что значит низкий поклон вам
Что означает поклон в общении людей?
В зависимости от ситуации выполняются из положения стоя, сидя по-японски или по-европейски. По степени вежливости в целом делятся на 3 типа:
СТАНДАРТНО-ВЕЖЛИВЫЙ, или стандартный /рэй, одзиги/, с наклоном корпуса около 30°;
ОБИХОДНО-БЫТОВОЙ, или облегченный /эсяку/ с наклоном до 15°,
ЦЕРЕМОННЫЙ, или почтительный /сайкэйрэй/ с наклоном от 45° до 90°.
Большинство поклонов имеет мужские и женские варианты. Низшие по возрасту и социальному положению кланяются первыми и более вежливым поклоном.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОКЛОНОВ
1) ПОКЛОНЫ СТОЯ
Наиболее распространены в повседневном обиходном и деловом общении. Перед типовым
поклоном партнеры занимают исходное положение при дистанции в три шага и смотрят друг на друга. Во время поклона спина прямая, ноги сдвинуты; у мужчин руки свободно по швам, носки слегка врозь, у женщин руки сложены перед собой, носки могут быть слегка внутрь. Поза поклона выдерживается до двух секунд, затем партнеры не спеша возвращаются в исходное положение и вновь смотрят друг на друга.
Одна из типичных повседневных ситуаций употребления поклонов стоя — приветствия. Так, знакомые люди (соседи, сослуживцы на работе и т. д. ) при встрече и прощании совершают стандартные или обиходные поклоны с подобающими речевыми формулами. Например, при встрече: Охаё: годзаимасу ‘Доброе утро’, Коннитива ‘Добрый день’ и т. п. ; при прощании: Саёнара ‘До свидания’, при уходе с работы: Осоки ни сицурэй симасу ‘До свидания’ (букв. ‘Извините, что ухожу раньше вас’) и др. С поклонами стоя связан оборот коси га хикуи (букв, ‘держать спину низко’) ‘держаться скромно и почтительно’.
2) ПОКЛОНЫ СИДЯ ПО-ЯПОНСКИ (на циновке и т. п. )
Обычно совершаются в помещении с японским интерьером. Часто выполняются из официальной сидячей позы /сэйдза; хидза о соро-этэ сувару/: на коленях и пятках, спина прямая, бедра сомкнуты; руки у мужчин свободно лежат на бедрах, у женщин сложены перед собой.
3) ПОКЛОНЫ СИДЯ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ
Обычно совершаются в помещении с европейским интерьером в различных ситуациях вежливо-официального общения; при личном контакте допустимы лишь по отношению к младшему или низшему по положению. Выполняются в целом так же, как поклоны стоя; руки — как при поклонах сидя по-японски.
низкий поклон
В ответ на традиционный низкий поклон Хасимото заметил ему, что здесь [в Берлине] эта японская манера производит смешное впечатление (Г. Иванова)
Смотреть что такое «низкий поклон» в других словарях:
низкий поклон — приветствую Словарь русских синонимов. низкий поклон сущ., кол во синонимов: 1 • приветствую (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Низкий поклон — НИЗКИЙ, ая, ое; зок, зка, зко, зки и зки; ниже; низший и (устар.) нижайший. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
низкий поклон — см. нижайшая просьба … Словарь многих выражений
НИЗКИЙ — НИЗКИЙ, ая, ое; зок, зка, зко, зки и зки; ниже; низший и (устар.) нижайший. 1. ( зки). Малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли, от какого н. уровня. Низкая ограда. Низкое кресло. Низко (нареч.) лететь. Низкое место (низменное).… … Толковый словарь Ожегова
НИЗКИЙ — НИЗКИЙ, низкая, низкое; низок, низка, низко. 1. Малый по высоте, имеющий небольшое протяжение снизу вверх. Низкий дом. Низкая гора. Низкий рост. || Находящийся на недалеком расстоянии вверх от чего н., расположенный на небольшой высоте от земли,… … Толковый словарь Ушакова
ПОКЛОН — Вывести поклон. Печор. Флк. Поклониться кому л. СРГНП 1, 98. Давать/ дать поклон кому. Перм. Низко кланяться кому л. (во время церемонии, обряда). СРГПриам., 69. Защипывать поклон. Кар. Кланяться. СРГК 2, 243. Земной поклон. Разг. 1. Очень низкий … Большой словарь русских поговорок
поклон — бить поклоны • действие класть земные поклоны • действие отвесить низкий поклон • действие отвесить поклон • действие передать поклон • перемещение / передача сделать общий поклон • действие сделать поклон • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
низкий — ая, ое; зок, зка/, зко; зки/ и зки; ни/же; ни/зший и, нижа/йший см. тж. низенький, низость 1) Малый по высоте, росту; небольшого размера от низа до верха (противоп.: высо/кий) Ни/зкий забор … Словарь многих выражений
низкий — отвесить низкий поклон • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Поклон и рукопожатие: как мы здороваемся?
Речь пойдет об обычае пожимать руки при встрече. Он распространен во множестве стран: люди встречаются или знакомятся, обмениваясь рукопожатием. Этот символический жест-приветствие вошел в этикет разных народов, причем он распространен в самых разных слоях общества. Однако справедливости ради надо сказать, что рукопожатие все-таки не стало общемировым приветственным жестом. Есть и другие обычаи относительно того, как здороваться.
Австралийские аборигены, например, приветствуют друг друга танцем, а коренные жители Новой Зеландии высовывают языки. Но самое экзотичное на европейский взгляд приветствие принадлежит эскимосам, жителям Полинезии и некоторым племенам Африки, у которых при встрече принято тереться носами. Этнографы полагают, что таким образом люди, живущие в условиях дикой природы, пытаются «считывать» друг друга по запаху. Кстати, есть теория, которая гласит: если нам вдруг кто-то не нравится безо всяких видимых причин, то вполне возможно, что нас на подсознательном уровне отталкивает запах, исходящий от неприятного нам человека. Ведь не зря же про кого-то говорят «человек с душком», «он пахнет страхом» или «он пахнет бедой».
Впрочем, не все африканские племена считают обнюхивание необходимым, чтобы поздороваться. На севере Африки, например, существует один из самых красивых приветственных ритуалов в мире. Там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя».
Во многих странах Азии здороваются тоже красиво: там принята такая форма приветствия, как сложенные перед грудью ладони и легкий поклон. Эту форму в Индии называют «намасте». Жест считается очень древним даже по восточным мерилам времени. В буквальном переводе «нама» означает «поклон», «те» означает «вам», то есть «я кланяюсь Вам». Этот жест, кстати, знаком всем, кто хоть раз в жизни пробовал заниматься йогой. Подавляющее большинство классов начинается с того, что люди складывают руки в намасте. Считается, что таким образом они кланяются божественному началу в себе и подготавливают себя к духовной практике.
Поклон – одна из основных форм приветствия, например, в Японии. Причем там угол наклона и длительность оного строго пропорциональны важности персоны, которую человек собрался поприветствовать. Сайкэйрэй – самый низкий вид поклона. Но есть еще и средний, когда склоняются под углом 30 градусов, и легкий – всего на 15 градусов.
Кстати, о поклонах. В Европе и в России они долгое время тоже были общепринятой формой приветствия. Представители низких сословий кланялись знати, а в высших кругах общества поклону вообще придавалось особое значение. С ним было связано немало тонкостей этикета, поскольку глубина поклона указывала на разницу в общественном положении дворян. Кроме того, особенности поклонов зависели от характера отношений между людьми. Например, на Руси было принято кланяться родителям в пояс или в ноги. Сейчас так никто не делает. Разве что церковные прихожане кланяются священнику как духовному отцу.
Что касается поклона, то в Европе и России он не пережил ХХ век. В России после революции, когда воцарилась советская власть, поклон был объявлен пережитком прошлого, выражением подобострастия, совершенно неуместным и почти неприличным. В Европе произошло нечто похожее, но без революций, а просто потому, что общество стало более демократичным. И вот уже почти сто лет рукопожатие – главный способ поздороваться, а заодно и символ доверительных, дружеских отношений. Поэтому, кстати, его часто эксплуатируют в рекламных компаниях, особенно в рекламе банковских услуг.
Надо отметить, что рукопожатие предполагает столько же тонкостей, сколько почивший в бозе поклон, а может, и больше. Навязанное рукопожатие – вещь противная, принуждение к близости, от которой хочется уклониться. С другой стороны, не придумать более идиотской ситуации, чем когда ты протягиваешь ладонь, а тебе не отвечают. Поэтому некоторые даже избегают подавать руку первыми, чтобы не попасть впросак.
Дабы избавиться от возможной неловкости, придуманы правила этикета. При встрече мужчина обычно первым приветствует женщину рукопожатием, а младший по возрасту – старшего. В деловом этикете важную роль играет соблюдение субординации, поэтому подчиненный первым здоровается с начальником. Так же следует поступать, если речь идет не только о служебной, но и о любой другой общественной иерархии. То есть, человеку, находящемуся на более низкой ее ступени, полагается первым поприветствовать того, кто занимает положение выше. Именно этим обусловлены некоторые случаи, в которых принято, чтобы женщина здоровалась первой. Это происходит, например, если мужчина является ее начальником или значительно старше по возрасту.
Интересно, что в разных культурах допустимое количество рукопожатий значительно различается. Так, в Англии собеседники вообще очень редко прикасаются друг к другу. Например, студенты Кембриджского университета обмениваются рукопожатиями дважды в год – в начале первого семестра и в конце последнего, после экзаменов. А вот в странах Латинской Америки и Италии, напротив, частота прикосновений очень велика, и руки друг другу там жмут часто – так же, как в США и в России, где рукопожатием общение может и начинаться, и заканчиваться.
Раздел психологии, который называется кинесика (не путать с кинетикой, которая относится к физике), очень много внимания уделяет именно рукопожатию. Специалисты утверждают, что этот простой жест может быть как покорным, так и доминантным. Это зависит от положения кисти. Если ладонь повернута вниз, то кисть собеседника тоже оказывается ниже, и подсознание считывает примерно такую информацию: «Я могу оказывать давление на этого человека. Он будет делать так, как я пожелаю». При этом тот, кто оказывается в покорном положении, получает другой сигнал. Его подсознание говорит: «Этот человек пытается оказывать на меня давление. Лучше быть с ним осторожнее».
Если обе руки остаются в вертикальном положении, то это означает, что здоровающиеся испытывают друг к другу чувство взаимного уважения. Также об отношении к нам как к равному свидетельствует рука, поданная прямо (то есть когда кисть служит продолжением линии всей руки). Если же кисть отклоняется вниз от этой линии, то само направление пальцев указывает на отношение к нам свысока, сверху вниз. И наоборот, когда кисть отклоняется вверх, подается как бы снизу, то это выражение приниженности. Если встречаются двое людей, равных по положению и привыкших к лидерству, для них рукопожатие может оказаться своего рода поединком. Кстати, заметьте: главы правительств подают друг другу руки строго одновременно.
Что касается случаев, когда рукопожатие превращается в противоборство, то есть такая история. Шостакович рассказывал, как во время работы над музыкой к спектаклю «Клоп» он впервые встретился с Маяковским. Маяковский был тогда в плохом, изнервленном настроении, от этого держался с вызывающей надменностью и протянул юному композитору два пальца. Шостакович, несмотря на весь пиетет к великому поэту, все-таки не сдался и протянул ему в ответ один палец. Тогда Маяковский дружелюбно расхохотался и протянул ему всю пятерню: «Ты далеко пойдешь, Шостакович». Маяковский оказался прав.
Спокойные, уравновешенные люди с адекватной самооценкой подают руку достаточно твердо, но не слишком жестко. Эта манера свойственна тем, кто знает, чего хочет, но умеет и приспосабливаться к другим. Что же до людей, которые привыкли к слабому рукопожатию, то их кинесика характеризует довольно безжалостно. Мол, если у человека ладонь вялая, безвольная (про такую говорят «как дохлая рыба»), то и сам он, скорее всего, инертный, пассивный, неспособный к решительному напору. Хотя последнее утверждение не может считаться истиной в последней инстанции. Подмечено, что хирурги и артисты, для которых профессионально важны чуткие руки, обычно обмениваются вялым рукопожатием, чтобы защитить свой рабочий инструмент.
Значение рукопожатия очень велико. Об этом говорит тот факт, что есть поступки, которые называют нерукоподатными. То есть, с людьми, которые их совершают, обмениваться рукопожатием не хотят, говорят: «После такого я ему руки не подам». То есть, контакт ладоней считается чем-то, что может осквернить, запачкать, если это контакт с подлым и низким человеком.
От женщин, кстати, удара почти никогда не ждали, потому что воспринимали их как более слабых, априори безобидных существ, которых можно было на благонадежность и не проверять. И потому, кстати, с дамами за руку до недавнего времени здороваться было не принято. Рука, протянутая даме для рукопожатия, перестала считаться чем-то неприличным относительно недавно. Это произошло после того, как женщины стали более эмансипированными и начали работать наравне с мужчинами. Поставив себя на одну доску с сильным полом, они провозгласили себя опасными противниками. Потому рукопожатие стало для них таким же обязательным жестом делового этикета, как и для мужчин.
Поклон
Покло́н – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом.
Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.
Церковь никогда не отделяла души от тела. Поклоны – это молитва тела.
«Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться».
праведный Иоанн Кронштадтский
Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.
Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны с крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.
Церковный Устав требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.
О недопустимости земных поклонов в дни воскресные и великих праздников
Не положены земные поклоны в дни воскресные (20‑е правило 1‑го и 90‑е правило 6‑го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения ( см. обсуждение на форуме).
Также см. в Типиконе: “[Не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятьдесятницу всю, колена не преклоняют]”.
Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о Панагии. Типикон. М.: Издательский совет РПЦ, 2002. — С. 25.
Стояние на коленях ни во время Литургии, ни во время Всенощного бдения Уставом не предусмотрено. Следует различать поклоны и в целом неправославный обычай стояния на коленях. Преклоняя колени в земном поклоне мы выражаем смирение и благоговение перед Творцом вселенной, сразу же поднимаясь мы исповедуем, что Господь уже совершил наше искупление (дал нам всё необходимое для спасения).
«Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчуждившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!»
Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1‑й Вселенский Собор 20‑м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору да стояще приносят молитвы Богу». И 6‑й Вселенский Собор, 90‑м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91‑м правиле говорит: «Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы». К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях и соборные и отеческие постановления по этому поводу. Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв о своем сыновстве, о том, что мы уже не рабы, а искупленные кровью Христовою от рабства сыны Божий, вопреки наставлению Василия Великого, предпочитают во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но если какую другую, то наипаче сию, данную самим Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале ее, поется ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и соотворить поясной поклон.
Характерную иллюстрацию того, как по мере знакомства с обмирщенным христианством Запада православные русские люди стали больше смотреть на землю, чем на небо, как постепенно они стали забывать о своем Богом дарованном сыновстве и проникаться главным образом сознанием своего рабства, – характерную иллюстрацию этого мы находим в нашей иконографии, в частности в изображениях посещения Богоматерию преподобного Сергия Радонежского.
В XVI веке, когда русские люди еще твердо помнили о своем сыновстве, на иконах явления Богоматери преподобному, напр., на иконе, написанной в 1588 г. (Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, стр. 192) и находящейся в иконостасе Троицкого собора Лавры над южной алтарной дверью, преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо. Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам. Только в знак благоговейного предстояния преподобных Богоматери они изображены со слегка наклоненными главами, в то время как сама Богоматерь, в знак милостивого Ее благоволения к преподобному, изображена даже с несколько большим наклоном главы, чем как изображены преподобный и его ученик.
На иконах, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерию на коленях. Потом стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантиею. А на написанной в средине прошлого столетия картине (снимок с которой был у меня, но, к сожалению, затерялся и я не могу вспомнить фамилию художника), и преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерию в чувстве рабского трепета.
Правда, в собрании Н. П. Лихачева есть образ «Сергиева видения» начала XV века, на котором преп. Сергий изображен коленопреклоненным. Снимок с сего образа дан в «Истории русского искусства» И. Грабаря, том VI, стр. 99. Но при внимательном рассмотрении этого образа нетрудно установить, что здесь древнерусский иконописец изображает преподобного не во время более или менее длительной беседы его с Богоматерию, а лишь короткий момент первой встречи. Как известно, в древней Руси не только монахи, но и все мiряне при встрече их с старшими и уважаемыми людьми, приветствуя их, кланялись им до земли. Естественно, что и преподобный Сергий, узрев Царицу Небесную, с благоговейным восторгом повергся пред Нею ниц. Но это был только первый приветственный поклон для принятия благословения от Высокой Гостьи, а не стояние на коленях на все время беседы. И преподобный, преклонившийся до земли, изображается начинающим уже вставать. Его глава не склонена вперед книзу, а даже несколько откинута назад, что естественно при вставании. Земли касается лишь одно левое его колено, правая же нога уже приподнята и опирается на землю своею ступней. А ученик, находящийся внутри келии и созерцающий видение из некоторого отдаления чрез отверстую дверь, стоит в совершенно прямом положении, лишь слегка склонив главу».
святитель Филарет, митрополит Московский:
«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя ( Мф.6:6 )».
свящ. Андрей Лобашинский:
«Мне кажется, что отличием, особенностью православного христианства как раз и является тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наоборот – поднимает их с колен. Именно в восстании с колен и состоит суть христианства. Когда мы становимся на колени, мы свидетельствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. Грех ставит нас на колени. Но когда мы поднимаемся с колен, мы говорим о том, что Господь прощает нам и делает нас своими любимыми детьми, любимыми сынами и друзьями.
В Евангелии Христос говорит ученикам: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Эти слова подтверждаются всем духовным опытом Православной Церкви. Конечно, прежде всего здесь имеется в виду духовная свобода, внутреннее освобождение. Но и во внешних проявлениях – а христианство постоянно подчеркивает связь внутреннего и внешнего – наблюдается то же самое. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях – это, по сути говоря, традиция неправославная».
митрополит Антоний Храповицкий:
«Много раз я говорил вам о поклонах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях, как сидят кошки. В основе правила стоять перед Богом на молитве или падать ниц в земном поклоне лежит то, что мы призваны ко спасению. Господь сказал Апостолам «други Мои», и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу греховность и Божие величие, перед которым мы падаем ниц, как бы молясь: прости и восстави, и вот мы снова выпрямились и стали. Так молимся мы «восстави» на вечерне Пятидесятницы. Поэтому еще раз: не становитесь на колени, происхождение этого обычая не благодатно, создали его еретики. В православной молитве нет правильного соответствующего ему настроения. Надо различать: покаяние и падение ниц перед величием Божиим – в православном земном поклоне; рабское, теплохладное поклонение – стояние на коленах и, наконец, полное надежды предстояние. Мы осуждаем не жест, а непослушание Церкви, руководимой Святым Духом. И мы даже не осуждаем, но просим понять и напоминать себе, как далек этот обычай от православного духа и церковного понимания предстояния перед Богом, православного покаяния и поклонения Богу».
архиепископ Аверкий (Таушев):
«Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцов.
Первый Вселенский Собор, своим 20‑м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90‑м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, в своём 91‑м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».
Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?
О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий».
святитель Симеон Солунский:
«Нет ничего маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допускается без значения; ибо она есть Церковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание Богом Словом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их?».
архимандрит Роберт Тафт SJ:
…В древности коленопреклонения перед принятием причастия на самом деле никогда не было, не говоря уже про все традиции. Характерным древним жестом благоговения перед принятием причастия было не коленопреклонение, а поклон и наложение крестного знамения, что до сих пор мы видим в византийских обычаях. Коленопреклонение — знак покаяния. Обычай становиться на колени является средневековой западной практикой, которая постепенно вошла в обиход Латинской церкви между XI и XVI столетиями. И, конечно, постепенно греко-католики, угнетаемые собственным комплексом неполноценности, переняли это у латинян; чтобы показать последним, что, имитируя латинские инновации, они уже не вполне православные, а становятся «более католиками».
О поклоне на возгласе: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните»
Это самый простой пример, но он-то и озадачивает: если прихожанам неведом смысл простейшей ектении, то какое же значение придается другим, более сложным, моментам службы, какой вкладывается в них смысл, каков вообще уровень понимания церковных священнодействий?
Приблизиться к умному деланию позволяет глубокая воцерковленность.
Примечания
1. Оглашенные – те, кому было оглашено, т.е. преподано, учение Церкви, люди, уверовавшие во Христа и готовящиеся к таинству крещения.
2. Божественная литургия. Молитва о оглашенных.
3. Некоторые современные пастыри высказываются в том роде, что христианину допустимо намеренно склонять главу во время молитвы за оглашенных, тем самым как бы выказывая свое смирение. Один почтенный протоиерей, поступавший именно таким образом, признавался, отвечая на недоумение своей паствы, что склоняет главу во время этой молитвы по смирению, так как считает себя «в вопросах вероучения» едва приступившим «к процессу оглашения», а «в жизни по вере – еще и не начинавшим этого процесса». Но недоумения остаются. Когда делают то, что не положено по чину богослужения, тем самым привлекая к себе общее внимание, то возникает простой вопрос: нужно ли свое смирение демонстрировать окружающим, не противно ли это самому духу смирения, не обращается ли оно при этом в свою противоположность? Другой, не менее почтенный пастырь считает, что «мы хотя и крещены, но недостаточно воцерковлены, и не поступаем по благодати крещения», на этом основании, мол, «можно себя поставить в ряд оглашенных и опустить голову». Тут возникает другой вопрос. Конечно, все мы недостойны звания христианина, осознавать это полезно, но достойно ли христианина воображать себя лишенным неотъемлемой благодати крещения? Не говоря уже о том, что человек недостаточно воцерковленный никак не может уравниваться с некрещенным, для этого надо было бы отказаться от догматического сознания. Кроме того, по этой логике через минуту на возглас «оглашеннии, изыдите» придется, смирения ради, вообразить себя уходящим со службы, а на возглас «елицы вернии… Господу помолимся» уже потребуется не только вспомнить, что мы крещены, но вообразить себя и воцерковленными, и «поступающими по благодати». А то ведь как причащаться, если «поставили себя в ряд оглашенных». Уместна ли такая игра фантазии во время богослужения, вместо осознания истинного значения литургических действий и символов? Символика здесь не декор, но сильное средство духовного воздействия, искажать ее произвольной игрой ума опасно. Православная аскетика запрещает молящемуся уму допускать именно воображение, призывает бороться с ним, а не культивировать. Смирение же, как живое ощущение своей испорченности и ничтожности, как искреннее признание себя наихудшим среди людей, ничего общего не имеет с самовнушением и притворством.
4. Типикон, на основании Канонического Правила VI Вселенского Собора № 90, что подтверждено уставом свт. Василия Великого (прав. № 91) и др. постановлениями, налагает категорический запрет на земные поклоны и коленопреклонения в воскресные и праздничные дни и в определенные моменты богослужения (Херувимская, Шестопсалмие, Честнейшая, Великое славословие). Значительно то, что этот уставной запрет не есть плод человеческого изобретения, но получен свыше. Еще в III в. он был дан Богом в откровении через ангела прп. Пахомию Великому: «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен». Казанский П.С. История православного мон-ва… Т. 1. С. 238.
5. Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003. С. 677.
6. Рафаил (Карелин), архим. Умение умирать, или искусство жить. М., 2003. С. 311, 313.
7. Богословско-аскетическое значение коленопреклонений и смысл запрета на земные поклоны – эти темы рассматриваются в наст. изд., т. 2, 4.
8. Киприан (Керн), архим. Литургика. M., 2002.
9. Софроний (Сахаров), архим. Письма в Россию. Essex; М., 2003. С. 68.
Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы в 4 т. Т. 1. Глава «Тайна Таинств». С. 80–83. Новиков Н.М.