что значит некоммерческое использование бита
Биты без авторских прав и где их взять?
Начнем с того, что у каждого бита есть автор! Выражение «биты без авторских прав» как правило относятся к музыке без защитных тегов. Такая музыка предоставлена автором в свободное пользование, но с определенными ограничениями. Для чего нужны биты без авторских прав? В первую очередь, биты без авторских прав это инструмент. С ними вы не сможете выпустить свои песни на цифровых площадках, таких как Apple Music, Spotify и т.д. Но вы можете использовать их в процессе написания текстов, в процессе выбора ритмического рисунка, использовать их на некоммерческих мероприятиях. Биты без авторских прав это своего рода пробники, выставочные образцы от битмейкеров.
Где скачать биты без авторских прав?
В интернете огромное количество мест, где можно скачать биты без авторских прав. Но если говорить о «RU» сегменте битмейкерского сообщества, то таких мест не так уж и много. А если отбросить новичков и говорить о битах более высокого качества, то их становится еще меньше. Так где же их взять?
Биты без авторских прав на BEATMAKER.TV
На этой площадке продают и покупают биты многие битмейкеры СНГ, но есть и раздел с бесплатными битами. Выбор бесплатных битов просто огромен. Есть фильтр сортировки, позволяющий выбрать стиль, настроение. Есть возможность переключаться от новых битов к старым и наоборот. Для скачивания бесплатных битов регистрация не требуется, но для того чтобы связаться с авторами минуса, придется авторизоваться на сайте. Доступна быстрая регистрация / авторизация через Вконтакте.
Биты без авторских прав в Вконтакте
В нашей любимой социальной сетке есть группы с битами. Буду искренне удивлен если вы о них не слышали. Это группы: FreeTeam и BeatOnn. В обеих группах есть как и бесплатные, так и платные биты, поэтому при поиске бесплатных битов внутри группы, пользуйтесь специальными хэштегами.
Биты без авторских прав на SoundCloud
Есть музыканты, которые пишут музыку просто в свое удовольствие и не пытаются на этом заработать. Вы можете найти биты без авторских прав на саундклауде, достаточно добавить к вашему запросу в поиске «free» или «free beat». После этого просто выбираете нужный бит и скачиваете.
Бесплатные биты на YouTube
Большое количество бесплатных битов есть и на YouTube. Под некоторыми видео дается прямая ссылка на скачивание инструментала. Как например в этом видео:
Другие видео сами по себе содержат бесплатный бит и остается только скачать его. Для этого можете воспользоваться бесплатным ресурсом SaveFromNet.
Биты без авторских прав в Telegram
Лично я знаю только одну крупную группу с бесплатным инструменталами в Telegram, но это не значит что нет других таких. Поэтому ищите, интересуйтесь, задавайте вопросы в тематических чатах и группах и вы обязательно найдете. А группа о которой я говорил выше это Sound Grams. Там регулярно выкладываются подборки бесплатных битов. Очень удобно прослушивать и скачивать с телефона. Обязательно попробуйте.
Давайте подведем итог
Бесплатные биты или биты без авторских прав можно легко найти на специальных тематических площадках, которых к сожалению не так много, как хотелось бы. Я более чем уверен, что пропустил несколько важных ресурсов, о которых стоило бы упомянуть в статье. Буду рад если вы напишете о них в комментариях.
Использование фотографий в коммерческих целях
Я являюсь свадебным фотографом, и с согласия своих клиентов я опубликовал на своем сайте и на своих страницах в социальных сетях примеры некоторых своих работ. Недавно я обнаружил, что свадебное агентство, расположенное в другом городе, без моего согласия разместило на своем сайте сделанные мной фотографии. На мою просьбу об их удалении мне отказали с мотивировкой, что, так как я сам разместил эти фотографии в Интернете, то использовать их может любой желающий. Что я могу сделать в этой ситуации?
Размещение фотографий свадебным агентством без согласия правообладателя и без указания имени автора по общему правилу является нарушением.
Нахождение фотографий в Интернете не означает возможность их использования без согласия правообладателя, что подтверждается судебной практикой (см., например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.01.2020 № 5-КГ19-228, 2-3052/2018).
При отказе от добровольного удаления фотографий автору необходимо обратиться в суд с требованиями о пресечении действий, нарушающих право авторства, взыскании компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении, а правообладателю (им может быть заказчик или исполнитель – необходимо смотреть условия договора) – с требованием о пресечении действий, нарушающих исключительное право.
Вместе с тем в случае правомерного цитирования согласие автора и правообладателя не требуется (ст. 1274 ГК РФ). Для правомерного цитирования необходимо одновременное соблюдение нескольких требований: должно быть указано имя автора и источник заимствования (например, ссылка на сайт автора); должны быть представлены доказательства того, что автор опубликовал такие работы на своем сайте; свадебное агентство разместило работы в информационных целях (например, в рамках обзоров свадебных платьев, оформления свадьбы); должен быть соблюден объем, оправданный целью цитирования (не должны использоваться все фотографии автора, а, например, только одна фотография).
Таким образом, отсутствие первого критерия влечет невозможность признания цитирования правомерным. Следовательно, такое использование нарушает исключительное право правообладателя и право авторства автора.
Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ фотографии как произведения искусства являются объектом авторских прав. По смыслу ст. 1257 ГК РФ автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Согласно п. 2 ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат авторские права, в частности, исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя.
Создание свадебных фотографий осуществляется по договору авторского заказа (п. 1 ст. 1288 ГК РФ), если исполнителем выступает сам автор, или по договору на создание произведения (ст. 1296 ГК РФ), если исполнитель – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
В соответствии с п. 2 ст. 1288 ГК РФ за автором сохраняется исключительное право на произведение, если он не отчуждает его заказчику по договору авторского заказа. В соответствии с п. 1 ст. 1295 ГК РФ по договору на создание произведения по общему правилу исключительное право отчуждается заказчику. Лицо, обладающее исключительным правом, является правообладателем.
В соответствии с п. 1 ст. 1270 ГК РФ исключительное право позволяет использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Согласно п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
По смыслу ст. 1229 ГК РФ использование фотографий, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность за исключением случаев, когда использование лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав осуществляется, в частности, путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Кроме этого, правообладатель вправе предъявить требование о возмещении убытков или о выплате компенсации согласно пп. 3 п. 1 ст. 1252 и ст. 1301 ГК РФ.
Сам по себе факт того, что фотография размещена в Интернете, не свидетельствует о том, что изображение находится в свободном доступе с возможностью копирования без согласия автора и без выплаты вознаграждения, что подтверждается судебной практикой (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2018 № А47-15011/2017 и постановление Суда по интеллектуальным правам от 01.10.2018 № С01-743/2018).
Таким образом, требование о пресечении действий, нарушающих исключительное право, может предъявить правообладатель.
В соответствии с п. 2 ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежит право авторства. Согласно п. 1 ст. 1265 ГК РФ право авторства – право признаваться автором произведения и право автора на имя, а именно: право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно. Отказ от этих прав ничтожен. Такие права являются личными неимущественными.
В соответствии с п. 1 ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.
Также имеет значение, в каких целях и в каком объеме свадебное агентство разместило фотографии на своем сайте. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования цитирование в информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования. Возможность правомерного цитирования фотографий подтверждается пп. «а» п. 98 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Для правомерного цитирования необходимо одновременное соблюдение нескольких требований:
Таким образом, отсутствие первого критерия влечет невозможность признания цитирования правомерным. Следовательно, такое использование нарушает исключительное право правообладателя и право авторства автора.
У разных рэперов могут быть треки с одинаковой музыкой — и это нормально
На прошлой неделе прозвучала новость — Леван Горозия якобы скопировал песню «Шторм» у никому не известной группы Angar3307, о чем снял видео ее участник.
В паблике Angar3307 всего 253 подписчика, а у альбома, куда вошла песня «Storm», за четыре месяца накопилось всего 2700 прослушиваний. Поверить в то, что Леван мог раскопать их трек, не получалось. Да и общего в песнях — только название, слово «шторм» в тексте и бит.
Объяснение скоро нашлось. Автором бита является Лукас Депетти, у которого он уже почти год как выставлен на продажу под названием «Storm». На платформе Beatstars можно приобрести права на его использование — в том числе и коммерческое, как это сделал Леван. Бит можно скачать и бесплатно — это вариант для тех, кто делает первые шаги и пока не рассчитывает на монетизацию.
