что значит объем инвестиций по франшизе
ТОП Продажи
Сайт для владельцев малого и среднего бизнеса, коммерческих директоров, маркетологов, менеджеров по продажам и тех, кто хочет ими стать.
Инвестиции, паушальный взнос и роялти в бизнес по франшизе.
Для открытия любого бизнеса нужны инвестиции. Для открытия бизнеса по франшизе тоже. Для начала давайте определимся, что кроется за красивым словом «инвестиция»
«Инвести́ции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» (Википедия)
Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала. И это означает, что, вложив в дело деньги, вы уже не вынимаете их из бизнеса долгое время. Вы можете использовать прибыль, но основной капитал из бизнеса не вынимаете. Это как деньги в банке. Положили на депозит и снимаете только проценты. Стоит только затронуть основную сумму или решить снять деньги раньше, условия вклада тут же меняются в худшую сторону, и вы недополучаете прибыль.
Инвестиции подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние инвестиции подразделяются на:
Внешние инвестиции делятся на:
Если рассматривать инвестиции с точки зрения направленности действий, то их можно подразделить на:
Приобретая франшизу, Вы совершаете интеллектуальное инвестирование, так как получаете «ноу хау» компании франчайзера, его бизнес-модели. Интеллектуальным инвестированием будет оплата паушального взноса.
Кроме того, это и реальные инвестиции в:
Многое зависит от вида бизнеса по франшизе.
Роялти — это плата лицензиата за переданные ему лицензиаром объекты промышленной собственности (патенты, торговые марки) и технологические ноу-хау. В недавно открытом филиале или дочерней компании платежи роялти могут превышать суммы выплачиваемых дивидендов.
При открытии бизнеса по франшизе Вы начинаете пользоваться торговой маркой (патентами и другими объектами собственности лицензиара (франчайзера). Соответственно платите роялти.
Кроме обязательных паушального взноса и роялти могут быть маркетинговые сборы ежемесячные и другие платежи. Так, например, при покупке франшизы «Гемотест», франчайзи некоторые услуги франчайзера может приобрести за отдельную плату, разумеется, это совершенно добровольно.
На рынке появляется все больше франшиз, где нет обязательного паушального взноса, роялти, маркетинговых платежей. Наиболее яркий пример: «Пятерочка», работающая в системе обратного франчайзинга. В этом случае компания платит агентское вознаграждение своим франчайзи порядка 17% («+»/ «-») от оборота, из которых франчайзи оплачивает аренду, налоги, зарплату. Все остальное берет на себя франчайзер. Эффективность бизнеса в этом случае выше, чем при прямом франчайзинге, владелец практически полностью контролирует весь бизнес партнера. Однако в случае расторжение договора франчайзи уйдет так и не понявшим до конца все тонкости бизнеса. Открыть дело «с нуля» и сделать его прибыльным для него в большинстве случаев останется по-прежнему сложным. Доходность такого бизнеса для самого франчайзи тоже ниже нежели при прямом франчайзинге. Это как раз тот случай, когда нужна просто «стабильность и небольшой постоянный доход от бизнеса».
«Пятерочка» оказывает действительно серьезную поддержку. Однако не все франчайзеры при обратном франчайзинге могут это сделать, и тогда франчайзи может оказаться в заведомо невыгодном положении. Франчайзер старается компенсировать это, как правило, более высоким % вознаграждений.
Стоит учитывать, что реальные инвестиции могут оказаться больше или меньше, чем прогнозирует франчайзер. Это зависит от местонахождения точки, затрат на ремонт помещения, величины арендной ставки, средней заработной платы в регионе и т.д., поэтому и необходимо начинать с анализа региона (ссылка) на статью.
В любом случае стоит заложить определенную финансовую подушку безопасности на непредвиденные расходы. А также иметь сумму денег, которая нужна на жизнь, в случае если первые месяцы с начала запуска доходов не будет, а в первые месяцы после запуска доходы от бизнеса будут покрывать только текущие расходы. Конечно, не все так страшно, но лучше подстраховаться заранее. Не случайно франчайзеры указывают в своих предложениях: инвестиции ОТ … Они прекрасно понимают, что разброс от указанной суммы может быть как в большую, так и в меньшую сторону.
Итак, мы с Вами разобрали понятия инвестиции, паушальный взнос, роялти, прямой и обратный франчайзинг. При общении с франчайзером обязательно задавайте вопросы о том, какие дополнительные платежи могут быть и на что они пойдут.
Это все повлияет на величину ваших инвестиций на бизнес по франшизе. Нужно учитывать массу «мелких затрат», таких как оплату интернета, настойку оборудования, оплату коммунальных платежей, покупку и обслуживание кассового аппарата и еще ряд других обязательных небольших платежей, которые объединившись вырастают в весьма солидную сумму.
В следующем посте мы с Вами поговорим о том, какие правильные вопросы стоит задавать франчайзеру, чтобы не ошибиться в выборе франшизы.
Что значит объем инвестиций по франшизе
Зачем повышать финансовую грамотность своих клиентов
Я несу людям культуру денег: провожу федеральные вебинары, живые обучающие семинары, у меня есть своя Школа финансовой грамотности. Когда у человека есть понимание, что, зачем и почему нужно делать, он приходит ко мне, как к брокеру.
Вместе с командой БКС мы организовали и провели бесплатный городской инвестиционный форум — это уже стало нашей ежегодной традицией. Форум идёт в течение 3 дней: люди могут вживую пообщаться с классными московскими специалистами, задать каверзные вопросы, развеять свои страхи и сомнения.
Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.
Франшиза — идеальная инвестиция. Объемы инвестиций во франшизу
Финансовая независимость, собственный бизнес, реальный доход — мечты многих. Однако далеко не все решаются уйти с работы и начать зарабатывать на себя. В чем причина? Что мешает людям инвестировать деньги? Куда вкладывать деньги? Какие инвестиции понадобятся при покупке франшизы?
Что такое инвестиции
Разберемся для начала, что считать инвестициями. Что именно мы подразумеваем, когда говорим о них. Словарь укажет, что инвестиции — размещение капитала с целью получения прибыли. Кажется просто, но вот вопрос: покупка велосипеда, чтобы быстрее доставлять курьерские заказы, — инвестиция? Ответ — да, если добавить одну важную тонкость: инвестиции — это долгосрочные вложения капитала. Долгосрочные — значит, вложив в дело деньги (акции, имущество), вы не спешите изымать их обратно долгое время. Понятным примером будет вклад в банке. Вы положили деньги на депозит и снимаете только проценты, а саму сумму не изымаете. Иначе условия сделки сразу меняются в худшую сторону.
Какие бывают инвестиции
Они бывают внутренние и внешние. Внутренние могут быть финансовыми и реальными. Финансовые — это вложения в ценные бумаги, на счета и так далее. А вот реальные — это вложения в строительство, расширение, развитие, продвижение. Кроме этого специалисты включают сюда и еще интеллектуальные инвестиции — обучение, получение опыта, покупка лицензий.
Внешние инвестиции могут быть прямыми и «портфельными». Первые дадут инвестору полный контроль над деятельностью предприятия. Вторые обеспечат право на получение дивидендов (покупка акций, например).
Инвестиции во франшизу — это какие инвестиции?
В случае с франшизой, придется иметь дело с начальными инвестициями (в дальнейшем вам могут понадобиться инвестиции на расширение, реинвестиции и так далее).
Это интеллектуальное инвестирование — ведь вы приобретаете некое ноу хау, алгоритм, готовую схему уже отработанного, успешного бизнеса.
При этом вам понадобятся реальные инвестиции: ведь вы купите или арендуете помещение. Возможно, произведете ремонт, закупите оборудование, проведете рекламную компанию, наймете сотрудников и так далее. Кроме этого, вы заплатите паушальный взнос (реальная инвестиция) и каждый месяц (в зависимости от договора) будете выплачивать роялти.
Сейчас на рынке довольно часто встречаются схемы франчайзинга, когда взнос или роялти (а иногда и то и другое) не обязательны. Это следует рассматривать в каждом отдельном случае, примеряя на себя условия. Готовы ли вы так сотрудничать с франчайзером, будет ли предложенное вам вознаграждение достаточным или поддержка, которую вам обещали, действительно так хороша?
От чего зависит объем инвестиций
Одна из самых сложных задач при покупке франшизы — учесть реальный размер необходимых инвестиций. Ведь это зависит от очень многих параметров.
Неплохо бы в любом начинании закладывать некую подушку безопасности — деньги на непредвиденные расходы и ситуации. Плюс вам понадобятся средства на первые месяцы — пока бизнес раскручивается, а франшиза окупается. Это тоже инвестиции, пусть и непрямые.
Опытный франчайзер, учитывая это, всегда указывают в своих предложения «инвестиции от …». Размер, действительно, варьируется из-за вышеперечисленных причин. Потому рассчитывая реальные объемы инвестиций, необходимо внимательно проанализировать выбранную сферу деятельности и рынок в своем регионе, тщательно проанализировать конкретные предложения по франшизе, вместе со специалистами произвести оценку юридических и финансовых аспектов.
Объем инвестиций будет зависеть от условий, который предлагает будущий партнер. Важно понимать:
Покажите каждый пункт договора юристу и финансисту, специалисты обязательно подскажут вам, какие еще вопросы задать, какие параметры необходимо учитывать.
При подсчетах часто теряются мелочи (оплата телефонных переговоров, интернета, коммунальные платежи, карандаши и скрепки), совокупная сумма которых может быть солидной. От подобных промахов спасает грамотный бизнес-план, утвержденный и одобренный будущим партнером.
Куда правильно вкладывать деньги?
Не стоит отмахиваться от тщательной оценки ситуации. Распространенная ошибка начинающих франчайзи — не учтенные заведомо траты приводят к увеличению объема инвестиций. Совершая подсчеты, еще раз сверьте, совпадают ли ваши планы с потребностями региона, покупательной способностью в нем, уровнем конкуренции, существующими перспективами для развития вашей франшизы.
Не стесняйтесь обсуждать реальные объемы инвестиций и задавать вопросы другим франчайзи выбранной сети. О чем надо спрашивать:
Это последний пункт, который вам потребуется учесть, чтобы подсчитать сумму необходимых инвестиций. По сути, это время, за которое прибыль от бизнеса полностью уходит на погашение вложений. По этому принципу франшизы подразделяются на:
Быстроокупаемые (срок 6 — 12 месяцев)
Средний срок окупаемости (срок 2 — 3 года)
Франшизы с долгой окупаемостью (срок 3 — 10 лет)
Почему это важно? Потому что важно понимать, что все это время вам придется содержать себя или на существующие накопления, или дополнительный заработок. В этот период франшиза вас кормить не сможет.
Подведем итог
Так почему франшиза — идеальная инвестиция? Потому что сумма вложений в данном контексте почти прозрачна. При тщательном и вдумчивом подходе вы сможете учесть все стороны и риски. Суммы инвестиций понятны и просчитываются не только вами, но и вашим партнером. А хороший франчайзер заинтересован в вашем успехе не меньше вас.
Франшиза — это готовый бизнес. У него есть понятный план, схема, технологии, имя. Вы не просто вкладываетесь в нечто туманное, вы покупаете право на успех, наработанный опыт, связи, методики. Немного осторожности и кропотливости, и ваши инвестиции окупятся в указанные сроки с необходимой гарантией.
Свой бизнес на чужом: сколько можно заработать? Серия 2. «Франчайз-инвестиции» — сериал Банки.ру
Как впервые начать бизнес, не наломав дров? Миссия часто выполнима, если воспользоваться чужим опытом. Такую опцию будущим миллиардерам дает франчайзинг.
В прошлом эпизоде нашего сериала мы рассказали, как создать франшизу из своего бизнеса и начать зарабатывать на паушальных взносах и роялти. В этот раз речь пойдет о тех, кто решил инвестировать свое время и деньги в открытие бизнеса по готовой модели.
Самые успешные франшизы
В России сейчас спросом пользуются в основном франшизы, инвестиции в которые составляют от 1,5 млн до 3 млн рублей. Как правило, это сфера услуг, фастфуд и розничные магазины, рассказала Екатерина Сойак, генеральный директор EMTG, эксперт по франчайзингу.
Как правило, франшизу покупают начинающие предприниматели, которые ищут альтернативу работе по найму или пытаются создать источник дополнительного дохода. С началом пандемии франчайзи начали интересоваться медицинскими лабораториями. А до этого, в 2015—2020 годах, был бурный рост в секторе общественного питания. Появлялись форматы от точек с кофейными автоматами и выпечкой до концептуальных ресторанов. Вот один из примеров стандартного расчета по инвестициям в этот вид бизнеса.
Расчет возврата инвестиций (ROI) в пиццерию в течение 15 лет
Срок работы ресторана (в годах)
Выплаты при вложении 1 млн руб. (тыс. руб. в год)
Выплаты при вложении 5 млн руб. (тыс. руб. в год)
Характерной чертой последних полутора лет стало появление большого количества франшиз в пригородах, куда часть россиян переехала во время пандемии. «Люди поняли, что сервисы должны работать возле них, а не где-то вдалеке, поэтому те, кто наладил бизнес, связанный с доставкой, с обслуживанием у дома, тоже стали успешными. Поэтому растут магазины у дома типа FixPrice, «Фасоли», растет рынок оказания услуг у дома», — рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко.
Насколько это выгодно, зависит от многих факторов: города, ниши, среднего чека, востребованности продукта, стоимости аренды. Без привязки к ним вам сделают «голую» калькуляцию, сколько, например, будет стоить запуск небольшой пиццерии под брендом «Синяя птица».
«Окупаются быстрее те франшизы, которые завязаны на востребованном продукте, низкой конкуренции в городе и предполагают довольно невысокий порог входа в бизнес (первоначальные инвестиции от франчайзи. — Прим. ред.): интернет-магазины, пункты выдачи заказов, выездные бытовые услуги», — говорит Анна Рождественская, руководитель проекта franshiza.ru.
Например, в маникюрном бизнесе рентабельность в среднем составляет 20—25%, у парикмахерской — 15—18%, в кофейном бизнесе — примерно 15—25%, приводит цифры Станислав Тихомолов, генеральный директор компаний «Бизнес Консалтинг» и «Инвестиционный Франчайзинг».
Рентабельность инвестиций (обычно обозначают ROI) во франшизы рассчитывается так же, как и у традиционного бизнеса, и представляет собой соотношение прибыли к инвестициям.
ROI = (прибыль/инвестиции)*100%
Выбор ниши — это только часть успеха, все зависит от того, кто выбирает, как показывает практика.
Самые доходные акции за прошлый год
Найти и отобрать
Открывая бизнес, предприниматели обычно выбирают франшизу, руководствуясь собственным интересом и опытом. Если своих идей нет, всегда можно обратиться за помощью в подборе в компании или на специализированные сайты. Их задача — помочь с поиском подходящего предложения.
Критерии подбора в основном следующие:
Рекомендация от экспертов одна: будущий владелец франшизы должен хоть что-то понимать в той бизнес-франшизе, которую он выбирает. То есть администратору студии маникюра проще будет работать в бьюти-сфере, а бывшему сотруднику СТО — в предприятии, связанном с ремонтом автомобилей.
Найти подходящий вам формат бизнеса можно и на специализированных выставках. Например, есть BUYBRAND Expo, где представлены крупнейшие российские франшизы.
«На выставке можно лично пообщаться с франчайзером и действующими франчайзи (и то и другое одинаково важно для понимания, надо покупать франшизу или нет), получить консалтинговые услуги от специалистов, изучить конкуренцию и послушать экспертов в рамках форумной программы», — разъясняет Екатерина Сойак.
Финансовая сторона дела: предпринимателю рекомендуется иметь за душой на 30% больше первоначальной суммы инвестиций. Деньги потребуются на аренду помещения, зарплаты сотрудников, открытие юридического лица.
Реальный опыт. Франшиза по желанию
Готовая бизнес-модель еще не гарантия успеха.
«Некоторые ошибочно воспринимают франчайзинг как пассивную инвестицию: мол, раз у кого-то получилось на этом заработать, раз мне передадут «рецепт бизнеса», значит, мне ничего не придется делать. Это в корне неверно, франчайзинг — это точно такой же собственный бизнес, требующий постоянного вовлечения в проект, только в рамках действующей сети и под существующим товарным знаком», — рассказывает Анна Рождественская.
Вот, скажем, только примерные расчеты для открытия пекарни «Хлеббери!». Уже по расходным позициям ясно, что в производственной цепочке будет задействовано специальное оборудование, работе с которым потребуется обучить персонал. Это и многое другое потребует личного контроля и вовлеченности от франчайзи. Большинство франчайзи в России воспринимают запуск бизнеса по франшизе как легкий старт своего дела, которое приносит им доход. Однако открытие предприятия по готовой модели представляет собой расширение чужой компании (бренда), и позиция франчайзи сравнима с руководителем подразделения, а не с собственником бизнеса. Большой прибыли франшиза тоже не гарантирует, здесь все зависит от совместных усилий франчайзи и управляющей компании.
Франшиза с зернами кофе. Анастасия работает наемным сотрудником в одной из столичных компаний, но всегда мечтала о кофейне и решила вместе с коллегой открыть небольшую точку на юго-востоке столицы, став франчайзи Coffee Moose.
«Чтобы выбрать франшизу, мы смотрели на кофейни на улице, выбирали те, где располагает концепция, предлагают вкусный продукт и хороший сервис, рассказывает Анастасия. — У нас было примерно 7—8 кандидатов, изучали каждого на предмет условий договора, размера паушального взноса и роялти. Если информация не была представлена в открытом виде, то встречались, созванивались».
Инвестиции в открытие подобной точки начинаются от полумиллиона рублей. В эту сумму входят: аренда помещения, косметический ремонт, обеспечение оборудованием, покупка кофе и других необходимых материалов на один месяц, а также реклама и паушальный взнос. Оборот точки оценивается в 300 тыс. рублей в месяц.
У Анастасии паушальный составил 165 тыс. рублей, плюс роялти — 5% ежемесячной выручки. Кофейня окупилась почти за два года, три месяца из этого срока в российской столице был локдаун из-за коронавируса. Сейчас точка приносит 40—50 тыс. рублей прибыли при хороших продажах.
«Полагаю, с франшизы можно начинать, если с бизнесом не имел дела: владельцы дают много вводной информации, есть зарекомендовавший себя бренд», — резюмирует свой опыт Анастасия.
Руководство для потребителя по покупке франшизы
Понятие франшизы уже прочно въелось в нашу повседневную жизнь. Кинотеатры, супермаркеты, общепит, сервисы, заправки и многие другие виды коммерческой деятельности работают или только начинают использовать систему франчайзинга.
Со всех сторон нас окружает красивая реклама. Купите франшизу и заработайте 100-200 тысяч рублей уже сегодня, не упустите свой шанс! Как говорится, мухи отдельно, котлеты отдельно. Будем отделять рекламу от реального положения дел каждой отдельно взятой франшизы.
Время чтения руководства – 40 минут. 40 минут, которые помогут сохранить ваши деньги, заработанные тяжелым трудом, не влезть в долги длиною в долгие годы.
Если руководство не нужно вам прямо сейчас, добавьте его в закладки. Рекомендуйте друзьям, знакомым, всем, кому требуется лучше узнать, как выбрать франшизу. Всем, кому интересна тема франшизы. Это будет лучшая благодарность автору.
В случае возникновения дополнительных вопросов связаться можно по электронной почте: imvarfolomeev@ya.ru
Подумываете о покупке франшизы? Исследуйте предложение, до инвестирования. Прежде чем поставить подпись, прочитайте это руководство для получения рекомендаций, по оценке возможностей франчайзинга.
Когда вы покупаете франшизу, вы можете продавать товары и услуги, которые имеют бренд, а также получать обучение и поддержку, которые могут помочь вам добиться успеха. Но покупка франшизы похожа на любую другую инвестицию: нет никакой гарантии успеха.
Руководство создано специально для того чтобы помочь вам решить, подходит ли вам франшиза. Оно предлагает способы покупки франшизы и выделяет ключевые вопросы, которые вам необходимо задать, ДО вложения денег. В руководстве так же объясняется, как использовать документ о раскрытии информации, который франчайзеры должны предоставить вам – в соответствии с правилом франчайзинга – чтобы вы могли исследовать и оценивать возможность франчайзинга.
Франшиза позволяет вам, инвестору или франчайзи, управлять бизнесом. Вы платите франчайзинговый сбор (паушальный взнос) и получаете формат или систему, разработанную компанией (франчайзером), право использовать имя франчайзера в течение определенного количества лет и помощь.
Например, франчайзер предоставляет вам помощь в поиске места для вашего магазина; начальное обучение и руководство по эксплуатации; а также консультации по управлению, маркетингу и персоналу. Франчайзер может оказывать поддержку посредством периодической рекламной кампании, бесплатного телефонного номера, веб-сайта или запланированных рабочих совещаний или семинаров.
Владение франшизой связано с определенными затратами, контролем* франчайзера и договорными обязательствами.
*Франшиза без контроля называется – торговый представитель/дилер. Там вы можете делать что вашей душе угодно.
В обмен на право использовать имя франчайзера и пользоваться его помощью вы должны будете оплатить некоторые или все из следующих платежей:
Паушальный взнос за франшизу обычно составляет от пары тысяч до нескольких сотен тысяч долларов и может быть невозвратным. Вы можете столкнуться со значительными затратами на аренду, строительство и оснащение торговой точки, а также на покупку первоначального инвентаря. Вам также может потребоваться оплатить операционные лицензии, страхование, а также плату за “торжественное открытие” для франчайзера, чтобы продвигать свою новую торговую точку.
Вам также придется заплатить франчайзеру роялти, основанные на проценте от вашего еженедельного или ежемесячного валового дохода. Как правило, вы должны платить роялти за право использовать имя франчайзера, даже если вы теряете деньги. Возможно, вам придется выплачивать роялти в течение всего срока действия вашего франчайзингового соглашения, даже если франчайзер не предоставляет обещанные им услуги и даже если вы решите досрочно расторгнуть свое франчайзинговое соглашение.
Вы также можете внести свой вклад в рекламный фонд. Некоторая часть рекламных сборов может быть направлена на национальную рекламу или привлечение новых владельцев франшизы, а не на продвижение вашей торговой точки.
Чтобы обеспечить единообразие, франчайзеры контролируют, как франчайзи ведут бизнес. Эти элементы управления могут значительно ограничить вашу способность осуществлять собственное управление франшизой. Франчайзер должен контролировать:
Многие франчайзеры сохраняют за собой право утверждать сайты для своих торговых точек и могут не утверждать выбранный вами сайт. Некоторые франчайзеры проводят обширные исследования сайта в рамках процесса утверждения, и сайт, который они одобряют, может быть более привлекательным для привлечения клиентов.
Франчайзеры могут устанавливать стандарты дизайна или внешнего вида для обеспечения единообразного внешнего вида своих торговых точек. Некоторые франчайзеры требуют периодического ремонта или изменения дизайна; соблюдение этих требований может увеличить ваши расходы.
Франчайзеры могут ограничить продаваемые вами товары и услуги. Например, если вы владеете ресторанной франшизой, вы не можете вносить какие-либо изменения в свое меню. Если вы владеете франшизой по ремонту автомобильных трансмиссий, вы не можете выполнять другие виды автомобильных работ, такие как ремонт тормозов или электрических систем.
Франчайзеры могут потребовать, чтобы вы действовали определенным образом. Они могут диктовать часы работы; предварительно одобрять, униформу сотрудников и рекламные объявления; или требовать, чтобы вы использовали определенные учетные или бухгалтерские процедуры.
В некоторых случаях рекламы, франчайзер может потребовать от вас продать некоторые товары или услуги по определенным сниженным ценам, что может повлиять на вашу прибыль. Кроме того, франчайзер может потребовать, чтобы вы покупали товары только у утвержденного поставщика, даже если вы можете купить аналогичные товары в другом месте за меньшую сумму.
Франчайзер может ограничить ваш бизнес конкретным местоположением или территорией продаж. Если у вас есть”эксклюзивная“ или ”защищенная» территория, это может помешать франчайзеру и другим франчайзи открывать конкурирующие торговые точки или обслуживать клиентов на вашей территории, но это не может защитить вас от всей конкуренции со стороны франчайзера.
Например, франчайзер может иметь право предлагать одни и те же товары или услуги в вашем торговом зале через свой собственный веб-сайт, каталоги других розничных продавцов или конкурирующие торговые точки другой франшизы, принадлежащей компании.
Франчайзинговые контракты заключаются только на то количество лет, которое указано в договоре. Вы можете потерять право на свою франшизу, если не будете соблюдать условия договора. Вы не будете иметь право на продление, если франчайзер не даст вам это право.
Франчайзер может расторгнуть ваше франчайзинговое соглашение по целому ряду причин, включая невыплату вами лицензионных платежей или несоблюдение стандартов производительности и ограничений продаж.
Многие франчайзинговые контракты дадут вам шанс исправить случайное несоблюдение (например, сделать один просроченный платеж), но сохранить право закрыть вашу франшизу за другие неудачи. Если ваша франшиза будет прекращена, вы, вероятно, потеряете все свои инвестиции.
Франчайзинговые соглашения могут действовать до 20 лет. Продление не является автоматическим. В конце срока действия договора франчайзер может отказаться от продления или предложить продление, которое не имеет тех же условий, что и ваш первоначальный договор.
Например, франчайзер может повысить платежи по роялти, ввести новые стандарты работы и ограничения продаж или сократить вашу территорию. Любое из этих изменений может привести к увеличению затрат, снижению прибыли или усилению конкуренции со стороны принадлежащих компании торговых точек или других франчайзи.
Прежде чем инвестировать в ту или иную систему франчайзинга, подумайте о том, сколько денег вы должны инвестировать, оцените свои способности и цели. Будьте предельно честны.
· Сколько денег вы должны инвестировать?
· Сколько денег вы можете позволить себе потерять?
· Вы покупаете франшизу самостоятельно или с партнерами?
· Вам нужно финансирование? Где вы его возьмете? Кредитная история?
· Есть ли у вас сбережения или дополнительный доход, чтобы жить до тех пор, пока ваша франшиза не откроется и, вы надеетесь, станет прибыльной?
· Требует ли франшиза технического опыта или специальной подготовки, или образования — например, ремонт автомобилей, отделка дома и офиса или подготовка к налогообложению?
· Какие специальные навыки вы можете привнести в этот бизнес?
· Какой у вас есть опыт работы в качестве владельца бизнеса или менеджера?
· Каковы ваши причины для покупки конкретной франшизы?
· Вам нужен конкретный минимальный годовой доход?
· Вы хотите работать в определенной области?
· Вы заинтересованы в розничных продажах или выполнении услуг?
· Сколько часов вы можете работать? Сколько вы готовы работать?
· Вы намерены управлять бизнесом самостоятельно или нанять менеджера?
· Будет ли владение франшизой вашим главным источником дохода или дополнением к вашим текущим доходам?
· Вы планируете на длительный срок?
· Вы хотели бы иметь несколько торговых точек?
· Готовы ли вы позволить франчайзеру быть вашим боссом? *
*Многие забывают, что вы во франшизе – наемный директор, не более того.
Существует много способов, отличных от веб-сайтов франчайзеров, чтобы найти информацию о возможностях франчайзинга, включая посещение местных франчайзинговых точек, просмотр каталогов по франшизе, посещение выставок франшиз и работу с брокерами.
Это всегда хорошая идея, посетить франчайзинговые точки в вашем районе и поговорить с владельцами об их опыте работы с конкретными франчайзи.
Посещение выставки франшиз позволяет увидеть и сравнить различные возможности в одно время. Изучите вид франшизы, который может наилучшим образом соответствовать вашему бюджету, опыту и целям. При посещении, обратите внимание на несколько франчайзинговых компаний, которые имеют дело с типом отрасли, которая интересна вам. Задавайте вопросы, в том числе:
· Сколько франчайзинговых точек? Где они сейчас?
· Какова начальная стоимость франшизы? Каковы дополнительные стартовые расходы?
· Есть ли продолжающиеся выплаты роялти? Сколько?
· Какую управленческую, техническую и иную поддержку предлагает франчайзер?
· Какие меры контроля устанавливает франчайзер?
· Как долго франчайзер находится в бизнесе? Могут ли подтвердить с помощью официальных данных?
Франчазеры могут предложить вам стимулы(скидки) для участия в рекламной встрече, чтобы подробно обсудить франшизу. Эти встречи могут быть еще одним источником информации и дать вам возможность поднять вопросы, но они также могут подвергнуть вас агрессивной тактике продаж. Будьте готовы отказаться от любой франчайзинговой возможности — и продвижения — которая не соответствует вашим потребностям.
Франчайзинговые брокеры могут называть себя ”бизнес-тренерами“, ”консультантами“, ”реферальными источниками“ или «консультантами по продажам». Они часто рекламируют себя в интернете и в деловых журналах, предлагая помочь вам выбрать среди различных вариантов франшизы.
Как правило, брокер рассматривает сумму денег, которую вы должны инвестировать, а затем направляет вас на возможности, соответствующие вашим интересам и ресурсам. Брокер также может помочь вам заполнить заявки и документы, чтобы завершить продажу. Брокеры часто работают на франчайзеров, и им платят только в том случае, если совершается продажа.
Прежде чем вы решите использовать брокера, подумайте, нужны ли вам услуги брокера или вы можете получить достаточно информации, с помощью интернета или обратившись к знакомым имеющим опыт в бизнесе. *
*Если вы плохо разбираетесь, либо нет опыта в ведении бизнеса, особенно франшизы. Обратитесь к специалисту. Неправильный выбор франшизы может на долгие годы погрузить вас в долги. На авось может и не прокатить.
Некоторые франчайзинговые брокеры могут рассказывать вам о том, что вам выпала “идеальная возможность”, потому что они представляют широкий спектр бизнес-продавцов. Это может быть правдой — и нет.
Спросите, сколько франчайзеров представляет брокер. Брокер, который представляет только несколько франчайзеров, даст вам ограниченные предложения.
Некоторые франчайзинговые брокеры могут утверждать, что они предложат только те франшизы, которые соответствуют определенным стандартам. Вы можете подумать, что это означает, что ваш риск ограничен, потому что брокер отсеивает плохие инвестиции.
На самом деле, некоторые брокеры представляют любого франчайзера, готового заплатить им комиссию за продажу. Брокер, который делает это, может направить вас к франчайзеру, который терпит неудачу или не имеет истории.
Спросите, как брокер выбирает франчайзеров для представления. Попросите посмотреть критерии отбора и сколько франчайзеров брокер недавно отклонил.
Некоторые брокеры получают фиксированную плату независимо от цены франшизы, которую они продают. Другие зарабатывают комиссию, основанную на стоимости франшизы. Эти брокеры могут направить вас к более дорогостоящей франшизе, чтобы увеличить свою комиссию.
Спросите, кто платит брокеру и как рассчитывается платеж. Узнайте, зарабатывает ли брокер комиссию, основанную на стоимости франшизы. Если он или она это делает, рассмотрите, предлагает ли брокер более дорогую франшизу, чтобы заработать большую комиссию.
Чтобы убедить вас купить ту или иную франшизу, брокер может рассказать о том, сколько денег вы можете заработать. Эти утверждения могут быть неверными или вводить в заблуждение. Например, цифры могут быть основаны на доходах в той области, где существует высокий спрос на товары или услуги франчайзера. Или утверждение может быть основано на устаревших отраслевых данных.
В некоторых случаях заявления о доходах могут использовать валовые показатели продаж, но, когда вы рассматриваете вероятные расходы, вы можете обнаружить, что фактические доходы будут намного меньше.
Поскольку представления о доходах могут вводить в заблуждение, франчайзеры обычно не позволяют своим торговым представителям предъявлять претензии в отношении продаж, доходов или прибыли, если только эти претензии не включены в раскрытие информации о франшизе, которую должен предоставить вам франчайзер.
В обязательном соглашении раскрытии данных франшизы должны быть перечислены имена и контактная информация всех нынешних и бывших франчайзи франчайзера. Поговорите с ними, а не полагайтесь на информацию только от брокера. Спросите об их опыте работы с франчайзером.
Покупка франшизы похожа на любую другую инвестицию: она сопряжена с риском. Когда вы рассматриваете конкретную франшизу, подумайте о спросе на продукты или услуги, которые она предлагает, независимо от того, предлагают ли конкуренты аналогичные продукты или услуги, уровень поддержки, которую вы получите, и репутация франчайзера.
Есть ли спрос на продукты или услуги франчайзера в вашем городе? Сезонность? Может быть, вы имеете дело с фантазией франчазера? Создает ли продукт или услуга повторный бизнес? Является ли имя франчайзера настолько известным, что оно привлечет клиентов, или вам придется создать рынок для франшизы?
Каков уровень конкуренции на национальном, региональном и местном уровнях? Сколько франчайзинговых и корпоративных торговых точек находится в вашем регионе? Продает ли франшиза продукты или услуги, которые легко доступны в интернете и за его пределами? Сколько конкурирующих компаний, включая конкурирующие франшизы, продают аналогичные продукты или услуги по сходной цене? Являются ли эти компании хорошо зарекомендовавшими себя или широко признанными в вашем городе?
Иногда франчайзинговые системы терпят неудачу. Что будет с вашим бизнесом, если франчайзер закроет компанию? Вам понадобится постоянное обучение франчайзера, реклама или другая помощь, чтобы остаться в бизнесе? Будете ли вы иметь доступ к тем же поставщикам? Могли бы вы вести бизнес в одиночку, если вам нужно сократить расходы или уволить кого-либо?
Покупка франшизы дает вам право ассоциироваться с именем или брендом франчайзера. Устоявшаяся франшиза с известным именем — и хорошей репутацией с большей вероятностью привлечет клиентов, чем относительно новая или неизвестная франшиза. Если вы инвестируете во франшизу, вы будете нести ответственность за создание потребительского спроса на ее товары или услуги в вашем регионе.
· как долго франчайзер находится в бизнесе
· узнаваемость имени и бренда для франчайзера и его продуктов или услуг
· имеет ли франчайзер репутацию производителя качественных товаров или услуг
Вы захотите узнать из требуемого документа о раскрытии информации, имеет ли франчайзер федерально зарегистрированный товарный знак. Если это не так, компания, использующая такое же название в вашем регионе, может заставить вас изменить название вашего магазина за свой счет.
Это также хорошая идея, чтобы проверить, подавали ли потребители или франчайзи жалобы на франшизу или франчайзера. Подробнее о том, как проверить франшизу, читайте в разделе “Дополнительные источники информации” в конце этого руководства.
Какую подготовку и постоянную поддержку предоставляет франчайзер? Соответствует ли эта подготовка уровню подготовки, предоставляемой другими франчайзерами в рамках одного и того же вида бизнеса и для работников в этой области?
Можете ли вы конкурировать с другими, которые имеют более формальную подготовку? Какие преимущества есть у нынешних владельцев франшизы? Является ли ваше образование, опыт или обучение похожим? Что говорят нынешние владельцы франшизы о качестве и полезности полученного ими обучения?
Многие франчайзеры, управляющие хорошо зарекомендовавшими себя компаниями, имеют многолетний опыт продажи товаров или услуг и управления системой франчайзинга. Некоторые франчайзеры начинали с ведения собственного бизнеса.
Однако нет никакой гарантии, что успешный предприниматель сможет успешно управлять системой франчайзинга. Узнайте, как долго франчайзер управлял системой франчайзинга. Есть ли у франчайзера достаточно опыта, чтобы вы чувствовали себя комфортно? Если франчайзер имеет мало опыта управления цепочкой франшиз, возьмите обещания о руководстве, обучении и другой поддержке.
Растущая система франчайзинга повышает узнаваемость имени и бренда франчайзера и может позволить вам привлечь клиентов. Но сам по себе рост не гарантирует успеха франчайзи. На самом деле, франчайзер, который растет слишком быстро, может быть не в состоянии поддержать своих франчайзи с услугами, которые он им обещает. Исследуйте финансовые активы и ресурсы франчайзера. Достаточно ли их для поддержки вас и всех других новых торговых точек, которые планирует открыть франчайзер?
Прежде чем инвестировать в любую франшизу, получите копию документа о раскрытии франшизы франчайзера. В соответствии с правилом франшизы, вы должны получить документ по крайней мере за 14 дней до того, как вас попросят подписать какой-либо контракт или заплатить какие-либо деньги франчайзеру или партнеру франчайзера. Вы имеете право запросить — и получить-копию FDD, как только франчайзер получил ваше заявление и согласился его рассмотреть.
