, тот и сами не должны делать другим.

Имея в виду сие правило, мы легко можем определять, что нам должно делать для других, или как мы должны вести себя по отношению к ним. Подчиненные, хотите знать, как надобно вам вести себя по отношению к начальникам вашим (а это знать вам необходимо)? Поставьте самих себя на месте начальников ваших, и спросите себя, чего пожелали бы вы себе тогда от своих подчиненных? Конечно, пожелали бы, чтобы ваши подчиненные уважали вас, любили вас, были послушны и верны вам. Будьте же и вы теперь таковы перед вашими начальниками. Начальствующие, вы поставляйте самих себя на месте подчиненных, и спрашивайте себя, чего пожелали бы вы себе от своих начальников? Без сомнения того, чтобы они были к вам справедливы и добры. Будьте же и сами справедливы и добры к вашим подчиненным. Так и в других случаях должны мы внимать собственным внутренним желаниям, и сими желаниями определять свои поступки по отношению к другим. Мы желаем, чтобы, в случае нашей болезни, позаботились о нас здоровые: поэтому, пока мы здоровы, сами должны заботиться о больных. Мы желаем, чтобы в нашей нужде помогали нам по возможности другие: и сами должны помогать другим, сколько можем. Желаем, чтобы другие с терпением переносили наши слабости и недостатки; чтобы не мстили нам, когда кого оскорбим чем либо; чтобы не завидовали нам в нашем счастье; не были недоброжелательны к нам; не гордились пред нами; желаем, чтобы не гневались на нас, не оскорб­ляли нас ни делами, ни словами; не верили худым речам о нас; не говорили о нас худо: были снисходи­тельны и благожелательны к нам: все это должны мы делать и сами для других и сами должны быть к ним таковы же, какими желаем видеть их по отношению к самим себе.

Чего требует заповедь, то внушает любовь сама собою, когда есть она в нашей душе. Показанные свой­ства любви раскрывает апостол так: любы долготерпит, милосердствует; любы не завидит; любы не пре­возносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не ра­дуется о неправде, радуется же о истине; вся любит (все покрывает), всему веру емлет, вся уповает, вся терпит ( 1Кор.13:4 7).

Итак, любить ближнего как самого себя значит не только не делать вреда ближнему ни по душе, ни по телу, ни по отношению ко внешнему его состоянию, но искренно желать ему всякого блага, какого только, на его месте, мы пожелали бы и самим себе, и стараться, сколько можем, делать ему благое.

Братия! Сохраните в памяти вашей вторую заповедь Господню о любви к ближнему: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. Помните, кто наш ближний? Это каждый человек. Помните, что значит любить его как себя? Это значит желать и делать другим все то доб­рое, чего мы, на их месте, пожелали бы самим себе от других.

Родители и старшее в семействах! Что слышите и что познаете сами, старайтесь передавать это вашим домашним. Учите детей ваших: и первая заповедь о любви к Богу, и вторая о любви к ближнему не длинны; дети ваши легко могут удержать их в памяти. Объясняйте им и напоминайте, что значит любить ближнего как самого себя, и внушайте им, что Бог так велит нам любить каждого человека; приучайте их исполнять эту заповедь, и сами подавайте им пример сей любви ва­шими словами и делами, чтобы таким образом вам исполнять свой долг по отношению к своим детям. и делать им добро, во славу Божию. Аминь.

Поучение 33. Побуждения любить ближнего

Слышали вы, братия, вторую заповедь Христову: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе; знаете, кто наш ближний, и что значит любить ближнего, как самого себя. Теперь поучимся, почему должны мы любить ближнего, как себя? Какие к этому побуждения?

1) Заповедь Божия повелевает любить ближнего как себя: вот великое побуждение любить ближнего или всякого человека как себя, желать ему всякого блага как себе, содействовать ему, сколько можем, к достижению желаемого им блага так, как бы сами для себя же­лали мы и искали этого блага. Если бы надлежало лю­бить ближнего только для него самого, то это могло бы показаться слишком трудным или даже невозможным в том случае, когда ближний оскорбляет и обижает нас. Но любить ближнего повелевает Бог: по­тому должны мы любить ближнего для Бога; и любя ближнего мы свидетельствуем свою любовь к Богу, ибо исполняем заповедь Божию. Бог заповедал: возлюбиши ближняго своего яко сам себе: Аз Господь Бог ваш ( Лев.19:18 ). Так Бог, давая заповедь о любви к ближнему, указывает на Самого Себя, чтобы, исполняя заповедь, смотрели мы преимущественно не на ближнего, а на заповедующего Бога.

Единородный Сын Божий Иисус Христос повторяет древнюю заповедь Божию, и заповеди о любви к Богу и ближнему, как бы соединяет в одну заповедь, заповедь о любви к Богу называя первою и наибольшею, а заповедь о любви к ближнему второю, подобною первой ( Мф.22:38,39 ). Иисус Христос заповедь о любви к ближним оставил ученикам Своим как последнее завещание: за­поведь новую даю вам, говорил Он в последней бесе­де с учениками, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:34,35 ).

Апостол Петр учит: подадите в вере вашей доб­родетель, – в терпении же благочестие, в благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь. «Соединяйте с верою вашею добродетель, – с терпением благочестие, с благочестием братолюбие, с братолюбием лю­бовь» ( 2Пет.1:5–7 ). Также Иоанн Богослов пишет: сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, лю­бит и брата своего ( 1Ин.4:21 ). Апостолы учат тому, что приняли от своего Учителя и Господа Иисуса Христа.

2) Любовь к ближним естественна нам, когда любим Бога. Кто любит отца благодетеля, тот любит и детей его, и, стараясь показать себя признательным к благодетелю, он не упускает случая делать добро детям его, чтобы чрез это угодить отцу. А все ближние наши, или все люди – дети Божии: Бог создал всех людей, Бог ко всем являет любовь Свою, солн­це Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя; Он всем человекам подает все благопотребное для настоящей жизни; Он всех призывает ко спасению; для всех послал Он в мир единородного Сына Своего, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). По­этому, если любим Бога, то как нам не любить любимых Богом детей Его, – наших ближних? Как презирать тех, которые пользуются благоволением Божиим? Как нам оскорблять или обижать состоящих под покровительством Отца Небесного? Как не бояться гнева Божия за оскорбления или обиды детей Божиих? Если мы любим Христа Спасителя, то как не любить тех, которых Он искупил Своею кровью? И какой милости ожидать нам, когда будем немилосердны к нашим ближним, за коих Спаситель пострадал до смерти?