Людям, которые за рэпом не следят, это может показаться диким: на одну и ту же музыку можно написать несколько песен и это нормально? Да, именно так устроен рынок рэп-битов. Отвечаем на очевидные вопросы о том, как он работает, а помогает нам в этом битмейкер Sk1ttless Beats.
Как продажа битов работала раньше — и почему перестала
Олды помнят эпоху битмейкеров-звезд: Timbaland, Neptunes (дуэт Фаррелла и Чада Хуго) или Скотт Сторч писали инструменталы для топ-артистов за шестизначные суммы. Существовал и средний класс рэп-продюсеров: их чеки могли быть четырех- или пятизначными. Но никто и придумать не мог продавать права на один и тот же бит нескольким артистам.
Сонграйтер Эйб Бэтшон рассказывает, что эта идея однажды пришла к нему — не в силах потянуть полную цену на бит, он попросил у продюсеров сделать большую скидку — и не снимать бит с продажи. Так родился концепт передачи неэксклюзивных прав (в России эта форма получила народное название «бит в лизинг»). В 2008 году концепт реализовался в виде площадки для продажи неисключительных прав на биты Beatstars, созданной Бэтшоном.
Материал издания Complex, рассказывающий о революции на рынке битов, начинается с рассказа битмейкера Curtiss King. На его бит записались два артиста лейбла Young Money, в связи с чем журнал XXL напечатал о нем материал. И когда Кертисс пришел в магазин купить журнал, ему не хватило денег. В чем проблема: деньги за биты приходилось очень долго ждать. Артист должен выбрать для записи именно твой бит из множества отправленных ему твоими конкурентами. Потом нужно было ждать, войдет ли трек в альбом. Потом — ждать авторские отчисления.
Рынок «битов в лизинг» — естественная реакция на то, как поменялась индустрия, 20 лет переживавшая падение, вызванное смертью формата CD и интернет-пиратством. Лейблы решительно резали бюджеты, а новые условия требовали более практичных решений. Интернет и технологии понизили порог входа для молодых рэперов, да и битмейкерам больше не нужно было вкладываться в дорогое «железо». Для тех и других «биты в лизинг» стали идеальным выходом.
Новое поколение рэперов стало клиентами нового поколения битмейкеров, которые не захотели ждать, когда же к ним за битами обратится суперзвезда.
В Россию явление пришло в первой половине 2010-х. Прижилось не сразу: можно вспомнить, как рэпер Типси Тип в 2012 году на бит 4eu3 написал песню «Метеор». А потом услышал эту же музыку у другого рэпера, который оформил лизинг чуть раньше, и поссорился с битмейкером.
Биты в лизинг — какие главные правила?
Платформы вроде Beatstars всегда предлагают покупателю несколько опций. Дешевле всего стоит mp3, дороже всего — потрековый проект. Стоимость назначает автор бита. Он же решает, какие права и в каком объеме он передает.
На сайте русских битмейкеров Diamond Style для каждого трека есть четыре типа лицензии, и еще пятая — эксклюзивная. Если вы покупаете базовую лицензию на бит, то обязуетесь не выступать с этим треком за деньги. Далее, его нельзя будет исполнять по радио или на ТВ, вам разрешены не более 50 000 стримов на сервисах типа Spotify. Если вы снимете клип, то не сможете его монетизировать, а на YouTube вам разрешены все те же 50 000 просмотров.
Эти и другие ограничения снимаются, когда вы повышаете стоимость лицензии. А при покупке эксклюзивных прав вы становитесь единственным собственником трека: его снимают с продажи.
Sk1ttless Beats: «У каждого битмейкера ограничения разные. Кто-то запрещает загружать треки с лизинговыми битами на стриминговые платформы. Кто-то ставит ограничение по количеству прослушиваний, после которого требуется либо выкупить полные права, либо обновить лицензию. Правда, многим лейблам и дистрибьюторам наплевать на это — они могут загрузить на стриминг-площадки треки даже на ворованные биты».
В теории у рэперов должны быть треки на один и тот же бит. А на практике?
Sk1ttless Beats: «Есть большое количество примеров, как на одни и те же биты Zaytoven выпускали треки Migos и Soulja Boy. Бит из трека Desiigner «Priice Tag» ранее был в треке iLoveMakonnen «Everything». На один из битов, использованных Obladaet, есть трек от Slim Jesus. Послушайте треки Kizaru «На моем aккаунте», Pharaoh «Jealousy», Face «Гонки» — услышите один и тот же бит, который в итоге оказался на хите YBN Nahmir «Rubbin Off The Paint».
Вот еще несколько примеров: Obladaet и Krestall Kidd «I Don’t Trust» — Bumble Beezy, Niki L «Grind». Face «Я роняю Запад» — Lil Hady «I Flex Like Hulk Hogan», Scarlxrd «NX ICE» — ZillaKami & SosMula «Knock It Off», SIDxRAM «Pandemonium» — ZOTiYAC «Insomnia».
Бывает, что у известного артиста не получается записать на бит ничего хорошего, а потом нонейм делает на нем хит. Так произошло с треком Bobby Shmurda «Hot Nigga» (2014) — на этот бит читал Lloyd Banks еще в 2012 году.
Что приносит больше денег — лизинг или продажа?
Sk1ttless Beats: «Большинство сейчас берут биты в лизинг. За месяц у меня взяли биты в лизинг 44 раза и лишь один раз забрали эксклюзив (в ВК лизинг бита Sk1ttless Beats стоит 1000-2000 рублей — прим. The Flow). Но две-три продажи полных прав за вменяемую сумму могут принести гораздо больше».
Что делать, если лизинговый бит становится хитом?
Обычно артист отслеживает динамику распространения трека. И как только к нему приходит первая популярность, старается выкупить бит. Но можно не успеть!
Sk1ttless Beats: «Сложнее, если артист оформил лизинг, записал хитовый трек, а за это время кто-то выкупил полные права. Вот тут начинаются костыли, хотя и это решаемо. Можно перекупить права. Либо артист, купивший эксклюзив, теперь уже как правообладатель может продать лицензию на его использование».
Зачем в названиях таких битов пишут имена рэп-звезд?
Бит Лукаса Депетти был загружен на YouTube под названием «[FREE] Drake Type Beat «Storm» | Hard Rap/Trap Instrumental 2019″. Сразу понятно, что битмейкерам сегодня приходится думать и о поисковой оптимизации. По такому же принципу озаглавлены все инструменталы на YouTube-канале, через который Депетти продает биты.
К появлению термина type beats пришли так: однажды кому-то пришла мысль прописывать в тегах не только жанр и настроение трека, но и писать на музыку какого рэпера он похож. Это начали делать еще 10 лет назад, а сейчас явление максимально распространилось. Схему объясняет нонейм-битмейкер с ютуба: «Я пишу бит, а потом думаю, как подписать, чтобы лучше продалось».
Существует заблуждение, что type beats это всегда имитация и подражание, что-то вторичное и низкокачественное. Разумеется, когда появляется Pi’erre Bourne и пишет хит, который звучит не как все вокруг, то его начинают копировать, чтобы запрыгнуть на тренд. Но это не значит, что 100% продающих музыку на Beatstars и SoundClick — имитаторы и копировщики, а type beat не обязательно синоним слова «копипейст».
Ходят ли большие западные звезды за битами на Beatstars и гуглят ли они type beats?
Бюджеты больших звезд позволяют им работать с проверенными высококлассными профессионалами. Но ведь и новичок на скромном домашнем оборудовании может написать хит.
Desiigner купил на SoundClick инструментал для «Panda» за 200 долларов, а Fetty Wap нашел там «Trap Queen». Кто-то из команды 6ix9ine гуглил «6ix9ine type beat» и так приобрел бит для «Day69». A$AP Rocky искал a$ap rocky type beat и нашел инструментал для «Fine Whine». Murda Beatz продавал type beats, пока не стал работать с Migos и Drake. Логично, что и другие звездные битмейкеры нового поколения должны были с чего-то начинать — и скорее всего, это тайп-биты.
В России показателен опыт Diamond Style — работая на поп-звезд калибра Тимати, они продолжают сдавать биты в лизинг безымянным артистам.
Genius разбирает явление type beats — в видео фигурирует один из героев этого текста Curtiss King, тот самый, который не мог купить журнал со своим интервью. Он говорит, что сдавая треки в лизинг, заработал столько же, как за 10 лет работы с артистами по старой схеме.