что значит охотно декламировать стихи
Значение слова «декламировать»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДЕКЛАМИ’РОВАТЬ, рую, руешь, несов. [от латин. declamo]. 1. (сов. продекламировать) что. Выразительно произносить художественные произведения. Д. стихи. 2. (сов. нет) без доп. Говорить торжественно, напыщенно, непросто (книжн. ирон.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
деклами́ровать
1. книжн. выразительно читать, произносить вслух (стихи или прозу) ◆ Ученики декламировали стихи, баллады и даже эпиграммы.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: госсекретарь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ДЕКЛАМИРОВАТЬ
Смотреть что такое «ДЕКЛАМИРОВАТЬ» в других словарях:
декламировать — ДЕКЛАМИРОВАТЬ, ДЕКЛАМОВАТЬ déclamer >, нем. deklamieren <лат. declamare. 1. Выразительно произносить <речь>, читать <стихи>. Сл. 18. Говорить или читать что л. с декламацией, сопровождая то и другое надлежащими жестами и игрой в … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДЕКЛАМИРОВАТЬ — (этим. см. предыд. сл.). Читать выразительно поэтические произведения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕКЛАМИРОВАТЬ выразительно читать, умело произносить стихи и говорить прозой. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
декламировать — См … Словарь синонимов
ДЕКЛАМИРОВАТЬ — ДЕКЛАМИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; несовер., что. Выразительно читать, произносить (художественный текст). Д. стихотворение. | совер. продекламировать, рую, руешь; анный. | сущ. декламация, и, жен. | прил. декламационный, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
ДЕКЛАМИРОВАТЬ — лат. говорить или читать с большою выразительностию, как на театре; говорить с заученными приемами и движениями. ся, быть декламируему. Декламированье ср., ·длит. декламировка, декламация жен., ·об. действие по гл., выразительный говор, с… … Толковый словарь Даля
декламировать — декламировать. Произношение [дэкламировать] устарело … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
декламировать — (иноск.) говорить выразительно, высокопарно, напыщенно, с заученными приемами (намек на изученное чтение стихов или речей) Декламация. Ср. Бальзак. поставил на сцену настоящих людей, тех, что. не выспренние, выдуманные всякие нелепости… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Декламировать — I несов. перех. и неперех. Выразительно читать вслух стихи или прозу. II несов. перех. и неперех. Произносить напыщенные речи, полные ложного пафоса. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
декламировать — деклам ировать, рую, рует … Русский орфографический словарь
Что значит охотно декламировать стихи
Техника речи и постановка дыхания
«Искусству пения, как и всякому другому искусству должно предшествовать известное механическое умение».
Обучение чтению стихов сродни обучению пению. Главный инструменты, как певца, так и чтеца – это голос и дыхание.
Декламируемое стихотворение, должно быть хорошо слышимо. Поэтому, чтецу, как и певцу необходим хорошо поставленный голос. Немало важно работать над дикцией – ясным и отчетливым произношением. Речь чтеца должна соответствовать нормам литературного языка – орфоэпии.
Работа над техникой чтения проводится по четырем основным направлениям: дыхание, голос, дикция, орфоэпия.
Поговорим о дыхании. С одной стороны, дыхание – это рефлекторный процесс. Мы не обращаем внимания на то, как мы дышим. Но с другой стороны, правильное дыхание необходимо не только при декламации, но и для общего состояния нашего здоровья.
В процессе дыхания участвуют различные группы мышц.
При поверхностном или верхнем дыхании, вдох и выдох происходит за счет сокращения верхних мышц грудной клетки. При таком дыхании задействованы только верхушки наших легких.
Грудное дыхание происходит за счет сокращения межреберных мышц. При таком дыхании, главная дыхательная мышца – диафрагма, остается малоподвижной.
Для декламации стихотворений, или произнесения проповеди, обычного физиологического дыхания недостаточно.
Необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле.
Упражнения для тренировки речевого дыхания:
упражнение 1(д). «Свеча» — тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.
Упражнение 2(д). «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!
Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза.
Упражнение 3(д). «Погасить 3,4,5,6… 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2—3 раза.
Источник: Университет Риторики и Ораторского искусства.
«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Горгий
Что такое художественное чтение? Это публичное исполнение стихов, прозы, публицистики, отрывков из драматургии. К художественному чтению можно отнести и проповедь.
Я бы определила чтение вслух, как отдельный жанр искусства, наравне с музыкой или рисованием.
Художественное чтение известно с античных времен. Древняя Греция славилась декламацией поэтических произведений поэтами импровизаторами.
В древней Руси художественным чтением занимались сказочники, скоморохи. Но особую популярность публичное исполнение художественного слова приобрело в девятнадцатом веке. Широко известны авторские чтения тех времен. Очень хорошо читали стихи Пушкин, Гоголь, Островский, Есенин, Маяковский.
Основоположником профессионального художественного чтения в России, является Щепкин, организовавший литературные вечера. На знаменитых вечерах Щепкина, актеры декламировали стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко.
В более поздний, советский период, художественное чтение оформилось в самостоятельный эстрадный вид искусства. Хорошо известен с тех времен театр одного актера, основанный Яхонтовым.
К сожалению, в современных школах нет отдельного предмета по художественному чтению. Детей учат выразительно читать, на уроках литературы.
Но, почти в каждой школе проводятся конкурсы чтецов. Можно ли научиться декламировать стихи? С одной стороны, нужен дар декламатора, актера, оратора.
С другой стороны – даже имея дар, но, не упражняясь, не развиваясь, не достигнешь желаемого.
Вернемся к древней Греции. Какими методами пользовались древние греки, обучаясь декламации? Учитель произносил предложенный ученику текст, подчеркивая мелодичность и ритм, ученик же должен был повторить за учителем.
Но при обучении декламации, учитывалась не только мелодичность стихотворения и его ритмика, но и смысл. Чтец должен научиться, произнося слова, раскрывать их внутреннее содержание, используя интонацию. Вот, такая непростая задача.
Как, и какими методами достигается красота звучания декламируемого слова, мы рассмотрим в следующий раз.
С любовью к читателям. Поэтические странички.
Что значит охотно декламировать стихи
Шутка сказать — прочесть стихи! Выходите, охотники: кто умеет?
Актёр Сергей Безруков читает стихотворение Лермонтова «Валери́к»
Иосиф Бродский читает своё стихотворение «Письма римскому другу»
Найдутся любители и той и другой манеры, которые сойдутся на том, что это дело вкуса. Многие современные молодые авторы сами тяготеют к эмоциональному, «актёрскому» чтению. Авторы недавно вышедшей увесистой, но спорной книги «Поэзия. Учебник» (М.: ОГИ, 2016), говоря о способах чтения стихов вслух, не отдают предпочтения какому-либо из них, ограничиваясь замечанием, что сами поэты часто недовольны актёрским чтением.
Между тем, поднявший эту проблему на теоретическом уровне ещё в 1923 году Б. Н. Эйхенбаум настаивал на невозможности компромисса, сглаживания противоречия между двумя указанными способами чтения. Он пишет о своём впечатлении от декламации Блока в 1910 году:
«Стиховая пауза в конце каждого стиха не похожа ни на один вид паузы, известный прозе. Она и не синтаксическая, которая членит поток речи на отдельные группы (синтагмы), отделяя, например, главное предложение от придаточных; не экспрессивная, выражающая эмоцию (Он сыграл этот прелюд. великолепно!), и не пауза хезитации (колебания), когда говорящий делает остановку, подыскивая нужное слово (хотя она и совпадает часто то с одной, то с другой). В стихах пауза на конце строк иррациональна, она не связана ни со смыслом, ни с грамматикой фразы. Она — сама по себе — бессмысленна. Это — асемантическая пауза. Особенно это очевидно в случае анжамбемана, переноса, когда нарушается логико-синтаксическое единство фразы 1 «.
Фрагмент лекции «Что делать и кто виноват. Разговор о театре». Телеканал «Дождь». 2016.
«Актёрское» чтение кроме того отличается чрезмерной эмоциональностью, «переживанием», звукоподражанием:
«Я помню несколько актерских чтений. Один, читая пушкинских “Бесов” (“Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вот — теперь в овраг толкает Одичалого коня. ”), надувал щеки, пыхтел и чуть ли не плевался; другой читал мандельштамовские стихи “Мне Тифлис горбатый снится. ” с кавказским акцентом, изображая подвыпившего грузина; в стихах “За гремучую доблесть грядущих веков” — так гремел, исходя гражданским гневом, что казалось, вот-вот закачаются люстры в зале филармонии, где это происходило, а в словах: “Чтоб сияли всю ночь голубые песцы Мне в своей первозданной красе” — смаковал глухие согласные (“песцы”) таким шипящим, свистящим шепотом, с такой осязаемой чувственностью, как будто ощупывал мех в комиссионной лавке».
При этом, если ритм может где-то соблюдаться, где-то нет, в зависимости от того, как на него ложится актёрская (смысловая, психологическая) интерпретация стихотворения (т. е. про ритм актёр в принципе знает, о чём и говорит Богомолов), то особая стиховая интонация, не речевая, не повествовательная, а напевная, монотонная, неадресованная, не считается чем-то неотъемлемым от стихотворения, воспринимается всего лишь как «авторская» манера чтения, не более. Между тем, «парадокс заключается в том, что мы слышим наполненную сложным смыслом воображаемую интонацию, инспирированную душевным движением, только тогда, когда читаем текст монотонно, невыразительно, то есть приглушая или вовсе отставляя интонацию фразовую» (Е. Невзглядова).
Для слушателя с развитым поэтическим слухом «актёрское» чтение (подобное приведённому выше исполнению С. Безрукова) невыносимо, и представление о равноправии «манер» чтения является серьёзным заблуждением. Это очень убедительно показывают и указанные выше авторы. Б. Эйхенбаум приходит к выводу, что чтец не должен никого «изображать», отдаваться эмоциям, что «фразировка стихотворения должна быть в полном соответствии с его ритмико-мелодической основой». Е. Невзглядова заключает, что «непреложное правило чтения — ритмическая монотония», а подлинный поэтический смысл может быть услышан только в противостоящих друг другу звучаниях — естественно-речевом и стиховом.
Это отнюдь не означает, что «авторское» (монотонно-ритмическое) чтение всегда хорошо, а актёру некуда приложить свои способности при чтении поэзии. «Многие авторские исполнения разочаровывают. Пастернак читает, по-детски выделяя логический смысл и по-московски слишком растягивая открытые гласные звуки. Ахматова читает слишком торжественно-многозначительно» (Е. Невзглядова).
Борис Пастернак читает своё стихотворение «Синий цвет»
Значение слова декламировать
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
декламирую, декламируешь, несов. (от латин. declamo).
(сов. продекламировать) что. Выразительно произносить художественные произведения. Декламировать стихи.
(сов. нет) без доп. Говорить торжественно, напыщенно, непросто (книжн. ирон.).
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
несов. перех. и неперех.
Выразительно читать стихи или прозу.
перен. неперех. Произносить напыщенные речи, полные ложного пафоса; фразерствовать.
Примеры употребления слова декламировать в литературе.
Пусть Абрамович остается говорящей лошадью, но выступает он не в цирке, а в театре, каждый вечер выходит на сцену и декламирует стихи.
Демосфен применял тот же самый способ, которым Афинодор учил сейчас меня: он заставлял меня декламировать, набрав в рот мелкие камушки.
На свою беду, начинающий пиит стал декламировать вирши в непосредственной близости от Жомова, а Ваня к любителям поэзии никак не относился.
Даже Мурзик и тот лизнул хнычущего второгодника в нос, и лишь Гомер стоял в стороне, декламируя во весь голос очередные вновь сочиненные вирши, которые слышали лишь ошалевшие от сутолоки лошади.
Внизу совершенно один ходил Жан Гиньоль в наискось надетом лавровом венке и декламировал стихи, которые были слышны лишь с немногих мест.
Через две минуты Запольская стояла уже на табурете посередине умывальной комнаты и, размахивая зубною щеткою, декламировала: Спокойно стояла она пред судом, Свободного Рима гражданка.
Теперь детям своих детей читал он вечерами исландские саги и сказки Андерсена, сцены из Диккенса и Марка Твена, декламировал Гете и Шиллера, пересказывал юмористику Вудхауза и Ликока и даже пытался объяснять Кьеркегора.
И, прислонившись спиной к витрине, Мотылек принялся с пафосом декламировать какую-то элегическую балладу.
И тот же надтреснутый, посаженный несчетными гимназическими уроками, голос декламирует внимательным юным слушателям польских романтиков, поэтов эпохи рабства Польши и ее восстаний: Словацкого, Красинского, Мицкевича.
Не успел сеньор Сапата повернуться к нам спиной, как он принялся жестикулировать и декламировать на ходу.
Дворянство на вечерах открыто декламирует стихи Плетнева против сближения с Францией и Англией, зачитывается памфлетами против англичан.
Здесь Фихте декламирует песню песней веры в прогресс, которую с начала эпохи Ренессанса сочиняет дух нового времени, живущий достижениями науки и практики.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: deklamirovat’
Задом наперед читается как: ьтаворималкед
Декламировать состоит из 13 букв