4) Любовь к ближним естественна, и необходима нам потому, что ею мы свидетельствуем свою любовь к Богу. Бога мы не видим, и Бог не имеет нужды ни в каком нашем служении, как вседовольный и всеблаженный; а ближних видим, и им можем ока­зывать разные услуги, по мере сил наших. Одушевляе­мые чувством благодарности к Богу, за неисчислимые благодеяния Его, чем лучше можем мы свидетельство­вать свою признательность и благодарность к величай­шему своему Благодетелю Богу, как не делами любви к нашим ближним, как детям Отца Небесного? Не можем делать добра или благотворить Отцу, но можем делать это детям Его, нашим ближним. Также, когда сознаем свои грехи пред Богом и желаем принести плоды, достойные покаяния, как лучше можем это ис­полнить, если не делами любви к ближним! Ибо все, что ради Господа делаем мы ближним, Господь относит к Самому Себе, как слышим в Евангелии: взалкахся бо, говорит Господь, и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя. Поэтому Иоанн Богослов говорит: ми вемы яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию; не любяй бо брата пребывает в смерти ( Ин.3:14 ). Это потому так, что, если мы лю­бим братию, или ближних, то любим и Бога, и свою любовь к Нему свидетельствуем любовью к ближним. А если не любим ближних, то явно, что нет в нас истинной любви к Богу. Аще кто речет, яко люблю Бога, учит Богослов, а брата своего ненавидит лож есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити ( 1Ин.4:20 )?

5) Братия мы должны смотреть на ближних наших не по внушению самолюбия или каких-нибудь враждебных привычек, но при свете слова Божия; и должны помышлять о том, кто наши ближние? Как мы, так и они получили бытие от одного и того же Творца – Бога; получили одинаковые с нами преимущества, то есть соз­даны по образу Божию, предназначены к прославлению имени Божия в настоящей жизни и к получению бла­женства в будущей жизни. Одно назначение у нас с ними. Эта жизнь как для нас, так и для них, есть путь к вечной жизни. И средства для достижения веч­ной блаженной жизни благостью Божьею даны как нам, так и им, одни и те же: один Спаситель, одна спаси­тельная вера, одно Евангелие, одни спасительные таин­ства, одна Церковь Христова; все верующие во Христа составляют одно тело; а всех неверующих милосердый Отец Небесный призывает к единению с сим телом и с Главою Церкви, Иисусом Христом. Если так будем смотреть на ближних наших, то чувство любви к ближним само собою будет возбуждаться как естест­венное чувство сродства и сообщества. Все мы члены одного семейства в доме Божием; все мы дети одного Отца Небесного; все пользуемся дарами Его благости; все спутники в этой жизни, идущие к одному и тому же вожделенному отечеству небесному, или блуждающие по распутьям, когда уклоняемся от цели и идем сами, не зная куда; все мы, как ближние, как члены одного те­ла, как спутники на одной дороге, друг друга должны любить, один другому должны помогать на пути, поддер­живать в немощи, утешать в скорби, подкреплять в малодушии, вразумлять в заблуждении, удерживать от распутий греха, возвращать на путь спасения уклоняю­щихся от сей цели.

Братия! Помните, что побуждает нас любить ближних как себя. Размышляйте о том, как важны сии побуждения, и как свята эта обязанность.

Родители и старшие в семействах! Беседуйте чаще среди семейств ваших о том, что слышали вы ныне. Повторяйте, в слух детей ваших, или младших членов семейств, эту заповедь о любви к ближнему, и сказывайте, как велика эта обязанность. Говорите: Бог велит нам любить ближних как себя. Воля Его свя­та. Кто бы наш ближний ни был, но ради Бога мы должны любить его. Бог Сам являет любовь Свою ко всем нашим ближним, и добрым, и худым: Он солн­це Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя; как же мы не будем любить наших ближних? Иисус Христос, Сын Божии, пострадал и умер из любви ко всем человекам, умер за грехи всех людей, за всех наших ближних, и всех призывает ко спасению: как же нам не любить своих ближних? За любовь к ближним, за все благотворения, какие оказываем нашим ближним, Господь Сам воздаст на последнем Своем суде: взалкахся бо, скажет, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: как же нам не благотворить ближним? Что сделаем для ближних, то сделаем для Господа Бога, и от Не­го получим великую награду. Бога не видим мы, а ближних видим: Бога будем мы любить и почитать, питая любовь к нашим ближним и благотворя им, по заповеди Божией. Все мы, человеки, дети одного Отца Небесного, живем на одной земле, пользуемся общими дарами благости Божией, призываемся к наследованию Царства Небесного, все мы члены одного великого семей­ства и спутники на дороге к стране вечности: как же не любить нам ближних, и как не благотворить им?

Так и подобно сему размышляйте и беседуйте с до­машними вашими, чтобы воспитывать и сохранять любовь к ближним и в самих себе, и в членах семейств ваших. Христос Спаситель, благодатью Своею, да ут­вердит нас в любви к нему, Богу нашему, и научит всех нас познавать и исполнять Божественные запове­ди, во славу Святого имени Своего, со Отцом и Святым Духом. Аминь.

Поучение 34. Какова должна быть наша любовь к ближним?

Сказавши о том, почему должно любить ближних, ныне скажу вам, братья, какова должна быть наша лю­бовь к ближним. Нужно об этом знать потому, что иногда думают иметь сию любовь, в самом деле не имея оной; или имеют такую любовь, которая не соглас­на с учением Христовым. Такая любовь не может быть угодна Богу. А нам надобно заботиться, чтобы на­ша любовь была угодна Богу; чтобы могли мы иметь на­дежду, по обетованию Господа, получить от Него награ­ду за дела любви, оказываемые нашим ближним.

а) Любовь к ближним должна быть искренняя. Это­го ясно требует заповедь Божия: возлюбиши искренняго или ближнего твоего яко сам себе. Мы любим себя искренно, непритворно, не на показ другим: так мы должны любить и своих ближних. Мы должны любить ближних ради Бога; может ли быть угодна Ему любовь лицемерная? Потому апостол Павел учит: любы да будет нелицемерна. Братолюбием друг ко другу любезни, честию друг друга больша творяще ( Рим.12:9,10 ).

б) Любовь наша к ближним должна быть общая, то есть должна простираться не на одних родных, или знакомых, или единоверцев, или соотечественников, но на всех, кто только имеет к нам какое либо отношение, или кто имеет в нас нужду, и мы можем оказать ему дело любви, подобно тому, как упоминаемый в евангельской притче самарянин оказал милость иудеянину, потерпевшему несчастье от разбойников на пути в Иерихон ( Лк.10:30–37 ). Господь, научая любви к ближним, указывает на пример Отца Небесного, Иже солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя ( Мф.5:45 ).

в) Любовь к ближним должна быть бескорыстная: должны мы любить ближних не ради каких-нибудь выгод, но для того, чтобы исполнить заповедь Божию; что­бы угодить Тому, от кого мы все получаем, и от ко­го надеемся получить вечную жизнь, если пребудем верны в исполнении заповедей Его. Когда ищут только собственных выгод, тогда обнаруживается не любовь к ближнему, а греховное самолюбие. Апостол пишет: любы не ищет своих си ( 1Кор.13:5 ). И повелевает христианам: никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо. «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор.10:24 ).

г) Любовь к ближним не должна ограничиваться од­ними словами или чувствами, но должна выражаться в самых делах. Она внушает делать ближнему все, что можем сделать, помогая ему в нужде, или делая что-нибудь полезное или приятное к утешению и назиданию его. Апостол Иоанн пишет: о сем познахом любовь, яко Он (Сын Божий) по нас душу Свою положи: и мы должны есмы по братии души полагати. Иже убо имать богатство мира сего, и видит брата своего требующа, и затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем? «Любовь познали мы в том, что Он душу свою положил за нас: по сему и мы дол­жны полагать души за братьев. А кто имеет богатство мира сего; но видя брата своего, имеющего нужду, затворяет от него сердце свое: в том, где любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:16–18 ).

д) Любовь к ближним, хотя по существу своему ко всем должна быть одинакова, то есть всегда искренняя и благожелательная, но должна выражаться в делах со­ответственно нашим отношениям к другим. Одним более мы обязаны, другим менее; одним более можем мы благотворить по чувству любви, другим менее; а многим совсем ничего не можем сделать к их пользе. Например, преимущественно пред другими должно оказы­вать дела любви родителям, детям, родным, благодетелям. Так и апостол полагает различие в делах благотворения, говоря: темже убо дóндеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере. «Итак, пока есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал.6:10 ). В другом мес­те внушает мужьям преимущественную любовь к своим женам: тако должни суть мужие любити своя же­ны, яко своя телеса. Любяй бо свою жену, себе самого любит: никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю ( Еф.5:28,29 ). послании к Тимофею пишет: «если кто о своих, особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ).

е) Любовь к ближним должна быть постоянная. Недовольно, если будем только по временам возбуждать в душе своей чувство любви к ближним и выражать это чувство в поступках. Как любовь к Богу на­добно всегда питать в душе и выражать в делах, так и любовь к ближним: она есть необходимое обнаружение любви к Богу, необходимое свидетельство нашей любви к Богу, и потому любовь к ближнему неотдельна от любви к Богу, как учит святой Богослов: сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога лю­бит и брата своего ( 1Ин.4:21 ).

ж) Наша любовь к ближним должна быть святая или христианская. Она должна утверждаться на заповеди Божией и на любви к Богу, и вообще на тех побуждениях, которые показаны вам в предыдущем поучении. По сим побуждениям питая любовь к ближним, мы будем усовершаться в любви к Богу и в Богоугодных добродетелях. Такую любовь к ближнему апостол Павел называет исполнением закона: любы ис­креннему зла не творит: исполнение убо закона любы есть ( Рим.13:10 ), и совокупностью совершенства: над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совер­шенства ( Кол.3:14 ).

Показанные свойства христианской любви апостол Павел краткими чертами изображает так: любы долготерпит, милосердствует; любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся лю­бит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит ( 1Кор.13:4 7).

Братия! Чтобы наша любовь к ближним была истин­ная, и всегда имела те свойства, которые теперь пока­заны вам, для этого надобно нам всегда взирать на Иисуса Христа, размышлять о Его любви к людям, о том, как Господь Спаситель любит всех человеков; ибо Он пострадал и умер для спасения всего рода человеческого. Любовь Спасителя засвидетельствована величайшими подвигами всей земной жизни Его, Его тяжкими страданиями и крестною смертью. Любовь Спасителя чужда всякого вида своекорыстия: ибо Он пришел в мир, по беспредельной благости Своей, для спасения человеков. Любовь Спасителя есть крепкая и постоянная: ибо Он запечатлел Свою любовь великими подвигами, страданиями и смертью, и Своим земным служением соделал спасение всего рода человеческого; Он всех призывает ко спасению, и будет призывать до тех пор, пока пребудет на земле Его благодатная Церковь. Любовь Спасителя к человекам так велика, что никакой грех не побеждаете Его человеколюбия: всякий грешник, как бы тяжко ни согрешил, если искренне покается и прибегнет к Его милосердию, по­лучит помилование. Любовь Спасителя есть святейшая: ибо все дела любви Его к человекам имеют целью соделать людей святыми и праведными пред Богом, соединить их с Богом, и чрез то привести их к вечному блаженству. Такой любви и мы должны дости­гать, чтобы наша любовь к ближним была подобна любви Христа Спасителя к человекам; чтобы она бы­ла угодна Богу и спасительна для нас.

Отцы и матери! Такой любви к ближним научайте детей ваших. Внушайте вашими благоразумными сове­тами и наставлениями, чтобы они любили других искрен­но и нелицемерно, сказывая им, что такой любви тре­бует от нас Отец Небесный, всевидящий Бог; чтобы любили всех, особенно своих родителей, родных, начальников, благодетелей; чтобы мы любили бескорыстно, уважая любовь, как святую добродетель, угодную Богу; чтобы питали сию любовь во всякое время, стараясь всег­да благоугождать Богу и соблюдать Его святые заповеди. Особенно старайтесь воспитывать в ваших детях лю­бовь к ближним вашим собственным примером; са­ми любите ближних так, чтобы ваша любовь всегда выражалась в ваших словах и поступках; и ваши дети будут не только слышать о любви, но и видеть сию любовь в ваших делах. А пример имеет действи­тельнейшее влияние на сердца детей: наставления ваши они могут забыть, а пример навсегда останется в их памяти и в сердце, и тем будет благодетельнее для них, чем более дети любят своих родителей. Аминь.

Поучение 35. 1) Как возбуждать и питать любовь к ближним? и 2) чего при этом надобно удаляться?

Добродетели сами собою не приходят в душу чело­века, и не получаются по наследству: они приобретаются по доброй воле, усердием и постоянною деятельностью, при содействии Благодати Божией. Так и любовь к ближним сама собою не может усовершенствоваться в душе, но должна быть возбуждаема, и питаема, и охра­няема от того, что может ослабить или подавить ее. Поэтому ныне скажу вам, братия, 1) как должно воз­буждать и питать в душе любовь к ближним, и 2) че­го при этом надобно удаляться.

1) Обыкновенно мы любим какую-нибудь вещь, ког­да представляем ее достоинство, ее ценность или поль­зу для нас; так и человека любим, когда представ­ляем его достоинства, внутренние или внешние, или его благодетельные отношения к нам. Поэтому, чтобы всег­да искренно любить ближних, по заповеди Господа:

а) Помните, что любить ближних заповедует Сам Бог и Христос Спаситель наш. Любя ближнего, мы исполняем волю Божию и благоугождаем Богу; а когда не любим ближнего, нарушаем чрез это заповедь Божию, прогневляем Бога и лишаемся Его благоволения и милости.

б) Помните, что каждый ближний, так же, как и мы, создан Богом, получил от Него разумную, бессмертную душу и тело, получил одно с нами назначение – чтобы всегда прославлять Бога и достигать вечного бла­женства.

в) Помните, что Сам Отец Небесный подает нам пример любви к ближним: Он солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя н на неправед­ныя ( Мф.5:45 ); Он всем подает все необходимое для жизни. Смотрите на пример единородного Сына Божия Господа Иисуса Христа: Он, из любви к человекам, с небес сошел на землю, восприняв наше не­мощное человеческое естество, жил среди смертных человеков, как человек; терпел все нужды нашего ес­тества, кроме греха; проповедуя Евангелие, странствовал по городам, селениям и пустыням, терпел изнеможе­ние, голод и жажду; учил, подвизался в посте и мо­литве, пострадал и умер из любви к человекам, да всяк веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ); и доныне, продолжая Свою любовь к нам, человекам, всех призывает ко спасению, ко­торое приготовил Он Своими великими подвигами. Как же нам не любить ближних?

г) Помните, что каждый ближний есть спутник наш в этой земной стране. Все мы живем здесь для того, чтобы переселиться в отечество небесное. Кого бы ты ни видел перед собою, он, также, как и ты, искуплен Христом Спасителем; его, также, как и те­бя, призывает Господь к наследию вечной жизни. А ты, как ближний, как брат его, по происхождению от одного Отца Небесного, с любовью должен помогать ему в достижении последней цели, сколько можешь, и дол­жен искренно желать ему и временного счастья и вечного блаженства: ибо он ближний твой, он спутник твой на дороге к отечеству небесному, он брат твой и сын того же Отца Небесного, которого ты всегда мо­лишь, взывая: Отче наш, Иже ecu на небесех.

д) Помышляйте о том, какое благо – любить ближнего по заповеди Христовой! как возвышается человек, когда он в любви к ближним подражает Отцу Небесному и Господу Иисусу Христу! и как возвышается его надежда во Иисусе Христе! Ибо Спаситель говорит: аще кто Мне служит, Мне да последствует; и иде­же есмь Аз, ту и слуга Мой будет: и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой ( Ин.12:26 ).

е) Старайтесь чаще иметь общение с теми людьми, которые носят в своей душе любовь к ближним, говорит о других с любовью и в делах своих показывают любовь к ближним. Пример других и здравые понятия их будут возбуждать и питать и в вас истинную любовь к ближним.

ж) Старайтесь каждый день питать любовь к ближ­ним делами любви. Делай каждый добро другому, какое можешь, искренно, благожелательно, чтобы исполнить за­поведь Христову. Когда можешь, дай другому добрый совет; вразуми, когда видишь погрешающего; помоги, чем можешь помочь другому в нужде его. Охотно оказывай услугу другому, и делай это не для того, чтобы тебя видели и хвалили, но ради Бога, чтобы исполнить долг любви к ближнему. А если в чем погрешишь перед ближним, старайся скорее поправить свою погрешность искренним сознанием своего греха, раскаянием пред Богом и приличным удовлетворением ближнего.

з) Сознавая в себе недостаток любви к ближнему, надобно сознавать свою немощь и свое несовершенство, и молить Господа Иисуса Христа, чтобы Он силою Духа Своего научил и содействовал нам исполнять заповедь Его, и любить ближних искренно и совершенно, как Он возлюбил всех человеков.

2) Заботясь о любви к ближнему, мы должны уда­ляться всего, что может ослаблять и подавлять ее.

а) Питая любовь к ближнему, надобно наблюдать, чтобы в то же время не ослабевала в нас любовь к Богу; а необходимо, чтобы любовь к ближнему всегда была плодом любви к Богу, или выражала нашу лю­бовь к Богу.

б) Надобно избегать невнимания к себе, или нерадения о своей душе. Кто не имеет истинной любви к себе, то есть не ищет своего спасения; тот не может любить и ближнего, как должно, по заповеди Госпо­да; мы должны любить ближнего, как себя, то есть по образцу любви к себе.

в) Надобно удаляться порочного самолюбия, которое все хочет подчинять себе, ставит себя целью всех своих действий, и тем разрушает святой порядок, Богом установленный: ибо мы должны любить Бога бо­лее всего, и этой любви должна подчиняться всякая дру­гая любовь, и любовь к нам самим, и любовь к нашим ближним. Надобно удаляться гордости и самомнения, корыстолюбия, пристрастия к чувственным удовольствиям, лености и других пороков, которые происходят из превратного самолюбия и беспечности человека о самом себе, и, разрушая нравственное достоинство его, делают его неспособным любить ближнего по заповеди Христовой.

г) В делах любви к ближним необходимо наблю­дать правила благоразумия, чтобы, следуя внушению люб­ви, отдавать всякому должное, как учит апостол, ко­му подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим.13:7 ); для кого долж­ны делать более, для кого менее, соответственно долгу и обстоятельствам.

