что значит новый бюджетный цикл
§ 1. бюджетный цикл и бюджетный год
Бюджетный процесс является юридической процедурой и в силу этого область его существования – правовые нормы и нормативные правовые акты, их содержащие. Иначе говоря, бюджетный процесс не существует вне правоотношений. Бюджетно-процессуальные отношения отличаются тем, что появляются вместе с правовыми нормами, устанавливающими и регулирующими эти отношения.
Кроме бюджетного процесса, существуют также уголовный, арбитражный и гражданский юридические процессы. Объект, на который направлены эти процессы, можно отличить уже по их названию. Имеются конституционный, законодательный, административный, налоговый процессы. По мере развития законодательства появляются иные юридические процедуры. Например, в Российской Федерации возрождается процедура государственного стратегического планирования (плановый процесс), относительно недавно оформилась процедура государственных (муниципальных) закупок. Все они имеют свои особенности.
Следует отметить, что устоявшееся, общепринятое и законодательно закрепленное понятие «бюджетный процесс» небесспорно с точки зрения теории права, где различаются понятия юридической процедуры и юридического процесса, в рамках которого возникают отдельные производства. Юридическая (правовая) процедура представляет собой комплекс, систему правоотношений, направленных к достижению определенного результата, а юридический процесс – понятие более узкое, чем процедура, и представляет собой ее часть[597]. Ниже будет показано, что весь бюджетный процесс направлен на достижение единого результата, цели и может быть разделен на стадии и этапы.
Итог любой процедуры или процесса – изменение объекта, относительно которого совершается эта процедура или процесс. Изменение объекта регулирования в юридической процедуре происходит в результате деятельности уполномоченных субъектов, упорядоченной нормами права. Правовые нормы, регламентирующие юридическую процедуру, как правило, относятся к процессуальным нормам.
Бюджетный процесс отличается от прочих юридических процедур прежде всего тем, что его объектом является бюджет, который возникает и изменяется в ходе бюджетного процесса. В идеале бюджетный процесс должен быть подобен игре слаженного симфонического оркестра, где каждый участник ведет свою собственную партию, но где все находится в гармонии и подчинено единому плану. На практике этот идеал может быть достигнут сочетанием тщательного правового регулирования и продуманного правоприменения, которое можно назвать настройкой «бюджетного оркестра».
Определение бюджетного процесса установлено бюджетным законодательством. Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
В бюджетном процессе бюджет последовательно проходит несколько стадий, по завершении которых заканчивается бюджетный цикл. Бюджетный цикл начинается с момента составления проекта бюджета и заканчивается вступлением в силу акта об утверждении отчета об исполнении данного бюджета. Время, в течение которого осуществляется бюджетный цикл, называется бюджетным периодом. Бюджетный (финансовый) год в Российской Федерации составляет один календарный год[598], а бюджетный период – примерно три или три с половиной года.
Для целей бюджетного планирования выделяются отчетный финансовый год, текущий финансовый год, очередной финансовый год, который, в свою очередь, является первым годом двухлетнего планового периода (схема 7.1)[599].
Следует заметить, что самым острым вопросом, связанным с установлением бюджетного (финансового) года, является вопрос о возможности использования неизрасходованных бюджетных ассигнований после завершения финансового года. Общим правилом, которое применяется для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является обнуление остатков на счетах получателей бюджетных средств, когда все неизрасходованные средства обезличиваются и выступают уже в качестве входящей суммы расходов бюджета следующего года. Данное правило, однако, не является абсолютным, так как существуют долговременные проекты, требующие для своего завершения многолетнего финансирования.
В Российской Федерации ежегодно принимается так называемый скользящий федеральный бюджет. Он охватывает три года (очередной финансовый год и плановый период). Бюджеты субъектов РФ и муниципальных районов принимаются сроком на один год (очередной финансовый год) или на три года (очередной финансовый год и плановый период). Если данные бюджеты принимаются на один год, то орган исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти утверждает среднесрочный финансовый план еще на два года. В муниципальных образованиях также могут быть предусмотрены среднесрочные финансовые планы.
