что значит не сотвори себе кумира в библии
Что означает заповедь «не сотвори себе кумира»?
Не сотвори себе кумира
Вторая заповедь Завета
«…Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Яхве, Бог твой, Бог ревнитель, взыскивающий за грех отцов с детей с третьего и четвертого рода у ненавистников Моих, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:3–6; Втор. 5:7–10)
Христианский вариант Заповеди
«…Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исход, Глава 20, стихи 4-5)
Состав Библии
Библия состоит из Ветхого и Нового заветов
Не сотвори себе кумира
Из невеликих мелочей,
Из обстановки и квартиры,
Из посещения врачей,
Из восресенья и субботы,
Из размышлений о судьбе.
В конце концов, не в наши годы
Унынье позволять себе.
Не сотвори себе кумира,
Ведя житейские бои,
Из неизбежных и унылых
Подсчетов прибылей своих.
И может, ты прошел полмира
В исканьях счастья своего…
Не сотвори себе кумира
Ни из себя, ни из него.
Не сотвори себе кумира
Из памяти своей земли,
Из тех бойцов и командиров,
Что до победы не дошли.
Из истин — выбери простые,
Что не подвластны временам,
И сотвори себе Россию,
Как сотворила нас она! (Ю. Визбор)
Что означает заповедь «не сотвори себе кумира»?
Кто такой кумир
Ветхий Завет определяет этот термин, как изваяние или рисунок иного бога. Во времена язычества, когда процветали различные культы, люди наделяли святостью природные явления, представителей животного или растительного мира. С библейской точки зрения, такие поклонения нарушали Божьи Законы и считались большим грехом.
Определение термина «кумир»
Богословы называют идолопоклонничество признаком потери истинной веры, духовного опустошения. Также это значит, что человек, создавший себе кумира, открыл сердце дьяволу. Современные идолы могут быть любыми:
Библейская история
Откуда к нам пришло крылатое выражение «Не создай себе кумира», знают многие. В Библии приводится небольшая притча об израильском народе, преступившем Законы Божьи. Однажды Моисей поднялся на священную гору Синай, чтобы получить от Создателя заветные скрижали с десятью заповедями. Пока пророк общался с Господом, израильтяне успели позабыть о нем и сотворили себе нового идола – золотого тельца. Как повествует библейский текст, произошло это из-за длительного отсутствия старца.
Вернувшись, Моисей с ужасом увидел разгул идолопоклонничества. В гневе он разбил каменные плиты, на которых были высечены десять заповедей Господних. Однако израильтяне быстро поняли, что совершили ошибку, а потому принялись искренне каяться. Простив свой народ, пророк вернулся на Синай, где Всевышний подарил ему чудо – сильную бурю, сопровождаемую громом и молниями. Глас Создателя был настолько громким, что никакие природные явления не смогли заглушить его. Обратно старец спустился уже со вторыми скрижалями, несущими людям Законы Божьи.
Суть и значение заповеди
Заповедь «Не создавай себе кумира» стоит на втором месте после первой, в которой объясняется истинное значение Бога. Толкование этого высказывания вытекает из определения единого Господа. Люди должны служить одному Всевышнему, признавать только Его создателем всего сущего. Нарушение это Закона, сотворение идолов или божков противоречит христианской религии.
Забыв о Слове Божьем, человек отдаляется от Творца, которому нет равных.
Ярким примером нарушения заповеди является язычество, которое процветало до крещения Руси. Наши предки поклонялись природным явлениям, животным и растениям. Они верили, что мир был создан целым пантеоном богов, а потому наделяли святостью множество разных идолов. Однако христианство учит нас, что вселенную сотворил Господь, являющийся единственным ее Создателем.
Суть и значение заповеди
Сегодня люди уже не верят в сонм богов, но все же продолжают нарушать заповедь «Не возведи себе кумира». Они ставят свои низменные инстинкты и желания на первое место, забывая о душе. Имея слабую волю, легко поддаются похоти, чревоугодию или другим страстям.
Идолом не обязательно должны выступать материальные вещи. Очень часто отрицательные внутренние качества, на поводу которых идет человек, также становятся объектом поклонения.
Фраза «Не делай себе кумира» относится к любой вредной привычке. Грехом также может быть зависимость от диет или здорового образа жизни, если человек выносит их на первый план. Другая сторона медали – возведение в культ еды. Чрезмерное потребление пищи, гурманство, стремление набить живот приводит к нарушению главной заповеди, так как идолом становятся продукты питания.
Эгоисты, которые превозносят собственное «Я», нарушают завет «Не строй из себя Бога». Они перестают замечать окружающих, стремятся к славе и всеобщему признанию. Этот грех влечет за собой зависимость от материальных благ. Сделав своим божеством деньги, человек начинает искать любые пути обогащения, забыв обо всем на свете.
Кумиры в мире шоу-бизнеса
Поклонение историческим личностям
Культ еды
Не сотвори себе кумира
Не сотвори себе кумира. Имеет ли место это в нашей жизни? Кому мы должны поклоняться. Что является кумиром и как не сотворить себе кумира.
Не делай себе идола, ни какого- либо изображение того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землёй; не поклоняйся им и не служи им.
(Ис. 44:6) Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф:
Я первый и Я последний, и кроме меня нет Бога.
Не сотвори себе кумира. Это вторая заповедь. Исполнение этой заповеди имеет важное значения для нашей жизни. Так как, исполняя эту заповедь, мы исполняем волю Божью и это является благословением в нашу жизнь.
В Писании сказано: «Он Христос, есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет, ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:11,12). Сам Иисус сказал по поводу того, к кому и как обращаться в молитве:
«Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:23,24).
В социальных сетях в «одноклассниках», у меня получился диалог с православными христианами на тему «святых мучеников». В этом диалоге христиане сказали, как сильно они почитают святых великомучеников, воздают им молитвы и хвалу, на это я им ответил, что для меня это просто люди, к которым я отношусь с уважением и ничего более. Посыпались оскорбления и ругательства в мой адрес, и даже угрожали меня побить.
В Библии нет указаний о том, что надо молиться святым. Более того, люди, которых мы называем святыми, не считали себя таковыми. Например, апостол Павел писал о себе:
«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:22-24).
Помимо того, что люди создают себе кумиров из святых, они так же превозносят и Марию. Иисус любил Марию как мать, будучи на кресте, Он побеспокоился о том, чтобы Иоанн позаботился о ней в старости (см. Ин. 19:26, 27). Нам надлежит уважать Марию, как земную мать Иисуса, но мы нигде не встречаем в Библии повеления о том, что ей надо поклоняться так же, как Богу.
Святое Писание говорит, что Бог есть любовь, и что посредник у нас один, Иисус Христос. И вторая заповедь говорит:
«Не делай себе кумира, идола, истукана из какого либо материала и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20:4).
Наш Бог — живой, и Он приглашает нас к живому общению. Иисус говорит:
«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).
Общаясь с людьми зависимыми или мирскими, я свидетельствую им о том, что Господь Бог живой. Свидетельствую о славе Божьей в моей жизни, о многих чудесах и переменах которые произошли с тех пор, как я покаялся пред Богом за грехи свои. Люди, что бы хоть как то оправдаться показывают мне в ответ крестики или иконки в подтверждение того, что они тоже верят. Возможно, многие из них не понимают, что это всего лишь неодушевлённые предметы и от того, что ты их имеешь при себе, ничего не происходит.
Не сотвори себе кумира. Спасение это любовь. Любите Господа всем сердцем своим. Ищите общения с Богом. Исполняйте заповеди и будьте верны и милость Божья не покинет вас.
(Вт. 7:9) Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет (Свой) и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов.
Кумир – это (словарь Ожегова) истукан, предмет восхищения, преклонения. Нам известно, что является кумиром. Мы так же знаем, какую роль он играет в жизни многих людей. Главное мы знаем, что Бог живой, и Он Единый кому мы должны поклоняться.
Скажите, что вы думаете по этому поводу? Вы узнали, что то новое для себя, помогла ли вам эта статья? Пожалуйста, оставьте свой комментарий.
Борьба с почитанием кумиров
Верующий христианин борется со своими страстями в душе. Все, что делается в духовной плоскости, невидимо человеческому глазу. Соблюдение заповеди «Не ищи себе бога» означает победу над слабым духом, человеческими пороками, низменными желаниями. Чтобы соблюдать Закон Божий, нужно постоянно сдерживать свою греховную сущность, не давать ей возвыситься над духом. Для этого необходимо укреплять веру, развивать добродетели, стремиться к единению с Господом.
Победа над идолопоклонничеством должна начинаться с осознания собственной греховности.
Только поняв для себя, зачем нужно избавляться от мнимых божков, можно вернуться на праведный путь. Хорошими помощниками в борьбе являются православная литература, общение со священниками, молитвы и регулярное посещение церкви.
Выражение «Не воссоздай себе кумира» уже давно стало крылатой фразой. Поиски истинного его смысла приводят нас к 10 заповедям, которые оставил нам Господь, чтобы мы жили по Законам Божьим.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Все наши страсти и вожделения — это состояние опьянения, через которое мы вступаем в мир иллюзий… Мы постоянно создаем кумиры. Прежде всего, кумир для нас — мы сами. Обычная цель нашей жизни — это приготовить место на земле, достойное такого кумира, как мы. В этом проходят годы наших трудов и забот.
В душевном плане кумиры — те увлечения, из-за которых мы забываем Бога и теряем благодать. Все наши мечты и грезы — это беспрерывное созидание кумиров. Наша фантазия, как художник, рисует обольстительные картины кумиров для наших страстей.
Кумиром может стать человек, и страстная влюбленность — это как раз создание кумира. Влюбленный похож на изготовителя идолов из обрубков дерева и осколков камней. Этих идолов, созданных его собственным воображением, он украшает, им поклоняется и служит…
Кумиром могут быть деньги, которым человек в своем обольщении приписывает непобедимое могущество. Кумиром может быть наука: большинство ученых, полагающих, что силами науки можно спасти человечество, делают из нее для себя кумир, который противопоставляют Богу Живому, причем сами выступают в роли жрецов этого «божества интеллекта». Кумиром может быть искусство, которое служит не к славе Божией, а обожествлению этого мира и человеческих страстей.
Кумиром для родителей могут стать их собственные дети, ради которых они порой бывают готовы в буквальном смысле продать душу диаволу…
Если сказать кратко, душевный план второй заповеди — проверка своего сердца: нет ли в нем чрезмерной привязанности или ненависти, которые отнимают место в человеческой душе у Самого Бога, когда, образно говоря, престол души добровольно отдается другому и на него взбирается невидимый зверь…
В духовном плане вторая заповедь говорит о том, что дух человека должен быть храмом. В алтарь нельзя вносить ничего не священного, оно должно быть оставлено за его пределами. Когда во время сердечной молитвы возникают помыслы и образы, то чаще всего это прежние кумиры снова поднимают голову, снова зовут к себе. И в этом отношении заповедь не сотвори себе кумира говорит о необходимости в молитве отрешаться и отделяться от всего земного. (Архимандрит Рафаил (Карелин). Умение умирать или Искусство жить
Не сотвори себе кумира
Каких только версий не строили тогда журналисты, пытаясь дать правдоподобное объяснение «странному» поступку гения! А ведь он всего-навсего верно исполнил вторую заповедь известного всем Декалога.
Слава, для которой создан человек, зачастую оказывается недостижимой именно потому, что мы в большинстве случаев ищем популярности, а не чести. Известность и признание, поклонники и премии оказываются самым серьезным врагом всякого рода таланта. Так что гению лучше было бы и совсем не знать их.
Существует философская притча о пользе подобной наивности. Однажды муравей повстречал на лесной тропинке сороконожку и заговорил с ней:
– Ах! Как легка и грациозна твоя походка! Открой секрет, мне, колченогому рабочему муравью. Как ты успеваешь уследить сразу за всеми своими ногами? Должна же быть какая-то схема?
Сороконожка задумалась, посмотрела на свои ноги и. не смогла сдвинуться с места. Сначала это ее напугало, затем рассердило:
– Отстань, невежа, со своими расспросами!
И, не обращая более внимания на поклонника, продолжила путь, перебирая лапами с ловкостью виртуоза, что вызвало у муравья новый приступ восторга.
Можно поставить маленький эксперимент и подшутить над приятелем, который умеет делать что-то мастерски, например, виртуозно играет на гитаре. Для этого достаточно попросить его объяснить, как он это делает. Пусть исполнит сложный пассаж медленно и осознанно. Забавно будет наблюдать его смущение, ведь сделать это практически невозможно – не проще, чем сохранить естественное выражение лица, глядя на себя в зеркало.
Попросить человека: «Скажи что-нибудь» – это верный способ заставить его замолчать. Высшие творческие акты относятся к числу тех действий, которые могут осуществляться во всей полноте лишь бессознательно. Их сложность и скорость слишком высоки для понимания. Так пушкинский импровизатор из неоконченного романа «Египетские ночи», способный в одну минуту сочинить великолепный экспромт на заданную тему, признается: «Всякий талант неизъясним. Никто, кроме самого импровизатора не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждою внешнею волею – тщетно я сам хотел бы это изъяснить».
Начинающий музыкант снова и снова проигрывает заданное упражнение с одной целью – заставить сознание заскучать от монотонности происходящего и отвлечь его от выполняемого действия. Как только «правая рука» перестанет «знать, что делает левая», появляется мастерство. В этом суть любого упражнения – будь то тренировка по боевым искусствам или обучение вождению автомобиля.
Практика психоанализа тоже исходит из этой особенности сознания и бессознательного. Врач, используя метод толкования сновидений или свободные ассоциации, выясняет содержание комплекса, который сформировался в бессознательном пациента и вызвал невроз. После того, как эта задача выполнена, психоаналитик приступает к лечению. Пациенту просто-напросто объясняют суть и происхождение работающего в нем болезненного механизма. Сознание человека обращается на этот механизм и блокирует его, точно так же, как вопрос муравья парализует сороконожку.
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слезы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыки, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Премии и награды, популярность и всенародное поклонение, помимо прочего, разрушают плодотворную наивность и блаженное неведение таланта относительно его судьбы, лишая гений важного качества – дерзновения. Так, рассуждая о пользе и вреде истории для жизни, Фридрих Ницше замечал, что великие герои прошлого могут вдохновлять человека «деятельного и мощного», который «нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками». Но те же самые герои могут быть использованы и против души с яркой художественной индивидуальностью. «Бессильные и малохудожественные натуры», «кружась с необыкновенным усердием в какой-то идолопоклоннической пляске вокруг плохо понятого монумента», говорят: «Смотрите! Великое уже существует. Не обращайте внимания на тех, кто чего-то ищет, к чему-то стремится!»
Поэтому каждый художник должен помнить: кумир, сотворенный для тебя или из тебя, противодействует твоему таланту. И важнейшим жизненным принципом для тебя должна стать известная заповедь народа Израилева.
Не сотвори себе кумира.
Почему Бог вынужден ставить ограничения для нашего творчества?
Вторая заповедь Закона Божьего описывает человека, который любит изобретать, первые слова этой заповеди: «Не сотвори себе кумира». Это значит — не твори того, что тебе не нужно. Бог объясняет, как ставить правильные ограничения.
«Не твори изображений и не твори никакой резьбы», — так написано в оригинале. Можно сказать так: «Не твори двухмерного или трёхмерного пространства». Из чего? Из того, «что на небе вверху, на земле внизу и в воде ниже земли». Бог рассказывает, что существует небо, которое вверху и которое мы не можем достать; земля, вода под землёй. Бог рисует это пространство широкой кистью. Зачем Бог это делает?
Мы увлекаемся всем необычным, сверхъестественным. Человек в своём творчестве не знает границ и часто не видит Бога, потому что Бог ставит в этой заповеди Себя превыше трёхмерного пространства или нашего творчества, поэтому нельзя что-то изобрести или придумать и сказать, что это — Бог. Это будет просто карикатура. Господь бережёт нас от этого, потому что, когда мы что-то назовём Богом или более важным, чем Бог, следующим шагом будет желание поклониться этому придуманному нами существу или предмету. Мы будем превозносить этот предмет или его автора — человека, а не истинного Бога.
Следующая фраза звучит так: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель». Что значит «ревнитель»? Мы привыкли слово «ревность» связывать с любовными отношениями. Но в заповеди речь идёт о другом. Эту фразу можно перевести на русский язык, как «Господь пылающий». Бог словно вулкан — именно таким люди видели Бога на горе Синай. «Я — Господь пылающий, Я не потерплю, чтобы кто-то в своей карикатурности заменил Меня. Я беспокоюсь, чтобы никто не “изобретал” Меня».
А что значит «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня»? Сын — это потомок отца, произведение отца. Человек, который ненавидит Бога, передаст эту ненависть и сыновьям своим, а сыновья передадут следующим поколениям. Здесь показано, что Бог карает до тех пор, пока ненависть существует. Пока она является причиной, будет и следствие.
Какова наша ответственность перед будущим? Большая ответственность — знать, Кто наш Бог. Именно поэтому следующая фраза звучит: «Я милую, Я творю милость, до 1000 родов, то есть бесконечно».
Библия приглашает меня и вас задуматься о своём будущем. Наше будущее зависит от того, что мы изобретаем сегодня. Мы сегодня изобрели какого-то бога, завтра мы Ему будем поклоняться, послезавтра дети наши возненавидят настоящего Бога, и это лишит наших внуков и правнуков охраны и благословения истинного Бога. С момента явления Бога на Синае прошла жизнь — 250 поколений. А Бог говорит, что Его милость — до 1000 поколений. Как велик запас милости Божьей!
Мы все являемся людьми творческими. Мы любим рисовать, изобретать, творить, потом этим пользоваться, но так происходит, что мы это творчество превращаем в адский труд, мы начинаем работать на него, потом поклоняться и, в конце концов, забываем Бога. Мы знаем из истории, что когда какой-то народ повышал свой интеллектуальный уровень, то примерно через 200 лет он сходил с исторической сцены. Мы знаем историю греков. Когда они исчезли? После расцвета! Мы знаем историю Рима. Он также исчез после расцвета. И подобное происходит с каждой цивилизацией, потому что Бог вынужден ограничивать наше творчество, если оно не ведёт к добру.
Бог нас предупреждает: «Не создавайте себе никакого изображения (на греческом это «икона»), никакой резьбы (например, статуи), не создавайте ничего, что могло бы вам в ложном свете представить Бога». На протяжении долгой истории эта заповедь нарушалась. Нарушается она и сегодня. Господь приглашает меня и вас задуматься о кумирах, которых мы создаём своими руками, и лишаемся при этом самого главного — свободы, которую подарил нам Бог!
Господь Иисус говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15). Если любите — соблюдите. Всё должно происходить именно в таком порядке. Первое — это любовь. Бог говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумением твоим» (Матфея 22:37). Господь приглашает меня и вас любить Его. Он сделал для нас многое: Он освободил нас, Он нам показал перспективу, Он нам дал сознание, чтобы в этом пути не скучать, чтобы мы могли изобретать, творить, созидать, но Бог говорит: «Не поклоняйся тому, что сделал сам, поклоняйся Мне, потому что Я люблю тебя!»
Заповедь «Не сотвори себе кумира». Её основной смысл
Каждый христианин знает, что жизнь нужно прожить, следуя основным Божьим заповедям, так как именно выполнение их — это путь в Царствие Небесное. Всего выделяют 10 заповедей и 7 смертных грехов. И одной из главных является заповедь «Не сотвори себе кумира».
Основной смысл слов
Кумир — это идол, которому люди поклоняются как Богу. В качестве идола могут выступать светила, например солнце или луна, животные, растения или даже рыбы. Этим долгое время грешили язычники. В современном мире кумирами становятся звезды шоу-бизнеса, спорта или культуры.
Очень часто идолами человека являются собственные страсти. Многие без ума от вкусной пищи, другие от азартных игр, третьи делают кумирами деньги. Именно ради денег люди могут пойти на самые тяжкие преступления: воровство, обман или даже убийство.
Православный человек должен понимать, что деньги и их нажива — это не основная цель в жизни. Конечно, они нужны, чтобы обеспечить себя и семью необходимыми продуктами питания и одеждой. Но стяжательство является очень большим грехом.
Еще одним проявлением идолопоклонничества является любовь к себе, своей красоте или уму. Если человек ставит свои качества выше остальных, он горделив и самолюбив, его кумиром являются собственные достижения, значит, он нарушает вторую заповедь — «Не сотвори себе кумира».
Иконы: кумиры или святыни?
Очень часто те, кто являются противниками христианской веры, считают идолами иконы и мощи святых. Но это совсем не так. На святых образах изображены Бог, Иисус Христос, ангелы небесные или святые люди. Часто через молитву и обращение к изображению верующие стараются передать свои просьбы и молитвы Господу. Ведь всегда проще обратиться к лику, чем просто произносить слова молитвы.
Иконы святых вошли в нашу жизнь для одной цели — для поминания Бога и его добрых дел. Это почти те же святые книги, только написаны они не буквами, а образами.
Одной из первых икон считается образ Спаса Нерукотворного, который Иисус Христос отдал в дар князю Авгарю. Благодаря этому изображению на простом полотне князь полностью избавился от болезни, которая мучила его долгие годы.
То же самое относится и к мощам святых. Поклоняясь им, человек почитает благодатную и исцеляющую Божью силу, которая передается через мощи.
Несоблюдение заповедей
К сожалению, наш мир устроен так, что человек всё же поддается страстям, создает себе кумиров и поклоняется всю жизнь. Но когда приходит просветление, начинает понимать, что жил не по Божьим Законам. Как же всё исправить и стать ближе к Богу?
Чтобы понять, нарушил ли ты вторую заповедь, следует ответить честно на такие вопросы:
Если хотя бы на один вопрос дан положительный ответ, следует задуматься о том, как изменить свою судьбу.
Если человек соблюдает все заповеди, его жизнь становится лучше и чище. Как правило, у него крепкая семья, он твердо стоит на ногах, а душа его всегда спокойна. Многие люди, изменив свою жизнь, осознавали, что жить стали намного лучше, и в этом им помог Господь Бог.
Поэтому следует соблюдать не только заповедь «Не сотвори себе кумира», но и все остальные. Ведь только с Богом в сердце можно прожить счастливо и целомудренно долгие годы, а потом со спокойной душой покинуть земной мир.