что значит многостяжание в православии
Афонские старцы о многозаботливости
В третью Неделю по Пятидесятнице Церковь напоминает слова Христа о невозможности работать одновременно Богу и маммоне. Не осуждая богатство само по себе и труд, заповеданный еще в раю, Господь призывает нас не быть рабами сребролюбия и плоти, заботясь о себе и своих близких – делать это, в первую очередь, по любви к Богу и для спасения души.
Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять поучений афонских старцев о многозаботливости.
1. Бывают люди, целиком поглощенные материальными заботами. Весь день у них посвящен житейским хлопотам, а о Боге они вообще забывают. Не будем им уподобляться. Пусть будут заняты работой наши руки, ноги, но не позволим нашему уму отдалиться от Бога, не станем предаваться суете всем своим существом, всей душой, чтобы не стать нам язычниками.
2. Прежде всего, нам надо искать Царствия Небесного. Это должно быть нашим попечением, а все остальное нам приложится (Мф. 6, 33 и Лк. 12, 13). Если человек забывается в этой жизни, то он теряет данное ему время, тратит его впустую. Если он не забывается и готовится к жизни иной, то его земная жизнь имеет смысл. Если думать о жизни иной, то многое меняется. А думая о том, как поудобнее устроиться здесь, человек бывает измучен, выбивается из сил и идет в вечную муку.
3. Если мы отдадим свое сердце пустым, ничтожным вещам, то как оно сможет возрадоваться о Христе? Если в нашем сердце Христос, то освящено и дело рук наших, а мы в полноте сохраняем душевные силы и имеем подлинную радость. Не прилагайте своего сердца к бесполезным предметам, не растрачивайте его по пустякам. Сердце, израсходованное на мелочи не может болеть о том, что на самом деле заслуживает боли.
4. Многозаботливость и излишние попечения заставляют человека забывать о Боге. Современных людей сатана полностью увлек земными, материальными интересами, а там, где слишком много забот, — много препятствий для духовной жизни. Погрязнув в материальных проблемах, человек уходит в сторону от той дороги, которая ведет в райские селения. Сначала хочется одного, потом другого, и еще чего-нибудь, и еще. Если попадешь в колесики этого механизма — ты пропал. Ведь как небесное бесконечно, так и земному нет конца.
5. – Геронда, а всегда ли попечение удаляет человека от Бога?
– Слушай-ка, что я тебе скажу: когда отец подходит к занятому игрой ребенку и ласково гладит его, то последний, будучи увлечен своими игрушками, этого даже не замечает. Он заметит отцовскую ласку, если чуть оторвется от игры. Так же и мы, будучи заняты каким-то попечением, не можем ощутить любовь Божию. Мы не чувствуем того, что дает нам Бог. Будь внимательна: не растрачивай свои драгоценные силы на излишние хлопоты и суетные заботы, которые когда-то превратятся в прах. Хлопоча и заботясь о лишнем и суетном, ты и телесно устаешь, и ум свой распыляешь без цели, а потом, во время молитвы, приносишь Богу усталость и зевоту – подобно той жертве, которую принес Каин (Быт. 4, 3–7). А из этого следует, что и твое внутреннее состояние будет «каиновым», исполненным душевной тревоги и воздыханий, которые будет нагонять находящийся возле тебя тангалашка.
6. – А что в точности мы подразумеваем под словом «беспопечительность»?
– Ты когда работаешь, не забывай Христа. Работай с радостью, но ум и сердце пусть будут в Боге. Тогда ты и уставать не будешь, и свои духовные обязанности сможешь выполнять.
7. Геронда, а если человек занимается интеллектуальной работой, например, переводами, то как можно творить молитву, чтобы освящалось совершаемое дело?
– Если твой ум в Боге, то работа освящается, даже если она интеллектуальная, поскольку ты живешь в божественной атмосфере – пусть и не можешь творить молитву во время работы. Если человек находится в духовном состоянии, то ему это очень помогает. Он не старается отыскать смысл рассудком, но, просвещаясь, постигает его посредством божественного просвещения.
– А что мне делать, если я не нахожусь в таком духовном состоянии, однако должна заниматься работой подобного рода?
Тогда занимайся ей, но при этом молись, проси, чтобы Бог тебя просветил. Насколько это можно, постарайся, чтобы божественные смыслы переводимых тобою книг помогли тебе самой. И трудись с благоговением. А каждый час или два делай на несколько минут перерыв и твори Иисусову молитву.
8. Есть два вида препятствий, возбраняющих молитву человеку: первое – осудительное многословие. Человек с многословием осуждения злословит, вкушая и пия со своим чревонеистовым обжорством; вследствие такого сладострастного беспутства бежит от человека молитва, а на ее место вселяется бес злословия и осуждения. Второе препятствие – многопопечительность и многозаботливость стяжания сокровищ. При многопопечении и многостяжании ум мутится и туманится в мирском кружении; как у такого человека установиться молитве? Если бы даже она и возникла в нем, все равно ей не будет ни места, ни времени, так как суетному человеку некогда упраздниться (от житейских попечений).
Преподобный Нил Мироточивый
9. Кто претерпевает скорби, приобретает надежду на Бога, которая избавляет от многозаботливости.
Многостяжание: что это за грех
В Библии сказано «кесарю — кесарево». Эти слова многие трактуют как то, что становиться знатными людьми (и богатыми в том числе) не грешно. Но при этом в своих проповедях священники призывают людей жить сдержанно, не стремиться к накапливанию богатств…
Итак, многостяжание
Накопительство, ненасытимость в обретении богатств, болезненное пристрастие к обилию имущества.
Антоний Великий утверждает, что этот грех рождается на почве забвения страха Божия и неправедной жизни. Многостяжательные люди забывают о том, что жизнь не вечна, а после смерти (которая одинаково ожидает и бедных, и богатых) душа берет с собой не имущество, а только дела свои, праведные и неправедные. Также любое сребролюбие может возникать от недостатка веры в Божью помощь, беспечности, тщеславия.
Церковь считает, что многостяжание постепенно отлучает человека от Всевышнего, постоянно отвлекая его от праведных мыслей заботой о бренных материальных вещах.
Как каяться в этом грехе
Мало просто читать определенную молитву — нужно взращивать в себе добродетели, по сути являющиеся противоположностью многостяжанию:
Самой же сильной добродетелью считается нерастяжание: это спокойствие, свобода духа, полноценно доверительные отношения с Господом, мягкость в сердце, мир в душе. Достигнуть такой добродетели можно не сразу, а только долгими христианскими трудами.
Чем раньше человек начнет искоренять этот грех, тем легче ему будет с ним справиться.
Бороться нужно не только с самим накопительством, но и с мыслями о нем (желанием иметь много вещей, попытками в собственной душе оправдать многостяжание).
К Господу можно обращаться такими словами, даже ежедневно:
Подобные грехи в православии
И многостяжание, и все описанные ниже грехи — виды сребролюбия.
Корыстолюбие
Жадность к деньгам, стремление к личной выгоде.
Корыстолюбивые люди «лезут наверх» не ради того, чтобы сделать мир лучше, а только чтобы получить возможность носить самые дорогие костюмы и покупать автомобили последних марок. Но нужно ли это миру, ближним, Господу?
Любостяжание
Желание приобретать больше имущества, чем нужно для жизни.
Это может относиться и к деньгам в «чистом виде». Скажем, любостяжательные люди со стороны могут выглядеть более чем скромно, но на счету в банке иметь не один миллион.
Скверноприбытчество
Это получение прибыли неправедным путем.
Как правило, в данном случае первой приходит на ум торговля (обвес покупателей, перебивание сроков годности в магазине, продажа подделок по высоким ценам и другие виды обмана). Также скверноприбытчеством церковь считает любой другой заработок, основанный на принесении зла ближним:
Мшелоимство
Корыстолюбие (от древнерусского слова «мшель» — «прибыль»).
В первую очередь этот грех разоблачает взяточников и вымогателей.
Но протоиерей Сергий Правдолюбов уверен: мшелоимство — грех не только богатых, но и бедных. Вспомните слово «замшелый», которое означает «поросший мхом», в переносном смысле — «хранящийся очень долго, отложенный на черный день». Поэтому батюшки и небогатых людей предупреждают: отложить пакет крупы или сахара на черный день не страшно, но превращать себя в «завхоза», захламляя квартиру до потолка — не только некрасиво, но и грех.
Лихоимство
В данном случае человек получает собственность под законным предлогом, но нарушая чьи-то права, обижая кого-то.
Пример: банкир, требующий большие проценты по кредиту, работодатель, требующий от сотрудников переработку, или торговец, в голодные годы поднимающий цены на продукты. Лихоимцем можно назвать и богатого брата, вступающего в наследство над отчим домом — и требующего с живущей там бедной многодетной сестры свою долю в денежном эквиваленте.
В Новом Завете лихоимством называют просто жадность (то есть, любые виды неправедного, чрезмерного стяжания).
Подытожим
Все люди грешны, и даже в православной церкви есть власть имущие мужи, поддающиеся греху многостяжания. По крайней мере, в этом уверена автор данного ролика:
А вот как официальные церковные деятели объясняют появление батюшек на дорогих авто:
Вечерняя покаянная молитва: что за странные грехи в ней перечисляются?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Молитвы на сон грядущим завершаются повседневным исповеданием грехов. Многие по привычке читают его, не всегда понимая, что за грехи там упоминаются и обязательно ли перечислять именно их. Давайте в этом разберемся
Прежде всего вспомним саму молитву
Испове́даю Тебе́, Го́споду Бо́гу моему́ и Творцу́, во Святе́й Тро́ице Еди́ному, сла́вимому и покланя́емому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, вся́ моя́ грехи́, я́же соде́ях во вся́ дни живота́ моего́, и на вся́кий час, и в настоя́щее вре́мя, и в преше́дшия дни и но́щи, де́лом, сло́вом, помышле́нием, объяде́нием, пия́нством, тайнояде́нием, праздносло́вием, уны́нием, ле́ностию, прекосло́вием, непослуша́нием, оклевета́нием, осужде́нием, небреже́нием, самолю́бием, многостяжа́нием, хище́нием, неправдоглаго́ланием, скверноприбы́тчеством, мшелои́мством, ревнова́нием, за́вистию, гне́вом, памятозло́бием, не́навистию, лихои́мством и все́ми мои́ми чу́вствы: зре́нием, слу́хом, обоня́нием, вку́сом, осяза́нием и про́чими мои́ми грехи́, душе́вными вку́пе и теле́сными, и́миже Тебе́ Бо́га моего́ и Творца́ прогне́вах, и бли́жняго моего́ онепра́вдовах: о сих жале́я, ви́нна себе́ Тебе́ Бо́гу моему́ представля́ю, и име́ю во́лю ка́ятися: то́чию, Го́споди Бо́же мой, помози́ ми, со слеза́ми смире́нно молю́ Тя: преше́дшая же согреше́ния моя́ милосе́рдиемТвои́м прости́ ми, и разреши́ от всех сих, я́же изглаго́лах пред Тобо́ю, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Кто и когда ее составил?
Точно на этот вопрос не ответит, наверное, никто. Известно, однако, что в рукописной «Псалтири с возследованием», которая хранится в библиотеке Иосифо-Волоцкого монастыря и датируется первой половиной XVI века, содержится в том числе «Исповедание грехов повседневное», приписываемое константинопольскому монаху Никифору Каллисту Ксанфопулу († ок. 1350). Именно оно, согласно предположению священника Петра Пчелинцева, и послужило основой для исповедальной вечерней молитвы.
Какое место занимает эта молитва в вечернем правиле?
Она завершает собой молитвы на сон грядущим — не только по расположению в молитвослове, но и по логике вечерних молитв. Все они в той или иной мере носят покаянный характер, а в завершающем исповедании грехов это покаянное настроение достигает наибольшей силы — человек наконец-то сбрасывает с себя груз грехов, накопленных за день.
Что за странные грехи упоминаются в этой молитве?
Помимо слов, понятных и без пояснений (таких, как объедение, празднословие, уныние, леность, непослушание, осуждение и др.), мы встречаемся в этом перечне с целым рядом церковнославянизмов, некоторые из которых действительно требуют «расшифровки». Вот как объясняют эти слова составители книги «Как научиться понимать молитвы» (М.: Отчий дом, 2011).
Тайноядение — один из грехов, порожденных страстью чревоугодия. Тайноядением грешит тот, кто сдерживается, когда находится за столом с другими людьми, а потом насыщает чрево в одиночестве. Причиной такого поведения может быть жадность, стыд, нежелание делиться лакомством с другими и т. д.
Прекословие — желание во что бы то ни стало настоять на своем мнении, оставить последнее слово за собой. «Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом», — писал об этом учитель монахов преподобный Иоанн Лествичник. Ведь это проявление той самой гордости, которая некогда стала причиной падения Денницы, получившего с тех пор имя диавола.
Небрежение — небрежное исполнение возложенных на человека обязанностей, пренебрежение профессиональными, домашними, семейными обязательствами, в том числе и невнимательная молитва.
Многостяжание (или любостяжание) — то же, что страсть сребролюбия: так называется любое накопительство, пристрастие к лишним вещам и деньгам, скупость.
Хищение — имеется в виду не только явная кража, но вообще всякое пользование тем, что «плохо лежит». Например, этим грехом согрешает тот, кто не возвращает взятую почитать книгу или пользуется в личных целях рабочим имуществом (к примеру, распечатывает на купленной для офиса бумаге то, что не имеет отношения к его работе).
Скверноприбытчество — получение «прибытка», то есть прибыли, мошенническим путем. Это может быть нечестный заработок (например, продажа некачественного товара), а может быть и незаконное получение выгоды в любой другой форме, например, проезд в автобусе без оплаты.
Мшелоимство происходит от слова «мшел» — «корысть». В первую очередь это всякое вымогательство и взяточничество. Существует, правда, и иная версия – ее предлагал, в частности, святитель Игнатий (Брянчанинов): мшелоимство – это страсть к покупке и собирательству ненужных, хотя и привлекательных, вещей.
Памятозлобие — неготовность прощать людей, нежелание забывать нанесенные обиды. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что памятозлобие «есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: “прости и прощено будет” — ср. Лк 6: 37)… грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: “остави, якоже и мы. ”?), вонзенный в душу гвоздь».
Лихоимство — этот грех совершают, «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность, или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа)… если во время голода продают хлеб по излишне высокой цене», — объясняется в «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета (Дроздова). В широком смысле это любое проявление жадности.
Можно ли пропускать некоторые из перечисленных в этой молитве грехов, добавлять свои или заменять непонятные церковнославянские слова понятными русскими?
Конечно же, можно и даже нужно. Ведь любая молитва — это живое обращение человека к Богу, а не мантра и не магическая формула, которую непременно нужно отчеканить слово в слово. Нет никакого смысла произносить слова, за которыми не стоит никакого содержания, к примеру, каяться в «пиянстве», если человек не берет в рот и капли спиртного. И безусловно, предложенный перечень нужно дополнять теми отсутствующими в нем грехами, которыми человек реально провинился перед Богом или ближними. Давно замечено, например, что в повседневном исповедании начисто отсутствуют грехи, связанные с блудной страстью; нет в нем и таких распространенных в нашем время духовных недугов, как сквернословие, пустая трата времени в социальных сетях или компьютерных играх, невнимательность к ближнему и т. п.
И молитва, и покаяние — это живые творческие процессы, в которых с одной стороны участвует сам человек, а с другой — Бог. И формальное зачитывание Богу названий грехов, сути которых человек не понимает, которых он не совершал, а значит, и не кается в них, — совершенно бессмысленное дело.
Стяжательство: что это за грех?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Многостяжание и любостяжание — разновидности страсти сребролюбия
Стяжательство, или многостяжание является одной из разновидностей страсти сребролюбия, которая в свою очередь относится к одному из семи смертных грехов.
Андрей Шишки. «Ростовщик»
Значение слова
Потому и нужно «отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой» (Иоанн Златоуст). По словам апостола Павла:
Отношение к богатству в православном христианстве
По словам преподобного богоносного отца Ефрема Сирина нужно придерживаться святоотеческого правила, смысл которого в том, что мера приобретения не должна быть больше потребности человека.
Накопление денег и имущества сверх необходимого
Сребролюбием называется страсть души человека к обладанию деньгами и имуществом сверх необходимого при определенных условиях.
П о мнению святых отцов страсть сребролюбия является не естественной для души человека, потому что она чужеродна человеческой природе. Этим и отличается от других страстей. Страст ь блудная и чревоугодие присущи людям по природе, так как ч еловек имеет плоть. А сребролюбие – другая болезнь, подступает к человеку извне, но если ее однажды допустить в сердце, то она может стать самой опасной, которую сложно побороть.
Берегись этой язвы, которая и душу и тело навечно умерщвляет (1 Кор.6,10; Еф.5,5).
Е сли учесть, что сегодняшнее общество – это общество потребления материальных благ, удовольствий, развлечений, то для удовлетворения этих потребностей нужно все больше и больше денег. Даже д етей со школьной скамьи учат быть успешными, чтобы в будущем занимать высокие должно сти и зарабатывать много денег.
Отчего же усиливается страсть сребролюбия? По мнению христианского учителя и проповедника Иоанна Златоуста:
«От тщеславия и крайней беспечности. Страсть к деньгам сильнее и неистовее других страстей и может причинить большие скорби. Сребролюбцы не наслаждаются и тем, что имеют, как потому что не уверены в своей безопасности, так и потому, что устремлены тому, чего еще не получили».
Страсть к преумножению богатства актуальна и сегодня. Л юди превыше духовных ценностей ставят материальные. Когда молодых людей, недавно создавших семью, спрашивают: «Когда родите?» Они отвечают: «Сначала надо на ноги встать, пожить для себя».
Что говорит Евангелие о материальных благах
Е ще одна притча о сребролюбии (Лк.16:19 – 31). В этой притче богатей с помощью промысла Божьего имел достаток и мог легко помочь нищему, который лежал у ворот его дома и был бы рад хоть крошкам с его стола. Но в сердце сребролюбца нет любви, а потому глух о оно к чужим страданиям.
В чем заключается корень всех зол
«Сребролюбие является причиной всех зол: корыстолюбия, скупости, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками».
Из-за страсти к деньгам совершают ся бесчисленные злодеяния. О бман, воровство, конфликты, нарушения прав человека, преступления в различных сферах, войны, убийства, нарушение законов государственных и Божьих. Сребролюбие разрушает семейные узы, разбивает дружбу между друзьями и даже целыми народами, из-за него предают Отечество, измен яют своему войску.
Жадность, корыстолюбие, тщеславие, мшелоимство, алчность, жестокость, подлость – это приобретенные страсти, которые присовокупляются в связи с укоренением в человеке сребролюбия.
Откуда берется сребролюбие изначально? Зар одиться эта страсть может по нескольким причинам:
Господь знает нужду каждого человека: кому, сколько, чего и в какой жизненный момент потребно. П роблема в том, что люди не доверяют Господу. И з-за маловерия надеются только на свои силы и вязнут в страстях.
Что делать, если стяжательство укоренилось в сердце
З аботиться о стяжании духовных даров, а не земных.
Б лагодарить Бога за то, что есть.
Не роптать на Господа, а довериться Ему.
Не стремиться к богатству (не стяжать) .
Т очно определить меру приобретения.
Ведь грех, когда сверх меры, когда на «черный день», когда про запас. А если подкопить на паломническую поездку или в санаторий на лечение – это не грех.
И сцелять себя с помощью подаяния.
Ярким примером нестяжания и милосердия можно считать золотопромышленника Сибирякова Иннокентия Михайловича(1860г.). С юнос ти он занимался меценатством. С т р оил обители и храмы, музеи и библиотеки, больницы и приюты. Он финансово помогал университетам, гимназиям, Русскому Географическому обществу, поддерживал научные и литературные проекты, выделял пособия рабочим.
Серафим Саровский: «Cтяжание Духа Святого»
Многостяжание и любостяжание — разновидности страсти сребролюбия
Стяжательство, или многостяжание является одной из разновидностей страсти сребролюбия, которая в свою очередь относится к одному из семи смертных грехов.
Андрей Шишки. «Ростовщик»
Значение слова
Смысл его в чрезмерном накопительстве земных богатств, когда забота о материальных благах становится сверх необходимого для жизни. Когда грех входит в навык, в привычку, он превращается в страсть.
Страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается (Св. Никита Стифат).
Потому и нужно «отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой» (Иоанн Златоуст). По словам апостола Павла:
«любостяжание есть идолопоклонство» (Кол.3:5), а также «…никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5).
Стяжание, значение слова в творениях Св. Отцов
Святыми Отцами Церкви называют епископов древности, составивших толкования Евангелия и основные правила, по которым живут нынешние христиане. Величайшими из них были Иоанн Златоуст и Василий Великий, епископы Византии.
Св. Иоанн Златоуст, знаменитый проповедник и обличитель неправедных и немилосердных богачей, доступно для простого народа объяснял, что такое стяжание неправедное. Он употреблял слово «любостяжание» и «стяжательство» в значении порока, любви к приобретению лишнего, ненужного состояния путём насилия и лжи. Взяточник или вор — все они называются любостяжателями. Св. Василий Великий отмечает: нет более страшного любостяжательства, чем то, когда человек не делится с неимущими тем, что «может повредиться», т. е. испортиться со временем.
В противоположность накоплению материальных богатств святые преподобные отцы (монахи) употребляют слово «стяжать» в значении приобретать духовные сокровища, воспитывать в себе добрые качества. В Патериках (сборниках поучений преподобных отцов) часто можно встретить такие слова:
Накопление денег и имущества сверх необходимого
Сребролюбием называется страсть души человека к обладанию деньгами и имуществом сверх необходимого при определенных условиях.
По мнению святых отцов страсть сребролюбия является не естественной для души человека, потому что она чужеродна человеческой природе. Этим и отличается от других страстей. Страсть блудная и чревоугодие присущи людям по природе, так как человек имеет плоть. А сребролюбие – другая болезнь, подступает к человеку извне, но если ее однажды допустить в сердце, то она может стать самой опасной, которую сложно побороть.
Апостол Павел, как и многие святые отцы, называл сребролюбие корнем всех зол (1Тим.6:10). Почему? Из-за любви к деньгам Иуда совершил самое тяжкое преступление, которое когда-либо совершал человек: предал Господа. Почему именно сребролюбие? Серебряными монетами предатель заплатил иудейским священникам за жизнь Спасителя.
Берегись этой язвы, которая и душу и тело навечно умерщвляет (1 Кор.6,10; Еф.5,5).
Как говорят в народе: «Чем больше денег, тем больше хочется». Одни при наличии богатства тратят его на роскошную жизнь и развлечения. Другие копят на безбедное будущее и достойную старость. В погоне за состоянием становятся жадными и скупыми, считают каждую копейку, во всем отказывают себе и ни с кем не делятся.
Сребролюбцем может стать и бедный, мысли которого поглощены мечтою о деньгах. «Нищеты и богатства не давай мне» (Притч. 30:8).
В любом случае и те, и другие – материалисты. Поглощенная страстью к деньгам, душа становится жалкой, мелочной. В ней угасает любовь к ближнему и упование на Бога, она незаметно входит в темный мир зла.
Если учесть, что сегодняшнее общество – это общество потребления материальных благ, удовольствий, развлечений, то для удовлетворения этих потребностей нужно все больше и больше денег. Даже детей со школьной скамьи учат быть успешными, чтобы в будущем занимать высокие должности и зарабатывать много денег.
Отчего же усиливается страсть сребролюбия? По мнению христианского учителя и проповедника Иоанна Златоуста:
«От тщеславия и крайней беспечности. Страсть к деньгам сильнее и неистовее других страстей и может причинить большие скорби. Сребролюбцы не наслаждаются и тем, что имеют, как потому что не уверены в своей безопасности, так и потому, что устремлены тому, чего еще не получили».
Страсть к преумножению богатства актуальна и сегодня. Люди превыше духовных ценностей ставят материальные. Когда молодых людей, недавно создавших семью, спрашивают: «Когда родите?» Они отвечают: «Сначала надо на ноги встать, пожить для себя».
Этот пример тоже относится к стяжательству. Люди работают, приобретают сверх меры, копят, преумножают в разы больше, чем требуется. Ведь не зря гласит народная мудрость, проверенная сотнями лет: «Если Господь дает дитя, то и на дитя дает». Это подтверждено самой жизнью.
Посмотрите на многодетные семьи. При всех трудностях, которые выпадают на их долю, они в материальном плане живут не хуже других, а бывает и лучше тех, кто детей не имеет. Потому что с ними Божье благословение.
Стяжательство Стяжатель
Стяжательство как качество личности – склонность неудержимо стремиться к приобретательству, алчному накоплению денег, материальных ценностей, сделать это целью своей жизни, основой всего; страсть к наживе.
Тонул ростовщик. Подбежавшие к нему люди кричали: — Давай руку, а то утонешь! Но он ничего не предпринимал. Тут подошёл Ходжа Насреддин, улыбнулся и сказал: — Что же вы делаете? Где это видано, чтобы ростовщик что-то давал? Нужно так… И с этими словами он протянул ростовщику руку. — Держи руку! — сказал он и, конечно, спас ростовщика.
Стяжательство – это стремление расширить зону своего контроля над жизнью. Основной ее мотив – преодолеть страх перед жизнью. Для этого она, не брезгуя никакими средствами, провоцирует человека безудержно создавать неисчислимые запасы денег и материальных благ, тысячи раз перестраховываться, словом, делать всё возможное и невозможное, чтобы при любых неблагоприятных ситуациях оставаться в «седле» жизни.
Стяжательство – это бесплодная попытка построить монолит благополучия, напичканный арматурой, для человека, потерявшего свой стержень. Стяжательство крайне воинственно и агрессивно. Став рабом бесконтрольного, поглотившего личность, приобретательства, оно всецело направлено на захват всё новых и новых «рынков сбыта и источников сырья». Погоня за наживой становится главной целью ее существования.
Для людей, живущих под влиянием энергии страсти вполне понятно желание жить богатой, зажиточной и достойной жизнью. Со стяжательством это никак не связано. В качественном удовлетворении физических и эмоциональных потребностей, характерном для людей страсти, нет «нерва», нет желания достичь денег любой ценой. Вспомните «12 стульев» Ильфа и Петрова: «… И обуял отца Федора дух стяжательства…»
Человеку, живущему под влиянием энергии благости, стяжательство чуждо и инородно. Есть такая притча. Однажды монах застал в своей келье вора, который грузил его вещи на стоявшего у кельи осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, монах стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе: — Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всём! Когда вора задержали и привели к нему монах сказал: — Да, это теперь его вещи, так как я их ему подарил.
Евгений Жирнов в книге «Великие стяжатели Екатерины Великой» на примере фаворитов императрицы показывает, каких масштабов достигал дух стяжательства у Григория Орлова и Григория Потемкина. Роман старшего из братьев Григория с женой наследника престола Екатериной Алексеевной резко изменил судьбу Орловых. После коронации Екатерины Орловы начали пользоваться государственной казной как собственной копилкой. Практически еженедельно они просили у императрицы и получали по 5-10 тыс. рублей. Братья Орловы не знали отказа ни в чем. Когда Алексей и Федор Орловы решили совершить путешествие в Европу, императрица от щедрот своих дала им сумму, поразившую своими размерами британского поверенного в делах в России: 20 тыс. фунтов. При этом от размера подарков, достававшихся старшему из братьев, захватывало дух у всех мало-мальски сведущих о придворных интригах и делах. Императрица подарила фавориту любимое имение своей предшественницы Елизаветы Петровны — Ропшу под Санкт-Петербургом. Помимо великолепного дворца имение включало роскошный сад, а главное — насчитывало 12 тыс. десятин земли и 1100 крестьянских душ. Вслед за елизаветинской Ропшей Григорий Орлов получил любимую вотчину Петра III — Гатчину и превратил ее в резиденцию, соперничавшую с самыми роскошными загородными королевскими дворцами европейских монархов. Но и это было еще не все. В столице империи по приказу Екатерины II за казенный счет для фаворита строился Мраморный дворец, а во время поездок в Москву Орлов мог жить в любом из царских дворцов и пользоваться дворцовыми кладовыми и экипажами без каких-либо ограничений.
Мало того, императрица собирала для Орлова в специальной кладовой разного рода драгоценные вещи и безделушки, а чтобы фаворит не страдал от отсутствия средств (хотя получал он от своих имений ежегодно весьма значительную сумму — 200 тыс. рублей), Екатерина назначила ему еще и казенный пенсион в 150 тыс. рублей ежегодно. Дотошные историки подсчитали, что с 1762 по 1783 год, когда Орловы уже утратили былое влияние, они получили от императрицы в подарок 47 тыс. крестьянских душ и 17 млн рублей. Но по сравнению с тем, во что обошелся казне следующий фаворит — Григорий Потемкин, траты на Орловых можно считать сущей мелочью.
В Потемкине императрица нашла то, чего не хватало ей в Григории Орлове: не только любовника, но и деятельного и распорядительного человека, готового осуществить все ее самые смелые задумки. Императрица хотела сделать свое царствование великим и ознаменовать его появлением в России сотен новых городов — Потемкин немедленно приступал к делу: готовил грандиозные проекты, выписывал из-за границы специалистов, свозил крестьян для исполнения земляных и строительных работ. Екатерина хотела завоевать новые земли — и Потемкин во главе армии бросался в поход. Правда, как утверждали его многочисленные недруги, командовали войсками и флотами другие, профессиональные и талантливые генералы и адмиралы. А Потемкин жил в роскоши и довольстве в некотором отдалении от театров военных действий и только радовал матушку-императрицу победными реляциями. Однако все действительные и мнимые достижения Потемкина, ставшего со временем светлейшим князем Таврическим, обходились казне в фантастические по размерам суммы. Начав с 400 душ, полученных в 1762 году за участие в низложении Петра III, Потемкин по мере приближения к трону все меньше стеснялся выклянчивать у императрицы все новые подарки и выплаты. Причем, как констатировали иностранные дипломаты, аккредитованные в Санкт-Петербурге, речь шла о невероятных суммах. Однако деньгами, которыми в Европе монарх мог осчастливить кого угодно, Потемкин оставался недоволен и даже не всегда благодарил императрицу за все подарки.
После его кончины было подсчитано, что только за два года он получил немногим менее того, что Орловы — за два десятка лет: 37 тыс. душ и 9 млн рублей. При этом светлейший не стеснялся перекладывать на казну даже такие расходы, как содержание его стола, на что тратилась ежедневно баснословная при тогдашней дешевизне продуктов сумма — 800 рублей. Постепенно страсть Потемкина к деньгам начала принимать чуть ли не болезненный характер. Он не мог пропустить никаких доходов, если имелся хотя бы небольшой шанс их получить. Так, он, несмотря на свое высокое положение в стране, брал на свое имя винные откупы — продажу водки — в различных губерниях. Понятно, что лично следить за всеми кабаками он не мог, а потому сдавал свои откупы в аренду. Но при этом поручал губернаторам вести строгий контроль за поступавшими от торговли спиртным доходами и вел обширную и активную переписку по откупным делам. Не чурался фаворит и вложений в промышленность. Он, например, приобрел санкт-петербургский стекольный завод, а затем по совету своего управителя решил извлечь из этого предприятия гораздо большую прибыль, чем оно могло бы дать. Потемкин пообещал запретить ввоз в Российскую империю стекла из-за границы, и купцы выстроились в очередь, чтобы как можно быстрее купить все запасы товара с завода и заказать по действующим еще ценам стекло на многие годы вперед. И уж если какое-то прибыльное дело шло фавориту прямо в руки, он не имел привычки отказываться. К примеру, после завоевания Крыма выяснилось, что на полуострове есть немало озер, где легко добывать высоко ценившуюся в те времена соль. Светлейший князь тут же получил все соляные места в аренду и столь же быстро пересдал купцам за 300 тыс. рублей в год.
На этом фоне операции Потемкина с дворцовой недвижимостью кажутся едва ли не детской шалостью. В 1776 году Екатерина подарила любимцу Аничков дворец. Но Потемкин вскоре продал его своему поверенному в винно-откупных делах Шемякину. А потом выпросил тот же дворец у императрицы снова. За казенный счет дворец выкупили и передали Потемкину. Однако он жаловался, что жить в Аничковом не слишком удобно, и потому в 1783 году императрица презентовала Потемкину построенный специально для него Таврический дворец, возведение, меблировка и украшение которого обошлось в 600 тыс. рублей. Но через некоторое время фаворит, почувствовав нужду в деньгах, уговорил императрицу купить дворец обратно в казну. А в 1791 году вновь получил его в подарок. Весьма любопытный факт: Потемкин, обладая колоссальным богатством, время от времени прибегал к кредиту. Причем и к государственному, и частному. Так, у известного в ту пору банкира Сутерланда он взял взаймы 700 тыс. рублей. А в казне одалживал крупные суммы, достигавшие 3,5 млн рублей. Правда, кредитную историю Потемкина трудно было назвать хорошей. Ни банкиру, ни казне он денег не возвращал.
Но все эти пополнения собственного бюджета светлейшего князя не шли ни в какое сравнение с обыкновенным казнокрадством, в котором Потемкин был просто неутомим. На войну с Турцией Екатерина II ассигновала ему 55 млн рублей. Но вскоре до столицы стали доходить жалобы из войск, которые не имели самого необходимого, а солдаты, питаясь одними сухарями, портили желудки и гибли от поноса едва ли не в большем числе, чем от врага. Назначенная ревизия выявила, что 41 млн был истрачен без надлежащей отчетности, но из бумаг хотя бы приблизительно известно, на что они пошли. Еще на 9 млн нашлись расписки разных, не всегда устанавливаемых лиц. А вот следы остальных денег ревизоры искали потом довольно долго. Выяснилось, что около миллиона было выдано по запискам секретаря Потемкина — Василия Степановича Попова, который затянул объяснение по этому вопросу на многие годы, пока наконец императрица не простила ему этот долг. Остальные деньги исчезли бесследно. Именно после доклада императрице о ревизии армейских сумм, как считают историки, стало ослабевать влияние Потемкина, перешедшее в полуопалу. Хотя, надо сказать, императрица напрасно обижалась на своего фаворита. Он взял на себя не только многие распорядительные функции, но и служил своего рода громоотводом, принимая на себя проявления недовольства дворянства государственной политикой. Ведь все считали, что в непопулярных мерах, принимаемых властью, была виновна не императрица, а сующий свой нос в каждое дело светлейший князь. А за услугу такого рода нужно платить.
А у Потемкина громоотводом служил его секретарь Попов, который не допускал просителей к светлейшему, а если и допускал, то не исполнял княжеских распоряжений. К примеру, князь обещал дать просителю денег, а Попов не давал. Ведь никто не догадывался о том, что секретарь делал только то, что условленным знаком сообщал ему князь. И именно за это секретарю прощалось его казнокрадство, доходившее до невероятных размеров. Миллион из военных сумм, присвоенный Поповым, был не первым и не последним, и современники писали, что секретарь светлейшего живет и тратится так, как это недоступно большинству самых родовитых дворян империи.
Мздоимство и воровство заразили весь управленческий аппарат империи, и крали, прикрывая собой матушку-императрицу, подавляющее большинство высокопоставленных чиновников страны. Правда, никто из них так и не смог сравниться размером состояния с Потемкиным. Только его недвижимость, не считая Таврического дворца, оценивалась в 50 млн рублей. А всю его собственность современники называли страшной по своим размерам.
Петр Ковалев 2013 год Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Что говорит Евангелие о материальных благах
В Евангелие от Луки есть притча о богатом человеке, который собрал хороший урожай с поля. Так как класть этот урожай было некуда, он решил сломать старые житницы и построить новые, больших размеров. Он думал, что соберет добра на многие годы и будет спокойно жить, есть, пить и веселиться. А Господь ему ответил: «Безумный! Сегодня ночью душу твою заберут, кому останется добро твое?» (Лк. 16-21)
Богатство в этой притче не осуждается, смысл ее в отношении к богатству. Всю жизнь человек прожил в достатке. А так и не уразумел для чего оно ему. Скольких голодных мог накормить, больным помочь, нуждающихся спасти, храмов построить? И получить за это от Господа Царствие Небесное. А он не захотел. И виной тому страсть сребролюбия и стяжательства, которые порождают жадность и корысть.
«Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец; раб, а не господин. Для него легче отдать часть своего тела, чем уделить сколько-нибудь из своего богатства» (Иоанн Златоуст).
Другая история про богатого юношу, который спросил у Христа как можно спастись. Иисус ответил: «Продай свое имение, раздай нищим и следуй за мной, взяв крест». Юноша мог стать апостолом, его звал за собой Сам Господь, предлагал вечную жизнь. А молодой человек выбрал богатство (Мф. 19: 16–29; Мк. 10: 17–30; Лк. 18: 18–27).
Еще одна притча о сребролюбии (Лк.16:19–
31). В этой притче богатей с помощью промысла Божьего имел достаток и мог легко помочь нищему, который лежал у ворот его дома и был бы рад хоть крошкам с его стола. Но в сердце сребролюбца нет любви, а потому глухо оно к чужим страданиям.
Нищий безропотно и терпеливо переносил посылаемые страдания. А богатей не смог полюбить ближнего и поделиться с ним хотя бы хлебными крохами. Умер нищий Лазарь и попал в рай, а богач – в ад.
Происхождение выражения «стяжание Духа Святого»
Это выражение в обращение ввел Серафим Саровский. Беседуя с Мотовиловым на темы, которые касались сути веры и того, что происходит с человеком, когда он молиться, Святой подвижник сказал, что молящийся действует подобно человеку, который мечтает достичь славы и богатства. Только цель верующего лежит в иной плоскости. Он стремится объединиться с Господом через стяжание Духа Святого.
Преподобный сравнивал работу верующего с той, которую мы выполняем в повседневной жизни. Чтобы получить материальные блага для себя и своей семьи, человек должен много трудиться. Работа души – это приобретение или получение Благодати Святого Духа, чтобы соединиться с Господом. Это и является для верующего человека наивысшей ценностью.
Святой проповедник подробно объяснил эту фразу. У человека существует три источника воли, желаний:
Руководствуясь третьей, человек работает, чтобы удовлетворить свою гордыню, тщеславие и корысть. Она присутствует у каждого и представляет большую опасность. Вторая позволяет самостоятельно сделать выбор. Он сам решает чем будет руководствоваться. Одни воруют, другие делают добрые дела. При этом все они преследуют мирской результат. Делают ближнему добро ради удовлетворения собственной гордыни. От Господа только первая воля. Руководствуясь ею, человек совершает добро ради Святого Духа. Слушая ее, он собирает не материальное, а вечное богатство. Преподобный говорил, что накапливать этого «капитала» нужно как можно больше, стремиться к стяжанию. В этом должен быть смысл всего, что делает верующий в стяжании Святого Духа.
В чем заключается корень всех зол
По мнению святителя Григория Паламы:
«Сребролюбие является причиной всех зол: корыстолюбия, скупости, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками».
Из-за страсти к деньгам совершаются бесчисленные злодеяния. Обман, воровство, конфликты, нарушения прав человека, преступления в различных сферах, войны, убийства, нарушение законов государственных и Божьих. Сребролюбие разрушает семейные узы, разбивает дружбу между друзьями и даже целыми народами, из-за него предают Отечество, изменяют своему войску.
Жадность, корыстолюбие, тщеславие, мшелоимство, алчность, жестокость, подлость –
это приобретенные страсти, которые присовокупляются в связи с укоренением в человеке сребролюбия.
«Сильная и готовая на все любовь к стяжанию, не зная сытости, вынуждает плененную душу идти до крайнего предела зол» (Иоанн Златоуст).
Откуда берется сребролюбие изначально?
Зародиться эта страсть может по нескольким причинам:
Господь говорит: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31–33).
Господь знает нужду каждого человека: кому, сколько, чего и в какой жизненный момент потребно. Проблема в том, что люди не доверяют Господу. Из-за маловерия надеются только на свои силы и вязнут в страстях.
Что делать, если стяжательство укоренилось в сердце
Заботиться о стяжании духовных даров, а не земных.
Благодарить Бога за то, что есть.
Не роптать на Господа, а довериться Ему.
Не стремиться к богатству (не стяжать).
Не дает Господь много денег? На все Его святая воля. Может это не полезно человеку. Господу лучше знать что потребно и когда.
Точно определить меру приобретения.
Ведь грех, когда сверх меры, когда на «черный день», когда про запас. А если подкопить на паломническую поездку или в санаторий на лечение – это не грех.
Исцелять себя с помощью подаяния.
Строить храмы, школы, больницы. Брать пример с Российской империи, когда целые династии становились меценатами. Помогать сиротам, нуждающимся, больным.
Ярким примером нестяжания и милосердия можно считать золотопромышленника Сибирякова Иннокентия Михайловича(1860г.). С юности он занимался меценатством. Строил обители и храмы, музеи и библиотеки, больницы и приюты. Он финансово помогал университетам, гимназиям, Русскому Географическому обществу, поддерживал научные и литературные проекты, выделял пособия рабочим.
Будучи очень богатым, он всегда жил с верою в то, что его капитал – это тяжелейший труд многих работников. И смысл наличия его богатства – в помощи нуждающимся. В 1896г. Сибиряков передал все свои средства иеромонаху Давиду.
Русский меценат Сибиряков был пострижен на Афоне в святую схиму в честь святого Иннокентия Иркутского.