что значит маркировка молочной продукции
Сколько стоит настроить маркировку товаров
На примере молочного производства
С 1 июня 2020 года стала обязательной маркировка молочных продуктов.
Теперь на каждый творожный сырок, пачку молока или кефира завод обязан наносить специальный код. Пока что маркировать молочку производители могут по желанию, но с 21 января 2021 года это станет обязательным.
Я работаю в агрохолдинге, который производит сырое молоко и молочные продукты: пастеризованное молоко, сметану, творог, кефир, йогурты, мягкие и полутвердые сыры.
Внедрять систему маркировки мы начали уже в марте 2020 года, чтобы откатать процесс и прийти к дедлайну подготовленными. Некоторые технологии мы дорабатываем до сих пор. В статье объясню, что потребуется для маркировки и сколько денег на это уйдет.
Для кого эта статья
Эта статья написана на личном опыте автора и в первую очередь полезна тем, кто производит молочку: сыроварням, фермерам, средним и крупным предприятиям. Но если вы производите другие товары, которые нужно будет маркировать, вам текст тоже пригодится: чтобы понимать, к чему готовиться.
Что такое маркировка товаров
Маркировка — это специальный код на упаковке, который помогает отследить путь товара от завода до покупателя. Данные поступают в информационную систему «Честный знак» — она отслеживает оборот маркированных товаров.
Код наносят на каждую упаковку молока, сыра или баночку йогурта. Он нужен, чтобы защитить продукты от подделок. Производитель не может взять маркировку с бутылки отборного молока, скопировать и расклеить на обезжиренное молоко: на кассе пробьется только оригинальный код, у которого нет копии.
Закон о маркировке товара заработал с 1 июля 2019 года в виде изменений к двум другим законам:
О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»PDF, 684 КБ
Изначально цифровая маркировка проводилась в режиме эксперимента. Обязательная маркировка внедряется поэтапно для разных групп товаров: если не считать алкоголь, то началось все в 2020 году с запрета на продажу немаркированных лекарств, табака и обуви, к ним постепенно добавляют другие виды продукции. Полностью процесс завершится к 2024 году.
Например, эксперимент по маркировке молочных продуктов начался 15 июля 2019 года, а с 1 июня 2021 года продавать немаркированные сыры и мороженое запрещено.
Зачем это нужно
Главная цель маркировки — сделать оборот молочных продуктов прозрачным. Так будет проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. Это не нововведение: такие коды уже используют на алкогольной продукции, табаке и сигаретах. С 2019 года к списку добавились парфюмерия и лекарства, с 2020 года — обувь и молочная продукция.
Подделки и контрафакт. Когда ввели продовольственные санкции в 2014 году, на рынок хлынул поток подделок. Самые частые примеры: маргарин и технологический спред вместо сливочного масла, нарушение гостов и технологий, манипуляции с жирностью продуктов — например, продажа 10% сметаны по цене высокожирной.
Качество. Если раньше торговая сеть могла взять кусок сыра, переклеить на нем этикетку с новым сроком годности и продать, то с новым кодом так не выйдет. Товар просто не смогут пробить на кассе. Переработать просроченное молоко или сметану в йогурт собственного производства тоже не получится. По каждому коду магазин обязан отчитаться производителю: утилизировать товар или вернуть на завод.
Кроме того, покупателям будет проще пожаловаться на некачественный продукт. Можно установить на телефон приложение, отсканировать код и сразу отправить жалобу в Роспотребнадзор.
Регулирование рынка. В первую очередь это выгодно крупным заводам и холдингам: мелким и подпольным производителям будет гораздо сложнее работать без маркировки. Это сокращает количество конкурентов и монополизирует рынок.
Маркировка молочки всех запутала: разбираем ее на конкретных примерах
С приближением дедлайнов по новым правилам маркировки молочной продукции появляется все больше вопросов от производителей и продавцов. Маркировка нацелена на отслеживание пути товара от производителя до потребителя. Производитель наносит маркировку на товар, информация передается в «Честный ЗНАК», потом данные в систему вносит оптовик, розничный продавец. И вроде бы все очень просто, однако нужно еще наладить обмен информацией, обеспечить выбытие товаров, а это уже сложнее. Давайте сегодня подробно разберемся, что и как нужно маркировать, в какие сроки, и какие штрафы ждут нарушителей.
Как будет вводиться маркировка?
Вот этапы внедрения маркировки молочной продукции:
Важно! Если розничный магазин самостоятельно разделил головку сыра на куски для продажи покупателям, маркировка таких кусков не требуется. По причине того, что КМ на фасовке будет отсутствовать, вывод из оборота происходит не через онлайн-кассу, а путем передачи данных в «Честный ЗНАК» через параметр «Продажа на развес» в течение трех дней после первого разделения сыра на части.
Купить онлайн-кассу для продажи маркированных товаров здесь.
Пример: у вас магазин, в ассортименте которого разная молочная продукция — сырки, кефир, молоко, сметана, мороженое, масло и т.д. У этих продуктов разный срок годности. Что вам следует сделать:
Подключиться к оператору фискальных данных Платформа ОФД для передачи информации в Честный ЗНАК и доступа к полному функционалу работы с маркировкой.
До сентября у производителей молочной продукции с длинным сроком годности еще есть возможность подготовиться, закупить оборудование и обучить сотрудников процедуре маркировки. К тому же, продукция, выпущенная до обозначенной даты (например 1 сентября для тех, кто производит продукцию со сроком годности более 40 дней) не подлежит обязательной маркировке, а только та, что будет выпущена 1 сентября и позднее.
Срок годности молочной продукции устанавливается производителями исходя из того, какие стабилизаторы, консерванты и загустители добавлены в состав. Производитель обязан пройти тестирование и утвердить срок хранения на каждый свой продукт. Может случиться ситуация, когда производитель выпускает товары как с большим сроком хранения, так и с коротким.
Исключением из правил (т. е. не подлежат маркировке) являются следующие виды товаров:
Как маркировать молочку?
Когда молочная продукция готова к реализации, производитель наносит на нее специальный знак с цифровым кодом. Наличие кода говорит о том, что информация передана в систему маркировки и товар введен в оборот.
Оптовые компании регистрируют получение и передачу товара далее по цепочке посредством оператора ЭДО.
Розничные реализаторы принимают молочную продукцию и фиксируют это через оператора ЭДО, а продажу конечному потребителю регистрируют с помощью онлайн-кассы и ОФД, передавая информацию о продаже товара в «Честный ЗНАК».
Давайте посмотрим на схему работы маркировки:
Таким образом можно отследить где и когда находился товар, через сколько посредников он прошел в поисках своего потребителя, а главное, не вышел ли срок годности.
Пошаговая инструкция по маркировке сыра
Итак, вы изготовили сыр и хотите его реализовать. Что нужно сделать, чтобы все было в рамках новых законодательных требований:
1. Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись и зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК».
2. В личном кабинете заполните обязательные атрибуты в карточке произведенного товара и отправьте ее на проверку. По результатам положительного решения, подписать карточку УКЭП. Заполненная и подписанная карточка становится доступна для всех операций в системе маркировки «Честный ЗНАК».
Какая информация должна быть в маркировке:
3. Закажите и оплатите коды для маркировки. Оплатить коды можно двумя способами: по эмиссии или по отчету о нанесении.
4. Выберите техническое решение для нанесения маркировки. Наносить маркировку можно путем прямого нанесения на упаковку, типографским способом (т.е. заказываете упаковку сразу с маркировкой) или распечатать этикетку и наклеить. Также можно наносить маркировку вручную или поставить все на конвейер. В зависимости от этого выбирается техническое решение.
Обратите внимание! Маркировка сыра имеет особенности. Этот продукт относится к товарам с переменным весом, что влияет на его стоимость. Поэтому в цифровом коде должна быть информация о том, сколько граммов в упаковке. В остальном сведения в DataMatrix для сыров ничем не отличаются от тех, что содержатся в кодах другой молочной продукции.
Важно! Если сыр поступает в розничные магазины уже в расфасованном виде, то такие куски должны быть промаркированы. Вывод из оборота осуществляет розничный магазин передавая данные о продаже в «Честный ЗНАК» в течение 3х дней.
Ситуация, когда обязательная маркировка уже началась, а в магазине есть немаркированная продукция, предусмотрена законом. Для категории товаров «остатки» выделен дополнительный период для маркировки. За это время необходимо:
Как маркировать
Все молочные продукты, подлежащие обязательной маркировке должны быть промаркированы знаками с цифровым криптокодом в формате Data Matrix. Код можно наносить на крышку путем прямого нанесения или наклеив этикетку. Размер кода должен быть 15×15 мм.
Код маркировки молочных продуктов, включает в себя четыре группы данных и идентифицируется атрибутами (идентификаторами применения, AI), предусмотренными стандартом GS1 DataMatrix:
Таким образом, можно проверить не только информацию о производителе, но и сроках хранения товара, что должно минимизировать риски по продаже товаров с уже вышедшим сроком годности.
