что значит осмотреться в отсеках
Осмотреться в отсеках
…Недавно я пересматривал хранящуюся у меня подборку старых журналов: порою в них можно найти очень интересные, хотя и забытые, мысли. Вот и сейчас: в журнале «Америка» за 1992 год я отыскал интервью Иосифа Бродского. Вы знаете, для определённой части наших деятелей культуры Бродский есть высший авторитет… Что же говорил этот человек в начале ельцинской эпохи, через четыре месяца после развала СССР? Буквально следующее: «…но я думаю, что в этом отношении, в отношении изящной словесности, в ХХ веке между Россией и Соединёнными Штатами существует определённый паритет, равенство».
Вот как сказано! Уж если даже Бродский, человек глубоко чуждый, если не враждебный России, соглашался признать хотя бы «паритет» между русской и американской литературой, значит, можно сделать вывод о нашем несомненном превосходстве!
Да, даже в советские времена русская литература продолжала оставаться духовной опорой нации, продолжала нести в народ разумные, добрые, вечные начала.
2015 год объявлен Годом литературы. Это прекрасно! И мне кажется, что прежде всего в наступившем году мы должны решительно отказаться от той мысли, что была внушена обществу в начале эпохи реформ, — мысли, будто никакой русской литературы в советское время не было вообще.
Классическая русская словесность жила борьбой добра со злом. Она поднимала народ на эту борьбу — за правду против лжи, за любовь к людям против человеконенавистничества. В XIX веке, когда в России тоже не было многопартийной системы, именно литература служила оппозицией власти: писатель смело указывал правящей верхушке на все отступления от Правды и Добра. И власть не могла не прислушиваться к голосу духовных вождей народа. Тогда литература выступала плечом к плечу с Православной Церковью.
Когда же в стране произошёл переворот, к власти пришли большевики и Церковь подверглась гонениям, новые власти очень скоро убедились, что воспитывать народ с помощью одних только лозунгов и газетных статей невозможно. И литература вновь заняла подобающее место, вновь встала на борьбу со злом. Правда, теперь вместо добра и зла стали говорить о том, что хорошо и что плохо. Помните Маяковского? «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Это, конечно, детский стишок, но он отражает главное направление советской литературы: советские писатели вновь, как и их предшественники в XIX веке, объясняли народу, где правда, а где ложь, где верный путь, а где тупик. И вновь писатель стал духовной, творческой оппозицией власти: его голос мог серьёзно повлиять на политику страны. Вспомните выступления Валентина Распутина, Василия Белова и десятков других наших литераторов: их голос слушали, по их словам власти могли отказаться от таких вредных проектов, как, например, поворот северных рек…
Но вот наступило время перемен. Вся советская литература была объявлена фикцией, иллюзией, идеологическим фантомом. При этом было сделано всё, чтобы новая литература не смогла развиться, не сумела бы пробиться к читателю. Писателям был закрыт ход на радио и телевидение, их произведения издавались минимальными тиражами, их творчество не освещалось в прессе. Было сделано всё, чтобы лишить народ традиционного духовного водительства. Более того: это водительство отдали прозападным силам, которые начали навязывать народу чуждые идеалы, губительные как для личности, так и для общества. Не буду сейчас говорить о всех сторонах этого явления, скажу только об одном: советская литература прославляла человеческий труд — производительный, творческий. Кто сейчас хоть словом говорит о благотворной роли труда?
Недавно я гостил в Белоруссии. Стояло лето, время жатвы, — и каждый вечер по радио, по телевидению выступал президент Лукашенко, рассказывая народу, как идёт сбор урожая. Мне это чрезвычайно понравилось! Вот о чём надо говорить: не о преступлениях, не о стихийных бедствиях, не о бездарных и пошлых «звёздах эстрады», а о труде человеческом, труде, который всех нас кормит. Надо признать: в Белоруссии идеологическая работа поставлена хорошо — чего, увы, не скажешь о России.
Наоборот: нашу молодёжь всячески убеждают, что «умение жить» — это способность жить не трудясь. Нужно-де искать шальные деньги: выигрывать в азартных играх, участвовать в биржевых спекуляциях, мошенничестве или даже прямом воровстве.
Такую идею и прямо и косвенно поддерживает наша современная беллетристика, ориентированная на западные ценности. Более того, теперь принято считать, что и писательский труд для литератора не нужен, ни к чему поэту знать творения его славных предшественников. Зачем утруждать себя чтением классики? Наоборот, чем меньше ты её знаешь, тем скорее прослывёшь оригинальным, современным творцом. Зачем учить русский язык с его сложнейшими правилами? Пиши с грубыми ошибками, вовсе не ставь знаки препинания — и тебя назовут смелым автором, презирающим условности. К слову сказать, мне часто приходится сталкиваться с творениями таких «новаторов», и могу уверить вас: за их «экспериментами» не стоит ничего, кроме безграмотности, скудного духовного багажа и безмерного самомнения и гордыни. Что такое современный поэт? Это человек, пишущий для своего узкого круга. О чём он пишет? Он выражает чувства, свойственные психопату, неврастенику, наркоману. Причём очень неграмотно выражает, не знает основ стихосложения, не знает, что такое литературный стиль и что такое правила грамматики.
То же можно сказать и о тех прозападных литераторах, которых сейчас пытаются представить как единственный авторитет в мире русской словесности. Я имею в виду Дмитрия Быкова, Людмилу Улицкую и иже с ними. Эти люди в своё время были выдвинуты на передний план деструктивными силами, разрушившими Советский Союз, и ныне поддерживаются нашей пятой и шестой колоннами. Такая литература основывается уже не на противопоставлении добра и зла, правды и лжи, хорошего и дурного, но на противопоставлении выгодного и невыгодного, приятного и неприятного! Она живёт ценностями мира потребления и всё, что выше того, не желает замечать.
Ныне и писательское творчество направлено на вышибание денег. Ко мне приходит молодой человек и хвастается: «Мою книгу купили через Интернет 50 человек!» Я спрашиваю его: «А в серьёзных литературных журналах вы публиковались?» — «Нет…» Что это значит? Это значит, что его книга не прошла должной оценки специалистов, знатоков, тех, кто понимает толк в писательском деле. Этот автор на первое место ставит не профессиональный уровень, не то, что его высоко оценили мастера, а только прибыль, только деньги. Бывает и такое: приходит ко мне молодой человек и спрашивает, как ему зарегистрировать авторские права на свой сборник стихов. Я, полистав этот сборник, говорю: «А с чего вы решили, что можете говорить о своём авторском праве? Вот это вы у Пушкина украли, это — у Есенина, это — у Блока… Это плагиат, а вашего-то тут ничего нет!»
Таковы результаты войны с советской литературой, которая, как сейчас выясняется, была всё той же великой русской литературой, что и в XIX веке, развивалась по тем же духовным принципам, шла по тому же пути народной правды.
…Сейчас много — и справедливо! — говорят о необходимости крепить экономическую безопасность страны, создавать её продовольственную безопасность. Это верно, но нельзя забывать и о духовной безопасности, способности выстоять в идеологической войне — страшнейшей, наиболее разрушительной войне современности. И эту безопасность может обезпечить России только развитая национальная культура, важнейшей частью которой является словесность. Потому что русского человека победить можно только изнутри. Внешний враг нас никогда не одолеет! Но душу русскую надо беречь, и за её целостность должна отвечать литература.
Когда говорят о сегодняшнем дне России, мне вспоминаются слова из лермонтовского «Бородина»: «Мы долго молча отступали. Досадно было. Боя ждали». И вот этот бой грянул, и первая его победа — возвращение Крыма. Верю, что будут и другие победы. Мы можем сделать рывок, объединившись вокруг президента. Пришёл человек, на которого можно опереться. Знаете, у подводников есть такая команда: «Осмотреться в отсеках!» Это значит внимательно осмотреть свой отсек: нет ли где течи, неисправности, недоделок. Осмотрелись? Ликвидировали неполадки? Теперь лодка может идти полным ходом вперёд. Мне кажется, что сейчас по всей России звучит: «Осмотреться в отсеках!» — и мы, каждый на своём месте, должны увидеть наши прорехи, поломки, недостатки, чтобы страна продолжила свой исконный русский путь к правде Божией. А литература — настоящая русская литература — будет служить крепким посохом на этом пути.
Борис ОРЛОВ, председатель СПб отделения Союза писателей России
Редакция газеты «Православный Санкт-Петербург» и СПб отделение Союза писателей России поздравляет Бориса Александровича Орлова с круглой датой. 7 марта ему исполняется 60 лет. Многая и благая лета!
Долг и привилегия командира подводной лодки
Командир дизельной ракетной подводной лодки К-96 Балтийского флота капитан 1 ранга Семен Шкабара, отдав команду, остался на мостике один.
Таковы долг и привилегия командира-подводника. После всплытия он первым поднимается на ходовой мостик, чтобы оценить визуально надводную обстановку. И ему же по праву принадлежит первый глоток соленого морского воздуха, а коль курит, то и долгожданная затяжка. А перед погружением командир спускается вниз последним после того, как убедится, что кроме него, ни в надстройке, ни на верхней палубе уже никого не осталось.
Окинув взглядом ракетоносец от носа до кормы, капитан 1 ранга во всю силу легких несколько раз прокричал: «Всем вниз! Погружаемся!»
В свою очередь я напомнил Семену Семеновичу случай, который произошел в дивизии дизельных ракетных подводных лодок Северного флота, в которой до ее передислокации на Балтику (г. Лиепая, Латвия) Шкабара служил старпомом на К-93.
Шкабара, посмеявшись, покачал головой: слышал, мол, краем уха, но это было до моего назначения в дивизию.
Тест на проверку глубиной
Человеку неискушенному подводная лодка может показаться монолитом, недоступным для проникновения воды извне. Подводники же расстаются с этим идиллическим взглядом с первых дней службы на лодке, когда приступают к изучению ее устройства.
Прочный корпус субмарины на поверку во многих местах пронизан забортными отверстиями, обеспечивающими работу многочисленных систем. И во время глубоководного погружения все они, что называется, поштучно, становятся объектами пристального контроля со стороны членов экипажа.
Подготовка к встрече с околопредельными для этого проекта глубинами началась еще у пирса, когда в отсеках задраенной лодки до минимальных значений понижалось атмосферное давление, чтобы проверить корпус на герметичность. На борту К-96 работали также специалисты поисково-спасательной службы флота. Они проверяли аварийные системы подачи воздуха и установления аварийной связи с водолазом, продувания цистерн главного балласта и вентилирования отсеков со спасательного судна, индивидуальные средства спасения, аварийные запасы пищи. Одновременно с К-96 к выходу в море готовилась еще одна субмарина. В точке глубоководного погружения она должна будет поддерживать с лодкой капитана 1 ранга Шкабары звукоподводную связь, при которой оба корабля используют свои гидроакустические станции и азбуку Морзе.
Матросский глубиномер
И тут рабочую тишину отсеков нарушили гулкие ритмичные удары, передающиеся по корпусу лодки, как звуки в деке контрабаса. Командир приказал застопорить электромоторы и яростным полушепотом скомандовал по переговорному устройству: «Осмотреться в отсеках! Определить источник шума и доложить!» Старшины отсеков один за другим начали сдавленными голосами заговорщиков докладывать в центральный пост: «Первый отсек осмотрен. Замечаний нет. Второй отсек осмотрен. Замечаний нет». Но удары продолжали резонировать в корпусе лодки. Этот «барабанный бой» могли засечь акустики противолодочных сил, которые слышат даже «шорох», издаваемый большими косяками рыб. И тут смущенно прошелестел доклад из четвертого отсека, в котором на 613 проекте располагался камбуз: «Товарищ командир, это кок, старший матрос Калинджан, мослы на борщ рубит. » После успешной торпедной атаки командир с аппетитом отведал калинджановского борща, предварительно в шутку пугнув кока, что в следующий раз прикажет им зарядить торпедный аппарат.
Он был посмертно награжден орденом Красной Звезды, о нем напоминает памятник в Балаклаве.
Компетентная комиссия из Москвы пришла к выводу, что причиной возгорания стали конструктивное несовершенство новой торпеды «53-57», неквалифицированная подготовка изделия на береговой минно-торпедной базе перед его погрузкой на лодку и другие обстоятельства, не зависящие от командира «эски». Отдельно было подчеркнуто: «Только решительные и грамотные действия командира ПЛ, отработанность и слаженность экипажа не позволили разрастись аварии в катастрофу».
«Лодка диким давлением сжата…»
И вот спустя двадцать лет мне представилась возможность испытать на борту К-93 полузабытые ощущения от глубоководного погружения. Эхом следуют друг за дружкой команды Шкабары:
— Погружаемся на глубину 30 метров! Осматриваться в отсеках!
Инженеры подсчитали, что на этой глубине отверстие диаметром 100 миллиметров за одну минуту может «хлебнуть» до 10 тонн воды. Но из отсеков поступали доклады о штатной работе всех механизмов, гребных электродвигателей и о готовности водоотливных средств. В центральном посту на системах аварийного продувания и воздуха высокого давления несли вахту старшина команды трюмных мичман Николай Хрящев, имевший классную квалификацию мастера, и командир отделения трюмных специалист 1-го класса старшина второй статьи Петр Бряхне. Они находились в нескольких шагах от командира, но мичману Хрящеву дано право в чрезвычайных ситуациях продуть цистерны главного балласта, не дожидаясь команды.
Вот, наконец, лодка достигла заданной глубины в 180 метров. Подводный крейсер К-93 ранее погружался и на несколько десятков метров ниже, но на том выходе задача считалась выполненной, под килем субмарины проведена незримая красная черта. Крейсер начал восхождение наверх…
Плавание подводной лодки в подводном положении
ГЛАВА 2. ПОХОД И ПРЕБЫВАНИЕ КОРАБЛЯ В МОРЕ
4. ПЛАВАНИЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ В ПОДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Кто задает команду
а) погружение вывеска и дифферентовка подводной лодки
«По местам стоять, к погружению»
Командир подводной лодки
Вахтенные отсеков осушают трюмы, выгородки, продувают баллоны гальюнов. С разрешения вахтенного офицера вентилируются подводная лодка и аккумуляторная батарея
«Все вниз. Приготовиться к
погружению»
«Отвалить
горизонтальные рули»
Отваливаются горизонтальные рули
»Задраен верхний рубочный люк»
Передается по трансляции. Перед задраиванием верхнего рубочного люка командир лично осматривает ограждение выдвижных устройств и трижды оповещает о погружении. Герметизируются отсеки, система вентиляции переводится по замкнутому циклу. Передвижение личного состава по лодке прекращается, КП и БП переходят на таблицы подводного хода. Командир электромеханической бое
»Принять главный балласт, кроме средней»
открытии (закрытии) кингстонов, аварийных захлопок (вторых запоров) и клапанов вентиляции с последующим докладом командиру подводной лодки о приеме балласта.
»Открыть (закрыть) аварийные захлопки (вторые запоры)»
В отсеках наблюдают за открытием (закрытием) аварийных захлопок. В случае их несрабатывания выполняют действия и докладывают согласно инструкциям
«Открыть (закрыть) кингстоны цистерн главного балласта, кроме средней»
Открываются (закрываются) кингстоны цистерн главного балласта. В отсеках наблюдают за открытием (закрытием) кингстонов. В случае несрабатывания гидравлики производят действия и докладывают в центральный пост согласно инструкциям
«Открыть (закрыть) клапаны вентиляции цистерн главного балласта, кроме средней»
Открываются (закрываются) клапаны вентиляции цистерн главного балласта. В отсеках наблюдают за открытием (закрытием) клапанов вентиляции. В случае несрабатывания гидравлики производят действия и докладывают в центральный пост согласно инструкциям
«Осмотреться в отсеках. Глубина метров»
Командир подводной лодки, вахтенный офицер
Подается по заполнении цистерн главного балласта, кроме средней группы, и по мере надобности во время пребывания под водой. Производится осмотр трюмов, выгородок, отсеков и проверяется герметичность последних. Докладывается (по порядку от концеаых отсеков) по форме: отсек осмотрен. Замечаний нет» или отсек осмотрен. Пропускает сальник» и т. п.
«Провентилировать главную осушительную магистраль и торпедные аппараты»
Производятся действия согласно инструкции
«Заполнить среднюю (заполнять/среднюю порциями)»
Командир подводной лодки
«Открыть (закрыть) кингстон (ы) средней»
Открывается (закрывается) кингстон (ы) средней. В случае несрабатывания гидравлики кингстон (ы) открывают (закрывают) вручную
«Открыть (закрыть) клапаны вентиляции средней»
Открываются (закрываются) клапаны вентиляции средней группы
«Погружаться на глубину метров с дифферентом градусов на нос (без дифферента)»
Командир подводной лодки
Старшина команды рулевых сигнальщиков докладывает об отваливании горизонтальных рулей, дублирует команду и погружается на заданную глубину
«Погружаемся на глубину метров. Осматриваться в отсеках».
Оповещаются отсеки по внутрикорабельным средствам связи. Личный состав осматривает отсеки докладывают об изменении глубины погружения.. Из концевых отсеков докладывают об изменении глубины погружения через каждые10 метров
«Осмотреться в отсеках»
. Недавно я пересматривал хранящуюся у меня подборку старых журналов: порою в них можно найти очень интересные, хотя и забытые, мысли. Вот и сейчас: в журнале «Америка» за 1992 год я отыскал интервью Иосифа Бродского. Вы знаете, для определённой части наших деятелей культуры Бродский есть высший авторитет. Что же говорил этот человек в начале ельцинской эпохи, через четыре месяца после развала СССР? Буквально следующее: «. но я думаю, что в этом отношении, в отношении изящной словесности, в ХХ веке между Россией и Соединёнными Штатами существует определённый паритет, равенство».
Вот как сказано! Уж если даже Бродский, человек глубоко чуждый, если не враждебный России, соглашался признать хотя бы «паритет» между русской и американской литературой, значит, можно сделать вывод о нашем несомненном превосходстве!
Да, даже в советские времена русская литература продолжала оставаться духовной опорой нации, продолжала нести в народ разумные, добрые, вечные начала.
Когда же в стране произошёл переворот, к власти пришли большевики и Церковь подверглась гонениям, новые власти очень скоро убедились, что воспитывать народ с помощью одних только лозунгов и газетных статей невозможно. И литература вновь заняла подобающее место, вновь встала на борьбу со злом. Правда, теперь вместо добра и зла стали говорить о том, что хорошо и что плохо. Помните Маяковского? «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Это, конечно, детский стишок, но он отражает главное направление советской литературы: советские писатели вновь, как и их предшественники в XIX веке, объясняли народу, где правда, а где ложь, где верный путь, а где тупик. И вновь писатель стал духовной, творческой оппозицией власти: его голос мог серьёзно повлиять на политику страны. Вспомните выступления Валентина Распутина, Василия Белова и десятков других наших литераторов: их голос слушали, по их словам власти могли отказаться от таких вредных проектов, как, например, поворот северных рек.
То же можно сказать и о тех прозападных литераторах, которых сейчас пытаются представить как единственный авторитет в мире русской словесности. Я имею в виду Дмитрия Быкова, Людмилу Улицкую и иже с ними. Эти люди в своё время были выдвинуты на передний план деструктивными силами, разрушившими Советский Союз, и ныне поддерживаются нашей пятой и шестой колоннами. Такая литература основывается уже не на противопоставлении добра и зла, правды и лжи, хорошего и дурного, но на противопоставлении выгодного и невыгодного, приятного и неприятного! Она живёт ценностями мира потребления и всё, что выше того, не желает замечать.
Таковы результаты войны с советской литературой, которая, как сейчас выясняется, была всё той же великой русской литературой, что и в XIX веке, развивалась по тем же духовным принципам, шла по тому же пути народной правды.
Борис ОРЛОВ, председатель СПб отделения Союза писателей России
Что значит осмотреться в отсеках
АНОНС | |
PRo Погоду | |
Сотрудничество | |
|
Время и Судьбы | |
»Ханхикиви-1»: отчет о ходе выполнения работ | [07/12/2021] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|