что значит обязательная маркировка товара
Какие товары подлежат обязательной маркировке с 2021 года
На кого возложена обязанность по маркировке товаров
Во-первых, разберемся, кого закон обязал заниматься маркировкой товаров с 2021 года. Это должны делать все участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. В п. 19 ст. 2 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ указано, что к таким участникам приравниваются все хозсубьекты, которые взаимодействуют с товаром:
Об организационно-правовой форме ничего не сказано, поэтому эта обязанность относится как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.
О продаже маркированных и немаркированных товаров одновременно мы писали здесь.
Как совмещать УСН и ПСН, можно прочитать в статье.
Кто не должен заниматься товарной маркировкой в 2021 году:
За счет процедуры маркировки будет отслеживаться весь путь товара от производителя до конечного потребителя.
Остановимся на перечне товаров, подлежащих маркировке с 2021 года.
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке
Не все товары входят в перечень товаров, подлежащих маркировке. Да и сроки, когда маркировка станет непременным атрибутом производства и продаж, варьируются в зависимости от вида товара. Ниже приведем перечень товаров с обязательной маркировкой в 2021 году:
Далее в таблице приведем данные о том, какие товары подлежат обязательной маркировке в течение 2021 года.
Также следует иметь в виду, что для некоторых видов товаров есть свои законы о маркировке товаров с 2021 года — это различные распоряжения и постановления Правительства РФ.
Например, в список товаров для маркировки в 2021 году также входят:
Наравне с обязательной маркировкой товаров проводятся экспериментальные маркировки. Какие товары подлежат маркировке в виде эксперимента, посмотрите в таблице:
Отметим, что список для ИП маркировки товаров с 2021 года не отличается от аналогичного списка для организаций. То есть в части маркировки товаров никаких поблажек для ИП нет.
Что относится к одежде, подлежащей маркировке
Много вопросов вызывает обязательная маркировка одежды с 2021 года. Рассмотрим подробнее, что относится к одежде, подлежащей маркировке.
Как видим, маркировка одежды с 2021 года обязательна не вообще для всей одежды, а лишь для некоторой ее части. То же самое относится к обязательной маркировке детской одежды: ей подлежит не вся детская одежда, а лишь перечисленная в таблице.
При определении, входит ли одежда в перечень товаров для маркировки с 2021 года, необходимо руководствоваться технической документацией к товару, а не ее внешним видом. Производителям следует внимательно и максимально точно выбрать код ТН ВЭД и соотнести его с кодами, указанными в распоряжении об обязательной маркировке.
Порядок маркировки товаров подробно описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и узнайте алгоритм маркировки.
Переходные периоды для некоторых видов товаров
Для того чтобы товары, подлежащие маркировке, правильно оформить, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и нанести на товары специальные коды. Кроме того, розничные продавцы обязаны указывать в чеке код товара в любом случае. До 20 апреля было послабление в этой части при продаже товаров через курьера или по почте.
Даже после введения обязательной маркировки были установлены переходные периоды, в течение которых допускалось маркировать остатки товаров и еще торговать непромаркированными изделиями. Для каждого вида продукции свой срок, установленный постановлениями Правительства РФ.
Какие именно товары входят в список с переходным периодом и каков этот переходный период, смотрите в таблице:
Итоги
Список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, утвержден Правительством РФ. Переход на обязательную маркировку происходит постепенно, в течение продолжительного времени, с разными сроками маркировки разной продукции и с установленным плавным переходным периодом.
Обязательная маркировка товаров в 2021 году
С 2019 года в России вводится обязательная маркировка товаров. Процесс идет вперед, набирая обороты, и в 2020 году к нему присоединились очередные группы товаров. К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.
Рассказываем, как работает маркировка, зачем она нужна и что нужно для подготовки.
Что вы узнаете
Закон о маркировке товаров
В декабре 2017 года правительство объявило о создании Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Государство планирует полностью внедрить маркировку к 2024 году.
Процесс регулируют сразу несколько законов:
Распоряжение правительства от 28.12.2018 № 2963-р утверждает Концепцию создания и функционирования системы маркировки. В документе определены цели, задачи и принципы функционирования, описаны требования к маркировке товаров.
Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ внес изменения в 381-ФЗ о торговле и 54-ФЗ о кассах:
Специалисты Роспотребнадзора, Честного знака и компании «Тензор», расскажут как работать с маркировкой в полном соответствии с законом.
Зачем нужна маркировка
Маркировка нужна, чтобы государство могло отслеживать полный цикл движения товаров от производителя или импортера до покупателя. Предполагается, что так c рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.
Как работает маркировка товаров
1. Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на упаковку или ярлык каждого товара.
2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) со списком всех кодов.
3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды, указанные в документе, и на товарах, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
4. Оформление отгрузки дистрибьютором и приемка в рознице проходят аналогично.
5. При продаже кассир сканирует код маркировки с товара, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
6. В итоге контролирующие органы в любой момент могут установить, где находится определенная товарная единица, а покупатель, считав код через мобильное приложение, быстро удостоверится в легальности покупки.
Ответственность за нарушения
Оператор системы маркировки
Правительство определило оператором системы маркировки товаров — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). На основе государственно-частного партнерства центр создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный знак».
ЦРПТ генерирует коды, обеспечивает их защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы, ведет список всех участников оборота. А также работает над созданием единого каталога товаров и разрабатывает цифровую платформу для беспрепятственного обмена товарами со странами Евразийского союза.
Что такое Национальный каталог товаров
Национальный каталог товаров – это часть системы «Честный знак». Его задача собрать полную базу товаров, представленных на российском рынке, и защитить потребителей от фальсификата. Каталог открыт, бесплатен и доступен для всех участников оборота.
Из-за отсутствия единства в описаниях товаров, один и тот же продукт в магазинах может называться по-разному, покупателям непонятно – это подделка или просто неверное описание. А с помощью единого каталога у каждого товара появится свой унифицированный профайл с сопроводительными документами, что исключит появление «двойников». Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.
В пилотном режиме каталог товаров был запущен в июне 2018. Сейчас в нем уже более десяти тысяч наименований товаров, и их число день ото дня растет.
Код маркировки: что это и как выглядит?
Каждый товар маркируют уникальным двумерным Data Matrix кодом, его наносят на упаковку, ярлык или прямо на товар. Код выдается ЦРПТ, и он содержит информацию о продукции в базе данных системы маркировки.
Data Matrix код состоит из двух частей:
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код нельзя подделать, так как в него вложены сложные криптографические технологии.
Перечень товаров, подлежащих маркировке
Обязательная маркировка с 2019 года
Обязательная маркировка с 2020 года
Обязательная маркировка с 2021 года
Эксперименты
Как подключиться к системе маркировки?
Всем участникам оборота необходимо зарегистрироваться на сайте Честныйзнак.рф.
Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе Рутокен.
Установите необходимое ПО:
Откройте сайт Честный знак и нажмите «Зарегистрируйтесь». Убедитесь, что вы все настроили правильно, и нажмите «Продолжить».
Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и email и нажмите «Отправить заявку». В течение 24 часов на электронную почту придет письмо со ссылкой на подтверждение регистрации.
Перейдите по ссылке из письма и укажите:
Заполните данные в профиле, ознакомьтесь с договорами с оператором и подпишите согласие с условиями.
Розничный магазин
Что нужно для маркировки
Подключение к ЭДО, чтобы получать электронные УПД
Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее. Например, СБИС Маркировка
2D-сканер для считывания марок
Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек
Подключение кассы к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в систему маркировки
Маркировка под ключ
Как принимать
Магазин получает от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, сканируете все коды товаров. Если все хорошо, подтверждаете УПД, если есть расхождения – отклоняете или ожидаете исправленный УПД.
Как продавать
Продавать маркированный товар нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.
Дистрибьюторы
Что нужно для маркировки
Подключение к ЭДО для отправки и получения электронных УПД
Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее. Например, СБИС Маркировка
Оборудование для сканирования марок: терминал сбора данных или сканер
Как принимать
Процедура приемки маркированных товаров в опте аналогична рознице. Дистрибьюторы получают от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, сканируют все коды с товаров. Если все хорошо, подтверждаете УПД, если есть расхождения – отклоняете или ожидаете исправленный УПД. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.
Как продавать
Оптовику нужно передать коды с отгружаемых товаров и сведения о том, кто и кому отгрузил товар, в Честный знак. А также отправить покупателю электронный УПД со всеми кодами.
Производители
Что нужно для маркировки
Как маркировать
Производитель заказывает коды маркировки на выпускаемые товары в нужном количестве и печатает этикетки. Наклеивает этикетки на товары и отчитывается в Честный знак о вводе в оборот. Если нужно, создает коды транспортных упаковок и печатает этикетки для них, формирует агрегаты и отчитывается в Честный знак о кодах внутри упаковок.
Как продавать
Производителю нужно отправить покупателю электронный УПД со всеми кодами отгружаемых товаров, а затем дождаться подписания УПД по ЭДО. После этого оператор ЭДО сам отправляет УПД в Честный знак и коды переходят на баланс покупателя.
В СБИС, чтобы наполнить УПД кодами перед отгрузкой, достаточно отсканировать их с товаров в документ реализации.
Импортеры
Что нужно для маркировки
Как маркировать
Импортёр заказывает коды маркировки на выпускаемые товары в нужном количестве и отправляет за границу файл для печати или готовые этикетки. Экспортёр наклеивает этикетки на товары и отгружает. Импортёр после прохождения таможни отчитывается в Честный знак о вводе в оборот. Если нужно, создает коды транспортных упаковок и печатает этикетки для них, формирует агрегаты и отчитывается в Честный знак о кодах внутри упаковок.
Как продавать
Импортёр отгружает товары аналогично, как производители. Нужно лишь отправить покупателю электронный УПД с кодами отгружаемых товаров, а затем дождаться подписания УПД по ЭДО. После этого оператор ЭДО сам отправляет УПД в Честный знак и коды переходят на баланс покупателя.
В СБИС, чтобы наполнить УПД кодами перед отгрузкой, достаточно отсканировать их с товаров в документ реализации.
Сколько стоит настроить маркировку товаров
На примере молочного производства
С 1 июня 2020 года стала обязательной маркировка молочных продуктов.
Теперь на каждый творожный сырок, пачку молока или кефира завод обязан наносить специальный код. Пока что маркировать молочку производители могут по желанию, но с 21 января 2021 года это станет обязательным.
Я работаю в агрохолдинге, который производит сырое молоко и молочные продукты: пастеризованное молоко, сметану, творог, кефир, йогурты, мягкие и полутвердые сыры.
Внедрять систему маркировки мы начали уже в марте 2020 года, чтобы откатать процесс и прийти к дедлайну подготовленными. Некоторые технологии мы дорабатываем до сих пор. В статье объясню, что потребуется для маркировки и сколько денег на это уйдет.
Для кого эта статья
Эта статья написана на личном опыте автора и в первую очередь полезна тем, кто производит молочку: сыроварням, фермерам, средним и крупным предприятиям. Но если вы производите другие товары, которые нужно будет маркировать, вам текст тоже пригодится: чтобы понимать, к чему готовиться.
Что такое маркировка товаров
Маркировка — это специальный код на упаковке, который помогает отследить путь товара от завода до покупателя. Данные поступают в информационную систему «Честный знак» — она отслеживает оборот маркированных товаров.
Код наносят на каждую упаковку молока, сыра или баночку йогурта. Он нужен, чтобы защитить продукты от подделок. Производитель не может взять маркировку с бутылки отборного молока, скопировать и расклеить на обезжиренное молоко: на кассе пробьется только оригинальный код, у которого нет копии.
Закон о маркировке товара заработал с 1 июля 2019 года в виде изменений к двум другим законам:
О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»PDF, 684 КБ
Изначально цифровая маркировка проводилась в режиме эксперимента. Обязательная маркировка внедряется поэтапно для разных групп товаров: если не считать алкоголь, то началось все в 2020 году с запрета на продажу немаркированных лекарств, табака и обуви, к ним постепенно добавляют другие виды продукции. Полностью процесс завершится к 2024 году.
Например, эксперимент по маркировке молочных продуктов начался 15 июля 2019 года, а с 1 июня 2021 года продавать немаркированные сыры и мороженое запрещено.
Зачем это нужно
Главная цель маркировки — сделать оборот молочных продуктов прозрачным. Так будет проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. Это не нововведение: такие коды уже используют на алкогольной продукции, табаке и сигаретах. С 2019 года к списку добавились парфюмерия и лекарства, с 2020 года — обувь и молочная продукция.
Подделки и контрафакт. Когда ввели продовольственные санкции в 2014 году, на рынок хлынул поток подделок. Самые частые примеры: маргарин и технологический спред вместо сливочного масла, нарушение гостов и технологий, манипуляции с жирностью продуктов — например, продажа 10% сметаны по цене высокожирной.
Качество. Если раньше торговая сеть могла взять кусок сыра, переклеить на нем этикетку с новым сроком годности и продать, то с новым кодом так не выйдет. Товар просто не смогут пробить на кассе. Переработать просроченное молоко или сметану в йогурт собственного производства тоже не получится. По каждому коду магазин обязан отчитаться производителю: утилизировать товар или вернуть на завод.
Кроме того, покупателям будет проще пожаловаться на некачественный продукт. Можно установить на телефон приложение, отсканировать код и сразу отправить жалобу в Роспотребнадзор.
Регулирование рынка. В первую очередь это выгодно крупным заводам и холдингам: мелким и подпольным производителям будет гораздо сложнее работать без маркировки. Это сокращает количество конкурентов и монополизирует рынок.
Обязательная маркировка
Обязательная маркировка — это способ борьбы государства с товаром низкого качества и подделкой. Программа стартовала в 2019 году и до конца 2024 года затронет все товары.
В статье расскажем о товарах, которые обязательно маркировать, сроках перехода на новые правила, участниках программы и о том, как правильно перейти на работу по новым правилам.
Что такое маркировка и Честный ЗНАК
Маркировка позволит создать единый прозрачный товарный каталог по всей стране. Выпускает, собирает коды и агрегируют информацию из них компания Честный ЗНАК. Ее еще называют ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров) и ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
Коды генерируются индивидуально для каждого товара, стоимость одного — 50 копеек.
Перечень товаров и сроки маркировки 2021
Маркировка внедряется постепенно, иногда с некоторых групп товаров в отрасли, чтобы компании могли подготовиться заранее и безболезненно перейти на новые условия работы. Поэтому за изменениями необходимо следить на сайте честныйзнак.рф.
В таблице вы можете посмотреть категории товаров, которые уже обязательно маркировать, и те, которые пока участвуют в эксперименте. Когда эксперимент закончится, правительство выпустит постановление с правилами и сроками ввода маркировки этих товаров.
Молочные продукты (МП):
Мороженое и сыры
МП со сроком более 40 дней
МП со сроком менее 40 дней
Все МП, в том числе фермерское производство
Как работает маркировка товаров
Если вам нужна помощь с регистрацией в Честном ЗНАКе, оставьте заявку. Мы пройдем за вас все этапы, настроим личный кабинет и поможем с переходом на маркировку.
Регистрируются в системе GS1, если необходимо, заполняют карточки товаров, а затем отправляют информацию в Честный ЗНАК. Там генерируют уникальные коды для товаров и упаковок и отправляют заказчику. Производитель сам наносит коды маркировки, а импортер отправляет коды иностранному производителю.
Затем коды агрегируют, указывают в электронном УПД и передают поставщикам. Импортные товары с маркировкой должны поступить на таможню с нанесенными кодами.
Данные о движении товара на рынке попадают в Честный ЗНАК автоматически после подписания УПД.
Остатки товаров маркирует тот участник цепочки, который владеет товаром на момент вступления в силу закона. Например, поставщик не сможет передать рознице немаркированный товар, если срок маркировки уже наступил. Даже если розница готова сама промаркировать остатки. Это нарушение правил, поэтому участников оштрафуют. Закон запрещает передавать и принимать немаркированный или маркированный с ошибками товар.
Чтобы промаркировать остатки, нужно создать карточки товаров на сайте Честный ЗНАК и заказать коды. Затем распечатать, нанести, отсканировать их и внести данные в электронный УПД или в товароучетную систему.
Перемаркировка нужна, если код поврежден или утерян. Например, товар возвращают в магазин без упаковки. Продавец должен заказать для товара новый код, если его нельзя восстановить, нанести на упаковку или ярлык, а затем ввести товар в оборот. Если код поврежден частично, его можно попробовать восстановить в личном кабинете ГИС МТ. Восстановленный код нужно распечатать и нанести на товар.
Обязательная маркировка товаров: для каких товаров и как к ней подключиться
Вся важная информация по маркировке в одной статье.
Михаил Кратов
В России ввели обязательную маркировку товаров — к 2024 году она распространится на большую часть потребительской продукции. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут обязаны купить оборудование и пробивать товары в специальной системе.
В этой статье разбираемся, что такое маркировка, какие товары уже есть в перечне и какие скоро туда попадут. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу подготовиться.
Что такое маркировка товаров
Если товар подлежит маркировке, на каждую единицу товара производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.
Например, вы производите кроссовки в России. Теперь ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые выходят из вашего производства.
Ставить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар без маркировки считается контрафактным. Дальше каждый участник системы торговли должен считывать марку специальным сканером, который отправляет данные о нем в систему.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
На какие товары распространяется
Вид товара | Срок, с которого надо маркировать |
---|---|
Сигареты и папиросы | с 1 июля 2019 года |
Остальная табачная продукция | с 1 июля 2020 года |
Обувь и лекарства | с 1 июля 2020 года |
Парфюмерные товары и фотооборудование | с 1 октября 2020 года |
Шины | с 1 ноября 2020 года |
Одежда и текстиль для дома | с 1 января 2021 года |
Молочная продукция | с 1 июня 2021 года |
Велосипеды | С 1 сентября 2021 |
Как работает система маркировки
Производитель или импортер крепит марку на каждую коробку и отправляет партию оптовику → оптовик считывает код сканером и подтверждает, что получил этот товар.
Дальше он продает товар мелким розничным магазинам → розничные магазины тоже считывают код каждого товара и обновляют данные в системе. В розничном магазине товар продают конечному покупателю — продавец пробивает код через онлайн-кассу, и та передает данные в систему. Теперь товар продан, и система снимает его с учета.
Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.
Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.
Оператор системы маркировки. Разработкой и поддержкой этой системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывают оборот всех товаров.
ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Для них коды бесплатные.
Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит в руках.
Зачем в России внедряется маркировка. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.
Что такое код маркировки и как он выглядит
Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Код содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи.
Как подключиться к системе маркировки
Для розницы и дистрибьюторов. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо встать на учет и подготовиться к тому, чтобы сканировать коды. План действий такой:
Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.
Что будет, если не маркировать товар
За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.
Производство без маркировки:
Компании — от 50 000 до 100 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Продажа без маркировки:
Компании — от 50 000 до 300 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Если на товаре есть маркировка, а в чеке нет:
Должностному лицу или ИП — от 1500 до 3000 ₽