Что нужно, чтобы начать работать с маркированной продукцией
Маркировка продукции это головная боль не только производителя, но и розничного продавца, потому что вывод из оборота продукции и передача информации в «Честный ЗНАК» лежит именно на нем, т.е. розничный магазин это завершающее звено в процессе маркировки товара. От того, насколько добросовестными будут все элементы цепочки маркировки, зависит эффективность самой маркировки. Для того, чтобы работать с маркированными товарами, розничному магазину нужно:
А штрафы?
Куда же без штрафов. За производство молока и молочной продукции без кодов маркировки штраф для юридических лиц от 50 000 до 100 000 рублей. За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки от 50 000 до 300 000 рублей.
Маркировка молока: сроки и схема работы, как подготовиться
В 2021 году начнется обязательная маркировка молочной продукции. Разберемся со сроками и схемой работы, как подготовиться, что делать с остатками и сколько стоят нарушения.
Обязательная маркировка молока
Что вы узнаете
Закон о маркировке молочных продуктов
Маркировка молочки в режиме эксперимента началась 15 июля 2019 года в соответствии Постановлением Правительства РФ № 836 от 29 июня 2019 г.
Распоряжение Правительства РФ № 2647-р от 8 ноября 2019 года добавило молочные продукты в перечень товаров, подлежащих маркировке, и определило сроки введения.
Специалисты ЦРПТ и СБИС подробно рассказали об особенностях маркировки молочной продукции и объяснили, как внедрить маркировку на производство.
Маркировка и система «Меркурий»: в чем разница
С 2018 года за движением товаров животного происхождения, и молока в том числе, уже следит государственная система Меркурий. Зачем нужно внедрять еще и маркировку? На сайте Честного знака это объясняется так: Меркурий отслеживает сырье, а Честный знак — готовую продукцию. То есть при изготовлении сметаны или йогурта Меркурий контролирует процесс производства самого молока, а Маркировка — уже следит за качеством готовой баночки от производителя до прилавка.
Коды маркировки связываются с идентификатором (guid) производственного ВСД, и далее при передаче товара по торговой цепочке права собственности фиксируются в ГИС МТ на основании электронного УПД.
Сроки
С 1 июня 2021 — производители (кроме фермеров), импортеры сыров, мороженого в обязательном порядке наносят марки, вводят товар в оборот и передают сведения об этом в «Честный знак».
С 1 сентября 2021 — производители (кроме фермеров) и импортеры прочей «молочки» со сроком хранения более 40 суток клеят марки, вводят товар в оборот и сообщают об этом в систему мониторинга.
С 1 декабря 2021 — производители молочной продукции сроком годности менее 40 дней обязаны быть зарегистрирован в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот.
С 20 января 2022 — розница при продаже маркированной продукции сроком годности 40 дней и менее обязана сканировать коды на кассе и передавать сведения о продажах в Честный знак с помощью онлайн-касс.
С 1 июня 2022 — розница при продаже маркированной продукции сроком годности более 40 дней обязана сканировать коды на кассе и передавать сведения о продажах в Честный знак с помощью онлайн-касс.
С 1 сентября 2022 — для оптового и розничного звена вводится объемно-артикульный учет — указание кода товара и количество выводимого товара без указания конкретных единиц маркированного товара.
Для всех участников оборота обязательна передача сведений о выводе продукции из оборота в виде объемно-сортового учета: в «Честный знак» передаем информацию об отгрузках с переходом права собственности и о сделках в рамках договора комиссии (либо агентского), а также сообщать об утилизации, списании и иных случаях вывода из оборота, не относящихся к розничным продажам.
С 1 декабря 2022 — маркировка становится обязательной для фермеров (КФХ,СПК).
С 1 декабря 2023 — вводится поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней, а также для всех участников оборота обязательна передача сведений о выводе продукции из оборота.
Участники маркировки молока
Производители молока — наносят на готовую молочную продукцию знак с цифровым криптокодомации — код Data Matrix. Подают в систему маркировки сведения о вводе товаров в оборот.
Дистрибьюторы — регистрируют получение и передачу его далее по цепочке через оператора ЭДО.
Розничные магазины — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу конечному клиенту с помощью онлайн-кассы.
Общепит — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО, перед приготовлением блюд выводят марки из оборота: сканируют код с товара и списывают с причиной «Для собственного оборота».
Схема работы
1. Производитель получает сырье от поставщика (фермы) и ВСД из Меркурия. Сверяет данные в ВСД с фактом, если все верно, гасит ВСД. Отчитывается о получении в Меркурий. Из полученного сырья производитель выпускает готовую продукцию. При отгрузке на каждый вид товара оформляет новые ВСД во ФГИС.
2. Производитель получает коды в системе маркировки, размещает их на товар. При вводе в оборот указывает производственный ВСД.
3. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с упаковок молочных продуктов.
4. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
5. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами.
6. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет — подтверждает приемку товара.
7. При продаже кассир сканирует код маркировки с молочных продуктов, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
Штрафы: какие и за что
Перечень молочных продуктов, подлежащих маркировке
Первыми начнут маркировать сыр и мороженое. Маркировка также затронет молоко, сливки, сливочное масло, сгущенку, йогурты, кефир и творог.
Молочная продукция | Код ТН ВЭД ЕАЭС |
---|---|
Молоко и сливки без сахара и подсластителей | 0401 |
Сгущенное молоко и сливки с сахаром и подсластителями | 0402 |
Пахта, простокваша, йогурты, кефир и другие кисломолочные продукты | 0403 |
Сгущенная или несгущенная сыворотка с сахаром или другими подсластителями | 0404 |
Сливочное масло и продукты, изготовленные на основе натурального молока | 0405 |
Творог и сыры | 0406 |
Мороженое и прочие виды пищевого льда | 2105 00 |
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: менее 0,2 мас. % | 2202 99 910 0 |
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 0,2 мас. % или более, но менее 2 мас. % | 2202 99 950 0 |
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 2 мас. % или более | 2202 99 990 0 |
Код маркировки: куда наносить и какие данные содержит?
Молочные продукты маркируют знаками с цифровым криптокодом в формате Data Matrix.
Его можно наносить на упаковку или на крышку ПЭТ-бутылки путем прямого нанесения при производстве или этикирования. Для нанесения кода необходима площадка до 15×15 мм.
Код маркировки молочных продуктов, включает в себя четыре группы данных и идентифицируется атрибутами (идентификаторами применения, AI), предусмотренными стандартом GS1 DataMatrix.
В начале строки кода маркировки должен присутствовать признак символики GS1 Data Matrix FNC1 (ASCII 232):
первая группа идентифицируется AI=’01’, состоит из 14 цифр и содержит код товара;
вторая группа идентифицируется AI=’21’, состоит из 6 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также спецсимволов) и содержит индивидуальный серийный номер упаковки молочной продукции и завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29);
третья группа является опциональной и, в зависимости от срока хранения молочной продукции, содержит:
четвертая группа идентифицируется AI=’93’, состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код проверки.
Обязательная маркировка молочной продукции с 2021 года
С 20 января 2021 года начался подготовительный этап обязательной маркировки молока и молочных продуктов двухмерным штрихкодом DataMatrix. Переходный период закончится 1 июня 2021 года.
При работе в новых условиях предприниматели могут сталкиваться с некоторыми трудностями. О том, какие товары подлежат маркировке, зачем она нужна, как маркировать молочную продукцию и какое оборудование для этого понадобится, расскажем далее в статье.
Полезная информация в формате видео
Вы можете перейти на ютуб и по таймкодам в описании выбрать то, что вас интересует.
Для чего нужна маркировка молочной продукции
Электронная маркировка позволяет отследить путь каждой единицы продукции от производства на заводе и до момента продажи конечному потребителю. Все сведения о товаре, в том числе, о смене собственника, передаются в национальную систему мониторинга. Далее расскажем подробнее, что это означает, нужно ли участвовать общепиту и цели данного нововведения.
Что значит маркировка молочной продукции
Вслед за ярлыками БЗМЖ (без заменителя молочного жира) и СЗМЖ (содержит заменитель молочного жира) молочная отрасль подверглась новым изменениям. Цифровая маркировка молочной продукции средствами идентификации подразумевает нанесение на упаковку или на крышку ПЭТ-бутылки специального криптокода в формате DataMatrix. Это уникальный цифровой код, его повторение исключено. Метка может быть напечатана на наклеиваемой этикетке или упаковке товара. Новая система не дублирует ВЕТ ИС «Меркурий», а контролирует всю цепочку движения для исключения продажи контрафакта потребителю.
Производители, импортеры, оптовые продавцы, розничные магазины, заведения общественного питания, приобретающие продукцию для использования при приготовлении блюд, должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и иметь доступ к личному кабинету. Это обеспечивает прослеживаемость и мониторинг движения. Забегая вперед ответим на вопрос о том с какого числа начнется маркировка молока — она начинается с 1 сентября 2021. Об этом расскажем более подробно дальше.
Цель маркировки
«Молочка» (особенно сыры и творог), реализуемая на отечественном рынке, очень часто оказывается поддельной. По данным Россельхознадзора в 2020 году свыше 16% молока и молочных продуктов из числа исследованных проб не соответствовали заявленному изготовителем качеству и с нарушением технологии производства.
Молочный жир заменяют растительным, натуральное молоко — сухим. Также добавляют опасные консерванты, загустители, антибиотики, крахмал, мел, соду и так далее. Кроме того, нелегальная продукция часто производится в антисанитарных условиях и без соблюдения температурных режимов. Фейковые продукты угрожают жизни и здоровью покупателей, он может содержать бактерии возбудители болезней желудочно-кишечного тракта.
Электронная маркировка молочной продукции призвана защитить покупателей от поддельной и суррогатной; предпринимателей от нечестной конкуренции, и для вывода из тени недобросовестных налогоплательщиков. Каждый человек может получить информацию о товаре и производителе, просто отсканировав изделие через приложение «Честный Знак».
Перечень молочной продукции, подлежащей маркировке в 2021
Молочная продукция — первый пищевой продукт в РФ, которого коснулись требования о маркировке. Правительство утвердило правила маркировки молока и молочных продуктов в системе «Честный Знак», которое регулирует данную отрасль и процессы.
Список молочных продуктов, подлежащих маркировке Честный ЗНАК
Термин «Молочная продукция» включает в себя продукты, ингредиентом которых является молоко, в том числе сублимированное, с добавлением сахара и подсластителей. Часто это не основной ингредиент, а в некоторых видах его содержание может быть менее 0,2 %. Ниже в таблице приведен перечень молочной продукции подлежащей маркировке:
Название товара | Код ТН ВЭД | ОКПД 2 |
---|---|---|
Цельное молоко кроме сырого (в т.ч. сгущенное и сухое) и сливки | 0401, 0402 | 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.51, 10.86.10.110 |
Пахта, кисломолочные продукты | 0403 | 10.51.52 |
Молочная сыворотка и другие молочные продукты, не включенные в другие группировки | 0404 | 10.51.55, 10.51.56 |
Сливочное масло (в т.ч. топленое), жиры и масла на основе молока, молочные пасты | 0405 | 10.51.30 |
Сыры и творог | 0406 | 10.51.40 |
Мороженое и прочие виды пищевого льда | 2105 00 | 10.52.10 |
Молочная продукция для детского питания (за исключением питания для детей до 3 лет) | 10.86.10.140, 10.86.10.190 | |
Напитки, содержащие молочные жиры менее и более 0,2 мас. %, | 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0 |
Фактически, это полный список продуктов, которые потребители воспринимают как «молочные продукты». Сюда же вошли продукты, содержащие в составе молочный жир, они состоят в товарной позиции «минеральные и газированные безалкогольные напитки, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, за исключением соков овощей и фруктов». Перечисленные в таблице виды молочной продукции подлежат учету только в том случае, если вес продукта более 30 грамм, они изготовлены из пастеризованных, ультрапастеризованных, стерилизованных, ультравысокотемпературно-обработанных молока и продуктов из него, произведенных промышленным способом, и упакованных в промышленную тару. Например йогурты, сгущенка, сметана, кефир, творог, айран и другие.
Первыми под обязательную маркировку попадают мороженое и сыры. О сроках введения для других молокопродуктов из перечня — далее.
Какие молочные продукты не нужно учитывать
Под маркировку не подпадает следующая молочная продукция (п. 2 и 3 Правил):
Этапы маркировки молочной продукции
Процесс внедрения маркировки молочной в продукции в системе «Честный ЗНАК» начался в 2019 году. Его планируется завершить к 2023 году. Перечислим этапы и введения маркировки молока и молочной продукции:
С 15.07.2019 по 31.12.2020 — эксперимент по маркировке «молочки». В нем приняли участие молокозаводы, оптовики и ретейл.
Цель эксперимента — испытать способы нанесения DataMatrix и отследить перемещение товаров от производства до конечного потребителя. Затем следуют основные этапы внедрения.
1 этап – с 20 января 2021 года — старт подготовительного этапа. Производители, импортеры, оптовики, розничные магазины начинают на добровольной основе наносить средства идентификации, вводить в оборот и фиксировать выбытие через онлайн-кассы продуктов. Цель — дать предпринимателям возможность наладить бизнес-процессы в соответствии с новыми правилами, протестировать и привыкнуть к работе с ГИС МТ.
2 этап – с 1 июня 2021 года — введение обязательной маркировки сыров (ТН ВЭД 0406, ОКПД2 10.51.40.100, 10.51.40.210), мороженого и различные виды пищевого льда, содержащие в составе какао или без него (ТН ВЭД 2105 00, ОКПД2 10.52.10). К этой дате изготовители обязаны зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе», описать свои товары в каталоге, закупить необходимое оборудование, настроить процессы по заказу, оплате кодов и нанесению средств идентификации на продукцию.
3 этап – с 1 сентября 2021 — введение обязательной маркировки молочной продукции со сроком годности больше 40 дней. К этой дате изготовители обязаны быть зарегистрированы в системе Честный ЗНАК, а также подготовлены к заказу/оплате/вводу в оборот кодов и их нанесению.
4 этап – с 1 декабря 2021 года — внедрение маркировки молочных продуктов со сроком годности меньше 40 дней. К этой дате производитель должен зарегистрироваться в системе и полностью наладить процессы по заказу/нанесению/вводу в оборот кодов.
5 этап – с 20 января 2022 (для товаров сроком годности 40 суток и менее) и с 1 июня 2022 (для товаров сроком годности более 40 суток) у розничных магазинов появляется обязанность продавать молочную продукцию через ККТ, тем самым фиксировать ее выбытие из оборота. Также на кассовом чеке должна быть отметка «[М]». Для этого должно быть закуплено специализированное оборудование: 2d-сканер (подходит используемый для работы с ЕГАИС), онлайн-касса.
6 этап – с 1 сентября 2022 — введение объемно-артикульного учета для оптовиков и розницы. Они должны передавать в «Честный ЗНАК» данные о партиях товара (коды групповой упаковки и количество отгружаемой продукции, например спайки банок йогурта) и товарах, которые перемещаются между собственниками (без указания кодов). К этому времени все участники оборота должны быть подключены к ЭДО.
Также с этой даты наступает обязанность для всех участников оборота по передаче данных в Честный ЗНАК о выводе товаров из оборота по причинам, не связанным с их продажей, в том числе через вендинговые аппараты. Данные нужно будет передавать в виде объемно-сортового учета без указания конкретных единиц продукции.
7 этап – с 1 декабря 2022 года — введение обязательной маркировки для фермеров и с/х кооперативов, продающих товары напрямую или через собственную розницу. К этой дате они должны зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе», описать свои товары в КМТ (его ещё называют Национальный каталог) или GS1 рус и подготовиться к заказу/оплате/нанесению/выводу из оборота КМ.
8 этап – с 1 декабря 2023 — введение поштучного учета продукции со сроком годности больше 40 дней. Все участники оборота должны подключиться к ЭДО и передавать сведения в систему мониторинга Честный ЗНАК о каждой единице.
9 этап – с 1 декабря 2023 года все участники оборота обязаны передавать сведения о товарах, выведенных из оборота по причинам, не связанным с продажей. Передача данных будет происходить в виде поэкземплярного учета, то есть с указанием конкретных единиц выведенной из оборота продукции и ее количества.
Подробнее о этапах вы можете узнать в обзоре: «Сроки маркировки молочных продуктов».
Кто должен маркировать молочные продукты
Обязанность по нанесению средств идентификации лежит на производителе или импортере и в некоторых случаях на оптовых организациях, и не зависит являетесь ли вы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Должностным лицам компаний придётся успеть наладить необходимые бизнес-процессы самостоятельно или например при помощи специалистов ГетМарк.
Фермерские (крестьянские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, которые самостоятельно реализуют собственную продукцию, обязаны приступить к ее обязательной маркировке с 1 декабря 2022 года. Иностранный экспортер совместно с Российскими предпринимателями может наладить нанесение КМ на производстве за рубежом.
В новом процессе не участвуют организации (юрлица) и предприниматели (ИП), оказывающие услуги, связанные с реализацией молока и остальной «молочки», а именно:
Легкий способ работы с системой
Сервис GetMark — решение для работы с «Честным ЗНАКом». Если у вас есть вопросы по маркировке молочной продукции, сотрудники GetMark бесплатно проконсультируют Вас по данной теме.
С нами вы легко настроите работу «под ключ»!
Варианты нанесения кодов маркировки на продукцию
Обращаем внимание на то, что клеить метки не нужно при продаже в розницу молока на разлив, творога, сметаны и других продуктов на развес. Печатать коды маркировки (КМ) на молочную продукцию можно следующими способами:
По данным ЦРПТ на 2021 год более 30 типографий подключены и обеспечены специализированным оборудованием для работы с КМ.
Небольшому производителю для нанесения марок понадобятся:
Ознакомиться подробнее вы можете в обзоре: «Печать маркировки DataMatrix».
Законы и постановления по маркировке молочной продукции
Список законов и постановлений, регулирующих маркировку молока и молочных продуктов в системе «Честный ЗНАК»:
Какие сведения содержит код маркировки молочной продукции
Обязательная маркировка молока и молочных продуктов подразумевает нанесение двухмерной кодировки DataMatrix на каждую единицу продукции.
Не путайте Data Matrix с QR-кодом. В России QR-кодировку наносят на документы, билеты, рекламные материалы, бонусные карты магазинов, но не применяют для маркировки (в основном, из-за большого размера).
Код маркировки DataMatrix молочных продуктов
Код маркировки (КМ) зашифрован в DataMatrix-коде. Основным преимуществами Data Matrix являются высокая степень защиты от копирования и возможность считывания данных при повреждении этикетки.
DataMatrix-код — двухмерный штрих-код, содержащий информацию обо всех действиях с товаром. Считать информацию можно при помощи 2d-сканера или через приложение от GetMark. Включает четыре группы данных, содержащие идентификаторы применения (AI), соответствуя стандартам GS1. Он наносится с применением символики ЕСС 200 и с использованием FNC1 как признака символики (имеющего код 232 в таблице символов ASCII) и соответствия данных типовому формату идентификаторов применения (Al) GS1.
Требования к составлению, кодированию, считыванию и нанесению идентификаторов указаны в ГОСТ-Р ИСО/МЭК 16022-2008. КМ наносит производитель или импортер. Для того, чтобы их получить, он должен быть зарегистрирован в «Честном ЗНАКе».
Код маркировки молочной продукции состоит из :
Они заказываются в личном кабинете на сайте «Честного ЗНАКа» или через сервис GetMark. Их необходимо заказывать для каждой единицы продукции и прикладывать ВСД при заказе, если того требуют нормативные акты. Стоимость одного — 50 коп. без учета НДС.
Код идентификации транспортной упаковки — штриховой код (ГОСТ ISO 15394-2013) определяется самостоятельно участником товарного оборота.
Агрегированный таможенный код — уникальная последовательность символом, которая присваивается для каждой отдельной комбинации товаров, подлежащих прохождению таможенных процедур. Агрегированный таможенный код (АТК) генерируется оператором информационной системы мониторинга таможенного органа, состоит из 25-ти символов и включает в себя две группы данных:
Перечень сведений молочной продукции в коде маркировки
Перечень сведений о молочной продукции, содержащихся в DataMatrix, указан в Постановлении. Для регистрации товаров данной категории в Национальном каталоге участник товарного оборота подает следующие сведения:
Для регистрации набора продуктов в национальном каталоге участник предоставляет данные о:
Кто и какие данные должен передавать в Честный ЗНАК
Сведения о товаре в ГИС МТ должны подавать все участники оборота маркированной молочной продукции и отчитываться о каждом шаге передачи ТМЦ (существует отсрочка передачи сведений в 30 дней для бизнеса находящегося в отдаленных или труднодоступных местностях):
Хотим отметить, что между ВетИС Меркурий и ГИС МТ/СУЗ необходимый обмен данными проходит автоматически. Вы можете посмотреть вебинар, чтобы понять основные нюансы и процессы.
Как начать участникам оборота молока работать с Честным Знаком
Для того, чтобы приступить к маркировке молочной продукции, участники товарного оборота должны:
После совершения данных действий производитель может приступать к формированию заказа на получение средств идентификации и распечатать их. Затем необходимо нанести их на продукцию (это можно сделать самостоятельно или обратиться за услугами в типографию) и ввести в оборот. После этого товары можно передавать другому участнику оборота для дальнейшей перепродажи или использования для собственных нужд. Передача осуществляется через УПД.
Схема работы с маркированной молочной продукцией:
Как маркировать молочную продукцию импортеру
Простой способ для импортера:
Наказание за нарушения правил маркировки молочных продуктов
После официального начала сбора данных участники должны приступить к работе в «Честном ЗНАКе» в течение 7 дней, иначе это может повлечь к материальной ответственности. За нарушение требований об обязательной маркировке молочной продукции предусмотрены штрафы на юрлиц и физлиц в соответствии с Кодексом об Административных Правонарушениях (КоАП ст.15,12):
За производство молочной продукции без средств идентификации:
За совершение действий с молочкой (перевозка, хранение, реализация) без передачи данных в систему «Честный ЗНАК»
Помимо штрафов для нарушителей предусмотрена конфискация незаконных товаров. Контроль за оборотом маркированной продукции осуществляет Роспотребнадзор, ФНС России и Федеральная таможенная служба (ФТС), санкции могут быть оспорены в суде. Также предусмотрено уголовное наказание при нарушении в крупном размере от 400 тысяч руб. Но если немаркированные изделия вступили в оборот до установленных дорожной картой ключевых дат, то это не является нарушением.
Внимание! Маркировать остатки «молочки», нет необходимости, а утилизировать такие продукты нужно будет только по истечению срока годности.
Меры государственной поддержки на 2021 год
С 2021 года для предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в сельской местности более двух лет, вводится новый грант «Агропрогресс» (Постановление Правительства № 1932 от 26 ноября 2020 года).
Максимальная сумма гранта составит 30 миллионов рублей — за счет этих средств можно будет покрыть до 25 % стоимости проекта. Средства гранта могут быть направлены на приобретение или строительство новых объектов производства, хранения, переработку сельхозпродукции, оборудование, закупку животных и на уплату процентов по кредиту (не более 18 месяцев с момента получения гранта).
Также для аграриев из Дальневосточного региона предусмотрено увеличение грантов, предоставляемых для развития семейных ферм и сельхозкооперативов: максимальный объем господдержки теперь составит 70 % от стоимости реализуемого проекта.
Источник: Milknews. Новости и аналитика молочного рынка
Маркировка молочной продукции: последние новости
Мы собрали последние новости, касающиеся маркировки молочной продукции.
Milknews. Новости и аналитика молочного рынка: Минсельхоз рассматривает возможность компенсации участникам процесса маркировки части затрат, связанных с приобретением специализированной техники. Также разрабатываются механизмы, по которым переработчики молока смогут получить оборудование в лизинг.
До введения обязательной маркировки ЦРПТ будет выдавать коды бесплатно. Тем самым планируется поощрять заблаговременную подготовку участников к процессу.
РБК: Для того, чтобы избежать роста цен на молочные продукты чиновники готовы частично профинансировать переход отрасли на новые бизнес-процессы. Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минсельхозу и Минфину проработать вопрос о дополнительной поддержке производителей готовой молочной продукции в связи с введением новых правил. Минсельхоз назвал необходимую сумму субсидии: 8,6 млрд рублей.
Российская газета: В Минпромторге оценили уровень подготовки предприятий к обязательной маркировке. По словам замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухова, 41 типография подписала меморандум с обязательствами об оснащении своих производственных линий необходимым оборудованием для нанесения средств идентификации и часть из них уже готовы приступить к процессу.
Также Виктор Евтухов уточнил, что плавный переход позволит предпринимателям отработать все технические моменты, связанные с маркировкой. Государство прорабатывает возможности компенсации участникам затрат на покупку оборудования, а также предоставляет ряд мер поддержки (например, возможность использовать «короткие» кредиты на приобретение и нанесение кодов).
The DairyNews: За подделку кодов маркировки предпринимателям будет грозить уголовная ответственность. Законопроект о внесении изменений в ст. 171.1 Уголовного Кодекса РФ разработан Минпромторгом и в сейчас проходит независимую антикоррупционную экспертизу. Согласно законопроекту поддельный идентификатор будет означать его отсутствие. Напоминаем, что обязательная маркировка мороженого и сыров вводится с 1 июня 2021 года.
The DairyNews: Производители молочных продуктов могут стать первыми, кто получит субсидии по причине введения маркировки. Минсельхоз совместно с Минфином уже рассматривает возможность дополнительной субсидии для производителей из Смоленской области.
30 производителей Смоленской области, включая крупные предприятия и фермерские хозяйства, заявили о необходимости поддержки со стороны государства. В Смоленской области внедрена стратегия по развитию молочной промышленности до 2030 года. Субсидии призваны компенсировать затраты производителей на покупку специализированного оборудования для маркировки.
The DairyNews посчитали, во сколько обойдется производителям нововведения. Расчет стоимости производился при помощи калькулятора на сайте «Честного ЗНАКа».
Итого, без учета расходников минимальная сумма затрат на маркировку продукции — 25300 рублей.
Минсельхоз совместно с Минфином прорабатывают возможности поддержки переработчиков молока: рассчитывают необходимые объемы и суммы поддержки. По оценке Союзмолока, затраты отрасли на соответствие требованиям составят 12 млрд рублей в год.
Известия: в исследовании «Общественной потребительской инициативы» сообщается, что в ходе мониторинга было следующее: более 45 % продукции на полках магазинов оказалось просроченной. Было проверено 270 магазинов в 19 субъектах РФ. Исследование проводилось с января до марта 2021 года.
В Роспотребнадзоре сообщают, что в 2020 году более 3 % проб продуктов из молока не удовлетворяют нормам по физико-химическим и микробиологическим показателям. Совет Федерации отмечает, что данные проблемы призвана решить обязательная маркировка.