что значит открытая струна на гитаре
Виды струн для гитары (акустической, классической)
Название струн на гитаре: классический вариант
Вообще, классикой считается 6-струнная гитара. Однако можно вспомнить достаточно много примеров великих композиторов, которые предпочитали шести струнам семь (хотя бы Высоцкий).
Однако, согласно музыкальной теории и сольфеджио, названия струн не различаются вообще. Исходя из правил, установленных общей теорией музыки, ноты, по которым строится любой инструмент имеют свои названия и аббревиатуры в виде латинских символов и языковых интерпретаций. В нашем случае это:
Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары или их дубль-версии) применяются соответственно. Но струн всего 6.
Струна на гитаре вверху грифа совпадает по звучанию с первой внизу через три октавы. Поэтому и первая, и шестая являются как бы главенствующими, но только применительно к 6-струнному инструменту (основной строй производится именно в ми-миноре).
Видео
Обозначение пальцев левой руки
Пальцы на правой руке обозначаются арабскими цифрами 1, 2, 3, 4.
Не понятно почему, но своего обозначения большой палец не имеет. На мой взгляд, это как-то не правильно, так как большим пальцем можно зажимать басовые струны в аккордах с барре и порой это намного удобнее, чем брать само барре.
Что такое обмотка
Для басового регистра используются струны с обмоткой. Что это такое? Обмотку стали использовать в конце 18 столетия в целях облегчения игры и обогащения звучания нижнего регистра. Обмотка изготавливается из разных сплавов металлов и разделяется на типы:
Если вам нужен приглушенный камерный звук, выбирайте струны с плоской обмоткой. Для яркого интенсивного звука выбирают круглую обмотку.
Шестая струна гитары
Самая толстая и верхняя струна. Она идет в октаву с первой – и дает точно так же, звук E-ми. Является струной-тоникой для аккордов Ми-мажор и ми-минор.
Какой уход требует гитара
Ученикам музыкальной школы гитары понимать как устроена гитара недостаточно, чтобы поддерживать инструмент в хорошем состоянии при хранении дома. Ее необходимо регулярно осматривать, чистить, мыть. Если не следить за состоянием инструмента, играть на нем будет невозможно уже в первый год после покупки.
Аккорды на открытых струнах
В эту категорию входят все аккорды для начинающих. Они ставятся на первых трех ладах, и их тоникой служит открытая струна. Для начала освоения гитары вам точно стоит выучить данные трезвучия, а также то, как звучат открытые струны в целом.
Как выбрать классическую гитару
Начинающим следует обращать внимание не только на внешний вид инструмента, но и на тонкости, в которых сразу будет непросто разобраться:
Подбирать инструмент нужно, учитывая размер. Стандартная модель для взрослых – 4/4. Длина такой классической гитары около 100 сантиметров, вес более 3 кг. Маленькому ребенку играть на ней будет невозможно, поэтому разработаны модели, рекомендованные с учетом роста и возраста:
При выборе нужно обратить внимание на тембр и звук. Поэтому лучше взять с собой в магазин человека, который сможет настроить инструмент и сыграть на нем мелодию. Хорошее звучание – залог правильного выбора.
Прием баррэ
Хотя название струн на гитаре уже не вызывает непонимания, отдельно стоит отметить прием, называемый баррэ (зажатие указательным пальцем всего лада).
Любой стандартный аккорд можно построить именно с помощью этой техники. По сути, те же простейшие аппликации, указанные выше, можно применить к этому случаю, но только в роли баррэ выступает порожек возле колкового механизма на головке грифа.
Нотный гриф гитары
Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.
Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.
Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.
Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.
Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.
Конструкция
Основные составные части – корпус, гриф, струны. Форма и размер инструмента остается неизменным с конца XIX века, когда испанский гитарный мастер Антонио Торрес создал классическую модель с шестью струнами, деревянными нижней и верхней декой, соединенными между собой обечайками. Каждая часть имеет свои отличительные черты.
Корпус
Нижняя и верхняя деки одинаковы по форме. Для изготовления нижней используется скрипичный клен, кипарис или другие породы дерева, для верхней – ель или кедр. Толщина доски от 2,5 до 4 мм. Верхняя дека отвечает за звучность инструмента. В ней вырезается круглый голосник диаметром 8,5 см, устанавливается подставка-струнодержатель с порожком. Подставка имеет шесть отверстий для крепления струн. Чтобы при натяжении не происходила деформация корпуса, внутри устанавливается система пружин из деревянных реек, но отсутствует анкерный стержень. Это существенное отличие классической гитары от акустической.
Крепится к корпусу килем, который еще называют «пяткой». Ширина грифа классической гитары 6 см, длина 60-70 см. Для изготовления используют кедр или другие породы дерева с твердой структурой. С обратной стороны гриф имеет округлую форму, рабочая поверхность плоская, покрытая накладкой. Гриф заканчивается головкой, которая слегка расширяется, отклоняясь назад. Классическая гитара отличается от акустической длиной грифа, у последней он короче на 6-7 см.
Струны
Правильное расположение и высота струн важны для чистого звука. Слишком низкое расположение приводит к дребезжанию, а высокое – к неудобству для исполнителя. Высоту определяют по 1 и 12 ладу. Расстояние между грифом и струнами на классической гитаре должно быть следующим:
Басовая 6 струна | Первая тонкая струна | |
---|---|---|
1 лад | 0,76 мм | 0,61 мм |
2 лад | 3,96 мм | 3,18 мм |
Замерить расстояние можно при помощи обычной линейки. Причинами изменения высоты может быть слишком низкий или высокий порожек, прогиб грифа. Для названия струн на гитаре используется нумерация. Самая тонкая – это 1-ая, верхняя толстая – 6-ая. Чаще всего все они нейлоновые – это еще одна разница между классической и акустической гитарой.
Что выбрать новичку
При выборе комплекта струн необходимо учитывать:
Советы новичкам по выбору гитары и струн для первой игры:
Помните, что неправильно настроенному инструменту никакие струны не помогут. Чтобы гитара звучала, научитесь основам настройки инструмента.
Рок импровизация >Как играть аккорды с открытыми струнами
Важное преимущество гитарного грифа заключается в возможности исполнения фраз с большими интервалами. В этом нам помогают открытые струны. Аккорды с открытыми струнами встречаются в прогрессивной музыке очень часто, ведь они делают обычные аккорды гораздо интереснее. Их нередко можно услышать в репертуаре таких гитаристов, как Алекс Лайфсон (Alex Lifeson), Джон Петруччи (John Petrucci), Миша Мансур (Misha Mansoor), Тосин Абаси (Tosin Abasi) и многих других.
Если вы предпочитаете стандартный строй, в вашем распоряжении находятся ноты E, A, D, G и B, которые вы можете добавить к аккордам. Например, сыграйте трезвучие А мажор на втором ладу на струнах 3–1 (A–C#–E). А теперь замените ноту C# открытой второй струной (B). Получился аккорд Asus2 (A–B–E), звучащий гораздо более заманчиво, чем простой аккорд А.
Использование аккордов с открытыми струнами
Проще всего брать простые аппликатуры – например, аппликатуру открытого аккорда Е – и сдвигать их вверх и вниз по грифу, не приглушая при этом две верхних струны (B и Е соответственно). При исполнении Примера 1 зажмите четыре нижних струны и сдвигайтесь вверх и вниз по грифу. Так вы получите необычные варианты аккордов, извлечь которые другим способом невозможно. Эти аккорды нельзя назвать диатоническими, ведь они состоят из нот разных гамм, но открытые струны являются связующим звеном для их составных частей.
Пример 2 основывается на том же принципе. В данном случае начинаем с аккорда B5. Две верхних струны звучат, а басовая нота меняется. Этот пример работает, потому что в данном случае аккорд удерживается не только за счет открытых струн, но и за счет нот F# и B на четвертой и третьей струнах соответственно. Напряжение нарастает с аккордом F#11, когда нота В на третьей струне переходит в ноту A# – терцию аккорда. Но на открытой второй струне все еще продолжает звучать нота В, что дает интервал в малую секунду по отношению к ноте A#.
Пример 3 предполагает классическое аккордовое движение в аппликатуре С мажор. Мы смещаемся на два лада вверх по грифу и получаем аккорд Dadd11 с открытыми струнами. Это звучит очень даже неплохо, потому что зажатые ноты меняются, а открытые остаются прежними. В результате получается нечто более интересное, чем обычный аккорд D. Вторые два такта включают зажатые ноты на четвертой, третьей и первой струнах и открытую ноту на второй струне. На фоне басовой ноты Е эти аппликатуры дают яркое звучание Е минора.
Давайте разберем данные аппликатуры. В первом такте мы встречаемся с аккордом Dm11, представляющим собой сочетание двух нот аккорда D минор с открытыми третьей и первой струнами (G и E), являющимися 11 и 9 ступенями соответственно. Следующий аккорд – по сути, трезвучие С мажор на струнах 5–4–3 с добавленными нотами Е на верхних струнах. Аппликатура аккорда Am11 включает в себя открытую пятую струну. Последние два аккорда подразумевают ту же аппликатуру, сдвинутую вверх по грифу. При смещении к 8 ладу функции открытых четвертой и первой струн переходят с 3 и #11 к 13 и 7 ступеням. В данном случае очень важен точный строй гитары.
Аккордовая прогрессия Примера 5 основана на соответствующей партии в композиции “Fly Away”. Цель данной последовательности – создать интересное звучание с открытыми струнами.
Пример 7 развивает эту идею. На нем можно хорошо потренировать работу звукоизвлекающей руки. В данном случае мы исполняем серию аккордов на струнах 4–3–2, а струна 1 остается открытой. Как и в предыдущих примерах, этот общий (или педальный) тон связывает друг с другом аккорды, которые в ином случае звучали бы весьма дисгармонично.
Заключительный на сегодня рифф ( Пример 8 ) написан под влиянием творчества гитариста Animals as Leaders Тосина Абаси. (Но следует отметить, что он предпочитает играть на восьмиструнной электрогитаре.) Эти аккорды основаны на Е-лидийском ладе (E–F#–G#–A#–B–C#–D#) и включают в себя шестую и вторую струны. По сути, мы играем аккорды maj13 с открытой второй струной, но благодаря большому диапазону нот они звучат очень свежо. Тосин мастерски работает с подобными аппликатурами, поэтому послушать его музыку очень полезно.
Конечно, сегодняшний урок – лишь капля в море возможностей, которые открываются с использованием открытых струн. Лучшим вариантом для любого гитариста будет углубление в эту тему и разбор как можно большего количества композиций в стиле прогрессив. Если вас заинтересует этот вопрос, попробуйте претворить эти и другие подобные идеи в жизнь на следующей же репетиции.
Как опустить струны на классической гитаре
Настройка прогиба грифа гитары
Очень важно понимать, что гриф электро-, а также многих акустических гитар – это не просто цельный элемент из нескольких кусков дерева. Для придания жесткости и формы гитарному грифу внутри размещается специальный металлических стержень, который называется анкер.
Видео
Какая должна быть высота струн на гитаре
Ниже приведена таблица, в которой указывается, какое оптимальное расстояние должно быть между струнами и ладовым порожком. Стоит отметить, что эти замеры работают и для высоты струн на бас-гитаре.
Акустическая гитара со стальными струнами | Басовая 6 струна E | Тонкая 1 струна E |
Расстояние на 1 ладу | 0,58 мм | 0,33 мм |
Расстояние на 12 ладу | 2,29 мм | 1,78 мм |
Классическая гитара с нейлоновыми струнами | Басовая 6 струна E | Тонкая 1 струна E |
Высота на 1 ладу | 0,76 мм | 0,61 мм |
Высота на 12 ладу | 3,96 мм | 3,18 мм |
Электрогитара | Басовая 6 струна E | Тонкая 1 струна E |
Высота на 1 ладу | 0,61 мм | 0,25 мм |
Высота на 12 ладу | 1,98 мм | 1,6 мм |
Бас-гитара | Басовая 4(5) струна E | Басовая тонкая 1 струна G |
Высота на 1 ладу | 0,56 мм | 0,51 мм |
Высота на 17 ладу | 2,67 мм | 2,39 мм |
Мандолина | 4-ая струна G | 1 струна E |
Высота на 1 ладу | 0,76 мм | 0,51 мм |
Высота на 17 ладу | 1,91 мм | 1,65 мм |
Банджо | 4 струна D | 1 струна D |
Высота на 1 ладу | 0,94 мм | 0,89 мм |
Высота на 12 ладу | 2,29 мм | 2,29 мм |
Укулеле Сопрано и Тенор | 4 струна G | 1 струна A |
Высота на 1 ладу | 0,38 мм | 0,38 мм |
Высота на 12 ладу | 2,29 мм | 2,29 мм |
Преимущества и недостатки низких струн
Плюсы
— Проще создать единое звучание аккорда.
— Струны легче зажимать.
— Проще играть быстрые пассажи.
— Проще играть микро-бенды.
Минусы
— Аккорды могут звучать мутно, без акцента на отдельные ноты.
— Быстрые пассажи могут превращаться в кашу.
— Сложнее извлекать стандартные вибрато.
— Сложнее артикулировать аккорд.
Причины неправильной высоты
Существует много факторов, влияющих на высоту. Может быть брак на производстве или постепенная деформация частей инструмента. Для решения проблемы, необходимо точно определить причину изменения высоты струн под грифом классической и электрогитары.
Низкий нижний порожек
Крайние порожки должны одинаково выступать над грифом. Если при игре возникает дребезжание, то струна лежит под углом. Это значит, что нижний порожек ниже верхнего. Особенно искажение звука происходит на первых ладах, так как она при вибрации цепляется за лад.
Высокий нижний порожек
При высоком нижнем порожке струны также будут высоко располагаться над грифом. Комфортного исполнения музыкант не получит. Играть на гитаре станет сложно, руки и пальцы быстро устанут. Ощутимо такое положение на высоких ладах.
Высота верхнего порожка
Высокий верхний порожек делает звучание дребезжащим на всех ладах, обрывает ноты. При неправильной регулировке высоты настроить гитару практически невозможно.
Глубина посадочных мест верхнего порожка
Если выемки на порожке слишком свободные, то струна не сможет плотно держаться. В этом случае инструмент не звучит. Когда пазухи не достаточно глубоки или широки, то гитара при извлечении аккордов дребезжит об порожек. Профессиональные гитаристы, играющие тяжелый рок, приобретают два инструмента. Один из них со стандартными пазухами, а выемки второго немного шире для толстого калибра.
Прогиб грифа
Из-за внешних условий среды или механических повреждений, анкер может прогнуться. При такой проблеме звенят струны или они поднимаются слишком высоко над грифом. В любом случае играть с изменившим градус прогиба грифом становится невозможно.
Регулировка анкера
Проще всего гайку можно заметить на голове грифа. А вот если там нет гайки, то тогда нужно заглянуть через розетку инструмента. Для первого случая потребуется ключ на 6,5 мм (8мм). Во втором случае потребуется 5 мм шестигранник. Иногда производители прячут гайку глубоко, ее можно заметить рядом с накладкой. Обычно производители так поступают для того, чтобы анкер не регулировал неопытный человек. Настройка требует опыта, так что новичку лучше не пытаться произвести настройку на ощупь. Отдать гитару мастеру — это лучшее решение. Неправильная регулировка может сорвать резьбу или нанести повреждение грифу.
Если же нет возможности обратиться к мастеру или музыкант хочет сам научиться крутить анкер, то для начала потребуется ослабить струны.
Также необходимо понять, что не так с гитарой. Если зажать 1 и 18 лад, то в районе 5-7 лада расстояние должно быть около 0.3 мм. При сильном натяжении гайку крутят по часовой стрелке.
Это легко запомнить — затягивать по часовой стрелке, а ослаблять против часовой стрелки.
Может случиться так, что все действия, направленные на изменение натяжения, не дадут ожидаемого результата. Что делать, когда все попытки настроить дугу и отрегулировать высоту струн провалились, а гитара звучит неправильно?
Возможно, что гитара имеет неровную, волнистую грифовую доску.
Можно проверить это с помощью линейки, желательно стальной. Нужно положить ее на гриф и проверить, не выступает ли какой-либо из элементов.
Оптимальная высота струн для начинающих гитаристов
Для каждого случая высоту струн надо подбирать так, чтобы не было неоправданных усилий при игре. Но помнить, что если усилий не было вообще, то и результат учёбы никому не интересен.
К сожалению, далеко не все гитаристы, особенно начинающие, понимают тонкую грань. Так что часто удобство извлечения звука уже идёт в ущерб его красоте.
Настройка мензуры гитары
Предпоследний этап настройки, который следует осуществлять уже после настройки прогиба грифа и высоты струн.
Мензура представляет собой рабочую длину струны, то есть расстояние от перегиба струны на верхнем порожке и на бридже. Возможность менять рабочую длину струны есть далеко не на всей фурнитуре – однако в большинстве случаев мензуру можно отрегулировать и сделать это не так сложно, как кажется.
О настройке мензуры на Floyd Rose мы в данном материале говорить не будем – этому посвящена отдельная статья, ссылку на которую мы давали выше. А вот о настройке рабочей длины струны на стандартных Vintage Tremolo, бриджах Hardtail и Tune-o-Matic мы поговорим более подробно.
Для начала подготовьтесь: помимо самой гитары нам понадобится крестовая отвертка и тюнер. Не пытайтесь настраивать мензуру на слух, обязательно используйте тюнер.
Последовательность действий следующая:
После настройки первой струны повторяем аналогичную процедуру для всех остальных. После того, как мы проверили интонирование на 12 ладу, проверяем и на других ладах – в идеале по всей длине грифа на каждой из струн должны звучать точные ноты без смещения в сторону повышения или понижения.
Аудитория гитариста
Где и как играет гитарист, имеет не последнее значение при регулировке высоты струн. Допустим, профессионал выступает с чисто акустической музыкой в большом зале. Понятно, что ему нужно извлекать не просто громкий, а, так называемый, плотный звук. Это требует значительно большей высоты и одновременно степени натяжения струн, чем игра новичка самому себе в маленькой комнате.
Использование в этих же условиях звукоснимателей, микрофонов и усилителей снижает требования к плотности звука.
Интервалы на гитаре
Устройство звукоряда гитары позволяет легко осуществлять относительные интервальные построения от любой ноты благодаря зрительным шаблонам, рассмотренным на предыдущем занятии, но для наглядной демонстрации основ и системы этих построений мы воспользуемся фортепианной клавиатурой.
Если нужно получить больше 12 звуков, то добавляется ещё одна октава и т.д. На изображении 2 рис.1 показаны три фортепианные октавы.
Как вы знаете, в музыке наиболее распространены семь основных ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для получения 12 интервалов они дополнены пятью производными ступенями, которые являются повышением (♯) или понижением (♭) на полутон некоторых основных ступеней: до♯ (ре♭), ре♯ (ми♭), фа♯ (соль♭), соль♯( ля♭), ля♯( си♭). Гитаристы чаще пользуются (и привыкают пользоваться) вариантами с повышением основных ступеней с использованием ♯. Для удобства там можно делать, но при этом нужно знать, что далеко не всегда повышение ступеней приводит к правильным построениям в музыке.
Рис. 1. 12-ти полутоновый равномерно-темперированный строй
Клавиатура фортепиано наглядно показывает основные и производные звуки, что очень помогает клавишнику при выполнении разных интервальных построений. У гитариста нет такого зрительного ориентира, по причине чего ему приходится мысленно представлять данное деление. Благодаря черным клавишам интервалы на белых клавишах можно определить моментально, а на грифе, скорее всего, придётся посчитать лады, чтобы понять, какой интервал играется на одной струне или что зажато на разных струнах через несколько ладов. Октавы на клавиатуре располагаются друг за другом, а на грифе друг за другом и друг над другом (рис. 1 изображения 2 и 4), что требует от гитариста навыка мышления в двух измерениях.
Интервальные построения от ноты С (до) проще и нагляднее осуществляются на фортепианной клавиатуре, а относительные интервальные построения от разных нот (с использованием относительно небольших интервалов) проще и нагляднее выполняются на грифе гитары.
Рекомендую зрительно запомнить расположение клавиш на клавиатуре фортепиано и ступеней на них в пределах одной октавы от ноты до. Это поможет вспомнить последовательность ступеней, если определение их на грифе вызывает сложности.
Гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания.
На одной струне можно сыграть только мелодический интервал.
От одной ноты можно построить 13 простых интервалов (рис. 2).
Рис. 2. Интервалы на одной струне.
Числа над дугами показывают количество полутонов. Например, секунда малая состоит из одного полутона, и её тоны зажимаются на соседних ладах, секунда большая состоит из двух полутонов, и её тоны зажимаются через лад и т.д. Расшифровка сокращённых обозначений:
Построения интервалов на рис. 2 дано от ноты до (С), а основные и производные ступени выделены цветом клавиш как на фортепиано, что, при необходимости, позволит наглядно сравнивать построения интервалов на грифе и клавиатуре.
Вместо привычного для гитаристов повышения основных ступеней при помощи диеза на схеме рис. 2 указано их понижение при помощи знака бемоль. Это необходимо для правильного определения интервалов. В средние века пользовались семиступенным строем, который состоял из 7 основных ступеней, благодаря чему интервалы и получили свои названия:
Возможно, с обозначениями интервалов вам придётся сталкиваться очень редко и непонятно, для чего мы потратили столько времени на это. Отвечаю: все построения в музыке основываются на ступенях и о них нужно иметь хотя бы общее представление.
При игре на гитаре используется понятие позиции — это группа из четырех расположенных рядом ладов, которые можно охватить четырьмя пальцами. Номер позиции определяется по нижнему (крайнему левому ладу). Например, в пятой позиции пальцы левой руки с указательного по мизинец находятся над соответствующими ладами V, VI, VII, VIII. В одной позиции можно играть на любых струнах в пределах этих четырех ладов.
Интервалы, которые можно сыграть в одной позиции вверх, показаны на рис. 3
Рис. 3. Простые интервалы вверх в пределах одной позиции.
В общем случае, можно сыграть 12 интервалов вверх и 12 интервалов вниз (не выходя за пределы звукоряда струн), но на рис. 3 получилось десять интервалов. Два интервала сыграть нельзя. Обидно. Сыграть все 12 интервалов можно в расширенной позиции (рис. 4), когда мизинец левой руки способен дотянуться до пятого лада в позиции. Непросто, но после некоторой тренировки возможно, что очень пригодится при игре мажорных гамм и не только.
Рис. 4. Простые интервалы вверх в пределах одной расширенной позиции.
Один и тот же интервал в гармоническом и мелодическом виде имеет разные свойства и применение. Когда речь идет о свойствах интервалов, то по умолчанию подразумевается отдельно звучащий гармонический интервал в среднем регистре. Обычно из контекста понятно, о чём идет речь, но желательно уточнять свою мысль, так как, например, фраза о том, что малая секунда является острым диссонансом, справедлива только в отношении гармонического интервала, но никак не мелодического. Более того, на практике интервалы берутся в разных регистрах и находятся в окружении разных звуков (что-то звучало перед ним, одновременно с ним и после него), что безусловно влияет на их восприятие.
Интервалы на закрытых струнах
При игре интервалов на закрытых струнах открытые струны не используются.
На рис. 5 показаны шаблоны простых интервалов (слева цифрами обозначены номера струн).
Рис. 5. Шаблоны простых интервалов.
Заметим, что медиатором можно сыграть гармонические интервалы только на соседних струнах. Септимы и октаву, показанные на рис. 5., можно сыграть одновременно медиатором и безымянным пальцем правой руки.
Рассмотрим простые интервалы, которые можно сыграть медиатором, подробнее.
Наименьшим интервалом, который состоит из двух разных звуков, является малая секунда (рис. 6).
Рис. 6. Малая секунда.
Нетрудно увидеть, что звукоряды соседних струн не позволяют сыграть некоторые интервалы. Например, на шестой струне сыграть малую секунду возможно начиная от пятого лада.
Почему интервал от 3-й струны (голубые круги) строится иначе, чем от всех остальных? Если вы не знаете ответ на этот вопрос, то настоятельно рекомендую сначала пройти предыдущее фундаментальное занятие.
Интервал малой секунды в гармоническом виде является острым диссонансом. Острый диссонанс можно представить как острую приправу, например, горчицу: отдельно есть затруднительно, а в блюде она позволяет улучшить вкус. Так и в музыке: отдельно диссонансы играются относительно редко, но часто используются в аккордах, где общее звучание смягчает их, а они, в свою очередь, дополняют общее звучание новыми обертонами, в результате чего аккорд звучит богаче. Но это не значит, что диссонансы нужно вставлять во все аккорды, как и накладывать горчицу во все блюда.
В мелодической форме малая секунда используется достаточно часто для получения плавного движения.
Пример 1. Мелодические секунды.
О свойствах мелодических интервалов мы подробнее поговорим на следующих занятиях, а сейчас уделим всё внимание гармоническим.
Пример 2. Гармоническая малая секунда.
Рис. 7. Большая секунда.
Он также является диссонансным, но звучит не так резко, как малая секунда. В гармонической форме он может использоваться не только в аккордах (включая аккорды с задержанием sus2), но и совместно с другими интервалами.
Для создания большего напряжения можно использовать его вместе с малой терцией. Малая терция имеет минорное наклонение, что придаёт звучанию тревожность, пессимистический настрой, ожидание худшего и т.д.
Пример 3. Большая секунда и малая терция
Если использовать большую секунду с большой терцией, которая имеет мажорное наклонение, то получим оптимистичное и жизнеутверждающее настроение.
Пример 4. Большая секунда + большая терция
Терции показаны на рис. 8.
Рис. 8. Малая и большая терции.
Терции отлично дружат друг с другом при их мелодическом движении и часто употребляются в двухголосии.
Пример 5. Мелодическое движение терций.
Рис. 9. Кварта и квинта.
Это нейтрально звучащие по отношению к мажору и минору интервалы, по причине чего они не только хороши в сочетании с другими интервалами, но и могут легко отправиться в самостоятельное плавание.
Кварта часто используется совместно с терцией для игры задержания и в аккордах с задержанием sus4.
Пример 7. Кварта + терции
Дополним большую секунду и малую терцию квартой.
Пример 8. Большая секунда, малая терция и кварта.
Вот это уже на что-то похоже! Оказывается, комбинируя интервалы можно получить интересные гитарные риффы! Этому определенно стоит уделить время и внимание!
При помощи двух интервалов несложно получить секвенцию (игра одной и той же фразы от разных нот)
Пример 9. Секвенция с использованием квинты и большой терции.
Дополнительно к кварте и квинте обратите внимание на тритон (рис. 10). В средние века этот интервал был под запретом и называли его «дьяволским интервалом». К счастью, времена те остались в истории, да и музыкальная система претерпела значительные изменения. В настоящее время этот интервал встречается достаточно часто.
Тритон является сильным диссонансом, который неплохо звучит вместе с квинтой.
Пример 10. Квинта и тритон
Пример 11. Квинта + большая секста.
Интервалы с использованием одной или двух открытых струн
Септимы сыграть на двух соседних закрытых струнах невозможно, но их можно сыграть, если одна из струн будет открытой.
Пример 12. Малая септима и другие интервалы в ассортименте
Большая септима звучит острее малой, но и для неё можно найти применение.
Для гитариста октавы ценны ещё и тем, что помогают быстро определять и находить нужные ноты на грифе. А вот об этом подробнее, пожалуйста!
Для начала нужно запомнить расположение звуков на пятой и шестой струнах, после чего ноты на остальных струнах можно определить при помощи простых шаблонов:
Рис. 14. Шаблоны октав для определения нот на грифе.
В пределах одной октавы (12 ладов) основная или вспомогательная ступень встречается только один раз.
Пользуясь сказанным выше получаем основной шаблон для быстрого нахождения нот на грифе (рис. 15).
Рис. 15. Шаблон для быстрого определения нот на грифе.
Незаметно мы перешли к игре интервалов на соседних струнах, одна из которых является открытой. Данный способ игры интервалов применяется достаточно широко, но имеет ограничение, связанное с невозможностью изменения нижнего или верхнего тона, который берется на открытой струне, что существенно сокращает количество интервалов, которые можно сыграть данным способом. Например, если используется 6-я открытая струна, то нижним звуком в этом случае будет звук E (ми) большой октавы.
Звучание гармонической октавы ещё больше наполнено пустотой в сравнении с гармонической квинтой. Это нейтрально звучащий интервал, который часто используется в аккордах, для поддержки баса или для игры интервалов больше октавы, которые называются сложными (составными).
Пример 14. Октава с нижней открытой струной и сложные интервалы
Гармоническую приму также можно сыграть с использованием открытой струны (рис. 16)
Рис. 16. Гармоническая прима.
Пример 15. Гармоническая прима, секуда и терция
В нижнем звуковом диапазоне звуки по частоте располагаются ближе друг к другу, да и не столь хорошо различаются слухом, что накладывает ограничение на использование интервалов в нижнем диапазоне. Короткие интервалы, взятые от шестой струны, будут восприниматься как грохот. Как определить наименьший интервал, который более или менее хорошо будет звучать от шестой струны?
Подведём итог. Гармонические интервалы можно условно разделить на интервалы:
Нейтральные интервалы могут использоваться самостоятельно, а интервалы напряжения чаще используются совместно с другими интервалами.
На следующем занятии мы коснемся аккордов, а пока попробуйте попрактиковаться в игре разных сочетаний интервалов. Успехов!