что значит отдать кесарю кесарево
Что значит фраза «Кесарю кесарево, а Богу Богово»
Констатирующее «Кесарю кесарево, а Богу Богово» в повседневной жизни звучит не так уж часто. Обычно его заменяют другим – «Каждому своё», и при этом не всегда правильно интерпретируют.
О значении фразеологизма «Кесарю кесарево, а Богу Богово»
Оригинальное выражение «Кесарево кесарю, а Божие Богу» относится к разряду тех фраз, происхождение которых уходит в глубину даже не веков, а тысячелетий. Когда-то оно стало ответом на вопрос, ценой которого была жизнь. Этот широко известный евангельский эпизод с динарием кесаря отражен сразу в трёх книгах Евангелия: от Марка, от Луки и от Матфея и имеет отношение ко времени проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.
В это время иудейский народ, считавший себя богоизбранным, был до крайности уязвлен даже не самим фактом порабощения, а именно тем, что приходится платить подати обожествляемому императору-язычнику, культ которого являлся государственной обязанностью во всех покоренных провинциях, кроме Иудеи, которой ввиду её «странных» верований в одного бога римляне и так сделали уступку, потребовав лишь деньги без признания богом еще и кесаря.
Однако Иисус попросил принести монету, римский динарий, на котором был размещен портрет императора, и указав на него, предложил каждому воздать должное: кесарю – кесарево, то есть деньги, а Богу – божие, то есть духовные и нравственные ценности. Ответ был не только неожиданным, но и очень остроумным, так как, по понятиям того времени, владельцем монеты являлся изображенный на ней император, соответственно, Иисус и предложил отдавать именно ему и принадлежащее, чем привел в замешательство спрашивающих.
На латыни данное выражение звучит как Quae sunt Caesaris Caesari et quae sunt Dei Deo.
Как понимают эти слова в совеременности
Мудрые слова Иисуса вдохновляли художников, Тициана и Тиссо, на создание полотен, посвященных этому событию. Размышлениям о христианской свободе в обществе посвящена и вставная глава-притча «Великий инквизитор» романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского.
Впоследствии эта фраза стала обоснованием разделения отношений церкви и государства. Для потомков же стоило бы сделать выводы из данного эпизода о том, что вера не определяется поставленными в церкви свечками или, как в данном случае, уплаченными налогами, она является отражением жизни духовной.
Любопытный факт. Использование фразы «Кесарю кесарево, а Богу Богово» в смысле «каждому своё» не совсем верно, так как последнее печально известное выражение первоначально имело значение «каждому по его заслугам», что совсем неидентично первому.
Толкование на От Матфея 22:21
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 22:21 / Мф 22:21
Иннокентий (Борисов) (1800−1857)
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Ответ этот удивил всех, потому что сотворен был, так сказать, из ничего. Сами книжники должны были признаться, что это сказано весьма обдуманно и благоразумно. Господь не обратил, по-видимому, никакого внимания на основание вопроса — на права кесаря в отношении иудеев и, вопреки желанию фарисеев, не сказал об этих правах ни слова; но они — явно — и не спрашивали о том. То, напротив, о чем спрашивалось, то есть должно ли давать подати кесарю, не противоречат ли они совести и религии, разрешено так ясно и удовлетворительно, так сходно с нравами народа (житель Востока любит краткие положительные ответы и не терпит отвлеченных рассуждений), даже с правилами тогдашней учености иудейской (у раввинских правоведов издревле принято было за непреложную истину: чья монета, того и царство), что фарисеям ничего не оставалось более делать, как только замолчать и удалиться.
Источник: Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Божия Богови. Что значит здесь: Божие? Как воздавать Божие Богу? Чтобы разуметь сие согласно с духом Божественнаго Учителя, надобно к сему придти по Его направлению.
Смотря на монету, сказал Он: воздадите Кесарева Кесареви, и Божия Богови. Что здесь было Кесарево, сказано предварительно: это Кесарев образ и надписание. А что Божие? — Остается золото. Кесарь дал монете свой образ и надписание: а золото ея сотворил Бог: почему и глаголет Он у Пророка, Мое сребро и Мое злато. Или, может быть, Христос Спаситель имел в мыслях, кроме монеты Римской, находившейся пред глазами Его, другую монету, Еврейскую, — сикль, платимый Иудеями в пользу храма Иерусалимскаго, и таким образом усвояемый Богу. Как бы то ни было, отдать Кесарево Кесарю, конечно, не значит снять с монеты и отдать Кесарю Его образ и надписание; ибо это не в природе вещей. Следственно изречение Господне необходимо принять в значении не столько буквальном, сколько созерцательном и более обширном.
Итак воздавать Кесарева Кесареви, значит за благодетельныя для подданных действия Царской власти воздавать неуклонным исполнением соответственных оным верноподданнических обязанностей.
Если так обширно по справедливости должно быть значение правила: воздадите Кесарева Кесареви, — что скажем о значении другаго правила: Божия Богови? Не трудно усмотреть, что значение сего должно быть еще обширнее, поколику власть Божия выше и обширнее власти Кесаря.
Не образ только вещей, или какое нибудь положенное на них знамение есть Божие: Божие есть все от глубокой сущности существ до видимаго их явления; все Божие, по праву сотворения, по праву сохранения, по праву управления, ко благу всех творений Божиих, и преимущественно ко благу и блаженству человека. Посему полон силы, и никаким изъятием не может быть ослаблен вопрос Апостола: что имаши, его же неси приял? А за сим необходимо следует равносильный вопрос: что же имеешь ты, что не был бы ты обязан воздать вседаровавшему Богу, в чем бы ты мог отказать Богу?
Источник: Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Императора Николая Павловича. 1852 г.
Исидор Пелусиот (350/60−435/40)
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Если вселившимся в нас нерадением привнесено что-либо свойственное веществу, а также ведущее к заблуждению или служащее обольстительным кумиром, Господу угодно, чтобы все это повергнуто было нами виновнику и содетелю зла. А если есть в нас какое-либо назнаменование добродетели, какой-либо признак честности, какой-либо знак трезвенности и осторожности, то должны мы думать и быть уверенными, что это Божий дар, и Богу воздавать достойную хвалу. Об этом-то и говорит Господь: воздадите Кесарева Кесареви, и Божия Богови.
Источник: Письма. Книга I.
Исаак Сирин (
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Ибо не безмолвствующим, но вне безмолвия живущим сказано: …воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови, то есть каждому свое, что ближнего, то ближнему, и что Божие, то Богу. Тем, которые живут в ангельском чине, то есть имеют попечение о душе, не заповедано благоугождать Богу чем-либо житейским, то есть заботиться о рукоделии или брать у одного и подавать другому. Поэтому иноку не должно иметь попечения ни о чем таком, что колеблет и низводит ум его от предстояния лицу Божию.
Серафим Саровский
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Надобно идти средним путем, не уклонятися ни на десно, ни на шуе (Притч. 4:27) и давать духу духовное, телу — телесное, для поддержания временной жизни потребное. Но не должно также и жизни общественной отказывать в том, что она законно требует от нас, по словам Священного Писания: Воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови.
Иероним Стридонский (
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Под кесарем не будем видеть указания на [кесаря] Августа, а на его пасынка Тиверия, его преемника на престоле, при котором пострадал Господь. А все римские государи (reges) от первого Каия кесаря, который захватил императорскую власть, назывались кесари [или: называются]. Затем, под Его словами: отдайте кесарево кесарю, мы должны понимать денежную подать, деньги, а Божие — Богу [указывают] на десятины от первых плодов, приношения и жертвы. И сам Он подобным образом заплатил подать за себя и за Петра (Мф. 17), и Божие воздавал Богу, исполняя волю Отца (Ин. 6:38).
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
(Мк. 12:17; Лк. 20:25). Смысл ответа: служение кесарю не препятствует истинному служению Господу Богу.
Живое Предание
Смысл выражения «кесарю кесарево, а Богу Божье»
Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге
Очередной ролик протоиерея Димитрия Сизоненко из цикла «Крылатые выражения из Библии».
Сегодня мы с вами поговорим о выражении «кесарю кесарево, а Богу Божье». Оно очень часто используется в нашем языке. Это излюбленный сюжет в религиозной живописи.
Мы знаем, что оно происходит из Евангелия, когда в Храме к Иисусу подходят фарисеи с вопросом «дозволительно ли платить дань кесарю?». Поэтому в ответе содержится образ того, что есть какие-то деньги, которые нужно вернуть их господину. Вопрос состоит в том, что кому принадлежит. Что принадлежит кесарю, и, поэтому по логике вещей нужно ему вернуть, а что принадлежит Богу.
Действительно, этот греческий глагол означает «вернуть то, что принадлежит, устранить задолженность», поэтому это не совсем то, что мы называем «отдавать» в смысле отрывать от себя то, что принадлежит тебе. Это действительно «возврат» денег, которые попали в руки нынешнего обладателя посредством ссуды, кражи или другим образом, и должны быть возвращены законному владельцу.
Но с налогами происходит совершенно иначе. Мы не «возвращаем» налоги государству, мы добровольно отдаем то, что действительно принадлежит нам, для того, чтобы участвовать в каких-то общих расходах. Мы вносим свою лепту в общий фонд, при этом используя то, что по праву принадлежит только нам.
И именно об этом говорит Христос. Он не задает вопроса, кому принадлежит эта монета, потому что то, что там изображение кесаря, не доказывает, что монета принадлежит ему, точно так же как мы пользуемся деньгами, на которых изображены разные предметы, разные лица, но они все равно принадлежат нам. Вопрос Христа не в том, кому принадлежит, а в том, откуда эта монета. Поэтому рассуждение гораздо глубже и там есть свои удивительные нюансы. Речь идет не просто о какой-то реституции, Христос скорее приглашает своих собеседников поразмышлять о происхождении вещей и понять, что существуют совершенно разные уровни отношений. Одно дело — наши отношения с кесарем, с земными властями, и совсем другое — наши отношения с Богом. Необходимо признать, что эти отношения имеют совершенно разную природу. В любом случае свои обязательства всегда нужно исполнять без обмана.
Итак, что касается слова «воздать», то если мы понимаем его по горизонтали, можно представить себе такую ситуацию: мы раскладываем на столе всю добычу, а потом делим по кучкам: это принадлежит ему, это принадлежит другому, это принадлежит третьему, и то, что принадлежит одному, не может принадлежать другому. Но в жизни если есть какая-то вертикаль, она складывается немного иначе.
Могу привести пример: однажды я оказался свидетелем разговора, который происходил между православным монахом и молодым мусульманином-арабом на Святой земле. Этот симпатичный молодой человек, увидев человека в монашеской одежде, заинтересовался его образом жизни. И по ходу разговора выяснилось, что монах не просто исполняет свои религиозные обязанности, что он человек благочестивый, посвятивший себя Богу, но и что у него нет жены. И мусульманин удивился, сказав: «Действительно, Богу надо отдавать то, что Божье, но то, что для тебя — нужно оставлять себе, и именно поэтому я женат, у меня три жены, и это мое, зачем же ты Богу отдаешь то, что принадлежит тебе?» На что монах остроумно ответил: «Для нас всё исходит от Бога, и поэтому всё принадлежит Ему».
Итак, Христос говорит «покажи Мне эту монету» для того, чтобы мы задумывались, откуда берутся вещи. Фарисеи спрашивают о налоге, который требуют римляне. И действительно, некоторые бойцы еврейского сопротивления с возмущением отказываются платить налоги, потому что они в принципе считают власть римлян незаконной. Но теперь, фарисеи, если вы считаете эту власть законной, и, тем более, если в ваших руках оказалась эта монета, значит, вы ей пользуетесь, значит, вы не только принимаете политическую власть римлян, но и экономическую тоже, и, может быть, даже какую-то гражданскую власть. Зачем же вы лицемерите?
И то, куда нас зовет Христос, то, о чем Он просит нас задуматься, выводит нас в совершенно другие сферы и плоскости нашей жизни. Во-первых, конечно, точно так же, как на монете вытиснен профиль кесаря, Христос заставляет задуматься, что есть другие монеты, на которых тоже запечатлен чей-то образ. И здесь, конечно, я не смогу превзойти красноречие Блаженного Августина, он прекрасно объясняет, что и кто есть тот динарий, который несет на себе печать, образ Бога, и который по-настоящему должен быть возвращен Ему, он исходит свыше и всецело принадлежит Ему.
Но через эту историю Христос также пророчествует и о Своей судьбе, потому что Он и есть та монета, Сын Божий, и, более того, его собеседники уже приняли решение о том, что Ему должен быть вынесен смертный приговор, и им нужен лишь любой удобный случай, в том числе и этот вопрос не является по-настоящему вопросом.
Это провокация с целью создать повод, чтобы Христа передать во власть римлян и предать Его суду, где будет вынесен смертный приговор.
Но если этот вопрос вывернуть в какое-то подлинное русло и увидеть за этим простор для размышления, то задумайтесь, что в вашей жизни по-настоящему принадлежит Богу и что вы должны Ему вернуть, а что принадлежит стихиям века, и как вы хотите выстраивать с ними товарно-денежные отношения.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Кесарево кесарю, а Божие Богу
Размышления на гражданское новолетие
Господь уготовал нам жить в такой век, когда информация обрушивается на нас почти в любом месте. Дома ли мы или гостим у кого-то, на работе ли с сослуживцами, или просто идем по улице, с домочадцами ли пребываем или направляемся в храм – и там, если и не на богослужении, то после него новости разного свойства всенепременно нас подстерегают. А уж если включить телевизор или радио – то уж куда деваться-то… тут же обрушатся на нас с преизбыточной своей полнотой. Может быть, не так в монастырях, что далеко от городов, но тут мне затруднительно что-либо с уверенностью сказать, потому как мирянин.
Вот и ныне – грядет гражданский Новый год, и от новости сей затвориться мы не в силах. А надо ли? И если надо, то насколько, чтобы если не получить пользу, то по крайней мере не повредить себе и ближним?
Проявить смирение и разумение
Прежде всего, надо нам осознать, что по сути своей гражданский Новый год, как дата календаря, не несет в себе никакого языческого или богоборческого подтекста. Я говорю о дне сегодняшнем, а не о той цели, с которой вводился новый календарь в России. Надо исходить из того, что значительно больше половины наших сограждан, даже из числа тех, кто называет себя православными, являются людьми нерелигиозными. Они обмирщены и видят в этом дне возможность либо собраться за столом, либо, нарушив привычный распорядок жизни, отправиться ночью на каток, или гулять по городу, или в гости к ближним – встряхнуться, забыть накопившееся раздражение за весь рабочий год и разрядиться так, как они это умеют. Не стоит сейчас полемизировать о том, что раздражение вовсе не следует копить и что застолье не способ от него избавиться – это известно худо-бедно воцерковленным, а прочим иное пока непонятно и неизвестно.
Излишняя нравоучительность пользы не принесет
Для них не существует поста, им неясен его смысл (разве что пока им думается, что пост сродни диете – это им более понятно), и излишняя нравоучительность будет ими, в эти дни особенно, воспринята в штыки и пользы не принесет. А вред принести может. И в первую очередь нам самим.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне (Мф. 6, 17–18).
Как нам исполнить эти слова Спасителя?
Да вот прямо в буквальном смысле: в дни, столь важные для наших нерелигиозных ближних, надо проявить нам смирение и разумение.
И Богу угодить, и не человекоугодничать
Разумение – в том, чтобы самим не разделить ночные пиршества, Богу неугодные, и громкие празднования, в дни поста неуместные.
Смирением – в том, чтобы не предстоять перед ними с кислыми лицами и не бубнить денно и нощно о проклятых большевиках, празднованием Нового года изгладивших из сердец россиян памятование о смысле Рождества Христова, о недосягаемой высоте и важности этого Праздника.
Мне видится, что за лучшее будет и их поздравить с Новым годом, даже и подарки подарить небольшие, как знак внимания, и, может, даже, где это возможно, и присесть за стол на короткое время, сохраняя для себя пост, но делая это по возможности в тайне. И сотворить все это так, чтобы и Богу угодить, и не человекоугодничать.
Мы все живем в миру
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
И говорит им: чье это изображение и надпись?
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 15–21).
Часто некоторые из нас уподобляются фарисеям из притчи, пытаясь уловить либо тех, кто рассуждает о том, что вовсе не грех в гражданский Новый год разделить стол и развлечения с окружающими, либо тех, кто говорит о том, что любое упоминание о дне этом без ненависти к нему есть предательство Христа.
Но мы имеем на тех и других слово Спасителя: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Мы все живем в миру, в своем Отечестве. Пока еще земном… Бог даст – и в Небесное, каждый в свое время, переберемся по милости Его. Но покуда этого не произошло, мы должны помнить, что имеем над собой и кесаря – правителя.
Календарь гражданский нас не обязывает к тому, чтобы следовать всем его рекомендациям и с жадностью отмечать все красные его даты. Но и игнорировать его мы не в силах. Кто глаголет о том, что целиком освободился от гражданского календаря, тот лукавит, потому как без оного ни билеты не закажет, ни к вылету вовремя не прибудет, прогуляет дни рабочие и явится к закрытым дверям магазина… Так что целиком от гражданского календаря мы освободиться не можем – это кесарево.
А Божие – это когда мы свою жизнь духовную сообразуем с календарем Небесным – церковным. Когда свой распорядок соотносим с праздниками, с постами и днями памяти святых, с Причастием и с подготовкой к нему, сообразуясь с тем, как нам помогает это понять Церковь-Мать.
Есть праздники гражданского календаря, участие в которых нам, можно сказать, категорически не рекомендуется, потому как дни эти несут открытый богоборческий и богопротивный характер. Простейшим примером может быть годовщина кровавой революции 1917 года.
Но есть праздники нейтральные по своей природе – тот же День защитника Отечества или день Конституции России. И праздник гражданского Нового года также относится к тем, что в существе своем не имеют ничего греховного. Греховными их можем сделать мы сами, своим небогоугодным к ним отношением. Или же мы можем придать таковым дням добрый смысл.
Отдать Богу первородное и лучшее
Богу полагается первая и лучшая часть
Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Но надо помнить – Богу полагается первая и лучшая часть.
Авель также принес от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4).
Потому погрузиться в застолье и безудержное веселье в гражданский Новый год, а после, уставшим и захмелевшим, перекрестив лоб, упасть в кровать, будет решением ошибочным.
Чтобы отдать Богу первородное и лучшее, надо бы вечером быть в храме на богослужении, помолиться и попросить благословения на дни грядущие. Да, для нас этот день, в настоящем своем понимании, Новым годом не является: наш Новый год – индикт – мы празднуем первого сентября (14 н.ст.). Но мы должны понимать, что Церковь с уважением относится к государству. Так, мы знаем, что брак, зарегистрированный государством, хотя и не является союзом, освященным Богом, но уже и не является блудным сожительством.
Также и гражданский Новый год, хотя и не является для нас праздником, но, проявляя уважение к государству, Церковь благословляет в этот день совершать благодарственные молебны и испрашивать благословения Божьего на гражданское новолетие.
В качестве миссии, как пример иного понимания праздника и иного, духовного наполнения его, Церковь, на усмотрение настоятелей храмов, благословляет ночную литургию в день гражданского Нового года. И надо сказать, что это очень наглядная миссия, в первую очередь для тех, у кого в семье есть как воцерковленные, так и невоцерковленные православные (а таких семей в нашей стране, наверное, большинство).
Отдав Господу лучшую часть этого дня и благословив ястие, уже не будет грехом для каждого из нас отдать и кесарю (в том числе и ближним) их часть, избегая для себя самих всех излишеств – как в еде, так и в веселии. Так мы и заповедь соблюдем, и проявим любовь к ближним своим, и не соблазном для них явимся, а живым примером к назиданию.
И не исключено, что через пару-другую лет кто-то из тех, кто сегодня посмеивался над православными, встречающими бой курантов не с бокалом шампанского, а с крестным знамением, под возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», станет рядом в храме и тем самым исправит стопы свои ко благоугождению Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава, честь и держава подобает со Безначальным Его Отцом и со Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков!
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Статью обозревателя «Фомы» Алексея Соколова «ОДИН ВЗГЛЯД НАЗАД» согласился прокомментировать для нас Александр Коновалов, министр юстиции Российской Федерации:
Историю нужно не только помнить, ее нужно осмысливать. Потому мне и как частному лицу, и как государственному чиновнику кажется важной тема российских новомучеников XX века. Обращаясь к их судьбам, все мы должны сделать выводы — выводы, без которых Россия просто не сможет двигаться вперед.
В то время наиболее остро стояла проблема беззаконного государства и негативных последствий его правления. Не секрет, что сталинская система была крайне эффективной, и накопленный ею потенциал позволил России устойчиво существовать еще довольно долго. Но также ясно, что корни сегодняшнего неблагополучия опять же уходят в те времена.
Именно государственные жестокость и беззакония легли в основу того правового нигилизма, о котором сегодня так много говорит Президент России. Бездушие государственного аппарата заложило недоверие и неприязнь к закону и правосудию. Во многом именно эта причина не позволяет сегодня создать в нашей стране правовое общество. Разрушить же дурную наследственность могут только совместные усилия с обеих сторон — государства и общества. Первому необходимо доказать дееспособность своих законов, второе в лице отдельных людей и целых корпораций обязано эти законы уважать. А главное, чтобы и государство, и люди поняли первопричины современного правового кризиса.
И здесь мы подходим к другому важному уроку, который преподали нам российские новомученики. Это урок христианского отношения к власти и государству со стороны его граждан.
Известно, что зачастую некая самоизоляция от государства возводится в ранг религиозной добродетели. На самом деле пренебрежение законом можно пытаться оправдать лишь в том случае, когда личная нравственность человека на порядок выше той планки, которую задает нравственность общественная. Безусловно, автономность нравственности — очень тонкий вопрос, и отвечать на него каждый должен сам. Но я убежден: как бы человек ни говорил о своей религиозности, как бы ее ни демонстрировал, игнорирование закона в большинстве случаев является, скорее всего, признаком лукавства и своекорыстия, попыткой сбросить свой крест.
И именно к такому выводу нас может привести история российских новомучеников. Ведь они не покинули страну, а молились за то самое государство, которое гнало их, потому что верили, что история России периодом беззаконной власти себя не исчерпает. Они не боролись с властями, но и не исполняли их антигуманных решений, и искренне верили, что безбожная власть в России исчерпает себя, а потому не спешили объявлять свою страну потерянной. Как мы можем видеть сегодня, их вера была не напрасной.