что значит медведь на ухо наступил

Что означает выражение медведь на ухо наступил. Что значит «медведь на ухо наступил», кого имеют в виду

Главная страница » Фразеологический словарь » Значение фразеологизма «Медведь на ухо наступил»

Автор статьи: Мария Знобищева

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России. Дата публикации:21.05.2019

что значит медведь на ухо наступил. Смотреть фото что значит медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что значит медведь на ухо наступил. Картинка про что значит медведь на ухо наступил. Фото что значит медведь на ухо наступил

Фразеологизмы, связанные с медведем, обращают на себя самое пристальное внимание иностранцев, ведь этот зверь считается русским национальным символом.

А вот какой смысл они несут? Намекают ли на чей-то огромный рост? Или хотят подчеркнуть неуклюжесть, нерасторопность?

А что происходит с человеком, когда медведь наступает ему на ухо? Подумаем об этом вместе.

Значение фразеологизма

Выражением «Медведь на ухо наступил» как правило характеризуют людей, которые совсем не имеют способностей к музыке или попросту лишёны слуха.

Такой горе-музыкант не может адекватно воспроизвести звукоряд, фальшивит во время игры на инструменте или исполнения песни.

Чаще всего исправить оплошность не представляется возможным, так как недостаток музыкальной чуткости чаще всего является врождённым.

Например, фразу о мишке, якобы виновном в певческой неудаче, можно услышать на прослушивании в музыкальном училище. «Вам, видно, медведь, на ухо наступил – взять мы вас не можем!» — скажет преподаватель по вокалу неудавшемуся студенту.

Часто эта идиома звучит как самохарактеристика, когда человека просят спеть в дружеской компании, а он отказываясь и смущаясь произносит «Не могу, мои дорогие! Косолапый по моим ушам не просто прошёл, но ещё и потоптался».

Сваливать вину за свой огрех на встречу с хозяином леса в наше время странновато. Фразеологизм давно используется в переносном смысле, а вот в былые времена такое объяснение вполне могло восприниматься буквально.

Медведь на ухо наступил

Автор: Дмитрий Сироткин

Фразеологизм «медведь на ухо наступил» — о плохом слухе, а не о раздавленном ухе.

Медведи всё реже наступают нам на уши, но фразеологизм отнюдь не превращается от этого в архаизм, мы продолжаем им пользоваться.

Давайте рассмотрим значение и происхождение, синоним, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Медведь на ухо наступил – лишенный музыкального слуха

В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:

Происхождение фразеологизма

Как это часто бывает, происхождение фразеологизма «медведь на ухо наступил» неочевидно. Имеется несколько версий:

В заключение выскажу собственное мнение: версия с гиперболой кажется мне наиболее правдоподобной. Все-таки трудно представить реальную ситуацию как на охоте, так и во время ярмарочной борьбы с медведем, когда бы он именно наступил на ухо противника. Странная это была бы диспозиция.

Предложения из произведений писателей

Все замолчали. Слышно было лишь, как в доме за садом терзала пианолу барышня Ивлева, которой медведь ухо отдавил, как говорят в народе (А. Чехов, «Недоразумение») — кстати, цитаты Чехова

Русской интеллигенции — точно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. (А. Блок, «Интеллигенция и революция») Андрей Андреич неплохо исполняет «Марсельезу», «Интернационал». Петь любит, но слуху нет; Нина Яковлевна над ним смеется: — Вам медведь на ухо наступил. (В. Шишков, «Угрюм-река»)

Лучшие наши дивизионные радисты принимали тогда на слух двадцать три пятизначные группы в минуту. А я, обученный впопыхах за какой-нибудь месяц в школе младших командиров, я, от природы не блиставший способностями, один из тех, кому «медведь на ухо наступил», принимал всего восемь групп, ну, при удаче и усердии девять. (В. Тендряков, «Рассказы радиста»)

Хотя ей медведь на ухо наступил, она целыми днями громко распевала всякие мелодии и делала это так зажигательно, что казалось, она не только поёт, но и отплясывает. (Г. Маркес, «История похищения») — кстати, цитаты Маркеса

Как видим, фразеологизм «медведь на ухо наступил» оказался весьма полезным в жизни, и, судя по современной живой речи, уверенно сохраняет свои позиции.

Далее вы можете ознакомиться с еще одним «медвежьим» фразеологизмом «медвежья услуга», а также с другими фразеологизмами:

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Происхождение выражения

Медведь считался среди славян животным священным. Охота на него приравнивалась к поединку с духом леса, а лес отождествлялся с чужим, потаённым, враждебным пространством.

Лесному хозяину приписывались лучшие человеческие свойства: мудрость, сила, мощь. В сказках медведей уважительно величают по имени-отчеству. Отголоски этих сакральных верований есть и во фразеологии.

Благодаря величайшему испытанию мужской доблести наших предков – медвежьей охоте – появились такие выражения, как «лезть на рожон», «делить шкуру неубитого медведя», «медведь на ухо наступил».

Дикий гигант мог заломать, подмяв под себя и придавив охотника к земле. Если человек не погибал, то на всю жизнь оставался калекой. Многие теряли слух, а вместе с ним и другие способности к адекватному восприятию мира.

Про таких людей говорили: «Он мишкой покалеченный». У выражения об ухе, испытавшем на себе тяжесть медвежьей лапы, изначально был похожий смысл.

Позже он сосредоточился исключительно в области слуха и музыкальных способностей.

История фразы

Основной смысл «медведь на ухо наступил» зародился на Руси из развлечений с животным на привязи. Базарные потехи были периодическими, проводились состязания, на которых молодцы мерялись силой со зверем.

Задача богатыря заключалась в том, чтобы обездвижить медведя. Он должен был иметь недюжинную силу, ведь зверь в ярости мог запросто разорвать обидчика. После выступлений мужчины часто приобретали невосполнимые увечья.

Одним из таких была частичная потеря слуха, когда огромный противник наваливался на несчастного всем своим весом. Такого человека называли покалеченным мишкой, неспособным слышать речь, повторять песни, воспринимать правильно тихую музыку. Оттуда и пошла история фразы о медведе и ухе. Аналогичные повреждения получали охотники во время травли огромного зверя.

Прежде всего, давайте разберёмся с терминологией. Что такое музыкальный слух? Что имеют в виду, когда говорят, что он абсолютный или, скажем, относительный? Как перевести на язык физиологии фразу «медведь на ухо наступил»?

Музыкальный слух — это способность различать звуки различной высоты, или, на языке физики, частоты. Сразу оговоримся, что такое определение несколько упрощает ситуацию, поскольку у звука есть и другие свойства, важные для человеческого восприятия, например тембр. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев тщательно изучил феномен музыкального слуха. В частности, он обнаружил, что гласные «у» и «и», пропетые на одной ноте, 30% испытуемых воспринимают как звуки разной высоты: «у» кажется ниже.

Иными словами, почти треть людей путают высоту звука с другими характеристиками. Интересно, что этот феномен может и помогать отличать звуки разной высоты, поскольку они имеют разную тембровую окраску. Неосознанно ориентируясь на тембр, даже «звукочастотно глухие» люди могут различать ноты, издаваемые с помощью музыкального инструмента. А вот с компьютерными звуками такой «трюк» не пройдёт, поскольку они могут быть чистыми тонам.

Абсолютный слух

Слух бывает абсолютным и относительным. Абсолютный слух — это способность определять абсолютную высоту (частоту) музыкального звука, не сравнивая с эталоном. Например, человек с абсолютным слухом, мельком услышав пение птицы, может уверенно сказать: прозвучали такие-то ноты. Это будет проявлением пассивного

абсолютного слуха. Если же человек может без музыкального сопровождения точно воспроизвести голосом любую ноту (допустим, сказали ему «спой до диез» — споет именно до диез), то его слух будет называться
активным
абсолютным.

Такие способности не часто встречаются даже в среде профессионалов: абсолютный слух имеют около 9% музыкантов, а из них лишь 35% обладают активным абсолютным слухом.

Среди обычных людей абсолютных слух встречается ещё реже — у одного человека на десять тысяч.

Откуда что берется?

Пока до конца не установлено, является ли абсолютный слух чисто врождённым свойством человека или его можно приобрести в ходе тренировок. Первая гипотеза представляется более вероятной, и её подтверждают данные последних исследований. Ученые Университета Калифорнии в Сан-Франциско в течение трех лет искали людей с абсолютным слухом – нашли более 2200 человек. При расспросе оказалось, что способность узнавать и воспроизводить звуки у них отмечалась с раннего детства, ещё до начала занятий музыкой. С годами слух только улучшался. Так ученые сделали вывод о том, что абсолютный слух является врождённым качеством и обусловлен генотипом человека.

Впрочем, выявить «ген абсолютного слуха» до сих пор не удалось.

Пока одни исследователи доказывают, что абсолютный слух не бывает приобретённым, другие разрабатывают методы его развития. Изобретена не одна методика, позволяющая, по утверждению авторов, в процессе тренировок достичь абсолютного слуха (способ П. Бережанского). Однако, вероятно, не обладая врождёнными способностями, с их помощью можно достичь только псевдоабсолютного слуха — научиться распознавать звуки, сравнивая их с заученным эталоном.

Относительный слух

К счастью для тех, кому не посчастливилось родиться с абсолютным слухом, есть и другой способ распознавать звуки, называемый относительным слухом. Его суть, как и следует из названия, заключается в сравнении высоты одних звуков с другими. Для того, чтобы набор звуков воспринимался как мелодия, важны не столько абсолютные частоты, сколько их соотношение. По этой причине относительный слух позволяет успешно распознавать и играть мелодии. И во многом заменяет абсолютный.

Откуда что берется?

Почему одни люди с легкостью воспроизводят даже очень сложные мотивы, а другие не могут опознать мелодию вызова собственного мобильника? Прежде всего, виной тому генетические особенности. Об этом свидетельствуют данные близнецовых исследований, выполненных группой ученых под руководством Денниса Драйна.

Однояйцевым (гены идентичны) и разнояйцевым (гены различны, но сходы условия жизни) близнецам предложили тест — проигрывали отрывки известных мелодий, часть из которых исполняли с ошибками, и предлагали найти эти неточности. Оказалось, что однояйцевые близнецы одинаково хорошо (или плохо) справляются с заданием, чего нельзя было сказать о разнояйцевых. Исследователи сделали вывод, что относительный музыкальный слух на 70–80% обусловлен наследственными факторами.

А недавно стало ясно, чем на анатомическом уровне различаются люди с развитым и неразвитым слухом. Ученые из Канады и Великобритании в совместной работе провели магнитно-резонасную томографию головного мозга «музыкальным» и «немузыкальным» людям. Оказалось, что у первых в нижней лобной извилине правого полушария головного мозга содержится меньше белого вещества. Такой результат кажется вполне логичным. Белое вещество представляет собой скопление отростков нейронов, по которым идёт передача информации. Его недоразвитие на функциональном уровне приводит к менее эффективному взаимодействию частей головного мозга, что проявляется затруднением в распознавании и воспроизведении мелодий.

Так что известная поговорка «медведь на ухо наступил» не вполне отражает действительность: причина отсутствия музыкального слуха кроется не в слуховом аппарате, а в лобной извилине головного мозга.

Человеку, который хочет заниматься музыкой, но не имеет от рождения хорошего слуха, скорее всего безразлично, кто в этом виноват: медведь или дедушка по материнской линии. Ключевой вопрос — что можно сделать в такой ситуации?

Считается, что навык сравнения звуков может приобрести любой человек в любом возрасте. В музыкальных школах относительный слух развивают на уроках сольфеджио. Для взрослых занятых людей хорошим решением могут стать компьютерные обучающие программы. Принцип их работы следующий. Программа воспроизводит определённый звук, а человек определяет его и тем или иным способом сообщает ответ программе. Для простой тренировки достаточно обычного персонального компьютера, однако полезно иметь MIDI-клавиатуру для ввода аккордов, электронные ударные для ритмических упражнений и микрофон для пропевания интервалов или мелодий. В развитии слуха особенно важна вокальная составляющая тренировок: навыки восприятия и воспроизведения музыки идут рука об руку — поэтому, если хотите заниматься всерьёз, не поленитесь приобрести микрофон.

Источник

Откуда пошло выражение «медведь на ухо наступил»

что значит медведь на ухо наступил. Смотреть фото что значит медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что значит медведь на ухо наступил. Картинка про что значит медведь на ухо наступил. Фото что значит медведь на ухо наступил

Тебе медведь на ухо наступил, что ли?!

Мир довольно жесток. И особенно это становится заметным, когда люди сталкиваются с различиями между собой. У человека, сильно досаждающего окружающим своим пением или игрой на музыкальном инструменте мимо нот, непременно поинтересуются, не наступил ли ему на ухо медведь? Так нерадивому певцу дадут понять, что он не умеет петь, а значит, лишен музыкального слуха.

Кстати, лишенный музыкального слуха человек не только плохо поет или играет, но и не слышит, не замечает фальши в пении или музицировании других людей. К слову, абсолютный музыкальный слух развить можно. Рождаются с ним лишь единицы. В среде музыкантов абсолютным музыкальным слухом обладает один из десятков тысяч профессионалов. Чтобы развивать свой музыкальный слух, необходимо регулярно заниматься музыкой (сольфеджио).

Возникновение фразы

Фраза «Медведь на ухо наступил» является крылатой. Своим существованием она обязана самому образу такого животного, как медведь. Это большое и неуклюжее создание, перемещающееся по лесу со страшным ревом. Упоминая в фразеологическом обороте такого персонажа, автор ссылается на неописуемую его физическую мощь и силу, последствия от которой могут быть непредсказуемы. И, если «косолапый» наступит случайно на ухо человеку, то ни о каком музыкальном слухе мечтать больше не придется.

Есть предположение, что история возникновения фразы «Медведь на ухо наступил» имеет отношение к охоте на медведей. Смелые и бесстрашные охотники рисковали жизнью и нередко получали ушибы и ранения в схватках с огромным разъяренным медведем.

Крылатой фразой называют фразеологизм, получивший широкое распространение. Ее источниками могут быть мифы, сказки, художественная литература и даже высказывания известных людей.

Источник

Что означает выражение медведь на ухо наступил. Что значит «медведь на ухо наступил», кого имеют в виду

Главная страница » Фразеологический словарь » Значение фразеологизма «Медведь на ухо наступил»

Автор статьи: Мария Знобищева

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России. Дата публикации:21.05.2019

что значит медведь на ухо наступил. Смотреть фото что значит медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что значит медведь на ухо наступил. Картинка про что значит медведь на ухо наступил. Фото что значит медведь на ухо наступил

Фразеологизмы, связанные с медведем, обращают на себя самое пристальное внимание иностранцев, ведь этот зверь считается русским национальным символом.

А вот какой смысл они несут? Намекают ли на чей-то огромный рост? Или хотят подчеркнуть неуклюжесть, нерасторопность?

А что происходит с человеком, когда медведь наступает ему на ухо? Подумаем об этом вместе.

Значение фразеологизма

Выражением «Медведь на ухо наступил» как правило характеризуют людей, которые совсем не имеют способностей к музыке или попросту лишёны слуха.

Такой горе-музыкант не может адекватно воспроизвести звукоряд, фальшивит во время игры на инструменте или исполнения песни.

Чаще всего исправить оплошность не представляется возможным, так как недостаток музыкальной чуткости чаще всего является врождённым.

Например, фразу о мишке, якобы виновном в певческой неудаче, можно услышать на прослушивании в музыкальном училище. «Вам, видно, медведь, на ухо наступил – взять мы вас не можем!» — скажет преподаватель по вокалу неудавшемуся студенту.

Часто эта идиома звучит как самохарактеристика, когда человека просят спеть в дружеской компании, а он отказываясь и смущаясь произносит «Не могу, мои дорогие! Косолапый по моим ушам не просто прошёл, но ещё и потоптался».

Сваливать вину за свой огрех на встречу с хозяином леса в наше время странновато. Фразеологизм давно используется в переносном смысле, а вот в былые времена такое объяснение вполне могло восприниматься буквально.

Медведь на ухо наступил

Автор: Дмитрий Сироткин

Фразеологизм «медведь на ухо наступил» — о плохом слухе, а не о раздавленном ухе.

Медведи всё реже наступают нам на уши, но фразеологизм отнюдь не превращается от этого в архаизм, мы продолжаем им пользоваться.

Давайте рассмотрим значение и происхождение, синоним, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Медведь на ухо наступил – лишенный музыкального слуха

В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:

Происхождение фразеологизма

Как это часто бывает, происхождение фразеологизма «медведь на ухо наступил» неочевидно. Имеется несколько версий:

В заключение выскажу собственное мнение: версия с гиперболой кажется мне наиболее правдоподобной. Все-таки трудно представить реальную ситуацию как на охоте, так и во время ярмарочной борьбы с медведем, когда бы он именно наступил на ухо противника. Странная это была бы диспозиция.

Предложения из произведений писателей

Все замолчали. Слышно было лишь, как в доме за садом терзала пианолу барышня Ивлева, которой медведь ухо отдавил, как говорят в народе (А. Чехов, «Недоразумение») — кстати, цитаты Чехова

Русской интеллигенции — точно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. (А. Блок, «Интеллигенция и революция») Андрей Андреич неплохо исполняет «Марсельезу», «Интернационал». Петь любит, но слуху нет; Нина Яковлевна над ним смеется: — Вам медведь на ухо наступил. (В. Шишков, «Угрюм-река»)

Лучшие наши дивизионные радисты принимали тогда на слух двадцать три пятизначные группы в минуту. А я, обученный впопыхах за какой-нибудь месяц в школе младших командиров, я, от природы не блиставший способностями, один из тех, кому «медведь на ухо наступил», принимал всего восемь групп, ну, при удаче и усердии девять. (В. Тендряков, «Рассказы радиста»)

Хотя ей медведь на ухо наступил, она целыми днями громко распевала всякие мелодии и делала это так зажигательно, что казалось, она не только поёт, но и отплясывает. (Г. Маркес, «История похищения») — кстати, цитаты Маркеса

Как видим, фразеологизм «медведь на ухо наступил» оказался весьма полезным в жизни, и, судя по современной живой речи, уверенно сохраняет свои позиции.

Далее вы можете ознакомиться с еще одним «медвежьим» фразеологизмом «медвежья услуга», а также с другими фразеологизмами:

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Происхождение выражения

Медведь считался среди славян животным священным. Охота на него приравнивалась к поединку с духом леса, а лес отождествлялся с чужим, потаённым, враждебным пространством.

Лесному хозяину приписывались лучшие человеческие свойства: мудрость, сила, мощь. В сказках медведей уважительно величают по имени-отчеству. Отголоски этих сакральных верований есть и во фразеологии.

Благодаря величайшему испытанию мужской доблести наших предков – медвежьей охоте – появились такие выражения, как «лезть на рожон», «делить шкуру неубитого медведя», «медведь на ухо наступил».

Дикий гигант мог заломать, подмяв под себя и придавив охотника к земле. Если человек не погибал, то на всю жизнь оставался калекой. Многие теряли слух, а вместе с ним и другие способности к адекватному восприятию мира.

Про таких людей говорили: «Он мишкой покалеченный». У выражения об ухе, испытавшем на себе тяжесть медвежьей лапы, изначально был похожий смысл.

Позже он сосредоточился исключительно в области слуха и музыкальных способностей.

История фразы

Основной смысл «медведь на ухо наступил» зародился на Руси из развлечений с животным на привязи. Базарные потехи были периодическими, проводились состязания, на которых молодцы мерялись силой со зверем.

Задача богатыря заключалась в том, чтобы обездвижить медведя. Он должен был иметь недюжинную силу, ведь зверь в ярости мог запросто разорвать обидчика. После выступлений мужчины часто приобретали невосполнимые увечья.

Одним из таких была частичная потеря слуха, когда огромный противник наваливался на несчастного всем своим весом. Такого человека называли покалеченным мишкой, неспособным слышать речь, повторять песни, воспринимать правильно тихую музыку. Оттуда и пошла история фразы о медведе и ухе. Аналогичные повреждения получали охотники во время травли огромного зверя.

Прежде всего, давайте разберёмся с терминологией. Что такое музыкальный слух? Что имеют в виду, когда говорят, что он абсолютный или, скажем, относительный? Как перевести на язык физиологии фразу «медведь на ухо наступил»?

Музыкальный слух — это способность различать звуки различной высоты, или, на языке физики, частоты. Сразу оговоримся, что такое определение несколько упрощает ситуацию, поскольку у звука есть и другие свойства, важные для человеческого восприятия, например тембр. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев тщательно изучил феномен музыкального слуха. В частности, он обнаружил, что гласные «у» и «и», пропетые на одной ноте, 30% испытуемых воспринимают как звуки разной высоты: «у» кажется ниже.

Иными словами, почти треть людей путают высоту звука с другими характеристиками. Интересно, что этот феномен может и помогать отличать звуки разной высоты, поскольку они имеют разную тембровую окраску. Неосознанно ориентируясь на тембр, даже «звукочастотно глухие» люди могут различать ноты, издаваемые с помощью музыкального инструмента. А вот с компьютерными звуками такой «трюк» не пройдёт, поскольку они могут быть чистыми тонам.

Абсолютный слух

Слух бывает абсолютным и относительным. Абсолютный слух — это способность определять абсолютную высоту (частоту) музыкального звука, не сравнивая с эталоном. Например, человек с абсолютным слухом, мельком услышав пение птицы, может уверенно сказать: прозвучали такие-то ноты. Это будет проявлением пассивного

абсолютного слуха. Если же человек может без музыкального сопровождения точно воспроизвести голосом любую ноту (допустим, сказали ему «спой до диез» — споет именно до диез), то его слух будет называться
активным
абсолютным.

Такие способности не часто встречаются даже в среде профессионалов: абсолютный слух имеют около 9% музыкантов, а из них лишь 35% обладают активным абсолютным слухом.

Среди обычных людей абсолютных слух встречается ещё реже — у одного человека на десять тысяч.

Откуда что берется?

Пока до конца не установлено, является ли абсолютный слух чисто врождённым свойством человека или его можно приобрести в ходе тренировок. Первая гипотеза представляется более вероятной, и её подтверждают данные последних исследований. Ученые Университета Калифорнии в Сан-Франциско в течение трех лет искали людей с абсолютным слухом – нашли более 2200 человек. При расспросе оказалось, что способность узнавать и воспроизводить звуки у них отмечалась с раннего детства, ещё до начала занятий музыкой. С годами слух только улучшался. Так ученые сделали вывод о том, что абсолютный слух является врождённым качеством и обусловлен генотипом человека.

Впрочем, выявить «ген абсолютного слуха» до сих пор не удалось.

Пока одни исследователи доказывают, что абсолютный слух не бывает приобретённым, другие разрабатывают методы его развития. Изобретена не одна методика, позволяющая, по утверждению авторов, в процессе тренировок достичь абсолютного слуха (способ П. Бережанского). Однако, вероятно, не обладая врождёнными способностями, с их помощью можно достичь только псевдоабсолютного слуха — научиться распознавать звуки, сравнивая их с заученным эталоном.

Относительный слух

К счастью для тех, кому не посчастливилось родиться с абсолютным слухом, есть и другой способ распознавать звуки, называемый относительным слухом. Его суть, как и следует из названия, заключается в сравнении высоты одних звуков с другими. Для того, чтобы набор звуков воспринимался как мелодия, важны не столько абсолютные частоты, сколько их соотношение. По этой причине относительный слух позволяет успешно распознавать и играть мелодии. И во многом заменяет абсолютный.

Откуда что берется?

Почему одни люди с легкостью воспроизводят даже очень сложные мотивы, а другие не могут опознать мелодию вызова собственного мобильника? Прежде всего, виной тому генетические особенности. Об этом свидетельствуют данные близнецовых исследований, выполненных группой ученых под руководством Денниса Драйна.

Однояйцевым (гены идентичны) и разнояйцевым (гены различны, но сходы условия жизни) близнецам предложили тест — проигрывали отрывки известных мелодий, часть из которых исполняли с ошибками, и предлагали найти эти неточности. Оказалось, что однояйцевые близнецы одинаково хорошо (или плохо) справляются с заданием, чего нельзя было сказать о разнояйцевых. Исследователи сделали вывод, что относительный музыкальный слух на 70–80% обусловлен наследственными факторами.

А недавно стало ясно, чем на анатомическом уровне различаются люди с развитым и неразвитым слухом. Ученые из Канады и Великобритании в совместной работе провели магнитно-резонасную томографию головного мозга «музыкальным» и «немузыкальным» людям. Оказалось, что у первых в нижней лобной извилине правого полушария головного мозга содержится меньше белого вещества. Такой результат кажется вполне логичным. Белое вещество представляет собой скопление отростков нейронов, по которым идёт передача информации. Его недоразвитие на функциональном уровне приводит к менее эффективному взаимодействию частей головного мозга, что проявляется затруднением в распознавании и воспроизведении мелодий.

Так что известная поговорка «медведь на ухо наступил» не вполне отражает действительность: причина отсутствия музыкального слуха кроется не в слуховом аппарате, а в лобной извилине головного мозга.

Человеку, который хочет заниматься музыкой, но не имеет от рождения хорошего слуха, скорее всего безразлично, кто в этом виноват: медведь или дедушка по материнской линии. Ключевой вопрос — что можно сделать в такой ситуации?

Считается, что навык сравнения звуков может приобрести любой человек в любом возрасте. В музыкальных школах относительный слух развивают на уроках сольфеджио. Для взрослых занятых людей хорошим решением могут стать компьютерные обучающие программы. Принцип их работы следующий. Программа воспроизводит определённый звук, а человек определяет его и тем или иным способом сообщает ответ программе. Для простой тренировки достаточно обычного персонального компьютера, однако полезно иметь MIDI-клавиатуру для ввода аккордов, электронные ударные для ритмических упражнений и микрофон для пропевания интервалов или мелодий. В развитии слуха особенно важна вокальная составляющая тренировок: навыки восприятия и воспроизведения музыки идут рука об руку — поэтому, если хотите заниматься всерьёз, не поленитесь приобрести микрофон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *