что значит милосердие неравнодушие к чужой беде
Тест по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Просмотр содержимого документа
«Тест по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»»
Административная контрольная работа
Учитель: Панкова Н.Г
1.Укажите официальное название нашего государства.
С. Российская Федерация.
2. Что входит в понятие «внутренний мир» человека?
3. Как со старославянского языка переводится слово «блаженный»?
4. Что видит человек в грехах другого человека?
В. Проявление слабостей.
С. Свои собственные недостатки
5. может ли исправиться ребёнок, который совершил много плохих
С. Может, но только когда станет взрослым
Д. Может, если рядом с ним будут хорошие духом»
6. К чему призывал Бог людей? (Вспомни дословно)
А. Помогать ближнему в беде.
В. Люби ближнего своего, как самого себя.
С. Не обижай ближнего.
Д. Отдай ближнему последнюю рубашку.
7. Что такое милостыня?
А. Деньги, которые подают бедным людям
В. Любое милосердное дело, которое сделано по приказу родителей
С. Любое милосердное дело, которое сделано по приказу начальника
Д. Любое милосердное дело, которое сделано бескорыстно
8. Кто написал книги Нового завета?
9.От какого события началось новое летоисчисление?
А. От прихода к власти нового императора
В. От рождества Христова
С. От прихода к власти нового царя
Д. От принятия христианства
10.Как называется праздник воскресения Христа?
Как называют Бога в православии?
Как называется Священная книга христиан?
Кто такие апостолы?
Как в истории называется обряд принятия Русью христианства?
Административная контрольная работа
Учитель: Панкова Н.Г
1. Что входит в понятие «духовный мир»?
А. Предметы, среди которых живёт человек.
С. Знания, которые накоплены человечеством.
Д. Архитектурные шедевры.
2. Что можно считать «дорогами» духовного мира?
3. Как звучит золоток правило этики
А. «Люби грешника и ненавидь грех»
Д. «Не судите, да не судимы будете»
4.Стоит ли человеку напоминать о его плохих поступках?
А. Не стоит, иначе он обидится.
В. Не стоит, иначе он перестанет с вами общаться
С. Не стоит, разве вы сами не совершали плохих поступков
Д. Стоит и как можно чаще.
5. Что значит милосердие?
А. Неравнодушие к чужой беде.
В. Сострадание к своим близким
С. Неравнодушие к беде своей семьи.
Д. Переживание за всех людей на земле
6. Кого из людей по учению Бога можно считать ближним?
А. Любого человека, у которого появились проблемы.
В. Близких людей и родственников.
Д. Любого человека, у которого случилась беда.
7. Что такое милостыня?
А. Деньги, которые подают бедным людям
В. Любое милосердное дело, которое сделано по приказу родителей
С. Любое милосердное дело, которое сделано по приказу начальника
Д. Любое милосердное дело, которое сделано бескорыстно
8. Кому из пророков Бог дал заповеди?
9. На чѐм записаны заповеди, данные людям Богом
С. На дощечках из глины
10. Назовите имя князя, при котором Русь приняла Христианство?
Как называется православная молитва, в которой человек
обращается к Богу как к Отцу?
Как называется часть Библии, написанная апостолами?
Сколько заповедей в православии?
На какую жертву ради людей пошёл Иисус Христос?
Как много сильных и воодушевляющих слов сказано великими людьми о милосердии, добре и неравнодушии к чужой беде…
Теперь эти яркие цитаты украшают кружки, которые в подарок на Рождество и Старый новый год получили добровольцы Благотворительного Фонда «Сотвори милость» из рук директора Фонда и руководителя отдела социального служения Серовской епархии иерея Алексия Батаева.
На праздничном чаепитии собрались добровольцы, которые помогают Фонду «дышать». Это женщины-добровольцы, которые помогают в работе гуманитарного склада – они принимают, сортируют одежду и предметы быта от жертвователей, осуществляют выдачу нуждающимся семьям.
«Каждый праздник мы стараемся отблагодарить наших добровольцев за нелегкий труд. Они у нас на «передовой» помощи многодетным семьям, которых сегодня на попечении Фонда находится порядка 140. Это не только Серов, но и ближайшие поселки, а также Верхотурский район, куда мы регулярно направляем помощь. Наши добровольцы не только верные помощники многодетных семей, но и замечательные друзья. Порой к ним приходят с очень непростыми историями, делятся, в надежде встретить поддержку и понимание. Поэтому их труд сложно назвать простым, но это очень важно», — отмечает соучредитель Фонда «Сотвори милость» Ольга Баранова.
Службу милосердия сегодня несут семь женщин-волонтеров, еще четверо – приходят на выручку в особенно загруженные дни. В 2021 году «Сотвори милость» отметит свое 4-летие. Маленький человек в этом возрасте уже говорит, помогает по дому, нарабатывает первые навыки и начинает осознавать себя, как личность. Есть куда расти и Фонду. Впереди новые проекты и воплощение больших идей!
Отметим также, что добровольцы «Сотвори милость» берут на себя еще и одну из важнейших просветительских функций – ведение противоабортной деятельности. Женщин, столкнувшихся со сложным выбором сохранения жизни ребенка, всеми силами стараются поддержать, в том числе и материально, если будущая мамочка попала в сложную жизненную ситуацию. Среди подопечных семей, добровольцы Фонда устраивают конкурсы, собирают вместе в праздники – поэтому «Сотвори милость» уже давно стала одной большой семьей, где всегда есть место доброму слову и взаимовыручке.
Жалость
«Жалость унижает человека. Надо не жалеть людей, а помогать им» (М. Горький).
Всем известное выражение русского писателя спорно. Чем, например, можно унизить человека, сопереживая, сочувствуя ему, поддерживая в трудную минуту, если не делом, то добрым словом?
Жалость (жаль, жалеть) – сострадание, сочувствие, сожаление, грусть, печальное чувство. Синонимы слова: горесть, любовь, милосердие, печаль, расположение, сантименты, сердобольность, соболезнование, сожаление, сострадание, сострадательность, сочувственность, сочувствие, участие.
Древнерусское – «жаловати», старославянское – «жалити». В русском языке слово «жалость» появилось начиная с одиннадцатого века, первоначально означало «сожалеть» и постепенно приобрело новые значения.
В обыденной жизни употребляется слово жалость в значении «сострадание, соболезнование, сочувствие при чужой беде».
Это древнее (общеславянское) слово образовано от прилагательного «жаль» и вошло в словари многих славянских языков.
Жалость – означает сострадание к родным и близким, больным (несчастным). Жалость – это боль, вызванная горем и несчастьем другого человека.
Жалость может возникать и по поводу утраченных вещей. Жалеют утраченное время, вещи, животных. Здесь жалость приближается к печали.
Жалость и жалкий человек – не одно и то же.
Объект жалости – жалкий человек, т.е. униженный в своем несчастном положении. Жалкий человек – невзрачный, неказистый, убогий, вызывающий жалость. Жалкий человек опосредствует себя через жалобу на что-либо, которая означает ущерб, причиненный самим ходом событий, либо другим существом.
Человек, который стремится вызвать жалость, добровольно принимает образ жертвы. «Мы жалеем больше тех, которые не ищут нашего сострадания» (Цицерон).
Жалостливый человек неравнодушно относится к проблемам других. Его мысли и действия направлены на то, чтобы сделать людские горечи и страдания менее болезненными.
«Нужно жалеть или не нужно жалеть – так ставят вопрос фальшивые люди. Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо –уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше (В.М.Шукшин).
Будда утверждал, что сострадание – это самое мощное орудие для устранения неведения и увеличения мудрости.
Жалость отличается от готовности помочь именно душевной болью. Помощь оказывают и без боли, не сопереживая. Человек потому стремится помочь, что у него самого возникает в душе боль и ему трудно эту боль перебороть. Чтобы избавиться от собственной боли, он оказывает помощь.
Причин для проявления чувства жалости достаточно много и люди верят в то, что они действительно оказывают реальную помощь в трудной ситуации.
Жалость – умение отнестись к другому с пониманием, с сочувствием, желание поддержать в трудную минуту.
Если у человека отсутствует чувство жалости, то его можно назвать безжалостным, жестоким. Такие люди равнодушны к бедам других.
Равнодушие – следствие безверия (+ВИДЕО)
Беседа со старцем Илием (Ноздриным)
Равнодушное отношение к близким, безразличие к чужой беде, апатия как привычное состояние души… Это стало почти что нормой. Почему равнодушие так распространено сегодня? Как быть, если и христианин чувствует какую-то омертвелость души? Как пастырю не уподобиться священнику из притчи о добром самаритянине? И как соединить отзывчивость души, ее способность сопереживать и сорадоваться с равнодушным отношением к благам мира и самому миру? За ответами на эти вопросы мы приехали к опытному духовнику – старцу схиархимандриту Илию (Ноздрину).
– Отец Илий, здравствуйте! Огромное спасибо, что согласились ответить на вопросы портала «Православие.ру». Сегодня мы бы хотели поговорить с вами о равнодушии. Нас равнодушие просто захлестывает, и нет человека, который хотя бы раз в жизни не столкнулся с этим. Откуда равнодушие в людях?
– Таково наше время. Это переходный период: поменялся наш образ жизни, поменялась политическая платформа. От советского понятия жизни мы развернулись к нынешнему, когда Россия стала в какой-то мере ориентироваться на духовный план. А вот школа хотя и перестала быть советской, но не перестроилась, не перешла на тот уровень, который должна была занять. Мы повернулись к Богу, а школа.
Вопрос стоит в основном о молодежи. А люди более взрослые, более серьезные, те, кто обратился к вере, к Богу, у них, как правило, равнодушия нет. Они искренне к Богу повернулись, искренне поняли смысл жизни, суть жизни, как строить свою жизнь. И о них нельзя сказать, что это люди равнодушные, безразличные. А вот молодежь в нынешнее время, к сожалению, такова.
Наш преподавательский состав уже так крепко напитан прошлым, советским воспитанием. И если они не слишком и преподают по-советски, то все же абсолютно не дают того, что нужно было бы давать сегодня молодежи, когда мы повернулись к нашим духовным ценностям. Сегодня такой момент, когда очень большая ответственность лежит на преподавателях. А они не хотят повернуться к духовному поведению, к воспитанию, преподать ученикам духовные ценности. Они это совершенно игнорируют. Что в вузах, что в школах… И это, конечно страшно.
– Батюшка, вы заговорили об образовании, и не могу не спросить вас вот о какой проблеме. Сегодня можно столкнуться с тем, что из школьной программы по литературе убираются какие-то произведения классиков и замещаются на современные – аргументируется это тем, что они посвящены одной и той же проблеме. Скажем, вместо Ф.М. Достоевского можно выбрать какого-нибудь современного автора…
– Мы в основном сегодня, к сожалению, делаем ответственными за многое наш преподавательский состав. А большинство из них если и преподают что-то новое, иное, чем в советский период, но совершенно не дают понятий молодежи, что человек должен выбрать для себя то, что для него ценно. К сожалению, нет этого. Советского уже не дают, но и другого тоже. Но преподаватели в большинстве своем в этом и не виноваты – они сами не знают этого, их самих надо на повышение образования отправлять и давать им правильные понятия. Они не знают, о чем другом говорить, кроме советского. А сейчас нет моды на советское. Поэтому получается, что сама молодежь выбирает – и выбирает то, что ей понравится. Вот такая ситуация, сейчас, к сожалению.
Надо преподавать Закон Божий, чтобы молодежь знала истинные духовные ценности
Я не знаю, какие сейчас программы, не могу судить о том, что преподают университеты, вузы. Конечно, они сейчас не заставляют расписываться в марксизме, но они не дают того, что действительно нужно. А нужен, конечно, Закон Божий. Потому что рано или поздно, но человек должен в этой жизни получить настоящие понятия, истинные духовные ценности, приобщиться к Церкви, приобщиться к Православию, настоящим знаниям духовным, а люди остаются как бы вне этого, за бортом настоящей духовности. Вот и получается равнодушие. К глубокому сожалению.
– Хотелось бы вспомнить притчу о добром самарянине. Как современному духовенству не уподобиться тому левиту, который прошел мимо нуждающегося человека? Как не оставить кого-то не утешенным? О чем должно помнить современное духовенство?
– Добрый самарянин позаботился о человеке, впавшем в разбойники, попавшем в беду. Конечно, в притче обличается пастырь, который первым должен был позаботиться о несчастном. Но и священник, и левит прошли мимо больного. Тут обличаются фарисеи, саддукеи, которые знали Закон Божий. Господь такого священника обличает. Он думал, что он превыше, он идет на свои священнические обязанности и не обязательно заботиться об этом избитом разбойниками. И Господь не только здесь, но и в других местах обличает фарисеев, саддукеев. Вместе с тем, и священство. Но явился же отцу Иоанна Крестителя, тоже пастырю, архангел Гавриил, чтобы возвестить о рождении у него сына, что оценивается как то, что этот пастырь исполнял свое служение, хоть и ветхозаветное, как должно. Потому и явился ему архангел Гавриил возвестить о рождении Иоанна Крестителя.
– А о чем сегодняшние пастыри должны помнить, чтобы не уподобиться тем ветхозаветным героям? Как им себя правильно поставить, как общаться со своей паствой?
– Конечно, должна быть ответственность. Это ясно. Всегда Евангелие обличает безразличие, косность. «Горе вам, книжники, фарисеи и саддукеи!» – обличает их Господь. Это касается и современных безразличных пастырей.
– Батюшка, не очень ловко цитировать в вашем присутствии Священное Писание, но, чтобы задать вопрос, я приведу цитату. Апостол Павел сказал: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть, умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии» (Флп. 4: 11–12). Как воспитать в себе равнодушие к тем вещам, которые приносят удовольствие? Как отказаться от тех благ, которые приводят ко греху?
– Сейчас у нас в Церкви пост, воздержание. И в каждую среду и пятницу положена воздержанность от скоромного. А в нашей истории сколько мы имеем великих подвижников, святителей, мучеников! Всё это надо знать, понимать, об этом помнить. Помнить, как жили наши святые, предки. А как жили, можно судить по старообрядцам, которые очень строго держатся прежнего. Мы сейчас делаем по 16 поклонов сколько раз. Так вот у старообрядцев все поклоны – земные. Так раньше делали, а они и сейчас делают. А у нас сейчас только 4 земных, а остальные 12 – поясные поклоны. А как было строго прежде!
– Батюшка, а можно ли назвать людей, которые не интересуются духовной и религиозной жизнью, равнодушными?
– Да, конечно. К глубокому сожалению. Потому что люди не хотят задуматься, в чем сущность нашей жизни, ее цель. И это равнодушие, безразличие, увлеченность чем-то.
А что нам говорить о вере, если столько свидетельств! Любой человек, если задумается, может понять, что есть Бог, есть душа в человеке, есть вечная жизнь. Он подходит к этому вплотную. Конечно, многое зависит от семьи, которая не дала к этому направления как в культурном, как в любознательном плане. Но можно задуматься и самому человеку. Есть ведь примеры ревности к истине духовной, к жизни церковной. А это ведь вечность. Сказано: «Идут в муку вечную». И объясняется, почему в муку вечную: потому что отказались, не захотели по доброй воле знать, что составляет суть жизни нашей. Не приняли любви истинной.
– Батюшка, к вам приходит очень много людей, вы знаете их судьбы. Среди них много равнодушных?
– Здесь, конечно, больше встречаются люди, которые тянутся к вере, люди с духовными настроениями. Но бывает, что встречаешь и тех, которые с насмешками над верой. Это в советский период много было таких, которые ничем не аргументировали свои убеждения, кроме насмешки над верой. Чтобы посмеяться над верой, сейчас таких людей нет или они просто молчат. Безразличны. Конечно, сейчас больше людей, которые приходят к вере, стараются.
Когда человек получит достаточное понятие о вере, войдет в суть духовной жизни – а такую благодать Господь дает, – он, конечно, очень сожалеет о своих родных, если родители неверующие, братья, сестры, но и даже об окружающих – ведь эти люди не хотят себе добра, не хотят жизни. Ведь вера составляет суть нашей жизни, потому что есть душа у человека, есть Бог. Есть и будет! Мы знаем, что, как сказано, будет воскресение мертвых.
А когда человек живет духовной жизнью, он всегда имеет радость, мир, любовь к другим. И благодать Божия так окрыляет его, способна дать стимул к труду, стимул к мирным отношениям, ко всему хорошему. И, напротив, человек, далекий от веры, не может сохранить мир в коллективе, и в семье зачастую тоже плохо бывает – расстройство семейных отношений.
– Батюшка, а как победить равнодушие, как справиться с ним?
Как победить равнодушие в себе? Верой крепкой, жизнью духовной
– Как победить? Верой крепкой, жизнью духовной. Если человек имеет тягу к Богу, он всегда справится.
– Вы сказали о благодати. А как не потерять благодать? Как сохранить в себе этот мирный настрой, придя домой со службы?
– У нас какая противоположность? Вера и неверие. Есть Бог. Есть Бог и всё святое. Бог дал нам жизнь. Но существуют темные силы, диавол существует. И некоторые богословы говорят, что существует разделение между добром и злом. Добро культивируется Богом, зло – диаволом. Он старается как можно больше людей увлечь от Бога и искушать, чтобы сделать ссору, сделать неприятность человеку. Поэтому человек зачастую отпадает от нормы, впадает в равнодушие, грех. Получается, допустим, раздражение, он теряет мирность души своей. И, конечно, теряет благодать. Поэтому душа его скорбит. Но человеку нужно понимать, откуда возникла в душе эта неприятность, скорбь. Почему у нас в Церкви и установлено покаяние, почему мы и причащаемся в Православной Церкви.
Вот возникла ссора или в семье с детьми, или с товарищами на работе, и человек чувствует, что он потерял эту мирность души. Душа его напоминает, что это грех, ненормальность. Для того у нас в Церкви и установлено покаяние, причащение. Человек говеет. А Великий пост хранить – обязательно.
А некоторые просто с радостью, с улыбкой умирают. Другие умирают очень страшно, в агонии. Кто-то умирает насильственной смертью, от убийства и подобного. А у нас немало было войн, и много людей тогда погибло.
Очень безразличный, конечно, отход из этого мира в мир вечности.
Да, наши братия иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт… Трофим и Ферапонт звонили в колокола, а отец Василий шел в скит… Конечно, убийце было задание, это не такое стихийное убийство было. Задание, чтобы напугать тех, кто приходит. Чтобы ослабилась Оптина пустынь. Не хотели, чтобы Оптина возродилась. Наш комсомол… Надо было напугать людей, напугать малодушных…
– Батюшка, благодарим вас от лица читателей, зрителей, редакции портала «Православие.ру» за то, что вы посвятили нам ваше драгоценное время.
Урок по ОРКС в 4 классе «Милосердие и сострадание»
Урок по ОРКС в 4 классе
Тема: Милосердие и сострадание.
1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
— формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро;
— формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.
— развивать познавательный интерес к предмету;
— развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
— развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
— развивать творческие способности.
— формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
— формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
— регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
— познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
— коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
— предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари русского языка С.И. Ожегова.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами, цветы для «Дерева Милосердия».
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
— Здравствуйте, ребята! Здравствуйте наши уважаемые гости!
— Ребята посмотрите в окошко, как ярко светит солнышко. Пусть оно своим лучиком коснется вас и передаст вам хорошее настроение, чтобы у вас на сердце стало тепло и весело. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и поделитесь своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день. (1 слайд)
2. Мотивация к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
— Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Какова наша тема урока?
— Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании.
1) Выявление знаний детей.
— Как вы понимаете слово «милосердие»? Что это такое?
-Выделите корни в слове «милосердие». (Милость, сердце)
-Милосердие – это сердце, которое милует, любит, жалеет.
2) Работа с толковыми словарями Даля, Ожегова.
-Милосердие – милое сердце, милующее сердце. Сострадание – умение переживать за другого человека. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. Работаем по группам: 1 вариант работает со значением слова «милосердие», 2 вариант – со значением слова «сострадание». Зачитайте значения слов. (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
-Чем близки эти слова? Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).
3) Опора на опыт детей.
— Кто на ваш взгляд является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей?
1 ) Вступительное слово учителя.
-Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» (6 слайд ) Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». (7 слайд)
-Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.
— Сначала ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова:
3) Притча о добром самарянине.
— Откройте учебник на стр.42.Давйте прочитаем притчу о добром самарянине и попытаемся понять, что же такое доброта и милосердие в понимании христиан. Приготовьтесь ответить на вопросы.
— Какое несчастье произошло с человеком?
-Как вели себя прохожие?
-Кто помог несчастному?
(Дети читают текст в учебнике.)
-Какой вопрос был задан Христу?
-Что ответил Христос?
— Какое несчастье произошло с человеком?
-Как вели себя прохожие?
-Кто помог несчастному?
-Чему учит эта притча? (Мы должны оказывать милость любому человеку, который нуждается в нашей помощи.)
-Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.
Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же». (9 слайд)
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде.
-А также тот, кто нуждается в твоей помощи. (11слайд)
-Если человеку больно, неважно, какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
-Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.
5 Сценка «Сказочка о счастье».
— А сейчас посмотрите сценку из жизни одного короля. Будьте внимательны, после сценки вам надо будет ответить на мои вопросы.
Сказочка о счастье.
На свете жил один король,
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
— О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
— Эй, попрошайка, пропусти
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
— Прости, любезный мой король,
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
— А ну, старуха, пропусти
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастья для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя, согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
2. Как вы думаете, почему изменился король?
3. Чему нас учит эта сказка?
Совет. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
8) Знакомство с понятиями «подаяние», «милостыня».
— Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.
— Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром.
(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)
— Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня? (13 слайд )
— Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». (14 слайд)
-Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее.
Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.
Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?
— Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.
-Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.
-В каком конкурсе мы участвовали с вами в ноябре? (Конкурс рисунков «Все мы разные, но все мы вместе!»)
— О чем вы хотели сказать своими работами? Как вы относитесь к таким людям?
— Какие добрые дела вы можете совершать или уже совершали в школе, в классе?
(Ответы детей. Заботимся о птицах, о растениях, бережем школьное имущество, лечим учебники, вежливо общаемся со взрослыми, следим за чистотой, помогаем малышам, детям-инвалидам и т.д.)
10) Знакомство с понятием «жестокосердие».
-Милосердию противоположно жестокосердие. Сейчас я вам прочитаю два стихотворения, а вы определите, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии.
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
-Почему нищий, не имея сам благосостояния, получив подаяние, раздавал его бедным? Что заставляло его так поступать? Назови добродетель, проявленную нищим. Как можно назвать поступок другого человека, вместо милостыни подавшего камень? Какие качества души в нем проявляются? О каком качестве души говорит бытующее выражение «держать камень за пазухой»? Зависит ли доброта души человека от его благосостояния (денег, имущества)? Что делает человека добрым? Как стать добрым? В каких поступках и делах можно проявить добрые качества своей души? Что мешает человеку быть добрым?
-А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?
— Какие чувства вы испытывали при этом?
— Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку. И наоборот, отнимешь у кого-то игрушку – бывает после этого весело?
Вроде бы и желаемое получил, а радости от этого нет. И играть не интересно.
-А чтобы было жить легче по совести, я предлагаю вам в помощь памятку жизненных правил. (15 слайд )
ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей
2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь приходить на помощь в нужный момент.
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
5. Закрепление, обобщение по теме.
— Объясните, о чём сказано в поговорках.
Живи добрее, будешь всем милее.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Худо тому, кто добра не творит не кому.
— Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)
— Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
— Какие качества вы выбрали? Почему?
— Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?
6.Рефлексия. Подведение итогов урока.
1)- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что – то доброе? А когда вы сами творите добро?
— Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас?
2)Практическая работа-игра «Корабль Добра»
— Мы сегодня много говорили о примерах добрых дел. А теперь подумаем какие добрые дела нас ждут впереди.
-Перед вами корабль – символ нашего класса. Он несет нас по бурным волнам жизни. Мы превратим его в корабль Доброты. Но для этого нужно поднять его паруса, наполнить их энергией добрых дел.
— Сделайте милость, напишите на парусах доброе дело, которое вы смогли бы сделать уже сегодня или в ближайшие дни.
(Дети пишут и прикрепляют листики к рисунку на доске)
3)- Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.
— Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глаза, улыбнитесь и передайте тепло ваших душ через ладошки. (17 слайд )
— А теперь постарайтесь передать это тепло нашим гостям. (Дети вручают самодельные подарки в виде сердечек гостям урока).
4)Д.з. – Нарисуйте рисунки по теме «Милосердие и сострадание».