что значит нашид в исламе
Мусульманский нашид: что такое и какие цели преследует
Одной из самых спорных в мусульманском обществе тем является тема исламских песнопений, которые называются нашид, что такое это и почему вызывает множество дискуссий, мы рассмотрим ниже. В современном обществе среди исламистов существует два различных мнения, что касаются этого вопроса. В переводе с арабского слово «нашид» обозначает «песня», но термин этот применим не для всех песнопений, а только тех, которые имеют религиозный смысл, при этом происходят они без музыкального сопровождения. Тексты содержат в себе прославление Всевышнего, обращения к Аллаху, призывы творить добро и иметь терпение.
Немного истории
Аргументы противников
Нашиды мусульман вызывают в исламском обществе много осуждений. Противники данного жанра аргументируют это тем, что Пророк Абу Бакра говорил о запрете музыки и использовании музыкальных инструментов в мусульманстве. Более того, песнопение здесь рассматривается как трата времени впустую, что отвлекает от поклонения Аллаху. И последним аргументом они считают нашиды на арабском нововведениями в исламе. Изначально этот жанр преследовал цель привлечь людей к вероучениям мусульман, направив их на Истинный путь. Но поскольку вера олицетворялась в достойных поступках, песнопение считается греховным. Сегодня некоторые нашиды, которые преследуют, как кажется, благие цели, применяются для вербования в религиозные секты. Некоторые тексты содержат призывы к войне против «неверных». Именно поэтому многие мусульманские богословы считают современную музыку греховной.
Аргументы сторонников
Во-вторых, исполнитель должен не наслаждаться музыкой, а поминать Аллаха, пророков и т.д. Кроме того, песни должны исполняться акапельно, не на концертах. В общем, к нашидам относятся не настолько осудительно, как к эстрадным песням.
В наше время эстрадные произведения и клипы несут в себе призывы к аморальности, прелюбодеянию, поклонению нечистой силе и прочему. На этом фоне исламские песнопения рассматриваются с хорошей стороны. Главным аргументом сторонников нашидов является тот факт, что эти произведения призывают к добру и миру. Более того, в Коране нет прямого запрета на песни, поэтому музыка не должна считаться грехом. Утверждают те, кто исполняет нашид, что такое песнопение исполняется мелодично, а сам Коран представляет собой также стихи, которые Пророк рекомендовал напевать.
Цели нашидов
Сегодня в исламском обществе можно услышать нашиды самые красивые, целью которых является призыв к вере в Аллаха, создание позитивной атмосферы для доброжелательности и благочестия. Песнопения дают возможность верующим организовать с пользой свой досуг. Поют песни в большинстве случаев на арабском языке, но в последнее время стали популярными английские и французские нашиды. Но исполняются они акапельно и могут преподноситься в различных формах. Еще одной целью исламских песнопений является помощь в распространении ислама, ознакомление с культурой мусульман. Они мягко и ненавязчиво показывают людям все прелести религии Аллаха. Более того, в песнях могут отражаться самые разные темы: любовь к семье, родине и прочее.
Польза песнопений в мусульманстве
Когда Пророк Мухаммед въезжал в Медину, совершая Хиджру, его встречали нашидом, по этому поводу он не высказывал никакого недовольства. Поэтому песни не могут быть запрещенными. В них воспевается Аллах, звучит призыв к Исламу. В Коране говорится о том, как необходимо призывать, но ничего не сказано об используемых инструментах – исламских песнопениях. Восхваление добра может быть как в письменном, так и в устном виде, в том числе используется и нашид. Что такое исламское песнопение, теперь знают многие. Не каждый способен прийти в ислам и быстро забыть о музыке, поэтому нашиды выступают тем инструментом, который в мягкой форме указывает на Истинный Путь. Но всегда нужно помнить о том, что распевание и слушание песнопений мусульман может стать как грехом, так и благим делом, все зависит от того, какие цели преследует человек.
Отношение к нашидам в исламе: можно или нет?
Одной из самых спорных тем, взрывающей мусульманские форумы и вызывающей бесконечные обсуждения в комментариях, является тема нашидов – исламских песнопений. В современной умме сложилось два противоположных мнения касательно этого вопроса.
Слово «нашид» с арабского дословно переводится как «поэма», второе значение – «песня» или «гимн». Однако этот термин применяется не ко всем песням, коих в арабском мире множество (там даже есть свои эстрадные певцы). Нашидами считаются только религиозные исламские песнопения. Чаще всего они без музыкального сопровождения, хотя встречаются и исключения.
От традиционных песен нашиды отличаются смысловой нагрузкой: текст содержит поминание и прославление Всевышнего, салаваты Пророку (с.г.в.), обращение к Аллаху с молитвой, призывы к добродетели и терпению.
История вопроса
Появление первых нашидов относят к началу ХХ столетия. Оно было связано с исламским движением в Египте, одной из целей которого был призыв к религии Творца. Постепенно нашиды стали популярны в Иордании и Сирии, появились профессиональные исполнители в этом жанре.
К началу XXI века нашиды претерпели сильные изменения: появились различные направления, активно стала использоваться инструментальная и компьютерная музыка, а религиозная тематика сменилась светской, на нашиды стали снимать клипы. Популярными мунашидами (т.е. исполнителями нашидов) сегодня считаются Сами Йусуф и Махер Зейн, творчество которых, однако, не все относят к нашидам. Одновременно возросло число и противников «исламских песен».
Доводы противников
Нашиды, тем более песнопения мусульман, вызывают множество осуждений. Самым главным аргументом здесь выступает хадис о запрете музыки и известное высказывание сподвижника Пророка Абу Бакра (р.а.) о музыкальных инструментах, назвавшем их «свирелями Шайтана».
Кроме того, в стане противников принято рассматривать песни как пустое времяпрепровождение, отвлекающее от поклонения. А для доказательства они приводят следующий аят:
«Среди людей есть такой, который покупает потешные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (31:6)
Третья причина запрета религиозных песнопений увязывается с восприятием их в качестве нововведения в исламе. Изначальной целью нашидов было привлечение внимания людей к мусульманскому вероучению и их призыв к Истинному пути. Но поскольку Милость миров Мухаммад (с.г.в.) делал дагват с помощью своих достойных поступков и мудрых речей, то путь песнопений считается неправильным и греховным.
Некоторые нашиды, содержащие, казалось бы, добрые намерения, активно используются вербовщиками религиозных сект. Например, некоторые тексты призывают к джихаду против неверных, идти на войну. Всё это сопровождается видеорядом с ранеными палестинцами, детьми, которых искалечили «неверные», или же воинами средневековья на лошадях.
Доводы сторонников
Несмотря на то, что отношение к нашидам у части мусульман негативное, они, стоит признать, не настолько сильно осуждаются, как песни. Ведь многие современные эстрадные произведения (особенно клипы) демонстрируют аморальное поведения, призывают к прелюбодеянию, содержат в себе признаки поклонения иным божествам, нечистой силе и даже людям. На фоне этого песни на исламскую тематику, безусловно, отличаются в лучшую сторону. И многие авторитетные мусульманские богословы их разрешают, если нашиды при этом соответствуют следующим требованиям:
· исполняются только мужчинами;
· не содержат в своём тексте никаких слов и смыслов, порицаемых исламом;
· целью исполнителя и слушателя служит не наслаждение музыкой, а поминание Всевышнего, Его посланников и т.д.;
· не имеют музыкального оформления, как эстрадные песни;
· не похожи на запрещённые или неодобряемые песни;
· не исполняются на концертах вместе с запретными песнями.
Таким образом, следует критично подходить к выбору нашидов, осведомляясь у знающих людей об их значении.
В лагере сторонников данного элемента мусульманской культуры также считают, что нет ничего плохого в песнях, если они призывают к добру и миру. К тому же они называют хадис о музыке слабым, следовательно, сомнительным. И указывают, что вы не встретите прямого запрета в Коране. А раз так, то музыка в различных её проявлениях не может считаться харамом. Защитники нашидов приводят аналогию: если нашид – это стих, читаемый мелодично, то Коран – это тоже стихи, которые сам Пророк (с.г.в.) рекомендовал читать нараспев.
Польза нашидов
С противниками жанра можно согласиться в той части, что прослушивание красивой музыки нередко отвлекает человека, мелодии часто крутятся в голове, вытесняя всё остальное. Если же мусульманин слушает не простую музыку, а полезные нашиды, в которых произносится зикр (например, в одном нашиде часто повторяется: «СубэханаЛлахи уэ бихэмди, субэханаЛлахиль-азыыйм»), это будет способствовать зарабатыванию верующим саваба.
Прослушивание и распевание нашидов лучше, чем увлечение популярной музыкой. Не каждый может сразу отказаться от любимых эстрадных песен, придя в ислам. Всё должно быть постепенно. Нашиды служат своего рода заменой музыки, не являясь при этом пустой тратой времени.
Иногда нашид выступает средством дагвата, который очень успешно помогает распространению ислама и, как минимум, ознакомлению с мусульманской культурой. Он ненавязчиво и в то же время очень мягко показывает незнающим людям прелести религии Аллаха. Нашиды о любви и уважении к матери, терпении, добром отношении к окружающим показывают суть ислама, через которую иноверецы познают его суть.
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошёл с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путём» (16:125)
В Священной Книге мусульман даётся указание, каким образом призывать, но не говорится, что этим инструментом не может выступать нашид. Доброе увещевание может быть письменным либо устным, в личной беседе или на лекции, через нашиды, мудрые рассказы, проповеди или другие формы донесения знаний.
Следует понимать – что бы человек ни делал, он может обернуть это во благо или во вред себе. Все дела, как известно из хадисов, оцениваются по намерениям. Так что даже распевание и прослушиванием нашидов может оказаться как греховным, так и богоугодным делом, в зависимости от целей верующего.
Ниже приведены примеры популярных нашидов с их текстом и переводом:
«You Came To Me»
(исполняет Сами Юсуф)
You came to me in that hour of need, When I was so lost, so lonely. You came to me took my breath away Showed me the right way, the way to lead. You filled my heart with love Showed me the light above. Now all I want Is to be with you. You are my one true love Taught me to never judge. Now all I want Is to be with you. CHORUS (x2): ALLAHUMA! Sal ‘ala Sayideena Mustafa ‘Alaa Habeebika Nabieeka Mustafa. You came to me in a time of despair I called on you, you were there. Without You what would my life mean? To not know the unseen, the worlds between. For you I’d sacrifice, For you I’d give my life. Anything, just to be with you. I feel so lost at times By all the hurt and lies. Now all I want Is to be with you. CHORUS (x2). Showed right from wrong, Taught me to be strong. Need you more than ever, Ya Rasul ALLAH! You came to me In that hour of need. Need you more than ever, Ya Rasul ALLAH! You filled my heart with love, Showed me the light above. Now all I want is to be with you. You are my one true love, Taught me to never judge. Now all I want Is to be with you. CHORUS (х2).
Ты пришёл ко мне в тот час нужды, Когда я был так потерян, так одинок. Ты пришёл ко мне, перевёл дух, Показал мне правильный путь, способ встать во главе. Ты наполнил моё сердце любовью, Показал мне свет выше. Теперь всё, что я хочу – быть с Тобой. Ты – моя единственная настоящая любовь, Научил меня никогда не судить. Теперь всё, что я хочу – быть с Тобой. ПРИПЕВ (2 раза): Боже, пошли свои благословения нашему вождю,избранному (Мухаммаду, мир ему), На Своего возлюбленного, Своего Пророка, избранного. Ты пришёл ко мне во времена отчаяния, Я обращался к Тебе, Ты был там. Без Тебя что бы моя жизнь означала? Чтобы не знать невидимое, находящееся меж двух миров. Для Тебя я бы пожертвовал, Для Тебя я отдал бы свою жизнь Ничего не нужно, просто – быть с Тобой. Я чувствую себя порой таким потерянным Из-за всех обид и лжи. Теперь всё, что я хочу – быть с Тобой! ПРИПЕВ (дважды). Показавший, что правильно, а что – нет, Научивший меня быть сильным. Нуждаюсь в Тебе больше, чем когда-либо, О, РасулАллах (Пророк Мухаммад, с.г.в.)! Ты пришёл ко мне В этот час нужды Нуждаюсь в Тебе больше, чем когда-либо, О, Расул Аллах! Ты наполнил моё сердце любовью Показал мне свет свыше Теперь всё, что я хочу, – это быть с Тобой! Ты моя единственная настоящая любовь Научил меня никогда не осуждать. Теперь всё, что я хочу – быть с Тобой! ПРИПЕВ (дважды).
«Deen-il-Islam»
(исполняет Заин Бхикха)
If you ask me, why do I stand here, So unafraid of everything around me. Proudly I would say, I am a Muslim. If you ask her, why does she dress that way, All covered up in a world that gives it all away. Proudly she would say, I am a Muslim. CHORUS (х2): Deen-il Islam deeni Wala ‘ardab gheiru deeni Muhammad elli hadeeni Nourel iman If you ask me, surely this cannot be, You give your wealth so free, and you say your life is charity. It ain’t hard to see, I am a Muslim. If you ask him, why does it hurt so, When he sees injustice, even though it’s folks he doesn’t know, With tears in his eyes he says, I am a Muslim. CHORUS (х2). If you ask her, why doesn’t she cry, There’s no one by her side, she’s the only one that’s left behind. Patiently she sighs, I am a Muslim. If you ask him, why does he still pray, Five times a day when so many others have strayed. Smiling he would say, I am a Muslim. CHORUS (х2). If you ask me, why do I love you No matter where you are, we are the greatest Ummah With the beating of our hearts, we are Muslim. La-illaha-illАllah Muhammad-ur-rasullulah. There is only one God. La-illaha-illАllah Muhammad-al-Mustapha. Muhammad is the messenger. La-illaha-illАllah Muhammad-ur-rasullulah. There is only one God. La-illaha-illАllah Muhammad-al-Mustapha. Muhammad is the messenger.
Если вы спросите меня, почему я стою здесь, Не боясь ничего, что вокруг меня. Гордо я скажу: «Я – мусульманин». Если вы спросите её, почему она оделась таким образом, Всё сокрыв, в мире, который оставил это всё. Гордо скажет она: «Я – мусульманка». ПРИПЕВ (дважды): Религия моя – религия Ислам, И нет для меня другой религии, Следую за Мухаммадом – Светом веры. Если вы спросите меня – конечно, это невозможно, Чтобы Вы раздавали своё богатство настолько свободно и говорили, что ваша жизнь – благотворительность. Это не трудно понять, я – мусульманин. Если вы спросите его, почему ему так больно, Когда он видит несправедливость, даже если это касается незнакомых ему людей, Со слезами на глазах он говорит: «Я – мусульманин». ПРИПЕВ (дважды). Если вы спросите её, почему она не плачет, Когда никого нет на её стороне, и она только одна осталась позади. Терпеливо вздыхает она: «Я мусульманка». Если спросить его, почему он до сих пор молится 5 раз в день, когда так много других удалились от этого. Улыбаясь, он скажет: «Я – мусульманин». ПРИПЕВ (дважды). Если вы спросите меня, почему я люблю вас Независимо от того, где вы находитесь, Мы – величайшая умма. С биением наших сердец: мы мусульмане. Ля иляха илляЛлах, Мухаммаду-р-расулюЛлах. Существует только один Бог. Ля иляха илляЛлах, Мухаммад аль-Мустафа. Мухаммад – Посланник. Ля иляха илляЛлах, Мухаммаду-р-расулюЛлах. Существует только один Бог. Ля иляха илляЛлах, Мухаммад аль-Мустафа. Мухаммад – Посланник.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Что значит нашид в исламе
3 Мелодичное распевание нашидов (тальхин).
Еще одна причина в запретности «исламских нашидов» состоит в том, что даже если они и лишены первых двух причин запрета, а это приписывание их к религии и уподобление заблудшим, то они становятся запретными по причине самой формы их исполнения. Причиной этого является их мелодичное распевание (тальхин) и хор*. В подобном случае нашиды превращаются в песни (аль-гъина), которые в Исламе являются запретными.
Показать полностью.
*[Многие из тех, кто встал на путь Всевышнего Аллаха, но которые в прошлом любили слушать музыку и песни, узнав о запретности музыки, нашли себе замену в нашидах. Ведь на слух по мелодичности они ничем не уступают эстрадным песням, если даже не превосходят их. Именно по причине красоты исполнения нашиды просто-напросто заменили многим запрещенную Всевышним Аллахом музыку и песни. А в странах бывшего СССР большинство их слушает, даже не понимая смысла. Это уже не соответствует тому условию, которые выдвигают ученые для того, чтобы нашиды были дозволенными, поскольку они говорят о том, чтобы смысл этих нашидов был благим. Однако откуда знать тем, кто не понимает их смысла, к чему они побуждают и каков их смысл?! И разве мусульмане не слушали нашиды, которые по своему смыслу содержали в себе взывание к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) или призыв к различным джама’атам? Как, например, Кувейтские нашиды под названием «аль-Ансар» № 1, восхваляющие течение ихуан аль-муслимин и их лидера Хасана аль-Банну, и т.п.!]
Имам аш-Шатыби говорил: “У арабов не было мелодичного пения подобно тому, как это делают люди в наши дни*. Они выразительно читали стихи, и не обучались пению подобно сегодняшнему, которое появилось после них. Они смягчали голос и тянули его так, как это подобало необразованным арабам, не знавшим музыку. И не было в таком голосе того, от чего можно было бы испытать удовольствие и того, что возбуждало. Присутствовала же в их голосах бодрость, активность, как это делал Ибн Рауаха, подгоняя пением верблюдов, возле посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-И’тисам” 1/368.
*[Обратите внимание на то, что говорящий это, имам аш-Шатыби, жил около семисот лет назад].
А шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Саляфы называли мужчин-певцов женоподобными”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/565.
Одного этого довода уже достаточно для каждого, кто стремиться к истине и не следует за своими страстями, чтобы понять положение нашидов наших дней, в которых присутствует мелодичное распевание (ляхн).
Однако, мы приведем доводы на запрет песен (аль-гъина) для тех, кто любит поспорить, любит искажать слова ученых, любит ударять одни тексты о другие, приведем доводы для тех, кому нравится наличие в исламской умме противоречащих друг другу мнений, чтобы подгоняя религию под себя, каждый мог следовать за тем, что больше соответствует его страсти.
Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и высмеивает их. Таким уготованы унизительные мучения»” (Лукман 31: 6).
Также один из лучших знатоков Корана и сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) Ибн ‘Аббас сказал: “Этот аят ниспослан о песнях и о том, что связано с этим”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 786, Ибн Абу Шайба 6/310. Шейх Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Также такое толкование этого аята передается от Ибн ‘Умара. См. “Тафсир аль-Куъртуби” 5/349, “Игъасату-лляхфан” 1/258. И от Джабира ибн ‘Абдуллаха, который сказал: “В этом аяте речь идет о песнях и тех, кто их слушает”. ат-Табари 21356.
Имам аль-Уахиди сказал, как сообщил об этом Ибн аль-Къайим: “Этот аят и его толкование указывают на то, что пение запрещено!” См. “Игъасату-лляхфан” 1/258.
Опираясь на этот аят учитель Ибн Хаджара хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Петь и слушать песни является порицаемым делом, даже если они не сопровождаются музыкальными инструментами”. См. “Файдуль-Къадир” 6/128.
Шейх Ибн Баз, опровергая довод некоторых, кто связывал запрет песен в данном аяте с причиной: «чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания», сказал: “Это противоречит тому, как поняли этот аят саляфы из числа сподвижников и их последователей (таби’ун)! Поистине, они опирались на этот аят в запрещении песен и музыки и предостережении от них, и не связали запрет с таким условием, а они лучше всех знают о смысле слов Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Тахримуль-агъани уаль-маляхи” 27.
Также Великий и Мудрый Аллах, давая Иблису отсрочку до Судного дня, сказал ему: «Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (аль-Исра 17: 64).
Муджахид сказал: “Голос Иблиса – это песни и пустословие!” См. “Задуль-Масир” 2/468.
Таким образом, мы видим, что запрет на пение установлен в Коране, и этому следовали саляфы нашей общины. Ибн Мас’уд говорил: “Поистине, пение взращивает в сердце лицемерие!” Ибн Абу ад-Дунья в “Замм аль-маляхи” 2/4, аль-Байхакъи 10/223.
Достоверность подтвердили Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб.
Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Я ненавижу песни, но я люблю стихи”. ‘Абдур-Раззакъ 19743. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Аш-Ша’би говорил: “Аллах проклял того, кто поет и того, кому поют!” См. “Замм аль-маляхи” 55.
Имам Ибн ‘Абидин сказал: “Пение – запрещено (харам)!” См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 4/322.
Имам аль-Къуртуби передал слова ат-Табари, который сказал: “Поистине, все ученые порицали и запрещали пение, кроме тех, кто отклонился от аль-джама’а*, как Ибрахим ибн Са’д и ‘Убайдуллах аль-‘Анбари. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следуй за великой общиной», и тот, кто умрет, идя в противоречие аль-джама’а, умрет смертью времен невежества (джахилия)!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 14/56.
*[Под «аль-джама’а» в данном случае подразумевается истина. Ибн Мас’уд говорил: “Аль-Джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!” аль-Лялякаи, Ибн ‘Асакир. Иснад достоверный. См. “аль-Мишкат” 1/61, шейха аль-Альбани].
4 Отдаление от поминания Аллаха и чтения Корана.
Еще одна причина, по которой эти нашиды становятся запретными, состоит в том, что мусульмане уделяют им слишком много времени, что удаляет их от Корана и поминания Аллаха. Да упасет нас Всевышний от того, чтобы мы оказались подобны тем, о ком сказано в Коране: «И сказал посланник: “Господь мой! Поистине, народ мой забросил этот Коран”» (аль-Фуркъан 25: 30).
Показать полностью.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Приверженцы нововведений внесли в религию ересь, которая называется «тагъбир». С помощью этого они отвращают от Корана”. Абу Ну’айм 9/136.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия о словах имама аш-Шафи’и сказал: “Это указывает на полноту познания религии имамом аш-Шафи’и. Поистине, когда сердце начинает слушать къасыды и байты (стихи) и наслаждается этим, они приводят его к неприязни слушания аятов Корана. Слушание аятов Милостивого они заменяют на слушание слов шайтана”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/532.
Обратите внимание на то, что шейхуль-Ислам упомянул о стихах, которые в своей основе являются дозволенными, а что же тогда можно сказать об увлечении нашидами!
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Если кто-то привыкает к пению, то непременно в его сердце незаметно проникает лицемерие. Но если бы человек знал сущность лицемерия, он замечал бы его в своем сердце. Когда совмещаются вместе в одном сердце любовь к пению и любовь к Корану, то непременно одна любовь вытесняет другую. Мы видели, как труден Коран для любителей пения, как недовольны они им, и как они не получают пользу от его чтения. Их сердца при этом остаются безучастными. Однако, услышав пение, оно настолько завораживает их, что они с радостью готовы слушать его до поздней ночи. Поэтому они предпочитают слушание песен и музыки слушанию Корана. Редко можно встретить большого любителя музыки и пения, который не был бы самым нерадивым среди людей в том, что касается молитвы, а особенно коллективной молитвы, совершаемой в мечети”. См. «Масаляту-ссама’» 57 и “Игъасату-лляхфан” 1/173.
Обратите внимание что такие нашиды распространяют в стране в которой день и ночь говорят о единобожие, и мусульмане не понимая напивают нашиды в которых ширк. А что сказать о нашидах суфистов и шиитов, и прочих заблудших? Сколько там ширка, новшеств и заблуждений поется? И мусульманин хочет не хочет прослушивая эти песни начинает напевать их, и быть может напевает что то из многобожия или неверия.
Слова имама Малика и имама Шафии о некоторых дейяниях суфистов.
Смех Имама Малика когда ему рассказали о действиях суфистов.
Рассказывает АбдуЛлах ибн Юсуф (один из присутствующих в тот день у Имама Малика): «Мы были у Малика ибн Анаса, и сказал ему один пришедший из народа Насибин (деревня на берегу реки Ефрат);
Показать полностью. «О абу (отец) АбдуЛлах (Имам Малик, у него был сын АбдуЛЛах), у нас есть люди, сказано о них Суфии, едят много, а когда поедят, берутся за распев къасыд (поэм стихотворных), а потом начинают делать телодвижения вроде танцев».
Сказал Малик: «Они маджнуны (дураки)?» тот ответил: «Нет», сказал Малик: «Они дети?», тот ответил: «Нет, они взрослые (шейхи), разумные».
Сказал Малик: «Я не слышал, чтоб кто нибудь из ахлю (приверженцев) Ислама, делал подобное».
Продолжил этот мужчина: «Да они объедаются, потом распевают къасыды, потом встают и начинают танцевать, и некоторые из них бьют себя по голове по щекам».
И засмеялся Имам Малик, встал и пошел к себе комнату. И сказали после друзья и ученики Малика этому мужчине: «Мы находимся возле Имама около 30 лет, и мы не видели его таким смеющимся как сегодня»».
Источник: Книга известного ученого Кадъия Йяда «Тартиб аль-Мадарик» том-2 стр. 54.
Отведение некоторых сомнений.
Среди сомнений, сеемых со стороны любителей современных нашидов, это уподобление их нашидам, которые произносились во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Увидев некоторые хадисы и сообщения от сподвижников, в которых упоминается глагол «нашада», они говорят о том, что в этом доказательство на дозволенность нашидов.
Показать полностью.
На самом же деле это является подменой понятий. Это все равно, что кто-то скажет, что Всевышний Аллах в Коране более чем 1400 лет назад упомянул об автомобиле (сайяра), и процитирует аят, в котором сказано: «Когда прибыл караван (сайяра), они послали водоноса принести воды» (Юсуф 12: 19).
Дело в том, что слово «ан-нашид» в арабском языке означает «стих» или «чтение стиха повышенным голосом»*. См. “Лисануль-’араб” 13/256, “Му’джам аль-макъаис фи-ллюгъа” 1028, “аль-Къамус аль-мухит” 411.
*[У арабов, как во времена джахилийи, так и после Ислама поэзия была сильно развита. Они соревновались между собой не только в формах стихов (рифма, слог), но и очень большое внимание уделяли значению слов, их красоте и редкости. И когда кто-либо из поэтов декламировал стихи, иногда добавлялся «иншад» для того, чтобы смысл стиха произвел еще более сильное впечатление на слушателей. Таким образом «иншад» был предназначен для осознания смысла стиха. Но если человек даже не понимает арабского языка, что он возьмет из иншада?! Только наблюдение за красотой непонятных для него слов, их мелодичностью и распевом?]
Но разве мелодичное распевание нашидов наших дней подобно чтению стихов?!
Необходимо смотреть на то, что именно подразумевается под тем или иным словом в действительности и что подразумевают под этим словом некоторые люди! Имам аль-Музани говорил: “Тот, кто ошибся в названии, не подобен тому, кто ошибся в значении. Ошибка в значении хуже!” См. “Шарху альфаз ас-саляф” 223.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал нас о появлении подмены понятий, сказав: «Люди моей общины будут пить вино, и называть его другим именем». Ахмад, Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5453.
Ведь таким способом можно изменить положение многих запретных вещей, например, наркотиков, назвав их тоником, поднимающим настроение и т.д.
Такой прием как подмена понятий вещь не новая. Так, например, хафиз Ибн Хаджар писал, что приводя в доказательство вид пения аль-хида*, некоторые люди впали в излишество и дозволили любой вид песен и даже сопровождаемый музыкой! См. “Фатхуль-Бари” 10/538.
*[Аль-Хида – чтение стихов, которыми в пути подгоняли верблюдов].
Что касается пения (аль-гъина), сопровождаемого мелодичным распеванием (ляхн), то мы уже приводили доказательство того, что это запрещено, даже если сами песни не сопровождаются музыкой и содержат в себе благой смысл!
В дополнение тому, что было уже сказано об этом, можно привести еще некоторые высказывания признанных имамов нашей общины, дабы читатель лучше понял этот вопрос. Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики, живший около восьмисот лет назад, говорил: “Поистине, стихи становятся запретными песнями, когда читаются нараспев!” См. “аль-Мадхаль” 3/106.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Есть вид пения (аль-гъина), который ученые разрешили, и относительно которого есть сообщения от саляфов. Это то, что именуется пением погонщиков «ан-насаб» и «аль-хида». И относительно дозволенности такого пения не было разногласий среди ученых. Что же касается пения, которое ученые запретили, то это пение путем разделения букв алфавита, что портит стихотворный размер, и напевание с целью придания мелодичности, выходя за обычай арабов. Доказательством тому, о чем мы говорим, является то, что ученые, дозволившие вид пения как «ан-насаб» и «аль-хида» запретили этот вид пения!” См. “ат-Тамхид” 10/209.
В этом содержится одно из самых сильных опровержений тем, кто дозволяет нашиды, опираясь на то, что раз они не сопровождаются музыкой, то значит, они дозволены!
О том, как распевание стихов становится запретными песнями, также прекрасно разъяснил шейх Ибн аль-Къайим в своей известной книге «Масаляту-ссама’» 270-271.
Также из числа сеемых сомнений относительно современных нашидов, это подборка 6 фетв ученых, которые собрал некий Али ибн Мухаммад аль-Даб’ан. И поразительно то, что на многочисленных арабских интернет-форумах сторонники дозволенности нашидов цитируют эти же фатауа. Подобное произошло и на одном из российских сайтов, где некий человек, до конца не изучив данный вопрос, последовал за этими форумчанами, взяв эти же фатауа и понеся их дальше. Однако поразительно то, что эти люди полагают, что в этих фатауах ученых содержится указание на дозволенность нашидов, если в них нет сопровождение музыки и их смысл благой, тогда как на самом деле в них упоминаются условия, которым не соответствуют нашиды наших дней!
Они полагают, что в этом вопросе есть разногласие среди ученых, тогда как на самом деле среди ученых нет разногласий относительно нашидов, а разногласия создают лишь те, кто не обладает знанием и не понимает слов ученых или же не желает понимать!
На самом же деле эти 6 фетв никак не противоречат нашей статье, а наоборот только укрепляют ее. И тот, кто внимательно прочтет нашу первую статью, а затем эти шесть фетв, без предисловия самого переводчика, тот прекрасно поймет, о чем идет речь.
Начнем с фатуа Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом, которое приводится в списке этой подборки. Удивляет одна вещь, а это то, что данное фатуа Постоянного комитета под номером № 3259, 1400 года по хиджре, а это 29 лет назад!
Разве 29 лет назад нашиды были подобны сегодняшним, под которые подгоняется эта фатуа?! Разве тогда существовали студии, подобные нынешним, и компьютеры, на которых записываются нашиды, и в которые добавляется хор, фоновые голосовые сопровождения, которые мало чем отличаются от звуков музыкальных инструментов?! И даже в самой фатуа Постоянного комитета упоминается то, о чем мы говорим, а это сравнение нашидов со стихами времен сподвижников. И это видно каждому, кто обладает разумом и стремится к истине! В этой же фатуа сказано: «Но они (сподвижники) также использовали анашиды и напевы стихов (хида), как в битве у рва, строительстве мечети, или когда выходили на джихад».
Так же обстоит и со словами шейха Ибн База: «Исламские анашиды различны, и если они нормальные и нет в них ничего, кроме призыва к благу и напоминания о нем, а также подчинения Аллаху и посланнику Его, призыва к защите родины от козней врагов, а также к подготовке против врагов и тому подобного, то в этом нет ничего предосудительного. Но если в них что-то иное, как призыв к грехам и совместному пребыванию мужчин с женщинами, чтобы они открывались друг перед другом, или любое другое нечестие, то в этом случае их запрещено слушать» См. “Маджму’у фатауа уа макъалят мутанауа’а” 3/437.
Однако дело в том, что шейх Ибн Баз говорит о нашидах в их истинном языковом значении, а не в современном, он говорит о нашидах, подобных стихам, а не западным песням! Доказательством этому являются слова самого шейха Ибн База, который говорит: “Вопрос исламских нашидов нуждается в разъяснении. Нельзя ответить на это однозначно! Любой стих или нашид, называется он исламским или нет, должен быть лишен всего, что противоречит пречистому шариату! Если они благие, как восхваляющие благой нрав и щедрость, побуждающие к джихаду на пути Аллаха, побуждающие к искренности ради Аллаха, благочестию к родителям, к благому отношению к соседям и т.п. и нет в них ничего противоречащего шариату, то нет в них проблем. Это как слова аш-Шафи’и о стихах: «Хорошие из них являются хорошими, а скверные – скверными!» А пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, и в стихах есть мудрость» аль-Бухари 2/426”.
Таким образом становится ясно, о каких нашидах говорит шейх Ибн Баз, сравнивающий их со стихами и делающий условием их дозволенности отсутствие всего, что противоречит шариату!
Он также продолжил: “Каждый нашид необходимо возвращать к обладающим знанием, или группе обладающих знанием, которые будут изучать их и говорить, что они дозволены. Не следует принимать эти нашиды от всех подряд, необходимо смотреть на них ученым!” Сл. “Асиля уа аджуиба аль-джами’ аль-кабир” № 90 сторона А.
Приписывание же шейху Ибн Базу дозволения нашидов, подобных песням (аль-гъина), является возведением на него лжи, поскольку его мнение относительно музыки и песен хорошо известно из его работ по этой теме. См. «Тахримуль-агъани уаль-маляхи».
Что же касается слов шейха Ибн ‘Усаймина, то они и вовсе не нуждаются в пояснении! И все же еще раз вчитаемся в них. Он говорил: “По вопросу нашидов было сказано много, но я давно не слышал их. Когда они только появились, в них не было ничего плохого, не было бубнов, и никакой смуты, и они не были подобны запретным песням. Но потом они развились, и сейчас мы слышим звуки, подобные барабану, хотя может быть это и не барабан. Также стали использовать в них красивые искушающие голоса*. Затем они развились дальше и стали походить на запретные песни. Поэтому относительно них (нашидов) в моей душе возникла тревога. И никто из людей не имеет права давать фатуа о том, что все нашиды разрешены; и никто не имеет права давать фатуа, что все они запрещены. И если в них нет того, о чем я упоминал, то они дозволены. Однако если в них присутствует бубен, используются красивые голоса, вызывающие смуту, или распеваются как песни, то их нельзя слушать”. См. “ас-Сахуатуль-ислямия” 185.
*[Многие люди не осознают опасность голоса. Несмотря на то, что голоса, как мужчин, так и женщин (что является наиболее сильным мнением) не являются ауратом, искушение голосами друг для друга велико! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Поистине, голос имеет большое влияние на души, приводя к радости или грусти, гневу или страху и т.п.! К этому также относится и воздействие голосом на детей и животных. Чем слабее существо, тем сильнее на него влияет голос. Так, например, воздействие на женщин голосом, сильнее, чем воздействие на мужчин, так же как воздействие на детей сильнее, чем на взрослых, а воздействие на животных сильнее, чем на людей. Все это указывает на то, что сила воздействия голоса зависит от слабости разума. И какая бы похвала не была в этом воздействии, обязательно порицания в этом больше!” См. “аль-Истикъама” 1/373].
В этих словах шейха Ибн ‘Усаймина как раз содержится опровержение сторонникам дозволенности нашидов.
Во-первых, шейх Ибн ‘Усаймин упомянул о распевании нашидов словно песен, что сделал причиной запрета. Так пусть же тот, кто перевел эту подборку фетв ученых на русский язык, и его сторонники укажут нам на нашиды, которые они слушают. Пусть укажут на нашиды, в которых нет распева и которые подобны стихам!
Во-вторых, шейх Ибн ‘Усаймин упоминает о красивых и соблазнительных голосах. Как раз современные нашиды поются искушающими голосами.
Таким образом, нам становится ясно, о каких нашидах говорили эти ученые. Они говорили о нашидах, похожих на стихи, а не о нашидах наших дней, подобных порочным западным песням!
Нет никаких сомнений в том, что использование этих фетв для дозволения всего, что именуется нашидами, является уловкой и обманом, независимо от того было это сделано сознательно или нет. Но если это делается сознательно, грех поступающих подобным образом является особо тяжким!
И мы не знаем, отдает ли себе отчет переводчик этих фетв в том, что мусульмане, являющиеся страстными любителями нашидов, ссылаясь на него, будут слушать все, что в наши дни именуется нашидом и все то, что еще выйдет на свет под этим именем, что уже и происходит. А довод у них примерно следующий: «Относительно нашидов среди ученых есть разногласие, но некоторые ученые, как Ибн Баз дозволяли нашиды!»
Несомненно, переводчик подборки этих фетв может сказать, что в этом его вины нет, и что он не утверждал о том, что любые нашиды дозволены, и он никак не комментировал слова ученых. Но это его не оправдывает, поскольку эти слова ученых не выражали «вторую сторону», как он заявил, и никоим образом не противоречили нашей работе о нашидах, поскольку мы упоминали о тех же условиях дозволенности, что и они! И для многих неважно, что по сути, эти фатауа ничего не опровергали, главное то, что их привели под заголовком о дозволенности нашидов, или точнее в статье опровержения тем, кто их запрещает.
Также необходимо упомянуть еще об одном распространенном среди несведущих мусульман поступке, а это аргументация разногласием ученых. Некоторые люди зачастую приводят противоречащие друг другу мнения ученых, без упоминания их доказательств, что приводит к тому, что мусульмане выбирают то из мнений, что соответствует их страстям, даже если оно слабое и не имеющее под собой основы!
Даже если в вопросе о положении нашидов было бы разногласие среди ученых, истина все равно одна, как в этом, так и в остальных противоречивых вопросах! Ибн аль-Къайим говорил: “Истина перед Аллахом только одна, а все помимо этого является ошибкой! И если бы все противоречивые слова были бы правильными, то Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) не запретили бы разногласия и не порицали бы это!” См. “Мухтасар ас-Сауа’икъ” 176.
Но хвала Аллаху, как говорили саляфы: «Поистине, разногласие людей относительно истины не указывает на то, что в самой истине есть разногласия!» См. “аль-Инсаф” 27.
Да станет известно каждому, что практически нет таких вопросов, в которых не было бы разногласий, будь это вопросы основ, фикъха или иджтихада! Даже при наличии прямого текста из Корана и Сунны есть разногласие среди ученых, причин чему может быть много. И разногласия не являются чем-то хорошим. Всевышний Аллах сказал: «Однако они не перестают разногласить, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. И для этого Он сотворил их!» (Худ 118-119).
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз сказал: “Те, кто находится под милостью Аллаха, созданы для того, чтобы они не разногласили”. См. “Ахкамуль-Къуран” 3/1072.
Ибн Мас’уд говорил: «Разногласие – это зло!» Абу Дауд 1960. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Как же разногласие может быть чем-то хорошим, если обратное говорит Коран и слова сподвижников?!
Всевышний Аллах также сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).
Имам аль-Музани сказал: “Аллах высказал порицание разногласию и повелел при разногласии возвращаться к Корану и Сунне. И если бы разногласие было из религии, то Аллах не порицал бы это. И если бы споры были из Его мудрости, то Он не повелел бы при этом возвращаться к Корану и Сунне”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/910.
Всевышний Аллах также сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем множество разногласий» (ан-Ниса 4: 82).
Имам Ибн Хазм сказал: “Аллах указал на то, что разногласие не от Него. Разногласие существует в бытие лишь по воле Всевышнего, как существует неверие и прочие грехи”. См. “аль-Ихкам” 5/64.
Показать полностью.
Что же касается хадиса: «Разногласие моей общины – милость», то он является выдуманным, не имеющим под собой никакой основы, как сказал это имам ас-Субки. См. также “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 58, 61.
Однако среди разногласий есть приемлемые и неприемлемые, не все они одинаковы, но в любом случае даже в приемлемом разногласии истина одна!
Разногласия существуют как испытания, о чем сказал Ибн Хазм, и имеют свое предназначение. Прекрасно разъяснил мудрость существования разногласий имам аль-Хаттаби: “Если бы не было разногласий, и каждая вещь была бы названа своим именем – дозволенным или запретным, то не было бы испытания! Исчезло бы проявление усердия в достижении истины, все люди были бы равны между собой, а достоинство ученых пропало!” См. “А’лямуль-хадис” 1/218.
Однако пусть знает каждый, у кого есть разум и стремление к истине, что разногласие не имеет никакой силы в шариате и не является доводом, кроме как у приверженцев своих страстей! Использование разногласий в каком-либо вопросе в качестве аргумента является опасной дверью. Как часто люди, говоря о том, что в том или ином вопросе есть разногласие, выбирают слабое мнение, а затем строят на нем какие-то доводы! Примером этому является мнение имама Ибн Хазма о том, что музыка не запрещена. Более того, как часто даже при наличии прямого указания из Корана или Сунны, все равно были разногласия. В пример можно привести мнение ханафитов о том, что совершеннолетняя женщина может выдать замуж саму себя, и это мнение существует и весьма распространено, несмотря на прямые и недвусмысленные хадисы, как: «Нет брака (никах) без опекуна». Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджах. См. «Сахих аль-джами’» 7555. Имамы единогласны в достоверности этого хадиса. Достаточно того, что имамы Ахмад, Яхъя ибн Ма’ин и аль-Бухари подтвердили его достоверность.
Истину сказал хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр: “Разногласие не является доводом ни у кого из известных мне факъихов уммы. Это является доводом только для того, у кого нет понимания!” См. «аль-Джами’» 2/299.
То же самое говорил и имам аль-Хаттаби. См. “А’лямуль-хадис” 3/209.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено никому в спорном вопросе использовать в качестве довода чьи-либо слова! Поистине, доводом является только текст (Коран и Сунна), единогласное мнение (аль-иджма’) и доказательства извлекаемые из этого, а не слова некоторых ученых! Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202.
И это все касается того, в чем есть разногласие среди ученых, а что же можно сказать об обсуждаемом нами вопросе, когда неизвестно чтобы среди ученых ахлю-Сунна было разногласие относительно положения нашидов! Ведь никто из них не дозволял использовать нашиды в качестве призыва, поклонения или просто мелодично их распевать или петь хором! Однако в вопросах, в которых нет разногласия среди ученых, создают разногласия только невежды, у кого нет знания! Истину говорили ученые: “Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!” См. “аль-Лятаиф” 41, “Мадариджу-ссаликин” 1/454.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия о качестве приверженцев страстей говорил: “Когда они находят сомнительные (муташабих) или не совсем ясные слова ученых, они придают им ложное значение, как это сделали христиане со словами своих пророков! Они оставили ясное (мухкам) и последовали за сомнительным и неясным (муташабих)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 2/374.
Также хотелось бы напомнить, что не всегда шариатское постановление относительно того или иного вопроса обуславливается прямым текстом из Корана и Сунны. Зачастую это вытекает из общих положений шариата. А что касается «исламских нашидов», то запрет на них вытекает из многих вещей, на что имеются прямые указания из Сунны:
Во-первых, нововведение, в случае приписывания нашидов к религии, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!»
Во-вторых, уподобление неверным и приверженцам нововведений, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них».
В-третьих, мелодичное распевание, запрет, который установлен толкованием Корана сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
Фатауа ученых о нашидах.
Хотелось бы завершить и закрепить все сказанное о современных нашидах недвусмысленными словами ученых наших дней.
1 Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
Показать полностью.
Также шейх аль-Альбани в своей известной книге «Тахриму аляту-ттараб» посвященной исследованию вопроса о музыке и песнях, сказал: “У меня осталось еще одно слово, которым я хочу завершить это полезное с соизволения Аллаха послание, а это то, что касается исламских нашидов. Я говорю: из седьмого раздела стало ясно, какой вид напевания стихов дозволен, а какой нет. Так же как стало ясно, что запрещены все музыкальные инструменты, кроме бубна во время праздников (Разговения и Жертвоприношения) и только для женщин. И в этом последнем разделе стало ясно, что не дозволено приближаться к Аллаху, кроме как посредством того, что Он узаконил. Так каким же образом можно к Нему приближаться посредством того, что Он запретил?! По этой причине ученые запретили суфийские песни и в строжайшей мере порицали тех, кто это дозволял. И если читатель поразмышляет над этой важной основой, то ему станет ясно, что нет разницы между песнями суфиев и религиозными нашидами! Однако также в этом есть еще одна беда, а именно распевание (тальхин) нашидов на мотив порочных песен, подобно ритму восточных и западных мелодий, которые заставляют слушающих двигаться им в такт и пританцовывать, выводя их из их обычного состояния. И таким образом получается, что целью их прослушивания являются не сами тексты этих нашидов, а мелодичность и развлечение. И это является новым противоречием (шариату), содержащим в себе уподобление неверным и порочным людям! См. “Тахриму аляту-ттараб” 181-182.
Шейх аль-Албани (да смилостивится над ним Аллах) сказал: “Я помню очень хорошо, когда я был в Дамаске, за два года до моей хиджры сюда, в Амман, часть мусульманской молодежи начала петь нашиды, намереваясь таким образом противодействовать песням суфиев, таких, как стихи Бусайри и другие, и они сделали записи на кассетах. Но скоро они стали сопровождаться ударами в дафы! Сначала они использовали это на торжествах по случаю бракосочетания на основании того, что даф допустим в таких случаях. Затем эти кассеты получили широкое распространенние, было сделано много копий и их начали слушать во многих местах, день и ночь, есть ли подходящий случай или нет. Это стало их способом расслабиться. И все это благодаря своим прихотям и желаниям, незнанию ими уловок шайтана, который таким образом отклонил их от уделения внимания Корану, не говоря уже об изучении его, и они оставили его, как говорится в аяте (интерпретация смысла): «Посланник [в тот день] скажет: «Господи! Воистину, мой народ отверг Коран». (не слушая его, не действуя согласно его законам и учению)’»” [аль-Фуркъан 25:30]. Источник: Тахрим Аалаат ат-Тарб (стр. 181, 182).
Шейх аль-Албани (да смилостивится над ним Аллах) сказал: “В нашидах может быть и другой грех, — они могут быть похожи на порочные песни и исполняться по стандартам восточной или западной музыки, которая заставляет слушателей наслаждаться ею, танцевать и вести себя глупо. Таким образом, целью становится мелодия и удовольствие, а не нашид как таковой. Это — новая ошибка, имитация кафиров и безнравственных людей. Это может привести к дальнейшей ошибке, которая заключается в подражании им в оставлении Корана, что входит в общий смысл слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку Аллах говорит (интерпретация смысла): «Посланник [в тот день] скажет: «Господи! Воистину, мой народ отверг Коран»» [аль-Фуркъан 25:30]”. Конец цитаты. Тахрим Аалят ат-Тарб (стр. 181).
Из этих недвусмысленных слов шейха аль-Альбани становится ясно его мнение относительно современных нашидов. И этого же мнения придерживаются его ученики. И никто, кроме абсолютно невежественного и неосведомленного человека о позициях и мнении шейха аль-Альбани не будет приписывать ему дозволение нашидов!
Также во многих своих кассетах на вопрос о нашидах шейх аль-Альбани говорил, что это нововведение (аль-бид’а). Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 22, 25, 71, 313.
2 Шейх Хамуд ат-Тууайджири.
Шейх Хамуд ат-Тууайджири говорил: “Тот, кто проводит аналогию между нашидами, распевающимися как песни и между стихами сподвижников, которые произносили их при постройке мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха), или когда рыли ров, или же сравнивают их со стихами, которые сподвижники произносили, погоняя в пути верблюдов, то это сравнение является ложным!
Показать полностью. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не распевали стихи и не использовали в стихах ляхн (мелодичное распевание), как это делают студенты во время мероприятий или в летних лагерях. Сподвижники ограничивались лишь чтением стихов громким голосом, и не передается от них, чтобы они пели в один голос, как это делают некоторые студенты сегодня!” Он также сказал: “Поистине, называние нашидов, распевающихся подобно песням, исламскими, влечет за этим зло, поскольку это нововведение приписывается Исламу!” См. “Икъамату-ддалиль ‘аля аль-ман’и миналь-анашид аль-муляххана уа-ттамсиль” 8-11.
В этих словах шейха ат-Тууайджири содержится опровержение всем тем, кто воспользовался этой аналогией, дабы хоть как-то аргументировать странное заявление о том, что песни являются дозволенными.
3 Шейх Ибн ‘Усаймин.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Каково шариатское постановление относительно прослушивания нашидов?» Он ответил: “Когда я слышал эти нашиды давно, то в них не было ничего отвергаемого, однако, когда я услышал их последний раз, то нашел их мелодичными похожими на песни, сопровождаемые музыкой. И поэтому я не считаю, что люди могут слушать подобные нашиды”. См. “ас-Сахуатуль-ислямия” 123.
Показать полностью.
Хотелось бы прокомментировать эти противоречивые слова, прежде чем приступить к разбору обвинения, упомянутого в них. Сама постановка предложения достаточно противоречива. Для тех, кто умеет читать «между строк» становится ясно, что в этих словах содержится намек на то, что мы, якобы приводим слова ученых с выгодными для себя сокращениями, дабы исказить смысл их слов и подогнать их под свои интересы. Сначала автор этих строк указывает на то, что, во-первых, мы сокращаем фетвы ученых и выдергиваем их из общего контекста, во-вторых, что это носит постоянный характер: «привели как всегда с сокращением». Затем автор направляет читателя к самому очевидному и напрашивающемуся мотиву такой бессовестной подтасовки, вытекающему из такой постановки вопроса, а именно, что все это делается ради того, чтобы сокрыть истину, говоря: «думаю, что это не нарочно, не намеренно, чтобы сокрыть истину». Конечно же, все это завуалировано благородным заявлением: «но лично я стараюсь думать хорошо о братьях».
Что касается его заявления, что в отличии от нас, эти слова Ибн ‘Усаймина он привел полностью, то эта еще одна ошибка с его стороны, в следствии которой он обвиняет мусульман! Это фатуа шейха Ибн ‘Усаймина и то, что содержится в той подборке фетв не одно и тоже. Мы же привели эти слова шейха, чтобы указать мусульманам на то, что современные нашиды не подобны прежним, как заметил это сам Ибн ‘Усаймин, который умер 8 лет назад. И мы цитировали то, на что хотели сделать акцент, а именно изменение современных нашидов. Также хотелось бы сказать, что тот, кто цитирует слова ученого, не обязан цитировать всю его книгу, или же главу, так же как не обязан цитировать весь Коран тот, кто хочет привести к месту тот или иной аят. И для того, чтобы читатель понял, что эти слова шейха Ибн ‘Усаймина и его слова в той подборке не одно и тоже, и что эти слова не были вырезаны из контекста, вследствие чего получился обман, мы приведем их полностью:
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Каково шариатское постановление относительно слушания нашидов?» Он ответил: “Когда я слышал эти нашиды давно, то в них не было ничего отвергаемого, однако, когда я услышал их последний раз, то нашел их мелодичными похожими на песни, сопровождаемые музыкой. И поэтому я не считаю, что люди могут слушать подобные нашиды. Однако если кто-то будет петь без мелодичного распевания (тальхин), то нет проблем в слушании этого, но при условии, чтобы человек не увлекался этим и не слушал все время это! Еще одно условие, чтобы он не делал свое сердце принимающим пользу и увещевание только от этого!” См. “ас-Сахуатуль-ислямия” 123.
А вот слова шейха Ибн ‘Усаймина с той подборки фетв: “По вопросу нашидов было сказано много, но я давно не слышал их. Когда они только появились, в них не было ничего плохого, не было бубнов, и никакой смуты, и они не были подобны запретным песням. Но потом они развились, и сейчас мы слышим звуки, подобные барабану, хотя может быть это и не барабан. Также стали использовать в них красивые искушающие голоса. Затем они развились дальше и стали походить на запретные песни. Поэтому относительно них (нашидов) в моей душе возникла тревога. И никто из людей не имеет права давать фатуа о том, что все нашиды разрешены; и никто не имеет права давать фатуа, что все они запрещены. И если в них нет того, о чем я упоминал, то они дозволены. Однако если в них присутствует бубен, используются красивые голоса, вызывающие смуту, или распеваются как песни, то их нельзя слушать”. См. “ас-Сахуатуль-ислямия” 185.
Таким образом, мы видим, что это абсолютно два разных фатуа шейха Ибн ‘Усаймина, что можно было понять, хотя бы обратив внимание на ссылку, ведь фатуа, которая приводится в подборке с ссылкой на страницу 185, а это фатуа на странице 123. Хоть это и не убедительный довод, поскольку издания книг разнятся в зависимости от типографии, но все же это могло послужить поводом для того, чтобы не спешить с обвинениями!
Далее следует отметить, что у шейха Ибн ‘Усаймина есть множество слов, которые указывают на то, что нашиды дозволены только при определенных строгих условиях, которым они не соответствуют в наши дни!
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Что касается исламских нашидов, то я не считаю, что человек может использовать их в качестве назидания! Во-первых, основа этого исходит от суфиев, поскольку это суфии сделали из поминания Аллаха нашиды. Во-вторых, это отдаляет сердце от истинного увещевания, чем являются Коран и Сунна. Поэтому человек не должен избирать эти нашиды в качестве назидания. Однако если человек иногда при отсутствии настроения будет их слушать, то нет в этом ничего плохого, но при условии, чтобы они не пелись нараспев и не сопровождались музыкальными инструментами, поскольку в подобном случае они запрещены (харам)!” См. “аль-Баян аль-муфид” 12.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Я вижу, что исламские нашиды стали отличны от того, какими они были. Раньше они были без искушающих голосов, однако сейчас они стали с искушающими голосами. Говорят, что их сопровождает бубен. Все это указывает на то, что человеку необходимо отдаляться от них! Однако, если к нам придет тот, кто будет произносить нашид с хорошей целью и не будет в нем ничего пустого, произносить это будет один, своим голосом, без различных инструментов, то в этом нет проблем, ибо Хассан ибн Сабит произносил стихи в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Дурус уа фатауа” вопрос № 18.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Уважаемый шейх, есть некоторые нашиды, которые поются нараспев, что влечет искушение. Каково их положение?» Он ответил: “Необходимо знать о важном правиле: «Все, что является причиной искушения необходимо запрещать!» Если в этих нашидах используются искушающие голоса, то обязательным является их запрещать! И точно так же, если они распеваются словно песни, то их необходимо запрещать! Также, если они сопровождаются музыкальными инструментами, их необходимо запрещать! Также, если они возбуждают, их необходимо запрещать! Важное правило гласит: «Все, что является причиной смуты необходимо запрещать и все, что влечет к запретному, необходимо запрещать!*»” Сл. “Нурун ‘аля ад-дарб” № 258 сторона В, а также № 348.
*[Разве эти нашиды не привели к множеству запретных поступков?! Все это развилось и приняло иной оборот: те, кто пел и выпускал нашиды теперь стали снимать видеоклипы, а исполнители нашидов стали помещать свои фотографии на обложках кассет и дисков. И даже на мусульман России это отразилось не лучшим образом, ибо появился уже так называемый «исламский рэп». Страшно представить, какое развитие это примет в будущем. И все это приписывается к Исламу. Свят Аллах, до чего же дошли мусульмане! И мы являемся свидетелями свершения пророчества посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Вы обязательно последуете по пути ваших предшественников: пядь за пядью, локоть за локтем. Даже если они войдут в нору варана, вы и туда последуете за ними». Его спросили: «О посланник Аллаха, ты имеешь в виду иудеев и христиан?» Он ответил: «А кого же еще?» аль-Бухари 3456, Муслим 2669].
Также спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Мы видим некоторые исламские нашиды, которые поются нараспев, подобно песням. Каково положение этого?» Шейх ответил: “Я считаю, что песенное распевание (тальхин) в дозволенных нашидах является запретным (харам), поскольку в этом уподобление людям, которым запрещено уподобляться! И точно так же, если эти нашиды распеваются мужчинами с красивыми голосами, от чего есть опасение искушения, то это так же запрещено из-за страха перед искушением!” Сл. “Ликъаат аль-баб аль-мафтух” № 35, сторона В.
Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Исламские пения являются нововведением, и они подобны тем нашидам, которые внесли в религию суфии. И поэтому мы должны отказаться от них и обратиться к назиданию Корана и Сунны”. См. “Фатауа аль-‘акъида” 651.
Вопрос: Уважаемый шейх, каково положение прослушивание нашидов, которые называют «Исламские нашиды»? И что вы посоветуете нам?
Ответ шейха Усеймина: “Я делаю наставление тебе обратиться к Книге Аллаха, Сунне Его посланника и к его жизнеописанию (сира). Поистине, клянусь Аллахом они лучше, чем слушание нашидов! Мы слышали, что эти нашиды изменились, и их стали распевать как песни, и что в них присутствуют возбуждающие голоса. И если дело обстоит таким образом, то слушать эти нашиды нельзя! А если в них присутствует барабан, то это увеличивает грех!” Сл. “Насыха аль-мушфикъ аль-му’ауан лиман ибтулия биль-анашид уаль-альхан”. Послушать можно здесь: https://youtu.be/2rbYYe9Iz60
Поняв позицию шейха Ибн ‘Усаймина относительно нашидов, для каждого разумного человека становится ясным значение его слов, которые несведущие люди посчитали доводом в свою пользу: «И никто из людей не имеет права давать фатуа о том, что все нашиды разрешены; и никто не имеет права давать фатуа, что все они запрещены».
Ибн ‘Усаймин говорит о том, что нашиды подобные стихотворному пению, не содержащие в себе ничего плохого по смыслу и не вызывающие искушения голосом, нельзя называть запретными. Тогда как нашиды, противоречащие этим условиям, являются запретными!