что значит образы символы в литературе
Что значит образы символы в литературе
Что такое символ
в литературе
Что такое символ в литературе
Образ-символом называют мощное орудие, которое позволяет «прорваться» через пелену повседневности к высшей реальности. Он отражает, прежде всего, индивидуальное, собственное представление автора о мире.
Символ – это особый поэтический образ, который предусматривает ответную творческую работу поклонников писателя. Его можно назвать важной связующей нитью, которая соединяет автора и читателя. В этом и состоит важность переворота, который был произведён символизмом в искусстве.
Типы символов в литературе
символы, которые создаются без опоры на культурные традиции. Они возникают на основе смысловых ассоциаций, существующих в рамках одного литературного произведения. К их числу стоит отнести образ вишнёвого сада в одной из пьес Антона Павловича Чехова.
Сходство и отличия символов от метафоры и аллегории
При использовании метафоры обычно подразумевается связь с конкретным предметом («сноп волос твоих овсяных» у С. Есенина). Символ – это попытки автора отразить что-то нематериальное, вечное, постоянно ускользающее из поля зрения человека. В качестве примера приведём пламя свечи на окне в романе «Доктор Живаго». При помощи этого символа Б. Пастернак изображает надежду на воцарение мира, обретения счастья. Пламя свечи – это ещё и воплощение душевного тепла, которое удаётся сохранить в суровых реалиях военного времени.
Метафора углубляет восприятие реальности. Символ же уходит за её пределы. Как было упомянуто ранее, посредством него автор пытается постичь «высшую реальность». Следовательно, по смысловой нагрузке символ значительно глубже метафоры.
Символизм в литературе
В русской
Московская группа принадлежала к старшим символистам. Её руководителем был В. Брюсов. Представители московской группы символом называютинструмент, позволяющий показать явный конфликт с окружающим миром. Реальная жизнь представлялась старшим символистам всего лишь иллюзией. Творчество и мечты им виделись отдельным миром, в котором личности суждено обрести свободу. Реальность писатели называли «пошлой и бессмысленной». В творчестве символистов было весьма точно подмечено несовершенство мира.
Первые представители второй группы движения появились в 1901 году (в период роста революционных настроений). Последователи философских идей В. С. Соловьева верили в торжество мира Красоты. Считалось, что она сумеет соединить в себе земное и божественное начало. Следовательно, именно Красота спасёт мир. Младшие символисты были полны оптимизма. Они ждали «царства божьего на земле», полного преображения мира.
Символика, тайны которой хранит русская литература, довольно часто олицетворяет собой любовь, женственность, красоту. Так происходит и в произведении А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
Символика придаёт образность эпическим произведениям. К примеру, в сказке «Коняга» М. Салтыкова-Щедрина в центре повествования находится образ измученной до полусмерти крестьянской лошади. Он довольно сложен. Образ животного, искалеченного тяжёлой работой, является воплощением порабощённости трудящегося крестьянства.
В западной
Понятие символа в литературебыло издавна известно зарубежным авторам. Писатели активно применяли их в своём творчестве. Ниже приведены некоторые примеры символов в литературе.
Герой романа «Убить пересмешника» предостерегает своих детей от убийства птиц. Он считает подобный поступок актом бессмысленной жестокости. Пересмешники – птицы, которые воплощают собой красоту и непорочность. Этот образ символизирует невинность.
Огромная чёрная птица из стихотворения «Ворон» Э. А. По отображает глубину переживаний рассказчика, олицетворяет горечь потери. Образ огромного ворона символизирует печаль, одиночество, траур.
В повести Д. Оруэлла «Скотный двор» животные выступают в роли представителей человеческого общества. Этот образ – слегка завуалированный символ событий, происходящих в СССР. Он олицетворяет собой сложный переход от революционных идей к построению тоталитарного общества. Под Наполеоном в этом произведении подразумевается И. В. Сталин.
Автор Дж. К. Роулинг умело продолжает традиции английской литературы. Известный во всём мире мастер пера широко применяет разнообразные символы. Ниже перечислены наиболее популярные из них:
Аллегория и Символ в поэзии
Еще один пример: «Вагоны шли привычной линией, Вздрагивали и скрипели; Молчали жёлтые и синие, В зелёных плакали и пели». Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэтических строках А.Блока, следует обратиться к истории. В начале прошлого века в России вагоны первого и второго класса были жёлтого и синего цвета, а вагоны третьего класса, в которых ездила беднота, имели зеленый цвет. Современное Блоку общество изображено поэтом с помощью аллегории — вагоны желтого, синего и зеленого цвета.
Аллегорическое значение в поэзии приобрели времена года. Весна символизирует духовное возрождение, свободу, надежду на лучшую жизнь.
Опять весна; опять смеётся луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой.
/Е.Баратынский/
А вот стихотворение, в котором чувствуется весеннее обновление не только природы, но и духовное возрождение, светлая надежда на изменения в жизни общества:
Весна! Выставляется первая рама —
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон — даль голубая видна…
И хочется в поле, широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!
/А.Майков/
Осень в поэзии часто выступает в качестве символа упадка жизни и духа, неустроенности человека, в душе наводит тоску и печаль:
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметен под ногами,
Последний лучезарный день потух.
/А.Фет/
Все содержание стихов может быть аллегоричным:
Аллегорические стихи есть и в творчестве А.С.Пушкина.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
/А.С.Пушкин. «Узник»/
Еще одно стихотворение Пушкина с аллегорическим содержанием:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
/А.С. Пушкин «Анчар»/
В художественных текстах символичность кроется в сравнении, метафорах и даже в эпитетах. СИМВОЛ– это признак, предмет или знак, который замещает другой предмет и выражает его скрытую от посторонних взглядов суть. Кроме того, символ является проводником в художественный мир автора, который применил данный символ.
Символ в литературе – это категория эстетики и принцип установления закономерностей. Каждый символ несет в себе особый смысл. В литературе и поэтике символ помогает читателю понять тайны мира как в искусстве, так и в реальности. Иными словами, символ в литературе – это образ, который выражает смысл какого-либо предмета или явления в конкретной форме.
Многие литературоведы полагают, что символ в литературе – это троп. Однако на этот счёт есть несколько мнений. Например, одно из них таково: символы схожи с тропами, особенно с метафорой и сравнением, но смысловое содержание символа глубже и полнее. Отличие символа от метафоры заключается в том, что метафора создается на глазах у читателя. Символ имеет свойство входить в метафору. Но это не обязательно. В отличие от аллегории, символ может заключать в себе множественность образов и смыслов, которые объясняются контекстом. СИМВОЛ в литературе – это метод придания образу глубины и выразительности, благодаря которому связываются самые разные планы: сюжетный, мифологический, исторический и так далее.
Свеча – духовный образ. Свеча чаще всего изображается в мире тьмы и невежества. Она является одним из важнейших символов православной традиции. Символизирует Христа, церковь, благодать, веру, память и так далее. В частном смысле свеча ассоциируется с одиночеством и трепетностью человеческой души, а также краткостью его земного существования. Недаром именно свечу зажигают, когда умирает человек. Родственники этим обрядом хотят осветить его путь в мир смерти.
Набор символов того или иного поэта далеко не всегда индивидуален: он может черпать свою символику из арсенала эпохи, культурного направления, социального круга. Символ связан с памятью культуры. Большинство наиболее устойчивых символов имеет своим источником мифологические образы. Важнейшую роль в осмыслении цели и природы искусства символ приобретает в русском символизме. Символисты видели в символе идеальный художественный образ, взятый из природы и преображенный творчеством, образ, соединяющий в себе переживание художника и черты, взятые из природы. Один из самых ярких поэтов-символистов Серебряного века был Николай Гумилев.
Лирический герой Н. Гумилева осознает своей целью покорение и укрощение варварской стихии и отождествляет себя с конквистадором-мессионером. Культурный знак «конквистадор» функционирует наряду с другими распространенными образами-знаками.
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
/Н.Гумилев/
Со стихийностью также связан и лирический герой блоковской поэзии, жаждущий слияния с несущей космическое, упорядочивающее начало Девой.
Многие тексты Гумилева построены на противопоставлении варварства и культуры, точнее, на нейтрализации этой антитезы, то есть уравнивании варварства и культуры. В роли варварства в таких стихотворениях могут выступать образы экзотического мира, связанные со «звериным», «природным» началом:
Над тростником медлительного Нила,
Где носятся лишь бабочки да птицы,
Скрывается забытая могила
Преступной, но пленительной царицы.
Ночная мгла несет свои обманы,
Встает луна, как грешная сирена,
Бегут белесоватые туманы,
И из пещеры крадется гиена.
Ее стенанья яростны и грубы,
Ее глаза зловещи и унылы,
И страшны угрожающие зубы
На розоватом мраморе могилы.
«Смотри, луна, влюбленная в безумных,
Смотрите, звезды, стройные виденья,
И темный Нил, владыка вод бесшумных,
И бабочки, и птицы, и растенья.
Смотрите все, как шерсть моя дыбится,
Как блещут взоры злыми огоньками.
Неправда ль, я такая же царица,
Как та, что спит под этими камнями?
По деревням собаки воют в страхе,
В домах рыдают маленькие дети,
И хмурые хватаются феллахи
За длинные, безжалостные плети.
/Н.Гумилев. «Гиена»/
царицы:
«Над тростником медлительного Нила, где носятся лишь бабочки да птицы, скрывается забытая могила преступной, но пленительной царицы»
и гиены:
«Ночная мгла несет свои обманы, встает луна, как грешная сирена, бегут белесоватые туманы, и из пещеры крадется гиена. Ее стенанья горестны и грубы, глаза ее зловещи и унылы, и страшны угрожающие зубы на розоватом мраморе могилы».
Когда зарыдала страна под немилостью Божьей
И варвары в город вошли молчаливой толпою,
На площади людной царица поставила ложе,
Суровых врагов ожидала царица, нагою.
Трубили герольды. По ветру стремились знамена,
Как листья осенние, прелые, бурые листья.
Роскошные груды восточных шелков и виссона
С краев украшали литые из золота кисти.
Царица была — как пантера суровых безлюдий,
С глазами — провалами темного, дикого счастья.
Под сеткой жемчужной вздымались дрожащие груди,
На смуглых руках и ногах трепетали запястья.
И зов ее мчался, как звоны серебряной лютни:
«Спешите, герои, несущие луки и пращи!
Нигде, никогда не найти вам жены бесприютней,
Чьи жалкие стоны вам будут желанней и слаще!
Спешите, герои, окованы медью и сталью,
Пусть в бедное тело вопьются свирепые гвозди,
И бешенством ваши нальются сердца и печалью
И будут красней виноградных пурпуровых гроздий.
Давно я ждала вас, могучие, грубые люди,
Мечтала, любуясь на зарево ваших становищ.
Идите ж, терзайте для муки расцветшие груди,
Герольд протрубит — не щадите заветных сокровищ.
Серебряный рог, изукрашенный костью слоновьей,
На бронзовом блюде рабы протянули герольду,
Но варвары севера хмурили гордые брови,
Они вспоминали скитанья по снегу и по льду.
Они вспоминали холодное небо и дюны,
В зеленых трущобах веселые щебеты птичьи,
И царственно-синие женские взоры. и струны,
Которыми скальды гремели о женском величьи.
Кипела, сверкала народом широкая площадь,
И южное небо раскрыло свой огненный веер,
Но хмурый начальник сдержал опененную лошадь,
С надменной усмешкой войска повернул он на север.
/Н.Гумилев «Варвары»/
Что такое образ-символ?
Что такое образ-символ?
Символом обычно называют условное обозначение какого-либо отвлеченного понятия. Но в литературном произведении символ является интересным изобразительным средством. Символические образы украшают литературное произведение, помогают автору ярче выразить главную мысль. Как и любой образ, символы принимают участие в действии, которое развертывается в произведении. В этом заключается их отличие от эмблемы.
Происхождение символов уходит корнями в глубокую древность. Вот, например, образ Сокола, использованный Горьким в «Песне о Соколе». Его создание было подготовлено многовековой традицией народных песен, которые в течение многих поколений переходили от одних певцов к другим. Сокол, действующий в народной песне, обозначает юношу, который обязательно наделен такими качествами, как красота, храбрость, мужество и сила.
Обычно использование подобных образов не случайно, постоянно встречается перенесение качеств животных или птиц на людей. Вот почему в «Песне о Соколе» конфликт происходит между гордым, превыше всего на свете ценящим свободу Соколом и Ужом, предпочитающим спокойно жить на земле. Они являются символами двух мировоззрений, разных типов людей — борца за свободу и труса, который боится трудностей.
Очень часто в виде образа-символа выступают различные явления природы. Обычно они отражают то или иное состояние персонажей произведений или те или иные общественные явления. Так, революция во многих произведениях разного времени сравнивается с бурей, штормом, наводнением, грозой, а война — с темной, безлунной ночью.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Символ веры
Символ веры Плод соборного творчества Символом веры называется краткое и точное изложение главных ее догматов и истин, составленное и утвержденное I и II Вселенскими соборами. Кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином. Весь Символ веры
СИМВОЛ
СИМВОЛ (греч. symbolon — знак, опознавательная примета; symballo соединяю, сталкиваю, сравниваю) в широком смысле — понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать (в контексте социокультурных аксиологических шкал) идеальные
64. Символ Швейцарии
64. Символ Швейцарии В Швейцарии, как и в любой другой стране, есть свой город-символ. Это — Люцерн.Во всяком случае, так считают сами швейцарцы. Город был основан в 1178 году на месте маленькой рыбацкой деревушки. Здесь еще в VIII веке поселились монахи-бенедиктинцы, принесшие
Символ солнца
Символ солнца В древности люди превозносили этого жука. О нем слагали легенды и мифы. Египтяне были уверены, что он может излечить страдающего лихорадкой. Его считали символом солнца и мира, даже в храмах помещали его изображения.В наши дни ему, конечно, уже не оказывают
СИМВОЛ
СИМВОЛ ВЕРЫ
Образ-символ
Образ-символ в литературе
Образ-символ – самостоятельный художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
Теория литературы дает такое определение символу: это художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадет с самим образом, не тождественен ему.
Слово «символ» происходит от греческого «symbolon», что обозначает «условный язык, знак, опознавательная примета». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое вещи (пластины, палки, глиняной чаши, монеты, медальона и т.д.), соединив которые их обладатели или потомки могли узнать друг друга. Символ – это тоже нечто, разделенное на две части: первая часть – это созданный автором образ, вторая – его обозначение, содержание, толкование, тайный смысл.
Образ-символ – неисчерпаем и многозначен. Поэт-символист Вячеслав Иванов утверждал: «Символ тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении». У него может быть множество толкований. Так, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» образ паруса символизирует мятущуюся душу лирического героя, находящего спасение в бегстве из чуждого его мира. При этом парус можно рассматривать и как символ освобождения из мучительного плена обыденного мира. Образ дороги в романе «Герой нашего времени» символизирует жизненный путь героя, который так же, как и бесконечная дорога, не имеет конца, финиша, ведь Печорин так и не может найти себе пристанище и обрести счастье. В то же время дорога, по которой странствует герой, становится символом поиска истины.
Отличие символа от тропа (метафоры и аллегории)
Символ, подобно метафоре и аллегории, образует переносные значения на основе связи между предметами и явлениями. Но в то же время символ резко отличается от метафоры и аллегории, потому что имеет не одно, а, как уже говорилось выше, безграничное количество значений. Например, «весна» может символизировать (обозначать) начало жизненного пути, время года, наступление нового этапа в жизни, пробуждение любви и других возвышенных чувств героя.
Символ отличает от метафоры и то, что метафору обычно связывают с конкретным предметом (например «сноп волос твоих овсяных», «алый сок ягоды на коже» у Есенина), а символ стремиться обозначить, отразить вечное и ускользающее, часто нематериальное, невещественное (например, пламя свечи на окне в метельную ночь в романе Пастернака «Доктор Живаго» символизирует надежду на счастье, воцарение мира, душевное тепло и человечность которые удается сохранить в нечеловеческих условиях военных времен).
Метафора создает или дополняет образную картину мира, скрашивает действительность, углубляет понимание реальности, а символ уходит за ее пределы, стремясь постичь «высшую» реальность. Так, Прекрасна Дама в лирике Блока – не только возлюбленная, но и Душа Мира, Вечная женственность. То есть трактовка символа Прекрасной Дамы не ограничивается образом идиллической возлюбленной лирического героя Блока. А незнакомка Блока – это символ несбывшихся надежд на тожество Вечной Женственности, образ мечты, подменяющей реальность. То есть символ по смысловом нагрузке гораздо глубже метафоры.
Что может быть образом-символом
Каждый элемент художественной системы может быть образом-символом – метафора, сравнение, пейзажа, художественная деталь, заголовок и даже литературный герой. Например, такие библейские персонажи, как Каин и Иуда, стали символом предательства. Символично название пьесы Островского «Гроза» стала символом отчаяния и очищения. Название пьесы «Вишневый сад» Чехова – символизирует память предков, красоту, это чувство родины, это культура: «вся Россия – наш сад!», который был обречен на уничтожение в начале XXвека.
Одни и те же символы могут использоваться разными авторами: например, буран (его разновидность – сильная метель) символизирует разгул разрушительных, преступных сил и появляется в «Капитанской дочке» Пушкина, а затем в «Двенадцати» Блока, «Белой гвардии» Булгакова, «Докторе Живаго» Пастернака. Или образ пути, странствия по бездорожью, а вместе с ним повозки, брички, запряженной лихими конями,. Вспомним путешествие Петра Гринева в «Капитанской дочке», птицу-тройку из «Мертвы душ» Гоголя, уже упомянутую бричку Печорина – образ дороги всегда имеет философски-символическую перспективу: жизненный путь, поиск истины и счастья.
Существуют индивидуальные образы-символы, которые писатель наделяет особым смыслом: например, ласточка у Мандельштама – проводник между миром живых и почивших, символ быстротечности, бренности человеческой жизни; черный человек у Есенина становится отражением трагического мироощущения поэта, его душевного смятения.
Образы-символы и символисты
Символизм – литературное течение конца ХIХ – начала ХХ века, было сосредоточено на выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символисты считали, что цель искусства – не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они собирались именно с помощью символа. Символ в трактовке символистов – это выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинна суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание с помощью иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.
Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности.
От реалистического образа символ отличатся тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты – это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя – в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.
Образ символ у символистов принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смысла. Эту его черту неоднократно подчеркивали сами символисты. Федор Сологуб говорил: «Символ – окно в бесконечность».
Образы символы в русской литературе примеры. Что такое «символ в литературе»
Образ-символ
Образ-символ в литературе
Образ-символ – самостоятельный художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
Символ – художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадет с самим образом, не тождественен ему.
Слово «символ» происходит от греческого «symbolon», что обозначает «условный язык, знак, опознавательная примета». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое вещи (пластины, палки, глиняной чаши, монеты, медальона и т.д.), соединив которые их обладатели или потомки могли узнать друг друга. Символ – это тоже нечто, разделенное на две части: первая часть – это созданный автором образ, вторая – его обозначение, содержание, толкование, тайный смысл.
Образ-символ – неисчерпаем и многозначен. Поэт-символист Вячеслав Иванов утверждал: «Символ тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении». У него может быть множество толкований. Так, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» образ паруса символизирует мятущуюся душу лирического героя, находящего спасение в бегстве из чуждого его мира. При этом парус можно рассматривать и как символ освобождения из мучительного плена обыденного мира. Образ дороги в романе «Герой нашего времени» символизирует жизненный путь героя, который так же, как и бесконечная дорога, не имеет конца, финиша, ведь Печорин так и не может найти себе пристанище и обрести счастье. В то же время дорога, по которой странствует герой, становится символом поиска истины.
Отличие символа от тропа (метафоры и аллегории)
Символ, подобно метафоре и аллегории, образует переносные значения на основе связи между предметами и явлениями. Но в то же время символ резко отличается от метафоры и аллегории, потому что имеет не одно, а, как уже говорилось выше, безграничное количество значений. Например, «весна» может символизировать (обозначать) начало жизненного пути, время года, наступление нового этапа в жизни, пробуждение любви и других возвышенных чувств героя.
Символ отличает от метафоры и то, что метафору обычно связывают с конкретным предметом (например «сноп волос твоих овсяных», «алый сок ягоды на коже» у Есенина), а символ стремиться обозначить, отразить вечное и ускользающее, часто нематериальное, невещественное (например, пламя свечи на окне в метельную ночь в романе Пастернака «Доктор Живаго» символизирует надежду на счастье, воцарение мира, душевное тепло и человечность которые удается сохранить в нечеловеческих условиях военных времен).
Метафора создает или дополняет образную картину мира, скрашивает действительность, углубляет понимание реальности, а символ уходит за ее пределы, стремясь постичь «высшую» реальность. Так, Прекрасна Дама в лирике Блока – не только возлюбленная, но и Душа Мира, Вечная женственность. То есть трактовка символа Прекрасной Дамы не ограничивается образом идиллической возлюбленной лирического героя Блока. А незнакомка Блока – это символ несбывшихся надежд на тожество Вечной Женственности, образ мечты, подменяющей реальность. То есть символ по смысловом нагрузке гораздо глубже метафоры.
Что может быть образом-символом
Каждый элемент художественной системы может быть образом-символом – метафора, сравнение, пейзажа, художественная деталь, заголовок и даже литературный герой. Например, такие библейские персонажи, как Каин и Иуда, стали символом предательства. Символично название пьесы Островского «Гроза» стала символом отчаяния и очищения. Название пьесы «Вишневый сад» Чехова – символизирует память предков, красоту, это чувство родины, это культура: «вся Россия – наш сад!», который был обречен на уничтожение в начале XXвека.
Одни и те же символы могут использоваться разными авторами: например, буран (его разновидность – сильная метель) символизирует разгул разрушительных, преступных сил и появляется в «Капитанской дочке» Пушкина, а затем в «Двенадцати» Блока, «Белой гвардии» Булгакова, «Докторе Живаго» Пастернака. Или образ пути, странствия по бездорожью, а вместе с ним повозки, брички, запряженной лихими конями,. Вспомним путешествие Петра Гринева в «Капитанской дочке», птицу-тройку из «Мертвы душ» Гоголя, уже упомянутую бричку Печорина – образ дороги всегда имеет философски-символическую перспективу: жизненный путь, поиск истины и счастья.
Существуют индивидуальные образы-символы, которые писатель наделяет особым смыслом: например, ласточка у Мандельштама – проводник между миром живых и почивших, символ быстротечности, бренности человеческой жизни; черный человек у Есенина становится отражением трагического мироощущения поэта, его душевного смятения.
Образы-символы и символисты
Символизм – литературное течение конца ХIХ – начала ХХ века, было сосредоточено на выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символисты считали, что цель искусства – не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они собирались именно с помощью символа. Символ в трактовке символистов – это выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинна суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание с помощью иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.
Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности.
От реалистического образа символ отличатся тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты – это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя – в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.
Образ символ у символистов принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смысла. Эту его черту неоднократно подчеркивали сами символисты. Федор Сологуб говорил: «Символ – окно в бесконечность».
Символ в литературе — это знак тайны
Очень часто ученики 5-7 классов задаются вопросом: «Символ в литературе – что это такое?» Не стоит вдаваться в панику. В нашей статье вы узнаете определение термина «символ» и рассмотрите примеры, благодаря которым вы легко поймете данное определение.
Множество определений
Сегодня в науке встречается не одно, а несколько определений символа в литературе. Если ученику необходимо раскрыть понятие, то стоит останавливаться на том, который будет ему понятнее всего. Ведь по своей сути они ничем не отличаются между собой.
В любом виде искусств, будь то литература, живопись или музыка, символ имеет очень важное значение. Всякий раз образ символичен, его цель — при помощи переносных значений обрисовать реальную картину мира. Литературоведы отмечают, что в художественных текстах символичность кроется в сравнении, метафорах и даже эпитетах.
Итак, символ в литературе – это признак, предмет или знак, который замещает другой предмет и выражает его скрытую от посторонних взглядов суть. Кроме того, символ является проводником в художественный мир автора, который применил данный символ.
Сходство с тропами
Многие литературоведы полагают, что символ в литературе – это троп. Однако на этот счёт есть несколько мнений. Например, одно из них таково: символы схожи с тропами, особенно с метафорой и сравнением, но смысловое содержание символа глубже и полнее. Отличие символа от метафоры заключается в том, что метафора создается на глазах у читателя. Символ имеет свойство входить в метафору. Но это не обязательно. В отличие от аллегории, символ может заключать в себе множественность образов и смыслов, которые объясняются контекстом. Перейдем от теории к конкретным примерам.
Яркие примеры
Ни для кого не секрет, что сердце – это символ любви. Какие ещё бывают символы, мы сейчас вам расскажем.
Существуют символы и в художественных произведениях. В каждую эпоху они были разными. Символ в литературе – это метод придания образу глубины и выразительности, благодаря ему связываются самые разные планы: сюжетный, мифологический, исторический и так далее.
Символ в литературе – это (примеры):
Символы света
Свет в народных традициях соотносят с самим светилом, месяцем, летом, теплом, цветами. Он символизирует красоту жизни, воплощает истину, праведность, святость и миропорядок.
Он символизирует Божью благодать и отвращает от человека нечистую силу. Солярные (солнечные) символы несут в себе божественные образы и его силы. Это неудивительно, ведь солнце почиталось нашими предками как источник тепла и жизни. Свет в фольклоре называли ясным, красным, добрым и т. п. В различных славянских обрядах во славу солнцу произносили клятвы, давали обещания. Славяне считали, что Солнце – это символ лика или божьега ока. Они полагали, что божество именно через солнце наблюдает за человеком.
Луна – еще одно небесное светило, которое ассоциируется в народных поверьях исключительно с миром мертвых. Луна противопоставляется Солнцу — божеству жизни, тепла и света. Все славяне считали, что лунный свет опасен. Особенно это касалось новорожденных детей и беременных женщин, которым было запрещено попадать в сияние Луны.
Распространенность культов Луны объясняется тем, что это светило было важным во время ночной охоты. Также известно, что древние люди установили влияние Луны на приливы и отливы, поэтому очень долгое время человек считал, что Луна управляет даже его судьбой.
Луна символизировала целомудрие, безразличие, изменчивость и непостоянство. Однако полная луна ассоциируется с кругом, то есть с символом совершенства и цельности.
Свеча – духовный образ. Свеча чаще всего изображается в мире тьмы и невежества. Она является одним из важнейших символов православной традиции. Символизирует Христа, церковь, Благодать, веру, память и так далее. В частном смысле свеча ассоциируется с одиночеством и трепетностью человеческой души, а также краткостью его земного существования. Недаром именно свечу зажигают, когда умирает человек. Родственники этим обрядом хотят осветить его путь в мир смерти.
Заключение
Отечественный филолог Сергей Аверинцев считает, что символ в литературе – это категория эстетики, которая лучше всего поддается раскрытию.
Советский философ Алексей Лосев предполагал, что символ – это принцип установления закономерностей. Каждый символ несет в себе особый смысл. В литературе и поэтике символ помогает читателю понять тайны мира как в искусстве, так и в реальности.
Иными словами, символ в литературе – это образ, который выражает смысл какого-либо предмета или явления в конкретной форме.
ОБРАЗ ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ 1) Что такое образ в литературе? 2) Что такое символ в литературе? — презентация
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВера Рагозина
Похожие презентации
Презентация на тему: » ОБРАЗ ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ 1) Что такое образ в литературе? 2) Что такое символ в литературе?» — Транскрипт:
1 ОБРАЗ ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2 РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ 1) Что такое образ в литературе? 2) Что такое символ в литературе? 3) Что такое амбивалентность символа?(Приведите примеры амбивалентных символов в литературе)
3 Символ – от греческого symbolon – знак, примета, это многозначный образ, выражающий какие-либо глубинные смыслы, порой противоположные друг другу, как правило, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.
4 Образ это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла; образ содержит в себе авторский оценочно субъективный момент к изображаемому предмету.
5 Амбивалентность (от лат. ambo «оба» и лат. valentia «сила») двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
6 ДОКАЖИТЕ, ЧТО МОРЕ, СОЛНЦЕ — АМБИВАЛЕНТНЫЕ СИМВОЛЫ
7 ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА ПТИЦЫ КАК СИМВОЛА 1) Какие пословицы вы нашли, в которых упоминаются птицы? Какие птицы упоминаются в русских пословицах, а какие — в иностранных? 2) Какие птицы как символы встречаются в русских народных песнях, сказках чаще всего?
8 СИМВОЛОМ ЧЕГО ЯВЛЯЮТСЯ ДАННЫЕ ПТИЦЫ?
9 ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ К КАКОЙ СКАЗКЕ-ПРИТЧЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ЭТА КАРТИНКА? Вспомните калмыцкую сказку-притчу из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: в чём смысл этой сказки и для чего автор включает её в повествование?
10 Орёл – царственная птица, считается символом дня и света, символом королевской, императорской власти самый распространенный символ из всей фауны, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью его иногда изображают с львиной головой
11 ВОРОН амбивалентный символ греха, с одной стороны, но мудрости и долголетия с другой. Ворона часто идентифицировали с Сатаной, что объясняется специфической раскраской. Появление ворона воспринималось как предвестие неудачи. Ворон издавна считался вещей птицей, умеющей предсказывать будущее. Вероятно, это связано с тем, что ворон умеет воспроизводить человеческую речь.
12 АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЮТ ОБРАЗ ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ РОМАНТИКИ И СИМВОЛИСТЫ Назовите основные принципы романтизма: двоемирие романтики были уверены в том, что их идеал недостижим; романтический герой находится в состоянии конфликта с окружающей действительностью; этот конфликт с миром неразрешим и примирение невозможно; герой одинок; романтический герой стремится к абсолютной свободе.
13 М.Горький «Песня о Соколе» М.Горький «Песня о Буревестнике»
14 СОКОЛ КАК ТРАДИЦИОННЫЙ СИМВОЛ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В русских песнях и сказках его называли не иначе как «млад ясен сокол» «От соколиного глаза никуда не укроешься!» говорят о зоркости соколиных очей Соколом называли красавцев добрых молодцев. Эта птица символизировала образ богатыря Эта птица быстра, как свет или молния Былинный богатырь Волх Всеславьевич при охоте на птиц превращался в быстрого сокола.
15 СОКОЛ И УЖ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕБО безграничное дышится легко много света УЗКОЕ УЩЕЛЬЕ сырое гнилое душное узкое тёмное Среда обитания этих героев противоположна
16 ИДЕАЛЫ СОКОЛА мечтает о небе готов погибнуть за свой идеал свободы рвется к свету его гибель стала символом нравственной победы храбрости над прозябанием скользкого Ужа Сокол остается верен своим идеалам. только в свободе он находит счастье, даже если ценой этой свободы будет падение это герой исключительный, неспособный примириться с пустым существованием
17 УЖ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР он не видит смысла в идеалах свободы и неба Уж не замечает того, что он живет скудной унылой жизнью этот герой пришел к выводу, что прелесть полета заключена в падении. ему тепло и сыро в душном ущелье он не способен понять и совершить подвиг
18 «ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ» (1901) Романтический герой одинок. Он противостоит всему миру. Два лагеря: Герой-революционер Герои-обыватели Буревестник Чайки Гагары Пингвин
19 ДОКАЖИТЕ, ЧТО БУРЕВЕСТНИК – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ действие разворачивается в необычной обстановке — на фоне морской стихии; герой свободолюбивый, гордый, произведение проникнуто мечтой о свободе; герой одинок и противопоставлен всему остальному миру, находится с ним в конфликте; для него только в «буре есть покой»; тон речи приподнятый, взволнованный.
20 КАК ВЕДУТ СЕБЯ ГЕРОИ ВО ВРЕМЯ БУРИ Буревестник Гордо реет То волны касаясь, то стрелой взмывая С криком реет Стрелой пронзает тучи Пену волн крылом срывает Как демон бури И смеётся (над тучами), и рыдает (от радости) Птицы- «обыватели» стонут, мечутся, готовы спрятать ужас перед бурей стонут, гром ударов их пугает прячется в утёсах
21 «ЧАЙКА ПО ИМЕНИ ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН» ПОВЕСТЬ-ПРИТЧА, НАПИСАННАЯ РИЧАРДОМ БАХОМ Рассказывает о чайке, учившейся жизни и искусству полёта. Также может считаться проповедью о самосовершенствовании и самопожертвовании
22 МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЧАЙКУ АМБИВАЛЕНТНЫМ СИМВОЛОМ? В «Песне о Буревестнике» чайка: — символ обывателей, боящихся перемен — смысл жизни – в еде — буря их пугает — враги неизведанного (всегда летают недалеко от берега и невысоко) В повести-притче чайка: символ борца, который не хочет быть похожим на других смысл жизни – в полете и в скорости, в покорении новых высот еда не является смыслом жизни, а только необходимым условием для дальнего полёта обрести свободу – научиться летать
23 ДОКАЖИТЕ, ЧТО ДЖОНАТАН – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — ищет ответы на вопросы: « В чём смысл жизни и как найти пути достижения высшей цели бытия»? — цель его жизни – «открытие, осознание, освобождение» — чайки называют его «отступником» и изгоняют (конфликт) — «остаток своих дней Чайка Джонатан Ливингстон провёл в одиночестве» — «идея Великой Чайки – ничем не ограниченная идея абсолютной свободы»
24 НОВОЕ В ИЗОБРАЖЕНИИ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ (ЧЕРТЫ НЕОРОМАНТИЗМА) у Джонатана Ливингстона есть учителя у Джонатана Ливингстона есть ученики он приходит к выводу о необходимости Любить свою стаю, стаю, которая сделала его изгнанником он уходит искать другие стаи, которым нужно показать, в чём истинное предназначение чаек
25 ПОЧЕМУ ЖЕ ИМЕННО ПТИЦА СТАЛА ЛЮБИМЫМ СИМВОЛОМ ЧЕЛОВЕКА-ТВОРЦА? На Востоке существует поверье, что птицы не умеют грустить, так как награждены вечной свободой. Когда они в чем-то разочаровываются, то надолго улетают в небо. Чем выше, тем лучше. Летят с уверенностью в том, что под порывами ветра высохнут слёзы, а стремительный полет приблизит их к новому счастью.
26 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ) 1) Нарисуйте любой понравившийся эпизод из прочитанных произведений 2) Найдите в мифологии богов, которые связаны с образами птиц и расскажите о них 3) Прочитайте стихотворение Э. По «Ворон», проанализируйте символические образы этого стихотворения 4) Попробуйте создать своё небольшое произведение любого жанра, используя образ птицы как символ 5) Выучите любую басню И.А.Крылова, в которой действующие лица – птицы 6) Напишите сочинение-рассуждение по теме: «Почему в стихотворении «Воробей» И. С. Тургенева именно неприметная маленькая птичка становится символом самопожертвования и самоотверженности» (тезис- аргументы-умозаключение)
27 «Не верь глазам своим. Ибо глазам видны лишь ограничивающие нашу свободу оковы. Чтобы рассмотреть главное, нужно пользоваться пониманием. Ты всё знаешь, необходимо только понять это. И тогда сразу станет ясно, как летать… Для начала следует понять, что чайка есть ничем не ограниченная идея свободы…, и всё ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого – это только мысль.»