что значит отождествлять себя с чем либо
Уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу, а также
Отождествление себя
Самоотождествление — процесс, когда человек себя, свое Я отождествляет с кем-то или чем-то.
После процесса самоотождествления, говоря о себе, о своем Я, человек в реальности говорит о том, с чем он себя отождествил.
Для обыденного сознания Я (мое, свое, сам) — то, с чем себя отождествляет (кем или чем себя видит, чувствует, ощущает) человек. При более внимательном анализе понятно, что это не само Я, а то, с чем Я себя отождествило.
Отождествление себя может быть разное. В нашей культуре Я отождествляют чаще с Душой и Телом, если я чувствую, переживаю — это мое истинное Я. В культуре Японии, например, по разным источникам Я — скорее Ум.
Быть самим собой
Есть люди, живущие прошлым, и есть люди, живущие будущим. Для человека, живущего прошлым, «быть самим собой» — это быть тем, кем он привычным образом был раньше. То есть стремление оставаться в зоне комфорта. Для человека, живущего будущим, «быть самим собой» — это быть тем, кто откликается на вызов будущего, кто идет навстречу реализации замысла о себе. См.
Тренировка разнообразия самоотождествлений
В Психосинтезе считается полезным тренировать отождествление себя с вечностью и бесконечностью. Смотри Самоотождествление — упражнение
Ступень 1. Избавиться от негативных убеждений
Я убежден, что любая посещающая нас мысль самым прямым образом влияет на нашу жизнь. Все произнесенные нами слова, а также наши мысли являются маленькими кирпичиками нашего будущего, они буквально создают нашу судьбу. О чем мы думаем, то и получаем. Причина всех положительных и негативных событий, которые мы испытываем на себе, кроется именно в наших убеждениях и мыслях.
Мы живем в социуме, окруженные сетью средств массовой информации, множеством людей. Ежедневно в голове любого человека пролетают тысячи картинок и образов, десятки новостей, сотни мыслей, которые зачастую мы даже не контролируем или не осознаем их существование. Очевидно, что если бы все, о чем мы подумали, тот час бы свершалось – наша жизнь превратилась бы в ад. Именно поэтому существует некий защитный инертный механизм, отсеивающий бОльшую часть наших мыслей – тех, которым мы не придаем особого значения и которые не вызывают в нас эмоционального отклика.
Если же какая-либо информация, события задели Ваши чувства или заинтересовали Вас и Вы мысленно прокручиваете их в голове, либо обсуждаете их с кем-либо, будьте уверенны, что Вы притягиваете данное событие в свою жизнь. Чем чаще Ваше внимание занимает эта мысль, чем больше времени Вы посвящаете ее обдумыванию, чем сильнее чувства, которые она вызывает – тем активнее Вы привносите «это» в свое будущее.
Мы сами притягиваем ту или иную ситуацию в жизни, а потом тратим силы, расстраиваясь и ругая других за свои проблемы и неудачи. Мы сами и есть тот источник переживаний, окружающей действительности и всего остального в ней. Но установив гармонию и баланс у себя в сознании, мы то же самое начинаем находить и в жизни.
Огромную роль в нашей судьбе играют наши подсознательные убеждения. Убеждение – это мысль, проникшая глубоко в подсознание и укоренившаяся там. Эти мысли оказывают самое сильное воздействие в создании нашей действительности.
Вы убеждены что, являетесь неудачником? Часто повторяете это вслух? Вселенная буквально исполняет Ваш запрос, ваше убеждение. И на Вашу голову сыплются как из рога изобилия проблемы и невезение, хотите Вы этого или нет. Это происходит потому, что для Вселенной имеет значение лишь сама мысль в Вашей голове, сам факт наличия у Вас какого-либо убеждения и совершенно неважно с каким знаком «+» или «-» это убеждение. Неважно хотите вы этого или напротив, пытаетесь избежать. Вы думаете об этом и значит, вы притягиваете это в свою жизнь, как положительное, так и отрицательное.
Если вы предпочитаете думать, что «Любовь окружает меня, я люблю и любим(а)», и будете повторять эту фразу как можно чаще, эмоционально переживать чувства связанные с ней, то именно это вы и испытаете. Много прекрасных людей войдет неожиданно в вашу жизнь, а те, которые вас уже любят, будут любит вас еще больше.
Главное с чем Вам следует работать – это Ваши мысли и убеждения.
Наши мысли – это штурвал от корабля нашей жизни. В какую сторону мы их направим, туда и поплывем.
Измените свои убеждения и Вы измените всю свою жизнь.
Для того чтобы избавиться от всего негативного опыта в жизни, Вам необходимо освободиться от негативных убеждений и шаблонов мышления и заменить их положительными установками.
Самый быстрый способ разрушить сложившийся стереотип — это «навязывать подделку, пока она не покажется реальной», поскольку подсознание не способно отличить реальное от воспринимаемого.
Упражнение:
Рекомендации:
— старайтесь фильтровать поток своих мыслей, отсеивать негатив и наслаждаться только позитивными мыслями, мечтами;
— не принимайте участие в разговорах где осуждают или негативно отзываются о каком-либо событии, человеке;
— избегайте потока трагических новостей о катастрофах, происшествиях; скандальных передач, фильмов ужасов;
— если Вы находитесь в тяжелом эмоциональном состоянии, в глубокой депрессии или сильном стрессе и Вас преследуют негативные мысли, для того чтобы вырваться из этого порочного круга, Вам необходимо отвлечься. Любым способом постарайтесь переключить внимание на что-то положительное. Почитайте анекдоты, посмотрите жизнеутверждающую комедию, сходите на прогулку, поиграйте с детьми или с домашними животными. Всеми силами переключайте фокус внимания с негативных мыслей;
— эмоции, как и поступки, тоже могут быть привычками. Избавляйтесь от старых эмоциональных реакций, так или иначе связанных с прежним ментальным шаблоном, закрепляйте новые реакции, соответствующие более высоким вибрациям;
— будьте терпеливы, ибо избавление от старых шаблонов и утверждение новых требует времени.
И помните, что каждая наша мысль создает наше будущее!
2011-11-16 Авторская статья
Другие интересные материалы
Ступень 12. Осознать свою Божественность | Ступень 11. Открыть свое сердце и излучать любовь | Ступень 10. Жить в изобилии | Ступень 9. Творить намеренно | Ступень 8. Позволить себе |
vkontakte
Комментарии:
Добавил(а): . Дата: 2014-03-09
Да, в статье знакомые истины, давно их знала…..но за суетой будней забыла. Спасибо статье, автору за то, что напомнили мне как быть, когда всё не так, как хочется. Спасибо.
Добавил(а): . Дата: 2014-08-21
Отличные техники и рекомендации, главное ИХ выполнять… Спасибо Админ за Вашу заботу!
Добавил(а): . Дата: 2014-09-27
Денис здравствуйте, прошу Вас отписать мне на Прошу Вас — это срочною С уважением Сергей
Добавить комментарий:
[править] Происхождение понятия
Исторически уподобление себя быдлу в википроектах было отмечено в ходе работы АПЭ (неформального объединения википедистов, существовавшего в 2006—2007 г.г.) В научной программе АПЭ быдлизация была названа невежеством, а борьба с невежеством была выделена как важнейшее направление деятельности АПЭ. В научной программе АПЭ указано, что основными проявлениями невежества являются умаление собственной и чужой личности, умаление собственных способностей, а также умаление чужих способностей, которые оборачиваются рабской психологией, неуверенностью в своих силах и всезнайством. Был предложен комплекс рецептов для борьбы с невежеством, в числе которых совместная работа, отказ от вредных привычек и участие в творческой деятельности.
В терминологии блоггера ms1970 большинство (или значительная часть) людей в условиях современного массового общества — рефлексоиды с подобной моделью поведения (неполиткорректное именование таких людей — быдло). Не вполне понятным феноменом является уподобление себя быдлу в википроектах людьми, претендующими на именование себя интеллектуалами и часто имеющими, на первый взгляд, способности выше средних.
Психологические механизмы оценки другого человека
Идентификация, эмпатия, аттракция
Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моем месте!» Тем самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы идентификации. Подобные выражения есть у разных народов. Например, индейцы выражают эту же мысль следующими словами: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах».
Разговаривая со знакомым, мы сначала удивляемся, когда он, вдруг прекратив разговор, бросается на помощь попавшему в беду котенку. Ведь мы тоже наблюдали эту сцену, но ничего кроме улыбки она у нас не вызвала. Таким образом, идентификация с другим дает возможность понять его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.
Идентификация тесно связана с другим близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем. Эмпатия является основой содействия помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик Я помогает нам понять состояние другого. В некоторых случаях Я носит индивидуальный, избирательный характер, когда Я возникает на переживание не любого человека, а только значимого, например близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование различных точек зрения. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток.
Очевидно, что механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его позиций. Однако взглянуть на вещи чьими-то глазами не означает полного отождествления себя с этим человеком. Так, если мы ставим себя на место другого, это значит, что мы ведем себя так же, как обычно ведет себя этот другой. В случае проявления эмпатии мы просто принимаем к сведению особенности его поступков, привычек, относимся к ним с сочувствием, но сами поступить можем совсем по-иному.
Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна по теплым типам отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. Эта высшая форма эмпатии – действенная – характеризует нравственную сущность человека. В связи с этим формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека. Надо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрослых, поэтому крайне важно, чтобы воспитатель, показывая пример, сам был эмоционально отзывчив на переживания ребенка и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действенную поддержку.
В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция (дословно – привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви.
Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.
Для того чтобы правильно понять партнера по общению, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии. Понятие «рефлексия» возникло очень давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на держании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего.
Когда одна группа людей стремится понять, как она оценивается другими, то рефлексия называется групповой. Данное умение особенно важно для руководства предприятий, политических партий, так как от этого будет зависеть их авторитет. Именно для этого социологические службы проводят многочисленные опросы общественного мнения. Лишь учитывая его, можно строить свои дальнейшие планы, видеть перспективу.
Каузальная атрибуция, личностная атрибуция
Стремясь понять другого человека, верно оценить его в целом и какие-то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную систему, которая помогла бы нам это сделать. Особенно нас интересует то, что заставляет окружающих действовать тем или иным образом, т.е. мотивы, внутренние пружины поведения.
Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему понимания причин поведения партнера. В обыденной жизни люди не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Исследования показывают, что у каждого человека есть свои привычные, любимые способы или схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Так, для одних характерна личностная атрибуция. Такие люди в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе. Другие привыкли к обстоятельственной атрибуции. Они винят обстоятельства, не стремясь выяснить конкретного виновника. Третьи используют стимульную атрибуцию: человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).
Атрибуция также бывает внутренней и внешней. Пытаясь определить черты личности другого человека, мы можем искать причину его поведения либо в его внутренних склонностях, либо, наоборот, в элементах ситуации, в которой он оказался.
Например, успех школьницы на экзамене мы можем приписать либо ее умственным способностям, старательности и упорной работе, либо тому факту, что экзамен был легким или что во время экзамена она сумела воспользоваться шпаргалкой. Совершенное преступление можно приписать либо «злобной» или «агрессивной» личности преступника, либо той ситуации, что заставила его отстаивать свои интересы. Жизнь обездоленных людей можно объяснять либо нехваткой у них «таланта» или духа предпринимательства, либо социальной средой и неравными шансами на успех.
Изучая процесс каузальной атрибуции, психологи установили различные закономерности. Вспомните, как вы объясняли родителям, почему получили плохую или хорошую отметку в школе. Здесь может быть множество различных случаев. Однако можно согласиться с учеными в том, что причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи – обстоятельствам. Мало найдется таких людей, которые бы честно признались: «Да, я виноват».
Положительное поведение членов «чужой» группы чаще всего не замечается. Оно может рассматриваться как «редкий случай» («У него определенно светлая голова, и он усиленно работает, совсем не так, как другие селяне»); как удачное стечение обстоятельств («Ее, наверное, приняли потому, что на психологическом факультете надо заполнить квоту для сельских жителей»); как требуемое ситуацией («Что еще мог сделать в этой ситуации мелочный крестьянин, как не оплатить ее билет?») или как результат приложения сверхусилий («Студенты-выходцы из села получают лучшие оценки, потому что преподаватели оценивают их крестьянское трудолюбие»). Группы, находящиеся в менее привилегированном положении, в меньшей степени проявляют подобные пристрастия в пользу группы.
Предубеждения и неверное приписывание групповых причин поведения постепенно начинает отражаться в нашем языке, искажая его. Группа итальянских ученых под руководством Энн Маасе обнаружила, что позитивное поведение члена своей группы часто описывается как общая тенденция (например, «Катя всегда поможет на контрольной»). То же самое поведение, демонстрируемое членом «чужой» группы, часто описывается как случайность («Катя позволила кому-то заглянуть в свою тетрадь»).
уподобление
УПОДОБЛ’ЕНИЕ, уподобления, ср. (·книж. ).
1. Действие по гл. уподобить — уподоблять и уподобиться — уподобляться.
2. Риторическая фигура сравнения (лит.).
Три уровня отождествления
От психологии к мистике — часть 4
Сегодня мы повертим в руках еще один кусочек нашей большой мозаики. Речь пойдет о том, что в психологии называется отождествлением. Внимательное рассмотрение этого понятия поможет более ясно ощутить ту стенку, о которую разбиваются все благие намерения в духовном развитии.
К этой проблеме мы уже подходили с разных сторон — вспомните статьи о свободе воли или, например, о поиске своего истинного «Я». В этой статье мы обсудим еще один аспект того же самого психологического явления.
В очередной раз прошу смотреть на предложенные примеры и метафоры как можно шире, не позволяя себе заблудиться в словах.
Что такое отождествление? Психология обычно рассматривает это явление как срастание личности с чем-то внешним по отношению к ней самой. Если в чистом виде личность говорит о себе «Я — это Я», то в состоянии того или иного отождествления формулировка меняется на «Я — это то-то», с указанием чего-то конкретного, с чем произошло срастание.
Естественно, все это происходит незаметно для самого «Я». Отождествление — процесс сугубо бессознательный. «Я» совершенно не замечает того, как начинает вкладывать себя во внешние объекты или ценности. Однажды оно просто обнаруживает, что что-то, казалось бы для него постороннее, вдруг стало жизненно важным, вплоть до того, чтобы поставить ребром вопрос о жизни и смерти.
В абстрактном виде звучит не вполне понятно, поэтому проще показать сущность этого явления на примерах.
[[Продолжение — как глубока кроличья нора]]
((На каком уровне застряли вы?))
Отождествление
со внешними ценностями
Возьмем для пущей наглядности какого-нибудь ярого футбольного болельщика. Что с ним происходит, когда его любимая команда выигрывает? Он испытывает прилив положительных эмоций, он рад победе и горд достижениями команды точно так же, как если бы он сам был ее частью, как если бы он сам забил решающий гол.
А что с ним происходит, когда команда проигрывает? Он на полном серьезе чувствует себя несчастным — он испытывает горе и стыд, как если бы это было его личное поражение, как будто это он дал неправильный пас или собственноручно пропустил гол. Он злится на свою команду потому, что бессознательно чувствует себя соучастником их проигрыша, но не хочет брать на себя за это ответственность.
В этом примере болельщик отождествил себя с командой, за которую болеет. То есть, даже не так: «боление» за команду — это и есть самая примитивная форма отождествления. Для болельщика «Я — это моя любимая команда», «Ее победы — мои победы, ее поражения — мои поражения».
Отсюда же происходят и кровопролитные войны между болельщиками противоборствующих команд, ведь оскорбление «моей» команды — это оскорбление меня самого, а свою честь нужно защищать! То есть, в конечном счете, для болельщика все сводится к его собственному ущербному Эго, а на реальную команду ему в общем-то плевать. Победы и поражения команды он принимает лично и близко к сердцу только потому, что эта команда магическим образом стала тождественна его собственному «Я».
Подобное отождествление — это один из способов избегания сложностей реальной жизни, когда она подменяется вымышленным мирком с простыми правилами и ценностями, где ни о чем не нужно думать, а достаточно только примитивно реагировать по общеизвестной программе.
Отождествление позволяет забыться, погрузиться в иллюзорный мир иллюзорных ценностей, поверить в него всей душой и оставить более сложный реальный мир более реальных ценностей и более реальных проблем далеко позади.
Обратите внимание, что речь идет не о противопоставлении истинного и ложного, реального и нереального, а о БОЛЕЕ реальном и МЕНЕЕ реальном. Это важный момент, потому что отождествление может быть многоуровневым, с погружением в мир иллюзий все глубже и глубже на каждом новом этапе. Например, чтобы «полноценно» отождествиться с футбольной командой, нужно еще до этого пребывать в состоянии определенного отождествления.
Пример с футбольной командой только один из множества возможных. С тем же успехом можно было бы рассмотреть отождествление с партией, с религией, с родиной, с любимой рок-группой или любым другим своим личным идолом. Сотворить себе кумира, а затем защищать его ценой своей жизни, можно из чего угодно и из кого угодно — комментарии к соответствующим статьям тому пример.
Но это все примеры примитивные и потому скучные. Психология щелкает проблему подобного отождествления на раз — к любому психологу можно пойти и он поможет от такого поверхностного отождествления избавиться… было бы желание. Но его-то как раз и нет, потому отождествление возможно только, как бессознательный процесс.
Знать о своем отождествлении — значит уже избавиться от него. Бывает правда и промежуточное состояние, когда человек только догадывается о наличии какого-то отождествления, но не может его окончательно ухватить своим сознанием. Тогда психолог может помочь, но только при одном непременном условии — он сам должен быть свободен от этого самого отождествления. Это важный момент, не упускайте из виду — ниже пригодится.
Избавление от отождествления, когда оно происходит, приносит с собой чувство пробуждения ото сна — как будто пелена с глаз спадает, и человек видит мир в истинном свете. Но как одно отождествление наслаивается на другое, так и освобождение от одного не освобождает от другого. Болельщик может очнуться ото сна и увидеть, насколько шире и богаче мир вне футбола — это приносит ему чувство свободы и счастья, но на более глубоком уровне он так и продолжает спать.
Вопрос для самостоятельного обдумывания: если изначально отождествление происходит из желания сбежать от тревог и трудностей своей обычной жизни, то при каком условии отождествление может быть снято? Что должно изменится в человеке, чтобы ему больше не нужен был этот способ убегания от реальности? — Это вопрос чертовски интересный, поскольку ответ на него укажет на то препятствие, которое удерживает нас от окончательного пробуждения ото всех отождествлений.
Отождествление
со внутренними ценностями
Теперь для полноты картины рассмотрим другие примеры, более глубокого уровня. Но заметьте — как бы глубоко мы не погружались, принцип остается все тот же: при отождествлении то, чем мы являемся, переносится и срастается с тем, чем мы НЕ являемся. И с каждым витком нового отождествления, мы все больше удаляемся от нашего истинного и первоначального «Я» и все более несчастными становимся.
Чтобы опуститься глубже, нам нужно вспомнить, что такое Персона в юнговской модели психики. Можно было бы обойтись и без нее, но тогда придется заново объяснять то, что мы уже подробно обсуждали. Если кто-то тему пропустил, читайте соответствующую статью — Тень и Персона. А здесь напомню в двух словах самую суть.
Есть наша сознательная личность со всеми ее чертами и качествами. Под давлением воспитания, часть своих качеств, которые поощряются родителями и обществом, мы складываем в стопочку под названием «Персона», а все остальные прячем с глаз долой в сундук под названием «Тень». Таким образом получается, что Персона содержит те наши врожденные и приобретенные качества, которые позволяют нам получать всеобщее одобрение. Персона — это наша маска, подставная личность, первоначальная задача которой обмануть окружающих и получить от них любовь, признание и прочие бонусы.
Персона содержит в себе наш характер, который мы десятилетиями взращивали и оттачивали, наши идеалы, наши драгоценные принципы, вызывающие восхищение в чужих глазах. Персона — это ложь всей нашей жизни, которую мы возводим в высшую ценность, называя это своей индивидуальностью и уникальностью.
Но до тех пор, пока мы врем только окружающим, ничего страшного не происходит. Проблемы начинаются тогда, когда мы сами начинаем верить в свою ложь, когда маска перестает быть маской и становится лицом — то есть, когда мы отождествляемся со своей Персоной. Так происходит погружение в мир ценностей того социума, в котором Персона была сформирована.
С этого момента человек начинает искренне верить в абсолютное значение социальных ценностей — той условной системы координат, которая определяет, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в рамках данного конкретного социума.
На этой почве и возникают все самые серьезные социогенные неврозы, поскольку всякий внутренний конфликт в своей основе имеет как раз столкновение абсолютных ценностей с условными. Когда отождествления с условными ценностями нет, абсолютные легко берут верх в любом споре, и человек безо всяких внутренних терзаний живет в согласии со своей природой. Но когда отождествление уже случилось, условные ценности набирают достаточный вес, чтобы давление в психическом паровом котле резко начало расти. Последствия очевидны.
Здесь начинается вотчина глубинной психологии, и сюда заглядывает уже далеко не каждый психолог. А еще более «не каждый» может помочь решить проблемы этого уровня. Выше было сказано именно об этом — чтобы помочь другому человеку преодолеть отождествление, психолог сам должен быть от него свободен, иначе все его слова и изощренные технические приемы не будут иметь никакого толка.
Отсюда следует вывод, с которым далеко не всем психологам будет легко согласиться: чтобы по-настоящему эффективно лечить социальные неврозы, психолог должен сам находиться вне социальной системы координат. В противном случае, все его действия будут только еще больше усугублять социальное отождествление у пациента. А значит почва для возникновения новых внутренних конфликтов будет только укрепляться, а значит вместо лечения, пациенту будет нанесен только вред…
Именно этот момент ставит под большое сомнение современные психотерапевтические технологии вроде того же НЛП — одно дело уметь трансформировать и перепрограммировать сознание, и совсем другое — знать, в каком направлении это следует делать. Какими бы эффективными техниками психолог не владел, конечный результат его работы зависит от того, смотрит ли он на ситуацию пациента с более высокой орбиты или же он сам вовлечен в те же самые иллюзии.
Это был второй уровень отождествления. Не самый сложный, но на нем и так срезается подавляющее большинство искателей истины. А есть и еще более глубокий уровень, о котором те же искатели догадываются, но который им никоим образом не светит, пока не будут пройдены и оставлены далеко позади более простые уровни отождествления.
Божественный гипноз
И снова рассмотрим простой пример. Когда мы спим и видим яркий сон с четким последовательным сюжетом, мы принимаем все в нем происходящее за чистую монету — искренне переживаем, искренне радуемся и искренне страдаем. И только после пробуждения мы с радостью или печалью понимаем, что это был всего лишь сон.
В состоянии сновидения мы полностью отождествлены с нашим персонажем, даже если он не похож на нас «настоящих». А поскольку внешний мир есть интерпретация объективной реальности субъективным воспринимающим аппаратом, то отождествление с этим самым аппаратом приводит к стойкой иллюзии, что интерпретация — это и есть объективная реальность. Надеюсь, не слишком сложно получилось, но если не понятно, то и ладно… не все сразу, значит.
Так вот, сновидец искренне верит в ту картину, которая перед ним разворачивается, и все-таки мы точно знаем, что сон — это только сон, загадочная игра нашего разума. Сон заканчивается, и мы просыпаемся в реальном мире.
Эта аналогия и приводит нас к третьему уровню отождествления — к отождествлению с нашей личностью, с нашим телом, с нашими мыслями и чувствами, с нашими желаниями, надеждами и ожиданиями, с нашими горестями и радостями, с нашими победами и поражениями… с тем, что мы на самом глубоком уровне — вне всяких ролей и масок — привыкли считать собой.
То самое «Я», которое мы видим даже в самой глубине своей души — это всего лишь сновидец, с которым мы сейчас безнадежно отождествлены. А окружающий мир кажется нам таким осязаемо реальным только потому, что таков уж воспринимающий аппарат нашего сновидца. И вся трагедия этой ситуации в том, что проснуться ото сна практически невозможно до тех пор, пока сохраняется вера в его реальность, а еще большая трагедия в том, что сновидец вовсе не хочет просыпаться — он хочет, чтобы сон продолжался, потому что пробуждение равносильно смерти сновидца и действительно является таковой.
Наше «Я» до смерти боится настоящего пробуждения, поэтому весь духовный поиск так легко превращается в погоню за собственным хвостом — «Как избавиться от собственного Я, не избавляясь при этом от собственного Я?» И поэтому так абсурдны всякие попытки просветлеть по собственной доброй воле.
И все-таки окончательное пробуждение время от времени происходит — с разными людьми и по всему свету. Иногда, кажется, что пробуждение случается в следствие целенаправленной духовной практики — тогда возникает иллюзия, что повторение той же самой практики приведет к повторению результата. Иногда, кажется, что пробуждение случается вопреки всякой практике и вообще всякой духовности, и тогда кажется, что это чисто игра случая.
Теоретически, если предыдущие выкладки более-менее верны, можно предположить, что пробужденный человек может помочь проснуться тому, кто еще спит. Но даже на уровне психологии и первых двух уровнях отождествления все зависит не только от психолога, но и от готовности пациента проснуться и воспринять более широкую картину мира, сохранив при этом целостность своего сознания.
Так что же тогда предшествует окончательному пробуждению? Какого рода готовности ждет от нас Бог, природа или судьба? Какой путь предстоит пройти, прежде чем не останется ничего другого, кроме как проснуться?
Возможно, подсказка скрывается в ответе на вопрос о том, что предшествует пробуждению от сна социального. Поищите ответ сами. Но верна ли вообще вся эта гипотеза, я не знаю.