что значит оценка пенсионных прав

Заблаговременный анализ пенсионных прав и их корректировка – новая услуга ПФР

Пенсионный фонд России активно реализует национальный проект «Цифровая экономика», который направлен на переход к качественно новому уровню взаимодействия с гражданами при предоставлении государственных услуг.

что значит оценка пенсионных прав. Смотреть фото что значит оценка пенсионных прав. Смотреть картинку что значит оценка пенсионных прав. Картинка про что значит оценка пенсионных прав. Фото что значит оценка пенсионных правО том, как получить информацию о накопленных на индивидуальном лицевом счете пенсионных правах и возможности их корректировки, в интервью с начальником отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Отделения Пенсионного фонда России по Алтайскому краю Юлией Барсуковой.

— Юлия Викторовна, что вбирает в себя понятие «пенсионные права»? Как и где можно узнать о том, как именно они сформировались?

— Пенсионные права – это совокупность значимых фактов о стаже, заработке и иных периодах, влияющих на размер страховой пенсии и сформированных гражданином за всю свою трудовую и (или) иную деятельность. Важным условием является уплата страховых взносов с полученных в ходе такой деятельности доходов.

Кроме традиционных стажа и заработка до 2002 года к ним относятся – периоды службы по призыву для мужчин, периоды ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, периоды получения пособия по безработице, периоды ухода за нетрудоспособными.

Узнать о своих пенсионных правах можно в выписке из индивидуального лицевого счёта (ИЛС), которая формируется на портале госуслуг, в Личном кабинете, а также получить ее можно в офисах МФЦ либо в клиентской службе Пенсионного фонда.

— Необходимы разъяснения про ЕСИА. Что это такое? Как зарегистрироваться там и где можно подтвердить свою учётную запись? И для чего?

— ЕСИА расшифровывается как единая система идентификации и аутентификации. Данная система обеспечивает пользователю по одной единой записи получать доступ к множеству значимых государственных информационных систем, будь то личный кабинет Пенсионного фонда России (ПФР) или личный кабинет Фонда социального страхования (ФСС).

Зарегистрироваться в ЕСИА необходимо на сайте госуслуг, пройдя регистрацию по номеру мобильного телефона или адреса электронной почты.

Получив SMS или ссылку в информационном сообщении по указанным реквизитам, заполнив данные о СНИЛС и паспорте, пользователь получает стандартную учетную запись. Чтобы сделать ее подтвержденной и получить доступ к множеству госуслуг, необходимо подтвердить личность. Центрами обслуживания ЕСИА являются – клиентские службы ПФР, МФЦ и интернет-банки, такие как Сбербанк, Почта Банк, ВТБ. Вообще, полный список Центров обслуживания ЕСИА также отражен на портале госуслуг.

— Как часто следует проверять свой индивидуальный лицевой счет?

— Это достаточно делать один раз в год – после 1 марта, поскольку до указанной даты страхователи представляют в органы ПФР информацию о страховом стаже работающих у них лиц за истекший год.

— Что делать, если какие-либо сведения не учтены? Я, к примеру, зашел, проверил свой индивидуальный лицевой счет, но вдруг увидел, что там не вся информация…

— Пенсионный фонд России в целях совершенствования пенсионного обслуживания граждан и для придания завершенного вида работе по уточнению сведений о пенсионных правах, содержащихся в системе персонифицированного учета, на основании обращения застрахованных лиц в 2020 году инициировал и ввел в перечень предоставляемых им государственных услуг новую услугу под наименованием «Государственная услуга по приему от застрахованных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в соответствии с административным регламентом от 19.02.2020 г. № 117п.

Заявление можно подать в клиентскую службу ПФР по месту жительства с приложением подтверждающих документов. Органы Пенсионного фонда в обязательном порядке проведут проверку достоверности сведений.

— Как долго рассматривается заявление о корректировке?

— В течение 10 рабочих дней. При необходимости этот срок может быть продлен не более чем на 3 месяца, в случае, если необходимо запросить документы из других органов.

— Как быть, если организация, которая предоставила неполные сведения о стаже, в настоящее время ликвидирована?

— При наличии подтверждающих документов, представленных заявителем, либо подтверждения госорганов о наличии фактов об осуществлении трудовой деятельности органы ПФР самостоятельно выносят решение о корректировке индивидуального лицевого счета.

— Юлия Викторовна, тема, которую мы сегодня с вами обсуждали, требует всегда разъяснений для наших земляков. Куда жители региона могут обращаться, если у них еще остались вопросы?

— На телефон Единого регионального контакт-центра Пенсионного фонда – 8 800 600 0000.

Источник

О заблаговременной оценке пенсионных прав

Отделение ПФР по Тамбовской области обращает внимание, что граждане предпенсионного возраста могут пройти заблаговременную оценку пенсионных прав в территориальном органе ПФР.

При обращении за получением услуги по заблаговременной оценке пенсионных прав гражданам необходимо представить все имеющиеся у них документы, подтверждающие их пенсионные права (документы о периодах работы, учебы, сведения о детях и т.д.).

Специалисты проведут правовую оценку документов о стаже и заработной плате (проверят правильность заполнения трудовой книжки, выданных справок о стаже и заработной плате), сформируют индивидуальный лицевой счет для назначения пенсии. В дальнейшем граждане, достигнув возраста выхода на пенсию, могут направить заявление о назначении страховой пенсии по данным индивидуального лицевого счета в электронном виде, без посещения органов ПФР и предоставления документов.

В рамках работы по заблаговременной оценке пенсионных прав специалисты оказывают содействие гражданам в получении недостающих документов. Например, справок, подтверждающих периоды работы, в том числе уточняющих особые условия труда, справок о заработной плате, о периодах прохождения военной службы, справок из учебных заведений и т.д. Для этого территориальный орган ПФР самостоятельно направляет запрос в адрес работодателей, архивные учреждения, а также в другие компетентные органы. При этом заявление от гражданина об оказании содействия в истребовании документов не требуется.

Зачастую, граждане обращают внимание на состояние своих документов, необходимых для назначения пенсии, непосредственно в момент обращения в Пенсионный фонд за ее оформлением. Это может повлиять на сроки назначения выплат, так как требуется время для сбора всех необходимых данных. Поэтому рекомендуем жителям нашего региона заранее озаботиться своей будущей пенсией и заблаговременно обратиться в органы ПФР для оценки их пенсионных прав, лучше это сделать за 2 года до наступления права на страховую пенсию.

Справочно: Если будущий пенсионер работает в организации, заключившей соглашение об электронном информационном взаимодействии с ПФР, то документы для заблаговременной оценки пенсионных прав с его согласия могут быть направлены в ПФР страхователем в электронном виде по защищенным каналам связи. При этом документы на бумажном носителе в Пенсионный фонд гражданину представлять не нужно.

Группа по взаимодействию со СМИ

ОПФР по Тамбовской области

«горячая линия» 8-800-600-07-54

Источник

Что значит оценка пенсионных прав

Статья 30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

(введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

1. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

3. При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

(в ред. Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом.

4. Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Источник

Все о пенсиях

В соответсвии с пунктом 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд (по 2001 г. включительно)на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Статья 15 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает установления повышенной базовой части трудовой пенсии в связи с достижением возраста 80 лет лицам, являющимся получателями пенсии по инвалидности 2 группы. Так как повышенная базовая часть может быть установлена только к пенсии по старости, при наличии не менее 5 лет страхового стажа пенсионеру следует обратиться с заявлением в территориальное Управление Пенсионного фонда по месту жительства о переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по старости.

