что значит неприспособленный к жизни человек
Откуда появляются печальные и неприспособленные к жизни взрослые?
Откуда появляются печальные и неприспособленные к жизни взрослые?
Они берутся из несчастливых детей. Этих детей не всегда били (а может, и вовсе не били), не запирали в тёмном чулане и, возможно, даже не грозились отдать милиционеру. …
Они берутся из несчастливых детей. Этих детей не всегда били (а может, и вовсе не били), не запирали в тёмном чулане и, возможно, даже не грозились отдать милиционеру. С ними обходились менее кровавым образом – таким, в котором множество семей не видит ничего ужасного. Я даже предвижу, как некоторые мамы, читая дальше, закатят глаза: “Совсем эти психологи с ума посходили, всё-то им не так”.
Речь идёт о хронической инвалидации чувств.
Это выражение принадлежит Марше Лайнен, специалисту по пограничному расстройству личности. Инвалидация – это обесценивание. Обесценивая чьи-то чувства, мы говорим – какая ерунда, не делай из мухи слона. Разумеется, мы не имеем никакого права измерять ценность чужих чувств, но речь сейчас не только об этом. При инвалидации, которая бьёт по детской психике, чувства, мысли, желания и потребности ребёнка маркируются как неадекватные. Если эта практика является в семье постоянной, у маленького человека нет шансов вырасти без ощущения, что с ним что-то глобально не так.
Откуда появляются печальные и неприспособленные к жизни взрослые?
Как именно это происходит? Посмотрим на примерах.
— Ты что такой унылый сидишь? Не хочешь с бабушкой оставаться?
— Угу.
— Интересно, с чего бы? Это, между прочим, твой родной человек, и тебе следует его любить. Чтобы я больше не видела такой кислой физиономии!
— Какой подарок хочешь на день рожденья?
— Куклу.
— Нет, ну это нормально? У тебя их штук тридцать уже. Ты что-нибудь другое можешь захотеть?
— А чего это ты с Машей не играешь?
— Мне с ней скучно.
— Скучно ей! А с Полиной, значит, не скучно? Твоя Полина даже здороваться не умеет. Так что играй с Машей или останешься дома.
— Мам, мне страшно на контрольную идти.
— Какая чушь. Мальчики не должны бояться. Иди и не жалуйся.
— Я не хочу сидеть с сестрой. Она меня уже достала.
— И это я слышу от взрослой девочки? Стыдно жаловаться на маленьких!
Казалось бы, обычные диалоги – из тех, которыми наполнено почти каждое детство. Но давайте посмотрим, о чём они на самом деле.
Во-первых, в каждом ребёнок искренне сообщает о том, что с ним происходит.
Во-вторых, он получает в ответ прямое указание на недопустимость своих переживаний.
В-третьих, его информируют, что именно ему следует испытывать или хотеть.
Иными словами, авторитетный взрослый транслирует ребёнку, что его движения души неадекватны и верить им нельзя. Более того, его душевная жизнь должна быть принципиально иной, если он хочет остаться для родителей хорошим. И это послание настолько иезуитское, что оспорить его невозможно. Ребёнок может умирать от стыда, приходить в отчаяние или негодовать, но сказать “оставь мои чувства в покое” у него точно не выйдет. Более того, он откажется от чего угодно своего, лишь бы не утратить расположение взрослого.
Собственно, сейчас самое время информировать неискушенного читателя, что каждый человек вправе чувствовать, хотеть, нуждаться и мечтать о том, о чем мечтается, чувствуется, хочется и нуждается.
Это закон здорового функционирования.
Нет плохих чувств, нет неправильных желаний, нет идиотских фантазий. Каждая из них есть отражение нашей уникальной природы. Каждый раз, когда мы вешаем на неё ярлык “глупо”, “стыдно”, “отменить”, мы отрезаем и выкидываем кусок себя.
День за днем, год за годом.
А теперь вопрос – много ли у вас осталось после того, как повыкидывали “неподхоящее”?
Один из самых частых запросов к психологу – научите меня себя любить. И правда, трудно полюбить то, чего нету (а то, что есть – всё плохое, просто руки не дошли выкинуть). Но в ходе терапии, когда впервые дается право на прислушивание к тому, что чудом уцелело, запрос начинает звучать иначе. Кто вообще я? Чего я хочу? Есть ли во мне что-то стоящее? Как научиться себя чувствовать? Можно ли на себя полагаться?
Но ни один из этих вопросов бы не возник, если бы детские чувства не подвергались инвалидации. Умение слышать себя и себе доверять встроено от рождения. Если его не прибить заботливой родительской кувалдой, оно никуда не денется – разовьётся и окрепнет. Природа мудра.
Родители же, как всегда, хотят самого лучшего. Не доверяя себе, они с тем же недоверием лупят наотмашь по детской душе.
Женщина, страдающая хронической депрессией, вспоминает, как однажды во время семейного ужина ей позвонил мальчик, чьего звонка она очень ждала. Она вспорхнула из-за стола, не в силах сдержать радости, и услышала отцовское в спину: “Вот так ты должна радоваться всякий раз, когда я велю тебе что-то сделать”.
Как вам заход? Даже не “выполнять мои требования – беспрекословно и немедленно”, а взмывать в ответ от счастья.
Она слышала это потрясающее послание не раз и не два. По её словам, ей казалось, что отец пытается внедриться в её мозг и его перепрошить. Это было невыносимо, почти физически. И в какой-то момент, уже ближе к пубертату, она сделала для себя неосознанный, но во многом определяющий вывод: радоваться не следует. Если твоей радостью пытаются управлять – значит, пусть её просто больше не будет.
Друзья, когда мы лезем наводить порядок в чужой душе, мы похожи на злобных советских уборщиц. Чужие чувства и потребности трогать нельзя. Особенно детские. Иначе вместе с ними можно разворотить нормальный сценарий будущей жизни. Мы можем сердиться на поступки, можем просить иначе себя вести, но чувства – неприкасаемы.
— Ты что такой унылый? Не хочешь с бабушкой оставаться?
— Угу.
— Ох, понимаю. Она иногда бывает в дурном настроении, и тебе достаётся. Давай так – ты наберёшься терпения, а я постараюсь побыстрее тебя забрать.
— Какой подарок хочешь на день рожденья?
— Гироскутер и новый телефон.
Я знаю, ты давно о них мечтаешь. И мне жаль, что мы с папой не можем тебе всё сразу подарить. Выбери что-то одно.
— А чего это ты с Машей не играешь?
— Мне с ней скучно.
— А с кем ты любишь играть? С Полиной? Что тебе в ней нравится, расскажешь?
— Мам, мне страшно идти на контрольную.
— Что мы можем сделать прямо сейчас, чтобы твой страх уменьшился?
— Я не хочу сидеть с сестрой. Она меня уже достала.
— Верю, малыши бывают несносными. Но, пожалуйста, продержись ещё немного. Я допишу статью и приду на помощь.
В этих вариантах родитель не подвергает сомнениям право ребёнка на его личные переживания, хоть и не везде идет ему навстречу. Давать право чувствовать и прогибаться – вещи абсолютно разные. Наши желания тоже исполняются не всегда, и это не катастрофа. Катастрофа, когда ты живёшь с ощущением глобальной внутренней неадекватности.
Путь уважения к чужим чувствам требует зрелости. Прицыкнуть легче, чем соприкоснуться с тем, что тебе сейчас совершенно не к месту. Ишь, не хочет погостить у вечно недовольной бабушки? Перетопчется! Обижен на младшую сестрёнку? Ну, так она маленькая, и нечего обижаться. Боится засыпать в темноте? Стыдобища, семь лет уже. Велик соблазн не только сделать так, как удобнее тебе, но ещё и прихлопнуть для надёжности – “да как ты вообще можешь такое чувствовать!” Глядишь, в следующий раз и образумится…
А вот список особенностей, характерный для тех, кого в детстве таки “образумили”:
— Огромные трудности с принятием решений, потребность постоянно искать совета, переспрашивать, уточнять;
— Непонимание, хорошо тебе или плохо – особенно в области отношений;
— Страх предъявлять свои чувства, который может скрываться либо за маской вечного позитива, либо за отрицанием очевидного (“нет, я не злюсь, тебе показалось”, произнесённое сквозь зубы и со сжатыми кулаками);
— Склонность к пассивно-агрессивному поведению (“догадайся сам, что мне нужно”);
— Частые сомнения в себе, подозрения в том, что устроен ненормально, неправильно;
— Привычка подменять непосредственное проживание эмоций размышлениями (“наверное, мне следует сейчас порадоваться”);
— Ощущение внутренней пустоты, сложности в ответе на вопросы “кто я?”, “какой я?”;
— Страх разоблачения (“если другие увидят, какой я на самом деле, от меня отвернутся”);
— Готовность к подменам (хочешь, чтобы любили – ищешь секса на одну ночь, мечтаешь о детях, но с лёгкостью соглашаешься с бойфрендом, что стоит “жить для себя”);
— Трудности с планированием и постановкой целей.
Впрочем, даже если тебе уже за сорок и ты ставишь галочку напротив каждого пункта – это не приговор. Ведь чувства можно разморозить и присвоить. Это нормальная психотерапевтическая работа, в ходе которой психолог создаёт возможность соприкасаться со своим внутренним опытом без стыда и угрозы наказания. Другими словами, он, как достаточно хороший родитель, возвращает чувствам их ценность, потребностям – право быть, а тебе – себя.
Откуда берутся несчастливые и неприспособленные к жизни люди?
Они вырастают из несчастных детей. Необязательно родители их били, пугали «чужим дядей» и так далее. Их чувства, мнения, поступки просто обесценивали. Обесценивание или инвалидация сильно бьет по неокрепшей психике ребенка. Его потребности взрослый считает неадекватными. Все эти фразы из разряда «хватит реветь», «не делай из мухи слона» и так далее, и есть обесцениванием чувств.
Ниже вы можете увидеть примеры обесценивания
— Собирай вещи, мы едем к бабушке в деревню
— Но я не хочу, там скучно и нечего делать
— Ничего не знаю, бабушка – родной человек, ты должен ее любить. Собирай вещи и не реви.
— Что подарить тебе на Новый год?
— У тебя машинок уже 50 штук, может, хватит уже?
— А почему ты с Сережей не играешь?
— Мы с ним не дружим.
— А почему не дружишь, надо дружить. У Сережи родители хорошие, а Артем твой очень невоспитанный, даже не разговаривай с ним!
Свиду это самые обычные беседы с ребенком, но они несут разрушительный характер. Фактически взрослый получает информацию о чувствах ребенка и отвечает ему, что они недопустимы. Друзей он выбирает неправильно, любит на досуге заниматься не тем и так далее.
Кроме того, родители манипулируют ребенком, говоря ему, что он должен чувствовать так и не иначе. В противном случае – он плохой ребенок. На самом деле, ребенок может мечтать о чем угодно, чувствовать, что и как угодно. А взрослые при этом не должны называть его мечты, мысли и чувства дурацкими, глупыми, неправильными.
Ненужные чувства отрываются и выбрасываются. Так человек понемногу теряет собственное Я. Во взрослом возрасте он обращается к специалисту и просит научить его любить себя. А что любить, если весь он планомерно год за годом разрывался или запирался в рамках. От него ничего не осталось, как это можно любить?
Самоуважение и любовь к самому себе формируется в детском возрасте, поэтому обесценивание настолько опасно.
Был один случай. Женщина обратилась к психологу по причине отсутствия интереса к жизни. Оказалось, что в детстве родители манипулировали чувством радости. Началось все с того, что ее позвал гулять мальчик, который ей очень нравился. В тот день она светилась от счастья, родители сказали ей, что она должна радоваться не прогулке с мальчиком, а словам родителей.
Таким образом они просто отбили ей охоту радоваться. Во взрослом возрасте привычка осталась, и теперь ей придется потратить много времени и сил, чтобы заново научиться быть счастливой.
Посмотрите на эти примеры:
— Ты не хочешь ехать к бабушке?
— Понимаю, что тебе делать в глухой деревне. Давай так, ты поедешь на 2 дня и порадуешь бабушку, а я приеду и заберу тебя.
— Что подарить тебе на Новый год?
— Хочу смартфон, планшет и электросамокат
— Мы обязательно купим тебе все, но выбери, пожалуйста, один подарок.
В этих примерах родитель не обесценивает чувства ребенка, но и не идет у него на поводу. Почему же многие обесценивают чувства детей? Потому что отругать проще, чем понять.
Вместо того, чтобы узнать, почему ребенок боится темноты, взрослый скажет «Чего ты там боишься, тебе уже 8 лет. Не стыдно бояться?».
Такое отношение приводит к появлению эмоциональных инвалидов, которые затем также калечат своих детей.
Люди не с этой планеты, они совершенно не приспособлены к условиям Земли
Все чаще различные исследователи задаются вопросом, каким образом на Земле могло в ходе эволюции появилось существо, которое совершенно не приспособлено к жизни вне искусственно созданных условий.
Если взрослого человека бросить одного в диком месте, даже если там полно еды, то выживет он там лишь если с детства привык жить в таких условиях и знает где укрываться, как обеспечить себе тепло, искать пропитание и как спасаться от хищников. И то не факт. Причем жизнь его будет коротка и полна страданий.
Человеку плохо без одежды, если он живет вне тропической зоны, но даже в жарких странах ему плохо, потому что ему наносит вред солнечный свет. И ему очень сложно поглощать пищу сырой, для этого у него банально не приспособлены зубы и кишечник. А если еще и вспомнить про высокий уровень хронических заболеваний.
Именно поэтому в последние годы появляется все больше сторонников теории, что человек был искусственно создан на Земле древними инопланетными цивилизациями или доставлен ими на Землю с другой планеты. На той планете человечество живет совсем в иных условиях и с иной гравитацией.
Среди животных Земли человек выделяется еще и своей высокой агрессивностью. Ему ничего не стоит перебить крупное общество себе подобных из-за каких-то несущественных культурных разногласий.
Профессор Эллис Сильвер считает, что люди однозначно прибыли на Землю из иного мира. Он уверен в том, что первый и самый яркий признак этого то, что у людей огромные проблемы с со спиной. Уже начиная с 30 лет люди страдают от болей в спине, которые лишь усиливаются с возрастом.
Сильвер считает, что на нашей родной планете была куда меньшая гравитация и она не давила на наш позвоночник как земная. Туда же Сильвер определяет проблему солнечного света, считая, что наша родная планета находилась достаточно далеко от Солнца и солнечные лучи не палили так сильно.
Голова новорожденных младенцев действительно непомерно велика по сравнению с их телом. При рождении ширина головы младенца практически равна ширине его плеч. И даже «эволюционная хитрость» в виде несрощенных костей черепа, которая позволяет черепу младенца слегка деформироваться во время прохождения через родовые пути, не решает эту проблему.
Согласно науке, именно около 200 тысяч лет назад на Земле появился человек современного типа, который очень сильно по своему развитию отличался как от неандертальцев, так и от более ранних человекоподобных существ. Как и почему произошел такой резкий скачок, наука не знает.
В своей книге Сильвер пишет, что от контактов с инопланетянами до нас дошли легенды про Древних Богов, которые спускались на Земли в «огненных колесницах» и «небесных лодках». Если рассматривать фигурки этих «Богов», то они невероятно сильно похожи на людей в космических скафандрах.
Зачем какой-то гуманоидной инопланетной расе специально переносить на Землю другой гуманоидный вид или же создавать его путем гибридизации с земными видами, понять сложно. Это мог быть как эксперимент, так как и некий вид наказания за свою агрессивность.
Что касается того, зачем потребовалась гибридизация, то, возможно, она была попыткой лучше приспособить этих существ к местной гравитации и составу воздуха, ведь судя по этим «скафандрам» местные условия «Богам» были очень неподходящими.
неприспособленный к жизни
Смотреть что такое «неприспособленный к жизни» в других словарях:
неприспособленный — малоприменимый, неудобный, неприспособляемый, неприспособленный к жизни, непрактичный, неадаптивный, не от мира сего, неадаптированный Словарь русских синонимов. неприспособленный см. непрактичный Словарь синонимов русского я … Словарь синонимов
НЕПРИСПОСОБЛЕННЫЙ — НЕПРИСПОСОБЛЕННЫЙ, неприспособленная, неприспособленное; неприспособлен, неприспособленна, неприспособленно. Неспособный по непрактичности, по неумению приноровляться, приспособляться к чему нибудь. Это был человек неприспособленный к жизни.… … Толковый словарь Ушакова
неприспособленный — ая, ое; лен, ленна, ленно. 1. Такой, который не умеет, по своей непрактичности, приспособиться к чему л., устроиться и т.п. Н. человек. Какой ты н.! Н. к жизни. 2. Непригодный, неподходящий для чего л. Н ое помещение. Н. склад. ◁… … Энциклопедический словарь
неприспособленный — ая, ое; лен, ленна, ленно. см. тж. неприспособленность 1) Такой, который не умеет, по своей непрактичности, приспособиться к чему л., устроиться и т.п. Неприспосо/бленный человек. Какой ты неприспосо/бленный! Неприспосо/бленный к жизни. 2) … Словарь многих выражений
не приспособленный к жизни — прил., кол во синонимов: 11 • далекий от жизни (14) • малопрактичный (3) • не о … Словарь синонимов
непрактичный — нереальный, не приспособленный к жизни, неприспособленный, малопрактичный, далекий от жизни, не от мира сего, неприспособленный к жизни, оторванный от жизни, нежизненный, неосуществимый, нежизнеспособный Словарь русских синонимов. непрактичный 1 … Словарь синонимов
не от мира сего — неприспособленный, неприспособленный к жизни, непрактичный, мечтатель Словарь русских синонимов. не от мира сего прил., кол во синонимов: 7 • бестолковый (104) • … Словарь синонимов
Бёлль — (Böll) Генрих (1917, Кёльн – 1985, д. Лангенбройх, под Кёльном), немецкий писатель. Г. Бёлль Один из самых знаменитых в России послевоенных западногерманских писателей. Печатается с 1947 г. Основные темы его первых произведений – 2 я мировая… … Литературная энциклопедия
Юродивый — I м. Аскет, отказавшийся ото всех благ, обладающий по мнению верующих даром прорицания (на Руси). II м. Тот, кто совершает нелепые, с точки зрения обычных людей, поступки, привлекая к себе внимание своею чудаковатостью, нарочитой униженностью или … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Юродивый — I м. Аскет, отказавшийся ото всех благ, обладающий по мнению верующих даром прорицания (на Руси). II м. Тот, кто совершает нелепые, с точки зрения обычных людей, поступки, привлекая к себе внимание своею чудаковатостью, нарочитой униженностью или … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Неприспособленность к жизни
Вопрос психологам
Спрашивает: Алиса
Категория вопроса: Самопознание
Добрый день. Меня зовут Алиса, мне уже 19 лет. По сути еще не тот возраст, чтобы впадать в апатию или что-то такое, но ощущение как-будто прожила уже лет 60. Порой думаю, что уже устала от жизни. Но дело в том, что я абсолютно не готова к реальной жизни, не готова работать, не готова покидать родительский дом, вообще ни к чему не готова. Иногда хочу, чтобы мы всей семьей закрылись дома и умерли в один день. Но гоню от себя эти мысли, потому что знаю, что они все хотят жить. Да и я наверное тоже хочу, но нет смысла, точнее я его не вижу. Часто живу в каком то мире, которого нет, порой представляю себя героем какого-нибудь фильма, где все так интересно и захватывающе. Но потом понимаю, что кино это всего лишь кино, а жизнь просто полнейшее дерьмо. Постоянно представляю себя с другой внешностью, я достаточно отличаюсь от своего брата, который вышел красивым и умным, с талантами, я же.. ничего не умею делать, абсолютно бесталанное создание. И еще я заметила, что люблю жалеть себя, жаловаться, говорить о том, что я так несчастна, так некрасива. Да.. многие говорят, что внешность не главное, но я то знаю, что это вранье. Люди то и дело хотят задеть, какие то намеки по поводу внешности, порой мне кажется, что я их всех ненавижу. Но нельзя ненавидеть людей за правду, хотя это невыносимо. Я слабая, никчомная, не способная на что-то путнее. Не хочу умереть ничего не добившись, но так оно и будет. Хотя иногда мне кажется, что я сойду с ума и умру в психиатрической лечебнице, это наверное самое страшное.. сойти с ума. Но похоже это и происходит, в моей голове больше идей о том, как бы сложилась моя жизнь будь я другая, будь я красивее, будь я умнее.. Хотя иногда мои мысли просто неуправляемы(чаще всего такое бывает). они просто состраиваются в колонку мерзких событий, или чего-то ужасного, порой до дрожи в руках. Не могу ничего поделать, они одолевают меня, иногда думаю, что схожу с ума. Но все таки нет, оказывается не схожу. Меня пугает внешний мир, но в тоже время я просто мечтаю уехать из России, стать популярной, или выйти замуж за фронтмена какой-нибудь рок-группы.. Или думаю о том, что хорошо быть наркоманом, они думают только о том, как достать новую дозу, им не важно что о них думают другие.. да и мне вроде не важно. Просто они обо мне и не думают. Может меня это гнетет, наверное так и есть. Хотя не факт, я сама еще не разобралась.
Я достаточно тихий человек, людям плевать на таких, но не знаю.. я ли это на самом деле. Я вообще не знаю, что означает фраза быть самим собой, потому что не знаю.. а кто я вообще.
Недавно мне незнакомый человек спросил у меня: Какие могут планы у такой, как ты?
Честно говоря сама не знаю, видимо не каких, если я такое днище.
А ведь так оно и есть, у меня нет планов.. Конечно есть в моей голове не сбыточный план о том, чтобы поступить в какой нибудь университет в Лондоне, но и так все ясно, что ничего не добьюсь.
Вообще я люблю своих родственников, но недавно меня удивила одна ситуация.
Скажу вот что я в этом году окончила мед колледж, по профессии мед сестра,
но бабушка, как и моя тетя спросили санитаркой ли я устроилась.
Вам не кажется странным, что я с образованием мед сестры пошла бы работать санитаркой, которой можно работать и без образования..
Меня просто это задело, получается даже родня видит во мне что-то днищенское.
Мне если честно жаль, я вот пишу.. и понимаю, что по большей мере здесь жалобы с моей стороны, но не могу ничего поделать.
Я порой чувствую себя пустышкой, абсолютно пустым и неинтересным человеком, хотя так оно и есть.
Не знаю, что с этим делать.. Это так больно и грустно понимать, что ты просто не способное на существование нечто.
И вопрос.. что с этим делать? Как дальше жить? Может лучше покончить с собой, чтобы не было больше подобных мучительных мыслей? Или стоит просто стать серой мышью(коей я уже являюсь) и тупо следовать за обывателями? Делать вид, что счастлив. Ведь многие так живут.. Но я так не могу, не хочу.