что значит отроковица по церковному
Отроковица
Смотреть что такое «Отроковица» в других словарях:
отроковица — См. малолеток. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отроковица женщина, малолеток; отрочица, подросток, юница, девочка, девушка Словарь русских … Словарь синонимов
отроковица — и устарелое отроковица … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ОТРОКОВИЦА — ОТРОКОВИЦА, отроковицы, жен. (устар. и ритор.). женск. к отрок; девочка подросток, среднего возраста между младенцем и девицей. «Британской музы небылицы тревожат сон отроковицы.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОТРОКОВИЦА — ОТРОКОВИЦА, ы, жен. (устар.). Девочка подросток. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
отроковица — ОТРОКОВИЦ|А (107), Ѣ (А) с. Девочка, молодая девушка: ѡтроковиц˫а же кѹпьно помазана съдрава вс˫а бы(с). (ἡ… παῖς) ЖФСт к. XII, 145 об.; заповѣдающе отъселѣ. свою братанѹ на бракъ обьщени˫а. съвъкѹплѧющю… или дъвѣма отроковицѧма сестрама оц҃а и… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
Отроковица — Подросток юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно национальных особенностей, а также пола (от 12 14 до 15 17 лет). В… … Википедия
отроковица — отроков’ица девица в возрасте 16 18 лет … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Отроковица — ж. устар. Девочка подросток среднего между ребёнком и девицей возраста. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
отроковица — отроковица, отроковицы, отроковицы, отроковиц, отроковице, отроковицам, отроковицу, отроковиц, отроковицей, отроковицею, отроковицами, отроковице, отроковицах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Кто такой отрок и какой у него возраст в православии
В православных традициях есть разделение на возрастные категории человека. В христианстве считается, что с 7 лет ребенок может нести за свои решения ответственность и отвечать за них перед Богом. Период от 7 до 14 лет называется отрочеством.
История святых отроков в Христианстве
Существует предание, по которому людям известна история о семи святых отроках, которые пострадали за веру в Иисуса Христа и не отреклись от него.
Имена этих мальчиков:
Предание гласит о том, что эти мальчики с самого детства находились на военной службе, происходили эти события в III веке. Однажды в Ефес приехал император Декий, который начал гонения на христиан и приказал всем жителям города прийти на площадь и принести жертву богам язычества. За ослушание своего приказа, император обещал кровавую расправу.
Многие христиане отказались приносить жертвы, в том числе и семь отроков, которые попали к Декию по доносу. Император лишил их военных поясов и ушел в поход, тем самым дав им время на раздумья и перемену своего решения. Но мальчики не отреклись от Господа и ушли жить в пещеры.
Интересно! В житие отроков Эфесских зафиксировано чудо о том, что юноши не умерли, а заснули. Через 200 лет при строительных работах в пещерах, рабочие обнаружили спящих людей, которые очнулись, как от обычного сна и не понимали, что прошло уже столько лет и в мире все изменилось, прошли гонения на христиан.
После того как местный Епископ понял что стал свидетелем Божественного чуда, отроки вновь заснули навсегда.
Ребенка, какого возраста можно назвать отроком
В православии возрастной переход от младенчества к отрочеству принято считать с 7 лет, продолжается этот период до 14 лет.
О детях в православии:
До наступления 7-летнего возраста малыш пребывает под полной ответственностью родителей и считается, что даже самостоятельных мыслей до этого момента у него не бывает. За грехи младенца, если таковые случаются, несут ответственность крестные родители. С 7 лет ребенок может понимать «что такое хорошо, а что такое плохо», то есть осознанно совершать какие-то грехи.
Важно! Многие священнослужители выражают мнение, что отрочество с 7 до 14 лет — условный период. Все дети развиваются с разной скоростью, нравственное взросление тоже наступает в индивидуальном порядке.
Установление возраста, в котором человек уже может исповедоваться перед Господом, основывается на достижениях нравственного воспитания ребенка. Моральная ответственность за свои поступки может появиться у человека в любом возрасте, не обязательно, что это произойдет именно в 7 лет.
О ЦЕРКОВНЫХ ЗАПИСКАХ
Зачем в храмах пишут записки?
Записка о здравии и упокоении – это разновидность общей молитвы, усилие помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви.
Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь ему известно, какая помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.
Как правильно написать в храме записку?
Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10-15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».
Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии за тех людей, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.
Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное при Крещении.
Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?
В записках пишу только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егора в Крещении нарекают именем Георгий; Светлана нарекается обычно Фотинией в честь святой преподобной Фотинии Палестинской или Фотиной в честь мученицы Фотины Самаряныни; Оксана – Ксенией в честь святой преподобной Ксении или блаженной Ксении Петербургской.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.
Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.
Что такое «заказная обедня»?
Народные названия не всегда точно обозначают суть явлений, событий, предметов. Обедней в народе называют Литургию – по времени ее совершения и по обычаю древних христиан после Литургии собираться на совместную трапезу. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки подаются в алтарь до начала службы, прочитываются поименно, с изъятием частиц из просфор на проскомидии, подготовительной части Литургии, затем эти имена молитвенно произносятся на ектении во всеуслышание диаконом, повторяются у престола священником (если нет диакона, то только священником), а после Литургии еще поминаются о здравии на молебне и о упокоении на панихиде.
Однако в разных храмах и практика поминовения по запискам может быть различной.
Что такое сорокоуст и как его заказать?
Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.
Что такое годовое, полугодовое поминовение?
Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).
Что такое вечное поминовение?
Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.
«Совет превечный открывая Тебе, Отроковице»
Комментарий на стихиру Благовещения Пресвятой Богородицы
Дни празднования Благовещения мы часто встречаем в течение святой Четыредесятницы. Седмичные богослужения Постной триоди не имеют праздничных знаков и совершаются особым чином. Праздничные богослужения редки, и поэтому с особой радостью мы подходим к их совершению. Суббота Акафиста, Лазарева суббота, Вход Господень во Иерусалим и праздник Благовещения особенно ярко отражаются в церковной жизни каждого христианина.
В русской богослужебной традиции праздник Благовещения твердо закреплен за 25 марта / 7 апреля. И только устав совершения праздника каждый год изменяется – указания на это приводят так называемые «Марковы главы» Типикона.
Но от устава и датировок стоит перейти к сути праздника. Воспоминание событий Благовещения началось еще в первые века христианства. Особое почитание этого дня сложилось во всех древних Церквях, что отразилось и в святоотеческом учении, и в многочисленных гимнографических текстах, посвященных этому событию.
В начале праздничных служб, на вечерне Благовещения, поют стихиру, которая особенно выделяется в русской богослужебной традиции. Текст данной стихиры небольшой, но чрезвычайно точно и торжественно передает суть праздника:
«Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная, радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая, радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде, радуйся, Божественная стамно манны, радуйся, разрешение клятвы, радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь» [3] .
Греческий оригинал стихиры таков:
Приведем русские переводы стихиры.
Протоиерей Владимир Успенский:
Митрополит Иларион (Алфеев):
Предвечный замысел Троицы
Представлена эта стихира в знакомом каждому православному христианину виде. Первая повествовательная часть и вторая – прямая речь – вместе образуют текст, напоминающий икосы акафиста.
Сначала обратимся к первой части. Как кажется, в ней и сосредоточен основной замысел. Первое слово «Совет» в греческом оригинале представлено словом «βουλή», что имеет много схожих значений, но сейчас проанализируем слово «замысел». Стоит оно в винительном падеже, а значит, Архангел Гавриил открыл Деве Марии замысел о Ней. Но какой замысел? Замысел предвечный.
В этой повествовательной части отражается событие, описанное в первой главе Евангелия от Луки (см.: Лк. 1: 26–38). В шестой месяц по зачатии Иоанна Предтечи послан был Гавриил в город Назарет к Деве Марии, чтобы возвестить Ей, что через Нее родится Господь Бог. Замысел предвечный – тот, который был до того, как что-либо начало быть, и через данный замысел все и начало быть. Замысел этот и есть Сам воплотившийся Христос, как говорит святой евангелист Иоанн: «Слово было Бог» (Ин. 1: 1).
Начало Нового Завета
Так что же празднуем мы в этот день? Первый стих, первое слово стихиры говорят нам: мы празднуем начало Нового Завета!
В этот день мы празднуем начало Нового Завета
Поэтому в древней традиции Церкви первый день творения и день Благовещения празднуются одновременно.
Как же восхвалять нам Ту, Которой все это Таинство совершилось? Как воспевать нам в словах то, что превосходит разумение ангела? Перенесемся на девять месяцев вперед и произнесем слова задостойника Рождества Христова:
Благословенная Богородица
«Радуйся, земле ненасеянная!» – необычное наименование Богородицы. У пророка Иеремии мы встречаем слова:
«Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер. 2: 2).
«Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит.
«Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит
Дева принимает Самого Бога во чреве, рождает и Девой до нынешнего дня пребывает. Свершается то, что было открыто в пророчестве Моисею:
«Мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова» (Лк. 20: 37). Спаситель в мир приходит.
«Радуйся, глубино неудобозримая!»:
«Радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде!»: выше уже говорилось о Моисее. Теперь же вспомним слова патриарха Иакова, во сне видевшего лестницу Небесную – прообраз Боговоплощения:
«Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28: 17).
«Радуйся, разрешение клятвы! Радуйся, Адамово воззвание!»: этими словами заканчивает свои приветствия гимнограф. В мир через Деву Марию приходит Спаситель людей, Спаситель рода Адама, Он разрушит клятву – проклятие рода нашего.
Благовещение – начало, «главизна» нашего спасения. Вознесем хвалебные песни Богу, нас ради воплотившемуся, прославим и Пречистую Его Матерь Марию Деву, воспевая: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» (Лк. 1: 28).
[1] Ванюков С.А., Желтов М.С., Фельми К.Х. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 255.
[2] Лебедев Д., священник. Почему праздник Пасхи 25 марта называется «Кириопасха»? // Богословский вестник. 1905. Т. 2. № 5. С. 118–128.
[3] Минея. Март. М., 2002. С. 178.
[5] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 126.
[6] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. 2. М., 2009. С. 518.
[7] Козлов М., протоиерей. Учение святого Иоанна Дамаскина о Пресвятой Богородице // Иоанн Дамаскин, преподобный. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997. С. 230.
[9] Турилов А.А., Никифорова А.Ю. и др. Акафист // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 375.
[10] Триодь постная. Ч. 1. М., 2002. С. 329.
[11] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. С. 136–137.
[12] Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. М., 1861. С. 344.
[13] Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение псалмов. Т. 2. М., 2004. С. 248.
Отроковица
Подро́сток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет).
См. также
Ссылки
Жизнь человека (онтогенез)
0—2 дня
и до рождения
после рождения
(С 3 лет — начало боязни темноты,
До 3—4 лет — выработка
социоадаптационных рефлексов
(испражнения),
В 3 года — самоосознавание,
До 5—6 лет — импритинг,
непроизвольное запоминание)
(окончание боязни темноты)
полового созревания)
способностей к продолжению рода
продолжению рода
(рекорд — к 122 годам)
Полезное
Смотреть что такое «Отроковица» в других словарях:
отроковица — См. малолеток. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отроковица женщина, малолеток; отрочица, подросток, юница, девочка, девушка Словарь русских … Словарь синонимов
отроковица — и устарелое отроковица … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ОТРОКОВИЦА — ОТРОКОВИЦА, отроковицы, жен. (устар. и ритор.). женск. к отрок; девочка подросток, среднего возраста между младенцем и девицей. «Британской музы небылицы тревожат сон отроковицы.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОТРОКОВИЦА — ОТРОКОВИЦА, ы, жен. (устар.). Девочка подросток. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
отроковица — ОТРОКОВИЦ|А (107), Ѣ (А) с. Девочка, молодая девушка: ѡтроковиц˫а же кѹпьно помазана съдрава вс˫а бы(с). (ἡ… παῖς) ЖФСт к. XII, 145 об.; заповѣдающе отъселѣ. свою братанѹ на бракъ обьщени˫а. съвъкѹплѧющю… или дъвѣма отроковицѧма сестрама оц҃а и… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
отроковица — отроков’ица девица в возрасте 16 18 лет … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Отроковица — ж. устар. Девочка подросток среднего между ребёнком и девицей возраста. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
отроковица — отроковица, отроковицы, отроковицы, отроковиц, отроковице, отроковицам, отроковицу, отроковиц, отроковицей, отроковицею, отроковицами, отроковице, отроковицах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Отроковица — девочка от 7 до 15 лет … Краткий церковнославянский словарь