что значит мультипликатор страховой суммы
Аналитики говорят о каких-то мультипликаторах, а я не понимаю. Помогите!
Для чего нужны мультипликаторы?
Мультипликаторы, учитывающие рыночную стоимость компании
P/BV = Капитализация / Собственный капитал
Чем меньше, тем лучше
Пожалуй, самый «простой» показатель. Он соотносит рыночную стоимость компании с размером собственного капитала, зафиксированного в последней финансовой отчетности.
Можно сказать, что P/BV показывает, сколько стоит на рынке один рубль акционерной (балансовой) стоимости компании. Предполагается, что чем меньше P/BV, тем больший потенциал роста имеют акции.
Но у этого мультипликатора есть один большой недостаток — он не учитывает будущих доходов компании. К примеру, убыточная компания может показаться более выгодной для вложения по сравнению с высокоприбыльной корпорацией с таким же уровнем P/BV.
Другое проявление этого недостатка в том, что P/BV очень немного может сказать о компаниях, где человеческий капитал важнее стоимости оборудования и зданий — например, о разработчиках программного обеспечения или медийных компаниях.
Поэтому этот мультипликатор на практике можно использовать только как дополнение к другим оценочным коэффициентам.
P/E = Капитализация / Чистая прибыль
Чем меньше, тем лучше
Самый популярный коэффициент. Он сравнивает стоимость компании с главным итогом деятельности — прибылью. В классическом варианте для сравнения берется капитализация за последний завершенный торговый день и чистая прибыль из последней годовой отчетности.
Другой вариант расчета — деление биржевой цены одной акции компании на величину прибыли на одну акцию, указанную в отчетности ( EPS ).
Правда, и с P/E есть одна проблема. Чистая прибыль — показатель весьма изменчивый. Даже большие компании могут в каком-нибудь квартале или году показать убыток, а не прибыль. Тогда этот мультипликатор вообще теряет смысл.
Кроме того, прибылью можно манипулировать бухгалтерскими методами. Об этом обычно пишут в годовых отчетах, но непрофессионалу трудно оценить значение этих изменений. Этого недостатка лишен следующий показатель.
P/S = Капитализация / Выручка
Чем меньше, тем лучше
Отношение рыночной цены компании к выручке. P/S во многом похож на P/E, только вместо прибыли в знаменателе используется выручка.
Строго говоря, с точки зрения акционера прибыль важнее. Ведь это именно те деньги, которыми акционеры вправе полностью распоряжаться после того, как сотрудники получили зарплату, поставщики — оплату, кредиторы — проценты, а государство — налоги. Но у P/S есть два преимущества перед «сводным братом» P/E:
Недостаток этого коэффициента состоит в том, что он не учитывает эффективности работы компании — одинаковое значение P/S может оказаться у убыточной и прибыльной компании.
EV / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот мультипликатор очень похож на P/E с одной существенной разницей. В таком виде он становится интересен в том числе кредиторам (скажем, держателям облигаций). Чтобы этого добиться, P/E изменяется с «поправкой» на задолженность компании.
В числителе к капитализации прибавляется долгосрочный долг и вычитаются наличные средства — так получается справедливая стоимость компании (EV, Enterprise Value), то есть стоимость бизнеса с учетом долга.
Как и в случае с P/E, чем меньше коэффициент — тем выше вероятность, что компания недооценена. Анализ по этому мультипликатору используется покупателями облигаций и другими кредиторами.
Долг в данном случае — это не плохо. Ведь это дополнительные деньги, которые компания может использовать для извлечения прибыли. Главное, чтобы долговая нагрузка не была чрезмерной. Об этом просигналит следующий коэффициент.
Мультипликаторы без учета рыночной стоимости
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%
Чем больше, тем лучше
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для извлечения прибыли. Иными словами, ROE — это доходность акционерного капитала, выраженная в процентах. Чем больше доходность, тем лучше для компании и ее акционеров.
Собственный капитал, обозначенный в знаменателе — это часть баланса, которая отражает стоимость имущества акционеров. Если компания распродаст все активы по ценам, по которым учитывает их в отчетности (по «балансовой» стоимости), и вернет все долги поставщикам, банкам, держателям облигаций и государству, у нее останется собственный капитал — деньги акционеров.
Однако и с ROE не все гладко. Этот показатель можно «накрутить», активно используя заемные деньги. А большие долги означают дополнительные риски для бизнеса.
Осторожно, ROE
По итогам 2016 года «Башнефть» и «Трубная металлургическая компания» (ТМК) имели близкие уровни ROE — 20%. Но при этом, доля займов у ТМК составляла больше 60% пассивов, а у «Башнефти» 20%. В итоге на долю прибыли в выручке компании у ТМК приходилось только 4,8% против 10,5% у «Башнефти», а отношение чистого финансового долга к EBITDA (показатель уровня долга) у ТМК в 5 раз больше, чем у «Башнефти».
Другой подвох RОЕ кроется в том, что он может показать большое значение даже при незначительной прибыли. Это возможно в том случае, когда величина собственного капитала у компании мала.
Например, Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) показал в 2016 году ROE 58,8%. Это больше, чем у «Полиметалла» (54%) при меньшем размере прибыли и несопоставимой доле прибыли в выручке (6,3% у ЧТПЗ и 24,1% у «Полиметалла»). Такая высокая рентабельность капитала ЧТПЗ объясняется тем, что завод только второй год как вернулся к положительному значению собственного капитала, сохраняя его низкую величину.
Поэтому ROE хорошо рассматривать в паре с коэффициентом, который мы рассматривали ранее — P/BV. Компания считается недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов.
Долг / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот коэффициент отражает долговую нагрузку. Он показывает, сколько лет компании потребуется на выплату долга, если всю EBITDA тратить исключительно на эти цели. Чем быстрее расплатится, тем лучше для акционеров.
Какой коэффициент выбрать
«Золотого» мультипликатора, который выявил бы идеальный объект для инвестиций, не существует. Даже компании из одной отрасли придется сравнивать сразу по нескольким направлениям: разные коэффициенты описывают разные особенности работы компании — долг, доходность проектов, эффективность затрат. Запросто может оказаться, что компания, лучшая по одному коэффициенту, будет хуже по нескольким другим.
Отдельная специфика у финансовых компаний. При оценке инвестиций в акции банков и страховых компаний некоторые мультипликаторы нельзя использовать в силу того, что суть бизнеса отличаются от большинства нефинансовых структур.
Банки и страховщики не используют такое понятие как выручка, не вычисляют EBITDA и не измеряют уровень долговой нагрузки. Поэтому применять мультипликаторы P/S, EV/EBITDA и долг/EBITDA в отношении банков не получится. Для оценки перспектив вложения в акции банков и страховых компаний остается использовать P/E, ROE и P/BV.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Показатель, указывающий на количество средств, которое компания может выплатить на каждую обыкновенную акцию из чистой прибыли. Существует в нескольких вариантах. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Соотношение капитализации компании к ее чистой прибыли. Популярный показатель для оценки стоимости акций и поиска недооцененных и переоцененных компаний Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее
Что значит мультипликатор страховой суммы
1. Выберите компании, в которые вы хотите инвестировать. Для расчёта большинства мультипликаторов компании должны иметь равные внешние условия:
3. Сравните показатели компаний и выберите лучший вариант с учётом ваших приоритетов.
Доходные мультипликаторы
Мультипликатор P/E показывает, сколько лет должна проработать компания, получая ту же прибыль, чтобы окупить акционерный капитал. Чем меньше значение этого мультипликатора, тем лучше: у вас есть возможность по низкой цене купить акцию перспективной компании.
Чтобы посчитать P/E, нужно знать прибыль на акцию (EPS). EPS показывает, сколько зарабатывает компания на одну акцию, и рассчитывается как отношение чистой прибыли к количеству акций в обращении. Количество торгуемых акций компании можно посмотреть на сайте биржи (графа «Объём выпуска») или на официальном сайте корпорации.
P/E можно сравнивать с показателями разных отраслей. Если показатель ниже 5, то компания недооценена. Среднее значение P/E по всему российскому рынку — 5,6, по американскому рынку — 20,9.
Например,
Коэффициент P/E телекоммуникационной компании МТС на момент написания статьи равен 12,18. То есть инвесторы готовы заплатить 12 рублей за 1 рубль годовой прибыли компании. По отрасли среднее значение этого мультипликатора — 14,78.
Такой спрос на акции МТС может быть связан с высокими и стабильными дивидендами, которые компания выплачивает своим акционерам (дивидендная доходность — 9,98%).
Мультипликатор P/S равен капитализации компании к годовой выручке и показывает, сколько годовых выручек стоит компания. Капитализация — это рыночная цена компании. Чтобы её узнать, нужно умножить цену акции на количество акций в обращении.
Чем меньше значение P/S, тем меньше вы платите за 1 рубль (доллар) выручки компании. Меньше 2 — показатель в пределах нормы, меньше 1 — вы покупаете ценную бумагу со скидкой.
Выручка позволяет инвестору понять, востребован ли товар или услуга на рынке. Чистая прибыль искажает спрос на продукцию компании, поскольку её высчитывают уже после уплаты всех платежей и налогов — руководство компании может манипулировать этим показателем в бухгалтерии, изменять его значение. Ещё один плюс P/S — его можно использовать с отрицательной прибылью.
Сначала разберёмся, что такое EV и EBITDA.
EV — справедливая стоимость компании с учётом долговой нагрузки и денег на её погашение. За такую цену компанию могут купить в случае поглощения или слияния. EV можно посчитать так: цену акции умножить на количество всех обращаемых акций и к этому значению прибавить все долговые обязательства компании, а потом вычесть денежные средства компании.
Балансовые мультипликаторы
Мультипликатор показывает отношение цены акции к её балансовой стоимости. Балансовая стоимость — это стоимость чистых активов за вычетом общей задолженности. Те деньги, которые разделят между собой акционеры в случае распродажи компании после уплаты всех долгов. Мультипликатор позволяет оценить, переплачивает ли инвестор за остаток, который ему достанется, если компания обанкротится.
Посчитать мультипликатор можно так: капитализацию компании (число акций в обращении, умноженные на цену) поделить на чистые активы. Чистые активы (капитал) — все активы компании минус все долги. Нам подходит значение меньше 1, но больше 0, когда капитализация меньше собственного капитала.
Мультипликаторы рентабельности
Рентабельность собственного капитала: как компания генерирует чистую прибыль за счёт собственных средств, по которым компания не выплачивает проценты.
Условный пример. Если киоск-кофейня на окраине города продаёт кофе на вынос и зарабатывает столько же, сколько кафе с дорогой кофемашиной, оборудованием и интерьером — она эффективнее использует собственный капитал.
ROE должна быть выше среднегодовой ставки по облигациям. Иначе инвестору нет смысла вкладываться в инструмент с небольшой и негарантированной доходностью — он может купить безрисковые активы и получать такую же прибыль.
Рентабельность активов: как компания использует все активы, в том числе и заёмные, для получения прибыли.
Нужно сравнивать этот показатель со значениями других компаний отрасли. В розничной торговле показатель будет больше из-за высокой оборачиваемости: здесь быстрее продаются товары. А в горнодобывающих, строительных, железнодорожных — ROE будет ниже из-за высокой капиталоёмкости.
Чем выше показатель, тем лучше.
Представьте, что вы хотите купить акции российских ритейлеров, которые стабильно работали даже в карантин. ROA Магнита за последние 12 месяцев составила 1,04%, X5 Retail Group NV (владеет торговыми сетями «Перекрёсток», «Пятёрочка») — 2,32%, а у Ленты отрицательная рентабельность активов. Из этих трёх компаний лучше всех использует имеющиеся ресурсы — X5 Retail Group NV.
Мультипликаторы финансовой устойчивости и платёжеспособности
Если вы беспокоитесь, что компания, в которую вы хотите инвестировать, может обанкротиться, посчитайте этот мультипликатор. Он показывает, сколько заёмных средств приходится на каждый рубль собственного капитала.
У финансово устойчивых компаний этот показатель равен 1-1,5. Больше 1,5 — предприятие может потерять свою финансовую независимость. Но слишком низкий уровень заёмных средств говорит об упущенных возможностях: компания не привлекает дополнительное финансирование, чтобы произвести больше продукции или сделать новый проект на рынке.
Коэффициент текущей ликвидности. Он показывает возможность компании платить по краткосрочным обязательствам (долги, которые нужно погасить в течение года) за счёт оборотных активов: наличных денег, дебиторской задолженности, запасов.
«Хороший» показатель — 2 и больше. Если мультипликатор меньше 1, это не значит, что компанию в ближайшее время ждёт банкротство. Она может привлечь внешнее финансирование и покрыть долги.
1. Мультипликаторы — это производные финансовые показатели. Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: акция компании переоценена, недооценена или соответствует своей цене.
2. Сравнивайте мультипликаторы со средним значением по отрасли.
3. Чтобы оценить, сколько вы платите за 1 доллар/рубль доходов компании, посчитайте P/E, P/S, EV/EBITDA.
4. Чтобы представить балансовую стоимость акции, оцените показатель PV/B.
5. Насколько эффективно компания работает с ресурсами — ROE и ROA.
6. Узнать финансовую устойчивость и способность платить по долгам — Current ratio и D/E.
Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.
Гид по рыночным мультипликаторам: Как оценить компании по аналогии?
Читая отчеты аналитиков, вы не раз встречались с такими аббревиатурами, как P/E, EV/EBITDA и т.п. Звучит загадочно, однако не все так сложно, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберемся.
Речь идет о фундаментальном анализе, точнее о сравнительной оценке. Оценку эту принято считать «быстрой», она способна дать мгновенную, хотя и менее точную по сравнению со сложными моделями дисконтирования денежных потоков картину действительности: показать насколько акций недооценена/переоценена по сравнению с конкурентами.
Что такое рыночные мультипликаторы?
Представьте такую ситуацию. Вы сравниваете два публичных предприятия. У них схожий бизнес, капитализация и финансовые показатели, но разное число акций. Как результат, цена одной акции в двух случаях может заметно отличаться. Значит ли это, что одна бумага реально дешевле или лучше/привлекательней другой?
Не факт. Для получения более объективной картины необходимо привести две компании к единому знаменателю. Точнее, сопоставить стоимость предприятия с его финансовыми показателями (доходами и т.д.). Такой подход позволит избавиться от эффекта разного числа акций в обращении, позволив найти реальные расхождения в ценообразовании активов.
Это и есть сравнительная оценка или оценка по мультипликаторам. Под рыночными мультипликаторами принято понимать соотношение стоимости предприятия и его доходов, денежных потоков, балансовой стоимости и пр. Как результат, мы имеем прибыль или, к примеру, выручку на одну акцию вне зависимости от размера компании или количества бумаг в обращении.
Формально более низкий в сравнении с аналогами мультипликатор свидетельствует о недооценке и даже «дешевизне» акций, и наоборот. Возможно использование мультипликаторов для определения целевых уровней бумаг. Тут есть определенные и очень важные нюансы. Обо всем этом речь пойдет далее, но сначала мы рассмотрим основные виды сравнительных коэффициентов.
Виды мультипликаторов
Доходные 1. Базирующиеся на капитализации
P/E
Представляет собой соотношение капитализации компании и ее чистой прибыли за год, Price (Market Capitalization) /Net Income. (Далее мы будем брать годовые величины доходных и т.п. метрик в формулах для расчета мультипликаторов). Фактически речь идет о соотношении цены на акцию к прибыли на одну акцию, Price/EPS. Наиболее известный, доступный и интуитивно понятный мультипликатор, ведь прибыль в расчете на акцию зачастую является ключевым мерилом деятельности топ-менеджмента компании. P/E частенько используют для оценки рынка в целом, то есть фондовых индексов.
Несмотря на свою распространенность, показатель этот имеет множество недостатков. Во-первых, он неприменим для корпораций с отрицательной чистой прибылью, то есть убыточных. Тут необходимо либо использование форвардных мультипликаторов (с учетом будущих доходов, о них речь пойдет далее), либо сглаживание P/E с учетом цикла.
Также имеет смысл рассматривать мультипликатор с учетом прибыли, скорректированной на единовременные расходы, например судебные издержки. В случае стартапов в глубоком «минусе», стоит обратить внимание на другие показатели. Зачастую к ним сравнительная оценка не применима.
Есть и еще один немаловажный момент. P/E не учитывает разницу в налогообложении и долговой нагрузке (структуре капитала) сравниваемых компаний. Получается, что два предприятия могут выглядеть по-разному с точки зрения P/E именно из-за расхождений в этих аспектах бизнеса. То, что P/E сравниваемых предприятий сильно расходятся — это еще не повод говорить о недооценке/переоценке одного из них. Зачастую показатель P/E наиболее адекватен для анализа банковских акций.
Shiller P/E
Или CAPE (P/E, базирующийся на средней скорректированной на инфляцию прибыли за 10 лет). Был разработан нобелевским лауреатом Робертом Шиллером для оценки фондового рынка США, а точнее S&P 500. Позволяет сглаживать циклические колебания доходов. Показатель принято сравнивать с пиковыми значениями, а также исторической средней. Сам Шиллер признавал, что точный момент для входа в позицию или выхода из нее CAPE не дает.
График Shiller P/E индекса S&P 500
Соотношение капитализации компании и ее выручки за год, Price/Sales. Позволяет оценивать компании с отрицательной чистой прибылью. Также абстрагирован от налогообложения, структуры издержек и капитала. Менее подвержен бухгалтерским манипуляциям. Помимо этого, выручка более стабильный показатель по сравнению с чистой прибылью, то есть менее зависит от сиюминутных колебаний бизнеса.
Однако надо понимать, что основным критерием развитого бизнеса является его доходность. В этом и заключается основной недостаток P/S. Чтобы сравнивать зрелые предприятия по этому критерию, зачастую необходима, как минимум, схожая рентабельность продаж (маржа).
Доходные 2. Базирующиеся на стоимости бизнеса
Общая стоимость бизнеса представлена показателем EV (Enterprise Value), который демонстрирует ценность предприятия с точки зрения не только акционеров, но и кредиторов — все активы предприятия. В упрощенном виде EV равна сумме рыночной капитализации и чистого долгосрочного долга, конкретней капитализация + долгосрочный долг — «кэш» на балансе (MC + Debt — Cash). «Кэш», или денежные средства на счетах плюс ликвидные ценные бумаги, вычитается из долга, так как с помощью него часть долга может быть погашена.
EV принято подставлять в числитель мультипликаторов, базирующихся на стоимости бизнеса. В знаменатель подобных коэффициентов, как правило, идут доходные метрики, на которые имеют право как акционеры, так и кредиторы. Показатели дохода после выплаты процентов, в частности чистую прибыль, с EV согласовывать не логично.
EBITDA — прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов. Лучше всего показывает способность компании платить по кредитам. EV/EBITDA является весьма популярным мультипликатором.
Он позволяет сопоставлять предприятия с различной долговой и налоговой нагрузкой, то есть абстрагироваться от структуры капитала и особенностей налогообложения. Амортизация — своего рода «виртуальный» вычет, поэтому EV/EBITDA особенно полезен при оценке капиталоемких предприятий.
Обладает всеми преимуществами и недостатками P/Sales. Менее популярный по сравнению с P/S индикатор, но логически более обоснованный, ибо на часть выручки претендуют не только акционеры, но и кредиторы — в конечном итоге из нее выплачиваются не только дивиденды, но и проценты.
Балансовые
Представляют собой своего рода соотношение «рыночная стоимость/номинал». Показывают своего рода подушку безопасности в случае низких (но положительных показателей). Наиболее полезны при оценке банков, сильно зависящих от состояния баланса.
Капитализация компании деленая на балансовую стоимость акционерного капитала (активы минус обязательства), Price/Balance Value.
Более консервативная оценка с учетом лишь осязаемых (материальных) активов, из которых вычитаются обязательства для расчета знаменателя, Price/Tangible Balance Value.
Плюс балансовых показателей: менее подвержены локальным колебаниям знаменателя. Минус: балансовая оценка собственного капитала сильно зависит от особенностей бухгалтерского учета. В случае если балансовые мультипликаторы отрицательны, практической пользы они не имеют. Подобная ситуация может возникнуть при многолетних убытках, встречается гораздо реже отрицательных P/E.
С учетом денежных потоков
Денежные потоки показывают, сколько на самом деле сгенерировала компания вне зависимости от бухгалтерских ухищрений при расчете чистой прибыли. Так, при расчете операционного денежного потока происходит корректировка чистой прибыли на неденежные расходы (в частности прибавляется амортизация) и изменения оборотного капитала.
Соотношение капитализации и операционного денежного потока, Price/Operating Cash Flow.
Соотношение капитализации и свободного денежного потока, Price/Free Cash Flow. Под FCF подразумевается разница между операционным денежным потоком и капитальными расходами. FCF представляет собой прекрасную метрику для оценки способности компании выплачивать дивиденды и реализовывать программы buyback.
Существует даже показатель DIV/FCF — уровень выплат дивидендов из свободного денежного потока. Критической отметкой является 70%, выше нее выплаты нестабильны. Другая распространенная метрика в плане покрытия дивидендов — DIV/Net Income, характеризующая уровень выплат из чистой прибыли.
С учетом будущего
Представленные ранее мультипликаторы — это взгляд в прошлое. Частенько они дают искаженную оценку, ведь условия бизнеса со временем меняются. То, что вчера было «дорогим», с учетом будущего может оказаться вполне привлекательным.
Те же самые мультипликаторы, но в знаменатель подставляется оценка финансовых показателей в будущем. Частенько речь идет о консенсус-прогнозе аналитиков на ближайшие 12 месяцев.
Показатель P/E, скорректированный на долгосрочный рост. Как правило, представляет собой соотношение P/E и среднегодовые темпы роста eps, спрогнозированные на ближайшие пять лет. Мультипликатор неплохо подходит для оценки быстрорастущих компаний, позволяет сгладить эффект низкой базы. PEG ниже 1 свидетельствует о возможной недооценке акций. Чем более PEG превышает 1, тем «дороже» выглядят бумаги.
Из недостатков подобных мультипликаторов — возможность ошибочного прогноза будущих показателей, что может привести к неправильным выводам.
Отраслевые (натуральные)
Специфические для отдельных индустрий. Так для промышленных компаний частенько используют показатель EV/Production и EV/Capacity, учитывающие уровень производства и мощности. Для нефтегазовых предприятий используется аналог с учетом резервов.
Многие инновационные предприятия не генерируют прибыли и операционных денежных потоков. Для их оценки также подходят специфические показатели типа выручки на один клик для интернет-ресурсов.
Подобные метрики малодоступны, сложно интерпретируемы, могут не учитывать особенностей бизнеса сравниваемых предприятий. Частенько они маскируют неспособность компании выйти на прибыльный уровень.
Как использовать мультипликаторы?
• Исторические аналогии
Частенько используются для оценки фондовых индексов. Классика и наиболее популярный мультипликатор для этой цели — P/E. Показывают насколько рынок акций недооценен/переоценен по сравнению со среднеисторическим значением. Частенько мультипликаторы индексов сопоставляют с экстремумами.
Надо понимать, что подобное сопоставление не всегда справедливо, ибо теоретически обоснованные значения мультипликаторов зависят от уровня процентных ставок (обратная зависимость), темпов роста доходов (прямая связь), рентабельности предприятий, то есть стадий бизнес-цикла.
В этом плане сравнение отдельных акций с историческими уровнями может быть еще более сомнительным, ибо условия бизнеса компании способны с течением времени серьезно меняться. В целом адекватен следующий подход: если финансовое положение корпорации неизменно или улучшается, а мультипликатор корректируется, то это вполне позитивный сигнал.
• Сопоставимые компании
В этом случае предприятие сравнивается с выборкой схожих компаний. В качестве критерия для формирования выборки используются размеры, вид бизнеса, географические особенности. При этом оцениваемую акцию сравнивают по мультипликаторам с медианными значениями по группе конкурентов.
Формально, чем ниже мультипликаторы оцениваемой компании в таком сравнении, те она «дешевле», и наоборот. Однако не все так просто. Дешевле — еще не значит привлекательней. Дешевизна может быть вполне оправдана слабыми фундаменталиями. Необходимо посмотреть на рентабельность продаж и собственного капитала компании, ее долговую нагрузку, ожидаемые темпы роста прибыли. Если фундаменталии позитивны, а мультипликаторы низки, то это повод присмотреться к бумагам.
• Построение целевых уровней
Крайне грубый подход, однако, позволяет получить некие ориентиры. Для этого медианное значение мультипликатора по группе сопоставимых компаний умножается на прогнозируемое значение знаменателя. Если взять оценку финансового показателя на ближайшие 12 мес., то получим целевой ориентир на год.
Как упрощенный вариант: Берем некое «справедливое» значение P/E и умножаем на прогноз (свой, консенсус или отдельных аналитиков) по eps на конец года, через 12 мес. или будущий год. Вот и искомый крайне грубый таргет. Возможно использование нескольких мультипликаторов и расчет взвешенной по их значимости цели.
Отметим, что это лишь вспомогательный метод, дополнение к моделям дисконтирования денежных потоков и дивидендов, а также техническому анализу. Как вариант, их проверка.
Примеры
• Российский рынок
По мультипликатору P/E российский фондовый рынок является самым «дешевым» в мире: 7 против 15 по группе развивающихся рынков и 23 по S&P 500. Сказываются структурные проблемы экономики РФ, зависимость от нефти, геополитические риски, хотя заметная недооценка все равно налицо.
Данные на 31.03.2017 (чтобы получить более четкое изображение, кликните по таблице)
По прочим показателям российский также низок, хотя консолидированная дивидендная доходность составляет вполне достойные 3,9%.
Данные на 31.03.2017 (чтобы получить более четкое изображение, кликните по таблице)
Пример оценки акций российской компании представлен в инвестидее «Самая дешевая МРСК на рынке» (доступна для зарегистрированных пользователей БКС Экспресс).
• Рынок США
Если сопоставить американский фондовый рынок с другими, то выяснится, что он входит в топ-15 с наивысшим значением P/E (23) и 3-й по мультипликатору P/E Шиллера (27,5).
Данные на 31.03.2017 (чтобы получить более четкое изображение, кликните по таблице)
Данные от Bank of America по S&P 500 указывают на то, что индекс торгуется заметно выше среднеисторических значений: по 18 мультипликаторам из предложенных 20. Во многом это обусловлено все еще сверхнизкими ставками ФРС, ведь многие мультипликаторы демонстрируют отрицательную зависимость с процентными ставками.
Данные на 31.03.2017 (чтобы получить более четкое изображение, кликните по таблице)
• Сектора рынка США
Рассмотрим еще одну таблицу от Bank of America. На ней показано, как сектора США соотносятся с историческими средними по мультипликаторам P/BV, P/OCF, форвардным P/E. Заметна привлекательность по этому критерию сегмента здравоохранения (Healthcare), «дороговизна» нефтегазового (Energy) сектора.
Данные на 31.03.2017 за период с 1986 года (чтобы получить более четкое изображение, кликните по таблице)
• Apple
Возьмем в качестве примера «мгновенной» оценки американского эмитента. Данные взяты из терминала Reuters.
Мультипликаторы с учетом показателей за последние 12 мес.
В обоих случаях AAPL торгуется примерно вровень с медианными значениями по группе сопоставимых компаний. Дивдоходность Apple при этом заметно ниже. Тут стоит отметить, что «яблочный гигант» с его гигантскими запасами «кэша» на зарубежных счетах может стать одним их ключевых бенефициаров налоговой реформы Трампа. Льготная репатриация зарубежной прибыли позволит компании нарастить дивидендные выплаты и программы buyback.
Если посмотреть на график P/E Apple с 2010 года, то тут ничего экстремального не происходит. Впрочем, нынешние 17 заметно превышают 10 начала 2016 года. Это неудивительно, ведь за обозначенный период рост акций составил почти 40%.
Теперь посмотрим на фундаменталии. Из таблицы видно, что рентабельность операций Apple (различные показатели маржи), ожидаемые темпы роста прибыли на одну акцию заметно превышают медианы по выборке сопоставимых компаний, долговая нагрузка при этом ниже.
Надо понимать, что резюме требует дополнительного анализа и не является рекомендацией на покупку от текущих уровней. После публикации квартальной отчетности Apple возможен пересмотр фундаменталий, а вслед за ними — переоценка мультипликаторов.
Насколько полезна сравнительная оценка?
Подход это привлекателен своей простой и интуитивной понятностью. По факту в нем много нюансов. Во-первых, это скорее дополнение к другим методам, необходим анализ финансового положения компании, стадии бизнес-цикла, потенциальных рисков и катализаторов. Это мгновенная и грубая оценка. Для более точных результатов не всегда подходят классические базы данных по мультипликаторам, типа Morningstar или Yahoo Finance.
Правильнее рассчитывать показатели самостоятельно, но это удел инвестдомов, ибо при таком раскладе оценка уже не является мгновенной. Кроме того, форвардные показатели слишком зависимы от правильности прогноза по используемым в знаменателе финансовым метрикам.
Более того, компании-аналоги (индустрия, весь рынок) могут в целом быть слишком перекупленными или перепроданными, тогда медианы по мультипликаторам не слишком годятся для грамотной оценки. Есть еще один интересный момент — сравнительная оценка не позволяет выбрать грамотный момент для входа в позицию или выхода из нее. Это удел теханализа.
Подводя итоги, при грамотном подходе сравнительная оценка может быть крайне полезной для инвестора. Не обязательно самим считать показатели, но понять аналитические записки станет гораздо проще. Надо понимать, что это лишь один из методов, дополняющий другие направления фундаментального анализа, а также теханализ.
Мы будем безмерно рады, если вы поделитесь этим обучающим материалом со своими друзьями в социальных сетях.
Полезные материалы:
Оксана Холоденко,
эксперт по международным рынкам БКС Экспресс
Последние новости
Рекомендованные новости
Рынок США. Омикрон правит бал, новые драйверы не за горами
Какие акции в топе прогнозов на 2022 год
Омикрон гуляет по планете. Что лучше — Pfizer или Moderna?
Ключевые события недели: инфляция в России и США, переговоры Путина и Байдена, утренняя сессия
5 идей в российских акциях: Просадка в IT и не только
Акции Evergrande упали к 11-летнему минимуму. Что происходит с долгом
Акции Li Auto достигли среднесрочной цели и рухнули на 16%. Что дальше
Акции Ozon упали к цене начала торгов на бирже. Что дальше
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.