что значит наклейка досмотрено на багаже
Как выглядит ваш чемодан на рентгене в аэропорту и как ищут запрещенные предметы
Скажите, только честно — вам было бы интересно заглянуть в чемодан соседа в аэропорту? Например, узнать, чем ограничился вон тот мужчина с одним чемоданчиком? Или чем набила свои кофры вон та блондинка? Сотрудники службы безопасности аэропортов делают это постоянно, дабы не пропустить на борт самолета потенциально опасные предметы и вещества. Как они умудряются за несколько секунд отличить опасный чемодан от безопасного и как вообще работает сканер багажа? Рассказывают специалисты одного из самых популярных аэропортов мира — Хельсинки.
Как это работает
Загадочная машина, через которую проходит багаж в аэропорту, — в целом довольно простое устройство. Это короткий туннель, куда чемоданы и сумки подаются с помощью конвейерной ленты. Изнутри туннель выложен свинцом, способным поглощать большую часть излучения, созданного рентген-генератором — главным элементом сканера.
«Рентгеновские лучи попадают в туннель через отверстие шириной около 1 см и просвечивают каждый предмет багажа. На противоположной от источника стене туннеля находится детектор, измеряющий количество излучения, прошедшего через каждую точку сканируемого объекта. На основании этих данных компьютер создает изображение предмета», — объясняет принцип работы устройства Микко Халонен, специалист по безопасности Finavia.
Я художник, я так вижу
Чтобы людям на контроле было проще, компьютер научился «раскрашивать» предметы из разных материалов в разные цвета. Пластик, воду, текстиль, дерево и другие органические вещества — в оранжевый, а, например, металлы, — в синий. Если происходит наложение одного типа веществ на другое (теннисный мяч в металлической упаковке), такие предметы отображаются в зеленом цвете. Еще зелеными могут быть кости, соль, стекло.
Легким движением руки
Технологии шагнули так далеко, что теперь специалисты службы безопасности при желании могут «повернуть» багаж, не прикасаясь к нему, чтобы лучше его рассмотреть. «В аэропорту Хельсинки используются устройства, создающие два разных изображения отсканированного предмета. Это помогает сделать процесс досмотра более эффективным, ведь мы редко повторно сканируем багаж», — отмечает Йони Пекканен, руководитель службы безопасности аэрогавани.
Кроме того, устройства досмотра багажа, установленные в аэропорту Вантаа, способны автоматически обнаруживать взрывчатые вещества. По сути это современные томографы, в которых источник излучения вращается вокруг сканируемого предмета с высокой скоростью, создавая детализированное трехмерное изображение. «Досмотреть» таким образом можно до 1800 чемоданов в час!
А это не опасно?
Забирая на выходе из устройства свой «облученный» чемодан, некоторые пассажиры задумываются: а не может ли облучение как-то испортить вещи в багаже, а то и вовсе «навести» в них радиацию? Специалисты уверены: не может даже теоретически. «Во время сканирования объект подвергается излучению, равному 1 микрозиверту. Столько же вы получаете за час полета на высоте 10 км», — поясняет Йони Пекканен. «И это в 10 раз меньше фона от рентгена в зубном кабинете», — добавляет Микко Халонен.
Единственное, для чего излучение представляет потенциальную опасность, — высокочувствительная фото- или кинопленка. Ее рекомендуют упаковывать в ручную кладь (а лучше вообще проносить в руках) и предупреждать сотрудников аэропорта о ее наличии в багаже.
Вскрывать или не вскрывать?
Мы узнали, что это за ромб на вашем чемодане
Наверняка вы задавались вопросом, что за красный ромб нарисован на вашем чемодане рядом с замком. Оказывается, он многое в себе скрывает.
Срываем покровы
В последнее время в мире сильно повысился уровень безопасности в аэропортах. Путешествуя, будьте готовы к тому, что имущество досмотрят без вашего ведома. А «неправильный» замок попросту срежут.
Красный ромб — это значок замка TSA (Transportation Security Administration). Он создан специально для таможенных служб и имеет скрытую «личинку» под универсальный ключ таможенных служб.
Он используется для того, чтобы сотрудники при досмотре багажа не повредили замок. А также смогли с лёгкостью проверить ваши вещи, если они вызвали какие-либо подозрения.
Как это работает
Вы сдаёте при отправлении свой багаж, сотрудники его получают на руки. В замках типа TSA есть отверстие под универсальный ключ таможенников.
Внимание: эти ключи есть только у таможенных служб, поэтому их не кладут в комплект с чемоданом.
После вскрытия багажа сотрудники таможни аккуратно закрывают чемодан, оставляя ваш код нетронутым. В этом и заключается плюс замков TSA.
Почему вообще пришли к такой системе
После терактов в 2001 году Американская Ассоциация по безопасности на транспорте пришла к выводу, что каждый подозрительный чемодан необходимо досматривать вне зависимости от того, хочет этого пассажир или нет.
Поэтому сотрудники аэропортов имеют право проверять любой багаж на своё усмотрение. В случае, если не удавалось легко открыть, замок попросту срезался.
А пассажир узнавал об этом только по факту прилёта. Об этом сообщалось во вложенной в чемодан записке с указанием на успешность досмотра.
Что происходит с чемоданом в аэропорту после того, как вы сдали его в багаж
Первые этапы сдачи багажа в аэропорту знакомы каждому до мелочей. Вот мы ставим чемодан на весы, сотрудник аэропорта регистрирует его, клеит бирки — и наши сумки отправляются в собственное путешествие. Что происходит с ними до того, как они окажутся в самолете? «Тонкости» заглянули «за кулисы» и готовы рассказать обо всем, что предстоит пройти вашему чемодану перед его «посадкой» на рейс.
Что, кто, где
Покинув зал регистрации, багаж по конвейеру отправится на сортировку в особую зону. Обычно это цокольный этаж аэропорта. Там не только механизмы (целая сеть сканеров, отсеков и конвейеров длиной до нескольких километров), но и люди — сотрудники службы безопасности. Их задача — сделать все, чтобы багаж оперативно прошел необходимую проверку и вовремя попал на борт.
Не потеряться по дороге чемодану помогут бирки, наклеенные на него при регистрации. Штрихкод на них содержит информацию о категории багажа, номере рейса, а также индивидуальный номер сумки.
Предварительный досмотр
Цель этого этапа — определить характер и безопасность того, что лежит на ленте. Спортивный инвентарь, хрупкий груз, негабарит, сданный в багаж, отсюда отправятся на ручную сортировку. Стандартные чемоданы и сумки — к интроскопам, «коробкам» с резиновыми шторками и сканером. Они покажут, нет ли в багаже радиоактивных, взрывчатых, запрещенных к провозу веществ и т. д.
На этапе «предварительного досмотра» чемодан может быть дополнительно проверен собаками.
Сортировка
Багаж, прошедший первый этап, по конвейерам движется в сторону выхода из зоны сортировки. Ему нужно попасть именно на свой рейс — а ведь они вылетают по несколько в час. И тут помогают бирки, наклеенные в зоне регистрации.
Сканеры, которыми усеяны конвейеры, считывают с них штрихкод и направляют по нужному пути. Кстати, именно на этом этапе чемоданы со старыми бирками будут перенаправлены на «дополнительный круг». Если и тогда сканеры не смогут распознать, к какому рейсу относится чемодан, его ждет ручная сортировка.
На борт
Далее багаж забирают сотрудники службы сортировки и еще раз считывают штрихкод багажа сканером. Так система фиксирует, что и этот этап чемодан прошел, легче будет отследить его, если он потеряется. Затем багаж вручную грузят в контейнеры, цепляют к перевозчику, везут к самолету и грузят на борт.
Как пройти контроль в аэропорту, чтобы не остаться дома
Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.
Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.
Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.
Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.
О чем расскажем
Контроль при входе в аэропорт
Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.
Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.
Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.
Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.
Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.
Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.
Как победить выгорание
Ветеринарный контроль
Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.
Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.
Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:
Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.
Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.
Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.
Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.
Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.
Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.
Фитосанитарный контроль
Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.
Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.
Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.
В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.
Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.
Регистрация на рейс
Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.
Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.
Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.
Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.
По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.
Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.
Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.
Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.
Таможенный контроль
Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.
Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.
Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.
Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.
Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.
Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.
Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т—Ж уже писал в отдельной статье.
Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.
Ограничения. ФТС запрещает вывозить из России:
Ответственность. Если попытаться скрыть вещи, которые нужно декларировать, то их конфискуют, а таможенники выпишут штраф в размере от половины до тройной стоимости этих товаров.
Если не указать вещи из списка обязательных, то их тоже конфискуют. Штраф — от половины до двойной стоимости товаров.
За недекларирование наличных выпишут штраф от половины до двойного размера незадекларированной суммы.
Пограничный контроль
Зачем: чтобы контролировать выезд граждан России за рубеж.
Как проходит. Выехать можно по действующему заграничному, дипломатическому и служебному паспорту. Пограничник попросит предъявить один из этих документов и посадочный талон на рейс. Затем таможенник сверит пассажира по фотографии в паспорте, проверит документ и поставит в него оттиск штампа.
В аэропорту пограничный контроль проходят в специальных кабинах — в них пускают по одному человеку. На расстоянии 1,5 метра до кабин есть цветная линия — через нее нельзя переступать, пока пограничник не отпустит впереди стоящего человека. Такие строгие правила ввели, чтобы люди не могли бесконтрольно проходить через кабину, де-юре — через государственную границу. Исключения делают только для тех пассажиров, которые сопровождают людей с инвалидностью или летят с несовершеннолетними детьми.
Если ребенок до 18 лет едет с родителями, пограничники не спрашивают свидетельство о рождении. Но я рекомендую на всякий случай взять его с собой. Если ребенок едет с другим человеком, понадобится нотариально оформленное согласие от родителей. В документе важно указать сроки выезда и названия стран.
Ограничения. Пограничная служба не выпустит пассажира, если он числится в базе людей, которым ограничили выезд. К ним относят:
Перед вылетом советую проверить себя в базе должников на сайте судебных приставов. Если есть долг, его придется оплатить. После этого фамилию должника удалят из базы пограничников, но на это потребуется время — от нескольких дней до месяца и более. Все будет зависеть от того, как быстро приставы отправят в пограничную службу документы о снятии ограничения на выезд. На границе сотрудники службы смотрят только на базу — даже если у пассажира будет справка от приставов или решение суда о снятии ограничений, его все равно не выпустят.
Если пассажиру отказали в выезде, советую поступить так:
Если вы пришли попрощаться с родственниками и дошли с ними до паспортного контроля, вам выпишут штраф от 300 до 1000 Р или вынесут предупреждение. Провожать вылетающих можно только до территории пограничных кабин.
Предполетный досмотр
Кто проводит: сотрудники службы авиационной безопасности. Он схож с тем контролем, который пассажиры проходят при входе в аэропорт, однако требования к предполетному досмотру более жесткие во всех международных аэропортах мира.
Затем человек проходит к интроскопам и кладет все вещи в специальные лотки. Просветить придется абсолютно все, даже детские коляски. Для них предназначен более крупный интроскоп.
Пассажиры обязаны снять обувь с подошвой более 1 см и каблуком более 2,5 см и ремень шириной более 4 см. Вместо обуви в аэропорту должны предложить бесплатные бахилы.
Люди проходят через металлоискатель по одному. Исключение делают только для маленьких детей — родители берут их с собой. Если у вас есть кардиостимулятор или титановые пластины, следует сообщить об этом инспектору и предъявить справку — тогда досмотр проведут ручным способом.
После досмотра пассажир забирает свои вещи и проходит в чистую зону. Если у него нашли запрещенные вещи, их придется выкинуть, сдать в багаж или отнести в камеру хранения. Советую заранее проверять ручную кладь на наличие запрещенных предметов вроде перочинных ножиков, маникюрных наборов или солнцезащитного спрея-аэрозоля.
Багаж перед полетом досматривают при помощи высокоскоростных рентгенотелевизионных интроскопов. Если сотрудник аэропорта заподозрит неладное, багажу присвоят статус потенциально опасного и отнесут в комнату для ручного досмотра.
После этого пассажира по громкоговорящей связи вызовут для досмотра багажа в его присутствии. Если он не появится в течение 10 минут, чемодан проверят без него: правила проведения предполетного и послеполетного досмотра это разрешают. Затем сотрудники САБ составят акт, а копию положат в багаж пассажира.
Тонкости. Перед посадкой в самолет сотрудники иногда еще раз проверяют визу или другие документы вместе с посадочным талоном. Это делают, чтобы поймать нарушителей: например, тех, кто хочет незаконно выехать в визовую страну и для этого покупает два билета на разные направления. Такие пассажиры проходят все виды контроля и как будто отправляются в Молдову, куда не нужна виза, а на самом деле уже прошли регистрацию на рейс онлайн и пытаются улететь в одну из европейских стран.
Из-за пандемии перед посадкой в самолет иногда требуют предъявить отрицательный ПЦР-тест на коронавирус — тут все зависит от требований страны назначения.
Ответственность. Избегать досмотра нет смысла. Пассажира просто не пустят на борт без штампа о том, что он его прошел.
логистика россии
справочник по законам, документам, инструкциям, предписаниям, директивам
ОСТ 54-0-192.84-2002
ОСТ 54-0-192.84-2002 Обеспечение безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Стикер для маркировки багажа, грузов, почты и бортовых запасов.
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО
ПОЧТЫ И БОРТОВЫХ ЗАПАСОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные требования на стикер для маркирования багажа, грузов, почты и бортовых запасов при проведении их предполетного досмотра.
1.2. Требования настоящего стандарта распространяются на изготовителей (поставщиков) и пользователей стикеров независимо от их юридического статуса, ведомственной подчиненности и форм собственности.
1.3. Требования настоящего стандарта являются обязательными.
1.4. Требования стандарта должны учитываться при рассмотрении материалов по сертификации аэропортовой деятельности, связанной с обеспечением мер авиационной безопасности, а также учитываться при проведении инспекционной проверки и контроле.
1.5. Проведение стикирования в аэропортах (авиапредприятиях) гражданской авиации России должно осуществляться только службами авиационной безопасности, имеющими сертификат соответствия, выданный специально уполномоченными органом в области гражданской авиации, отвечающим за меры авиационной безопасности.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 13199-88 (ИСО 536-76). Полуфабрикаты волокнистые, бумага и картон. Метод определения массы продукции площадью 1 кв. м.
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Авиационная безопасность — комплекс государственных, межведомственных и отраслевых организационно-технических мер, процедур, правил, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для нормальной и безопасной деятельности гражданской авиации, обеспечивающие предупреждение и предотвращение актов незаконного вмешательства в ее деятельность.
3.2. Багаж — личные вещи пассажиров и членов экипажа, перевозимые на борту воздушного судна по соглашению с Перевозчиком.
3.3. Бортовые запасы — готовые к употреблению предметы, предназначенные для использования или продажи на борту воздушного судна во время полета, в том числе бортпитание.
3.4. Груз — любое перевозимое на борту воздушного судна имущество, за исключением почты, бортовых запасов и сопровождаемого или неправильно засланного багажа.
3.5. Почта — внутренние и международные почтовые отправления, пересылаемые при почтовых сопроводительных документах.
3.7. Перевозчик — эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки и/или договора фрахтования воздушного судна.
4. Технические требования
4.1. Общие требования
4.1.1. Стикер должен иметь возможность размещения на визуально просматриваемом месте досмотренного багажа, груза, почты и бортовом запасе с целью контроля его наличия, целостности, фиксации, а также выявления несанкционированного вскрытия багажа, груза, почты или бортового запаса.
Стикер для маркирования багажа, грузов, почты и бортовых запасов должен быть единым по форме и содержанию и подлежит согласованию со специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, отвечающим за меры авиационной безопасности.
4.1.2. Стикер должен обеспечивать:
— отсутствие повреждения предмета маркирования;
— саморазрушение при снятии;
— сохранение при эксплуатации своей информационной составляющей, а также иметь другие свойства и параметры, определенные настоящим стандартом.
4.1.3. Стикер должен состоять из 3-х слоев:
4.1.4. Стикеры должны поставляться в расфасованном виде в порядке возрастания номеров. Могут быть предусмотрены следующие варианты их расфасовки:
При изготовлении стикеров в рулонах должно быть обеспечено автоматизированное сканирование номеров стикеров с целью выбраковки неправильных, двойных и т.д. номеров. Результаты сканирования должны быть приложены к рулону.
4.1.5. Стикеры должны упаковываться таким образом, чтобы обеспечивалась их сохранность при доставке автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом. На упаковке должна содержаться информация следующего характера:
— наименование товара «Этикетки»;
— условия доставки и хранения;
— первый и последний номер в данной упаковке.
4.1.6. Хранить стикеры следует в сухом помещении при температуре окружающего воздуха + (15 — 25) град. C и относительной влажности не более 60% без воздействия прямой солнечной радиации. Хранение стикеров в одном помещении с кислотами, химическими реактивами и другими веществами, которые могут оказать вредное действие на них, не допускается.
4.2. Основные параметры и размеры
4.2.1. Форма и габаритные размеры стикера:
— стикер должен иметь прямоугольную (или конфигурационную) форму с вертикальным расположением, при этом меньшая сторона является основанием, а большая сторона — высотой. Габаритные размеры при этом должны составлять:
— основание (50 +/- 2,5) мм;
— при его отрыве от маркированного багажа, груза, почты или бортового запаса должен саморазрушаться и не иметь возможности восстановления;
— не должен иметь остаточную липкость;
— должен сохранять прочность прикрепления в температурном режиме +/- 50 град. C, при относительной влажности воздуха 90%, в условиях воздействия прямой солнечной радиации и возможности попадания осадков в виде дождя и снега.
4.2.3. Бумажный слой стикера должен обладать следующими свойствами:
— легко сниматься с подложки непосредственно перед маркированием;
— иметь яркую цветовую окраску в виде оранжевого или голубого фона (включая тангирную сетку с толщиной линии не более 0,03 мм, с одной миллиметровым шагом и углом наклона в 45 градусов, а также конфигурационный овал) и соответствующих надписей красного и черного цвета;
— сохранять при эксплуатации свою информационную составляющую в неизменном виде.
В качестве исходного бумажного слоя должны использоваться непокрытые белые бумаги (например, глянцевые) с плотностью от 600 до 750 кг/куб. м (масса бумаги — от 70 до 85 г/кв. м по ГОСТ 13199).
4.2.4. В качестве подложки стикера следует применять прочный материал, обеспечивающий несминаемость стикера при хранении и работе с ним, с отсутствием восприятия типографской печати.
Материал подложки должен быть выполнен на основе силиконизированной бумаги или синтетических пленок. Плотность подложки должна составлять от 650 до 700 кг/куб. м (масса бумаги — от 75 до 78 г/кв. м по ГОСТ 13199).
4.2.5. Клеевой слой стикера должен обладать следующими свойствами:
— не оставлять следов на багаже после снятия стикера;
— прочно удерживать стикер на месте маркирования с момента наклеивания и до момента окончания полета;
— прочно удерживать стикер на невостребованном багаже или грузе до 6-ти месяцев;
— прочно удерживать стикер в условиях механического воздействия при обработке багажа, груза, почты и бортовых запасов;
— обеспечивать приклеивание к коже, синтетическим материалам, пластмассам, натуральным тканям, дереву, металлу и т.д.
В качестве клеевого слоя должны использоваться универсальные или специализированные постоянные клеи. Основой для клея может служить прозрачный акрил или каучук (натуральный или синтетический). Параметрами клеевой основы должны служить:
Окончательное прилипание характеризуется силой, измеряемой динамометром, необходимой для отделения клеевой бумаги шириной 25 мм от испытательной пластины после его полного приклеивания. Параметры окончательного прилипания клеевой основы приведены в Приложении А.
Начальное прилипание характеризуется силой, измеряемой динамометром, необходимой для отделения клеевой бумаги шириной 25 мм от испытательной пластины сразу же после приклеивания. Параметры начального прилипания клеевой основы приведены в Приложении А.
В течение всего гарантийного срока годности стикера величина удельного сцепления клеевого слоя для начального и окончательного прилипания не должна уменьшаться более чем на 5% от исходного значения.
4.2.6. Информационная составляющая стикера, как правило, должна включать следующие надписи:
— «Досмотрено» (в конфигурационном овале);
— «Серия ______» (три позиции для печати серии);
— «N ___________» (не менее девяти позиций для текущего номера стикера);
— «Не отрывать до окончания перевозки».
Текущий номер стикера должен иметь шрифт Пр3 с высотой 3,0; 4,0 или 5,0 мм и выполняться несмываемой типографской краской.
Лицевая часть стикера должна быть выполнена микрошрифтом с целью исключения возможности ксерокопирования и сканирования.
Должна быть предусмотрена возможность нанесения знаков, выполненных краской невидимого ультрафиолетового излучения, под информационной составляющей стикера.
С целью защиты стикера после текущего номера может быть предусмотрена возможность размещения отстоящего номера с контрольным разрядом.
4.2.7. С целью саморазрушения стикера при его отрыве от маркированного багажа, груза, почты или бортового запаса должна быть предусмотрена защитная надсечка. Защитная надсечка должна полностью перекрывать габаритный размер стикера, а количество надсечек должно быть не менее 2-х штук с расстоянием между ними от 2 до 7 мм.
5. Правила контроля
5.1. Для проверки соответствия стикера требованиям настоящего стандарта должны проводиться следующие виды контроля:
Под внутренним контролем подразумевается контроль изготовителя и поставщика стикеров.
Под внешним контролем подразумевается контроль специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, отвечающего за меры авиационной безопасности.
5.2. При проведении как внутреннего, так и внешнего контроля оценке на соответствие подлежат:
— качество бумаги, подложки, клеевой основы;
— цветовая гамма стикера;
— качество цветового слоя (четкость, неразмываемость);
— четкость, правильность текущего номера стикера;
— приклеиваемость стикера к различным материалам и его съем без повреждения поверхности предмета в соответствии с требованиями, определенными настоящим стандартом.
5.3. Контролю должна подвергаться выборочная партия стикеров не менее 0,01% от объема конкретного заказа, но не менее 10 штук на отдельную партию.
ПАРАМЕТРЫ КЛЕЕВОЙ ОСНОВЫ
¦ ¦Окончательное прилипание¦Начальное прилипание¦
¦ +————+————+———+———-+
¦Сила, необходимая ¦24 ¦29 ¦13 ¦20 ¦
¦для отделения от +————+————+———+———-+
¦Удельное сцепление¦300 ¦400 ¦170 ¦279 ¦
¦стикера с объектом+————+————+———+———-+
Для тканых и шероховатых материалов, грузов, почты, бортовых запасов.
ОСТ 54-0-192.84-2002 Обеспечение безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Стикер для маркировки багажа, грузов, почты и бортовых запасов. общие требования