что значит название группы тату
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Лесбиянство, цензура и предательство: «Тату» — русские девушки, которые произвели в мире революцию, целуясь на сцене (El Mundo, Испания)
В 2001 году Лена Катина и Юлия Волкова выпустили свой первый альбом «200 по встречной» (на английском «200 km/h in the Wrong Lane»), одна из песен которого — «Я сошла с ума» — вызвала активные споры
20 лет назад две девушки-подростка произвели революцию в мире. 16-летних Лену Катину и Юлию Волкову выбрали для создания музыкальной группы. В 2000 году они выпустили свой первый сингл от имени «Тату (т. А. T. u. — сокращенно от „Та любит Ту»). Это они мельком показали в своем первом клипе к песне „Я сошла с ума» (на английском „All The Things She Said»), где они целуются, выходя из школы. Конечно, споры, разгоревшиеся вокруг этого, сделали их звездами, и уже в начале 2001 года они выпустили свой дебютный альбом „200 по встречной». Альбом стал триумфом, после которого группа начала занимать первые места в хит-парадах во всем мире. Однако в 2004 году, после того, как стало известно о настоящей сексуальной ориентации девушек, их популярность начала падать.
История „Тату» началась в 1998 году в России, когда сценарист рекламных роликов Иван Шаповалов и композитор Александр Войтинский решили начать поиск молодых талантов среди девушек. Вместе они провели в Москве кастинг, в результате которого на прослушивание попали Лена Катина и Юлия Волкова. Изначально была выбрана Катина, однако позже было решено создать дуэт и пригласить в группу Волкову. Обе девушки имели выдающиеся вокальные данные, а их внешность привлекала большое внимание. Однако Шаповалов хотел создать беспрецедентное шоу, и, увидев в одном фильме, как две школьницы влюбляются друг в друга, он решил, что Катина и Волкова должны будут вести себя как лесбиянки. Все ради внимания.
Однажды мы репетировали, и Иван сказал: „Чего-то не хватает… Поцелуйтесь». Мы чуть не умерли со смеху, но Иван нахмурился и сказал: „Я серьезно, ну же, за работу!» Все получилось как-то само собой. Юлия подошла ко мне, и мне было странно, но в то же время любопытно», — вспоминала Лена в 2011 году в беседе с журналом The Caravan. По словам певицы, когда Шаповалов попросил их поцеловаться в первый раз, это был лишь эксперимент. Однако вскоре он уже приказывал им это делать, а также, например, просил девушек ласкать друг друга или проводить рукой под футболками. Так, для первого видеоролика «Я сошла с ума» рекламный сценарист попросил участниц дуэта вести себя так, словно они лесбиянки. И хотя на камере не было ни одного настоящего поцелуя, благодаря монтажу удалось создать романтическую фантазию.
После этого дуэт «Тату» завоевал популярность в России, где только за семь лет до этого было отменено уголовное преследование за гомосексуальность. О том, что девушки, скорее всего, лесбиянки, говорили чуть ли не на каждом углу. В 2002 году группа записала дебютный альбом в английской версии, и спустя некоторое время завоевала своим мятежным творчеством внимание целого поколения. В 2003 году у девушек начались гастроли, и они целовались друг с другом на каждом выступлении: на сцене в концертном зале, в театре или на площадке под открытым небом. Однако не всем это понравилось. Так, Совет по защите детей в Великобритании обвинил «Тату» в деморализующем воздействии на английских школьников, а американский телеканал NBC отказался показывать их выступления после того, как девушки появились в эфире в футболках с надписью «*** войне», хотя их просили не делать ничего провокационного.
Контекст
El País: «Тату» как одно из ярчайших явлений поп-культуры
«Тату»: Привет от московских школьниц
Несмотря на это, карьера «Тату» пошла в гору. А именно в 2003 году они были близки к победе на Евровидении, где они заняли третье место. Однако личная жизнь девушек стала мешать профессиональной деятельности, и вскоре все перевернулось с ног на голову. В 2004 году СМИ узнали, что Юлия Волкова беременна, а это значило, что она не была гомосексуалкой. Тем не менее, после того, как она родила, дуэт продолжил выступать. Они уже не получали такой поддержки, как раньше, ведь их фанаты не знали, что из слухов было правдой, а что нет, и поэтому отвернулись от них. «Когда вышел второй альбом „Тату», многие наши поклонники нетрадиционной ориентации посчитали, что мы предали их. Это не так. Мы всегда защищали любовь без границ», — было сказано в сообщении для СМИ в мае 2007 года.
В конце концов, выпустив шесть альбомов, в 2011 год группа «Тату» распалась. Говорят, что участницы были как кошка с собакой. Несмотря на это, четыре года спустя они воссоединились, чтобы выступить на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Казалось, что нашумевший дуэт вновь обрел свою славу и величие. Однако через пару месяцев Юлия Волкова, которая говорила о своей бисексуальной ориентации, окончательно разрушила репутацию группы, заявив, что никогда не смогла бы полюбить своего сына, если бы он был геем: «Я бы его осудила потому что считаю, что настоящий мужчина должен быть настоящим мужчиной. Бог создал мужчину для деторождения, это его природа. Мужчина должен быть сильным».
Два года спустя о Юлии снова начали писать в новостях, хотя в этот раз речь шла не о провокационных высказываниях, а о болезненном откровении: с 2012 года она страдала раком щитовидной железы, в результате чего у нее пропал голос. «Это был самый критический момент в моей жизни, так как я не могла говорить, только шептать. Мне пришлось забыть о пении, ведь я даже не могла сказать „привет» по телефону», — говорила она прессе. Но даже болезнь напарницы не подтолкнула Катину к тому, чтобы возобновить общение… Более того, с 2014 года певицы не общаются. Лена, у которой тоже есть сын, смогла добиться успеха на музыкальном поприще, не вызвав никаких споров. Она заявила о том, что выступает за сексуальное разнообразие и что «любовь — это просто любовь», и этому чувству ничто не должно мешать. Об этом и говорили в своем творчестве «Тату» в 2001 году.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
20 лет группе «Тату»: почему мы до сих пор о них помним
1996 год, Саратов. Молодой рекламщик Иван Шаповалов работает в небольшой фирме, выполняет мелкие заказы, но мечтает о большом успехе. В книжных магазинах он скупает только что переведенную мотивационную литературу вроде «Семь навыков высокоэффективных людей» и читает ее запоем. Он четко понимает, чего хочет. Переехать в Москву, сделать бизнес, стать богатым. Неважно, хоть на производстве колбасы, хоть на продаже пеноблоков. Главное — деньги. Через четыре года он станет ведущим российским музыкальным продюсером.
Каждого исполнителя, который метит на Запад, уже 20 лет подряд сравнивают с «Тату». Это карма, от нее никуда не денешься. И вся русская поп-музыка уже давно переживает посттравматический синдром, связанный со славой и резким падением группы «Тату». С тех пор десятки наших артистов — мэтров и совсем молодых — пытались писать англоязычные песни и даже альбомы, чтобы экспортировать их в Европу, но ни у кого не получалось даже приблизиться к «Тату».
Почему взлет «Тату» был таким оглушительным
К 1999 году отечественный шоу-бизнес лишился любых надежд на западную экспансию. А надежды были огромные. После развала СССР казалось, что весь мир замер в ожидании русской музыки. Борис Гребенщиков, Жанна Агузарова и группа «Парк Горького» уехали покорять Америку. Но через некоторое время вернулись — выяснилось, что за границей мы никому не нужны. В девяностых Россия начала участвовать в «Евровидении», отправляя туда лучших — Филиппа Киркорова и Аллу Пугачеву, — но всегда занимала жалкие места. Это была катастрофа. В 1999 году казалось, что русская музыка навсегда останется продуктом местного потребления.
Группа «Тату» была собрана по всем правилам четкого продюсирования. Иван Шаповалов вместе со своими партнерами понимал, чего он хочет. Никаких творческих поисков — только бизнес. Продюсер исследовал запросы аудитории. На одном из совещаний он сказал, что ходил на порносайты и выяснил, что один из самых популярных запросов там — lolita. «Нам нужна девочка 14 лет, а лучше две». Был объявлен кастинг, после которого отобрали сначала Лену Катину.
С ней была записана первая яркая политическая песня «Югославия» против бомбардировок страны НАТО. Композитор Александр Войтинский говорит, что в Сербии ее до сих пор поют как неофициальный гимн. Затем решено было сделать герлз-бэнд. Причина была связана с главным законом шоу-бизнеса — нельзя делать ставку на одного артиста. Потому что если этот артист станет популярным, то в один прекрасный момент откажется от продюсеров и уйдет в свободное плавание. Бизнес нужно диверсифицировать. И к Лене Катиной добавили Юлю Волкову.
Лейсбийская тема возникла на одном из мозговых штурмов. Сначала появилась рифма «Я сошла с ума, мне нужна она». Вокруг нее была выстроена легенда группы. А дальше Иван Шаповалов сказал: «Целуйтесь». Как рекламщик он понимал, что аудиторию нужно чем-то заинтересовать. Нужен скандал, ведь просто хорошими песнями никого не проймешь. Лена и Юля поцеловались, а Александр Войтинский ушел из проекта. Он собирался делать обычный девичий поп.
Но потом пожалел. Потому что «Тату» стала самым успешным музыкальным проектом со времен Чайковского. Сначала они взлетели в российских чартах. Когда весь тираж в России был распродан, стало понятно, что песню «Я сошла с ума» нужно переводить на английский и двигаться за пределы СНГ. Уже через год на немецких радиостанциях песню «All The Things She Said» играли через каждые 15 минут, а японские поклонники штурмовали аэропорт Токио, желая хоть краем глаза увидеть главных звезд момента — двух русских девочек в коротких юбках.
Мировая слава группы «Тату» длилась два года. За это время они получили премию MTV Music Awards, за полгода продали 1 млн копий альбома в Европе, дали интервью Rolling Stone, вышли на американском вечернем шоу в футболках «Х** войне» (дело было во время вооруженного конфликта в Ираке), выступили на «Евровидении», продали еще 1 млн дисков, получили награду World Music Awards как лучшая мировая группа и собрали 30 тыс. человек на стадионе в Токио. Это был немыслимый, неописуемый успех, который никто даже не успевал осознавать.
Тем временем Иван Шаповалов терял хватку. Так часто бывает с голддиггерами. Они изучают книги о том, как достичь успеха, но в книгах не написано, как сохранять полученный успех. Знакомые продюсеры говорят, что новый образ жизни плохо на него повлиял. Он не смог пройти через медные трубы. Из «четкого» бизнесмена, который приехал из провинции в столицу с горящими глазами, Шаповалов превратился в нервного и необязательного человека, который постоянно отменяет встречи, спит до полудня и принимает странные решения. Говорят, что с таким авансом, который был дан «Тату», Иван Шаповалов мог стать одним из главных продюсеров мира.
Но не стал. Слава «Тату» прошла так же быстро, как началась. Это обычная проблема подростковых артистов — они стремительно взрослеют. Продавать байку про лейсбийство два альбома подряд невозможно, а другую идею Иван Шаповалов не придумал. Все поняли, что «Тату» — выдуманная от начала до конца сказка. Зрителям стало неинтересно. Ну кому нужны еще одни поющие о любви девушки? Таких в мире тысячи. И группа прекратила существование.
Но в России о ней осталась легенда. Примерно как в старинные времена люди из уст в уста передавали былины о великих подвигах прошлого, в русском шоу-бизнесе все артисты начали жить под солнцем былого успеха «Тату». Как только начинался разговор про выход на международный рынок, слово «Тату» сразу начинало вертеться на языке. Это хрестоматийный пример из ненаписанного учебника новейшей истории России. И много лет подряд каждый амбициозный русский музыкант как бы говорил миру: «Можем повторить». И никогда не повторял.
Никто у нас в стране так и не понял формулу успеха «Тату». А самое главное — никто не понял, что ее не нужно пытаться повторить. Потому что эта формула привела в итоге к краху. Значит, это исторический, важный, показательный, но плохой пример. Группа «Тату» — это ошибка, на которой нам нужно научиться. И новый музыкант, который хочет покорить Запад, не должен, как Иван Шаповалов, рассчитывать на быстрый хайп. Он должен быть готов работать вдолгую, годами продавливая мир под себя. И тогда мир постепенно прогнется под него.
Спустя много лет возникло новое поколение музыкантов, свободное от гнета успеха «Тату». И у этого нового поколения сразу все получилось. Русская группа Little Big прямо сейчас собирает в Европе пятитысячные залы. С каждым годом они увеличиваются — группа медленно, но верно идет к мировому господству (видео Skibidi набрало 250 млн просмотров на YouTube). Русская музыка впервые за долгое время уверенно чувствует себя на мировом рынке. Потому что она забыла про «Тату». Да и кроме того, петь такие песни, как пели Лена и Юля, сегодня в России противозаконно.
Биография
Информация: Популярная группа
Внимание! Уточните у менеджера:
Музыкальный коллектив «Тату» появился в мире шоу-бизнеса только в 1999 году. Под руководством Ивана Шаповалова ― продюсера, создавшего дуэт совместно с Александром Войтинским, группа добилась международного признания и стала довольно успешной русской поп-командой.
История создания группы
В 1999 году был проведен кастинг на роль солистки группы. Изначально предполагалось, что вокалистка будет одна. Но после победы Лены Катиной и записи нескольких песен, которые впоследствии, приобрели международную популярность, а одна из них мгновенно стала хитом, Иван Шаповалов задумался о создании дуэта. Елене было предложено выбрать ту кандидатуру из участвующих в конкурсе, которую одобрит продюсер. И выбрала она, конечно, Юлию Волкову ― девушку, с которой они с детства были подругами, и выступали в вокально-инструментальном ансамбле с подходящим названием «Непоседы». Из детского ансамбля Юлю Волкову исключили «за аморальное поведение и развращение коллектива».
Биография солисток Тату
Родилась в Москве, 20 февраля 1985 года. Отец Юлии – бизнесмен Олег Викторович, мать – Лариса Викторовна Волкова, работала парикмахером. С детства Юля не особо любила читать, называя любимой книгой «Тома Соера», а писателем – П. Есенина. Однако задатки творческой активной личности были присущи ей с раннего детства. Юля росла очень доброй, общительной девочкой и, соответственно, была очень активным и любознательным ребенком. Окончила школу № 1113 с театральной подготовкой, в которую поступила после учебы в 882 школе.
С раннего детства Юля занималась под инструктажем индивидуального тренера большим теннисом, фигурным катанием, плаванием, посещала бальные танцы. Характер Юли, возможно, схож с характером ее отца: она тверда, целеустремленна, и настойчива. Во всем привыкла видеть только положительные черты, но обиду часто запоминает надолго. Как становится понятно из детских выходок Юли, которые часто стоили родителям больших переживаний, ― она очень любит шокировать общественность, быть в центре внимания. Юля оптимистична, считает, что нет ничего не реального, хотя слово это ей очень нравится. Обожает Юлия марки BMW, розы и слово «зашибись».
Родилась Лена в 1984 году, 4 октября. Отец – Сергей Васильевич, мать – Инесса Всеволодна Катина. Окончила школу № 457. В активности Лена не уступает Юлии Волковой: она занималась конным спортом, гимнастикой, фигурным катанием, плаванием, и даже посещала бальные танцы. Как дочь музыканта Лена полностью реализовала себя, и показала свой характер. С детства она была доброй, и верила в Бога, по-прежнему посещает церковь. На вопрос «кем ты хочешь стать?» в раннем возрасте отвечала «только певицей!».
Под стать своей подруге-коллеге, она напориста в достижении своих целей, пренебрегает мнением окружающих, занимается самооговором (заявляет о своем сумасшествии). Лена общительна, и более романтична подруги, но в практичности, со слов Юлии Волковой, Лена лидирует. Любит читать произведения Достоевского, придерживается мнения о межрасовой и межрелигиозной толерантности, пишет стихи. Свои творческие способности Лена также любит раскритиковать, говоря, что «бумага стерпит все». Лена Катина любит автомобили марки «Ауди», лилии, розовый цвет и слово «прикольненько».
На момент создания музыкального коллектива «ТаТу» девушкам было по 15 лет. И то, обстоятельство, что они с детства были знакомы, сыграло определенную роль: когда вышел первый хит группы, песня «Я сошла с ума», о лесбийской любви двух девушек-подростков и непонимании общественности, команде было решено присвоить «розовую» репутацию. Со слов вокалисток можно полагать, что название группы само говорит за этот факт: «Та любит Ту».
Иван Шаповалов долго и старательно выбирал среди российских профи автора для текста будущего хита группы, но все искания были напрасны: ни один из вариантов он не признал актуальным или естественным. В итоге текст песни был написан бывшей журналисткой телеканала НТВ Еленой Кипер, которая на сегодняшний день является сопродюсером группы «Тату» и хранительницей стихов, написанных самой Юлией Волковой. Как выяснилось позже, имидж Тату был ничем иным, как успешным неформальным пиаром, но давнее знакомство и оторванный характер позволили девушкам настолько естественно войти в роль, что многие их поклонники и фанаты до сих пор не уверены, в том, был ли это пиар-ход.
Съемки клипа на успевший понравиться многим хит занял в общей сложности две недели. В процессе приготовлений, как всегда, у «Тату» получилось все достаточно сумбурно, но конечный результат шокировал не только публику и общественность, но и самих звезд.
Лене пришлось похудеть для съемок, она сбросила почти 10 кг., а Юля сделала короткую стрижку, и окрасила волосы в черный цвет. Друзья всегда называли ее «Волчонок», но теперь под это прозвище она стала походить не только характером.
Сюжет клипа, съемки которого заняли целых 3 дня, должен был разворачиваться на московском Ходынском поле, в начале осени. Девушки должны были оказаться в полной изоляции от всего мира с его проблемами и заботами, и, до конца не понимая, что происходит, двигаться вперед. Позже им становится ясно, что окружающим миром не ограничивается сама жизнь и они, взявшись за руки, уходят искать свое счастье.
То, что Юля и Лена замерзли, было видно даже телезрителям, в процессе просмотра. Возможно, эта естественность своеобразно отразилась и на самом процессе съемок: клип получился цепляющим, эмоциональным и естественным. С выходом клипа дискуссии об однополой любви певиц только начали набирать обороты и вскоре во всей стране, и за ее пределами, только и говорили об ориентации солисток «Тату».
Над имиджем девушек-лесбиянок работали все участники проекта. Юле и Лене запрещалось давать интервью, выступать публично с любыми комментариями, общаться с представителями прессы. Автографы, которые Лера и Юля могли дать в исключительных случаях и дальним родственникам, также были откорректированы до штампов: имя, фамилия, роспись, название группы, число. Легенда благополучно приживалась.
Связи с общественностью
В процессе пресс-конференций девочкам рекомендовалось придерживаться инструкций по поводу своего поведения, реплик, ответов на вопросы и всего, что могло даже косвенно повлиять на легенду и рабочий процесс. Постоянно напоминая, что они работают, от Лены и Юли требовалось быть веселыми, активными и живыми, независимо от их личностного настроя в данный момент, самочувствия, состояния здоровья. Более резкой в жизни, Юле тяжелее давались минуты, когда она должна была с застенчивой улыбкой рассказывать о себе.
Более мягкой и романтичной Лене разрешалось иногда перебивать и немного хамить, это не портило картину, а наоборот, освещало ее креативность и эмоциональность. В остальном советы касались слов-паразитов, пристрастия к чтению, стиля разговора и манеры поведения. Вопросы о совместном проживании, ориентации и сексуальных пристрастиях предлагалось игнорировать. После 20 минут пресс-конференции девчатам разрешалось объявить об усталости, и встать из-за стола. Общение с прессой заканчивал Леонид, на свое собственное усмотрение.
Презентации и записи альбомов
Первая пресс-конференция группы «ТаТу» состоялась 19 декабря 2000 года, в расположенной недалеко от станции метро Пушкинской, школе № 1113. В ходе которой, состоялась презентация сингла «Тату» «Я сошла с ума», который включал оригинальную версию песни, 2 видеоролика и 4 ремикса. Официальный тираж проданного сингла составлял 50 тысяч экземпляров.
Через несколько месяцев выступлений в клубах, в процессе которых девочки все свободное время занимались записью студийного альбома, состоялся первый контракт «Тату» на выпуск трех альбомов. Он был подписан между «Тату» и компанией Universal Musik Russia 16 мая 2001 года в гостинице «Radisson-Славянская».
Первый альбом в рамках этого контракта получил название «200 по встречной», и вышел в мае того же года, 21 числа. Этот день отметился в жизни группы «tAtU» не только выходом дебютного альбома. Увидел свет телеэкранов клип на песню «Нас не догонят», запись которой стала одной из самых проблематичных. Но многие недели стараний снова увенчались бешеным успехом: фанаты в полном восторге, пресса проявляет все больший интерес, продажи поднимаются с небывалыми темпами. На протяжении этого года альбом был продан общим тиражом легальных копий в 850 000.
Июль 2001 года ознаменован съемкой еще одной записи на песню «Пол часа», которая тоже стала одной из самых ярких у группы.
Уже через месяц группа «Тату» выходит на международный уровень. Для европейской промо-кампании девочки начинают записываться на английском языке. Несмотря на то, что написана была первой песня «Я твой враг», первой англоязычной песней становится, несомненно, хит «Я сошла с ума». Далее, в сентябре этого же года «Тату» «Пол часа» появляется на радиостанциях «Танго», «РДВ», «ХИТ-ФМ», «Динамит», «Европа», «Love Radio» и, конечно, «Русское радио» в горячей трансляции. В общей сложности она заработала более трех с половиной тысяч эфиров. Вскоре выходит и клип на песню, который не покидает хит-парады на протяжении всего следующего года, и набирает множество проходов на российском телевидении.
Пик мировой популярности «Тату»
Период самой громкой популярности группы «Тату» приходится на 2003 год, когда объемы продаж получившего статус «Золотого диска» превысили продажи легендарных Мадонны, Битлз и Майкла Джексона. Девушки смело идут вперед, ставя перед собой довольно амбициозные цели. Постоянные победы в странах Европы, первые места в хит-парадах и бешеный успех – вот как можно охарактеризовать данный период в творческой деятельности поп-группы «Тату».
Следующим громким выступлением Тату становится показ нового шоу на телеканале СТС. Шоу называется «Тату» в поднебесной, а его съемки планируются в качестве реалити-шоу о записи нового альбома, в гостинице «Пекин», которое должно было положить начало записи нового альбома. Продолжения не последовало, Шаповалов закончил свои полномочия и, оставив за девушками название, прекратил работу с группой.
Далее в творческой карьере «Тату» наступает ощутимый спад: у Юли и Лены не всегда, получается, реализовать запланированные мероприятия, катастрофически не хватает времени и хорошего материала. К тому же беременность Юли не давала видов на ближайшие перспективы. В сентябре 2004 года Волкова родила девочку.
Продолжение стартовавшей активности и заслуженного признания наступает уже в январе следующего года. «Тату» работают над записью не менее громкого и прибыльного, чем предыдущие альбома «Люди-инвалиды». В точности, как и сказано девушками в своей автобиографии, они снова остались за рамками понимания общественности. На этот раз, желая осветить черствость и моральную нетерпимость человечества к «особенным» людям, они, сами того не желая, задели чувства инвалидов, воспринявших текст буквально. Вскоре шум в прессе и общественности успокоился, и «Тату» вернулись к гастролям по Европе и презентациям своего творчества.
Может быть, Лена и Юля приветливы в общении именно потому, что понимают своих поклонников. В июле 2007 года они даже принимали участие в съемках картины Роллана Жоффе о двух девочках из России и Америки, которые собрались вместе попасть на концерт группы «Тату».
Сегодня группа «Тату» продолжает свою творческую активность после миновавшего распада. Юля и Лена по-прежнему дают концерты, первый из которых состоялся 25 апреля 2013 года. После большого концерта в Киеве, состоялся он 27 сентября, участницы задумались о возможном соединении и продолжении совместной деятельности, после не увенчавшихся таким же успехом сольных концертов.
Концепцию своего бешеного успеха и мгновенно нарастающей популярности девушки сами затрудняются объяснить. Первые песни, как и сама группа, создавались в команде непрофессиональных, но очень творчески активных людей – возможно, это также наложило соответствующий отпечаток на имидж и популярность группы. Что же касается самих вокалисток – они не скрывают своей сумасбродной жизненной позиции, которая и нравится большинству поклонников и просто слушателей.