Пунктом 6 статьи 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено право членам семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, которые сами получают какую- либо пенсию, перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Для реализации этого права необходимо, чтобы член семьи умершего кормильца относился к кругу лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца признается, в частности, супруг (супруга) умершего кормильца, если он (она) достиг возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности.
Таким образом, супруг умершего кормильца, получающий трудовую пенсию по старости, может перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, при условии, если помощь умершего кормильца была для него постоянным и основным источником средств к существованию.
В качестве документов, подтверждающих, что помощь умершего кормильца была постоянным и основным источником средств к существованию, могут быть представлены справки жилищных органов или органов местного самоуправления о нахождении обратившегося члена семьи на иждивении умершего, справки о доходах всех членов семьи, иные документы, содержащие требуемые сведения.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оценивает сведения, содержащиеся в представленных документах, и приходит к выводу о том, являлась ли помощь умершего кормильца для обратившегося члена семьи постоянным и основным источником средств к существованию или нет.
В случае, если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не имеет возможности сделать вывод о том, что помощь умершего кормильца для обратившегося члена семьи умершего кормильца являлась постоянным и основным источником средств к существованию, данный факт может быть подтвержден в судебном порядке.

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 173- ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответсвующей трудовой пенсии, по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности. Под осуществлением работы «не менее чем в течение 12 полных месяцев» понимается период времени со дня назначения или предыдущего перерасчета продолжительностью не менее 12 полных месяцев. Следовательно, в указанном периоде продолжительность периодов работы может быть и менее 12 полных месяцев. При этом за данные месяцы должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Из вышеизложенного следует, что право на перерасчет страховой части трудовой пенсии возникает только спустя год после назначения пенсии или ее перерасчета с учетом страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.14 и ст. 15 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2002 г. предусмотрено право на повышение базовой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности с учетом иждивенцев независимо от того, работают родители или нет. Повышенная базовая часть может быть установлена в данном случае к пенсиям обоих родителей.
До 01.01.2002 г. в соответствии с Федеральным законом № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» к пенсии по старости и по инвалидности начислялась надбавка на иждивенцев, при этом данная надбавка устанавливалась к пенсии одного из неработающих родителей.

Социальная пенсия ребенку инвалиду назначается на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Согласно ст. 23 указанного Закона пенсия назначается с 1- го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее независимо от вида пенсии.

В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2- П о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж полностью либо частично.
Период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, согласно пункту 21 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, и 78.1 Закона РСФР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
Таким образом, в рамках Постановления Конституционного суда от 29.10.2004 г. № 2-П может быть применено Разъяснение от 22.05.1996 г. № 5 и период отпуска по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года может быть включен в специальный (льготный) стаж.
После 06.10.1992 г. период отпуска по уходу за ребенком в специальный (льготный) стаж не включается

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» установлено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.

Указанные категории страхователей могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование только после внесения соответствующих дополнений в Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 9 указанного Федерального закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в частности, дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрены случаи, когда трудовая пенсия по случаю потери кормильца не может быть назначена нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения. К таким случаям законодатель относит: обучение в образовательных учреждениях дополнительного образования, а также в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, без направления на обучение. Каких-либо других ограничений в праве на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в отношении указанных лиц законодатель не предусматривает.
Учитывая вышеизложенное, дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, до достижения ими возраста 23 лет, могут реализовать право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если после окончания колледжа или института они обучаются в другом колледже или институте по очной форме обучения.

В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц исчисляется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
При этом согласно пункту 12 указанной статьи при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок подтверждения, а также увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002.
В соответствии со статьей 100 действовавшего до 01.01.2002 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.03.1997 № 52-ФЗ) в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьёй 89 данного Закона, на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Виды выплат, на которые не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
Наряду с указанными выплатами в заработок для исчисления пенсии включаются три вида выплат, не связанных с выполнением работ, на которые страховые взносы не начисляются. К ним относятся: денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы (статья 90 данного Закона); пособие по временной нетрудоспособности; стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 названного Закона).
В соответствии с Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.1997 № 546, страховые взносы не начисляются в т.ч. на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, исключая вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также исключая вознаграждения по авторским договорам.
Таким образом, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации начисляются на суммы авторского гонорара, которые выплачиваются работодателями – предприятиями, учреждениями, организациями за выполненную автором работу.
При этом впервые уплата организациями страховых взносов на государственное социальное страхование с сумм авторского гонорара в соответствии с Порядком уплаты страховых вносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденным постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 № 556-1, стала производиться с 01.01.1991.
Учитывая изложенное, при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 в составе заработка могут быть учтены суммы авторского гонорара, но не ранее, чем с 01.01.1991.
Что касается сумм, выплаченных за использование созданного авторского произведения, то они не носят характер оплаты труда и на них не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, и, следовательно, указанные суммы не могут быть учтены в составе заработка при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002.

Порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2001 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал определен статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 12 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Исходя из положений статей 100 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом статьей 102 названного Закона определены периоды, за которые определяется средний заработок застрахованного лица при назначении пенсии: 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Вместе с тем, в отличие от раннее действовавших положений пенсионного законодательства, нормами статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ закреплена возможность исчисления среднего заработка застрахованного лица за 24 месяца только за конкретный период времени, а именно за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета.
Таким образом, при осуществлении оценки пенсионных прав во внимание могут быть приняты выплаты, в том числе и премии, полученные в период работы, за который подсчитывается среднемесячный заработок пенсионера (за 60 месяцев подряд или за 2000 – 2001 г.).
Учитывая изложенное, премия за 3 квартал, выплаченная после увольнения (в декабре 1992 г.), не является выплатой, полученной в период работы, за который определяется среднемесячный заработок застрахованного лица (с сентября 1987 года по август 1992 года) и, следовательно, указанная премия не может быть принята во внимание при осуществлении оценки пенсионных прав.

Статьей 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) установлен порядок определения размера трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 21 указанной статьи при назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 названного Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 данной статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с 01.01.2002 и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Таким образом, положение пункта 21 статьи 14 названного Федерального закона, предусматривающее сокращение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, не может применяться в отношении граждан, которые до переселения на территорию Российской Федерации являлись получателями пенсии по старости.

Условия назначения социальной пенсии определены статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 3 указанной статьи детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ определено, в каких случаях производится перерасчет размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а в каких – перевод с одного вида пенсии на другой. Согласно указанному пункту перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
При потере второго родителя ребенком, являющимся получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца за одного родителя, меняется его категория как нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, что является основанием для перерасчета размера указанной пенсии. При этом условия назначения социальной пенсии не изменяются.
Это означает, что при потере второго родителя по соответствующему заявлению пенсионера производится перерасчет размера социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ в связи с изменением категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца со срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 указанного Федерального закона, т.е. с 1 го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии.
С учетом изложенного, ребенку, являющему получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца за умершего отца с 28.11.2008 и обратившемуся за указанной пенсией в связи с потерей обоих родителей 15.05.2009 (мать умерла в апреле 2009 г.), следует произвести перерасчет размера социальной пенсии по случаю потери кормильца с 01.06.2009.

Согласно пункту 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные решения, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Это означает, что при предоставлении пенсионером решения суда, вступившего в законную силу, его исполнение территориальным органом ПФР является обязательным. В ситуации, приведенной в обращении, гражданка С. обратилась в территориальный орган ПФР для установления единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 247 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Великой отечественной войне 1941-1945 годов», представив решение Горномарийского районного суда, вступившее в законную силу 1 марта 2011 года, в котором факт состояния заявительницы в фактических брачных отношениях доказан и в резолютивной части решения суда установлен «факт состояния гражданки С., 10 октября 1921 года рождения, в фактически брачных отношениях с Б., 23 ноября 1914 года рождения, умершим 5 ноября 1994 года, с 1941 года до момента его смерти».
Учитывая изложенное, территориальный орган ПФР обязан принять к производству данное решение суда в качестве документа, подтверждающего брачные отношения, в целях оформления пенсионного обеспечения и других социальных выплат, в частности, для установления С. единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 247 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Великой отечественной войне 1941-1945 годов».

Вопросы установления компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет, в настоящее время регулируются Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».
Право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с указанными нормативными правовыми актами имеют неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами.
Согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации лица, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, относятся к категории трудоспособных лиц.
Вместе с тем, в соответствии с нормами статьи 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, считаются занятыми и по этой причине указанных граждан не ставят на учет в органах службы занятости населения.
Зачастую указанным лицам отказывают в выдаче справок о неполучении ими пособия по безработице, необходимых для назначения компенсационной выплаты.
В этой связи в период обучения по очной форме в образовательном учреждении лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным гражданином, взамен справки органа службы занятости населения может представить справку образовательного учреждения, косвенно подтверждающую, что он не получает пособие по безработице.
Вместе с тем, справка образовательного учреждения действительна до даты окончания образовательного учреждения.
Поскольку после указанной даты гражданин в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 не считается занятым и может быть поставлен на учет в органе службы занятости населения, осуществление компенсационной выплаты может быть продолжено на основании соответствующей справки органа службы занятости населения.

В соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 727/831/165н, выдача удостоверения нового образца предусмотрена членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, указанным в части второй статьи 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.е. членам семей лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах.
Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», регулирующий вопросы назначения пенсий по случаю потери кормильца членам семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе супругам, не устанавливает зависимость права на указанную пенсию от года участия умершего кормильца в названных работах.
В этой связи при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца документами, подтверждающими участие умерших граждан в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1988-1990 годах, могут служить:
— удостоверение российского образца умершего участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, выданное ему уполномоченными органами;
— первичные либо архивные документы об участии в выполнении работ в зоне отчуждения в 1988-1990 годах, в том числе при наличии удостоверения союзного образца;
— решение суда об установлении юридического факта участия умершего кормильца в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1988-1990 годах.
Поскольку в рассматриваемой ситуации А. не располагает соответствующими удостоверениями, участие ее умершего супруга в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС может быть подтверждено в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 3 письма Минсоцзащиты России от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР», зарегистрированного в Минюсте России 21.02.1994 № 497, документы, выданные на иностранных языках в государствах – участниках Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, принимаются для назначения пенсии при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
Из материалов пенсионного дела гражданки М. усматривается, что трудовая пенсия по старости ей установлена с учетом заработка по справке о заработной плате от 27.09.2002 № 17, выданной на территории Республики Узбекистан. Справка оформлена в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержит все необходимые реквизиты. При этом перевод штампа и печати выполнен представителем Национальной авиакомпании Республики Узбекистан в г. Хабаровске, верность перевода заверена ведущим консультантом отдела переводов Дальневосточной торгово-промышленной палаты.
В соответствии с положениями статьи 81 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-1 нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
В рассматриваемой ситуации перевод штампа и круглой печати на представленной справке не может быть принят к производству, т.к. подлинность подписи переводчика не засвидетельствована нотариусом.
Учитывая изложенное, территориальному органу ПФР следует разъяснить гражданке М. о требованиях к переводу на русский язык документов, представленных для назначения пенсии на иностранном языке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, а также круг умерших кормильцев, за которых устанавливается указанная пенсия, предусмотрены статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Так, нетрудоспособным членам семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, назначается пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии с нормами пункта 3 статьи 17 Закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ пенсия по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), устанавливается в размере 250 процентов от социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 названного Закона.
При этом для права на исчисление размера пенсии по случаю потери кормильца в указанном размере положения Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ не содержат условия, что оба родителя должны относиться к гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы.
В связи с изложенным ребенку, потерявшему обоих родителей, один из которых являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению может быть установлена в размере 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Это правило относится к обучающимся как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях профессионального образования.
Программы высшего профессионального обучения реализуются в университетах, академиях, институтах. Согласно статье 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;
— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».
Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
Законодатель разъясняет, что получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования. Следовательно, продолжение студентом образования по программе последующей ступени, также дает право на установление повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии.
Что касается срока, с которого следует восстановить повышенную базовую часть трудовой пенсии, то в данном случае следует применять положения подпункта 2 пункта 3 статьи 22 Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, т.е. с 1.01.2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *