что значит недоимка по налогам

Налоговая считает недоимку, даже если ее нет: как не платить пени и штрафы

что значит недоимка по налогам. Смотреть фото что значит недоимка по налогам. Смотреть картинку что значит недоимка по налогам. Картинка про что значит недоимка по налогам. Фото что значит недоимка по налогам

Долг перед бюджетом влечет неприятные последствия — от пеней за неуплаченный налог до блокировки счета в самый неподходящий момент, когда пора платить зарплату или перечислять обеспечение по новому контракту. Откуда же берется недоимка и почему она может возникнуть даже у тех, кто оплачивает вовремя все налоги и взносы?

Как появляется недоимка?

Причин появления долга перед бюджетом может быть несколько.

Как видите, дело не только в том, насколько своевременно уплачен налог, но и во многих других факторах.

В определении НК РФ: «недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок ».

Отметим, что если вы ошиблись только в КБК, то у вас есть возможность не платить пени и штрафы, возникающие при недоимке — почему так и как правильно действовать, мы расскажем ниже.

Пропустили срок уплаты

Здесь ваша вина очевидна — забыли заплатить вовремя, придется отвечать. Или нет?

Если вы должны были перечислить, например, НДС 25 августа, а перевели только 27-го, то тут все понятно — срок пропущен. Но если вы направили платеж 25 числа, а банк списал деньги 26-го (платежка попала в банк после операционного дня), Но при этом 25 августа на счете были деньги, достаточные для уплаты налога, то вы просрочки не допустили.

Откуда мы это взяли? Подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ как раз об этом. Если ФНС предъявит вам претензию в виде штрафа и пени, то вы можете оспорить ее, отправив письмо с пояснениями, отсылкой к указанному пункту статьи НК и копией выписки из банка на нужную дату.

Вот еще один важный момент — ФНС обычно не вникает в подобные тонкости и будет присылать вам требования, акты о выявленном нарушении и прочие страшные документы. Ваша задача — правильно на них отреагировать (ну, и конечно, не забывать в будущем пораньше перечислять платежи).

Рекомендуем регулярно проверять состояние расчетов с бюджетом. Сделать это можно несколькими способами. Классический — написать заявление, отнести его в ИФНС и ждать, когда будет готов акт сверки — его в зависимости от ваших пожеланий или выдадут вам лично в руки в инспекции или направлять по почте.

Платеж не попал в бюджет

С такой проблемой обычно сталкивается малый бизнес, который за состоянием банка, которому доверены средства, особенно не следит, крупные компании стараются наблюдать за экономической ситуацией и действием банковских лицензий, ведь по их счетам проходят миллионные и даже миллиардные обороты.

Что произойдет, если возникла такая ситуация:

К жалобе приложите копии всех документов, представленных в инспекцию ранее — заявления, платежки, выписки и т. д.

Отметим, что налоговые органы могут посчитать, что налогоплательщик намеренно перевел платеж через проблемный банк (хотя в чем тут выгода не очень понятно).

Если дело дошло до суда, то стоит запастись сразу целым набором аргументов. Во-первых, апеллируйте к тому, что обязанность по уплате вами считается исполненной с момент подачи платежки в банк. Ведь проверка наличия денег на корреспондентском счете банка — это не обязанность налогоплательщика.

Во-вторых, есть четкий список критериев для непризнания обязанности по уплате налога исполненной (см. статью 45 НК РФ), в нем нет отзыва лицензии у банка, в-третьих, если банк не сообщил о невозможности провести платеж — используйте это, как еще одно доказательство невиновности.

Суды зачастую принимают сторону налогоплательщика.

Платеж отправлен не на тот КБК

Самые частые ошибки: спутали цифры в КБК (например, вместо 182. вы набрали 128. ), перечислили налог на КБК пени или штрафа, перечислили один налог на КБК другого и т.п.

Большинство таких ошибок трудно совершить, если вы пользуетесь онлайн банком. При заполнении полей платежки сервис отреагирует на опечатки и другие ошибки и предупредит, что что-то не так. Однако, так бывает не всегда.

При этом у налогоплательщика есть целых 3 года на уточнение платежа, в тот же срок и сам налоговый орган может принять решение об уточнении (если это не повлечет появления недоимки у налогоплательщика).

О принятии решения об уточнении ИФНС письменно извещает заявителя (в течение 5 дней после принятия решения). Если решение положительное, то пени (если их успели начислить) за неуплату налога пересчитываются со дня фактической уплаты в бюджет.

А вот ФСС, если КБК был указан неверно, может решить, что обязанность по уплате взносов не была исполнена и насчитать пени. Формально Фонд будет прав.

При этом судебная практика и тут для налогоплательщиков положительная — судьи считают, что если ошибка только в КБК, то бюджет не пострадал и применять санкции не нужно.

Невыясненные платежи

Ошибку можно совершить не только в КБК, но и в других полях платежного поручения. Например в ОКТМО, названии банка-получателя, казначейском счете.

Эти искажения приведут к тому, что налог или взнос окажется не уплаченным, ведь он не попадет на нужный счет или ОКТМО. Последний важен при перечислении НДФЛ.

Обратите внимание : со 2 августа если в платежке обнаружена ошибка подать заявление об уточнении платежа можно в любой налоговый орган. Так говорит сама налоговая служба.

Порядок действий здесь тот же — подать заявление об уточнении,, но в этом случае пени вам все же начислят.

Неправомерный вычет

В ряде случаев налогоплательщик может заявить вычет и уменьшить налог к уплате. Такой порядок применяется к:

Если вычет был получен незаконно или уменьшен / снят полностью налоговым органом по иным причинам (например, по НДС сделки с отдельным контрагентом могут быть признаны сомнительными), то налог (акциз) по ним придется доплатить в бюджет.

В этом случае на сумму недоимки будут рассчитаны пени. В отношении налогоплательщика может быть также инициирована выездная проверка, если заявленные суммы вычетом крупные, а характер проведенных сделок заставляет усомниться их реальности. Хотя, как правило, предварительно руководителя организации или ИП будут приглашать в ИФНС на беседу (фактически — допрос) с целью выяснить информацию о реальности сделок.

В этом случае оптимальное решение — доплатить налог и погасить пени.

Доначислен налог

При выездной или камеральной проверке вам могут также доначислить налог или взносы к уплате.

Например, работник получил материальную помощь в сумме 10 000 рублей, которую вы не облагали взносами, хотя необлагаемая сумма только 4 000 рублей. При выездной проверке ФНС обнаружила ошибку и доначислила взносы на сумму материальной помощи свыше 4-х тысяч.

В этом случае придется не только доплатить взносы и пени, но еще и пересдать отчетность за период, когда было допущено нарушение.

Если вы обнаружили ошибку в расчетах налогов или взносов, всегда лучше исправить ее самостоятельно, доплатить налог и пени, это поможет уменьшить ответственность и даже избежать штрафа.

Если ФНС нашла недоимку

Как действует налоговый орган, если находит недоимку сам?

1. Сначала налогоплательщик получит требование из которого узнает какие именно налоги, взносы, пени или штрафы им не уплачены. При этом:

2. Вам надлежит исполнить требование в срок, который в нем указан.

3. В случае неисполнения ФНС вправе взыскать долг за счет средств на счетах в банках.

4. Если на счетах денег нет, то в ход может пойти взыскание имущества (при этом на него может быть наложен арест).

5. В самом сложном случае организация может быть признан банкротом и ФНС обратиться в суд с тем, чтобы компания была ликвидирована.

Можно ли списать недоимку по налогам?

Бывает что налоговики пропускают сроки и уже не могут взыскать с вас задолженность, при этом задолженность остается висеть в вашей карточке расчетов с бюджетом.

Единственный вариант — чтобы задолженность была признан безнадежной к взысканию. Это возможно:

Источник

Недоимка

Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок.

Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Дата выявления недоимки

Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:

неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;

ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Срок взыскания выявленной недоимки

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке.

Для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке.

Способы взыскания недоимки

Бесспорное взыскание (взыскание без обращения в суд)

В большинстве случаев недоимку ИФНС взыскивает во внесудебном (бесспорном порядке) с банковских счетов организации или за счет принадлежащего ей имущества.

Для этого ИФНС выставляет организации требование об уплате налога.

Если организация не исполнит требование об уплате налога в срок, то ИФНС в течение двух месяцев со дня его истечения:

Одновременно с принятием решения о взыскании ИФНС может приостановить операции по банковским счетам организации.

Если денег на банковских счетах недостаточно для исполнения решения о взыскании, ИФНС может взыскать налог за счет иного имущества организации, в том числе наличных в кассе.

Для этого в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога ИФНС может вынести решение о взыскании налога за счет имущества организации.

На основании такого решения ИФНС направляет судебным приставам постановление о взыскании налога, и они в рамках исполнительного производства начинают заниматься взысканием налога.

В частности, они могут наложить арест на имущество и впоследствии его принудительно изъять и реализовать.

Взыскание в судебном порядке

В суд за взысканием недоимки ИФНС обратится, если пропустит срок для бесспорного взыскания.

Обратиться в суд ИФНС может:

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Недоимка по налогам это: особенности и отличия от задолженности

По статистике, за последний год в 2 раза выросло количество налоговых споров по взысканию обязательных платежей в бюджет. При этом в 70% случаев налогоплательщики побеждали в суде и оспаривали предъявляемые им требования. Претензии налоговой не всегда обоснованы. Поэтому важно знать нюансы процедуры взыскания недоимок и понимать этапы процесса, чтобы не уплачивать лишнего. Рассказываем, что такое задолженность и недоимка по налогам, за счет чего взыскиваются долги и можно ли их списать.

что значит недоимка по налогам. Смотреть фото что значит недоимка по налогам. Смотреть картинку что значит недоимка по налогам. Картинка про что значит недоимка по налогам. Фото что значит недоимка по налогам

Что такое недоимка по налогам

Понятие определяется статьей 11 Налогового кодекса РФ. Недоимка – это сумма налогов и страховых сборов, которая не уплачена в требуемом размере в требуемый по закону срок.

Как связаны недоимка и задолженность?

Обычно в разговоре про долги перед бюджетом эти слова используют как синонимы, но отличие между ними есть. Их разграничивает, например, 57 статья Кодекса: «Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными». То есть очевидно, что это разные обязательства перед ФНС. Строго говоря, недоимка по налогам – это задолженность без учета штрафных санкций. Законодательные нормы для обоих видов долгов во многом перекликаются, и в целом они взаимосвязаны. Поэтому мы рассматриваем тему комплексно.

Виды недоимок

С 1 января 2017 года Федеральная налоговая служба (ФНС) помимо недоимок по налогам отслеживает и выплаты в ПФР, ФСС, ФФОМС.

В качестве недоимки квалифицируются ситуации:

Во всех перечисленных случаях к образовавшейся сумме долга дополнительно начисляются:

Выявляется недоимка при проверке или при сдаче отчетности в ФНС.

что значит недоимка по налогам. Смотреть фото что значит недоимка по налогам. Смотреть картинку что значит недоимка по налогам. Картинка про что значит недоимка по налогам. Фото что значит недоимка по налогам

Как взыскивается недоимка

Процедура взыскания задолженности и недоимки по налогам и взносам описана в 45-47 статьях Кодекса.

Источники погашения долгов:

В первую очередь для взыскания используется банковский счет, затем электронные кошельки и только после этого учитывается имущество юрлица или ИП.

Дальше мы расскажем об этапах погашения недоимки.

Требование о погашении

Когда ФНС обнаруживает недоимку или задолженность, то, конечно, призывает погасить долг. Для этого налогоплательщику направляется требование об уплате (содержание по ст. 69 НК РФ ).

Срок предъявления его ограничен:

Уведомить о недоимке по страховым взносам ФНС обязаны не позже, чем через 10 дней.

В требовании прописаны:

Требование передается лично под подпись руководителя (или ИП), отправляется заказным или электронным письмом или фиксируется в личном кабинете на сайте налоговой. Заказное письмо автоматически считается полученным через 6 дней после отправления.

Добровольное погашение недоимки

Должнику дается 8 дней с момента получения документа, чтобы погасить недоимку.

Это минимальный срок, который на практике иногда увеличивается в зависимости от обстоятельств.

После окончания указанного в требовании периода налоговая в течение 2 месяцев имеет право взыскать недоимку или задолженность принудительно.

Принудительное погашение недоимки

Решение о принудительном взыскании (несудебном или «бесспорном») должно быть озвучено плательщику не более, чем через 6 дней после его принятия. Банк обязан списать деньги в счет недоимки на следующий день после того, как получил поручение налоговой. Если на счете денег нет, то поручение будет исполнено, когда они появятся.

Взыскание за счет имущества

В течение 1 года после окончания срока для выполнения требования налоговая может потребовать взыскать недоимку за счет имущества должника. Это возможно только при невозможности закрыть недоимку деньгами. Приставы арестовывают имущество, оценивают его и выставляют на аукцион. Затем вырученные деньги поступают в бюджет.

Взыскание через суд

Подать в суд ФНС может в случае пропущенных сроков взыскания недоимки за счет денежных средств или имущества должника.

Сроки для обращения в суд:

Суд принимает решение о правомерности требований налоговиков и реальности их исполнения.

Когда недоимку могут списать

Ситуации, в которых требования по недоимке снимаются:

Чаще всего недоимка или задолженность списывается из-за несоблюдения налоговой сроков подачи обращения в суд.

Как оспорить недоимку

Есть поводы для оспаривания выставленной к оплате недоимки и пеням по ней:

Недоимка по налогам и сборам – это повод еще раз проверить, все ли вы заплатили. Не стоит паниковать. Нужно заказать бесплатную сверку платежей в бюджет в налоговой, а затем уже решать поставленные задачи в сложившейся ситуации.

Источник

Правовая природа недоимки —позиция Минфина России

что значит недоимка по налогам. Смотреть фото что значит недоимка по налогам. Смотреть картинку что значит недоимка по налогам. Картинка про что значит недоимка по налогам. Фото что значит недоимка по налогам

Перед тем, как погрузиться в «тему», предлагаю читателям — каждому для себя, зафиксировать свою позицию по такому вопросу.

Налогоплательщик в своей налоговой декларации ошибочно завысил сумму налога. Однако оплата им произведена в меньшем размере в соответствие с действительным налоговым обязательством. Налоговый орган на основании полученной от налогоплательщика декларации выставил налогоплательщику Требование об уплате налога в части «недоплаченной» суммы.

Вопрос: Возникла ли у налогоплательщика обязанность оплатить выставленное требование?

Сначала оценим ситуацию на основании «духа Закона». Иными словами: «исходя из основных положений и смысла законодательства о налогах и сборах».

В соответствие с п. 1 ст. 3 НК РФ «каждое лицо должно уплачивать ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ налоги и сборы». Соответственно параметры «законно установленного налога» — в первую очередь его размер и срок уплаты — это самый что ни на есть объективный фактор. И субъективная ошибка налогоплательщика никак не может считаться правовым основанием для возникновения налоговой обязанности.

Дело в том, что государство — это не «беловоротничковый» жулик, промышляющий на ошибках беспечных и неграмотных граждан (и даже не «Робин Гуд», по беспределу карающий очевидных ловкачей и ворюг). Должностные лица налоговых органов как государственные служащие в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязаны «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций». Соответственно ст. 32 НК РФ предписывает налоговым органам «соблюдать законодательство о налогах и сборах», а ст. 33 НК РФ обязывает должностных лиц налоговых органов «действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Экономическая суть недоимки (добавим — и начисляемых на неё пени) — это количественный показатель причинённого государству налогоплательщиком материального ущерба в результате просрочки исполнения налоговой обязанности. Закреплённый в Налоговом кодексе РФ публично-правовой метод регулирования налоговых правоотношений возлагает на государство бремя доказывания факта причинения материального ущерба при обязательном соблюдении установленной законодательством о налогах и сборах процедур. Поэтому описанная в вопросе ситуация невозможно в принципе. Оговоримся: при условии надлежащего исполнения налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах. Именно такую доктрину закрепил законодатель в Налоговом кодексе России. Подтвердим это конкретными правовыми нормами, опираясь на авторитетное мнение уполномоченного государственного органа.

В ответе на вопрос о правовой природе недоимки Минфин России в письме от 28.11.2018 № 03-02-08/86043 (файл письма присоединён к статье) изложило абсолютно правильные выводы. Но, к сожалению, не сопроводив их правовым обоснованием. Попытаемся нивелировать этот недостаток, не исказив позицию финансового органа.

Вся суть содержится в 3-х абзацах. Приведу их дословно (выделения автора):

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ (Кодекс) недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Неуплата налога в установленный срок является нарушением законодательства о налогах и сборах.
В случае, если недоимка выявлена вне проведения налоговой проверки, требование об уплате налога направляется налоговым органом в соответствие с п. 1 ст. 70 Кодекса. Факт наличия недоимки отражается в документе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@
.

Обращаю внимание: позиция Минфина России «завязана» на весьма важную норму п. 2 ст. 69 НК РФ: «Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки».

Применив к процитированному фрагменту рассматриваемого письма Минфина России правила логики неминуемо придём к следующим двум выводам.

1-й способ –выявление недоимки «вне проведения налоговой проверки». В подтверждение этого составляется документ по форме, утв. приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@.

2-й способ – выявление недоимки в ходе проведения налоговой проверки.

Начнём с актуального для предпринимателей способа установления факта «наличия недоимки» в ходе проведения налоговых проверок. С учётом того, что подробно процедура камеральной налоговой проверки, а также как современные информационные технологии, внедрённые ФНС России в налоговый контроль, обеспечивают защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, будет рассмотрена в одной из следующих статей. Здесь же остановимся только на ключевых моментах в разрезе темы статьи.
Итак, самое главное.

1. В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации (налогового отчёта) в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка.

И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ «если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса».

Таким образом, не составление акта по окончании камеральной налоговой проверки означает отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах (а не только налоговых правонарушений). Напомним, что недоимка согласно официальному разъяснению финансового органа как раз и является нарушением законодательства о налогах и сборах.

3. Материалы налоговой проверки (основным из которых является Акт проверки) в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, рассматриваются руководителем (его заместителем) территориального налогового органа, который может вынести два вида Решений:

А далее весьма важная деталь: при любом исходе дела, если установлен факт недоимки (в том числе уже погашенной налогоплательщиком), в Решении в обязательном порядке указывается конкретная сумма этой недоимки и (или) начисленные пени (абз. 1 и 2 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение в соответствие с п. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу через месяц после вручения налогоплательщику (а в случае обжалования – сразу после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом).

Таким образом, только после вступления в силу Решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки считается установленным факт наличия недоимки. И соответственно, налоговый орган получает право начать процедуру её истребования.

Представленная здесь точка зрения подтверждается позицией Минфина, изложенной в письме от 11.06.2019 № 03-15-05/42607 (письмо присоединено к статье). Хотя основная тема письма – отдельные вопросы нормативного регулирования контроля за уплатой страховых взносов (в том числе переходные положения в связи с передачей администрирования от ПФР в ФНС России с 01.01.2017), предпоследние три абзаца письма посвящены порядку направления требования об уплате налога по результатам налоговых проверок. Приведу их полностью (выделения автора):

Предметом налогового контроля является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов, определенных статьей 8 Кодекса.

Порядок проведения налоговых проверок, рассмотрение материалов по результатам их проведения, вынесение налоговыми органами решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок регулируются статьями 88, 89, 100, 101 Кодекса.

Внимательный читатель, надеюсь, обратил внимание, что законодатель оперирует похожими (близкими по смыслу) категориями «налоговое правонарушение» и «нарушение законодательства о налогах и сборах». Их соотношение раскрывается на таком примере.

В соответствие с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата налога в надлежащий срок является налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ), за которое полагается финансовая санкция. Недоимка в данном случае является одним из элементов состава налогового правонарушения. Если же полный состав налогового правонарушения не будет подтверждён, то обнаруженная в ходе налоговой проверки недоимка квалифицируется как нарушение законодательства о налогах и сборах. В обоих случаях процедура истребования недоимки инициируется в порядке, установленном п. 3 ст. 101.3 НК РФ (в первом случае вместе с наложенной финансовой санкцией — штрафом). Таким образом, налоговое правонарушение — это частный случай более широкого понятия — нарушение законодательства о налогах и сборах.

Нельзя не упомянуть, что факт недоимки может быть подтверждён и Актом взаимной сверки расчётов. В этом случае налогоплательщик добровольно признаёт факт наличия недоимки, освобождая налоговый орган от необходимости выполнять установленные законодательством о налогах и сборах процедуры.

Вернемся к случаю установления факта наличия недоимки вне проведения налоговой проверки.

Исходя из того, что каждая полученная налоговым органом декларация в обязательном порядке подвергается камеральной налоговой проверке, ареал применения такого «одностороннего» (а значит — заведомо субъективного) способа ограничен случаями налогового контроля недекларируемых объектов налогообложения. А это в подавляющей своей части сфера отношений с гражданами, не являющимися предпринимателями. Например, имущественные налоги физических лиц. И этому есть логическое объяснение. В подобных случаях налоговый орган самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая о них налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежах. Что позволяет налоговикам единолично устанавливать факт наличия недоимки с оформлением соответствующего документа.

Правомерность же применение такого «одностороннего» (без участия налогоплательщика) способа установления факта «недоимки» в ходе других мероприятий налогового контроля весьма сомнительна. Хотя бы потому, что в Законе такие случаи прямо не оговорены. А налогоплательщики, руководствуясь ст. 21 НК РФ, «имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков».

Надеюсь, приведённые аргументы помогут налогоплательщикам при защите своих прав и законных интересов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *