что значит нет правды на земле
«…нет правды на земле. Но правды нет – и выше»
(Досадливая запись в дневник)
Вторая половина марта перевалила, а весны нет, и зима держится цепко, зло, неистово, несправедливо. Нежданно-негаданно привязалась, неизвестно откуда приблудившись, хворость, такая же цепкая, навязчиво-проклятущая, как задержавшаяся зима.
Кутаюсь в плед и смотрю окно. Там тихий, как болезненно-снящийся сон, снегопад. Он, должно быть, последний. Во всяком случае, я так желаю, потому что жду весенней услады как избавительницы от того болезненного состояния, от которого не удалось уберечься.
Мелкий снег сыплет и сыплет на землю, убеляя двор редкой, почти смертной белизной. В этой белизне теряются человеческие следы, давние и свежие. Иногда взвихряется ветер, и диким призраком до самых небес взметается всё снежное пространство.
Завтра снега не обещают. Ожидается морозный день. Выборы. Не хочется о них думать. Но жена – ветеран градообразующего предприятия, и оттуда третий звонок-напоминание, что необходим голос не только её, но и мой. Автор телефонного звонка настойчиво намекал, за кого должен быть отданы голоса «уважаемых ветеранов».
Телефонные нелепости не добавляют здоровья. Хочется чертыхаться. Но все делаю для выздоровления: пью чай с имбирем, какие-то дешевые таблетки от кашля, «усмиряю» бронхи, которые поют сопревшими мехами старой гармони.
К зданию гимназии, где избирательный участок, вместе с супругой как-нибудь доползем. И проголосуем. Но не за то, что предлагает телефонный звонок градообразующего предприятия…
Завтра настойчиво предлагается прийти в гимназию детскому хоровому коллективу, родителям, чтобы демонстрировать всеобщую радость и восторг от самого лживого действа, которое придумал человеческий разум. Противно…
Холодное дыхание зимы к ночи усиливается. Я это чувствую через стекла окон. Ветер ссыпает снег с веток дерев, метет верхушками берез по свинцовому небосводу. Но он не залетит ко мне, не снимет мою боль с сердца.
Тяжело осознавать, что завтра мало что изменится. Ложь продолжится. И в продолжении её немалую роль сыграли телекиллеры, убивавшие Правду…
Мои года будут убегать еще стремительнее, догорать станут, как чадящий трут, и ничего уже не поделать, чтобы успеть увидеть наступление Правды. Жестокосердные лживые дни продолжатся, как нескончаемо длится нынешняя зима, несмотря на приход календарной весны.
«Нет правды на земле, но правды нет и выше»?
Кому принадлежит данная фраза, что означает?
А лично для меня есть правда вверху, даже если её трудно найти на земле.
Не знаю как где, но у нас, на Финском заливе порой приходится очень долго идти, чтобы поплавать, ну мелкий он. Поэтому эту фразу я продолжил бы так:
-Если у вас земля ушла из-под ног, значит уже можно плыть;
-Не прошли и полкилометра по заливу, как земля наконец-то ушла из-под ног;
-И только опустившись на четверенки я почувствовал, что земля уходит из-под ног и поплыл;
Хотя справедливости ради замечу, что в заливе песок. Поэтому добавлю еще ряд продолжений.
-Если вдруг земля ушла из-под ног, пора лететь;
-Если вдруг земля ушла из-под ног, пора брать ручку газа на себя (для пилотов);
-Если вдруг земля ушла из-под ног, пора пора либо молится, либо группироваться;
-Если вдруг земля ушла из-под ног, а вы этого не заметили, поздравляю, вы-святой;
-Если вдруг земля ушла из-под ног, главное не начинайте кричать «я лечу», а то отцепитесь от палки, упадете и утки вас не найдут (навеяно «Лягушкой-путешественницей»);
Летит звезда с небес на землю падая,
Взор, устремлённый в небо, радуя.
Быть может, это та звезда,
Что светит нам в пути всегда.
Пока звезда к Земле летит
И ярким пламенем горит,
Успей желанья загадать,
О лучшей доле помечтать.
О том, чтобы тебе всегда
Светила яркая звезда,
Чтобы всегда в твоё оконце
С утра заглядывало солнце!
Чтобы сопутствовал успех,
Звучал чтоб в доме детский смех,
Чтобы нигде и никогда
Тебе не встретилсь беда.
Чтоб на Земле всегда был мир,
Чтоб Бог любовью одарил
Тебя и всех твоих родных,
Всегда заботился о них.
Так что, пока к Земле летит
Мечтайте обо всём, друзья,
Ведь без мечты прожить нельзя!
Так что очередные «предсказания» о погружении Земли в ночную мглу, о том что какой-то
о том, что возможен новый конец света, после 2012-го года уже так остро не воспринимаются. Народ наш уже, так сказать, адаптировался ко всем этим «предсказаниям».
Да и ученые или совсем молчат на эту тему, игнорируя ее с высоты своих позиций, или пишут, что конца света не будет в ближайшие столетия.
Так что, коллеги, продолжаем спокойно трудиться на проекте «Большой вопрос»).
Быть лжецом тоже надо уметь; да и ещё и со своей совестью надо уметь договариваться. Или вообще забыть про само понятие «совесть». А вот те, у кого с совестью в порядке действительно знают что правду говорить намного легче, чем лгать и потом мучиться угрызениями совести. Да и люди не привыкшие лгать легко запутываются в собственной лжи-то, что придумал легко забывается в отличии от действительности-пра вды, она в памяти сидит прочно. Не удивительно, что через некоторое время ложь обнаруживается-«авто р» попросту забывает предыдущую «версию». Как говориться, «сколько верёвочки не виться, а кончик появиться». Другое дело что правда бывает очень горькой; поэтому в таких случаях лучше не форсировать события и если у Вас не требуют «под пытками» сказать правду лучше промолчите. Помните, «гонца, принёсшего дурную весть, убивают».
Я, с Вашего позволения, буду продолжать фразу не «Я прав. «, а «Я права в том, что. «. Это не прибавит оригинальности, но мне так привычнее:
1.Я права в том, что не всегда чувствую себя правой.
2.Я права в том, что выбираю лишь тех, кто прав.
3.Я права в том, что не желаю кормить своим вниманием тех, кто неправ.
4.Я права в том, что люблю правду.
5.Я права в том, что считаю правду благом.
7.Я права в том, что уверена: неправый сам ломает свою судьбу.
9.Я права в том, что убеждена: всякая козявка видит себя во сне слоном.
» Нет Правды на Земле= Но Правды нет и Выше? «(мысли Великих Людей= а именно? ) И как относитесь к такому Высказыванию?
Что там, в туманной мгле,
На звёздной неба крыше,
Где всё сошлось? Сойдётся…
Иль пуст безмолвья мир?
Кто на Земле споткнётся:
Тот приглашён на пир?
И канет серый прах,
При жизни, что лелеют,
Смешают с сором. ах!
Нехорошо. Мы думаем, томимся,
Ночами истово молИмся,
Чтоб избежать опасной тьмы.
И верим, верим, сладко верим:
Несбыточным дурманом грезим,
И тонем в низменных грехах.
Нет правды на земле, но правды нет и выше.
На лжи живет и кормится лишь ложью мир,
И ложью властвует и ложью дышит.
Стенаний правды мир давно не слышит.
Нгездится ложь в дворцах и в нищите квартир,
Сочится и ползет из всех щелей и дыр,
Все обволакивая, дикой злобой пышет.
И лживая любовь и лживые поэты,
И песни лживые и лживые газеты –
Все мерзопакостно, уныло и убого.
И если разобраться беспристрастно, строго
Нет правды у людей, нет правды и у Бога.
И ничего грустней подобного итога.
*Моя Москва – колокола и крыши,
Уже Венеция пропахла тиной;
Европа, увлекаема скотиной,
Идёт черёд ли новых наводнений,
Тайфунов, селей и землетрясений?
Моя Москва, куда ты? Подожди!
Ты станешь вновь невестою богатой
А есть ли правда на Земле? ТМ
А есть ли правда на Земле?
А мы живем все в вечной суете,
По жизни век гадая правду,
А есть ли правда на Земле?
Да нет,ложь создала преграду.
А можно ль жить с открытою душой?
Бывает это очень редко!
Такую лишь таит немой,
И ложь его в округе незаметна.
Комментарии:
Замечаний много, но как куратор, я должен дать слово в первую очередь другим.
Оксана, здравствуйте!
Правильно ли я понимаю, что это ваше первое появление в Творческой Мастерской?
Надеюсь, что вы без обид воспримете то, что вам напишут критики, потому что стихотворение, которое вы сейчас предложили, требует серьезной доработки, о чем вам непременно сообщат.
Стихотворение «А есть ли правда на Земле?» Тема заявлена очень масштабно. Если автор готов дать обоснованный ответ на этот вопрос, то это подразумевает наличие у него большого опыта духовного поиска, а если нет, то подобное рассуждение приобретает нотку недостоверности.
Оксана, если вы желаете переработать стихотворение, вам нужно четко сформулировать, какую мысль вы хотите донести до читателя и только потом приступать к выбору средств выражения.
Иланка,
Понимаете ли какое дело.
От вашей критики автор точно ничего не уяснил для себя. И совершенно точно не услышал, как звучат его строки со стороны.
А потому что в вашей критике собственно литературной составляющей (поэтико-литературоведческой) маловато. И потому критикой назвать это трудновато.
Ваш отзыв похож на «наезд» учителя средней школы.
Надеюсь, что вы без обид воспримете то, что я вам напишу тут сейчас, потому что ваш отзыв, который вы сейчас предложили, также требует серьезной доработки, о чем вам сообщаю.
Итак, сообщаю поабзацно:
1. «Стихотворение «А есть ли правда на Земле?» Тема заявлена очень масштабно. Если автор готов дать обоснованный ответ на этот вопрос, то это подразумевает наличие у него большого опыта духовного поиска, а если нет, то подобное рассуждение приобретает нотку недостоверности» (Иланка)
— данное стихотворение является авторским виденьем на заявленную тематику, философской лирикой. Каждый вправе делиться своим виденьем на несовершенство нашего мира. А еще, каждый вправе выразить это в поэтической форме. Причем тут «большой опыт духовного поиска»? Автор что, претендует на роль гуру или является кандидатом в настоятели буддийского монастыря? Личность и позиция автора в данном случае должна быть вне критики. Нас интересует только масштаб (глубина) мысли автора и его взгляды на эту тематику.
— Ну. а может это не тавтология вовсе. А может здесь выражение «век гадая правду» претендует на роль фразеологизма и означает бессмысленное занятие поиском истины и длится у людей «по жизни»? Вы такой вариант не рассматривали? А жаль.
— а по-моему, «да нет» в этой строке звучит очень убедительно. Ведь это реплика, подразумевает утверждение путем категорического отрицания вопроса из третьей строки. Если вы не заметили, то это интонация.
И «Ложь создала преграду» знаете чему? Ответ ищите в первой строке второй строфы.
— дело в том, что эти два вопроса взаимосвязаны. Я не хочу вам здесь объяснять каким образом. Если вы этого не поняли, то вы не поняли главной идеи всей этой работы. Увы.
Да, у автора есть огрехи в этой работе. Но они сосредоточены совсем в другой плоскости.
Мое, конечно же, мнение.
Почему людей в аду наказывают, если там правит дьявол? Разве там не должны уважать грешников?
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Человек, попавший после смерти в рай, получит награду от Бога. А тот, кто окажется в аду, — разве он не заслуживает пусть не награды, но хотя бы моральной поддержки от его обитателей? Такой вопрос мы встретили в одной из социальных сетей. И, несмотря на некоторую долю иронии в самой его постановке, решили разобраться в этом вопросе со всей серьезностью.
Недоумение автора вопроса было бы совершенно справедливым, если бы в мире существовало два равноправных центра власти — Бог с Его ангелами, правящий «светлой стороной» мира, и дьявол с его демонами, правящий «темной стороной». Примерно таким, черно-белым, представляли себе мир последователи некоторых восточных религий — например, зороастрийцы или манихеи. Такой мир изображают и некоторые современные писатели-фантасты — например, Сергей Лукьяненко с его серией «Дозоров».
В мире, где есть два властителя и у каждого — своя шкала ценностей (одна со знаком «плюс», другая со знаком «минус»), и впрямь можно было бы ожидать, что каждый из правителей станет поощрять или наказывать своих подчиненных в зависимости от того, насколько те преуспели в своем деле, «светлом» или «темном». В повестях Лукьяненко так и происходит. Сотрудники Света получают от своего шефа награды за предотвращенные катастрофы и спасенные человеческие жизни, а сотрудников Тьмы повышают за противоположные «достижения»: разжигание конфликтов, ссор, сеяние соблазнов и т.п.
Но христиане знают, что реальный мир устроен иначе. У него есть только один Владыка — Господь Бог. Он Сам говорит о Себе: Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня (Ис 45: 5). И только одна шкала ценностей — заданная Богом.
Борьба между добром и злом происходит, но не в масштабах всего мира, а в сердце каждого человека. И исход ее предрешен с тех пор, как две тысячи лет назад в мир пришел Спаситель, Сын Божий Иисус Христос. Добро победило раз и навсегда — ради этой победы Христос позволил распять Себя на Кресте, умер, воскрес и основал Свою Церковь. Человеку, который крестился во Христа и стал членом Тела Христова — Церкви, диавол уже ничего не может диктовать; тот сам решает, кого слушать и за кем следовать.
Так что булгаковский Воланд, конечно, может считать себя полезной частью злой силы, без которой и на фоне которой и добро не было бы добром. Но это обман, как и все, что исходит от дьявола. Христиане прекрасно знают, что добро само по себе абсолютно и не нуждается в дьявольских подпорках. Зло — это всего лишь отсутствие добра, а не самостоятельная и равная Богу сила.
Откуда христиане знают, как устроен мир?
Прежде всего — из Откровения Самого Бога, которое содержится в Священном Писании. Самая первая заповедь, которую получил от Бога еще Моисей, гласит: Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20: 2,3). У пророка Исайи читаем: Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне (Ис 46: 9). В Послании апостола Иакова говорится: Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак 4: 12). Все библейские книги пронизаны мыслью о том, что вселенная создана Единым Богом и управляется по установленным Им законам. Как физическим, так и нравственным.
Да, так написано в Библии. Но есть ведь и другие книги…
То, что написано в Библии, на каждом шагу подтверждается самой действительностью. Шкала добра и зла в буквальном смысле вживлена в каждого из нас. И дает о себе знать даже в людях, которые, казалось бы, опустились на самое дно человеческого общества. Тому множество примеров.
Например, замечательный христианский писатель и исповедник Сергей Фудель (1900-1977), который 12 лет жизни провел по тюрьмам и лагерям, вспоминал, как уголовники, оказавшиеся в одной с ним камере и в обычное время державшиеся особняком, объединялись, «когда совершалось избиение провинившегося в воровстве хлебной пайки». Такое поведение похвалы, конечно, не заслуживает, но оно весьма показательно. Преступники жестоко наказывали воров в своей собственной среде, чтобы самим не оказаться жертвами воровства. Многие из них позволяли себе нарушать законы, но жить так, как будто этих законов не существует в принципе, им и в голову не приходило.
Даже самые отпетые негодяи, убийцы и насильники осознают: нравственный закон — только один, и, хотя его можно пытаться игнорировать, невозможно сомневаться в самом факте его существования. Никаких наград, повышений и «орденов почета» за убийства, кражи, изнасилования в человеческом мире не предусмотрено. Даже среди преступников.
Но, может быть, такие награды предусмотрены в аду?
Давайте для начала разберемся, что такое ад.
Обыденному сознанию он может представляться как место, где правят бал сатана и бесы. Но это представление спотыкается о тот самый факт, о котором мы сказали раньше: в мире есть только один Правитель и Законодатель — Господь Бог. И «править бал» помимо Него — невозможно. Даже в аду.
Во всей вселенной нет такого места, где Бог отсутствовал бы, где не действовали бы установленные Им законы. У Бога нет никакого противника, хоть сколько-то соразмерного Ему. Сатана — всего лишь создание Божие, увы, мятежное, избравшее путь противодействия своему Создателю (по-еврейски «сатана» как раз и значит «противник»). Без позволения Бога он не может сделать ничего. В ветхозаветной части Библии есть рассказ о праведнике Иове, которого падший дух обрекает на страшные страдания — но только после того, как на это соглашается Господь, Которому ведомо, что Иов с честью выдержит эти испытания и укрепится в вере, а его вера останется навсегда образцом для всех людей (Иов 1: 6-22, 2: 1-10). Другой пример — из Евангелия: злые духи, изгнанные из двух бесноватых, просят Христа послать их хотя бы в свиней (Мф 8: 28-32); по своей воле эти духи не способны войти ни в кого, даже в животных.
Во всем сотворенном Богом мире есть только одно место, в котором Бог ограничил Свое всемогущество. Это место — сердце человека. Человек изначально создан со свободной волей, свобода выбора — наш ежедневный опыт. И свобода предполагает, что человек может выбрать жизнь без Бога. В таком случае его душа после смерти направляется не в рай — Бог никому не навязывает Свое общество насильно, — а в специальное место, где пребывают души, не желающие встречи с Богом. Это место в Библии называют по-разному — местом мучения (Лк 16: 28), темницей (1 Пет 3: 19), геенной огненной (Мф 5: 22 и др.), озером огненным и серным (Откр 20: 10), тьмой внешней (Мф 22: 13)… Греческое слово Αΐδης — Аид, в русском варианте «ад» — означает преисподнюю, подземное царство, в котором умершие томятся без надежды когда-нибудь выйти на свет…
Ад — это не наказание и тем более не месть Бога тем, кто Его отвергает. Это просто единственное место, которое Бог может предоставить Своим творениям, не захотевшим быть с Ним, и куда они сами удаляются.
И ад — вовсе не концлагерь, а его обитатели — не заключенные, отданные Богом на расправу дьяволу и другим падшим духам. Над душами, заключившими себя в это место, все равно властвует Бог, Который, по свидетельству апостола Иоанна Богослова, есть любовь (1Ин 4: 16). Проблема в том, что души, не любящие Бога, воспринимают Его любовь как огнь поядающий (Евр 12: 29). Об этом замечательно сказал преподобный Исаак Сирин: «Мучимые в геенне поражаются бичем любви». В чем заключается действие этого бича? Тут можно только строить предположения. Может быть, пребывающие в аду души, лишенные укреплявшей их в земной жизни (несмотря ни на что) Божией благодати, останутся наконец предоставлены исключительно сами себе — и терзающим их страстям. И это может быть действительно страшно.
Вот как виделось это английскому писателю и богослову Клайву Стейплзу Льюису: «Спасенные идут в место, уготованное для них, а погибшие — в место, вообще не уготованное для людей… Попадая в ад, они выбывают из человечества. То, что выброшено (или выбросилось) во тьму,— не человек, а его „останки“. У полноценного, целого человека страсти подчинены воле, а воля предана Богу. У человека „бывшего“ воля, по-видимому, полностью сосредоточена на нем самом, а страсти совершенно ей неподвластны … Он уже не грешник, а какая-то свалка враждебных друг другу грехов».
Но, если в аду грешники будут вместе с диаволом, почему бы им там не поддержать друг друга?
Апостол Павел не случайно называет сатану и соблазненных им ангелов духами злобы поднебесной (Еф 6: 12). Злоба — определяющая характеристика этих существ. Христос именует дьявола человекоубийцей от начала (Ин 8: 44). За тысячи или миллионы лет, прошедшие с момента отпадения от Бога, сатана совершенно изничтожил в себе все крупицы доброго, бывшего в нем прежде, и с тех пор он весь — ненависть и злоба в их чистом, незамутненном виде. Повредить Самому Богу он, конечно, не в состоянии, и потому его грызет страстное желание — уничтожить творение Божие и его венец — человека.
Очень трудно уничтожить то, что сотворил Бог, тем более человека, созданного по образу Божию. Но сатана нечеловечески умен и хитер, поэтому он действует не напрямик, а обманом. Недаром Христос называет его лжец и отец лжи (Ин 8: 44). Дьявол клевещет человеку на Бога (именно это — «клеветник» — и значит греческое слово διάβολος), предлагает разные соблазнительные мысли, которые на первый взгляд могут представляться и разумными, и добрыми, и справедливыми. Но цель у дьявола только одна — довести человека до гибели, заставить его окончательно отречься от Бога, подтолкнуть к краю, за которым бездна, где уже не спастись.
Ждать от человекоубийцы сатаны какой-то поддержки — значит жестоко и фатально обманываться.
Может быть, попавшие в ад могут рассчитывать хотя бы на уважение и сочувствие себе подобных?
К сожалению, нет. Сочувствие, уважение, взаимная поддержка, вообще любое позитивное взаимодействие — это все то, что сближает, объединяет нас друг с другом и приближает к Богу. Но в том-то и дело, что ад — состояние предельного одиночества, которое человек выбрал добровольно и бесповоротно.
Пока душа человека соединена с телом, в его распоряжении есть время, а, значит, и возможность меняться. Ведь время — это не что иное как изменчивость, цепочка сменяющих друг друга событий, в том числе и наших решений — когда на смену одним приходят другие. Как пишет блаженный Августин: «Длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое»; поэтому, живя на земле, человек может передумать, измениться, покаяться.
А вот в вечности, продолжает блаженный Августин, «ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте».
Ад — это тоже вечность, только вечность дурная, когда человек застыл в своем решении существовать без Бога. Это все равно как если бы кто-нибудь решил перестать дышать. Его решение никак не отменяет существования воздуха вокруг него, но сделать вдох он уже не может: казалось бы, секундное дело — набрать в легкие воздуха, но этой секунды в его распоряжении больше нет. Мгновение остановилось и застыло, обернулось вечностью.
Клайву Стейплзу Льюису принадлежат знаменитые слова: «двери ада заперты изнутри». Так и есть: человек, решивший жить для себя, по своей воле поворачивает ключ в замке и закрывается от Бога в своей темнице. Беда в том, что по ту сторону смерти отпереть эту дверь он уже не сможет. Не сможет даже захотеть отпереть ее — ведь для того, чтобы передумать и захотеть, тоже нужно время, а времени в аду уже нет… Ад — это множество таких одиночных камер, обитатели которых заперлись изнутри, а потом их воля и тело внезапно оказались парализованы. Для человека, созданного для любви и общения с Богом, это состояние абсолютно противоестественно, поэтому это состояние предельной муки. Только внешнее воздействие — любовь и молитва близких людей и самой Церкви — может что-то изменить в посмертной судьбе такого человека, но сам он уже бессилен.