д) Надобно остерегаться, чтобы вместо христианской любви, основывающейся на заповеди Божией и на христианском рассуждении о человеке и о делах Божиих, не питать одной чувствительности, которая на время располагает человека делать добро другим и потом скоро ослабевает, или в самих благотворениях не руковод­ствуется учением слова Божия и здравым рассуждением, а следует более влечению сочувствия, и потому не имеет достоинства добродетели.

Братия! Помните заповедь Божию: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе. Помните, что все мы получи­ли свое бытие от Бога, и все необходимое для нашей жизни также получаем от Него; все мы братья пред Ним, а Он Отец наш. Он всех любит, всех сох­раняет в бытии, и всем дает все необходимое для жизни. Помните, что единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос для всех приходил на землю, для всех пострадал и умер, чтобы спасти всех. Помните это, и любите ближних, как себя; искренно всем же­лайте добра, как себе, и всем старайтесь, по мере возможности, делать добро, чтобы нам быть подражате­лями Отца Небесного, быть достойными сынами Его: ибо всеблагой Отец Небесный всех любит и всем благо­творит.

Родители и заступающие место родителей! Внушайте это детям вашим. Воспитывайте в сердцах их лю­бовь к ближним. Чаще говорите с ними о том, что может питать в них эту любовь. Берегите их от пороков, которые подавляют эту добродетель; берегите их от гордости, самомнения, презрения к другим, лицемерия, корыстолюбия, ненависти, вражды и других пороков, подавляющих любовь к ближнему. Заботьтесь об этом со всем усердием: ибо великое благо и для детей ваших, если вы научите их любить ближних по заповеди Христовой. Аминь.

Поучение 36. О любви ко врагам 1

Заповедь о любви к ближним простирается и на врагов, требует, чтобы мы любили и врагов; ибо враги также ближние наши. Но мы скажем особо о любви ко врагам: потому что любовь ко врагам есть высшая сте­пень любви к ближним: она неизвестна была неверующим во Христа; она должна преодолевать особенные трудности; и Сам Спаситель особо внушал любовь ко врагам, и представлял ее как отличительную черту Своих учеников. Любите враги ваша, заповедал Гос­подь. Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? не и мытари ли тожде творят ( Мф.5:44,46 )?

Кого надобно почитать нашими врагами? Что такое любовь ко врагам? Какие особенные действия? Об этом скажу вам в настоящем поучении.

Врагом можно почитать только такого человека, который обдуманно питает недоброжелательное расположение к нам и старается вредить нам, и в таком расположении остается не короткое время. Такой наш враг обыкновенно рад бывает, если мы подвергаемся каким-нибудь несчастьям, и напротив скорбит, или завидует нам, если видит нас счастливыми. Это есть жалкое свойство вражды, унижающее человека, уподоб­ляющее его отпадшим духам, которые всегда враждуют против человека и стараются вредить ему.

В Священном Писании упоминаются многие примеры врагов. Так Иосиф, сын патриарха Иакова, имел врагов в своих братьях, которые, питая вражду, и ста­раясь погубить своего брата, продали его иноплеменникам ( Быт.37 ). Саул был врагом Давида, ибо долгое время питал вражду против Давида и неодно­кратно покушался погубить его ( 1Цар.18 с). Книжники и фарисеи и Иуда были врагами Иисуса Христа.

Но не должны мы почитать своими врагами тех ближних, которые делают нам какой-нибудь вред не ­по желанию нам зла, а только потому, что и они стремятся к достижению той же цели и преграждают нам дорогу к цели, потому что им и нам нельзя вместе воспользоваться одним и тем же благом, которого мы и они равно ищем.

Не надобно почитать врагами и тех людей, которые словами или делами оскорбляют нас не по злобе, но по необдуманности или по увлечению сердечного возмущения, или по обязанности, когда, например, начальник обли­чает недостатки подчиненного, или наказывает его за какие-нибудь проступки ( Мф.18:15–22 ). Оскорбляю­щее по легкомыслию или по увлечению сердечного возмущения действуют как нравственно-больные; а началь­ники, по долгу обличая или наказывая, поступают как врачи, употребляющие, по нужде, горькие лекарства. А враги, хотя также подобны больным, или действительно больны по душе, но нравственную болезнь питают в себе произвольно, и намеренно стараются вредить другим; потому грешат против Господней заповеди о любви к ближнему, повелевающей любить каждого, как себя.

2) Что такое любовь ко врагам? Христианская лю­бовь ко врагам есть то же, что вообще искренняя, благожелательная любовь к ближним. Одушевляемый сею любовью видит во враге не врага, а человека, представ­ляет его человеческое достоинство, уважает его, как человека, созданного по образу Божию, благожелатель­ствует ему, как человеку, как себе, и, сколько мо­жет, старается делать ему добро.

Любовь ко врагам не требует того, чтобы совсем не чувствовали мы, или не сознавали оскорблений и обид, какие терпим от врагов. Это неестественно: вражда и неприязненные действия невольно возбуждают неприятные чувствования, и требуют духовной борьбы с собою, что­бы не увлечься злом, или не быть побежденным от зла, а уметь победить зло добром. Любовь ко врагам не требует и того, чтобы не искали мы законного удовлетворения за сделанные обиды, или чтобы не старались законно противодействовать обидам, и охранять от них как себя, так и других. Это было бы противно спра­ведливости и праву естественного самосохранения, и притом послужило бы врагам поблажкою или поводом к новым обидам. – Любовь ко врагам не требует и того, чтобы мы обращались с ними, как с друзьями, или чтобы мы питали к ним одинаковое расположение, как и к тем, которые нас ничем не оскорбляют: это было бы противно естественному чувству, которого не можем изменить.

Требуемая заповедью любовь ко врагам внушает нам, чтобы мы не желали зла своим врагам; не питали к ним ненависти, вражды и мщения за понесенные от них оскорбления и обиды; чтобы мы старались прощать им оскорбления и обиды; чтобы не воздавали за оскорбления оскорблениями, за обиды обидами; но искренно же­лали своим врагам добра, и при каждом случае ста­рались охотно исполнять, по отношению к ним, как ближним нашим, все обязанности справедливости и любви.

3) Чтобы яснее показать вам, какова должна быть наша любовь ко врагам, кратко раскрою вам ее действия, какие она производит в нашей душе и в наших внешних поступках, – представляя человека, одушевленного любовью ко врагам.

Кто питает в своей душе христианскую любовь ко врагам, тот не вдруг и неохотно почтет кого-либо за своего врага; только мало-помалу и при несомненных доказательствах он признает другого врагом своим. Признавая кого-либо своим врагом, он старается не смотреть на те оскорбления и обиды, которые терпит от него; а смотрит более на его добрые качества, как вообще человеческие, так и лично ему принадлежащие.

Чрез это он подавляет в себе чувства гнева, нетерпения, ненависти. Хотя не может он одобрять недоброжелательство своих врагов, их оскорбительные слова и дела; но по крайней мере старается судить о них снисходительно и, сколько можно, извинять их неприязненные поступки. Одушевляемый любовью ко врагам не мыслить худо о них и не желает им ничего худого, не радуется их несчастью, не оскорбляется их благополучием, или не завидует их счастью, а напротив сочувствует их скорбям и радостям, как сочув­ствует он вообще ближним. Любящий врагов готов искренно прощать им обиды, как своим ближним, и всегда расположен к примирению с ними; также готов оказывать своим врагам и возможные услуги. Это внутренние действия искренней любви к врагам.

Кто имеет истинную любовь ко врагам, тот выражает эту любовь и в поступках, соответствующих внутренним расположениям. Он старается обращаться со своими врагами, как и с другими, с почтением и благожелательством. Когда враги оскорбляют его, удер­живает порывы внутреннего неудовольствия, досады или гнева. Не говорит и не делает ничего такого, что по­казывало бы в нем нерасположение или вражду ко вра­гам его, а напротив во всем показываете себя по отношению к ним кротким, миролюбивым и благожелательным. Удаляется всего, что могло бы усиливать и поддерживать вражду. При всяком случае показывает готовность к примирению и к прощению нанесенных оскорблений, которых он в своей душе старается не помнить; ищете случаев к примирению, охотно прини­мает добрых посредников; уступчив в правах своих на вознаграждения в нанесенных обидах. При всех удобных случаях старается непритворно показы­вать своим врагам знаки благожелания и готовность де­лать им добро, и таким образом за зло платить добром, и также во всех отношениях внешней жизни, с приличным вниманием и почтением, он старается ис­полнять обязанности долга и любви, и благоговея пред Богом, молить Его об исправлении и примирении своих врагов.

Показанные действия любви ко врагам вообще суть действия любви к ближним. Все свойства любви к ближним суть также свойства и любви ко врагам: ибо наши враги ближние нам. Самая вражда их для чело­века, просвещенного учением Христовым и озаряемого Духом Его, есть предмет любвеобильной деятельности: вы это увидите, представив все побуждения, которые обязывают и располагают нас любить наших врагов.

Сохраните, братия, в памяти, что слышали вы ныне о любви ко врагам. А в следующем поучении раскрою вам побуждения любить врагов. Необходимо, братия, чтобы вы внимательно приняли и то, что ныне слышали, и то, что будет вам предложено. Ибо враги или похожие на врагов везде могут встречаться; и если мы не умеем побеждать зло добром, а таким образом из самого зла извлекать для себя добро: то везде будет угрожать нам опасность потерпеть вред. И напротив, кто постоянно будет одушевлен любовью к ближним и к самым врагам; тот и среди самых опасностей будет собирать плоды добродетели, будет торжествовать над злом. Над ним всегда будет исполняться изре­чение апостола: любящим Бога вся поспешествуют во благое ( Рим.8:28 ).

Бог любве и мира да дарует всем нам всегда носить в своих душах истинную любовь к Нему, Соз­дателю и Спасителю нашему, и к ближним нашим, по заповеди Его, и к самым врагам, и да дарует нам всегда иметь в своих душах благодатный мир, и все делать в мире и любви, и да пребывает Его благодать всегда с нами, и научает нас всякой истине и всякой добродетели, во славу всесвятого имени Его, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Поучение 37. О любви ко врагам 2

И ныне будем говорить о любви ко врагам. Надобно любить врагов. Что же побуждает нас любить вра­гов? Послушайте, братия, внимательно. Не говорите: «как любить врагов? Это неестественно. Как любить врагов? Это противно чувству справедливости. Как лю­бить врагов? Это было бы потворством врагам». Не говорите так, или подобно сему; а слушайте внимательно и примите, что услышите. Не должно рассуждать так, как внушают нам рассуждать наши сердечные возмущения, или неправильное самолюбие, или порочные стра­сти: надобно внимать слову Божию и здравому рассуждению, руководимому учением Божественного откровения. Надобно нам покорять свой разум и все рассуждения учению веры. Внимайте учению Божию; размышляйте при свете его, повинуйтесь наставлениям его, – и увидите или испытаете, как свойственно нашей душе любить врагов, и как благотворна и превосходна сия доброде­тель.

1) Любить врагов обязывает нас и общая заповедь – о любви к ближнему: ибо, как слышали вы, под ближним надобно разуметь каждого человека, кто бы ни был он, знакомый, ближний по крови, или совсем незнако­мый, благодетель, или враг. Иисус Христос и особою заповедью повелевает любить врагов, говоря: любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас, молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы ( Мф.5:44 ). Господь заповедует любить врагов: должны ли мы думать, что любовь ко врагам трудна или невозможна? Может ли премудрый и всеблагой Господь заповедать что-либо невозможное? Если Господь повелевает, то мы должны повиноваться и заботиться о том, чтобы исполнить волю Божию, как должно.

2) Как Бог щедро награждает за все добрые дела большие и малые; так великую награду обещает Он и за прощение оскорблений и обид, какие терпим от вра­гов и недоброжелателей. Что слышим мы из уст Гос­пода Спасителя? Он учит: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный ( Мф.6:14 ). Если будете прощать человекам согрешения их, то есть оскорбления и всякие обиды, от них получаемые; простит и вам Отец наш Небесный ваши грехи, которыми оскорбляете и прогневляете всеблагого и всесвятого Бога, нашего Отца Небесного. Помыслите, братия, какое великое благо обещает нам Христос Спаситель за прощение оскорблений и обид, какие тер­пим от наших ближних! Что значат обиды, переносимые нами от ближних наших, или наших врагов, в сравнении с нашими грехами, которыми так часто мы оскорбляем всеблагого Отца Небесного, Господа Бога? И за прощение обид ближним обещает Господь прощение наших грехов! Не есть ли это, братия, вели­чайшее побуждение нам любить своих врагов, прощать им все оскорбления и обиды, и любить их, по заповеди Господа? Будем это делать не для человеков, а для Господа, и поступая так, мы будем показывать свое повиновение и почтение к Господу Богу, ибо Его волю исполняем, и от Него великой милости ожидаем за это повиновение.

3) Братия! Взирайте на дивную благость Божию. Что Бог повелеваем нам в Своем слове, тому научает нас Своим примером: Он делает как премудрый и любвеобильный Отец, Свое слово подтверждает и уси­ливаем примером. Кто мы – грешники пред Богом? Что мы, когда не повинуемся Богу, не исполняем святых заповедей Его, оскорбляем и прогневляем Его своими беззакониями? Не повинуясь Богу, мы становимся на стороне врага и противника Его – диавола. Творяй грех, от диавола есть, пишет Иоанн Богослов, яко исперва диавол согрешает ( 1Ин.3:8 ). Сего ради яв­лена суть чада Божия и чада диаволя: всяк не творяй правды, несть от Бога, и не любяй брата ( 1Ин.3:10 ). Так и Сам Спаситель обличал непокорных иудеев: вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити ( Ин.8:44 ). Что же делает милосер­дый Бог? Он не погубляет грешников, но являет им Свои великие милости. Он солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя ( Мф.5:45 ); «Им мы живем и движемся, и существуем» ( Деян.17:28 ). И что еще? По мере умножения неправд человеческих расширялась и умножалась Его милость: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Свое­го единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он не по­гибнет, но иметь живот вечный ( Ин.3:16 ). И чего не сделал для нашего спасения единородный Сын Божий? Иже грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем: егоже язвою исцелесте ( 1Пет.2:24 ). Если Бог Отец и Бог Сын являют нам, грешникам, такие неизреченные милости, такую неизобразимую любовь: как же нам не любить врагов наших, по заповеди Божией? – Взирая на врагов, помышляйте о любви к нам Бога Отца и Сына, и ради Бога любите врагов, подражая приме­ру Бога Отца и Сына, столько возлюбившего нас, человеков.

4) Помышляйте, братия, и о том, кто враги ваши, если есть они около нас? Они также люди, как и мы. Они также созданы Богом, как и все человеки; полу­чили также бессмертную душу для того, чтобы, пожив на земле, переселиться в отечество небесное. О них также печется Отец Небесный, как и о нас. Сын Божий, Христос Спаситель, и для них приходил в мир, и за них страдал и умер, как и за нас. Они спутники наши на земле, которые также должны идти к отечеству небесному, как и мы. Смотрите же, кто наши враги? Не достойны ли они нашего уважения и нашей любви, по заповеди Господа Бога?

5) Помышляя о достоинстве врагов наших, как подобных нам человеков, мы должны помышлять и об их немощах, как человеческих. Помыслим, – что видим в них, нет ли того же и в нас? как грешат они, не грешили ли так же и мы? О, если мы искренно и внимательно посмотрим на себя, то никто из нас не осмелится сказать, что он не грешит также, как грешит ближний, оскорбляющий и обижающий его. Если не оскорбляем и не обижаем мы кого-либо из ближних, то мы своими грехами оскорбляем и оби­жаем Отца Небесного: ибо каждый день и час грешим против Него словом, делом, помышлениями и всеми чувствами. Сознаем свои грехи пред Богом и, прося у Него милости, не будем помнить оскорблений и обид наших ближних, чтобы и самим нам получить милость от Господа Бога.

6) Братия мои! Если ближние, которых можем по­читать своими врагами, оскорбляют и обижают нас: то помыслим при этом, что ближние наши подвергают­ся великому несчастью. Они достойны нашего искреннего сожаления, потому что грешат, нарушают святую запо­ведь о любви к Богу и ближнему; оскорбляя и обижая своих ближних, они оскорбляют и прогневляют Са­мого Бога. Питающие против нас вражду поистине до­стойны сожаления нашего. Может быть они по неведению или увлечению враждуют против нас, не зная нас и не понимая сами себя. Они не представляют, какое зло делают себе самим, питая дух вражды и стараясь причинять другим обиды и оскорбления. Будем же снисходительны и милосерды к ним. Не станем платить им за оскорбления и обиды оскорблениями и оби­дами. Будем терпеливы, кротки, благожелательны и люб­веобильны, помышляя о них, как о людях, претерпевающих несчастье. Будем говорить с ними ласково, удерживаясь всякого оскорбительного слова. Не оскорбим их ни одним поступком; а станем делать для них все то, что внушают нам делать долг справедливости и долг любви к ближним. Может быть, поступая так, мы вразумим их; они поймут, что заблуждают, и, оскорбляя нас, сами себя несравненно более оскорбляют и обижают, подвергаясь гневу Божию, и лишая себя даров благодати Божией, любви, мира и радости в Св. Духе. Какое это великое несчастье! – Братия! размышляя так, последуем наставлению Божественного апостола. Он учит: благословляйте гонящыя вы, благословите, а не клените. – Ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе, возлюбленнии, но дадите место гневу (не мстите за себя, но дайте место гневу Божию); писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. Аще убо алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его. Cиe бо творя, углие огненно собираеши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое ( Рим.12:14,17–21 ).

7) Размышляйте, братия, и о том, какое великое благо для нас – прощать врагам обиды, любить врагов, благожелательствовать и делать добро им, молиться за них! Побеждай благим злое, учит апостол. На оскорбления и обиды не отвечать тем же, не делать и не желать врагу оскорблений и обид, а желать ему добра, делать добро, искренно исполнять обязанности долга и любви к нему, – это великая благотворная победа над врагом, победа и над нами самими. Сколько в этой победе добра! Если бы она и не подействовала на врага, что нередко бывает, – она сама в себе вожделенна для побеждающего. Питая любовь ко врагам и из любви прощая им оскорбления и обиды, мы тем самым питаем в себе любовь к Богу, и возвышаем дух свой: ибо преодолеваем чувства вражды, ненависти, досады, естественно возбуждаемые обидами и оскорблениями от врагов. Чрез это человек утверждается в терпении и показывает доблестный подвиг смирения, кротости, му­жества, великодушия. Он сам себя побеждает, и по­беждая свои чувства и порывы гнева, досады, мщения, совершенствуется в добродетели, научается побеждать грех, и среди переносимых оскорблений и обид посто­янно исполнять волю Божию, питая любовь к Богу и к ближним, не исключая и врагов. Это – Богоподобное совершенство. Оно доставляет человеку благодатное гос­подство над собою, истинную свободу духа. Как плодом обыкновенных побед над внешними врагами бывает мир в государстве: так и плодом этой победы бывает благодатный мир в душе побеждающего. Ра­дуются и торжествуют народы, победив внешних вра­гов: радуется и торжествует душа, когда побеждает благим злое, искренно прощая врагам оскорбления и всякие обиды, и питая в себе, по заповеди Христовой, любовь к ним. Победители внешних врагов украша­ются знаками побед, пользуются уважением от соотечественников и благотворным влиянием на них: сколь­ко доблестей приобретает и побеждавший добром неблагожелательство и обиды врагов своих! Эта победа приобретает ему светлый взор на окружающих его ближних и на самого себя, величие духа, твердость во­ли, истинное благородство сердца, господство над своими наклонностями и желаниями, постоянство и легкость в преодолении искушений жизни и трудностей доброде­тели. Любовь ко врагам есть высшая степень любви к ближним ( Мф.5:45,46 ). Любовь ко врагам не толь­ко возвышает и украшает внутреннее счастье самого любящего врагов, – она утверждает и расширяет счастье домашних его; она есть благословение Божие для общества семейного и гражданского; она есть небесная сила, питающая в обществе мир и согласие, которым поддерживается и возвышается общественный порядок и благоустройство; она есть спасительное врачество против разрушительных действий гнева, вражды, ненави­сти, мщения.

8) Чтобы лучше представить благотворность лю­бви ко врагам, помыслим, братия, какой обильный источник всяких нравственных болезней и внешних беспорядков открывается при отсутствии благотворного начала любви ко врагам? Чему подвергаемся мы пред Богом, когда не повинуемся заповеди Христовой: люби­те враги ваша; когда не хотим прощать оскорблений и обид, получаемых от ближних? Слышите слово Гос­пода Спасителя: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших ( Мф.6:15 ). Что может быть сего страшнее? Какая беда может угрожать более сей угрозы суда Божия? Если Отец Небесный не простит нам согрешений наших за то, что мы не прощаем ближним нашим, то какая участь ожидает нас на суде Божием? Вечное осуждение, вечное отлучение от лица Божия, вечное мучение во теме кромешной. – Для тех, которые не хотят прощать обид ближним, а питают взаимную вражду, гнев, ненависть, мщение, стараются воздавать злом за зло, для тех суд Божии начинается и в этой жизни. Человек, питающий в своей душе вражду, ненависть, чувство мщения, лишается внутреннего мира; душа его не имеет спокойствия и чистой радости; напротив, она мучится мрачными помыслами злобы, досады, вражды, мщения; волнуется беспорядочными движениями; охладевает в любви к Богу; ослабевает в надежде на Его всеблагое попечение; предается малодушию, потому что не, имеет твердой опоры для своих действий, когда не по­винуется заповеди Божией. Представьте такого отца се­мейства или начальника общества, – сколько несчастий или неустройств произойдет от такого главы – для семей­ства, для общества? Сколько беспокойств, сколько тяжелых сердечных болезней будет переносить от него семейство или общество! Не нужно много говорить вам об этом: или сами вы знаете из опыта более, нежели сколько могу сказать вам теперь, или можете узнать и увидеть своими глазами, если будете внимательны к то­му, что производит между людьми отсутствие любви ко врагам. Самые обыкновенные следствия этого – нетерпе­ливость, гнев, брань, злословие, вражда, мстительность. Печальные опыты сих нравственных болезней так обыкновенны, что внимательный не может не видеть их, находясь среди общества.

Помните, братия, что слышите. Размышляйте чаще, как важна и свята и заповедь Господня: любите вра­ги ваша; как благотворно и необходимо исполнение ее. Размышляя, старайтесь воспитывать в себе эту необхо­димую добродетель. Смотрите на врагов, как внушает смотреть на них слово Божие и здравое рассуждение. Помните, что они также, как и мы, созданы Богом, украшены от природы теми же достоинствами, какими украшены все человеки, также, как и мы, призываются ко спасению. Помните, что они достойны нашего сожаления, потому что заблуждают от пути истины и подвер­гаются опасности лишиться спасения, предаваясь вражде и ее действиям. Помните заповедь Господа и обещание милости за прощение оскорблений и обид ближним нашим, и со всем усердием старайтесь побеждать благим злое; но не будьте побеждаемы злом. Молитесь за своих врагов, чтобы милосердый Бог Своею благодатью научил их истине и миролюбию, и отвел от пути греха.

Родители и старшие в семействах! Что слышите, говорите об этом в домах ваших. Сказывайте и по­вторяйте в слух детей ваших, – что мы должны лю­бить, по повелению Божию, не только каждого человека, знакомого и незнакомого, и оказывать ему дела любви, когда только можем что-либо делать для кого, но мы должны любить и тех, которые питают к нам нерасположение, оскорбляют и обижают нас. Объясняйте им, почему это мы должны делать; как важна сия добродетель, как она угодна Богу, и какие милости Бог обещает тем, которые прощают другим обиды. Указывайте им на пример в Самом Боге Отце, который солнцу велит светить над добрыми и злыми и посылает дождь праведным и неправедным. Указывайте на пример Иисуса Христа, как Он терпел и умер за всех грешников; как Он, вися на кресте, молил Отца Своего и за распинателей Своих. Внушайте вашим детям, что и они, когда представляется к тому случай, должны благодушно переносить всякие оскорбления от своих сверстников или от кого другого. Старайтесь подавать им живой пример в этой добродетели, благо­душно прощая другим оскорбления и обиды, во имя Божие. Учите их сей добродетели с ранних лет, и утверждайте в ней во всякое время, когда бываете с ними вместе, как родители, или как старшие. Это святая ваша обязан­ность. Исполняя сию обязанность, вы и сами будете испол­нять свой долг, и детей ваших научите прославлять все­святое имя Бога Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Источник: О православной вере : поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса Православной Церкви. В 2 книгах, 3-е изд. / Книга 2. О христианской надежде и любви. / Евсевий (Орлинский). СПб.: Тип. Уделова. 1877. 494 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *