что значит нахождение явно выраженной информации
Формирование основ смыслового чтения и работы с текстом (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Наиболее сложным умением при нахождении информации признано умение устанавливать последовательность или комбинацию глубоко скрытой в тексте информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Менее сложной признана деятельность, когда при всех названных выше условиях информация не предложена вне основного текста. Еще менее сложна деятельность такого рода, если информация при всей ее противоречивости достаточно известна учащимся и т. д.
Наиболее сложным умением интерпретировать текст признано умение истолковывать оттенки языка или понимать текст во всех его деталях. Менее сложна деятельность по интерпретации текста, если требуется использовать его идеи для объяснения незнакомого текста или объединить, сравнить или противопоставить несколько его частей, чтобы определить главную мысль, объяснить связи внутри текста.
Наиболее сложным признано умение рефлексии и оценивания, когда требуется оценить глубокие идеи текста или выдвинуть гипотезы на основе знаний, полученных вне школы; наиболее простым — когда достаточно оценить некоторые особенности текста, основываясь на собственном житейском опыте.
Грамотность чтения проверяют при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитывают уровни понимания текста. Описание соответствующих этим уровням умений, вопросов и заданий представлено в таблице 4.
Приемы определения уровня понимания текста
Перечень проверяемых умений
Виды тестовых заданий
Узнавание, понимание, применение
1) определять тему и основную мысль текста;
2) обнаруживать в заголовке текста тему или основную мысль;
3) находить различие в двух или более текстах / сравнивать содержание текстов;
4) отличать основную информацию от второстепенной
§ Какова тема текста?
§ Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?
§ Что объединяет данные тексты?
§ Что заставило героя.
§ на установление соответствия;
§ на исключение лишнего;
§ на группировку информации;
§ на определение последовательности;
§ вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом
1) быстро просматривать текст;
2) определять смысловую структуру текста и отбирать нужную информацию;
3)находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе
§ разделяешь ли ты мнение автора?
§ Аргументируй свой ответ,
§ Согласен ли ты с тем, что.
§ на установление соответствия;
§ на исключение лишнего;
§ на группировку информации;
§ на определение последовательности;
§ вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом
Применение, анализ, синтез
1)соотносить заключенную в тексте информацию с информацией из других источников / личным опытом;
2) делать выводы по содержанию текста;
3) находить аргументы, подтверждающие мнения / высказывания;
4) объяснять заглавие текста
§ Как бы ты поступил в данной ситуации?
§ Найди в тексте аргумент / аргументы, подтверждающие высказывание.
§ Как ты понимаешь заглавие текста?
§ Как еще можно было бы озаглавить текст?
§ Вопросы с открытыми развернутыми ответами;
§ задания на аналогию, задания, требующие аргументированных ответов;
§ задания на выделение существенных признаков;
Анализ, синтез, оценка
1) различать объективную и субъективную информацию;
2) связывать информацию текста с фактами / событиями реальной действительности;
3)аргументировать свою точку зрения
§ Выскажите свое отношение к позиции автора/героя,
§ Как автор относится к своему герою?
§ Обоснуйте свое мнение,
§ Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему?
§ Свободные задания с открытыми ответами;
§ вопросы, требующие формулировки и аргументации собственного мнения;
§ тексты с ошибками; х
§ задания на реконструкцию событий
Рефлексия относительно формы подачи текста
Анализ, синтез, оценка
Обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом
§ Обладает ли автор / герой чувством юмора?
§ Приведите примеры из текста
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.
1. Задания «множественного выбора»:
ü выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
ü определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;
ü установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.
2. Задания «на соотнесение»:
ü нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
ü нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.;
ü соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).
3. Задания «на дополнение информации»:
ü заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами/одним словом;
ü дополнение (завершение) предложений.
4. Задания «на перенос информации»:
ü заполнение таблиц на основе прочитанного;
ü дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
5. Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
6. Задания с ответами на вопросы: могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы:
а) поиск и целенаправленное извлечение информации («общее понимание текста» и «выявление информации»):
ü нахождение фактического материала — в основном вопросы «Кто (что)? Где? Когда? Что делал(а)?»;
ü определение темы;
ü выявление информации, явно не выраженной в тексте;
б) обобщение и интерпретация содержания текста («интерпретация текста»):
ü нахождение в тексте заданной информации;
ü нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определенную мысль; х использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
ü установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
ü определение основной мысли (идеи) текста;
ü соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
ü выяснение намерений автора текста;
ü интерпретация (комментирование) названия текста;
ü формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте;
в) оценка содержания и формы текста, рефлексия («рефлексия содержания» и «рефлексия формы подачи текста»):
ü сопоставление содержания текста с собственным мнением;
ü соотнесение информации текста с собственным опытом;
ü оценка поступков (действий) героев текста;
ü обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
ü оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;
ü определение назначения, роли иллюстраций;
ü «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;
ü «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;
ü определение жанра и стиля текста;
ü выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);
ü нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.
Типовые упражнения и задачи
для формирования навыков смыслового чтения.
Упражнения для обучения ознакомительному чтению:
1. прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;
расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста; выберите правильный ответ из 3 — 4 вариантов; найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке; составьте план текста; найдите основную мысль в начале, середине и конце текста; подчеркните в каждом абзаце 1-2 предложения, которые можно было бы опустить как несущественные; просмотрите текст и озаглавьте его; перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить; составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного; передайте содержание текста в устной/письменной форме; составьте выводы на основе прочитанного; назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения; укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее; прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.); на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему; выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.
Упражнения для обучения изучающему чтению:
Статья «Формирование умения извлекать из текста информацию, данную в неявном виде».
Формирование умения извлекать из текста информацию, данную в неявном виде.
Сегодня наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать над формированием умения извлекать из текста информацию, как показателем общего развития личности. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают изображённое неточно и даже неверно. Что же такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:
1.фактуальной (сообщается в явном виде).
2.подтекстовой ( в неявном виде)
Рассмотрим на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Фактуальная информация ,т.е. предоставлена в явном виде.
Какие чувства вы испытали к героям сказки?
1. Характеристика героев по плану.
— Попробуем дать характеристику каждому персонажу вот по этому плану:
Какие поступки совершает?
Какой характер у героя?
Что думает о нем автор?
Что вам понравилось или не понравилось в герое?
— Сколько главных героев в сказке? Назовите их?
— Кто положительный герой, а кто отрицательный?
— На кого бы вы хотели быть похожи?
2.Работа парами и в группах.
— Давайте выясним, какой же характер у каждого героя.
— У вас на партах лежат листы со словами, выражающими черты характера людей. Вам необходимо выбрать, те которые подходят только вашему герою. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки).
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.
— составим конкретный образ каждого героя на доске. ( Под портретом героя выставляются слова).
— Кто из героев вам больше нравится? Какие чувства вы испытали к герою сказки? Почему?
— Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными? (Добро побеждает зло) –
Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.
Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни?
— А сейчас, передать образ героев сказки попробуют дети в инсценировке отрывка из сказки.
3.Инсценировка отрывка из сказки.
4. Практическая работа.
Ребята, на доске мы с вами написали характеристики героев сказки. Давайте попробуем слово выразить цветом.
Как вы думаете, какого цвета добро, терпение, прощение, счастье, труд, жадность, злоба, зависть?
Давайте попробуем выразить цветом характеристики героев. Берём лист, выкладываем два-три цвета, отпечатываем, разворачиваем.
Эмоции каких героев вам удалось передать?
Может вы увидели образ старика, старухи, рыбки или моря. Как вы думаете, могла ли такая история произойти в наше время?
При помощи графических линий помогите и нам увидеть их.
На выполнение работы две-три минуты. Удачные варианты вывешиваем на доске.
Важны ли для нас уроки этой сказки А.С. Пушкина?
Урок старухи: будьте осторожны со своими желаниями, берегите близких.
Урок старика: правильно относитесь к чудесам, умейте быть благодарными, воспитывайте в себе мужество и ответственность, умейте рассуждать, будьте бдительны.
Урок рыбки: любовь, доброта, милосердие, терпение, труд и прощение.
Сегодня на уроке мы с вами по-новому посмотрели на известную сказку. Надеюсь, что теперь старые добрые сказки будете перечитывать с интересом и обязательно воспользуетесь их мудростью.
Уровни читательской грамотности
Работу над формированием читательских умений необходимо начинать со знакомства с уровнями читательской грамотности обучающихся. Рассмотрим классификацию уровней читательской грамотности и проанализируем дефициты читательских умений учеников каждого уровня.
Уровни читательской грамотности
1. Низкий уровень
— извлекать те единицы информации (детали, факты), которые прямо названы в тексте. Только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы, устанавливать логические связи.
Проблемы и дефициты:
— выводы и логические связи, которые выстраивает ученик, схватывают лишь часть
содержания текста, текст понимается фрагментарно и неточно;
— учащийся, как правило, неверно интерпретирует смысл образных выражений,
иносказания, часто делает ложные выводы;
— учащийся испытывает трудности с формулированием собственных суждений.
Вывод: обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, не смогут самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы).
2. Средний уровень
— извлекать явную информацию;
— извлекать информацию, не изложенную явно, но напрямую вытекающую из сказанного, делать несложные обобщения;
— различать буквальный и небуквальный смысл сообщения;
— восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные;
— связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста.
Проблемы и дефициты:
— при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения;
— испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей;
— неточно интерпретирует художественные тексты;
— ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами.
Вывод: обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, смогут самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе текстов учебника только в том случае, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны.
3. Повышенный уровень
— находить явную информацию;
— прочитывать небуквальный, скрытый смысл художественного текста, соотнося с ним смысл отдельных фактов, подробностей, деталей;
— верно понимать логику информационного (как учебного, так и научно-популярного) текста;
— строить собственное суждение в этой логике.
Проблемы и дефициты: может испытывать трудности при выстраивании сложных логических связей, понимании авторской точки зрения, анализе средств выражения авторской мысли.
Вывод: обучающиеся, владеющие грамотностью чтения на данном уровне, смогут самостоятельно учиться на основе чтения текстов.
4. Высокий уровень
— извлекать из сообщения нужную информацию;
— включать ее в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным;
— воссоздавать авторский замысел;
— понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства;
— строить на основе прочитанного собственные суждения.
Вывод: обучающиеся, владеющие грамотностью чтения на данном уровне, смогут
использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развития.
Именно на уровни читательской грамотности должны быть рассчитаны задания при работе с текстом.
Уровни читательской грамотности и характеристика заданий к текстам разных форматов
Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из выделенных в исследовании умений.
Нахождение информации
Интерпретация текста
Рефлексия и оценка
1-й уровень
Найти один (или более) независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию
Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна
Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, или найти явно выраженную информацию в короткой части текста.
Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.
2-й уровень
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией
Определить главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы
Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста.
Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например, таблицы или диаграммы (граф-дерева) или объединить две небольшие части информации из графика или таблицы
3-й уровень
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией
Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией
Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста.
Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы)
4-й уровень
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой.
Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания
Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом.
Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте
Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию или сделать выводы философского или метафизического характера.
Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата
5-й уровень
Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.
Работа с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией
Истолковать значения нюансов языка либо демонстрировать полное понимание текста и всех его деталей
Критически оценить или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов
Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых не очевидна или явно не обозначена.
Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., которая может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например, сноски
Читательские действия и умения
Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия:
Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами.
В отличие от концепции читательской грамотности в исследовании PISA, в отечественной концепции выделено 4 группы читательских действий: к трем зафиксированным в PISA (находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать и оценивать содержание и форму текста) добавлена четвертая группа читательских действий, связанная с использованием прочитанной информации при решении разнообразных учебных и житейских задач. Необходимость выделения данной группы связана с тем, что при увеличении объема работы с информационными текстами, основная цель чтения которых и заключается в получении информации для её использования, более востребованными становятся именно читательские умения, обеспечивающие связь полученной информации с жизнью читателя. При чтении художественных текстов данные читательские действия также актуальны. Далее представлено общее описание четырёх групп читательских действий с последующим перечислением конкретных читательских умений, отнесенных к каждой группе. Описание первых трёх групп основывается на подходах, представленных в работе Г.А. Цукерман.
Читательские умения
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста
Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Некоторые вопросы предполагают только указание на то, где может быть найдена запрашиваемая информация. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. В электронном тексте читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объёмом сообщения, а также тем, содержится ли в вопросе косвенное указание на возможное место локализации искомой информации. Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.
Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также должно быть указано – что (какую именно информацию) требуется найти. Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определённого вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Ещё раз подчеркнём – текст или таблица содержат эту информацию в явном виде. Более трудными будут вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации. Например, два понятия надо отнести к общей категории или, напротив, различить между двумя сходными понятиями, относящимися к разным категориям. Разные уровни читательской опытности могут быть измерены за счёт систематического варьирования элементов вопроса, которые определяют его сложность.
В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.
Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста
Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения, как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте делать умозаключения о предшествующем событии.
Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных (множественных) текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п. И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление иерархии высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту.
В процессе чтения между связыванием и истолкованием информации устанавливаются тесные двусторонние отношения. Связыванию единиц информации в значащее целое всегда предшествует акт толкования значения каждой из соединенных единиц. Объединение единиц текста в целое инициирует новый акт толкования этой более крупной единицы, которая в свою очередь ждет связи с другими единицами текста. Только на основе постоянного чередования связывания и истолкования содержащихся в тексте единиц информации читатель может построить более глубокое, полное и детализированное понимание прочитанного. Вопросы, выясняющие глубину понимания, требуют чаще всего логики – например, чтобы учесть способ организации информации в тексте, определить намерения автора, понять значение слова или эпизода, которые придают общему значению текста особые оттенки.
Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниями для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.
Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко в вопросе не содержится дополнительная информация, но читатель сам, на основе собственного опыта, понимает необходимость привлечения дополнительных знаний. Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу формы текста в целом и уместности отдельных его элементов для реализации авторского замысла. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При оценке того, насколько авторские высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали. Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, использовав конкретный прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе анализа авторского стиля определить авторские задачи или, например, его отношение к герою повествования.
Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.
Читательские действия, связанные с использованием информации из текста
Данная группа читательских действий предполагает умение читателя применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Кроме того, данная группа предполагает активную работу читателя по прогнозированию событий, дальнейшего развития процесса, последующих результатов эксперимента на основе информации текста.
Каждая из групп, характеристика которых была дана выше, состоит из конкретных умений. В предлагаемой концепции оценивания читательской грамотности используется следующая классификация.
Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий
1. Находить и извлекать информацию
1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации
1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
1.3. Определять наличие/отсутствие информации
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев
2.8.Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
3.3. Понимать назначение структурной единицы текста
3.4. Оценивать полноту, достоверность информации
3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
4. Использовать информацию из текста
4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний 4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
Существует несколько классификаций читательских умений. Кроме уже рассмотренной возможно познакомиться с классификацией описанной в материалах исследования Г. С. Ковалевой и Э. А. Красновского
Читательские умения:
• общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
• рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.