что значит микроклимат в семье
Консультация «Микроклимат семьи. Его влияние»
Ковригина Юлия Игоревна
Консультация «Микроклимат семьи. Его влияние»
Психологический микроклимат семьи — важная составляющая, поскольку в семье человек проводит большую половину жизни. Главные функции семьи — поддержка, устранение стресса, любовь к ближним, желание прийти на помощь. Эмоции передаются вербально, невербально. Через эмоциональное состояние членов семьи мир воспринимается, как враждебная или доброжелательная сущность. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Есть 2 вида психологического климата — благоприятный, неблагоприятный. Чтобы определить тип семьи по этому фактору,необходимо честно ответить на несколько вопросов:
как часто члены семьи проводят время вместе;
доставляет ли им удовольствие находиться нахождение дома;
учитывается ли мнение детей при решении текущих вопросов;
как родители и другие родственники — бабушки и дедушки — взаимодействуют со всеми остальными.
Если ответы положительные, атмосфера внутри семьи благоприятная. Если люди не знают ответа на вопрос или отвечают негативно, значит отношениям, собственному поведению нужно уделить внимание.
Особенно опасен негативный опыт семейных отношений для растущего поколения. Дети, выросшие в неблагополучной среде, имеют психические отклонения, склонны к насилию, или наоборот — принимают позицию жертвы. Малыши чаще болеют, испытывают состояние тревожности. Это потенциальные клиенты психологов, психотерапевтов. Они строят отношения, напоминающие их собственные в детстве.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными
положениями гуманисической психологии.
Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается
в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания оказывают влияние личностные качества родителей.
Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».
Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания способствуют значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.
Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.
Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.
Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на психику ребенка» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Влияние компьютерных игр на.
Консультация для родителей «Влияние солнца на детский организм» С наступлением жарких летних деньков все спешат больше времени проводит на свежем воздухе. Солнце благотворно влияют на детский организм.
Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.
Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.
Психологический климат в семье
Все начинается с семьи.
Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.
Так для благоприятного психологического климатахарактерны следующие признаки:
2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,
3. высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,
4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье,
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье:
Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.
Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.
Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.
В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.
Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.
Детей учит то, что их окружает.
•Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;
•Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;
•Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;
•Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;
•Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;
•Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
•Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;
•Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;
•Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
•Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
«Мама, это ты?» Психологический рассказ В детстве эти края Ему всегда напоминали кадры из фильма «Женя, Женечка и Катюша». Или наоборот, Он всегда в этом фильме вспоминал родные.
Физкультурно-психологический досуг «Наш цирк» Предварительная работа: Чтение стихов о цирке. Беседы о цирке с показом иллюстраций. Прослушивание песен о цирке: «Цирк Шапито», «Клоун.
Психологический тест для дошкольников «Моя семья» Дети с интересом относятся к тестированию. Для них тесты – новый вид увлекательной игры. Пока ребенок увлечен этой игрой, психолог проводит.
Психологический тренинг для родителей: «Если что, я с тобой!» Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей. Задачи: 1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия.
Эколого — психологический проект «Мир прекрасный и удивительный» Вид проекта: познавательно – творческий. Длительность проекта: долгосрочный (с 24 февраля по 24 декабря 2016г). Возрастная группа: старший.
Эколого-психологический тренинг «Прогулка в лес» Эколого – психологический тренинг «Прогулка в лес» Цель – используя дополнительный материал, расширять природоохранительный кругозор и.
Понятие семейного микроклимата.
Циклы развития семьи.
Рассмотрим периодизацию жизненного цикла семьи, в основе которой лежит периодизация, предложенная Carter B., McGoldrick M. (1988).
Критериями данной периодизации являются следующие характеристики семьи:
1) жизненные цели семьи,
2) задачи, реализуемые семьей для достижения целей,
4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными целями, решаемыми семейной системой.
Жизненный цикл семьи включает шесть стадий: добрачный период, заключение брака и образование новой семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения (“птенцы покидают родное гнездо”), период жизни семьи после отделения детей.
Стадия 1. добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза)
Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.
Задачи: — эмоциональная дифференциация «Я» от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;
— развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону), развитие способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера;
— становление «Я» личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.
2) заключение брака, образование новой семейной пары
Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.
Задачи: — выработка и согласование семейных ценностей и семейного уклада;
— решение вопросов главенства и установление лидерства;
— определение финансового-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);
— формирование семейного самосознания “Мы”, выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей семьи;
— установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов).
3) семья с маленькими детьми (до подросткового возраста)
Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов.
Задачи: — изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем;
— формирование родительской позиции матери и отца;
— адаптация семейной системы к включению детей;
— выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;
— установление новых отношений с расширенной семьей с включением ролей бабушек и дедушек для прародителей.
4) семья с детьми подросткового возраста
Цель: развитие семейной системы в направлении учета растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).
Задачи: — пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходимой и возможной меры независимости и самостоятельности;
— забота о старшем поколении семьи (прародителях);
— изменение “весовой категории” поколений, принятие поколением супругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и изменение характера отношений между старшей и средней генерацией: признание старшим поколением роли лидера среднего поколения;
— решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, включая успешное разрешение задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.
5) период отделения детей, приобретающих взрослый статус (семья со взрослыми детьми)
Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами;
Задачи: — реконструкция семейной системы как диады;
— формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу «взрослый-взрослый»;
— расширение семейной системы с включением в нее новых членов (супруга(и) ребенка и внуков);
— освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;
— все более всеобъемлющая забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей.
6) семья после отделения детей (в пожилом возрасте и старости)
Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семейной системы с учетом реалий возрастных изменений.
Задачи: — сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и функционирования в супружеских парах перед лицом физиологического старения, утраты физических сил и возможностей;
— изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);
— поддержка центральной роли среднего поколения;
— приобретение мудрости и опыта старости в разумном функционировании;
— столкновение со смертью супруга, друзей, ровесников, братьев, переживание утраты супруга и близких;
— построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;
— «пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.
Ролевая структура семьи.
Ролевая структура семьи обеспечивает выполнение функций семьи и удовлетворение потребностей всех ее членов. Роль — нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулируются нормами, выработанными и принятыми группой, т.е. определенными правилами, которым необходимо подчиняться для реализации совместной деятельности группы [Андреева Г. М., 1980]. Существуют правила, предписания, касающиеся как принятия ролей, так и их исполнения. Имеют место также контроль за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направленные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определенного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль.
Чтобы семья эффективно функционировала, ее ролевая структура должна отвечать следующим требованиям:
1) непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;
2) выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи;
3) принятые роли должны соответствовать возможностям личности, не должно быть явления «ролевой перегрузки».
В ролевой структуре семьи выделяют план межличностных и план конвенциональных ролей.
Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением и регулируются правом, моралью, традициями; они стандартизированы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реализации. Межличностные роли индивидуализированы, определяются конкретным характером межличностных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного общения.
Конвенциональные роли могут быть классифицированы по двум основаниям:
1) в соответствии со статусом родственных отношений (определяются историческими, культурными, этническими особенностями и значительно варьируются);
2) по функциональному принципу.
Принятие ролей осуществляется в соответствии с социокультурными нормами и стандартами, определяющими критерии оценки успешности выполнения ролей.
Ролевое поведение характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью, сформированностью мотивационного и операционно-технического компонентов ролевого поведения и конфликтностью роли, т.е. противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли [Карабанова О.А., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999].
Значительное влияние на ролевое поведение оказывает фактор родительской семьи. Особенно это важно для российской действительности, в которой распространены двухпоколенные семьи.
Принятие и исполнение ролей испытывают два типа воздействия родительской семьи, часто неосознаваемых:
1) повторение (воспроизведение) в собственной семье характера распределения семейных ролей и исполнение усвоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье;
2) отвержение семейного уклада родительской семьи [Варга А.Я., 2001; Карабанова О.А., 2001].
Остановимся на характеристике функциональных ролей в семье. Роль «кормильца» соответствует выполнению функции обеспечения материального благополучия семьи. В традиционной семье эту роль исполняет муж. В современной семье, как правило, работают оба супруга. Выполнение роли кормильца оказывает значительное влияние на решение вопроса о власти и главенстве семье.
Роль «хозяина» («хозяйки») дома реализует функцию организации и поддержания быта. В традиционной семье эта роль отводится жене. В эгалитарных семьях эти ролевые функции распределяются примерно поровну с учетом культурных стереотипов и представлений о роли мужчины и женщины в “поддержании семейного очага”. Как правило, с ролью хозяина (хозяйки дома) совмещается роль “министра финансов” семьи, ответственного за проектирование семейного бюджета и держателя кошелька. Традиционно эту роль исполняет жена, однако все чаще и чаще наблюдается тенденция совместного выполнения этой роли. Роль ответственного за воспитание младенца выделяется из воспитательной функции семьи и выступает как отдельная, так как взаимодействие ребенка с близким взрослым в младенческом возрасте носит очень тесный характер, требуя постоянного сотрудничества и присутствия взрослого. Возможности выполнения родителем, принимающим на себя функцию воспитателя младенца, других функций крайне ограничены. Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери. В современной эгалитарной семье эту функцию достаточно успешно выполняют отцы, однако нет, пожалуй, ни одной другой роли, где тенденция традиционализации распределения семейных ролей не проявляла бы себя настолько сильно. Так, например, кормление грудью, как биологически обусловленная функция матери, синхронность взаимодействия матери и ребенка, предпосылки которого были заложены еще в период пренатального развития, опережающие темпы формирования материнской родительской позиции, по сравнению с родительской позицией отца, делают именно мать наиболее адекватной фигурой для формирования первой социальной потребности ребенка в контакте со взрослым и привязанности.
Реализация роли «воспитателя детей» (более старшего возраста), предполагающая управление процессом социализации, морального развития, становления компетентности, как правило, осуществляется обоими родителями. Степень участия отца в процессе воспитания определяется следующими факторами:
— уровнем образования. Общая тенденция состоит в том, что чем выше уровень образования, тем более активен отец в воспитании ребенка;
— полом ребенка. Считается, что отец уделяет больше внимания сыну, а мать — дочери. Но если межличностные отношения родителей характеризуются любовью и нежностью, то уровень эмпатии и активность участия отца в воспитании дочери может быть выше;
— возрастом ребенка. Чем старше ребенок, тем больше включен отец в процесс воспитания. Однако лучше, если отец начинает участвовать в воспитании ребенка, начиная с младенческого возраста. Преимущества более раннего включения отца в уход и воспитание ребенка проявляются, по крайней мере, в трех направлениях. Во-первых, возрастает вероятность формирования безопасной привязанности в отношениях ребенка с отцом. Во-вторых, формирование отцовской родительской позиции осуществляется по типу возрастания компонентов безусловного принятия ребенка. В-третьих, благодаря совместной с матерью деятельности по воспитанию ребенка, возникает необходимая основа для выработки единой родительской позиции: уменьшается непоследовательность и противоречивость семейного типа воспитания.
Роль сексуального партнера, включающая проявление активности и инициативности в сексуальном поведении. Традиционно роль лидера в сексуальных отношениях отводится мужу, однако в последнее время ситуация выглядит далеко не так однозначно в связи с ростом активности женщин.
Роль «психотерапевта», обеспечивающая удовлетворение потребностей членов семьи в эмоциональном взаимопонимании, поддержке, безопасности, чувстве личностной самоценности, является ключевой в современной семье. Традиционно эта роль отводится женщине в силу признания ее большей эмоциональной чувствительности, однако в действительности дело обстоит так далеко не всегда. Выполнение мужем роли семейного «психотерапевта», как правило, укрепляет его лидерскую позицию и реальное главенство в семье.
Перечисленные роли выступают скорее как «внутренние» семейные роли, не предполагающие выхода за пределы границ семейной системы. Наряду с ними можно говорить и о семейных ролях, реализуемых в контексте более широкого социального окружения, ролях, осуществляющих посредническую функцию между семьей и социальной средой. К таким ролям относятся роли ответственного за поддержание родственных связей, организатора досуга и семейной субкультуры.
Роль ответственного за поддержание родственных связей предполагает лидерство в организации общения с родными и близкими, участие в семейных ритуалах, церемониях, праздниках, организацию и осуществление необходимой материальной и психологической поддержки нуждающимся членам расширенной семьи, осуществление социального контроля. Традиционно эту роль исполняла жена, сейчас — нет четкого приоритета, принятие этой роли определяется характером родственных отношений и личностными особенностями членов семьи.
Роль организатора семейного досуга, реализующего рекреационную функцию семьи, направлена на планирование и организацию проведения выходных дней и отпуска семьи. Важность этой роли возрастает в современной ситуации дефицита межличностного общения в семье. Организация досуга способствует либо сплочению, либо деструкции семьи. Принятие и исполнение этой роли определяется личностными качествами супруга (активностью, компетентностью, организационными способностями).
Роль организатора семейной субкультуры, своеобразного духовного лидера семьи, определяющего интересы, культурные запросы, увлечения семьи, иначе говоря, творца семейной субкультуры, возникла относительно недавно и отвечает функции духовного общения и обеспечения условий для культурного роста членов семьи. Как правило, эту роль принимает на себя наиболее компетентный и заинтересованный член семьи. Исполнение ролей организатора семейного досуга и организатора семейной субкультуры достаточно часто совмещаются одним членом семьи в силу их содержательной близости.
Межличностные роли определяют характер межличностного взаимодействия, включая роли покровителя, опекуна, опекаемого, друга, сексуального партнера (Киркпатрик).