что значит меццо сопрано в музыке
Меццо-сопрано
Меццо-сопрано (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano — верхний) — женский певческий голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля второй октавы. Некоторые роли, предназначенные для сопрано, часто исполняют меццо-сопрано. Это придает ролям полноту и драматическую глубину, что часто им подходит. К таким ролям относятся Деспина в опере «Так поступают все» и Церлина в «Дон Жуане» Моцарта. Другие роли, предназначенные для драматических сопрано, находятся между сопрано и меццо-сопрано. Меццо-сопрано часто играют Сантуццу в «Сельской чести» Пьетро Масканьи, леди Макбет в «Макбете» Верди, и даже Изольду в «Тристане и Изольде» Рихарда Вагнера. Эти примеры показывают, что граница между сопрано и меццо-сопрано чётко не определена.
В русской исполнительской традиции меццо-сопрано значительно отличаются по тембру от центральных и высоких сопрано. Для них характерен крупный, глубокий звук, очень насыщенный по окраске и несколько тяжеловесный. В западной же традиции разница между меццо-сопрано и центральным лирическим сопрано лишь в диапазоне, при этом меццо-сопрано имеют явный «сопрановый» звук, довольно светлый, и обладают большой подвижностью голоса.
Содержание
Разновидности
Классические оперные партии меццо-сопрано
Партии сопрано в опереттах и мюзиклах
Известные певицы меццо-сопрано
Примечания
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Женские | Сопрано (Колоратурное сопрано • Лирическое сопрано • Драматическое сопрано) • Меццо-сопрано • Контральто | |
---|---|---|
Мужские | Контратенор • Тенор (Тенор-альтино • Лирический тенор • Драматический тенор) Баритон (Лирический баритон • Лирико-драматический баритон • Драматический баритон) • Бас (Бас-кантанте • Бас-профундо) | |
Прочее | Колоратура • Дискант • Фальцет • Певцы-кастраты | |
Списки певцов | Басы • Баритоны • Теноры • Контральто • Меццо-сопрано • Сопрано |
Полезное
Смотреть что такое «Меццо-сопрано» в других словарях:
МЕЦЦО-СОПРАНО — высекай женский голос, но ниже сопрано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. МЕЦЦО СОПРАНО женский голос выше альта, но ниже сопрано. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском… … Словарь иностранных слов русского языка
МЕЦЦО-СОПРАНО — МЕЦЦО СОПРАНО, нескл., ср. и жен. (итал. mezzo soprano, букв. средне высокий) (муз.). 1. ср. Женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. Красивое меццо сопрано. 2. жен. Певица, обладающая таким голосом (разг.). Эту партию вчера,… … Толковый словарь Ушакова
МЕЦЦО-СОПРАНО — МЕЦЦО СОПРАНО, нескл. 1. ср. Женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. Красивое меццо сопрано. 2. жен. Певица с таким голосом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
меццо-сопрано — сущ., кол во синонимов: 4 • голос (44) • меццо (1) • меццосопрано (2) • … Словарь синонимов
МЕЦЦО-СОПРАНО — (итальянское mezzosoprano), женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто … Современная энциклопедия
МЕЦЦО-СОПРАНО — (итал. mezzosoprano от mezzo средний), женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто … Большой Энциклопедический словарь
Меццо-сопрано — (итальянское mezzosoprano), женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
меццо-сопрано — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
меццо-сопрано — меццо сопрано, нескл … Орфографический словарь-справочник
меццо-сопрано — нескл., с. и ж. 1) с. Женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. Красивое меццо сопрано. 2) ж. Певица, обладающая таким голосом. Репертуар для меццо сопрано. Выдающаяся меццо сопрано. • Этимология: От итальянского mezzosoprano… … Популярный словарь русского языка
Значение слова «меццо-сопрано»
МЕ́ЦЦО-СОПРА́НО, нескл., ср. Женский голос, по высоте средний между сопрано и контральто. || ж. Певица с таким голосом. Кроме Шаляпина, в Нижегородской оперной труппе пользовались успехом сопрано Цветкова, меццо-сопрано Любатович. Собольщиков-Самарин, Записки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Меццо-сопрано зачастую исполняют партии контральто, иногда также сопрановые партии.
В русской исполнительской традиции меццо-сопрано значительно отличаются по тембру от центральных и высоких сопрано. Для них характерен крупный, глубокий звук, очень насыщенный по окраске и несколько тяжеловесный. В западной же традиции разница между меццо-сопрано и центральным лирическим сопрано лишь в диапазоне, при этом меццо-сопрано имеют явный «сопрановый» звук, довольно светлый, и обладают большой подвижностью голоса.
МЕ’ЦЦО-СОПРА’НО, нескл., ср. и ж. [ит. mezzo-soprano, букв. средне-высокий] (муз.). 1. ср. Женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. Красивое м. 2. ж. Певица, обладающая таким голосом (разг.). Эту партию вчера, против обыкновения, исполняла м.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мѐццо-сопра́но
1. муз. женский певческий голос, средний по высоте между сопрано и контральто
2. <<ж.>> одуш. муз. певица с таким голосом
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: форсировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Женский голос меццо-сопрано. Как его выявить при обучении вокальному мастерству
Голос меццо-сопрано редко встречается в природе, но зато имеет очень красивое, сочное и бархатистое звучание. Найти певицу с таким голосом – большая удача для преподавателя, этот голос имеет широкое применение на оперной сцене, и в различных направлениях музыки.
Меццо-сопрано с красивым тембром проще поступить в музыкальные учебные заведения, а в дальнейшем найти работу в оперном театре, ведь певиц с меццо-сопрано всегда не хватает и их не так много, как женщин с высокими певческими голосами.
Из статьи вы узнаете, как формируется прекрасный женский голос и где можно найти ему достойное применение.
Чем отличается меццо-сопрано от других голосов
В итальянской школе так называют голос, который раскрывается на терцию ниже драматического сопрано. В переводе на русский язык «меццо-сопрано» означает «немного сопрано». Он имеет красивое бархатистое звучание и раскрывается не на верхних нотах, а на среднем участке диапазона, от ля малой октавы до ля второй.
При пении более высоких нот богатый, сочный тембр меццо-сопрано теряет характерную окраску, становится тусклым, резким и бесцветным, в отличие от сопрано, голос которых начинает раскрываться на верхних нотах, приобретая красивое головное звучание. Хотя в истории музыки известны примеры меццо, которые могли не терять своего красивого тембра даже на верхних нотах и легко пели сопрановые партии. В итальянской школе меццо может звучать как лирико-драматическое или драматическое сопрано, но по диапазону быть ниже этих голосов примерно на терцию.
В российской оперной школе этот голос отличается сочным и богатым тембром, иногда напоминая контральто – самый низкий голос у женщин, который может петь теноровые партии. Поэтому меццо-сопрано с недостаточно глубоким и выразительным тембром относят к сопрано, что часто составляем много трудностей для этого голоса. Поэтому многие девушки с такими голосами уходят в эстраду и джаз, где могут петь в удобной для себя тесситуре. Сформированное меццо-сопрано можно разделить на лирическое (близкое к сопрано) и драматическое.
В хоре лирические меццо-сопрано поют партию первых альтов, а драматические – вторых вместе с контральто. В народном хоре они исполняют партии альтов, а в эстрадном и джазовом направлении меццо-сопрано ценится за красивый тембр и за выразительные низкие ноты. Кстати, многие современные исполнительницы на зарубежной эстраде отличаются характерным меццо-сопрановым тембром несмотря на другую подачу звука.
Основными отличиями меццо-сопрано от других голосов являются следующие признаки:
Почему меццо-сопрано трудно определить
Этот голос больше других вызывает споры преподавателей, потому, что выявить у детей и подростков его очень трудно. Меццо-сопрано формируется позже других голосов, поэтому девушек с несформировавшимся голосом в хоре ставят во второе и даже в первое сопрано, что для них представляет большие трудности и может вообще отбить интерес к занятиям. Иногда высокие детские голоса после переходного возраста приобретают характерное меццо-сопрановое звучание, но чаще меццо-сопрано получаются из альтов. Точно определить меццо-сопрано можно к 18 или 19 годам. Но и тут преподаватели могут ошибиться.
Дело в том, что не все меццо-сопрано имеют яркий и выразительный бархатный тембр, как у оперных певиц. Часто они звучат красиво, но неярко в первой октаве и после неё только потому, что их тембр не такой сильный и выразительный, как у знаменитостей мирового масштаба. Оперные голоса с таким тембром нечасто встречаются в природе, поэтому девушек, не соответствующих оперных требованиями автоматически относят к сопрано. Но на самом деле у них просто недостаточно выразительный для оперы голос. В этом случае решающим будет диапазон, а не тембр. Вот почему меццо-сопрано трудно определить с первого раза.
У детей до 10 лет уже можно предположить дальнейшее развитие меццо-сопрано по грудному тембру и неразвитому верхнему регистру голоса. Иногда, ближе к переходному возрасту, высота и выразительность голоса начинает снижаться и при этом расширяться грудной регистр голоса. Но точный результат будет виден уже после 14 или 16 лет, а порой и позже.
Известные певицы – СПИСОК
Меццо-сопрано востребовано не только в опере. В народном пении, джазовом и эстрадном направлении есть много певиц с таким голосом, тембр и диапазон которого позволяют найти женщинам достойное применение. Конечно, у эстрадной певицы труднее определить размах голоса и доступные ему тональности, но по тембру можно выявить характер голоса.
Самые известные оперные певицы с таким голосом это Елена Образцова, Чечилия Бартоли, Эллина Гаранча, Кэтрин Дженкис, Магдалена Кожена, Юлия Лежнева, обладающая редким типом этого голоса – колоратурным меццо-сопрано, и многие другие.
Среди народных артисток нашей страны с голосом меццо-сопрано можно назвать Людмилу Зыкину и Надежду Бабкину (драматическое меццо-сопрано). Несмотря на пение в народной манере, меццо-сопрано выдаёт бархатистый тембр и окраска голоса.
Эстрадные певицы с меццо-сопрано отличаются глубоким грудным звучанием голоса. Окраска этого голоса хорошо слышна у таких певиц, как Слава, Наталья Орейро и Надежда Грановская.
Автор – Аристархова Мария
Меццо-сопрано
Меццо-сопрано – это средний по высоте, и сложнейший по постановке и по техническим характеристикам женский голос. По крайней мере – русский педагоги всегда выделяли в сложности постановки именно этот голос, что не скажешь про итальянских и вообще европейских мастеров-вокала, те например, считали тенор самым сложным и загадочным голосом.
Диапазон как и в любом другом случае может колебаться и зависеть от массы индивидуальных качеств певицы, но по статистике он включает в себя ноты от Ля малой октавы – Ля 2 октавы. Само собой данный диапазон является рабочим, но большинство меццо, как и любые другие женские голоса, имеют диапазон две с половиной — три октавы.
Многие меццо-сопрано легко исполняют партии сопрано, часто в оперных постановках роли сопрано отдают меццо для придания особого насыщенного звучания. Диапазоны партий сопрано и меццо зачастую одинаковы.
Тембр у меццо-сопрано особенный и уникальный, как и любой другой голос, когда он в распоряжении хорошего исполнителя. Тембр впитал в себя нижний бархатный регистр от контральто, серебристые, но по своему металлические верха от драматического сопрано и включает в себя насыщенную, вкусную середину голоса, что делает его, как ничто особенным.
В постановке подобного голоса первой проблемой педагоги выделяют наличие трёх регистров и соответственно двух переходных тонов, хотя это понятие очень и очень растяжимое, оперные певицы, как они утверждают, совершенно не чувствуют этих переходных нот. Конечно, подобные разногласия существуют в историях со всеми голосами, говорить ли начинающему студенту о переходных нотах или игнорировать их? Извечный вопрос. В случае с каждым учеником по разному, кому-то лучше не говорить, потому что существует вероятность, что студент зациклится на переходниках, и потом будет очень трудно избавить его от данного стереотипа и наоборот.
Мой преподаватель пения считал, что главное — это правильная опора дыхания и пение всего голоса в одной позиции, и легче всего учиться этому сразу, возможно такой труд даёт результат не сразу, но иначе есть опасность не научиться сглаживать данные переходы в любом голосе.
Голос должен быть одним целым, одним беспрерывным потоком звука, там нет места преградам и изломам. Надо правильно опирать звук и тогда будь это меццо или кто ни будь ещё, петь будет удобно любые ноты, потому что звучать они будут, как одна.
Так же, не могу не упомянуть о том, что в Европейских школах вокала меццо-сопрано и сопрано имеют небольшие различия в тембре, чего не сказать о Русской школе в которой они явно отличаются насыщенным грудным звучанием, скорее приближенным к высокому контральто, чем к сопрано.
Что значит меццо сопрано в музыке
Что такое меццо-сопрано и чем же оно так отличается от других? Тембр голоса, который можно отнести к меццо-сопрано, довольно редко встречается в природе женских голосов по отношению к тому же сопрано. Для меццо-сопрано характерно глубокое, сочное бархатистое звучание. Рабочий диапазон такого голоса – от ля малой до ля второй. В этой тесситуре тембр становится мягким, насыщенным, объёмным. Но обозначенные рамки диапазона не говорят о том, что певица не может исполнить ноты выше или ниже, конечно может, но за пределами этих регистров тембр меццо-сопрано теряет своё характерное звучание, становится тусклым, резким и бесцветным, в отличие от сопрано, которое в данной тесситуре только начинает раскрываться. Но, справедливости ради, надо сказать, что существует много исполнительниц – обладательниц меццо-сопрано, которых приписывают к сопрано за недостаточность густого тембрального окраса, который является визитной карточкой этого тембра. И зачастую таким певицам приходится уходить в эстраду или джаз, чтобы петь в удобной для себя тесситуре, что никак не умоляет их таланта и возможностей, а часто даже раскрывает их потенциал, ведь не каждый певец или певица рождены для оперы, да и не всякий истинный меломан и любитель музыки предпочтёт оперу другим жанрам, тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но вернёмся к нашему меццо.
Как же нам отличить и выявить именно меццо-сопрано? Вот несколько признаков истинного меццо-сопрано:
Таким образом при небольших различиях в диапазоне меццо-сопрано и сопрано важно понимать, что меццо-сопрано отличает насыщенность, густота и бархотность звучания. Иногда в опере некоторые партии сопрано отдают меццо-сопрано, чтобы придать героине глубину и драматичность.
Тембр меццо-сопрано являет собой совокупность черт как сопрано так и контральто. Это также выявляет его уникальность. Певицы с таким голосом способны исполнять свои партии, придавая им бархатистость контральто в нижних регистрах и звонкое наполненное звучание сопрано в верхних.
Такая уникальность имеет и свои сложности, и не только в определении этого тембра у певицы, но и правильной постановки такого голоса. Во-первых, тембр у девушек окрашивается примерно к 20-ти годам (а зачастую в этом возрасте музыканты уже активно выступают), а во-вторых, педагоги выделяют три регистра, а значит два переходных тона, что также вносит дополнительные тонкости в постановке голоса.
Обладательницами такого необыкновенно красивого тембра являются Елена Образцова, Надежда Обухова, Людмила Зыкина, Тамара Синявская. Из зарубежных исполнительниц можно выделить Чечилию Бартоли, Джойс ДиДонато и ещё много прекрасных певиц.