Понятие бюджетного (финансового) года предполагает, что начало исполнения нового бюджета должно совпадать с началом финансового года и завершаться с его окончанием. Однако известны ситуации, когда к началу бюджетного периода утвержденный представительной властью закон о бюджете отсутствует. Связано это может быть, например, с полемикой вокруг параметров бюджета. В этом случае финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем 1/12 части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году[600]. Правило, по которому расходы бюджета в случае его неутверждения к началу года осуществляются исходя из суммы ассигнований прошлого года, является общепринятым. Например, согласно Закону о бюджете Китайской Народной Республики 1995 г.[601] после начала бюджетного года и до одобрения проектов местных бюджетов разного уровня на собраниях народных представителей местные органы власти планируют свои расходы в соответствии с суммой бюджетных расходов предыдущего года.
В целом совпадение срока принятия закона (акта) о бюджете с датой начала нового бюджетного года признается бесспорным благом, к которому необходимо стремиться, а отсутствие закона о бюджете до начала нового бюджетного года – ситуацией негативной, ни в коем случае не подлежащей введению в правило.
Завершение исполнения бюджета также не всегда наступает по окончании бюджетного года. До 2000 г. в Российской Федерации существовало понятие счетного периода, который включал финансовый год и льготный период. Льготный период составлял один месяц после окончания финансового года, в течение которого завершались операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета[602]. В течение льготного периода осуществлялись платежи по принятым в текущем году обязательствам, а также зачислялись доходы, которые были перечислены в бюджет в прошедшем финансовом году, но еще не учтены на счете бюджета. Продление финансового года на пять рабочих дней для зачисления доходов в бюджетную систему и их распределения между бюджетами и сегодня закреплено в БК РФ[603].
Общепринятым описанием и методом изучения бюджетного процесса является изложение его последовательных стадий, в ходе которых бюджет переходит из одного качественного состояния в другое. Стадии, в свою очередь, состоят из этапов.
Следует заметить, что описание стадий и этапов бюджетного процесса не является единственно возможной его характеристикой. Изначально бюджетный процесс можно представить как последовательную смену полномочий его участников. Вообще, бюджетный процесс напоминает часовой механизм, в котором каждое совершаемое участником действие порождает полномочия и обязанности у следующего участника.
В бюджетном процессе в наиболее общем виде можно выделить: распорядительные полномочия, кассовые полномочия, контрольные полномочия, регуляционные (в том числе нормотворческие) полномочия, а также полномочия по организации и обеспечению бюджетного процесса.
По мере прохождения стадий бюджетного процесса, т. е. обособленных, самостоятельных и законченных этапов деятельности государственных и муниципальных органов, бюджет переходит из одного качественного состояния в другое[604]. Завершение каждой стадии характеризуется наступлением либо определенного юридического факта, либо определенной даты.
Выделяются четыре стадии бюджетного процесса.
1. Составление проекта, по завершении которого создается проект закона (решения) о бюджете.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета, в результате которых появляется имеющий обязательную силу закон (решение) о бюджете.
3. Исполнение бюджета. Эта стадия завершается по окончании финансового года, по ее итогам бюджет получает статус исполненного бюджета.
4. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. В итоге в форме закона (решения) утверждается отчет об исполнении бюджета (схема 7.2).
В некоторых случаях четвертую, отчетную стадию разделяют на две самостоятельные стадии: составление проекта отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Каждая стадия бюджетного процесса может быть разделена на этапы, характеризующиеся спецификой участников и их полномочий.
Согласно установленному БК РФ определению бюджетного процесса, он включает контроль исполнения бюджета. Такой контроль, однако, осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса и даже за пределами бюджетного цикла, когда в рамках последующего контроля проверяются прошедшие отчетные периоды. Контрольную стадию из всего бюджетного процесса выделить невозможно, так как контроль исполнения бюджета не влияет на ход бюджетного процесса и бюджет не меняет по результатам контрольных мероприятий своего качественного состояния. Исключение составляет этап внешнего аудита отчета об исполнении бюджета, являющийся частью заключительной, отчетной стадии бюджетного процесса. Без заключения Счетной палаты РФ или контрольно-счетного органа субъекта РФ невозможно рассмотрение закона (решения) об утверждении отчета об исполнении бюджета.
Кроме того, в бюджетном процессе имеются отдельные процедуры, которые сложно отнести к каким-то его стадиям. Они не воздействуют на качественное состояние бюджета, но влияют на его параметры и на полномочия участников бюджетного процесса. Появляются данные процедуры, как правило, в области конфликта интересов, когда регулируемые правоотношения находятся на стыке различных отраслей права. К отдельным процедурам можно отнести, например, процедуру исполнения судебных актов за счет бюджетов бюджетной системы (гл. 24 1 БК РФ), процедуру введения временной финансовой администрации (гл. 19 1 БК РФ), процедуру учета средств, переданных во временное распоряжение бюджетным и казенным учреждениям[605].
Новый бюджетный цикл должен принести России серьезные изменения
Бюджет России устанавливается сразу на несколько лет. В период действия цикла серьезные нововведения вводят только из-за форс-мажора. Новый цикл может принести приятные изменения работающим пенсионерам.
В любой стране многие процессы финансируются из бюджета. Государственные затраты планируются заранее. Конечно, нельзя предвидеть все чрезвычайные события. Но на стандартные статьи расходов бюджет задается минимум на год вперед.
Что такое бюджетный цикл
Термин описывает весь процесс: от планирования распределения средств, до анализа результатов их освоения. Цикл может длиться разное время. Термин используется в работе отдельных предприятий и более крупных структур. Длительность цикла зависит от:
В России о результатах работы правительства отчитываются ежегодно. Так же проводится индексация ряда выплат. Но график не соответствует бюджетному циклу. Он длится несколько дольше.
Когда цикл ожидается в России
Новый бюджетный виток в стране запланирован на 2022-й. Расчет производится раз в 3 года. В следующем бюджетном цикле может решиться ряд важных вопросов. В частности – восстановление индексации пенсий работающим пожилым гражданам.
«Тема прорабатывается. Главным вопросом остается поиск средств», — прокомментировала ситуацию Валентина Матвиенко, председатель Совфеда.
По предварительным оценкам, на возобновление индексации пенсий потребуется около 200 млрд руб. в год. Конечные суммы зависят от авторов анализа. Максимальные затраты достигают 1 трлн руб. Конечная сумма будет зависеть от количества работающих пенсионеров, присоединившихся к программе индексации, и условий перерасчета выплат. Конституция требует равных предложений для всех граждан. Но она не обязывает индексировать пенсии работающим и нетрудоустроенным гражданам на одном уровне.
Назван размер индексации пенсий работающим
Теперь вопрос, где взять эти деньги
Пенсии работающим пенсионерам могут проиндексировать в «следующем бюджетном цикле». По словам спикера СФ Валентины Матвиенко, возражений по этому вопросу во власти нет. Осталось только найти средства: дефицитный Пенсионный фонд явно не потянет таких расходов, а бюджет на этот год уже утвержден. Сколько денег потребуется на реализацию инициативы и когда пенсионерам жать прибавки, мы спросили у экспертов.
Артем Деев, руководитель аналитического департамента Amarkets: «Бюджетный цикл – это время, которое законодатели занимаются подготовкой бюджета на следующий период. То есть если сейчас все предложения по индексации пенсий работающим пенсионерам уже подготовлены, обсуждаться они могут до конца весенней сессии, а приняты – к началу следующего года.
Судя по заявлениям парламентариев, рассматривается возврат к индексации с января 2022 года. Это и есть «новый бюджетный цикл». Он рассчитывается на три года, текущий цикл заканчивается в 2021-м. Поэтому учесть дополнительные выплаты нужно при подготовке документа на 2022–2024 год.
Предварительно известно, что индексация работающим пенсионерам может составить около 4-6% (в рамках инфляции), и на это потребуется 400–500 млрд рублей в год дополнительно.
Сейчас Госдума будет изыскивать эти средства, поскольку ПФР давно работает с дефицитом (около 40%), который покрывается из бюджета. Учитывая, что 2020 год был также дефицитным по доходам, в 2021 году дефицит сохранится, государство может пересмотреть предложенные параметры по индексации (на сколько хватит денег). При этом задним числом индексировать пенсии, которые не повышались уже пять лет (с 2016 года), работающим вряд ли будут».
Александр Сафонов, профессор Финансового университета при правительстве РФ: «Потенциальных денежных источников для индексации пенсий работающим – раз, два и обчелся. Правительство должно определить стратегию: либо индексация будет происходить за счет каких-то дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, либо внутри самой госказны придется перераспределять расходы, перетасовывать статьи. Но второй вариант могут счесть неэффективным с точки зрения решения каких-то социальных задач.
Есть еще Фонд национального благосостояния, но он слывет неприкосновенным с давних времен. В целом же ситуацию будут определять два фактора. Это, во-первых, темпы экономического развития: чтобы безболезненно проводить индексацию, годовой прирост ВВП должен составлять 3-4%. Во-вторых, политическая воля и последовательная позиция президента Путина. Пенсионная тема всегда была крайне чувствительной. Сейчас, когда до выборов в Госдуму остаются считанные месяцы, представители власти посылают обществу некий сигнал: мол, мы видим проблему, осознаем ее остроту, но окончательное решение зависит не от законодательной инициативы, а от экономических возможностей государства».
Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «Индексация выплат работающим пенсионерам – нужная и справедливая мера. Необходимая сумма, по данным Совета Федерации, составляет от 0,4 до 1 трлн руб., в зависимости от состава получателей – все работающие пенсионеры или определенные категории. Вопрос об этом пока, судя по всему, еще далеко не решен. Причем вряд ли будут предусмотрены компенсации за прошлые годы.
Доплаты, если будет принято решение в принципе, пойдут с 2022 года из расчета инфляции за 2021 год. Источником их называется госбюджет, а не ПФР, из которого непосредственно проводятся выплаты. Пенсионный фонд крайне дефицитен, и у него практически нет собственных возможностей преодоления дефицита. Нехватка средств традиционно покрывается средствами из госбюджета.
Так, в 2021 году, по принятому закону, 3,35 трлн руб. должно поступить в ПФР из бюджетов всех уровней. Это примерно 36,8% его доходов. Есть и законодательные ориентировки по доходам Пенсионного фонда на 2022 год. Трансферты уже предусмотрены в сумме 3,9 трлн руб., или 38,6%. В случае утверждения индексаций они должны увеличиться на соответствующие суммы. Прибавка в 0,4-1 трлн руб. стала бы весьма существенной для данной статьи.
Но у госбюджета, в отличие от ПФР, есть более широкие возможности изыскания средств – от перераспределения статей расходов до привлечения займов и даже средств прямой эмиссии от ЦБ РФ».
Новости Москва
02.03.2021
Новости , Кратко , Популярное
В Совете Федерации сказали, когда ждать индексацию пенсий для работающих пенсионеров
Индексация пенсий рабочим пенсионерам может возобновиться с января 2022 года. По словам спикера верхней палаты парламента Валентины Матвеенко, вопрос «индексировать или не индексировать» – не стоит на повестке дня.
«Насколько я знаю, ни в правительстве, ни в парламенте, ни среди здравых политиков никаких возражений против этого, безусловно, нет», – цитирует ее слова РИА «Новости».
Матвиенко отметила, что сейчас главная задача – «найти средства для бесперебойной ежегодной индексации». «Если говорить о сроках, полагаю, это может произойти в новом бюджетном цикле», – сказала она.
Заместитель главы социального комитета Совета Федерации Елена Бибикова подтвердила, что речь идет о следующем годе. «Бюджетный цикл в РФ рассчитывается на три года, следующий – с января 2022 года. Я очень надеюсь, что вопрос с индексацией пенсий работающим пенсионерам может быть решен с будущего года», – сказала Бибикова.
По ее словам, затраты из федерального бюджета на индексацию пенсий работающим пенсионерам могут составлять от 400 млрд до более одного триллиона рублей, в зависимости от того, кому будет производиться индексация – всем работающим пенсионерам или по категориям.
При этом сенатор не исключила, что правительством может быть принято и какое-то другое решение, прописывающее механизм индексации пенсий работающим пенсионерам. Отвечая на вопрос, когда может быть принято решение по срокам и категориям, Бибикова сказала: «Мы ждем этого каждый день».
Напомним, 1 февраля в правительстве сообщили, что предложения по индексации пенсий работающих пенсионеров направлен в администрацию президента.
Москва, Александра Быстрицкая
Москва. Другие новости 02.03.21
Число выпускаемых в России книг за год снизилось почти на 20%. / Словакия получила первую партию российской вакцины «Спутник V». / «Сильный сигнал для Москвы»: названа дата введения новых санкций США против России. Читать дальше
Бюджетный цикл
Добавлено в закладки: 0
Что такое бюджетный цикл? Описание и определение понятия.
Бюджетный цикл – это период времени, за который выполняют такие операции: составление и планирование для предприятия финансового плана и для каждого его подразделения в отдельности на определенный период, контроль над его исполнением и оперативный анализ, корректирование и пересмотр отдельных бюджетных статей.
В идеале бюджетный цикл должен непрерывно длиться, а именно окончание анализа выполнения бюджетного финансирования отчетного периода должен совмещаться с началом разработки бюджетного финансирования следующего периода.
Рассмотрим, более детально, что значит бюджетный цикл.
Суть бюджетного цикла
Бюджетный цикл – период времени от начала первой стадии бюджетного процесса, то есть составление сквозного бюджета до завершения 3-ий стадии план-факт анализа исполнения бюджета.
Длительность бюджетного цикла зависит от:
При составлении бюджетов могут устанавливаться такие сроки:
Бюджетный цикл – это совокупность всех мероприятий по формированию бюджета организации (предприятия).
Структура бюджетного цикла
Делится бюджетный цикл на два основных этапа:
Подготовительный этап состоит из:
Стратегическое планирование охватывает первые три подэтапа бюджетного циклаи очень часто оно сводится к составлению бюджета предприятия на будущий год. Часто это обьясняетсястихийными изменениями внешней среды, то есть изменениями в законодательстве страны. В таких ситуациях стратегическое планирование просто теряет свое значение. В современной экономике очень часто стратегическое планирование сводится к управлению предприятием в постоянно меняющихся экономиченских условиях и в определении цели и обязательного соответствия этой цели ресурсам, которые имеются в наличии.
Для всех стратегических целей есть определенные критерии:
Второй подэтап бюджетного цикла — это формирование прогнозов для определения факторов, которые непосредственно влияют на сегодняшнее развитие предприятия, а также на его будущий рост (обычно это факторы внешней среды ). Утверждается план макроэкономических показателей бюджетным комитетом, который создается специально (как контролирующий орган) для управления бюджетным процессом. К макроэкономическим факторам относятся прогнозы:
Существуют также и неэкономические факторы, например такие:
Очень важно этой группой факторов не пренебрегать, так как именно от них часто зависит больше, чем от экономических факторов.
Следующий этап – собственно процесс бюджетирования. Именно на этом этапе происходит планирование по всем сферам деятельности предприятия (организации). Тут же выбираются наиболее приоритетные направления деятельности компании.
Также на этом этапе производится закрепление данных, которые уже имеются. Эти данные вносятся в единый генеральный бюджет, корректируются по мере необходимости. Затем, после расчетов выводится финансовый результат и остаток денежной наличности на прогнозируемый период.
Значение бюджетного цикла
Точно также, по такой же схеме могут осуществляться текущие (промежуточные) корректировки внутри кварталов, когда бюджетный цикл составляет один месяц.
Самые первые системы планирования были чисто финансовыми и основывались на годовом бюджетном цикле.
Таким образом, стадия план-факт анализа является одновременно и начальной, и завершающей в бюджетном цикле, так какс нее начинается составление бюджета следующего периода и ею же заканчивается очередной бюджетный цикл, который соответственно представляет собой неразрывный процесс перехода от бюджетирования одного периода хозяйственной деятельности к следующему периоду.
Подведя итог, можно отметить, что процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:
Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год завершается 31 декабря. Пределы бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря текущего года. Принятие денежных обязательств после 25 декабря уже не допускается.
Мы коротко рассмотрели бюджетный цикл.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.