что значит оплата по факту получения товара
Как поставщику получать деньги за товар сразу
Обычно одним из условий договора поставки, который заключают между собой поставщик и покупатель, является отсрочка платежа. В зависимости от деталей контракта и отраслевых особенностей оплата производиться не по факту получения товара, а через несколько дней или даже месяцев. Но есть механизм работы, который даже при условии отсрочки платежа позволяет поставщику не ждать своих денег.
Таким механизмом является факторинг. Благодаря ему поставщик может продолжать деятельность. Но выгоду в итоге получают и остальные участники процесса.
О факторинге простыми словами
Факторинг регулируется ст. 43 ГК РФ. Это услуга, которую предоставляют банки и факторинговые компании. Их еще называют факторами.
В рамках услуги поставщик берет деньги за свой товар или работы не от покупателя, а от фактора. То есть в момент, когда покупатель получает товар, но деньги за него еще не заплачены, фактор финансирует поставщика.
Когда наступают сроки оплаты по договору, покупатель отправляет денежные средства не поставщику, а фактору. Таким образом, поставщик уступает право своего долга фактору.
Все стороны, участвующие в факторинге, имеют определенные выгоды от этой финансовой услуги:
Как начать использовать факторинг
Для начала нужно выбрать факторинговую компанию или фактора и договориться с ним об условиях финансирования контракта.
Когда соответствующий договор будет заключен, покупателя следует уведомить о том, что вы перешли на систему факторинга и сотрудничаете с фактором, поэтому по истечению отсрочки оплату нужно перевести по новым реквизитам.
Поставщик получит сумму, которая предусмотрена договором, но за вычетом комиссии за обслуживание, которую взимает фактор.
Почему факторинг, а не кредит?
Каждый выбирает тот инструмент расчета, который ему удобен. Но в пользу факторинга есть несколько доводов.
Совместное исследование агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) и Ассоциации факторинговых компаний (АФК) показывает, что совокупный портфель российского рынка факторинга по итогам 2019 года достиг рекордных сумм — 808 млрд руб. По сравнению с 2018 годов он увеличился на 32 %.
Факторинговый портфель по-прежнему растет быстрее других сегментов финансирования бизнеса, включая кредитование малого и среднего бизнеса и микрокредиты.
Эксперты отмечают устойчивое проникновение факторинга в экономику в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью.
Если схема уже отработана и покупатель уже активно участвовал в подобной схеме, то запуск факторинга у нового поставщика фактически не требует серьезных временных затрат и усилий.
Всё происходит проще, быстрее и выгоднее, чем если бы поставщик обратился в банк за получением очередного кредита.
Факторинг дает возможность наращивать обороты — например, участвовать в новой закупке с большим лимитом. С отсрочкой платежа это не страшно.
Что такое электронный факторинг
Переход компаний на удаленный режим работы отразился на развитии онлайн-сервисов. И факторинг не стал исключением. Сегодня все чаще используется такое понятие, как электронный факторинг. Фактически это электронные площадки для факторинга, которые позволяют всем участникам проводить сделку без личного присутствия, из дома. В результате взаимодействие между поставщиком, фактором и покупателем значительно упрощается.
В электронные сервисы уже «зашиты» готовые сценарии. Они позволяют быстро проверить информацию по сделке и исключить риски мошенничества. Процесс становится прозрачным и достоверным. А в факторинге это очень важный фактор, определяющий высокие требования к документам и участникам.
Недостаточно обратиться к фактору с просьбой «этот покупатель должен мне денег, заплатите мне, а он потом вам отдаст». Фактор должен быть уверен, что:
Инструменты электронных площадок помогают факторам всё проверить и быстро принять решение о финансировании. После того как фактор получил подписанные документы, финансирование осуществляется в течение двух часов.
Как работает электронный факторинг
Площадка позволяют поставщику и покупателю обмениваться первичными документами в электронном виде (товарными накладными, УПД, актами выполненных работ и т.д.).
После того, как документы подписываются с двух сторон, поставщик c помощью электронной площадки выбирает те поставки, которые хочет профинансировать. Из выбранных поставок он формирует реестр, подписывает его электронной подписью и направляет фактору.
Получив реестр, фактор сразу видит, какие поставки включены в него, какие документы предоставлены по конкретным поставкам, кто их подписал и на какую сумму. После анализа фактор подписывает документ и осуществляет финансирование.
Доставка документов производится за несколько секунд, проверка — автоматическая. Если документы подписываются с утра, то уже к вечеру поставщик получает деньги и может осуществлять следующие платежи.
Что гарантирует достоверность электронного факторинга
Электронная площадка устанавливает правила работы для всех сторон — поставщика, покупателя и фактора. Участники присоединяются к единому регламенту взаимодействия, за счет чего отпадает необходимость каждый раз договариваться друг с другом. Такая схема работы значительно сокращает время на сделку.
Оставьте заявку на подключение к Контур.Факторингу. Мы сделаем настройки и сообщим о старте работы на площадке.
Подключение к площадке и подписание единого реестра финансирования фактически означает, что вам нужны денежные средства по конкретным поставкам.
Поскольку участники имеют дело с электронными документами и подписывают их электронной подписью, то фактор имеет возможность проверить все, что ему нужно, в автоматическом режиме.
Еще один важный довод в пользу электронного факторинга — готовые сценарии работы. Поскольку рынок работает давно, то уже освоены варианты применения этого механизма в разных отраслях.
Готовые схемы позволяют быстро запускать нового фактора или поставщика на электронную площадку. Одного-двух дней достаточно на то, чтобы зарегистрироваться, настроить электронный документооборот и начать получать финансирование.
Если к площадке подключается поставщик, то для начала сервис проверяет покупателя-дебитора, с которым он работает, и фактора (если он есть). После этого остается только зарегистрироваться и запустить механизм факторинга.
Динара Марданова, руководитель проекта Контур.Факторинг, СКБ Контур
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как оплачивается поставка, если порядок оплаты не определен договором?
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
ВОПРОС
Договором предусмотрен аванс 50% и 50% после подписания товарно-транспортной накладной. В спецификации есть 5 видов товара с разными сроками поставки. В договоре нет указания, что товары отгружаются единой партией, и нет указания, что оплата 50% идет по каждому виду товара или всей спецификации. Какая есть практика и разъяснения по такой ситуации?
Когда заказчик должен платить оставшиеся 50%, если нет указания об этом в договоре? Когда 50% аванса становится выручкой?
ОТВЕТ
Ответ зависит от того, входят ли указанные товары в один комплект или нет.
Если поставка товаров, входящих в комплект, осуществляется отдельными партиями, оплата осуществляется после отгрузки последней партии из комплекта.
Если это разные товары, не входящие в комплект, то подлежит применению общая норма ГК РФ об оплате товара после поставки каждой партии (вида товара). При этом срок безналичной оплаты в случае, если в договоре он не определен, исчисляется со следующего дня после получения товара и не должен превышать срок банковского перевода.
Аванс становится выручкой, т.е. зачет аванса в качестве выручки происходит пропорционально стоимости отгруженного товара (по ТОРГ-12).
ОБОСНОВАНИЕ
Согласно пункту 1 статьи 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Как установлено пунктом 3 статьи 516 ГК РФ, в случае, когда в договоре поставки предусмотрена поставка товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором.
Поскольку договором предусмотрена поставка товара отдельными партиями, но не установлены конкретные сроки их оплаты, то подлежит применению пункт 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Полученная от покупателя предоплата (аванс) не является доходом в бухгалтерском учете и отражается в составе кредиторской задолженности (абз. 4, 5 п. 3, п. 12 ПБУ 9/99).
Выручка в бухгалтерском учете признается при выполнении условий, установленных п. 12 ПБУ 9/99. Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из этих условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка (абз. 7 п. 12 ПБУ 9/99). Организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия (п. 13 ПБУ 9/99).
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Что необходимо для подтверждения факта отгрузки?
Отправим материал вам на:
ТОРГ-12 с приложением к ней надлежащим образом оформленной доверенности и экспедиторских документов (накладной перевозчика) в совокупности могут служить подтверждением факта отгрузки (поставки) товара.
Обоснование вывода.
Для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132). ТОРГ-12 составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Пунктом 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товара в организациях торговли (утв. письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5), установлено, что накладная подписывается лицами, сдающими и принимающими товар, и заверяется круглой печатью организаций поставщика и покупателя. Согласно пункту 2.1.4 Методических рекомендаций, если товар получает материально ответственное лицо вне склада покупателя, необходимым документом является доверенность (постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.12.2010 № Ф07-10292/2010 по делу № А56-56892/2009).
Для оформления полномочий представителя на получение товара обычно применяются унифицированные формы доверенностей М-2, М-2а (утв. постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а), однако не запрещается и использование доверенности, составленной в свободной форме, соответствующей требованиям ст.ст. 185-187 ГК РФ.
В рассматриваемой ситуации полномочия представителя (перевозчика) подтверждаются доверенностью, выданной ему покупателем сроком на один год. Таким образом, полагаем, обязательства поставщика по передаче товара считаются выполненными.
В ТОРГ-12 вносятся данные о выданной доверенности. Кроме того, ТОРГ-12 содержит реквизиты, заполняемые грузополучателем в момент получения груза, в частности «Груз принял». В письме Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257 указано, что не допускается наличие в унифицированных формах незаполненных реквизитов. Следовательно, экспедитор транспортной организации, имеющий доверенность от покупателя на получение товара, должен поставить свою подпись на ТОРГ-12.
Исходя из арбитражной практики, товарные накладные, которые содержат обязательные для заполнения реквизиты, являются доказательством принятия продукции покупателем (см. постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2009 № 17АП-4209/09, ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2007 № А56-14097/2006). Отсутствие подписи конечного получателя (покупателя) товара или его уполномоченного представителя на ТОРГ-12 в спорной ситуации может привести к недоказанности факта поставки и получения товаров покупателем (например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 № 09АП-18236/2010, от 29.03.2010 № 09АП-4045/2010, Второго арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 № 02АП-414/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.10.2010 № А75-2103/2010, ФАС Уральского округа от 27.03.2008 № Ф09-1944/08-С5).
С точки зрения налогового законодательства ТОРГ-12 является документом, подтверждающим переход права собственности на товар (передачу товаров) в случае перехода права собственности в момент передачи (приложение № 6 к письму Федеральной налоговой службы от 21.08.2009 № ШС-22-3/660). В свою очередь, в письме Минфина России от 25.06.2007 № 03-03-06/1/392 указывается, что товарная накладная ТОРГ-12 является первичным учетным документом, подтверждающим осуществление затрат. Таким образом, в большей степени риски в данном случае несет покупатель.
Вместе с тем пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ устанавливает, что при реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров.
Из анализа арбитражной практики следует, что при отсутствии заполненных реквизитов ТОРГ-12 со стороны получателя (покупателя) товара, в том числе перевозчиком, организация несет определённые риски возникновения споров с покупателем. Не исключены претензии и со стороны налоговых органов.
Таким образом, по нашему мнению, подтверждением факта отгрузки (поставки) товара в совокупности могут служить ТОРГ-12 с приложением к ней надлежащим образом оформленной доверенности и экспедиторских документов (накладной перевозчика). Вместе с тем стоит принять дополнительные меры для подтверждения факта получения товара покупателем (например, составить акт сверки расчетов).
Что значит оплата по факту получения товара
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Законно ли условие в договоре, который заключен в целях исполнения государственного контракта, о том, что: «Покупатель осуществляет оплату в течение 30 (тридцати) дней по факту поставки товара и подписания товарной накладной (ТОРГ-12) или иного универсального передаточного документа в соответствии с действующим законодательством при представлении оригиналов счета, счетов-фактур, а также доведения до покупателя соответствующих денежных средств государственным заказчиком»?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Доказательство оплаты по договору купли-продажи
В договоре купли-продажи недвижимости прописано, что расчет производится в день подписания договора. Подписали, рассчитались, на следующий день сдали договор на регистрацию, дважды продавец доносил документы, зарегистрировали. Через два года продавец подал в суд с требованием оплаты. Оплата была произведена наличными, без расписки. Как доказать факт оплаты?
Согласно п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (ст. 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.
Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Согласно п. 2 ст. 408 ГК РФ кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части.
В названной сделке купли-продажи недвижимости продавец является кредитором (он передает имущество за плату), а покупатель – должником (он обязан оплатить полученное имущество). Исполнение кредитором своего обязательства передать имущество подтверждается передаточным актом, а исполнение должником своего обязательства оплатить полученное имущество подтверждается распиской, выданной кредитором, подтверждающей получение денег.
Если в договоре содержится условие, что «расчет производится до подписания договора» («расчет производится в момент подписания договора»), это означает, что сам договор является распиской, т.е. сторона (продавец, кредитор), которая должна была получить деньги, не подписала бы договор пока не получила бы причитающуюся сумму. А поскольку договор подписан обеими сторонами, то это означает, что покупатель расплатился с продавцом, а обязательство по оплате имущества прекращено исполнением.