что значит нарушение прав на интеллектуальную собственность
От маркетплейсов до Роспатента: правила защиты интеллектуальной собственности
Трансформация интеллектуальной собственности
1 августа вступили в силу поправки в ст. 1360 ГК об использовании интеллектуальной собственности в целях «национальной безопасности». Это вызывает тревогу у бизнес-сообщества, рассказала партнер Патентно-адвокатского бюро Патентно-адвокатское бюро «Гардиум» Патентно-адвокатское бюро «Гардиум» Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) 9 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 20 место По выручке × Арина Ворожевич. «Изначально у государства было право использовать изобретения в целях обороны и безопасности. Теперь появилось указание на «крайнюю необходимость», а также возможность использовать патенты в случае угрозы жизни и здоровью населения», — рассказала эксперт. В основном изменения коснутся фармакологического рынка. По сути, статья представляет собой частный случай принудительной лицензии: расширяется число лиц, использующих разработку, но патент остается у прежнего правообладателя.
С практикой применения этой статьи «очень много проблем», считает Ворожевич. Она содержит абстрактные формулировки. Непонятно, кто получит право на использование разработки, неясны временные границы использования и сам механизм предоставления права. Вопрос и в очень маленькой компенсации, по сути, за появление на рынке еще одного дженерика правообладатель получит лишь 0,5% от выручки нового пользователя. Эта сумма ничего не компенсирует, отмечает эксперт.
А пока российское патентное ведомство процедуры оппозиции не предусматривает, можно обратиться в Евразийское патентное ведомство, посоветовал Зуйков. Такая заявка имеет и другие преимущества. Так, охрана предоставляется сразу в пяти государствах: помимо России, это Армения, Казахстан, Беларусь и Киргизия. А одна заявка может содержать от одного до ста вариантов изделий.
Можно собрать все бутылки, все светильники, главное, чтобы все они относились к одному классу Международной классификации промышленных образцов (МКПО).
Но главное преимущество — экспертиза проходит в упрощенном виде. Новизна и оригинальность оценивается только в случае, если подана оппозиция. В остальных случаях просто выдается патент, и его можно оспорить. В национальной патентной системе этапа экспертизы не избежать, объяснил Зуйков. В то же время есть и «большая проблема» с тем, чтобы узнать о поданной конкурентом заявке. «Мне не известна ни одна компания, которая автоматизированно отслеживает промышленные образцы по изображениям. По словесным описаниям все просто», — рассказал эксперт. Поэтому отслеживать заявки нужно в ручном режиме.
Практика для защиты
Он рассказал о деле № А48-7579/2019, в котором спор возник по факту продажи одного датчика дроссельной заслонки, маркированного товарным знаком истца. Заявитель посчитал компенсацию исходя из двойной стоимости лицензии — 180 000 руб. Первая инстанция взыскала с ответчика 10 000 руб., а вышестоящие инстанции удовлетворили иск полностью.
Верховный суд нашел «изящный» и «формально верный» способ изменить эту ситуацию: необходимо учитывать обстоятельства нарушения и условия лицензионного договора. ВС предложил список из критериев для оценки нарушения: срок действия лицензионного договора, объем представленного права, способы использования права по договору и способ допущенного нарушения и ряд других.
Стоимость лицензии не равна стоимости права использования. В лицензии могут быть предусмотрены самые разные способы использования, и не все из них ответчик нарушает.
Таким образом, суд при рассмотрении такого спора может определить другую стоимость права использования товарного знака тем способом и в том объеме, в котором его использовал нарушитель, и назначить другую сумму компенсации.
Есть большой плюс в том, что двойная стоимость лицензии — это формула, которая в значительной части основана на лицензионной сделке. Можно прописать в сделке что-то очень выгодное для себя. Например, можно указать, что стоимость лицензии остается неизменной вне зависимости от того, в каком объеме она была использована. А еще зафиксировать цену лицензии на случай досрочного ее прекращения. Все это поможет защитить свои права в суде.
В продолжение этой темы ведущий юрист Patentus Patentus Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) × Дарья Гжимек рассказала о споре «Кванта» и «Сенсора» (дело № А34-5780/2012). В этом деле ВС подтвердил, что сам по себе факт несения истцом затрат для производства продукции не имеет правового значения, указали судьи. Нужны доказательства, что при «обычных условиях гражданского оборота» истец получил бы прибыль в заявленном размере.
В патентных делах убытки могут быть очень большими, но доказывать их может быть сложно. Суды, как правило, снижают компенсацию по своему усмотрению.
Маркетплейсы и радуга
Старший партнер INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15 место По количеству юристов 24 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40 место По выручке Профайл компании × Максим Лабзин раскритиковал Роспатент, который иногда пытается защитить чужие права при регистрации товарного знака. «Все нормы по защите прав могут применяться только при обращении правообладателя — заинтересованного лица», — подчеркнул юрист. Роспатент не должен защищать частный интерес по собственной инициативе, подтвердил и Суд по интеллектуальным правам в деле № СИП-577/2020. Ведь для таких споров нужна доказательная база, а сама процедура должна быть состязательной.
Перед «покупкой» нужно проверять публичные реестры и сравнивать правообладателя с вашим контрагентом. Проанализируйте цепочку договоров, выясните, кто был правообладателем до этого. Ну и нельзя забывать о проверке полномочий представителя — смотрите на доверенность.
Недобросовестная конкуренция
Обжаловать отказ в возбуждении антимонопольного дела тоже можно в СИП, подчеркнул эксперт.
Компетенция СИП постоянно расширяется. Дело в том, что он сам ее толкует, и ему выгодно рассматривать больше дел. Но и мы в этом заинтересованы, как практики, этот суд рассматривает споры наиболее качественно.
Малахов рассказал об одном «гениальном» судебном случае. Дело № СИП-179/2019 о том, что если товарный знак действует на территории всей России, региональные управления ФАС не могут принимать решения по делам о нарушении антимонопольного законодательства. «Компетенция меняется стремительно — этим нужно пользоваться», — посоветовал юрист.
Теперь и физические лица могут зарегистрировать на себя товарные знаки, а это может спровоцировать рост числа «патентных троллей». Одно из недавних громких решений по таким спорам — решение АСГМ, который запретил продажу более чем 60 моделей смартфонов Samsung в России (дело № А40-29590/2020). А предприниматель Азамат Ибатуллин владеет более чем 800 товарными знаками и уже выиграл в судах почти 33 млн руб.
Управление интеллектуальной собственностью
Управление интеллектуальной собственностью — серьезная задача для юристов. Если у компании сотни товарных знаков, нужно построить стройную и красивую систему, полагает старший партнер практики интеллектуальной собственности Versus.legal Versus.legal Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Цифровая экономика группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) Профайл компании × Александра Курдюмова. Так, в одной компании про некоторые товарные знаки просто забыли и не передали новому юридическому лицу. А когда поступило предложение о покупке ИС, сделка из нескольких месяцев превратилась в сделку на годы. Нужно было разобраться в юрисдикциях, собрать их на одно юрлицо и совершить множество более мелких действий.
«Небольшие ошибки могут приводить к большим финансовым потерям», — объяснила юрист. Поэтому Курдюмова советует не регистрировать множество почти одинаковых товарных знаков и не увлекаться «лишними» классами МКТУ: это дорого с точки зрения пошлин и предстоящих судебных процессов с компаниями, которые захотят использовать тот или иной товарный знак в том классе, в котором его не использует правообладатель. А еще эксперт советует автоматизировать систему учета интеллектуальной собственности.
Такая сделка должна быть обязательно заключена в письменной форме (а соглашение должно пройти государственную регистрацию) в случаях, когда ей подлежит сам результат интеллектуальной деятельности, подчеркнул эксперт. Есть и риски: предмет залога постоянно обесценивается. А еще в переходе права может отказать Роспатент. Правообладатель может в любой ситуации отказаться от своего права на товарный знак, и в таком случае у «кредитора» не останется никакой защиты.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Вопрос 17.: Какова ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности?
Самыми распространенными случаями нарушения авторского права и смежных прав, дающих основание для защиты через суд, выступают:
экспорт продукции, созданной на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав;
какие-либо деяния, намеренно совершенные для взлома или повреждения электронных методов обеспечения безопасности исключительных и смежных с ними прав (в том числе импорт и экспорт подобных программ, их реализация и т. д.);
копирование, переоформление или кража данных, связанных с распоряжением правами без соглашения собственников, плагиат (нарушение прав интеллектуальной собственности) и т.д.;
Нарушением интеллектуальных прав на объекты промышленной собственности (промышленные образцы, полезные модели, изобретения) считаются:
производство товара с применением запатентованных разработок, реализация данного товара, распространение рекламных материалов о нем, транспортировка продукта заграницу, ввоз на территорию страны, хранение товара и т. д.;
применение технологии изготовления, защищенной документацией об исключительном праве, а также попытки ее внедрения в производство (в случаях, когда обладатель технологии осведомлен о том, что он совершает нарушение интеллектуальных прав, либо принимая во внимание факты, доказывающие очевидность этого);
Продукт является произведенным с использованием промышленного образца, когда в процессе изготовления употреблены все неотъемлемые его признаки.
Нарушением интеллектуальных прав собственников на товарный знак считается:
его закрепление за продукцией, рекламными материалами, акцией, упаковкой и иными прилагаемыми к продукту обозначениями, хранение подобной продукции для последующей ее реализации, попытки ее продажи, ввоз на территорию страны и вывоз за ее границы;
применение его в официальных документах, в маркетинговой кампании, в том числе на просторах Всемирной сети;
Любое нарушение прав, закрепленных законом, имеет правовые последствия, которые также законодательно закреплены. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав предусмотрена Уголовным и Гражданским кодексами РФ, а также Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Примеры гражданско-правовой ответственности:
Примеры применения административной ответственности:
Статья 7.12 КоАП РФ. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав
Статья предусматривает ответственность за продажу, сдачу в прокат, либо даже за ввоз и любое незаконное использование контрафактных фонограмм или экземпляров произведений, а также за указание на таких экземплярах неправильной информации об изготовителях, о месте производства товаров либо о об обладателях авторских и смежных прав. Административный штраф: для организаций 30000-40000 рублей с конфискацией.
Часть вторая предусматривает наказание в виде штрафа и конфискации за незаконное использование, разглашение сущности (без согласия автора или заявителя) изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них. Под исключение также попадают случаи, предусмотренные частью 2 статьи 14.33 КоАП. Также за присвоение авторства или принуждение к соавторству полагается штраф, равный предусмотренному в части первой статьи.
Ответственность в виде штрафа грозит тем, кто незаконно использует чужое средство индивидуализации (товарный знак, наименование места происхождения продукции, знак обслуживания) или обозначение, которое чересчур сильно напоминает чужое средство индивидуализации для того же класса товаров. При этом наказание предусмотрено в таких размерах: на юридических лиц 50000-200000 рублей с конфискацией.
Вторая часть предусматривает наказание для тех, кто занимается производством на продажу или продажей товаров под чужим обозначением (знак обслуживания, место происхождения или товарный знак), либо сходным до степени смешения с чужим обозначением.
Важно, чтобы обозначение использовалось для того же класса товаров, что и охраняемое по закону.
Для того, чтобы легче было отделять административные правонарушения от уголовных законодатель вводит понятие крупного ущерба.
КОНТАКТЫ:
Российское авторское общество, http://rao.ru/contacts/
Тел.: +7 (499) 750-07-51
Факс: +7 (495) 609-9363
Адрес: 125993, ГСП-3, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Приемная Генерального директора: +7 (499) 750-07-54
Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, Российская Федерация
Телефон: +7 (499) 240-6015, факс: +7 (495) 531-6318
Интеллектуальная собственность и с чем её едят
Данная статья, прежде всего, предназначена для индивидуальных предпринимателей, т.к. они ведут свою деятельность, как правило, «в одиночку», не имеют штата сотрудников, а тем более – штатных юристов. Однако этот материал ни в коем случае не призван «заменить» профессионального юриста. Основная его задача – в общих чертах познакомить человека с таким «загадочным и глубоким» явлением под названием «интеллектуальная собственность»
Зачем в этом нужно хоть немного разбираться
Каждый из нас рано или поздно сталкивается лицом к лицу с таинственным (на первый взгляд) понятием «интеллектуальная собственность». При этом большинство людей, не имеющих юридического образования, достаточно расплывчато представляют себе содержание этой правовой категории. Конечно, можно задаться вопросом: а зачем это мне нужно? Разбираться в какой-то там «собственности», пусть даже и «интеллектуальной». Ведь веду я свой бизнес, в ус не дую, маечки с «принтами» продаю, а может кружки с изображениями известных героев известных мультфильмов.…Одним словом – идиллия, да и только. Но разбираться в этом просто необходимо, особенно в тех случаях, когда та или иная деятельность непосредственно связана с использованием изображений, фотографий, товарных знаков и т.д. Такие знания в будущем уберегут от необоснованных расходов, размер которых может быть весьма существенным. А в случае возникновения каких-либо спорных отношений с правообладателем человеку, имеющему базовые знания, будет легче понять, что от него хотят. Кроме того, можно будет «контролировать» нанятого юриста, чтобы он ненароком не ввёл клиента в заблуждение.
Но что же будет, если всё-таки «плюнуть» на эту самую «интеллектуальную собственность» и «не париться»? Вот об этом и будет наше сегодняшнее повествование. Расскажем типичную историю, с которой множество людей (по большей части, конечно, предпринимателей) приходят к юристам и начинают жаловаться на жизнь.
Далее нам придётся использовать некоторые юридические термины, не заменяя их «бытовыми аналогами». Безусловно, будет приводится их разъяснение простым языком. Это нужно для того, чтобы у читателя сразу закладывалось чёткое понимание ситуации. Если же использовать исключительно бытовую терминологию, то в дальнейшем возникнет путаница и неправильное понимание сути той или иной ситуации, что нам никак не нужно.
В одном небольшом провинциальном городке жил-был индивидуальный предприниматель. Был у него маленький офис в центре, в котором он днями и ночами занимался тем, что по заказу клиентов изготавливал сувенирные футболки, кружки, значки и прочие товары. Но не простые, а золотые (шутка) – с разными картинками. Наносил их методом сублимации и затем отдавал клиентам. Много денег он не брал, поэтому клиентов у него было – хоть отбавляй. Особенно перед «традиционными праздниками» – Новым годом, Международным женским днём. Работал он, работал, и в один прекрасный день приходит ему конвертик, с почтовыми штампами, от некого гражданина. Ну, думает он, опять реклама, как же они надоели. Хотя, может быть это претензия недовольного гражданина-потребителя? Ведь его майки или кружки могут быть и из Китая (про Алиэспреесс знают все), а там, бывает, делают не очень качественный товар. С этими мыслями открывает он этот конвертик, достаёт из него сложенный вдвое листок, а может быть и целую пачку листов, и начинает читать: «Такому-то ИП, от гражданина Петрова»….Вроде начало неплохое….Дальше…Претензия.…Так, понятно. Стоп! О чём, о чём? О нарушении авторских прав!
Вот это новость, думает он….Вроде же авторские права к нему никаким боком, он же только маечки продаёт, правда с картинками…Стоп, вот именно, что с картинками!
Прочитав претензию, предприниматель начинает понимать её суть….Оказывается, что пишет ему гражданин, который является автором (или правообладателем, об этом поговорим позже) той самой картинки, которую он благополучно «скачал» из Интернета, из тех самых «ЯндексКартинок» или какого-нибудь «фотобанка»), и вот уже почти месяц печатаем её на наших маечках и кружках, а ещё брелоках, флэшках, календариках.
Причём, к претензии гражданин заботливо приложил копию чека на покупку у нас этой самой многострадальной маечки, плюс её фотографию. И просит то он всего-навсего выплатить ему компенсацию за нарушение исключительного права (или авторских прав, варианты просительной части могут быть различными, но суть требований от этого не меняется) в размере 30 000 рублей. Да фиг с ним, подумает наш предприниматель, не буду ему платить: «мутная» какая-то претензия….Но там, внизу листка, то есть приписочка: «в случае неудовлетворения моей претензии я буду вынужден обратиться в суд»…А ведь в суд то ему не очень хочется идти: мало того, что он не понимает, что им вообще нарушено, так ещё и на юристов тратиться. А если действительно придётся тратиться на этих самых юристов, то полезно будет и самим хоть что-то понимать в этом. Готовы? Поехали….
Про интеллектуальную собственность в целом
Итак, для начала попытаемся разобраться с загадочной категорией «интеллектуальная собственность». Мы вроде знаем про собственность – слово это на слуху, да и что греха таить – все хотят быть собственниками: домов, автомобилей, квартир, кто-то самолётов….Ну и прочей мелочи в виде мебели, инструмента, одежды. Но вот что такое эта самая интеллектуальная собственность, нам так и не понятно, но в то же время обывателю знакомы такие категории, как «произведение литературы или искусства», «изобретение», «товарный знак». Однако используя эти слова, мы порой совершенно не знаем, что они на самом деле из себя представляют. Нарисуем одну простую схему:
Так вот, оказывается, что право интеллектуальной собственности делится на разные сферы (или «институты», если говорить профессиональным языком). В каждой такой сфере есть свои охраняемые объекты, они как раз и указаны в схеме. В общем все эти объекты именуются в законе «результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
Суть этого деления в том, что оно происходит в зависимости от типа охраняемого объекта: так, а авторском праве это произведения науки, литературы и искусства, в патентном праве – изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а в средствах индивидуализации – товарные знаки, знаки обслуживания и т.д. И у каждого объекта свой правовой режим, несколько отличающийся от «соседа». Но вместе с тем, есть общие правила, применимые ко всем типам объектов интеллектуальной собственности, о которых мы сейчас и поговорим. Надо отметить, что эта схема не отражает всех объектов, входящих в право интеллектуальной собственности, однако для первоначального изучения вопроса этого будет вполне достаточно. Да и лишний раз перегружать читателя нельзя. Но идём далее, к этим самым правилам.
Три простых правила
1. Правило первое. У каждого объекта есть свой «собственник», который юридически именуется «правообладателем». Им может быть, как и простой обыватель-гражданин (юридически именуемый «физическим лицом»), а также организация (юридическое лицо), и больше того – целое государство.
Сначала правообладателем обычно является тот, кто создал объект. В случае с картинками – это их автор, физическое лицо. В дальнейшем автор может передать право на эту картинку любому лицу, в том числе и организации. Здесь следует отменить, что автором может быть исключительно человек.
Таким образом, «лежащая» в сети картинка, даже если она кажется Вам «бесхозной», всегда имеет своего правообладателя. Некоторые из них спят и видят, кого бы «поймать» за нарушение их прав.
2. Правило второе. Использование любого объекта не допускается без согласия правообладателя, кроме нескольких случаев, прямо указанных в законе. Таких случаев совсем немного, и, например, применительно к произведениям науки или искусства они сводятся к различным видам цитирования, использования произведений библиотеками и тому подобное. Явно не наш случай с майками или кружками. Поэтому, если кто-либо желает, к примеру, изготавливать кружки с изображением героев мультфильмов «Смешарики» или «Фиксики», то для этого обязательно надо заключать соответствующий договор с правообладателем этих объектов.
3. Правило третье. Нахождение того или иного объекта «в общем доступе» (например, в сети «Интернет») не даёт вам права на его использование. Однако этим очень любят оперировать многие люди: а что, ведь картинка свободно «лежит» в сети, вот я её и взял. Запомните: никакой свободы тут нет. Суды неоднократно говорили, что Интернет не является «местом свободного посещения», в отличие, например, от музея или картинной галереи. И просто прийти в сеть и взять то, что тебе понравилось, не спрашивая об этом правообладателя, нельзя.
Зная и чётко соблюдая данные правила, мы застрахуем себя от неприятных ситуаций в будущем и сохраним свои деньги.
Про «исключительное право»
В отношении любого объекта правообладателю принадлежит исключительное право на него, а ряде случаев – иные права. Под исключительным правом понимается возможность правообладателя любым способом осуществлять использование такого объекта, а также он может разрешать или запрещать такое использование любым третьим лицам. Например, в отношении картинки – изображения «Лосяша» из «Смешариков» правообладатель может делать всё, что ему вздумается: распространять это изображение любыми способами, разрешать другим лицам печатать плакаты с ним и т.д. Другими словами, полномочия правообладателя в некотором роде схожи с полномочиями любого собственника обычной вещи.
Исключительное право возникает у правообладателя несколькими путями, в зависимости от сферы:
В авторском праве (а также в отношении объектов смежных прав) – «автоматически», с момента создания произведения или иного объекта;
В патентном праве – с момента государственной регистрации объекта и выдачи соответствующего документа на него;
Для средств индивидуализации – либо с момента государственной регистрации, либо «автоматически» при создании объекта.
Кроме того, в отличие от «обычного права собственности», исключительное право не бесконечно и действует только чётко определённый период времени:
Сфера
Название объекта
Момент возникновения исключительного права
Срок действия исключительного права
Авторское право
Произведения различного рода
С момента их создания
Жизнь автора + 70 лет после его смерти
Смежные права
С момента их создания
Жизнь исполнителя (но не менее 50 лет после осуществления исполнения)
50 лет после года, в котором она была создана
Патентное право
С момента выдачи патента
Средства индивидуализации
С момента государственной регистрации
10 лет, с возможностью неоднократного продления
С момента государственной регистрации юридического лица
До тех пор, пока существует юридическое лицо
С момента создания объекта
Пока оно используется
В данной таблице приведены основные объекты (но перечень неполный), с которыми чаще всего на практике возникают проблемы. Для чего нужно знать эти сроки? А для того, чтобы, наткнувшись в «Интернете» на то или иное изображение, примерно «прикинуть», действует на него исключительное право или уже нет…Если, к примеру, Вам понравилась картинка, нарисованная в XIX веке и Вы хотите производить магниты с ней, то её можно использовать для этой цели без проблем – автор давно умер и срок действия исключительного права на неё истёк. Однако всё-таки большинство объектов, «имеющихся в сети», в настоящее время является охраняемым и просто так их взять нельзя, надо для начала разыскать правообладателя и обсуждать все вопросы с ним.
Кроме исключительного права, на некоторые объекты существуют и иные права, называемые в законе «личные неимущественные». Например, у автора литературного произведения есть право на использование своего имени или псевдонима при распространении произведения. Такие права неотчуждаемы, бессрочны, никуда не переходят. На практике нарушение этих прав, конечно, возможно, но оно встречается не так часто, как нарушение исключительного права, поэтому в рамках этой статьи мы на этом останавливаться не будем.
Далее, рассмотрим подробнее различные нюансы использования тех или иных объектов, а также проблемы, встречающихся на практике.
Про авторское право и смежные права
Как уже упоминалось, объектами авторского права выступают произведения различного рода, например, картины, стихи, проза, фотографические произведения. К произведениям относится и компьютерные программы.
Исключительное право на произведение сначала принадлежит его автору, т.е. он является правообладателем. Однако в дальнейшем он может заключить с кем-либо соответствующий договор, и правообладателем станет другое лицо.
После смерти автора (если на её момент он был правообладателем, то исключительное право переходит к его наследникам) оно действует ещё в течение 70 лет. Поэтому, например, если Вам нужно издать сборник стихов авторов эпохи 50-х годов, после смерти которых ещё не прошло 70 лет, необходимо получить разрешение на использование таких произведений у их наследников (или иных правообладателей).
Кроме исключительного права, автору всегда принадлежит ряд неимущественных прав, основные из которых – право на имя и право на неприкосновенность произведения.
Смежные права
Наименование «смежные» говорит нам о том, что эти права тесно связаны с авторским правом. Самыми распространёнными объектами смежных прав являются исполнения и фонограммы. Есть и другие объекты, но сейчас о них мы говорить не будем.
Что такое исполнение и фонограмма? Для того, чтобы понять это, представим следующую ситуацию. Композитор написал музыку, а другой гражданин – слова к этой музыке. А затем третий гражданин вышел на сцену в каком-нибудь концертном зале, и под эту музыку спел эти слова. Вот то, как он их произносил, и есть это самое исполнение. Потом к нему после концерта подошли представители звукозаписывающей компании и предложили записать «диск» (или, как иногда модно говорить, «пластинку»). Пригласили его в студию, там он спел, и получившаяся запись на диске является вторым объектом – фонограммой.
Как и в случае с авторским правом, использование исполнения и фонограммы возможно только с согласия их правообладателя. В нашем примере им будет сам певец (в отношении исполнения) или звукозаписывающая компания (в отношении фонограммы).
На практике основные споры в основном возникают по поводу использования фонограмм. Как правило, истории однотипные: «У меня есть кафе, я в нём установил караоке, мы поём песни под «фанеру», а тут вдруг пришла претензия от какой-то организации, что мы нарушаем их права…». «Конечно, нарушают» – скажет юрист, ведь они просто «взяли» из интернета трек с записью исполнения и использовали его для караоке.
Поэтому в таких случаях всегда надо сначала спрашивать разрешение правообладателя, а уже потом песни в караоке петь.
Про патентное право
В отличие от авторского права, круг объектов патентного права чётко очерчен законом, их всего три: изобретение, полезная модель и промышленный образец. Не будем сейчас вдаваться в подробное описание каждого из них, но отметим лишь общую тенденцию: все эти объекты представляют из себя либо вещи, либо способ воздействия на вещи, либо внешний вид вещей. Например, способ «получения бензина из нефти путём её отстаивания в дубовых бочках» будет изобретением, а внешний вид (дизайн) женской сумочки от всемирно известной итальянской компании Furla – промышленным образцом.
Исключительное право на эти объекты возникает только после их государственной регистрации и выдачи патента. Конечно, «рядовой» предприниматель вряд ли столкнётся с изобретениями, но вот с промышленными образцами – вполне реально. Например, осуществление пошива одежды «под марку», когда заимствуется внешний вид изделия (расположение швов, кнопок и др. элементов). Поэтому, производя No-Name кроссовки «под Nike» знайте, что шанс получить «заветный конвертик» от правообладателя (как герой нашей истории) весьма высок.
Про средства индивидуализации
Средства индивидуализации созданы для того, чтобы участники общественных отношений могли отличать один товар или услугу от другого товара или услуги, либо одну организацию от другой. К ним, прежде всего, относится товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование и коммерческое обозначение. Есть ещё наименование места происхождения товаров, но о нём сейчас говорить не будем, ведь шампанское или коньяк индивидуальные предприниматели производят не часто.
Товарный знак (равно как и знак обслуживания) – самый узнаваемый и самое распространённое средство индивидуализации. Они индивидуализируют либо товар (наносятся на него или на упаковку), либо услугу (обычно знак изображается на документации – чеках, квитанциях и т.д.). Проблемы у предпринимателей чаще всего возникают именно с ними. Наш герой из истории, приведённой в начале этой статьи, мог, кстати, вполне «попасть» и на такую претензию…
Дело в том, что в настоящее время стало очень популярным регистрировать в качестве товарных знаков различные изображения, особенно – героев мультфильмов. «Маша и Медведь», «Смешарики», «Фиксики», «Лунтик» – все эти персонажи могут быть использованы как товарный знак. Причём, одновременно одна и та же картинка может быть и объектом авторского права (произведением), и быть зарегистрирована как товарный знак. Отсюда при их неправомерном использовании возникает два нарушения: исключительного права на произведение и исключительного права на товарный знак, причём второе – серьёзней, т.к. правообладателем товарного знака может быть только предприниматель или юридическое лицо, которые могут иметь в штате своих юристов. Поэтому претензии от них, как правило, написаны грамотно и чётко, да и суммы требований будут немаленькими.
Исходя из всего написанного, внимательно подходите к вопросу использования той или иной картинки (изображения), можно проверить их по базе товарных знаков.
Что же касается фирменного наименования, то оно представляет из себя «логотип» организации, юридического лица. В свою очередь, коммерческое обозначение – это прежде всего вывески, например – «Парикмахерская Людмила». Использование как первого, так и второго, без надлежащего разрешения также неправомерно.
О компенсациях, или «прощайте ваши деньги»
Теперь поговорим о компенсациях. Как и в нашей истории, основе требование правообладателя к нарушителю исключительного права – это выплата денежной компенсации. Размер компенсации может быть весьма внушительным и составлять несколько миллионов рублей, но каких-либо чётких установок по её конкретным размерам в законодательстве нет. Поэтому вначале её размер определяет сам правообладатель, который должен обосновать эту сумму, а впоследствии суд может её скорректировать, и, как правило, в сторону уменьшения. В настоящее время в законе установлены такие пределы: