что значит не уметь любить
Как научиться любить: 6 самых важных умений
Поговорим о том, как научиться и уметь любить, чем влюбленность отличается от любви и зависимости, а также рассмотрим шесть умений по мотивам Эриха Фромма, которые помогают научиться любить.
Как научиться любить?
Чем отличается любовь от влюблённости
Как принято считать в психологии любви (есть и такая наука), любовь является результатом волевого акта и сознательного выбора, который требует душевной и физической работы.
Чем отличается любовь от зависимости
Есть зависимость пассивная и активная.
Здесь сразу вспоминаются слова из Екклесиаста:
«Двоим лучше, нежели одному ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. А если даже упадут оба, то тепло будет им; а одному как согреться?»
Но тем не менее, Вы же понимаете, где проходит грань между простым человеческим стремлением согреться и патологической зависимостью от партнёра?
Бойтесь данайцев дары приносящих!
Как научиться любить? 6 умений, которые нужны
Умение научиться любить №1
Развиваем в себе способность
— регулярно,
— повседневно и
— преднамеренно
уделять внимание друг другу.
Умение научиться любить №2
Мы должны научиться принимать различия. Позволить человеку быть Другим. Это не нуждается в пространном комментарии. Иначе не научиться любить.
Умение научиться любить №3
Умение научиться любить №4
Умение научиться любить №5
Умение научиться любить №6
Автор : Елена Назаренко
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Умение любить, которому учил Эрих Фромм
Эрих Фромм считал, что люди должны возносить любви хвалу чуть ли не каждый день, потому что это невероятно освобождающее и обогащающее действие. Люди, которым удается научиться любить по-взрослому, сознательно, понимают, что любовь — это не обладание другим человеком, и не рамки, которые вы перед ним ставите.
Любовь — это прежде всего забота о любимых людях, желание помочь им вырасти над собой, стать лучше.
Возможно, Эрих Фромм не представлял, насколько важной для человечества станет его книга «Искусство любви». А еще, скорее всего, далеко не все знают, какие предпосылки привели к созданию этой замечательной работы. Те, кому в свое время повезло лично пообщаться с великим психоаналитиком и философом-гуманистом, говорили, что мало кому удавалось настолько сильно преобразить себя и свой взгляд на мир, насколько это сделал он.
Вплоть до 50 годов XX века Фромм стремился как можно дальше дистанцироваться от теоретической основы психоанализа, заложенной Зигмундом Фрейдом. Он был слегка холодным интеллектуалом, обосновавшимся в США вскоре после окончания Второй Мировой войны. Он оставил позади тяжесть развода, самоубийство второй жены, а также воспоминания о разделенной и разрушенной Европе.
Но именно в 50-е он решил перебраться в Мексику и стать активным борцом за мир во всем мире и права женщин. Фромм стремился изменить жизнь, открыть себя счастью и миру в целом, и сражался за то, во что верил. Он стал очень известным и влиятельным психотерапевтом и даже подружился с президентом Кеннеди. А еще он обрел новую любовь, ею стала замечательная женщина Аннис Фримен.
И, хотя его тянули назад горькие воспоминания о предыдущих женах, Фромм поставил перед собой четкую цель: научиться любить. Он хотел, чтобы этот период его жизни стал лучшим из всех. И он не просто хотел научиться любить свою избранницу. Фромм также хотел научиться любить весь мир. Именно поэтому и была написана его знаменитая книга, ставшая квинтэссенцией того счастья, которое он испытал в последние десятилетия своей жизни.
Умение любить по Эриху Фромму
«Когда мы любим, не зная, как это делать, мы раним тех, кого мы любим». Эта цитата Тит Нат Хана лишь воплощает в форму слов более чем очевидную истину. Большинству из нас за всю свою жизнь так и не удается освоить искусство любви.
В море любви мы так и остаемся вечными юнгами, каждый раз боящимися бурь и штормов. Предпочитаем плавать в водах тихих гаваней, даже не помышляя о том, чтобы выйти в открытый океан. Зачастую, «благодаря» воздействию нашей культуры, мы навсегда остается на уровне «детской», а не взрослой любви.
На протяжении всей нашей жизни общество пытается придать нам социально приемлемую форму, заливая, словно расплавленный металл, в целую череду форм и норм. В современном обществе до сих пор бытует идея «куртуазной любви», любви, в которой мужчины якобы обязаны очаровывать женщин — и только так, а не иначе.
Мы любим представлять себя жертвами стрел Купидона и считать, что настоящая страсть — это то, что испытали влюбленные из Вероны, увековеченные Шекспира. Мы верим в то, что где-то там, в этом огромном мире, прямо сейчас бродит наша «вторая половинка», с которой мы неразрывно связаны красной нитью судьбы.
Эрих Фромм четко показал в книге «Искусство любви», что любовь в первую очередь требует ответственности. Для того, чтобы любить, нужно уметь это делать. Для того, чтобы научиться любить, нужна практика, мастерство и постоянная работа над собой — и тогда усилия рано или поздно принесут плоды, которые не оставят почти ничего на долю судьбы или слепого случая.
«Любовь вовсе не является чем-то естественным и присущим всем людям. Напротив, она требует дисциплины, концентрации, терпения, веры и преодоления собственного нарциссизма. Это не чувство, это сознательная практика», — Эрих Фромм.
Активная любовь
Все мы хотим быть любимыми. Мы хотим, чтобы о нас заботились, ценили, уважали и поддерживали во всем, что мы делаем, кем являемся или к чему стремимся. Однако есть один нюанс, о котором стоит помнить: пассивная любовь несовершенна, она находится на «детском» уровне, и в долгосрочной перспективе просто не работает.
«Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя потому, что ты мне нужен». Зрелая же любовь говорит: «Ты нужен мне потому, что люблю», — Эрих Фромм.
Любовь — это не удобное кресло, в котором можно развалиться и ничего не делать. Это скорее активный сценарий, в котором неизбежно принимают участие обе стороны. Мы должны заботиться, любить и уважать друг друга.
Когда кто-то действительно знает, как любить, он подталкивает свою «вторую половинку» к тому, чтобы принимать в создании общего будущего активное участие. Он помогает ей осознать, что в любви нужно не только брать, но и отдавать. Что активное участие в строительстве здания любви и общих отношений способствует духовному и эмоциональному росту.
Постоянное беспокойство о том, найдем ли мы «того самого» человека
Умение любить — значит помнить еще об одном аспекте любви. Мы слишком часто беспокоимся о том, что нам не удается найти идеального человека, который будет находиться в резонансе со всеми нашими мечтами и желаниями. Чаще, чем нет, нас раздражает неспособность отыскать в океане людей ту самую, «истинную» любовь, когда на самом деле мы даже не знаем, сможем ли мы с ней совладать.
Иногда наши мысли настолько полны романтических конструктов, что мы склонны игнорировать один очень важный момент. Любовь требует от нас постоянной работы над ней. Именно поэтому так важно знать, как справляться с испытаниями, которые сопровождают любые настоящие, крепкие романтические отношения.
Любовь как потребность
Для того, чтобы научиться любить по-настоящему, нужно, кроме всего прочего, обрести знание, как отказаться от представления о любви, как о потребности. Тот, кто стремится к романтическим личным отношениям для того, чтобы компенсировать свои недостатки, будет чувствовать себя настолько неудовлетворенным, что эти отношения рано или поздно превратятся в форму рабства. Тогда один человек будет должен все, а другой — ничего.
«Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя потому, что ты мне нужен». Зрелая же любовь говорит: «Ты нужен мне потому, что я люблю тебя», — Эрих Фромм
Любовь как творческий акт
В соответствии с Эрихом Фроммом, любовь — это форма энергии. Это импульс, который воодушевляет нас на движение, на самореализацию и создание чего-то нового. И, расширяя и дополняя предыдущую фразу, эта невероятно мощная и креативная сила появляется лишь тогда, когда мы уже удовлетворили свои базовые потребности.
Но в своей книге «Искусство любви» Фромм писал, что только лишь чувствовать эту энергию недостаточно. Мы должны помнить о том, что любовь — это то, чем мы должны жить и чему должны помогать придавать форму. Подлинная страсть питается чувствами, зрелостью и балансом, и она понимает, что для создания экземпляра самого прекрасного вида искусства в мире — настоящей любви — нужна самоотверженная и настойчивая работа.
Пара в лесу
Любовь подобна музыке, картинам, резьбе по дереву, писательскому делу или архитектуре в том, что прежде, чем ее практиковать, вы должны досконально изучить теорию. И если мы это сделаем, то, как и любой по-настоящему креативный артист или инженер, мы найдет способ преодолеть все сложности, испытания и препятствия на нашем пути к воплощению задуманного в реальность.
И, в заключение, как писал Эрих Фромм, любить по-настоящему — значит оставить за спиной все те детские, незрелые перспективы, которые часто определяют то, кто мы есть (и которым нас научило общество).
Мы должны перестать видеть любовь, как нечто пассивное, и начать смотреть на нее, как на искру, которая волшебным образом связывает двоих людей вместе.
Любовь — это субстанция, вещество, материя. Это необработанный материал, который можно использовать для создания чего-то воистину замечательного. Но только если мы действительно этого хотим, и готовы нести за это ответственность.
«Любить — значит отдавать себя «второй половинке» без каких-либо гарантий, полностью сдаваться на ее милость в надежде, что наша любовь породит любовь в любимом человеке. Любовь — это акт веры, и в том, в ком мало веры, столь же мало и любви», — Эрих Фромм.
Новое видео:
Однако день 14 февраля радует не всех.
Российская газета| А что такое романтическая любовь?
РГ| А вот те, кто любить не умеют, у них отсутствует романтическая любовь как таковая?
РГ| Те, кто не способен испытать любовь, они сами это осознают?
Полеев| Как правило, да.
РГ| И страдают от этого?
Полеев| К эгоизму это не имеет прямого отношения. Эгоистичные люди тоже любят, правда, эгоистично.
РГ| Но хорошо, если это происходит в 35 лет, а не в 55.
РГ| А как же фраза «любви все возрасты покорны?» Мне кажется, что и в 55
лет у человека вдруг может появиться такая энергетика.
Полеев| Абсолютно не все возрасты покорны, если говорить о большой романтической любви. Такая любовь требует длительного горения, страсти. И сильно в 55 лет развернешься? Кто-то, конечно, сохраняет энергию. Но любовь требует не только психологических сил, но и подкрепления их физической энергией.
РГ| Бывает ли такое, что человек способен любить, но не себе подобного, а, скажем, деньги?
РГ| У меня возник такой вопрос, потому что некоторые в наше время ради заработка готовы пожертвовать любым светлым чувством ради кругленькой суммы.
Полеев| Это не значит, что светлое чувство в них не возникает. Но для того, чтобы любовь в них расцвела, она должна поддерживаться партнером. Романтическая любовь без взаимности быстро угасает.
Поступки распутинских героев созвучны сегодняшнему зрителю?
— Валентин Григорьевич, понравился ли вам спектакль?
— У моих героев долг замешан на любви. У них чистые замечательные отношения.
— А что такое, по-вашему, любовь?
— А то, что называют сегодня любовью в телефильмах и передачах, посвященных взаимоотношениям мужчины и женщины?
— Кто вам дал имя Валентин?
— Она знала, что оно означает?
— Чем сейчас вы заняты?
— Подготовкой к Неделе моды в Милане, в которой мы принимали участие, и нашему традиционному праздничному шоу, посвященному женскому дню. Моя новая коллекция называется «Кабаре».
— Что бы вы хотели пожелать в День святого Валентина?
— Любите и будьте любимы.
— Валентин Константинович, вы автор сценариев к фильмам «Москва слезам не верит», «Любить по-русски», «Любовь земная» Евгения Матвеева. А все-таки чем отличается наша русская любовь?
— Ничем. Любовь она и в Париже любовь, и в Москве, и в Риме. Просто любить у нас, наверное, труднее.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Над поправками к десятисерийному фильму Мурата Ибрагимбекова. Названия еще нет, но я хочу предложить свое:»Москва бьет с носка».
— А что у вас такой голос грустный?
— Собака умерла. Это как будто родного человека потерял.
— И что вы сейчас читаете?
— Валентин Георгиевич, в «Трех мушкетерах» вы сыграли Портоса. Мушкетеры отличались рыцарским отношением к женщине. А сегодня они встречаются в жизни?
— Что бы вы пожелали людям, жаждущих любви?
Умеете ли вы любить? Искусство любви
Я до сих пор не уверен, насколько это была шутка. Или не шутка? В любом случае прекрасно то, что эта девушка хотя бы была готова говорить и думать на эту тему: нередко отсутствует даже это.
Любить нужно учиться. Нужно учиться любить так, чтобы наша любовь обслуживала не нас, а любимого.
Те, кто хотят любить по настоящему, этому учатся. Как?
Чаще спрашивайте себя: «А если бы я любил?», и поймете, что жить и реагировать можно еще и по-другому. С любовью.
Есть люди, которые по этому пути уже идут, и идут успешно. Хотите познакомиться с их опытом? См. 20 действий любви, Как я учусь любить и Любовь как выбор, обязательство и посвящение
И почитайте вот это:
Маленькая, сухая, улыбчивая старушка. Проницательный взгляд, подвижное лицо, грубые, непропорционально большие натруженные крестьянские руки. В ее присутствии собеседники ощущали себя осмысленной частью творения — она лучезарно и умно смотрела в лицо мира, смотрела вам в глаза, извиняясь, что вынуждена спешить. Она не говорила слов о Боге, она радостно делала то, что оказалось за пределами человеческих интересов: говорила никому не нужному, ничем не примечательному, нищему, увечному, плохо пахнущему, глупому и скверному: «Ты не один!»
Четыре месяца назад у меня диагностировали облысение. Через месяц я потеряла волосы. Было страшно идти в школу, я думала, что все будут пялиться на меня. На следующее утро я услышала стук в дверь, и десять моих друзей стояли на крыльце с полностью побритыми головами. Двое из них — девочки…
Вначале нужно понять, что за этим стоит. Может быть, это просто ваши глюки, вы себе все нафантазировали. Может быть, с той стороны нет любви, а есть какие-то другие чувства: уважение, жалость, дружба, любопытство. Возможно, он к вам хорошо относится и может быть даже любит, но:
Из консультации
Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым
Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.
Не умею любить…
В редакцию пришло письмо от нашей читательницы:
«Наверняка, письма, подобные моему, приходили в вашу редакцию, и много, может быть, но всё же я прошу выслушать меня и ответить.
Но прежде хочу поблагодарить всю вашу редакцию. Я только в этом году начала воцерковляться и нахожу на вашем портале ответы на многие важные для меня вопросы.
А теперь всё-таки о том, что не даёт мне покоя. Дело в том, что я боюсь Бога. Я знаю, что есть понятие страха Божьего, но всё же я хотела бы любить Отца Небесного, а не бояться Его. А я не чувствую любви. Я только хочу любить.
Знаете, я с детства считаю, что меня любить никто просто так не будет и не должен. Что любовь нужно зарабатывать, чем и занимаюсь, собственно. И вот я пришла в церковь, потому что там Бог, Который любит всех просто так. И вот я ловлю себя на том, что и в церкви занимаюсь тем же самым – зарабатываю эту самую любовь. Всё время стараюсь быть хорошей. Согрешу – чувствую себя плохой, и мне плохо от этого. Ну, а в моменты, когда я чувствую (и вовсе нередко), что Господь действительно любит меня, я думаю, что всё равно этого не заслуживаю.
Резонно задать себе вопрос: «А сама-то ты любишь?» Нет, вовсе не уверена, что люблю, я уже написала об этом.
А откуда её взять, любовь? Только молиться о ней и терпеливо ждать? Наверное, так, но в самом деле невыносимо уже это чувство – «я должна быть хорошей». «Должна быть хорошей» – это не то же самое, что искренне любить.
Простите, немного сумбурное письмо получилось. Благодарю вас ещё раз за ваш портал и за то, что можно вам написать».
От нас стремление
Протоиерей Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря в Москве:
Спасибо Вам за Ваши добрые слова о нашем портале.
Вы ставите вопрос очень конкретно и очень правильно. Конечно, с таким вопросом надо обращаться к тому, кто реально обладает христианской любовью. Постараюсь, как могу, ответить на Ваше письмо.
Действительно, самое главное и самое трудное – любить Бога. Господь в Евангелии говорит: «Тот, кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет».
Конечно, Вы правы, что стараетесь «быть хорошей», но хорошей надо быть не в своих глазах, или глазах окружающих, а в очах Божиих. То есть от души стремиться соблюдать Его заповеди, творить Его Святую Волю.
Любовь – это состояние души, которое можно приобрести постоянным трудом, и внутренним и внешним, обращенным к окружающим людям. Апостол любви, Иоанн Богослов, говорил о том, что нельзя любить Бога, Которого не видишь, если не любить брата своего, которого видишь.
Конечно, требуется терпение, ведь мы хотим все и сразу, а в жизни так не бывает. Но все усилия должны венчаться молитвой: любовь, так же, как и вера, терпение, кротость, мудрость – это все дары Божии, которые Господь посылает нам в ответ на постоянное стремление их стяжать. «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19), — говорит Писание.
От нас стремление, постоянство, молитва, труд, а результат — от Господа.
Желаю Вам от Господа духовных сил и исполнения благих стремлений сердца Вашего!
Не надо бояться вопросов
Протоиерей Александр Балыбердин
Протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей города Кирова:
Могут ли сочетаться в отношении Бога любовь и страх? Я думаю, что ответ на этот вопрос есть в письме, где звучит ключевое понятие: Бог — наш Отец. Поэтому мы к Нему обращаемся в молитве “Отче наш”, называя Его Отцом.
Из опыта нашей семейной жизни мы знаем, что когда ты любишь человека, то боишься его потерять. Ты дорожишь его мнением, его вниманием, не хочешь его подвести. Вот точно так же и страх Божий. Это боязнь огорчить Бога, как боязнь огорчить отца и мать, супруга (супругу), которых мы любим.
Так что и страх к Богу, и любовь к Богу действительно сочетаются. Мы любим Бога и боимся Его огорчить.
Апостол нам говорит, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). Если мы согласны с этим выражением апостола, принимаем его, то из этого следует, что никакой любви без Бога и быть не может, подлинная любовь — это любовь, в которой я есть в Боге, и которой Бог любит нас. Потому апостол говорит: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин. 4:10).
Первый шаг к любви Божьей как раз состоит в том, что человек понимает ограниченность своих сил. Он понимает, что в нем самом любви или мало, или нет вообще. Что у него нет сил так любить своего ближнего, как Бог любит нас. Поэтому человек, осознавая недостаток этой любви, и задается вопросом: а где же мне найти эти силы, как мне полюбить ближнего своего?
И тогда естественным ответом на этот вопрос, если мы – христиане и признаем, принимаем слова апостола о том, что Бог есть любовь, является наше желание соединиться с Богом. Прежде всего, в церковных таинствах: мы принимаем крещение, мы начинаем жить церковной жизнью, мы начинаем участвовать в таинстве исповеди, причащаться Его Тела и Крови, мы посещаем Божественную литургию, мы слушаем и читаем Его Евангелия, мы помещаем дома икону, которая напоминает нам об истинной, подлинной любви Божий.
И в отношениях с нашими родными и близкими мы стараемся жить по Его заповедям. То есть любовью к Богу и ближним. Мы понимаем, что это не две любви — одна любовь к Богу, а другая — к ближнему, а одна любовь к Богу и ближнему. Ее нельзя разделять в силу того, что если Бог есть любовь, то без Бога нет никакой любви.
Не надо бояться вопросов, которые возникают на пути церковной жизни, потому что вопрос — это уже начало ответа у человека, который задал его. Хорошо, что эти вопросы есть, потому что самое печальное, когда люди живут, вообще не думая об этом, не задавая себе вопросов ни о жизни, ни о любви, ни о Боге. А когда ты задаешь себе эти вопросы, надо только помнить, что эти вопросы разрешаются в Церкви. Они разрешаются самим Богом, Его Евангелием, в Посланиях апостольских и, конечно, в опыте церковной жизни.
«Завести» сердце на любовь
Протоиерей Федор Бородин
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве:
Нам никогда нельзя забывать слова Священного Писания о том, что Бог прежде возлюбил нас (1Ин. 4:19).
Господь нас любит первый. Ни постичь, ни понять, ни найти этому объяснений невозможно. Бог любит каждого из нас до того, как мы это начнем заслуживать или не заслуживать. Он все равно каждого из нас любит.
И эту любовь невозможно и не надо заслуживать, она уже есть. Она — основа нашего бытия, нашего взаимоотношения с Богом. Притча о блудном сыне говорит как раз об этом.
В нормальном обычном отце есть всегда что-то внутри, на что сын, как бы он ни был грешен, может опереться, потому что он родной ему. И отец всегда простит после покаяния, может быть, наказания, это по-разному бывает. Но сын всегда знает, что он — родная кровь.
Наши взаимоотношения с Богом очень похожи. Мы ведь не сами придумали эту притчу, это Христос, когда нам объяснял, каково наше отношение с Богом, рассказал ее. Надо об этом помнить. Вся наша христианская жизнь – это не зарабатывание любви Божьей. Во-первых, потому, что она есть, во-вторых, потому, что ее нельзя заработать, нужно просто учиться жить соответственно тому, что нас уже любят, чтобы эта любовь из нас светилась. Мы очень плохие ученики, у нас все плохо получается, но Бог все равно нас любит, потому что мы Ему родные.
Источник радости христианина в том, что, несмотря ни на что, вопреки всему, любовь Божья больше всех гадостей, которые мы когда-либо сможем сделать. И если мы к ней стремимся, то мы будем в ней в Вечности.
Я не согласен, когда говорят, что Бога проще бояться, чем любить. Для человека, верующего по Евангелию, это только одна из граней его взаимоотношений с Богом. Все-таки сердцевина — это сыновняя, дочерняя любовь к Нему. Да, Святые Отцы говорят о том, что страх — это начало премудрости, страх Господень, как мы говорим. Но это не значит, что это начало пути. Это постоянно присутствующая грань алмаза, который есть духовная жизнь. В этом алмазе даже если одна грань будет не отшлифована, то он уже не будет бриллиантом.
И вот в духовной жизни есть уравновешенные определенные грани. Есть радость, а есть покаяние. Вот радость о том, что Бог несмотря ни на что меня любит, если она есть в человеке без покаяния, то от этого веет совершенно не выстраданным и поэтому не усвоенным протестантским пустым и дешевым весельем. А если есть только покаяние и только страх перед Богом, но нет радости, тогда это тоже никакое не христианство. Тогда надо в пещеру, как сектанты, уходить и ждать конца света.
Христианство многогранно, и радость, и плач в нем рядом. Они друг без друга не могут. Истинная радость во Христе не может родиться в сердце, которое не имеет сокрушения. И настоящее сокрушение без радости бесплодно и ведет в глубины отчаяния.
Конечно, мы, глядя в себя, понимаем, что действительно в нас любви очень мало, значит, надо делать дела любви. То есть надо делать то, что мы бы делали, если бы умели любить, и в ответ на это надеяться, что Бог даст нам любовь. Это как старую заглохшую машину заводить. Двигатель должен крутить колеса через коробку передач. Но двигатель зимой мог не завестись. Тогда его заводили с толкача. Вы заводили двигатель, включив передачу, толкая машину с горки, например, или на тросе. И тогда крутящиеся колеса заводили двигатель.
Точно так же и здесь. У вас сердце заглохло для любви. Вы честно на себя смотрите и видите, что любви или мало, или ее нет, или она предназначена ограниченному кругу людей. Значит, делайте дела любви, и тогда они вас «заведут» от внешнего к внутреннему. Потому что человек взаимозависим, целен. И внутреннее от внешнего очень сильно зависит, так же, как и внешнее от внутреннего.
Надо делать по силам, на что сейчас сам человек способен. Может быть, раз в месяц ходить в больницу, может быть, два раза в месяц. Может быть, зайти в соседний подъезд и помочь старушке, купить ей лекарство. А может быть, надо начать с жены, которая беспредельно устала за 15 лет, проведенных между плитой и раковиной. Может быть, надо просто отправить спать маму и приготовить для нее обед, или маме, наконец, внимательно выслушать дочку. Это все будет дело любви.
Вот бывают такие люди, которые приходят просто помочь храму, вне богослужения, вне графика своей работы. Они приходят и спрашивают: «Можно я помою окна, а можно я отмою вот здесь?» Это тоже дело любви — ухаживать за домом, где обитает Господь.
У нас столько объектов любви кругом! У нас не хватает тех, кто может творить любовь. Есть, конечно, какие-то огромные дела, которые человек берет на всю жизнь. Например, усыновление сироты. Если ты не можешь этого сделать, сделай что-то малое. Или хотя бы просто замолчи. Не грузи других своими проблемами, не требуй, не обижайся. Приди домой и сделай так, чтобы домашним было от этого хорошо, а не плохо. Встал с утра, у тебя выходной, вот и сделай так, чтобы все кругом в этот день отдохнули. Это и есть проявление твоего христианства вовне — чтобы с тобой людям было радостно и хорошо.
Еще надо понять, что в этих переживаниях вообще очень много меня. То есть в моем мировидении, в моей картине мира меня слишком много, и очень мало Бога, и очень мало других людей. Вот надо себя сделать меньше. Надо себя просто затыкать, забывать о себе и служить Богу и другим людям. Просто себя перечеркивать надо, выполнять то, о чем сказал Христос: «Отвергни себя» (Мк. 8:34). И вот чем решительней человек это делает, тем на самом деле больше у него получается, тем больше даров Бог ему может дать.
Мне кажется, надо меньше думать, меньше рефлексировать и больше делать. Больше делать так, как нам Христос заповедовал. Он показал нам пример, умыв ноги ученикам. А мы кому служим?
Мы пытаемся всех вокруг заставить жить так, как нам удобно. Если этого не происходит, мы на них обижаемся, раздражаемся, злимся, не разговариваем, дуемся и все прочее. То есть хотя бы с этого стоит начать. Пусть с тобой людям будет хорошо. Хотя бы родным. Обычно родные от нас больше всего и терпят…