Действительно, Вы можете получить копию FDD франчайзера, прежде чем тратить какие-либо деньги на расследование предложения франшизы. Франчайзер может предоставить вам копию своего FDD на бумаге, по электронной почте, через веб-страницу или на диске. Обложка FDD должна содержать информацию о доступных форматах. Убедитесь, что у вас есть копия FDD в удобном для вас формате, и сохраните копию для справки.
Прочитайте каждый из пунктов в FDD. Не стесняйтесь спрашивать объяснения, разъяснения и ответы на свои вопросы, прежде чем инвестировать.
Пункт говорит вам, как долго франчайзер был в бизнесе и его вероятной конкуренции. Он также позволяет узнать, есть ли какие-либо юридические требования, уникальные для франчайзингового бизнеса, такие как требование о получении специальной лицензии или разрешения. Это поможет вам понять количество затрат и рисков, которые вы возьмете на себя при покупке и эксплуатации франшизы.
Пункт определяет руководителей франчайзинговой системы и описывает их опыт. Обратите внимание на их общий бизнес-бэкграунд, их опыт в управлении системой франчайзинга и то, как долго они были с франчайзером.
Пункт содержит важную информацию о предыдущих судебных разбирательствах – был ли владелец франшизы или любой из его исполнительных должностных лиц осуждены за уголовные преступления, в том числе связанные с мошенничеством, нарушением закона о франшизе или закона о недобросовестной или обманчивой практике, или подпадают ли они под любые государственные или федеральные запреты, связанные с аналогичными проступками.
Этот пункт сообщит вам, был ли франчайзер или любой из его руководителей привлечены к ответственности — урегулированы ли гражданские иски, связанные с франчайзинговыми отношениями. Если было много претензий к франчайзеру, это может означать, что франчайзер не выполнил свои обязательства по договорам. Или же это может свидетельствовать о том, что франчайзи недовольны его работой.
В пункте 3 также следует указать, подавал ли франчайзер иск против кого-либо из своих франчайзи в течение последних лет. Это раскрытие может указывать на общие типы проблем в системе франчайзинга. Например, если франчайзер подал в суд на франчайзи за неуплату роялти, это может быть связано с тем, что франчайзи не были успешными, и не были готовы или не могли сделать свои платежи по роялти.
Пункт раскрывает, были ли франчайзер или его предшественник, филиалы или любой из его руководителей вовлечены в недавнее банкротство. Если франчайзер или его предшественник или партнер объявили о банкротстве, внимательно изучите финансовую отчетность франчайзера, чтобы убедиться, что франчайзер финансово способен оказывать обещанные им вспомогательные услуги. Подумайте о том, чтобы бухгалтер или аудитор также проверили необходимую финансовую отчетность.
Эти статьи описывают некоторые расходы, связанные с запуском и эксплуатацией франшизы, включая авансы или сборы за франшизу, которые могут быть невозвратными, а также первоначальные расходы, договора, оборудование, лизинг или аренду. Это также объяснит текущие расходы, такие как роялти и рекламные сборы. Кроме того, спросите или узнайте о компании:
· торжественное открытие или другие начальные бизнес-акции
· бизнес и операционные лицензии
· затраты на поставку продукции или услуг
· улучшения в сфере недвижимости и аренды
· необходимое оборудование, такое как компьютерная система или система безопасности
· соблюдение местных постановлений, таких как зонирование, удаление отходов, а также пожарных и других кодексов безопасности
Вам нужно будет изучить другие первоначальные и текущие расходы, которые не описаны в пунктах, такие как расходы на бухгалтерскую и юридическую помощь.
Это может занять несколько месяцев, чтобы начать вести свой бизнес, и так же может занять больше года, чтобы выйти на безубыточность. Некоторые франшизы никогда не выходят в точку безубыточности. Оцените свои операционные расходы за первый год и ваши личные расходы на проживание в течение двух лет. Сравните свои оценки стоимости франшизы с тем, что заплатили другие франчайзи в этой и конкурирующих системах. Бухгалтер поможет вам оценить эту информацию.
Эти пункты говорят вам, ограничивает ли франчайзер:
· поставщиков, у которых вы можете приобрести товары
· товары или услуги, которые вы можете предложить для продажи
· где и кому Вы можете продавать товары или услуги
· ваше использование интернета для продажи товаров или услуг клиентам внутри и за пределами вашей территории
· право франчайзера (или других франчайзи) использовать интернет для привлечения клиентов или продажи на вашей территории
Эти виды ограничений могут ограничить вашу способность осуществлять свое собственное деловое суждение в управлении вашим отделением. Если франчайзер не ограничивает территорию, на которой каждый франчайзи может продавать, то франчайзер и другие франчайзи могут конкурировать с вами за одних и тех же клиентов, создавая свои собственные торговые точки или продавая через интернет.
FDD включает в себя важное краткое изложение рекламных программ франчайзинговой системы и начального и текущего обучения франчайзера. Поговорите с франчайзером и текущими франчайзи, чтобы получить ответы на свои вопросы.
Франчайзи часто обязаны вносить процент от своих продаж в один или несколько национальных, региональных или местных рекламных фондов. Спросите франчайзера, какую рекламу он сделал и что планируется.
Спросите, имеют ли франчайзи какой-либо контроль над тем, как тратятся рекламные деньги, и все ли франчайзи и торговые точки компании вносят одинаковый вклад в рекламные фонды. Узнайте, получает ли франчайзер комиссию или скидку, когда он размещает объявления. Если есть скидка, то кто выигрывает-вы или франчайзер?
Смотрите, на что тратится процент от фонда: