что значит молебен с акафистом в церкви
Молебен с акафистом – что это?
В христианской вере есть много разных понятий, которые для многих людей являются неизвестными. Молебен представляет собой непродолжительное богослужение, которое совершает священник. Каждый человек может заказать молебен о здравии себя, своих родственников и других людей. Молебен может быть и хвалебным.
Молебен с акафистом – что это?
Молебен, когда священник читает хвалебное песнопение, посвященное святому, к которому обращаются в молитвах, и называется молебном с акафистом. Общественный молебен обычно совершается после литургии и может проходить как утром, так и вечером. Допускаются и частные молебны, которые могут совершаться не только в храме, но и на дому. Последование молебна с акафистом только в праздничные дни совершается в центре храма. Что касается обычных дней, то это проходит перед иконой святого, к которому обращаются и восславляют.
Молебен с акафистом Николаю Чудотворцу и другим святым должен проходить стоя, поскольку сидеть запрещено. Наиболее известный акафист посвящен Пресвятой Богородице. Состоит он из 25 песен, в которые входит 13 кондаков и 12 икосов. В кондаках рассказывается сжатое содержание праздника или история жизни Святого. Икос представляет собой песнь, которая восславляет и прославляет Святого или праздник. В конце каждого молебна читается молитва, кому именно проходило служение. После этого священники сообщает всем людям, что молебен закончен и называется это «Отпуст».
Чем отличается молебен от сорокоуста?
В отличие от молебна сорокоуст читают на Литургии 40 раз или 40 дней. Есть и еще одно отличие, а заключается оно в том, что сорокоуст бывает не только о здравии, но и об упокоении. Эту сильную молитву можно заказать на шесть месяцев и даже на год. Сорокоуст рекомендуется заказывать сразу в трех церквях.
Молебен
Моле́бен (молебное пение) – богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.
Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.
Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…
Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением.
По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6‑й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.
В Чин молебна входят 50‑й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.
О недопустимости молебнов после Литургии
Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.
Глава из книги «Евхаристия»
профессор Архимандрит Киприан (Керн)
Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.
Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!
После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.
Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.
Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.
Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.
Мы ссылаемся на авторитет, научный и литургический авторитет церковности покойных митрополита Антония Храповицкого и епископа Гавриила Чепура, которые всегда решительно осуждали эти молебны после Литургии и их не служили никогда.
«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».
4 февраля (по ст.ст) 1923 года (Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. ТСЛ, 2003, стр. 72.).
Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)
– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит Таврион (Батозский) говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.
– Вот и владыка (митрополит Сурожский Антоний) и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.
Священник Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»
Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.
Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?
И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.
Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.
Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.
Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся Церковь, все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.
…Евхаристия – это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб. Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием. После Евхаристии никакие другие службы духовно невозможны. Добавление молитв после Евхаристии есть свидетельство литургического упадка.
Молебен. Почему его заказывают только о здравии
Юлия: Здравствуйте, отец Георгий! Я совсем недавно начала воцерковляться и столько еще не понимаю…Живу за границей, наш приход открыт только в среду вечером и в воскресенье утром, иногда бывают службы и в другие дни, но редко…Вот на воскресной литургии батюшка наш сообщил, что в пятницу будет вечерняя служба, а в субботу Божественная литургия в честь праздника. Ну и соответственно, в среду, как обычно, молебен с акафистом Богородице, а в воскресенье-литургия. Возникла у меня пара вопросов: почему служится именно молебен Богородице? Что собой представляет эта служба…могут ли люди подавать свои прошения на этот молебен? (Отзыв с сайта Азбука веры).
Православной церкви мы очень часто слышим такое странное слово «молебен». Что это такое? Молебен — это короткое богослужение, которое включает в себя молитвы и прошения конкретного человека, или группы людей на какое-то определенное начинание.
В православии такие молебны называется — требы. Происхождение их, как мы видим, от слова потребность и необходимость. Обычно молебен заказывают только о здравии. За упокой — люди заказывают панихиды и сорокоусты.
Молебен — это короткое богослужение, которое включает в себя молитвы и прошения конкретного человека, или группы людей на какое-то определенное начинание
Молебны в храме бывают — общецерковными и заказными
Какие бывают молебны? Молебны бывает — общецерковными и заказными. Во время общецерковных молебнов молиться вся церковь, по поводу больших праздников или каких-либо государственных событий, а заказные молебны совершаются по просьбам прихожан.
Также стоит сказать о том, что заказные молебны могут совершаться как в церкви, так и дома. Священника можно даже попросить отслужить молебен на закладку фундамента дома, на поле, а также где открывается магазин или офис.
Также молебен бывает — благодарственный, водосвятный, с акафистом, а также может быть простым. Так как это особое прошение то молебен, например, водосвятный служится ежедневно или по воскресным дням.
Водосвятный молебен — можно подать на освящение иконы или нательные крестики
Тот, кто собирается заказывать молебен, обязательно должен присутствовать на нем, в церкви. При водосвятном молебне также освещают воду. Эту воду человек должен отнести домой. Все члены семьи должны выпить воду натощак, а также окропить свое жилище. Также на водосвятный молебен можно подать на освящение иконы или нательные крестики.
При водосвятном молебне освещают воду. Эту воду человек должен отнести домой. Все члены семьи должны выпить воду натощак, а также окропить свое жилище
Простые молебны служатся по поводу праздников, например, святых. На таком молебне поются песнопения в честь Пресвятой Богородицы и святых. А также произносится специальная ектенья — серии прошений с припевом «Господи, помилуй».
Здесь можно перечислить и имена всех ваших сродников. Но это нужно будет сделать перед тем, как подать записку. Также здесь читается молитва святому, в честь которого служится молебен. Такой вид молебна заказывается в день именин или за болящего человека.
Молебен с акафистом — очень часто служится перед чудотворными или чтимыми иконами
Молебен с акафистом очень часто служиться перед чудотворными или чтимыми иконами, а также в дни празднования великих святых. Такую службу служат еженедельно, в какое то определенное время, о нем вы можете узнать в вашем храме или в монастыре.
Перед тем как отправляться на молитву, можно взять с собой текст акафиста, чтобы следить за ним во время чтения. Так вы будете полностью поглощены молитвой и полностью на ней, сконцентрироваться.
Молебен с акафистом очень часто служиться перед чудотворными или чтимыми иконами, а также в дни празднования великих святых. Такую службу служат еженедельно, в какое то определенное время
Благодарственный молебен служится в день нового года, в день дня победы, в день Рождества Христова и в другие значимые дни. Когда вы подаете записки с именами, то указывайте, что это именно благодарственный молебен. Здесь причину, по которой заказываете молебен писать не нужно. Также существуют и другие церковные поминовения это — обедни, сорокоусты.
Обедня отличается от молебна — это разные поминовения
Чем отличается молебен от обедни? Обедня — по-другому называется «Проскомидия». Это поминовение, во время которого за каждое имя, которое подано в записке, из просфоры вынимается частичка. Ее в конце литургии опускают в святую Чашу с Пречистой Кровью Христовой. А молебен — совершается без просфоры. В этом вся и разница.
Во время обедни, за каждое имя, которое подано в записке, из просфоры вынимается частичка. Ее в конце литургии опускают в святую Чашу с Пречистой Кровью Христовой. А молебен — совершается без просфоры
Как правильно заказать молебен — вам подскажут в храме за свечным ящиком
Как правильно заказать молебен? Теперь поговорим о том, как же заказать его правильно. Чтобы заказать молебен нужно прийти в храм и подать записку в свечной ящик. Образец записки вы увидите ниже.
Вам в свечном ящике дадут специальный бланк или обычный листочек бумаги, на котором пишется заголовок — молебен просительный или благодарственный, далее вы подписываете «о здравии». Затем вы должны указать, кому именно заказывается молебен.
Например, Спасителю, Божией Матери. Далее после этого, вам нужно аккуратным почерком написать имена живых и крещеных людей. Затем эту записку вы отдаете в свечной ящик и даете за нее посильное пожертвование. Пожертвование может быть самым разным, в зависимости от того, какая стоимость, взимается за какую требу.
Образец записки на молебен
Для разных случаев заказывается молебен — о путешествующих, о недужных людях
Также стоит сказать о том, что для разных случаев молебны можно заказывать разные. Можно заказывать прошение о путешествующих людях, о недужных людях.
А также даже можно заказать молебен о работе, о здравии болящих, о начале всякого доброго дела.
Молебен длится — не более 30 минут
Сколько длится молебен? Обычно молебен длится не больше — 30 минут. А если он простой, то он может служить не более — 20 минут.
Также чтобы заказать молебен, например, для того чтобы освятить дом, можно пригласить священника домой. В каких еще случаях можно пригласить священника для служения молебнов? Например, для освещения поля или огорода, для освещения автотранспорта, освещения закладки фундамента или, например, колодца.
Также существуют молебны, которые читаются на строительство церкви, на установку креста или на поднятие колоколов.
На данном фото мы видим, как священник освещает машину
Чаще всего молебны благодарственные заказывают — Спасителю и Божией Матери
Кому часто заказывают молебны? Чаще всего конечно молебны заказывают — Спасителю и Божией Матери. Очень часто молебны Богородице заказывают перед иконой «Неупиваемая чаша». Почему именно этой иконе? Обычно этой иконе заказывает о тех людях, кто страдает алкогольной или наркотической зависимостью.
Очень часто молебны Богородице заказывают перед иконой «Неупиваемая чаша». Обычно этой иконе заказывает о тех людях, кто страдает алкогольной или наркотической зависимостью
Также заказывают молебен перед иконой «Всецарица». Эти молебны заказываются об исцелении от онкологических заболеваний. Очень часто в онкологических центрах можно увидеть домовые храмы, которые освящены в честь образа Пресвятой Богородицы Всецарица. Но все сказанное не говорит о том, что нельзя обратиться к другой иконе Богоматери.
Очень часто люди приходят в храм и спрашивают, какой нужно заказать молебен, например от того и того. Такие слова это проявление суеверия разной степени осознанности. Каждый православный человек должен понимать, что молитва — это не заклинание, святые люди — это люди, которые жили своей жизнью и своими поступками они угодили Богу, и поэтому сейчас они находятся у престола Божия и молятся о нас, вместе с нами.
Когда мы обращаемся к какому-либо святому, мы просим его помолиться о нас. А вот вопрос, какому святому молиться для того то или того то — это, скорее, проявление какого-то магического сознания. Нужно соотносить просьбы и жизненные нужды с определенными святыми, которые связанны с содержанием житий или о тех чудесах, которые они совершили.
Например, мы знаем то, что великомученик и целитель Пантелеимон, а также святые Бессребреники Косьма и Дамиан, во время земной жизни своей — были врачами, именно поэтому на молебнах этих святых просит об исцелении от различных болезней, будь то телесные или духовные.
Также мы знаем из жития Ксении Петербургской, что она очень часто указывала девушкам на их будущую брачную жизнь, именно поэтому святой Ксении Петербургской молятся о счастливой семейной жизни. Святителю Спиридону Тримифунтскому из жития известно, что он помогал простым людям в их бытовых нуждах, и поэтому ему молятся об устроении бытовых и жилищных дел.
Святителю Спиридону Тримифунтскому из жития известно, что он помогал простым людям в их бытовых нуждах, и поэтому ему молятся об устроении бытовых и жилищных дел
Поэтому перед тем, как вы захотите заказать кому-либо молебен нужно просто прочитать и узнать больше о том святом, кому вы хотите заказать.
В настоящее время — можно заказать молебен онлайн
В настоящее время существуют сайты, на которых можно заказать молебен онлайн. Это нужно в том случае, если у вас нет возможности прийти в храм и записать человека. Вы можете зайти на любой сайт, любого храма, при этом в любом городе. Там можно подать записку, вам нужно написать текст с именами людей, затем выбрать какую требу хотите совершить.
Но как говорилось ранее, в каждом храме есть свои определенные стоимости. Например, на сайте онлайн церковь, молебен можно заказать всего лишь за 99 р.
На следующем видео, вы сможете посмотреть, как происходит реальный молебен, который посвящен святителю Николаю, Спиридону и целителю Пантелеймону:
Многие молебны — совершаются каждый год в одно и то же время
Какие же молебны совершаются ежегодно в одно и то же время? В одно и то же время совершается молебен на Новый год. Также благодарственный молебен служится на Рождество Христово.
Великое освящение воды происходит в праздник Крещения Господня. Также благодарственный молебен служится в воскресенье великого поста, когда отмечается Торжество Православия. А еще один из главных молебнов, которые совершаются ежегодно — в медовый спас, в яблочный спас, в ореховый спас.
На яблочный спас, служится водосвятный молебен каждый год, в одно и то же время