что значит один возьмется а другой оставится
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 24:40
Свт. Иоанн Златоуст
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Свт. Иларий Пиктавийский
Ст. 40-41 Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Прп. Ефрем Сирин
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Как поемлются праведные, пусть скажет сие Павел: живущии о Господе, восхищени будут на облацех на воздусе, и всегда с Господем будут (1 Сол. 4:17). Как оставляются неправедные? Ангелы соберут избранныя от четырех ветр (Мф. 24:31), а нечестивых сожгут огнем негасающим (Мф. 3:12).
Не предполагай, что неугасимый огнь мучения будет от дров, и что распалять его будут какие-либо приставники, как думают пустословящие в народе. Но обрати взор на Содом, и посмотри на пещь, в которой нет дров. Представь себе окаменение жены, и подивись огненному прещению. Вместе были тогда Лот и жена и две дочери, но Лот с дочерьми не истреблен огнем, а жена не избегла огненного прещения. Суд Божий предоставил каждого собственному его жребию. Так и на суде. Праведные поемлются, как Лот, а неправедные оставляются, как жена его.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Прп. Антоний Великий
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Вопрос. Так как мы не можем насытиться твоей доброй беседой, то мы молимся, чтобы ты нас научил [понимать] и притчу о мелющих, о жерновах и о поле, на котором двое. Ибо говорит Господь в Евангелиях: «Тогда двое будут на поле: один будет взят, а другой останется. Двое мелющих на жерновах – один будет взят, а другой останется».
Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 206.
Прп. Иустин (Попович)
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 40-41 Тогда двое будут на поле: один берется, а один оставляется. Две [будут] мелющие жерновом: одна схватывается, и одна оставляется
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 40-41 Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
«Тогда», говорит, то есть когда все будут беспечны, отдадутся своим занятиям, один, праведник, будет взят в сретение Господа на воздух, а другой, именно грешник, оставляется. Иные будут молоть, то есть будут рабами: и из них одни, достойные, берутся, а другие, недостойные, оставляются. Таким образом и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к богоугождению.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Ст. 40-41 Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется: две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется
Под находящимися на поле разумеет богатых, а под мелющими в жерновах – бедных, и учит, что и из богатых, и из бедных некоторые спасаются, а некоторые погибают. О богатых ведет речь в мужеском роде, указывая на их высокомерие и силу, а о бедных – в женском, обозначая этим их унижение и бессилие. Все, которые честно приобрели богатство и великодушно переносили бедность, берутся для встречи Господа, как друзья Его, а все те, которые вели себя совершенно противоположным образом, как недостойные оставляются внизу ожидать Судьи. Лука (17:34) иначе говорит об этом: будета два на одре единем: един поемлется, а другий оставляется: будете две вкупе мелюще: едина поемлется, а другая оставляется, обозначая находящимися на постели тех, которые проводят покойную жизнь, а мелющими – тех, которые живут среди страданий. Ясно, что это было высказано различным образом то в одно, то в другое время: прежде то, что сказано у Луки, а потом то, что у Матфея. Полем назвал мир. Берется тот, который спасается, а оставляется тот, который осуждается. Будем же знать, что и бедные и богатые, и слуги и господа берутся и оставляются. Христос показал, что не все богатые погибают, и не все бедные спасаются. Поэтому сейчас же и говорит: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф. 24:44). Но дня не сказал, желая, чтобы они всегда были готовы на борьбу.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Ст. 40-41 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
(Лк. 17:34, где содержится добавочная мысль к сказанному у Мф. 40 и 41). Матфей пропускает ст. 34 Луки, а Лука ст. 40 Матфея. Очень интересен переход от “дней Ноя” к тому, что говорится в разбираемых стихах. Как потоп наступил внезапно, в то время, когда люди его не ожидали, о нем не думали и были беспечны, так будет и пришествие Сына Человеческого. Но во время потопа гибель была общая; погибли все люди, кроме Ноя и его семьи. При втором пришествии будет нечто иное: один с поля будет взят, другой оставлен. То же и в 41 стихе. В 40 стихе указывается на двух мужчин; в 41 на двух женщин. “Две мелющие в жерновах” — перевод неточен, — потому что в “жерновах” в подлиннике единственное число (εν τω μύλω), — и потому темен. Что такое женщины, мелющие в жерновах? В некоторых рукописях εν τω μυλωνά- на мельнице (in pistrino). Это чтение не признается правильным. Правильное чтение εν τω μύλω значит “жерновом,” и таким образом, выражение означает: две (женщины) мелющие жерновом dat instument; с εν; см. Blass Gram. с. 114). На обычай женщин молоть указано в Исх. 11:5; Ис. 47:2. Смысл выражений 40 и 41 тот, по-видимому, что из двух мужчин на поле и двух мелющих женщин двое спасаются и двое предоставляются пагубе.
Толковая Библия.
Троицкие листки
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Лк. 17:34
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится
Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях; оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув развитие христианское для духа, для вечности, для Бога. Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия и утверждения: тогда внезапу нападет на них всегубительство (1 Сол. 5.3); тогда внезапно наступит кончина мира, которой он, в омрачении своем, в упоении земным преуспеянием, никак не будет ожидать. По причине слепоты мира день Господень, якоже тать в нощи, тако приидет (1 Сол. 5.2). Указывая на эту слепоту, Господь назвал время пришествия Своего ночью.
Аскетическая проповедь.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 34-37 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы
И отсюда мы научаемся тому, что пришествие Господа воспоследует неожиданно и внезапно. Ибо сказание, что двое будут на одной постели, показывает беззаботность людей. Равно и молотье обозначает неожиданность пришествия. Научаемся еще и тому, что пришествие последует ночью. Итак, Господь говорит, что и из богатых, покоящихся на постели, одни спасутся, а другие нет. Некогда Господь говорил, что богатые с трудом спасаются (Мф. 19, 23-24). Теперь Он показывает, что не все богатые погибают, не все бедные спасаются, но и из богатых один возьмется и будет восхищен в сретение Господу (1 Сол. 4, 17), как легкий духом и небесный, а другой оставится внизу, как осужденный. Подобным образом и из бедных, которые означены мелющими, один спасется, а другой нет. Ибо не все бедные праведны: иные из них бывают воры и подрезывают кошельки. Молотьем указывается на многотрудность жизни бедных. Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии, Он отвечал: где труп, там и орлы; то есть, где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоколетающие, тогда как грешники тяжелы и потому остаются нанизу. Как тогда, когда лежит мертвое тело, все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы. Ибо с ними придет Он в славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он наименовал это время ночью, но Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обнимет тьма. Но праведникам свет воссияет, да и сами они просветятся, как солнце (Мф. 13, 43).
Лопухин А.П.
Ст. 34-36 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится
Стих 36 признается западными издателями Евангелий вставкой из Мф.24:40. В Новом Завете св. Алексия этого стиха также не имеется.
Урок №21. Один берётся, один оставляется. Как это?
В уроке №20 показали, что во втором пришествии Иисус заберёт на небо всю церковь первенцев (144 000, Мтф. 24:29-31; Откр.14:1; 1Фес.4:15-17), а с оставшимися на земле будет происходить процесс, описанный так: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится. (Лук.17:34,36)
В связи с этим возникает вопрос: что же означают слова Иисуса Христа «один берётся, другой оставляется»? Кто и куда берётся, а кто и где оставляется?
Для получения ответа – обратимся к Библии.
Напомним: процесс определения разной участи для исполнителей одинакового дела (для трудящихся в поле и отдыхающих ночью) начнётся после 2-го прнишествия Христа и сбора 144000 на небесах. На земле в этом времени останутся все остальные люди, как из народа Бога, так и из мира. А на небе будут готовиться к проведению Армагеддона (Откр.11:15-18)
С явлением «один/одна возьмётся, другой/другая оставится» столкнутся все жители Земли этого периода: мирские люди, народ Иеговы и другие верующие всех конфессий — любого возраста и пола. Причём, может быть так, что думающие о себе, что они праведники — могут оказаться в глазах Бога не таковыми. И наоборот (Лк.18:10-14; Рим.2:21)
Напомним и о том, что после того, как на Земле не останется ни одного помазанника Иеговы, наступят настолько трудные времена, что тем, кто сможет сохранить верность Иегове до своей смерти – будет великое благо: ведь они имеют верный шанс ожить в новом мире (Откр.14:13). Чего нельзя сказать об оставшихся в живых: они застанут Армагеддон и будут уничтожены навеки (Мтф.25:41,46).
Теперь понять слова «один берётся, другой оставляется» — гораздо проще: из двух одинаково действующих в этом периоде — один может быть взят Богом для нового мира, а другой может быть оставлен для Армагеддона на вечное уничтожение.
Но возникает вопрос: с оставленными – понятно, они будут продолжать жить, как и жили (Лк.17:26-30). А куда будут взяты избранные для нового мира?
Кто-то может думать, что «взят» означает «спрячется где-то в укромном бункере» и так – переживёт Армагеддон. Но мы предлагаем обратиться к Библии и выяснить, что означает «взят». Здесь вспоминаются слова о Енохе из Быт.5:24:
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
Выясним, как Бог взял Еноха и почему? Енох, хотя и жил обычной земной жизнью, имел семью и детей, — в отличие от своих прародителей (Адама и Евы), он избрал Божий путь жизни. Поэтому разоблачал нечестивцев словом Божиим и не смирялся со злом. Он очень страдал: в то время порок греха преобладал в потомках Адама, поэтому Енох был одинок в стремлении к Божьей праведности.
Бог освободил Еноха от зла: от этой жизни «белой вороны», обречённой на одиночество, в раннем для того времени возрасте (Быт.5:23, если отталкиваться от среднего возраста 80 лет, то Енох умер в возрасте около 28 лет). Куда делся Енох, если Бог взял его? Попал ли он в какой-то укромный «подвальный бункер»? Или, может, попал на небо?
Согласно Библии, Енох упоминается в перечне всех остальных верующих, кто умер, не получив обещанного при жизни, Евр.11:5-13; 39: 5 Верою Енох….. , Ной…. Авраам…. и сама Сара …[что-то совершали] 13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле
Еноху, например, было обещано проведение суда над всеми нечестивыми (Иуда14,15), чего он не дождался. Енох не видел смерти: умер так внезапно, что не увидел процесса старения и смерти (Евр.11:5), Бог куда-то переселил его, но куда? На небеса он точно не попал. Почему можно так считать?
Прежде, чем прийти на землю в образе человека, Иисус Христос пребывал на небе с Отцом (Ин.6:38, 62). Значит, он имел точные знания о том, что никто из верных земных служителей Иеговы — не появлялся на небе, по крайней мере до 1 в.н.э. (до его прихода на землю). Иисус Христос сообщил о том, что, кроме него — на небо не восходил никто из людей (ни из живых, ни из умерших, Ин.3:13).
К тому же плоть человека не приспособлена для жизни в небесной сфере (1 Кор.15:50, Псал.113:24). Для него создана земля (Ис.45:18).
А о преображении тел из тленных к нетленным, пригодным для небес – сказано только для дождавшихся второго пришествия соправителей Христа (как мы выяснили из урока №20, 1Кор.15:51,52; 1Фес.4:15-17).
Енох к ним не относится.
То есть, Библия не даёт основания считать, что кто-либо из умерших людей древности поселился для жизни на небе или спрятался навеки в «бункере». Так что же означает «Бог взял и переселил» Еноха?
Посмотрим, что пишет, например, Исаия о смерти праведников:
Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются 0622 [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается 0622 от зла.
2 Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. (Ис.57:1,2)
Праведник умирает и покоится (выражение «покойник» — не случайное). Бог забирает праведника от зла земного миропорядка века сего — СМЕРТЬЮ, а не на небеса к Себе его забирает, как считают некоторые. Праведники покоятся на ложах своих в могилах в ожидании воскресения, ибо будет воскресение праведных и неправедных (Деян.24:15)
Посмотрим также значение слова «восхищаются» с индексом у Стронга 0622 :
Poa 0622
а). принимать, 2 забирать к себе; 3. снимать, забирать; 4. губить, разрушать; 5. убирать (к себе).B(ni): 1. быть собранным, собираться;
б). быть взятым, исчезать.
То есть, праведник взят из среды нечестивцев земли; Бог забирает праведника от зла — при помощи смерти и он исчезает из среды живущих на земле и переселяется в могилу в ожидании лучшего времени. Только и всего.
Это то, о чём просил также Иов: О, если бы Ты в преисподней (могиле)сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне (Иов.14:13) — имеется ввиду — вывел бы Иова после того, как пройдёт гнев. То же — сказано и в Откр.14:13.
Аналогичная картина — и в том, что произошло с Енохом:
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял 03947 его. (Быт.5:24) Значение слова «взял»:
03947 xql 1. брать; 2. забирать, завладевать, захватывать;
То есть, Енох, как и всякий праведник, которого Бог решил спасти и забрать от зла из среды живущих на земле, упокоился смертью и переселился в могилу в ожидании лучшего воскресения, как и все верные Иегове верующие древности и современности (Евр.11:39,40).
Определить, куда делся Енох или кто-либо ещё на самом деле несложно, если известна точка зрения Библии в принципе — о том, что всем потомкам Адама из-за грехов в этом веке придётся умереть (Рим.5:12; Евр.9:27) Воскреснуть после смерти по гласу сына Божьего — единственная надежда для человечества (Ин.5:28,29)
А теперь возвращаемся к вопросу этого видео, помня о том, что после сбора на небо 144000 — с оставшимися на земле будет происходить процесс, описанный в Мтф.24:40,41:
40 тогда будут двое на поле: один берется. А другой оставляется.
41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
Иегова, подготавливая Землю к Армагеддону, будет знать о резко ухудшающейся обстановке на земле. Для того, чтобы сохранить от зла и Армагеддона верных Ему людей, Он сможет прерывать их жизни прямым вмешательством.
Слова «блаженны, умирающие в Господе» после того, как на Земле не останется ни одного помазанника Иеговы (Откр.14:1,13) – тоже говорят об этом: бессмысленно растягивать процесс подготовки к Армагеддону, ожидая естественной или насильственной смерти верных Богу людей.
Как будет происходить этот отбор и на основании чего один будет «взят» Богом для покоев земли (Ис.26:20), а другой — оставлен доживать до Армагеддона? (отбор будет жёсткий: один будет пригоден для Бога, другой нет — среди всех оставшихся, народа Бога — в т.ч). Хотя внешне двое могут выглядеть совершенно одинаково и выполнять одно дело — внутренне они могут при этом очень сильно отличаться.
Не только по внешней деятельности будет судить Бог, отбирая избранных для небес или новой земли, но и по другим критериям, по внутренней сущности. Иегова имеет интерес только к праведному сердцу, а не к внешней деятельности, потому и получится такое разделение (1Цар.16:7).
Как это можно понять? Например, двое идут через проходную завода и ничего не несут за пазухой — оба одинаково праведно выглядят. Но один ничего не своровал потому, что не нравится ему воровать в принципе. А другой не своровал потому, что охраны боится и в тюрьму попасть не хочет.
Если человек на эту ситуацию смотрит — то оба в зачёт праведников сойдут. А если Иегова — то один возьмётся Им для нового мира (тот, кто по сердцу не вор), другой — оставится для Армагеддона (тот, кто только выглядит не вором). Примерно так.
Итого: слова Иисуса Христа из Лк.17:34 35: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; означают, что после сбора на небеса 144000 – на Земле продолжится «отбор» оставшихся – для нового мира. Кто пригоден, того Иегова умертвит как Еноха и спрячет в покоях земли. Остальных оставит для Армагеддона.
Те, кто останется для Армагеддона – будут причислены к духовным «козлам», противящимся воле Иеговы. Как ими не стать – Иисус разъяснил в притче об овцах и козлах из Мтф.25:31-46.
Подробнее об этом – читайте у нас на сайте, в толковании Нового Завета, Мтф.25:31-46.
Толкование на От Матфея 24:42
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 24:42 / Мф 24:42
Афанасий Великий (
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
Если бы не знал по Божеству, то надлежало бы сказать «бдите», потому что не знаю и в какой час не ожидаю. Но Господь не сказал сего, сказав же: «яко не весте» вы и «в оньже… не мните», показал, что не знать свойственно людям, ради которых и Он, имея подобную с ними плоть и сделавшись человеком, говорит: не знает и Сын, ибо не знает по плоти, хотя и знает как Слово. И пример живших при Ное снова обличает бесстыдство христоборцев, потому что и здесь не сказал о Себе: Я не знал, но говорит: «не уведеша, дондеже прииде вода» (Матф. 24, 39). Не знали люди, а Кто навел потоп (это был Сам Спаситель), Тот знал день и час, в который отверз хляби небесные, и разверз бездны, и сказал Ною: вниди ты, и сынове твои, «в ковчег» (Быт. 6, 18, Быт. 7, 1). Если бы не знал, то не предсказал бы Ною: «еще… дней седмь, Аз наведу потоп на землю» (Быт. 7, 4). Если же обозначает день изображением бывшего при Ное, день же потопа знал, то знает, конечно, и день Своего пришествия.
Источник: На ариан слово третье.
Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
Источник: В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.
Иероним Стридонский (
Ст. 42−43 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего
Теперь Он ясно показывает, почему выше сказал: О дне же том и часе никто не знает, ни даже Сын человеческий, ни ангелы, а только один Отец (Мф. 24:36), — потому, что это не полезно знать апостолам, чтобы они в ожидании, колеблющемся от неизвестности, всегда имели веру в будущее пришествие Того, о Котором не знают, когда Он придет. С другой стороны, Он не сказал: Так как мы не знаем, в какой час имеет придти Господь, а сказал: Не знаете, и, предпослав пример в лице домохозяина, более ясно показывает, почему Он умолчал о дне кончины, говоря так: но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего (Мф. 24:43).
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 42−44 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет
Марк (13:33) написал: блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет, именно Второго Пришествия. Под бдением или бодрствованием разумей не только воздержание от сна, но также всякаго рода внимательность и осторожность. И Лука (21:34−35) говорит: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущыя на лицы всея земли…, как сеть — по причине нечаянности и внезапности. Лицо земли — поверхность ее, а живущие на нем — обитающие. Далее говорит и о молитве: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти (Лк. 21:36), т.е. обольстителей и всех вообще бедствий.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
(Мк. 13:33−35). “В который час” (ποία ώρα) в русском нужно заменить выражением “в который день” (ποία ήμερα), потому что последнее чтение следует считать более вероятным. Стих есть правильный и логический вывод из только что сказанного, где речь была о неожиданности парусии. Этот вывод имеет практический характер, и является увещанием к бодрствованию. Порядок и ход мыслей совершенно естествен и делается еще естественнее при рассмотрении дальнейшей речи. Поэтому напрасно замечают, что в речи Христа, как она изложена у Матфея, “запутанность,” здесь находится ясная основа для интерполяции.
Источник: Толковая Библия.
Троицкие листки
Ст. 42−51 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов
Ожидание пришествия Христова можно еще сравнить с ожиданием слугами их домовладыки. Представьте, что кто-либо, отправляясь в путь, оставил дом свой в управление слугам своим, назначив каждому свое дело. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, над своими домашними, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так, и ни от кого не услышит жалобы на него. Истинно говорю вам, что (уже не только над слугами, но) над всем имением своим поставит его. В этой притче Господь дает предостережения и наставления, главным образом, Своим апостолам и их преемникам — пастырям Церкви Своей; они, по преимуществу, Его слуги, которым Он поручил раздаяние даров благодати Своей всем верующим. «Верный и благоразумный раб, — толкует блаженный Феофилакт, — есть и всякий учитель, во время дающий каждому пищу учения, каков, например, Павел, иного поящий молоком, а иного питающий хлебом, когда изрекает высокую мудрость. Он — верный раб, хотя прежде был хульник по ревности к Закону. Он раб благоразумный, ибо распознавал козни врага. И всякий, получивший что-либо от Бога, имущество, или власть, или начальство, должен распоряжаться этим верно и благоразумно, так как должен дать отчет во всем». «Это сказано, — говорит святитель Златоуст, — не об одном имении, но и о слове, и силе, и дарованиях, и о всех обязанностях, на каждого возложенных. Эта притча может относиться и к гражданским начальникам, ибо каждый должен употреблять дары свои на пользу общую. Одарен ли ты премудростью, или вручена тебе власть, богат ли ты, или имеешь что другое, ты не должен употреблять даров своих во вред собратьям своим, или для собственной погибели. От упомянутого в этой притче раба требуются две вещи: благоразумие и верность, ибо грех бывает также и от неразумия; раб называется верным за то, что из достояния господина своего ничего не утаил себе, и ничего не расточил напрасно и без цели; а мудрым, благоразумным, — за то, что умел употребить вверенное ему достояние надлежащим образом. И нам также нужны верность и благоразумие. Если раб и верен, и не крадет, но губит имение, расточая его на предметы безполезные, то и это большая вина. Если же он умеет хорошо распоряжаться имением, но крадет, то и это, конечно, немаловажное преступление. Пусть заметят это те из нас, которые имеют деньги, так как слова Христовы относятся не к одним учителям, но и к богатым. И тем и другим вверено богатство: учащим более необходимое, а вам, богатым, менее необходимое.
Если учителя щедро расточают блага более важные, а вы не хотите оказать щедрости в маловажном, и не только щедрости, но даже и благодарности, ибо дается чужое: то какое будете иметь оправдание? А между тем — какое слово достаточно выражает то достоинство, то блаженство, когда Царь Небесный, Которому принадлежит все, поставит человека над всем Своим имением? Потому и называет его мудрым, что верность в малом ведет к приобретению великого: за благоразумное действие он получает здесь небо. Далее Иисус Христос поучает слушателя не только представлением награды, предлежащей добрым, но и наказания, угрожающего злым»: если же раб тот, которого господин на время отсутствия поставил над слугами своими, если этот негодный раб, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой (может быть, и вовсе не придет), и начнет злоупотреблять властью, ему данной, бить товарищей своих, мучить, соблазнять и развращать их, расточать имущество своего господина, и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и лишит его всех даров своих, и подвергнет его великим мукам: рассечет его во гневе своем пополам, и подвергнет его одной участи с лицемерами, и будет он ввержен во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов, там будут муки нестерпимые и безконечные… «Если, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — кто скажет: видишь ли, какая мысль пришла рабу по причине неизвестности дня? Ибо он сказал: «не скоро придет господин мой»… На это скажем то, что мысль эта пришла ему не потому, что день был неизвестен, но потому, что сам он был плохой раб. Ибо почему же такая мысль не пришла на ум рабу верному и мудрому? Несчастный! Хотя и медлит господин, но почему ты вовсе не ожидаешь его пришествия? Почему не заботишься? Но Господь не медлит: послушай апостола Павла, который говорит: «Господь близко» (Фил. 4:5). А ты внимай следующему и примечай, как часто Иисус Христос напоминает о неизвестности дня, показывая тем, как спасительна эта неизвестность, так как она держит нас в непрестанной заботе. И поскольку мы всегда ослабеваем в безпечной и спокойной жизни, а от несчастий наиболее укрепляемся, то потому Он непрестанно внушает нам, что за спокойной и беззаботной жизнью следуют бедствия. Рассмотрим еще и то, не так ли и мы поступаем, хотя и не замечаем этого? И действительно, ему подобны имеющие деньги и не помогающие бедным. Ибо и ты только распорядитель своего имущества, точно так же, как служитель Церкви — распорядитель ее достояния. И ты не можешь расточать своих сокровищ по своей воле.
Хотя и получил ты родительское наследство и, таким образом, все имущество, по-видимому, твоя собственность; но на самом деле все это принадлежит Богу. Он для того тебе и вверил богатство, чтобы ты давал другим пищу в надлежащее время. Что значит давать в надлежащее время! Давать бедным, алчущим. Как ты поручаешь распоряжаться имением подобному себе рабу, так и Богу угодно, чтобы ты Его сокровище употреблял должным образом. Поэтому, хотя Он и может лишить тебя имения, но оставляет для того, чтобы любовь одного раба к другому тем соделать пламеннейшей. Мне кажется, — продолжает святитель Христов, — Иисус Христос говорит это про обидчиков и лихоимцев, объявляя им жестокое осуждение за то, что они бьют тех, которых должны питать. Думаю также, что Он здесь намекает и на сластолюбцев, ибо и сластолюбию также предлежит тяжкое наказание: ест и пьет, — говорит, — с пьяницами»…