что значит нод в детском саду
Практикум для молодых специалистов «Современные НОД в ДОУ. Их наполнение и виды»
Валентина Евгеньевна Приходько
Практикум для молодых специалистов «Современные НОД в ДОУ. Их наполнение и виды»
Современные НОД в ДОУ. Их наполнение и виды. Практикум для молодых специалистов
Приходько Валентина Евгеньевна
учитель начальных классов
высшей категории МАОУ гимназии «Мариинская»,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики
ТИ им. А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ) г. Таганрога
Цель: систематизировать знания педагогов о структуре НОД, их классификации и особенностях, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность
Материалы: оборудование для проведения фрагмента традиционного НОД по рисованию (альбомные листы, краски, кисти, стаканчики для воды, восковые мелки, ватные палочки, игрушка для создания сюрпризного момента; карточки с кратким описанием занятия для определения типа занятия; раздаточный материал для педагогов «Виды нетрадиционной НОД», «Сравнительная классификация типов НОД».
Ход практикума:
• Проверка готовности детей к НОД (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)
• Создание интереса к НОД (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)
Основная часть НОД:
• Организация детского внимания
• Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)
• Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)
• Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в НОД, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)
• Переключение детей на другой вид деятельности
3. Классификация НОД
Основание классификации Название
1. Дидактическая задача НОД усвоения новых знаний и умений
НОД закрепления ранее приобретённых знаний
НОД творческого применения знаний и умений
Комбинированные НОД (одновременно решаются несколько дидактических задач)
2. Содержание знаний Однотемные (Классические НОД по разделам обучения)
3. Форма организации Традиционные
— Каждый из этих типов НОД будет отличаться структурой основной части.
4. Различие комплексной и интегрированной НОД
Например: прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.
Интегрированные НОД предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированная НОД направлена на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.
• Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам
•Беседа: поведение людей по отношению к животному миру
• Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок»
• Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь»
•Выполнение творческого задания: покажи как двигается лебедь под музыку.
• Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве», Врубеля «Царевна Лебедь»
• Рисование летящих лебедей.
В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность.А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.
5. Практическое задание
• Педагоги получают карточки с кратким описанием НОД. Необходимо определить, к какому типу НОД они относятся, какие виды деятельности объединяют.
• Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами открытые НОД.
6. Подготовка воспитателя к занятиям
Подготовка воспитателя к НОД состоит из трёх этапов: планирование НОД, подготовка оборудования, подготовка детей к НОД.
• Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход НОД
• Составить план – конспект,который включает в себя:
— программное содержание (образовательные задачи)
— предварительную работу с детьми (если необходимо)
— ход НОД и методические приёмы
• Планировать необходимо не одну НОД, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.
• Накануне НОД отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.
• К некоторым НОД нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
• При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.
Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.На обучающей НОД дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающей они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие НОД. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих НОД. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие НОД в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие НОД лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие НОД строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Рассмотрим модель обучающей (часто её называют традиционной) и развивающей НОД.
Модель построения обучающей НОД
Модель построения развивающей НОД
Подготовка детей к НОД
• Создавать интерес к предстоящей работе
• Предупреждать детей о начале НОД заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на НОД
• Организовать работу дежурных по подготовке к НОД
7. Подведение итога
Вопросы к кроссворду:
1. Форма организации обучения в детском саду. (Занятия)
2. Одна из разновидностей НОД по форме организации. (Традиционные)
3. НОД, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные)
4. НОД – соревнования, НОД – аукционы, НОД – игры, НОД – концерты и т. д. (Нетрадиционные)
5. НОД, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач (Комбинированные)
6. НОД, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные)
Задания к НОД по теме «Поможем Федоре»
1) К Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, Нужно соотнести цифру с количеством предметов.
2) Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки.Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.
3) В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки. Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.
4) Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры.Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты.
Описание НОД по теме «Путешествие в Носарию»
Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в необыкновенную страну Носарию, карта которой напоминает силуэт носа. В этой стране детей ждут незабываемые встречи в зоопарке, где живут звери и птицы с необычными носами – дятел, верблюд, кабан, слон, пеликан. Дети сравнивают их носы с машинами и орудиями труда. На одной из улиц они встречают Буратино, который никогда «не вешал свой нос», но «совал свой нос» в чужие дела и удивлялся тому, что «весна на носу». Дети объясняют эти словосочетания, подбирая к ним картинки.
Частью этой НОД был разговор о том, какую роль в жизни человека играют органы обоняния и как следует ухаживать за своим носом.
В заключении дети сделали «нос» способом оригами, так как все, кто побывал в Носарии, уходили оттуда с носом.
Консультация для молодых педагогов «Современные технологии в ДОУ» Современные реалии и требования предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в д/с, подразумевают,.
Методическое сопровождение молодых специалистов через организацию «Школы молодого педагога» В настоящее время, особое место занимает вопрос о деятельности молодых специалистов, так как в образовательных учреждениях по-прежнему существует.
Необходимость формирования метакомпетенций для успешной социализации будущих молодых специалистов Современный профессионал – это человек, ориентированный на личностное развитие, инициативу и инновации в области своей профессиональной.
Семинар-практикум для педагогов и специалистов: «Стили общения педагога с родителями» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Упражнение 1 «Смотрим в книгу, видим…» Цель: продемонстрировать.
Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ) Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ) Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна,.
Консультация для молодых специалистов «Дидактические принципы и методы обучения» Конечно все перечисленные методы обучения используются в соответствии с возрастом и возможностями детей. В данной классификации можно использовать.
Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает.
Консультация для педагогов. Отличие комплексного занятия и НОД.
Светлана Широкова
Консультация для педагогов. Отличие комплексного занятия и НОД.
Подобрала и систематизировала материал: воспитатель первой квалификационной категории Широкова Светлана Александровна
Отличие комплексного занятия и НОД.
(в помощь воспитателю)
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создаёт эмоциональный настрой.
НОД (интегрированное) – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития.
• Интеграция – состояние связанности (слияния) отдельных дифференцированных частей в единое целое, а также сам педагогический процесс, ведущий к этому состоянию.
• Интеграция в непосредственно образовательной области – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
К структуре НОД предъявляются следующие требования:
1. Чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
2. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
3. Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
4. Большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
5. Систематичность и доступность изложения материала;
6. Необходимость соблюдения временных рамок занятия
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной, либо две части объединяются в ходе НОД.
всё НОД подчинено авторскому замыслу;
НОД составляет единое целое, этапы НОД фрагменты целого;
этапы и компоненты НОД находятся в логико-структурной зависимости;
отобранный для НОД дидактический материал соответствует замыслу;
цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.
Пример написания конспекта
1. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе
2. Разработан в соответствии с тематической неделей «какой?»
3.Тема: (указать тему занятия)
4.Цель: (указать цель данного занятия)
5. Задачи НОД (указываются задачи по основной образовательной области):
6. Задачи интегрируемых образовательных областей (перечисляются, задача может проходить через несколько областей)
8.Виды деятельности: (перечислить те, которые будут использованы на занятии: продуктивная, коммуникативная и т. д.)
9. Формы организации совместной деятельности.
10. (прописываются те формы, которые соответствуют указанным видам деятельности и применяются в НОД)
11.Предварительная работа: (если необходимо)
12.Материал к НОД: (перечислить)
13.Участие родителей в проведение НОД: (если это необходимо)
Детские развивающие занятия «Мама+малыш» комплексное занятие для малышей 1-3 лет «Малышок» музыкальные занятия для малышей «Танцуем с мамой» логоритмика для детей 2-3.
Понятие «непосредственно образовательная деятельность». НОД как ведущая форма обучения в ДОУ, структура и особенности организации в разных возрастных группах
Непосредственно образовательная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости:
— уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования,
— решения конкретных образовательных задач.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть:
Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.
Содержание непосредственно образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач.
Структура классической непосредственно образовательной деятельности.
В любой непосредственно образовательной деятельности можно выделить три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончании (открытый конец или мотивация на дальнейшую деятельность).
Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.
Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (можно её называть традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.
В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.
С детьми:
До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8–10 мин.
4-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.
5-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.
6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.
7-го года жизни – 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.
В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры – занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.
Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.
Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.
Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.
Длительность занятия – 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10–12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.
Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.
Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.
Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.
Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.
В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.
Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.
В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.
Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.
Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.
Основные формы организации детей старших групп на занятиях – фронтальная и подгрупповая.
Формы организации НОД в детском саду
Наталья Акбердина
Формы организации НОД в детском саду
Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта человечества.
Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
Формы различаются по:
– количественному составу обучающихся;
– характеру взаимодействия между учащимися и обучающим (степенью активности и самостоятельности);
– способам деятельности (методам и приемам);
– удельному весу, т. е. по месту, которое они занимают в учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно-воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.
В детском саду используются следующие формы организованного обучения: фронтальные; групповые; индивидуальные
Фронтальная форма организации НОД необходима в условиях современного дошкольного учреждения. Содержанием фронтальной НОД может быть деятельность художественного характера. Например, музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства в т. п. В этих НОД важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.
Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т. п. Естественно, что делать это на фронтальном занятии не представляется возможным.
При всем явном преимуществе индивидуальных занятий перед фронтальными они не могут стать основной формой обучения в дошкольном учреждении, ввиду неэкономичности обучения по времени и требования больших нервных затрат.
Групповая (дифференциальная) форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек.
Обучение в НОД независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе НОД.
— основная форма организации познавательной активности ребенка;
— динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;
— элементарная структурообразующая единица учебного процесса, с реализацией определенной части учебной программы;
— единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.
По дидактическим задачам НОД делятся следующие группы: НОД усво-ения новых знаний, умений; НОД закрепления ранее приобретенных знаний, умений; НОД творческого применения знаний и умений, комплексные НОД, комбинированные НОД и НОД контрольные (проверочные).
«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.
Фотоотчет «9 мая в детском саду» На протяжении десятилетий День Победы 9 мая остается в России самым трогательным, самым душевным праздником и славной датой. Никакие другие.
Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Макетирование в детском саду Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности.
Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.
Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.
Скалодром в детском саду Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Городок, в котором мы живём, лежит среди лесов и гор. Природа сама подсказывает, чем.
Технология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъясняет содержание.
Уголок ПДД в детском саду Тревожная обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом указывает на необходимость формирования правосознания у взрослых и детей.