что значит обороты по расчетному счету
Как составить и читать оборотно-сальдовую ведомость
Даже начинающему бухгалтеру известен принцип построения баланса. Он составляется на основе двойной записи по счетам бухгалтерского учета, в результате чего сумма дебета в любой промежуток времени равняется сумме кредита. Такое равенство и является, по сути своей, балансом. В бухгалтерских учетных программах баланс обычно составляется автоматически, и промежуточное звено, оборотно-сальдовая ведомость, без которого раньше эта операция была немыслима, как бы «выпадает» из поля зрения. Однако опытные бухгалтеры не торопятся отказываться от этой формы и возможностей, которые дает ее применение.
Существует ли ОСВ?
Необходимость разбираться в структуре ОСВ выходит на первый план в случае неверного баланса, когда актив не равен пассиву. Арифметически верный баланс также может содержать логические, смысловые ошибки, искажающие учет. Найти их помогает хорошее знание структуры ОСВ.
Вопрос из заголовка может показаться странным только на первый взгляд. Официально такая форма не утверждена на сегодняшний день, хотя в прошлом ОСВ упоминалась и в нормативной базе.
ФЗ-402 «О бухгалтерском учете» разрешает применять организациям такие формы документов, которые им удобны, а ФНС регулярно требует предоставления ОСВ, чтобы сверить те или иные расчеты по декларациям. Форма ОСВ остается неизменной уже долгие годы и считается одной из самых удобных, наглядных рабочих форм.
Оборотно-сальдовая ведомость состоит из колонок или их групп:
Сальдо и обороты делятся на две колонки: дебет и кредит. Чаще всего ОСВ составляется за год по синтетическим счетам. ОСВ может использоваться и на уровне аналитических счетов, или два уровня в одной форме комбинируются. Правильно заполненная ведомость дает равенство трех пар итогов, в том числе и сальдо конечного. На этих данных основывается баланс.
Многие бухгалтеры используют еще и ведомость «шахматку», являющуюся, по сути, усеченной разновидностью ОСВ. Вертикальные колонки – это кредит счетов, горизонтальные строки – дебет. Обороты фиксируются на пересечении, в соответствующей клетке, а итоги по дебету и кредиту по итоговой строке и итоговому столбцу («на уголок») должны совпасть.
Обратите внимание! Срок хранения оборотно-сальдовой ведомости 5 лет (ст. 29 ФЗ «О бухучете»).
Как составить
Активы фирмы возникают не сами по себе, а за счет источников (пассивов). На этом двойном изменении данных по учетным объектам основывается ОСВ. Составление ее рассмотрим на упрощенном примере.
За период прошли по учету хозяйственные операции:
Остатки по счетам на начало периода:
Отраженные в учетных регистрах проводки группируются в ОСВ. Можно предварительно использовать шахматную ведомость для отражения оборотов по счетам и сведения данных.
В ОСВ переносится известное из расчетов предыдущего периода начальное сальдо и рассчитывается конечное сальдо текущего периода – активы и пассивы фирмы.
Счет | Сальдо начальное | Обороты за период | Сальдо конечное | |||
---|---|---|---|---|---|---|
ДТ | КТ | ДТ | КТ | ДТ | КТ | |
41 | 2000 | 2000 | ||||
50 | 500 | 400 | 100 | |||
51 | 7500 | 10000 | 17000 | 500 | ||
60 | 2000 | 2000 | ||||
62 | 7000 | 7000 | ||||
66 | 3000 | 3000 | ||||
70 | 15000 | 15000 | ||||
71 | 400 | 400 | ||||
Итого | 15000 | 15000 | 29400 | 29400 | 3000 | 3000 |
В малом бизнесе, где учет упрощен, а программные средства используются зачастую только для подготовки и сдачи налоговых форм, составлять ОСВ полезно вручную. Если равенства трех пар итогов (начального сальдо, конечного сальдо, оборотов по дебету и кредиту) нет, в расчетах ошибка. Баланс до ее нахождения, исправления составлять нельзя.
В бухгалтерских учетных программах оборотно-сальдовая ведомость, как и шахматная ведомость – отчеты, которые можно сформировать в любой момент. ОСВ, как правило, дается в комбинированном виде, с объединением синтетических и аналитических данных.
В ОСВ показывается только развернутое сальдо, иначе балансовые данные будут искажены. Развернутое сальдо (зафиксированное отдельно по дебету и кредиту) может быть в активно-пассивных счетах, отражающих расчеты. Пример: счет 62 и аналогичные ему счета.
Конечное дебетовое сальдо рассчитывается так: начальное дебетовое сальдо плюс оборот по дебету минус оборот по кредиту. Конечное кредитовое сальдо рассчитывается так: начальное кредитовое сальдо плюс оборот по кредиту минус оборот по дебету.
Как читать
Предположим, перед нами один из видов ОСВ – сформированная в бухгалтерской программе ведомость по счету 71. Здесь виден процесс формирования остатков синтетического счета в разрезе аналитических данных.
Счет | Сальдо начальное | Обороты за период | Сальдо конечное | |||
---|---|---|---|---|---|---|
ДТ | КТ | ДТ | КТ | ДТ | КТ | |
71 | — | — | 2700 | 1700 | 1000 | — |
71.01 | — | — | 2700 | 1700 | 1000 | — |
Васильчиков А.А. | — | — | 1100 | 1000 | 100 | — |
Кустов О.И. | — | — | 900 | — | 900 | — |
Морошкин М.С. | — | — | 700 | 700 | — | — |
На начало периода никаких расчетов у подотчетных лиц с фирмой нет, как показывает нулевое сальдо. Васильчикову А.А. выдано из кассы за 1100 руб., на конец периода он отчитался за 1000 руб., за остаток 100 руб. еще не отчитался и в кассу не вернул.
Кустову О.И. выдано 900 руб. для будущих расходов. Морошкин М.С. получил 700 руб., подтвердил расход полностью согласно авансовому отчету. На конец периода дебетовое сальдо по счету 71 в целом 1000 руб.
Аналогично читаются ОСВ по другим счетам, содержащим развернутые аналитические данные, например, уже упомянутый раньше счет 62. Сформированные по каждому покупателю ОСВ служат основой для акта сверки с деловым партнером.
ОСВ наглядно показывает ошибки не только нарушением равенства трех пар итогов, но и внутри отчета, по счетам. К примеру, если у активного счета (20, 51 и пр.) сальдо на конец периода отрицательное, имеют место неверные проводки за период.
Что такое дебет и кредит простыми словами
Выражение «свести дебет с кредитом» знакомо, наверное, каждому. При этом многие даже примерно не понимают, что это значит. Поэтому ниже попытаемся как можно проще объяснить, что же такое дебет и кредит.
У любого действия в организации должно быть 2 операции — приходная и расходная.
Чтобы было легче вести такой учет, были введены понятия «дебет» и «кредит». В переводе с латыни языка «дебет» означает «должен он», а «кредит» — «должен я».
Таким образом, каждый счет делится на две половинки:
Чтобы было понятнее, рассмотрим простой пример. Представьте, что вы идете в магазин(назовем «Касса», достаете из кошелька 100 000 рублей и покупаете платье. В этом случае сумма уходит из кредита счета «Кошелек покупателя» и приходит дебету счета «Касса». Чтобы отразить это в бухгалтерском учете, надо взять оба этих счета и записать 100 000 рублей 2 раза:
Обратите внимание, что стоимость всегда уходит из кредита счета, а попадает в дебет. Такой перевод стоимости называется двойной проводкой.Следовательно:
Дебет – это часть бухгалтерской проводки, указывающая на получателя средств. КрЕдит показывает источник, откуда поступили эти средства.
Что такое дебетовое и кредитовое сальдо
Итак, вы решили открыть торговую точку по продаже теплиц. Дело было осенью. При этом, чтобы нам было проще, ни денег, ни долгов, ни даже самих теплиц у вашей организации пока нет. Но зато уже есть покупатель, который хочет купить у вас три теплицы на общую сумму 100 000 рублей и оставить их (теплицы) у вас на хранение до весны.
На этом первый месяц вашей работы закончился и пора подводить итоги.
Кредитовый и дебетовый оборот
В конце месяца необходимо подсчитать дебетовые и кредитовые обороты.
Для счета «Кошелек покупателя» кредитовый оборот составил 100 000 рублей, а дебетовый — 0.
«Касса»: дебетовый оборот — 100 000 рублей, кредит — 90 000 рублей.
«Р/с в банке»: дебетовый оборот — 90 000 рублей, кредит — 80 000 рублей.
«Поставщик»: дебетовый оборот — 80 000 рублей, кредит — 160 000 рублей.
«Склад»: дебетовый оборот — 160 000 рублей, кредит — 0.
Что такое дебетовое сальдо
Теперь остается вывести остаток, который получился по всем счетам. Эта величина будет называться «Итоговое сальдо». Чтобы посчитать сальдо, надо из большего оборота минусовать меньший.
Рассмотрим для примера «Р/с в банке». Оборот по дебету составляет 90 000 рублей, а по кредиту — 80 000. Первая сумма больше, значит, сальдо здесь дебетовое: 90 000–80 000=10 000 рублей. Запишем его в дебетовой части счета и заключим в красный прямоугольник.
Теперь обратите внимание на счет «Поставщик»: здесь сальдо по дебету 80 000 рублей, а по кредиту — 160 000. В данном случае сальдо получилось кредитовым: 80 000 – 160 000 = 80 000 рублей (также в красном прямоугольнике).
То же самое проделываем и с остальными счетами. В итоге у нас получается такой результат:
Разберем, что означает сальдо по каждому из этих пяти счетов.
По счету «Кошелек покупателя» сальдо кредитовое и оно напоминает, что весной вы должны отдать покупателю теплицы на сумму 100 000 рублей.
Сальдо на счете «Касса» дебетовое. Оно означает, что в кассе вашей организации лежит 10 000 рублей.
Дебетовое сальдо по третьему счету показывает, что на счете в банке у вас есть еще 10 000 рублей.
По четвертому счету получилось кредитовое сальдо, которое не даст забыть, что вы должны производителю 80 000 рублей.
Ну и последний счет с дебетовым сальдо рассказывает о том, что на вашем складе лежат теплицы на сумму 160 000 рублей.
Что дальше?
Вы продолжаете работать, и в балансе надо отражать последующие операции. Но вначале необходимо перенести конечные сальдо прошлого периода на начало нового. Такие сальдо будут называться входящими, записывать их надо в соответствующую колонку: дебетовое сальдо — в левую, кредитовое — в правую.
Вернемся к примеру. Вы решили перечислить из кассы на расчетный счет еще 7 000 рублей. Задействуются два счета. Сначала не забываем перенести по ним входящие остатки (на рисунке ниже обведены зеленым), затем записываем проводку на 7 000 (в Кт «Касса» и в Дт «Р/с»).
Больше никаких действий за этот период по счетам не проводилось.
В конце 2-го месяца сначала вычисляем обороты, при этом на входящее сальдо внимание пока не обращаем (обороты обведены голубым). Затем считаем итоговое сальдо (в красном прямоугольнике), уже учитывая входящий остаток. Получается следующая картина:
Конечно, это довольно примитивные примеры. На деле в бухгалтерском учете все гораздо сложнее. Но получить базовые понятия, что такое дебет, кредит и сальдо, из этой статьи вполне можно.
51 счет бухгалтерского учета
Зачем нужен счет 51
Счет 51 используют для учета прихода и расхода безналичных денег компании на счетах в банках. На 51 счете ведут учет только в рублях. Для учета денег в иностранной валюте есть счет 52 “Валютные счета”.
Счет 51 — активный. По дебету отражают поступление денег, а по кредиту — платежи и списания. Остаток на счете может быть только дебетовый, он отражается в бухгалтерском балансе в строке “Денежные средства”.
Из-за ограничений по наличным расчетам юридические лица без расчетного счета работать не могут. Поэтому 51 счет используют все компании.
Какие документы формируют движение по 51 счету
Бухгалтерские проводки по 51 счету строятся на основе банковской выписки и других платежных документах.
Выписка содержит информацию обо всех поступлениях и платежах. В клиент-банке можно выгрузить файл в формате, пригодном для загрузки в бухгалтерскую программу.
Кроме выписки для проведения операций по 51 счету используют платежные поручения, платежные требования, чеки, банковские ордера и так далее.
Как ведут аналитический учет по счету 51
Аналитический учет на счете 51 ведут по каждому открытому расчетному счету. Кроме того аналитику можно представить по контрагентам, видам операций, направлениям и так далее.
С какими счетами корреспондирует 51 счет
Счет 51 корреспондирует со многими счетами. Для удобства мы собрали их в одну таблицу.
Счет 51 корреспондирует по дебету с | Счет 51 корреспондирует по кредиту с |
50 51 52 55 57 58 60 62 66 67 68 69 71 73 75 76 79 80 86 90 91 98 99 | 04 50 51 52 55 57 58 60 62 66 67 68 69 70 71 73 75 76 79 80 81 84 96 99 |
Основные проводки по 51 счету
Проводки по счету 51 можно условно разбить на две группы. Те, которые связаны с приходом денег, в них используют дебет счета 51, и те, которые связаны со списанием денег, здесь используют кредит 51 счета.
В таблицу мы собрали основные проводки, связанные с поступлением денег.
Дебет | Кредит | Суть операции |
51 | 50 | Деньги из кассы компании положены на расчетный счет |
51 | 58 | Получен возврат от заемщика |
51 | 60 | Получен возврат аванса от поставщика |
51 | 62 | Оплата от покупателя |
51 | 66 / 67 | Получен краткосрочный или долгосрочный кредит или займ |
51 | 68 / 69 | Возвращены денежные средства из бюджета или внебюджетного фонда |
51 | 75 | Внесен вклад в уставный капитал |
51 | 86 | Поступило целевое финансирование |
51 | 91 | Получены прочие доходы |
51 | 90 | На расчетный счет зачислена выручка от покупателей |
51 | 55.03 | Получены проценты по депозиту или возвращены деньги со вклада |
51 | 76 | Получена оплата от прочих дебиторов |
51 | 73 | Возмещение ущерба, который был нанесен сотрудником |
Бухгалтерские проводки, связанные со списанием средств со счета, мы также собрали в таблицу.
Дебет | Кредит | Суть операции |
50 | 51 | Наличные средства сняли со счета и оприходовали в кассу |
60 | 51 | Перечислена оплата поставщику |
62 | 51 | Покупателю вернули аванс |
66 / 67 | 51 | Погашен краткосрочный или долгосрочный кредит или займ. Этой же проводкой оформляется погашение процентов по займам и кредитам |
68 / 69 | 51 | Уплачены налоги и взносы во внебюджетные фонды |
70 | 51 | Перечислена зарплата работникам |
71 | 51 | Перечислены подотчетные средства |
58 | 51 | Выдан заем |
76 | 51 | Перечислены деньги прочим кредиторам |
81 | 51 | Выкупили акции у акционеров |
75 | 51 | Учредителю перечислены дивиденды |
96 | 51 | Оплачены расходы за счет средств ранее созданного резерва |
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет денежных средств на всех ваших банковских счетах. Новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Деньги лишними не бывают — что можно сделать с остатками на счетах
У всех юридических лиц, будь то ИП или группа компаний, есть расчетные счета в банках. Средства на этих счетах циркулируют в режиме нон-стоп, но какая-то сумма должна оставаться в любой момент. Какая? Какими способами ее можно регулировать? Как используются излишки на счетах? И главное, кто за это должен отвечать — представители банка или финансовое руководство компании — владельца счета?
Не ниже минимума
«Компании стоит поддерживать на расчетном счете столько денежных средств, сколько нужно для исполнения текущих обязательств, — это аксиома, — подчеркивает старший вице-президент, управляющий филиалом «Сибирский» банка «Открытие» Ирина Демчук. — Это зависит от финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Если говорить о дополнительном доходе, то в банках существуют продукты по начислению процентов за неснижаемые остатки. Процентная ставка по продукту зависит от суммы и срока, указанного в соглашении». При этом предусматривается несколько границ сумм неснижаемого остатка.
Похожие рекомендации дает заместитель председателя правления VestaBank Алексей Федоров. «На счетах стоит оставлять средства в размере, необходимом для осуществления расчетов с контрагентами, уплаты налогов, проведения хозяйственных платежей, — поясняет Федоров. — Каждой компании необходимо определить свой cash flow и исходя из него спрогнозировать, сколько средств должно постоянно находиться на счете, чтобы обеспечивать текущую деятельность».
Чем грозит уменьшение остатков на счетах ниже «текущих обязательств»? В числе «антиотмывочных» рекомендаций Центробанка есть и такие. К примеру, методические рекомендации Банка России от 21.07.2017 № 18-МР обязуют банки контролировать размер остатков на счетах своих клиентов. И если они приближаются к нулевой отметке или к незначительным по сравнению с объемом платежей величинам, банк может это счесть «подозрительным» и заблокировать счет. При этом ЦБ не уточняет, какое отношение между оборотом и остатками следует считать «безопасным», — это определяет исключительно банк, поэтому клиенту заранее стоит прояснить этот вопрос.
В то же время, по словам заместителя генерального директора Банка «Левобережный» Людмилы Глушковой, банки, естественно, не заинтересованы в том, чтобы блокировать всех подряд. «Если на расчетном счете окажется недостаточно средств, можно воспользоваться овердрафтом, тогда вместо остатка появится временная задолженность по кредиту, которая погашается со следующего поступления денежных средств на расчетный счет. Лимит по овердрафту, в том числе авансовому — когда счет находится в другом банке, — в пределах которого можно проводить дополнительные платежи, устанавливает сама компания».
Кто за что отвечает и куда девать излишки?
И все же окончательное решение вопросов «Сколько оставлять на расчетном счете?» и «Что делать с остатками?» лежит на владельце счета, а не на держателе. Наиболее эффективный и быстрый, по мнению экспертов, вариант использования свободных средств — воспользоваться предложениями банков, в которых у компании открыты счета. Это позволяет, с одной стороны, оперативно «убрать» временно свободную сумму средств из операционного остатка, с другой — получить на этом пусть и небольшой, но все же доход.
В то же время банки отслеживают, куда именно компания перечисляет деньги — это требование регулятора. Перевод всех свободных средств сторонних контрагентов банковские работники могут счесть подозрительным. Перечисление излишков на депозитные и другие счета, принадлежащие той же компании и, соответственно, приносящие ей выгоду, подозрительными не считаются.
«Управление остатками и ликвидностью — одна из ключевых областей казначейства компании, поэтому казначейство стремится найти самые эффективные варианты использования средств через сотрудничество с банками-партнерами и теми инструментами, которые есть в арсенале банков, — говорит директор по работе с корпоративными клиентами Росбанка в Западной Сибири Леонид Навицкий. — Это могут быть как схемы физического кэш-пулинга (внутригрупповой заем между компаниями), которые позволяют консолидировать остатки на одном счете для последующего размещения в депозит или овернайт (краткосрочный заем или вклад), так и виртуальный кэш-пулинг, целью которого является оптимизация процентного дохода. То есть в распоряжении банков имеются инструменты, которые управляют ликвидностью и остатками автоматически».
«Выбор стратегии управления остатками на счете относится к сфере управления компании, а не к банку, — подчеркивает Ирина Демчук. — Если посмотреть со стороны банка, то мы бы рекомендовали оставлять на счете денежные средства в размере комиссии за банковские услуги, так как при несвоевременной оплате банковских услуг РКО дистанционно-банковское обслуживание компании будет заблокировано, что не позволит оперативно осуществлять платежи».
Краткосрочные депозиты не дают большого дохода, но если посмотреть в годовом интервале, то даже овернайт на выходные дни — это хорошая прибавка к доходу. Из 365 дней в году порядка 130 — выходные, в которые финансовых движений на расчетном счету, как правило, не ведется. Если взять среднюю ставку размещения в российских банках в размере 6% годовых, это даст существенную прибавку к финансам компании.
«У клиентов очень востребованы такие гибкие и простые сервисы, — резюмирует руководитель по развитию накопительных продуктов для корпоративного бизнеса Альфа-банка Екатерина Рогачева. — Могу привести пример: в 2016 году Альфа-банк перевел депозитные сделки корпоративных клиентов из «бумаги» в онлайн, после чего у нас более чем двукратно выросли объемы привлечения срочных средств юрлиц, а число заключаемых депозитных сделок выросло в десятки раз. При этом благодаря запуску онлайн-депозитов у нас значительно выросло привлечение в Сибири и на Дальнем Востоке, поскольку для клиентов из этих регионов условия даже выгоднее, — к примеру, клиент из Владивостока может заключить депозитную сделку текущим операционным днем до 16:59 по московскому времени или до 23:59 по местному, и получить дополнительный доход за счет «выигранного» дня».
Кроме депозитов, многие банки предлагают более доходные и одновременно рискованные средства. «Если вы умеете предсказывать поведение рынка, временно свободные средства можно направить в инструменты фондового рынка, — продолжает Ирина Демчук. — Тогда как депозиты и овернайт позволяют не столько заработать, сколько оправдать инфляцию».
Примеры таких продуктов «следующего уровня» приводит заместитель председателя Сибирского банка ПАО «Сбербанк» Сергей Кузнецов: « В первую очередь, это и нвестиционные облигации, которые позволяют бизнесменам взвешено подойти к управлению своими остатками и размещать их не общей суммой в классические депозиты, а диверсифицировать портфель вложений по срокам, способам получения дохода и, что немаловажно, по доходности. По сути, речь идет об инвестициях, но если ранее это направление было доступно единицам и несло в себе риск получения убытка, то современные инвестиционные инструменты на 100% защищают вложенный клиентом капитал и, с учетом сопровождения командой банка, не требуют глубоких или специфичных знаний для получения более высокого дохода. Сроки размещения могут составлять от 1 до 6 месяцев, потенциальный доход — порядка 8-10% годовых, в зависимости от выбранной клиентом инвестиционной стратегии».
«Помимо инвестиционных облигаций, клиентам-юрлицам доступны и операции РЕПО, — продолжает он. — РЕПО позволяет полностью заменить классический депозит и получать фиксированную процентную ставку, которая, благодаря своей биржевой природе, всегда выше, чем ставка по депозитам. Это «одна сторона медали» операций РЕПО. Любое юридическое лицо также может разместить средства в классические облигации банка с фиксированным доходом порядка 8% годовых и в любой момент получить кредит по залог этих ценных бумаг. Ф инансирование предоставляется без оформления каких-либо документов и по ставке ниже банковской. Совершил звонок — получил деньги».
Еще вариант — можно прибегнуть к так называемому договору бронирования, когда клиент договаривается с банком, что определенный остаток средств на счете будет храниться там в течение какого-то периода времени. «По его окончании клиенту выплачивается некий процент от размещенной суммы, — предлагает Алексей Федоров. — Если же клиент потратит средства раньше, вознаграждение не будет начислено. Ставки дифференцированы и зависят от срока размещения и суммы. Максимальная ставка в данном случае составит порядка 5% годовых».
Другой вариант использования свободных средств — синтетический депозит. Такой продукт, по словам банкиров, дает возможность повторить валютный депозит, купив валюту и разместив ее по соответствующей ставке, а в конце срока продать всю сумму (тело депозита и начисленные проценты) по форвардному курсу. Синтетические депозиты дают большую доходность по сравнению со стандартными и при этом сохраняют все их плюсы в области рисков. По условиям они полностью соответствуют стандартным депозитам без права досрочного изъятия.
Часто совершаемые ошибки
Если не принимать во внимание такие распространенные проблемы, как воровство и срывы поставок финансовых контрагентов, больше всего проблем в работе с остатками на счетах приносит самая обычная халатность. «С точки зрения безопасности управления расчетным счетом, самая главная ошибка — это передача электронной подписи финансовых и расчетных документов третьим лицам, не заявленным в карточке с образцами подписей и не имеющим права распоряжаться денежными средствами компании, — делает вывод Ирина Демчук. — С точки зрения финансов — это упущенные выгоды для компании. Зачастую финансовые директора не задумываются о размещении временно свободных денежных средств в банке, так как не видят смысла в небольших доходах для компании».
Алексей Федоров называет еще одну типовую ошибку, характерную для среднего бизнеса, — многие его владельцы считают финансового директора «лишним звеном». «Если компания небольшая, то, как правило, собственники управляют средствами самостоятельно. Нанимать финансового директора — достаточно дорогое удовольствие, — комментирует он. — При этом чем больше компания, тем важнее для нее иметь отдельного сотрудника, который будет управлять финансовыми потоками. Очень важно правильно понимать денежные потоки компании, ее долги и уметь ими управлять. Зачастую сталкиваешься с ситуацией, когда компании искренне считают выручку своей прибылью».
Работа с документами
Помимо уже названной методологии Центробанка, стоит упомянуть два основных документа, регулирующих работу с расчетными счетами.
Первый — инструкция Банка России № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов». Этот документ находится в открытом доступе и им руководствуются как банки, так и клиенты. Обычно положения этой инструкции включаются в договор банка с клиентом.
Второй — Положение Банка России № 383-П «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств». Этот документ регламентирует ведение счетов и говорит о видах платежных документов, распоряжений и т. д. Именно в нем приведена форма платежного поручения и правила его заполнения.
Бизнес умер, но счета его живы — что делать?
Нередко банки сталкиваются с такой ситуацией, когда клиент-юрлицо «пропадает с радаров», не идет на контакт, но счет его продолжает функционировать, и средства на нем есть. Как в таких случаях должны поступать банки?
«При отсутствии на счетах юридических лиц ограничений налоговых органов, арестов Службы судебных приставов со счета, на котором есть остаток, списывается комиссия за ведение счета в соответствии с тарифами банка, — говорит Ирина Демчук. — Затем в случае отсутствия в течение срока, указанного в договоре, денежных средств и операций по счету клиента банк вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, предварительно письменно уведомив об этом клиента. Если же юридическое лицо ликвидировано или исключено из Единого государственного реестра, то его банковские счета подлежат закрытию при отсутствии ограничений по счету. Остаток денежных средств на счету банк вправе списать на доходы при отсутствии ограничений по счету. При обращении учредителей юридического лица невостребованный остаток может быть выдан учредителям при подтверждении их полномочий».
По словам Алексея Федорова, обычно если на таких счетах что-то и остается, то очень несущественные суммы. «Через определенный договором срок банки закрывают «мертвые» счета, при этом остатки на них обнуляются за счет комиссии при неиспользовании счета. Банки вынуждены это делать, так как для них операционно тяжело поддерживать груз неиспользуемых счетов, ведь каждый из них все равно требует сопровождения. Если на счете все-таки осталась существенная сумма, она будет храниться в банке, и при возможности ее вернут владельцу», — поясняет собеседник издания.
Как резюмирует Людмила Глушкова, при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента или операций по этому счету банк вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора банковского счета. Между тем статья 859 ГК РФ «О расторжении банковского счета» предусматривает именно такое время сохранения неактивного расчетного счета. Впрочем, банки могут указать в договоре и другие сроки.