что значит медико диагностическое дело

Медико-диагностический факультет

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

Телефон: +375 (152) 44-68-13 email: mdf@grsmu.by

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

Медико-диагностический факультет проводит образовательную деятельность в рамках двух специальностей:

«Медико-диагностическое дело»

Что же предстоит студенту на нашем факультете? Студент проходит сложный, но в тоже время, увлекательный путь по дороге знаний, осваивая множество новых, еще неизвестных ему учебных дисциплин. Обучение проводится на клинических базах университета при участии квалифицированных специалистов. В процессе обучения большая роль отводится самостоятельной работе студентов, овладению практическими навыками, правильной интерпретации полученных результатов.

На факультете есть возможность так же открыть и приумножить свои таланты в спорте, художественной самодеятельности и многих других сферах деятельности.

Выпускники в будущем могут приобрести специальность врач лучевой диагностики (рентгенолог и врач компьютерной томографии, врач МРТ-диагностики и врач-радиолог); врач лабораторной диагностики; врач ультразвуковой диагностики; врач функциональной диагностики.

«Сестринское дело»

На специальность «Сестринское дело» принимаются только лица, окончившие учреждения среднего специального образования по специальностям профиля образования «Здравоохранение» при условии работы по специальности.

Подготовка специалиста предполагает формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения по профилактике заболеваний и улучшения здоровья населения; диагностике заболеваний и реабилитации пациентов; планирование, организация и управление оказанием медицинской помощи населению в учреждениях и организациях здравоохранения и др.

Выпускники получают квалификацию «Медицинская сестра с высшим образованием».

После окончания обучения выпускники первоначально могут занимать должность «Главная медицинская сестра» и другие должности в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Источник

Медицинские интернет-конференции

Языки

Диагностический процесс как специфический познавательный процесс

Петросян Н.Л, Кузнецова М.Н.

Резюме

Медицинский диагностический процесс как специфический познавательный процесс предполагает распознавание болезни с проникновением в ее скрытую сущность, установление ее признаков, содержания, структуры и динамики.

Ключевые слова

Статья

Медицинский диагностический процесс можно рассматривать как специфический познавательный процесс. Медицинская диагностика – это процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента.

Диагностика – это область субъективно-объективных отношений. В медицинской диагностике субъектом может являться как врач-профессионал, обладающий знаниями и навыками, так и сам больной со своими психическими особенностями, образом жизни. Философия утверждает активную деятельностную роль субъекта в процессе познания. Его активность заключается в поиске новых идей, выдвижении гипотез, создании теорий, их проверке на практике, пользовании.

Большую роль в диагностике играет знание диалектики, ее категорий, принципов и законов. Категории единичного, особенного и общего используются при диагностике. Они ориентируют на поиск специфического в явлении. Процесс познания начинается с единичного, а от него к особенному и общему. Так, в процессе диагностики сначала выявляют симптомы, которые затем объединяют в синдромы, и на основе этого делают заключение о заболевании.

Диагностическая деятельность опирается на законы формальной логики.

Требования закона тождества заключаются в том, что понятие о предмете исследования (например, о симптоме, болезни) должно быть точно определено и однозначно. В диагностической практике соблюдение закона тождества требует четкости и конкретности. В настоящее время появляется все больше и больше новых заболеваний, а соответственно появляются и новые названия. Закон тождества требует постоянного обновления и уточнения международной и национальной номенклатуры нозологических форм, классификаций болезней.

В законе противоречия два противоположных суждения об одном и том же предмете, рассматриваемые в одинаковых условиях, не могут быть одновременно истинными. Примером применения закона противоречия может быть отрицание одного из двух предварительных диагнозов по результатам лабораторных и инструментальных исследований.

Закон достаточных оснований гласит, что каждое новое умозаключение должно базироваться на суждении, истинность которого уже доказана. Врач может ставить диагноз, опираясь на объективные данные лабораторно-инструментальных исследований, зная существующие нормы, референсные значения.

Таким образом, медицинский диагностический процесс как специфический познавательный процесс предполагает распознавание болезни с проникновением в ее скрытую сущность, установление ее признаков, содержания, структуры и динамики.

Литература

Кузнецов В.Т., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. /Учебник. М.: ИНФРА, 2010.- 519с.

Невелев А.Б., Худякова Н.Л. Философия познания / Учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб.гос.ун-та, 2015.123 с.

Улумбеков Э.Г. Большой энциклопедический словарь медицинских терминов. Изд-во ГЭОТАР-Медиа, 2012. 2263 с.

Источник

Что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

2016 году на базе УО «Гомельский государственный медицинский колледж» прошел Республиканский конкурс профессионального мастерства среди 16 средних специальных учебных заведений медицинского направления, в котором первое место занял УО «Минский государственный медицинский колледж». Эта победа говорит о профессионализме преподавательского состава колледжа, отличной подготовке, а также о высоком уровне знаний будущих выпускников. Об особенностях специальностей, будущем процессе работы, а также о миссии медицинских работников расскажет директор колледжа Галина ­Витальевна Гришкевич.

– Галина Витальевна, какие специальности и квалификации присваиваются выпускникам? Каковы условия зачисления и обучения?
– В нашем колледже обучение осуществляется на бюджетной и платной основе. Вступительные испытания представляют собой конкурс среднего балла документа об образовании. Учащиеся могут освоить и получить следующие специальности и квалификации.
• «Сестринское дело», квалификация «медицинская сестра», срок обучения: 1 год 10 месяцев;
• «Лечебное дело», квалификация «фельдшер-акушер; помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи», срок обучения: 2 года 10 месяцев;
• «Медико-диагностическое дело», квалификация «фельдшер-лаборант», срок обучения: 1 год 10 месяцев».
Осваивать специальность «Сестринское дело» можно и в ходе обучения на вечерней форме получения образования, платно. При этом срок обучения составляет 2 года 9 месяцев.

– Расскажите, в чем заключаются особенности специальности «Лечебное дело».
– Сегодня специалисты, освоившие специальность «Лечебное дело», очень востребованы. Ведь сейчас приоритетным направлением в нашей стране наряду с госпрограммами является первичная медицинская помощь. Она должна быть доступной и качественной для каждого человека, который обращается в лечебное учреждение. Такими специалистами являются акушеры, фельдшера, помощники врача по амбулаторно-поликлинической помощи.
Фельдшер-акушер, помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи – это специалист со средним специальным образованием медицинского профиля, работающий самостоятельно (в пределах своей компетенции) или под руководством врача.
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются организации здравоохранения: фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, станции скорой помощи, больницы, госпитали, диспансеры, центры, консультации, медико-санитарные части, поликлиники, амбулатории, санатории, а также учреждения социальной помощи населению.
Фельдшер-акушер оценивает состояние пациента, диагностирует типичные случаи заболеваний с постановкой предварительного диагноза. Такой специалист ведет амбулаторный прием и обслуживает пациентов на дому, выписывает рецепты, выдает необходимые справки. Конечно, его приоритетным направлением является оказание неотложной доврачебной медицинской помощи. Он также осуществляет наблюдение и уход за пациентами, выполняет лечебно-диагностические назначения врача.
Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи является первым связующим звеном между человеком и лечебным учреждением, которое оказывает специализированную помощь. Ведь врач должен выполнять конкретно свои функциональные обязанности, а помощник – помогает врачу выполнять его действия. Именно этот специалист осуществляет доступность и качество помощи.
Таким образом, этот специалист является главным помощником врача, его ассистентом. Именно он оказывает доврачебную неотложную помощь, медицинскую помощь населению как в организациях здравоохранения, так и на дому, проводит профилактические, лечебные, диагностические и реабилитационные мероприятия. Определяет показания для направления на консультацию врача-специалиста, выписывает справки, ведет учетно-отчетную документацию.

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

– Какова специфика работы будущих выпускников, освоивших специальность «Сестринское дело»?
– Такие специалисты также очень востребованы в первичной медицинской помощи, специализированной, высокотехнологичной помощи, медико-социальной помощи, и конечно паллиативной помощи. Таким образом, их особенности работы зависят от вида оказания помощи. Знания, которые мы даем такому специалисту, определяются образовательными стандартами, теми требованиями, которые предъявляет практическое здравоохранение к этому специалисту, а также направлением деятельности.
Медицинская сестра – специалист со средним специальным медицинским образованием, работающий под руководством врача в лечебно-профилактическом или детском учреждении. Это одна из важнейших профессий, профессия от Бога. Уникальной задачей сестры является оказание помощи человеку больному или здоровому. Это требует внимания, наблюдения, выполнения правильного ухода за пациентами.
Когда такой специалист устраивается на работу в лечебное учреждение, его направляют в то или иное отделение, где он знакомится со своими конкретными функциональными обязанностями. И выполняет их в силу того или иного рода деятельности. Таким образом, медицинская сестра может работать в любом лечебном учреждении: хирургическом, операционном, анестезиологии, реанимации, санатории, а также в фитнес-клубах, массажных кабинетах, кабинетах лечебной физкультуры, косметологических кабинетах, детских дошкольных учреждениях.

– Расскажите об особенностях специальности «Медико-диагностическое дело».
– Снова же, сегодня эта специальность очень востребована. Такие специалисты работают в организациях здравоохранения, научно-исследовательских институтах, научно-практических центрах, учреждениях образования медицинского профиля, центрах гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, в санаторных учреждениях, а также в организациях, которые оказывают населению платные медицинские услуги.
Опытный фельдшер-лаборант – это специалист широкого профиля. Он владеет буквально всеми методиками исследований анализов, которые осуществляет лаборатория. Именно от компетентности специалистов лаборатории – фельдшеров-лаборантов во многом зависит правильность постановки врачом диагноза пациенту.
Лаборанту требуется хорошо разбираться в современной лабораторной технике и в принципах анализов, то есть в том, для чего служит каждый анализ и что означают отклонения показателей от нормы, анализы по клинической биохимии очень важны для ранней диагностики серьезных заболеваний. В процессе деятельности фельдшеру-лаборанту необходимо уметь обращаться с микроскопом. Так, например, при клиническом анализе крови должно быть подсчитано количество эритроцитов и лейкоцитов. Для этого кровяные тельца надо видеть, а видеть их можно только под микроскопом.
Работа фельдшера-лаборанта, возможно, не так заметна пациенту, как труд врача, но, тем не менее, она очень важна. Известно, что без данных анализов хирург не возьмется даже за самую простую операцию в больнице. Он должен знать, каково состояние организма, нет ли каких нарушений, которые, будучи внешне незаметными, могут привести к неблагоприятному исходу.

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело
– Как и где учащиеся колледжа осваивают практические навыки?
– Наши практические занятия выведены на клинические базы. Это говорит о практикоориентированном подходе к обучению на протяжении всего периода обучения. Практические занятия, конечно же, проводятся и в учебных корпусах, где учащиеся осваивают общие понятия, без которых невозможно освоение практических навыков. В колледже учащиеся имеют возможность работать с самым современным оборудованием, которое присутствует в наших учебных классах.
Самой современной нашей клинической базой является больница скорой медицинской помощи, детская инфекционная больница, отделение лабораторной диагностики, а также городские поликлиники. Учащиеся осваивают профессию в реальных условиях, рядом с работниками этих учреждений, что позволяет им получить те знания, которые им обязательно пригодятся в будущей трудовой деятельности.

– Расскажите о перспективах обучения, которые ждут выпускников колледжа.
– Выпускники нашего колледжа могут продолжить обучение в четырех медицинских высших учебных заведениях нашей страны, но, к сожалению, каких-либо преимуществ при поступлении им не предоставляется. Это значит, что наши ребята поступают в вузы на общих условиях. Также невозможно поступить в медицинский вуз на сокращенный срок обучения.
Однако стоит отметить, что уровень знаний таких студентов будет гораздо выше того, с каким приходят в медицинский вуз бывшие школьники, что, безусловно, поможет им в обучении.

– Как учащиеся знакомятся с главной миссией медицинского работника?
– Главная миссия в обучении будущего медицинского работника – воспитание духовно-нравственных аспектов, высокогуманных ценностей, чувства милосердия, сострадания и желания помогать ближним. Ведь важно не только лечить тело, но и душу.
Сегодня наш колледж активно интересуется различными социальными проектами. Наши учащиеся добровольно оказывают паллиативную и медико-социальную помощь, сотрудничают с хосписами, работают в онкологическом диспансере и домах-интернатах.
Хочется указать, что именно наш колледж открыл студенческий донорский марафон безвозмездного донорства среди учебных заведений нашей страны. Считаем, что такой подход сегодня не просто важен, но и необходим.

– Галина Витальевна, расскажите, пожалуйста, каким ребятам будет интересно учиться в колледже медицинского профиля?
– В нашем колледже во время поступления всегда проводится анонимное анкетирование, целью которого является выяснение причин, по которым учащийся выбрал будущую профессию. Согласно ответам, большинство объясняет свой выбор именно любовью и желанием помогать людям, готовностью работать на благо человеку. Конечно, это очень радует, ведь это говорит о моральном и нравственном воспитании, о теплоте и отзывчивости души.
Я всегда говорила и говорю, что в медицину идут по призванию, и чтобы выбрать этот нелегкий путь, требуется искреннее желание служить человеку.

Источник

Специальности, профили, должности

Кем бы Вы хотели работать после окончания медицинского университета?

Ответ на этот вопрос Вы можете найти в предложенном нами помощнике по врачебным специальностям, где указаны самые распространенные профессии докторов.

Врач клинический фармаколог

Врач лечебной физкультуры

Врач мануальной терапии

Врач общей практики

Врач скорой медицинской помощи

Врач спортивной медицины

Врач скорой медицинской помощи

Иные должности, предусмотренные на специальности «Лечебное дело»

Врач лучевой диагностики (рентгенолог и врач компьютерной томографии)

Врач лабораторной диагностики

Врач ультразвуковой диагностики

Врач функциональной диагностики

После первичной стажировки (четыре месяца в БелМАПО) – врач МРТ-диагностики и врач-радиолог

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

Республика Беларусь, г. Гродно, 230009, ул. Горького, 80
Телефоны: +375 (152) 44-36-52 (приёмная ректора), +375 (152) 44-67-28 (канцелярия)
Факс: +375 (152) 44-68-06
Банковские реквизиты
© 2021 Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет»
Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки на первоисточник.

Источник

Методология постановки диагноза

Диагностические ошибки – самый частый вид врачебных ошибок. В большинстве случаев их возникновение зависит не от дефицита знаний, а от неумения ими пользоваться. Беспорядочный диагностический поиск даже с использованием самых современных специальных методов малопродуктивен. В практике хирурга очень важна правильная методика обследования больного. Весь диагностический процесс условно можно разделить на несколько этапов:

Этап I. Оценка симптомов

Выявляемые при обследовании пациента симптомы имеют различную диагностическую ценность. Поэтому, оценивая результаты опроса и данные физикального обследования, врач, прежде всего, должен выбрать из множества признаков болезни наиболее объективные и специфичные. Такие жалобы как ухудшение самочувствия, недомогание, снижение трудоспособности встречаются при большинстве заболеваний, встречаются даже при простом переутомлении и не помогают в постановке диагноза. Напротив, потеря веса, рвота цвета «кофейной гущи», схваткообразная боль в животе, усиленная перистальтика, «шум плеска», симптомы раздражения брюшины, «перемежающая хромота» – более специфичные симптомы, они свойственны ограниченному числу болезней, что облегчает диагностику.

Выделение одного главного симптома может подтолкнуть врача к принятию скоропалительных решений. Чтобы избежать этой ловушки, врач должен рассмотреть, как можно больше симптомов перед тем, как начать составлять их патогенетические комбинации. Большинство врачей – сознательно или нет – пытаются свести имеющиеся данные под один из клинических синдромов. Синдром – это группа симптомов, объединенных анатомически, физиологически или биохимически. Он охватывает признаки поражения органа или системы органов. Клинический синдром не указывает на точную причину заболевания, но позволяет значительно сузить круг предполагаемой патологии. Например, слабость, головокружение, бледность кожных покровов, тахикардия и снижение АД характерны для синдрома острой кровопотери и обусловлены общим патофизиологическим механизмом – снижением ОЦК и кислородной емкости крови.

Представив себе механизм развития болезни, можно перейти к следующему этапу поиска – по органам, с которыми связаны симптомы и синдромы. Диагностический поиск также облегчается определением локализации патологического процесса по местным специфическим симптомам. Это позволяет определить пораженный орган или систему, что значительно ограничивает число рассматриваемых вариантов заболеваний. Например, рвота «цвета кофейной гущи» или черный кал прямо указывают на кровотечение из верхних отделов ЖКТ.

При невозможности выделения клинического синдрома следует сгруппировать признаки в определенный симптомокомплекс, характерный для поражения определенного органа или системы. Для определения синдрома или выделения диагностического симптомокомплекса не нужно анализировать все имеющиеся у пациента симптомы, а бывает достаточно минимального их числа, необходимого для обоснования диагностической гипотезы.

Иногда характерных проявлений заболевания обнаружить вообще не удается. Тогда, в силу обстоятельств, для постановки предварительного диагноза и проведения дифференциальной диагностики приходится брать за основу неспецифические симптомы. В таких случаях полезно взвесить, какие из них могут служить основой для постановки предварительного диагноза и дифференциальной диагностики. Если главная жалоба – слабость, полезно сфокусировать внимание на сопутствующей бледности кожного покрова и потемнении кала. Если главная жалоба – тошнота, то для суждения о характере болезни следует взять сопутствующее вздутие живота и задержку стула. При этом уместно напомнить известный постулат: «выявленные симптомы нужно не складывать, а взвешивать».

Последовательность процесса диагностики в классическом варианте можно рассмотреть на следующем клиническом примере.

К Вам обратилась пациентка, 52 лет, по поводу приступов боли «в правом боку», беспокоящих ее в течение последних двух месяцев. Обычно приступ возникает после погрешностей в диете, особенно после приема жирной пищи, и сопровождается тошнотой и вздутием живота. Вне обострения сохраняется тяжесть в правом подреберье и чувство горечи во рту. В последнее время ухудшилось самочувствие и снизилась работоспособность. Результаты физикального исследования в пределах нормы.

У данной пациентки основная жалоба – боль в эпигастральной области и правом подреберье. Она обратилась за помощью потому, что боли повторяются и стали более интенсивными. Таким образом, выделение приступов боли в качестве ведущего симптома позволяет врачу сконцентрироваться на важном проявлении болезни, более всего тревожащем больную и заставившем ее обратиться за медицинской помощью.

У данной больной имеется вполне определенная клиническая картина. В подобных случаях врачи действуют на редкость похоже (ход рассуждений врача и его дальнейшие диагностические усилия будут представлены ниже).

Этап II. Постановка предварительного диагноза

Предварительное суждение о характере заболевания – следующий этап диагностического процесса. Подозрение на ту или иную болезнь возникает естественным образом при сопоставлении ее хрестоматийных описаний с имеющимися симптомами. В процессе такого сравнительного анализа у врача возникают догадки, зависящие от степени соответствия симптомов тому описанию болезни, которое он помнит. Часто подобное сопоставление позволяет быстро сформулировать предварительный диагноз.

Обычно врачи, руководствуясь скорее интуицией, чем логикой, мгновенно сопоставляют выявленные жалобы и симптомы с клиническими проявлениями определенных заболеваний, запечатленными в их памяти, и предполагают наличие той или иной болезни. Уже в ходе сбора данных, переключая внимание с одного симптома на другой или выделяя клинический синдром, врач не просто собирает информацию – он уже формулирует свои первые предположения об имеющейся патологии. Процесс постановки предварительного диагноза дает возможность превратить вопрос «что могло вызвать эти жалобы?» в другой вопрос, на который ответить легче: «нет ли здесь болезни N?». Такая стратегия значительно рациональнее, чем попытки поставить диагноз путем обобщения всех мыслимых сведений.

В случае с нашей пациенткой локализация боли и связь ее с приемом жирной пищи заставят большинство врачей сразу заподозрить желчнокаменную болезнь (ЖКБ). При этом заболевании боль обычно локализована в правом подреберье и возникает после приема жирной пищи. Таким образом, симптоматика у нашей больной вполне соответствует хрестоматийной картине ЖКБ. Теперь перед врачом встает другой вопрос: действительно ли у больной это заболевание?

Диагноз, установленный на основании анамнеза и физикального исследования, редко бывает бесспорным. Поэтому лучше говорить о вероятности того или иного предварительного диагноза. Как правило, врачи при этом используют выражения типа «скорее всего» или «может быть». Диагностическая гипотеза, как бы полно она ни объясняла развитие жалоб больного, остается предположительным построением, пока не выявлены диагностические, обычно лабораторно-инструментальные признаки болезни.

Этап III. Дифференциальная диагностика

В ходе дифференциальной диагностики перед нами встает иная, чем при постановке предварительного диагноза, задача. Формулируя предварительный диагноз, мы стремились определить одну возможную болезнь. Проводя дифференциальную диагностику, напротив, необходимо рассмотреть все сколько-нибудь вероятные в данной ситуации болезни и выбрать из них наиболее схожие для активной проверки. Сформулировав предварительный диагноз, врач нередко сознает, что перед ним – целый набор альтернативных версий. При использовании компьютерных систем диагностики можно поразиться огромному количеству вариантов, которые возникают на экране дисплея. Число диагностических версий возрастает еще более, если просмотреть список болезней, ответственных за тот или иной симптом. Нужна недюжинная рассудительность, чтобы из обширного списка возможных болезней выбрать те состояния, которые могут относиться к конкретному случаю.

Столкнувшись с длинным списком возможных диагнозов, мы должны, прежде всего, ограничить их число наиболее вероятными. Врачи, как и большинство других людей, обычно способны активно рассматривать не более пяти версий одновременно. Если клиническая картина соответствует определенному синдрому, дифференциальная диагностика значительно упрощается, поскольку остается рассмотреть лишь несколько заболеваний, включающих данный синдром. В тех случаях, когда определить синдром или пораженный орган не удается, диагностика усложняется из-за большого числа возможных заболеваний. Ограничение числа наиболее вероятных версий помогает врачу решить, какие дополнительные тесты выбрать для подтверждения или исключения подозреваемой патологии. Такой алгоритм действий хирурга позволяет с наименьшей потерей времени и наибольшей безопасностью для пациента поставить точный диагноз и приступить к лечению больного.

Альтернативные версии проверяют одну за другой, сравнивая каждую с предварительным диагнозом и, отбрасывая менее вероятную из каждой пары болезней, пока не будет выбрана та, которая в наибольшей степени соответствует собранным данным. Из конкурирующих гипотез наиболее вероятной считается та, которая наиболее полно позволяет объяснить наличие комплекса проявлений заболевания. С другой стороны, у врача могут возникнуть две гипотезы, симптоматология каждой из которых может объяснить присутствие всего набора выявленных симптомов у больного, но при этом в отношении одной из них врачу известен достаточно обширный перечень почти обязательных специфических симптомов, не обнаруженных у данного пациента. В такой ситуации целесообразно считать менее вероятной именно эту диагностическую гипотезу.

Исследуя альтернативные версии одну за другой, врач опирается на так называемый прием проверки гипотез. Этот эвристический прием основан на том, что результаты проверки служат для подтверждения диагноза, если они положительные, или для его исключения, если они отрицательные. В идеальном случае положительные результаты позволяют окончательно установить болезнь, а отрицательные – безоговорочно исключить ее.

Выбор заболеваний, подлежащих дифференциальной диагностике, должен учитывать следующие основные моменты:

Исходную вероятность болезни, легче всего учесть, если сразу же задать себе вопрос, подходящий ли у больного образ жизни или тип личности? Недостаточно знать, что острый панкреатит относится к распространенным болезням; важно учитывать, что он особенно часто бывает у лиц злоупотребляющих спиртными напитками. Имея дело с такими пациентами, надо всегда проявлять настороженность в отношении этого заболевания, даже если симптомы не вполне им соответствуют. Определенную помощь в установлении круга заболеваний, требующих проведения дифференциальной диагностики, может оказать возраст пациента. У пожилых больных гораздо выше вероятность сосудистых и онкологических заболеваний, в то время как острый аппендицит чаще встречается у молодых и лиц среднего возраста.

Исключение маловероятных, но серьезных болезней из первоначального рассмотрения, скорее всего, необходимо, но одновременно и опасно. Врачу не следует о них забывать. К этим версиям приходится возвращаться, когда при рассмотрении распространенных заболеваний уверенности в диагнозе нет. В подобной ситуации нужно задуматься о возможности редкой болезни.

Решая, в отношении, каких болезней проводить дифференциальную диагностику, врач должен учитывать также «остроту» болезни и тяжесть состояния больного. Кроме того, обдумывая план обследования больного, надо задавать себе вопрос, какая из подозреваемых болезней представляет наибольшую угрозу жизни пациента.

Обычно после постановки предварительного диагноза и составления перечня диагностических версий, требующих проверки, врач назначает дополнительное обследование. При этом часто возникает искушение прибегнуть к расширенному использованию инструментальных методов. Между тем, назначая тот или иной диагностический тест, врач должен отдавать себе отчет: «почему выбран именно этот тест и зачем он нужен?». Лабораторное или инструментальное исследование бывает необходимо, прежде всего, для подтверждения или исключения конкретной болезни.

Если для диагностики конкретного заболевания могут быть использованы несколько различных методов, следует выбрать наиболее информативный, доступный и безопасный из возможных. При использовании нескольких диагностических тестов, естественно, полагать, что точность диагноза выше. В таком случае мы полагаемся на сумму доказательств. Это имеет смысл лишь только в том случае, если назначаемые тесты дают независимые доказательства. Чтобы этого добиться, нужно исследовать различные по своей природе феномены. Например, и гастроскопия, и рентгенологическое исследование верхних отделов ЖКТ тракта, направлены на поиск изменений в желудке. Суммарный результат обоих тестов не намного значимее, чем результат одного из них. Аналогичным образом, использование УЗИ и РКТ органов брюшной полости для выявления опухоли поджелудочной железы мало, что добавит к данным одной лишь РКТ. С другой стороны, гастроскопия, отражающая состояние желудка, и УЗИ, позволяющее судить о наличии изменений в других органах брюшной полости, дают независимую информацию, суммируя которую мы повышаем обоснованность диагностических выводов. При таком подходе врач проводит или назначает диагностические тесты не для того, чтобы охватить все возможные болезни, а лишь для того, чтобы дифференцировать одну болезнь от другой.

Этап IV. Постановка клинического диагноза

После постановки предварительного диагноза и проверки альтернативных версий врач выбирает одну болезнь. Если результаты инструментальных исследований подтверждают выбранный вариант заболевания, это свидетельствует о его правильности с высокой степенью вероятности. Если при этом результаты тестов, назначаемых для исключения альтернативных диагнозов, их действительно отвергают, то на этот результат можно положиться полностью.

Последовательность приемов при традиционном подходе к диагностике может быть представлена в виде следующей схемы:

Проявления заболевания → Основные симптомы → Клинический синдром → Пораженный орган → Причина синдрома → Дифференциальный анализ отдельных заболеваний → Клинический диагноз.

По мере накопления знаний и опыта врач приобретает способность быстро преодолевать все указанные этапы диагностического процесса. Он не собирает сначала всех данных, чтобы затем остановиться и обдумать их. Напротив, он активно добывает информацию и одновременно обрабатывает ее. После короткого вступительного периода, за который больной успевает изложить свои жалобы, опытный врач формулирует предварительный диагноз, продолжает собирать анамнез и методично исследовать больного, исходя из сложившегося у него впечатления.

Перед постановкой клинического диагноза он может заново пройти все этапы, собирая дополнительные данные, проверяя достоверность полученных сведений, прикидывая, как все это согласуется между собой. Диагностический процесс в сознании (и подсознании) врача идет безостановочно, между тем попытка вычленить главное на каждом этапе может оказаться полезной не только студентам, но и опытным клиницистам. Понимание закономерностей диагностического процесса позволяет врачу всегда действовать по системе, логически переходя от одного этапа к другому.

Предложенный подход к постановке клинического диагноза, по сути, представляет собой набор эвристических правил, заведомо упрощающий действительность, но который предоставляет логическую схему диагностического процесса. Конечно, он не свободен от недостатков, и для достижения успеха в сложных клинических ситуациях необходим еще целый ряд приемов.

Оформление медицинской документации

Многие врачи стремятся описывать в медицинской документации заболевание так, как его излагает больной, полагая, что именно такой стиль в наибольшей степени соответствует действительности, а значит, и наиболее адекватно отражает характер болезни. Однако, описание больным заболевания – всего лишь его субъективная точка зрения и потому, как правило, очень редко оказывается сопоставимой с современными медицинскими воззрениями. Верное, соответствующее научным взглядам представление о заболевании может быть сформировано лишь врачом на основании сопоставления сведений, полученных в беседе с больным и при обследовании, с одной стороны, а с другой – медицинских знаний о проявлении болезней. Именно врачебная точка зрения на заболевание должна быть представлена в медицинских документах.

Прежде чем приступить к написанию «Истории болезни», необходимо определить основную болезнь, ее осложнения и сопутствующие болезни, поскольку вербальная апостериорная модель строится врачом как бы с конца, с формулирования диагностической концепции, и только постоянно имея ее в виду, можно грамотно, высокопрофессионально оформить медицинскую документацию. Отсутствие объединяющей конечной цели изложения «истории болезни», т. е. обоснования сформулированного окончательного или предполагаемого диагноза, приводит к сумбурному, несистематизированному описанию фактов, полученных в результате опроса больного. Отсюда также очевидно, что хорошо продуманную историю болезни невозможно написать непосредственно со слов больного «у постели». Такое описание будет отражать, главным образом, ход беседы врача с больным, а не врачебное представление о сути патологического процесса.

Врач может придти к одному и тому же диагнозу различными путями, однако эффективнее и быстрее работает тот, кто тщательно выбирает отправные точки в диагностике. Путь к точному клиническому диагнозу должен быть максимально коротким, с преимущественным использованием неинвазивных и малозатратных методов диагностики. При этом вовсе не обязательно использовать все доступные методы исследования. Объем методов исследования должен быть минимально достаточным для постановки точного диагноза и выяснения особенностей течения всех сопутствующих заболеваний, способных повлиять на выбор метода и тактику лечения. Это требует четких, логичных и последовательных действий с целенаправленным использованием, имеющихся в распоряжении инструментальных и лабораторных методов диагностики.

В сложных клинических случаях диагностический процесс базируется не только на общих логических принципах, использующих современные технологические достижения, но и на интуитивных элементах хирургического мышления и часто остается исключительно сферой интеллекта и рук хирурга. Хорошее знание клинической медицины и большой практической опыт позволяют врачу успешно использовать в этих ситуациях «шестое чувство».

Обязательные вопросы пациентам, которые врач должен

задать при сборе анамнеза. Таблица 2. 1.

Страдает ли пациент:

¨ ишемической болезнью сердца и переносил ли инфаркт миокарда

¨ нарушением мозгового кровообращения и переносил ли острое

нарушение мозгового кровообращения

¨ гипертонической болезнью

¨ бронхиальной астмой

¨ сахарным диабетом

¨ заболеваниями печени и почек

¨ инфекционными заболеваниями (ВИЧ, гепатит, сифилис,

¨ аллергическими реакциями на лекарственные препараты

Характеристики диагностических методов Таблица 2. 2.

Вопрос, на который отвечает данный показатель

Формула для вычисления

Вероятность положительно-го результата при наличии заболевания.

Насколько хорош тест для выявления людей, имеющих данное заболевание?

Вероятность отрицательного результата в отсутствие заболевания

Насколько хорош тест для исключения людей, не имеющих данного заболевания?

Прогностическая ценность положительного результата

Вероятность того, что при положительной пробе заболевание действительно есть.

Какова вероятность наличия данного заболевания?

Прогностическая ценность отрицательного результата

Вероятность того, что при отрицательной пробе заболевания действительно нет.

Какова вероятность отсутствия данного заболевания?

Вероятность правильного диагноза

Какова диагностическая точность метода?

где: А – истинно-положительные результаты метода,

В – ложно-положительные результаты метода,

С – ложно-отрицательные результаты метода,

Д – истинно-отрицательные результаты метода.

Статью добавил(а):

что значит медико диагностическое дело. Смотреть фото что значит медико диагностическое дело. Смотреть картинку что значит медико диагностическое дело. Картинка про что значит медико диагностическое дело. Фото что значит медико диагностическое дело

Баринов Виктор Евгеньевич

Статья добавлена 9 июня 2016 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

СпециальностьПрофиль специальностиНаименование должности
Лечебное делоТерапевтический