что значит панчи в рэпе
Панч, панчлайн что это такое означает
Панч — это термин рэп-культуры, встречающийся в тексте соперничающих в баттлах МС и комментариям к ним. Интуитивно понятно, что эти словом обозначается ироничный или оскорбительный выпад в сторону оппонента.
Задачи и цели панчей
На английском языке, который по праву можно считать родным для рэпа и хип-хопа слово панч пишется punch, что означает «удар кулаком». Действительно, основная задача панча — ранить словом посильнее, оскорбить, вывести соперника из себя, заставить чувствовать дискомфорт и нервничать.
В рэп-терминологии существует ещё одно близкое по смыслу с панчами понятие. Чтобы разобраться, что значит панчлайн, или punchlines, снова придётся обратить внимание на перевод с английского языка. К уже известному punch (удар кулаком) добавляется line (строка).
Пожалуй, стоит разобраться с имеющимися разновидностями панчей подробнее, а может быть, даже научиться сочинять их, а также панчлайны самостоятельно, используя типовые приёмы.
Каждый выбирает по себе шпагу для дуэли, меч для битвы
Если попытаться классифицировать, то панчи бывают персональными (целенаправленно бьющими противника), и широкими, что значит — общими, обвиняющими всех, но никого конкретно. Общей чертой является массовое использование ненормативной лексики, поэтому, соблюдая закон, на всех роликах с баттлами стоит обязательный значок возрастного ценза.
Вполне справедливо считается, что персональные панчи более эффективны, ведь они бьют противника по его самым уязвимым местам.
Одна из наиболее больных тем для баттлеров, как творческих людей, это особенности их текстов и читки.
«Нет баттла, в котором ты текст не забыл, ленивая, б**дь, ты шкура,
сообщает Тирэпс очевидный зрителям факт про своего соперника Электромышь, у которого эта проблема случается чаще, чем периодически, и добавляет панчлайн, -Кошка говорит: «мяу», собачка: «гав-гав», Мышь говорит: «дайте шума!»
Публика радостно одобрила явно остроумный выпад по существу.
Ещё одна тема панчей — особенности внешности, дефекты речи, стиля в одежде и тому подобные выпады.
В этом же словесном поединке можно было услышать вроде бы персональный, но явно более широкий, панчлайн от Электромыши:
«Вы только взгляните на этого ангелочка — какое броское оперение.Вот что бывает, когда Ии..с насилует крестную фею».
По сути эти слова можно отнести к любому симпатичному противнику, что означает — подобные панчи можно подготавливать заранее. Удобно иметь такие наработки.
Для сравнения, ответный персональный панч, затрагивающий внешность:
«Да, меня бесит очень, как подчистую ты Сп***ил стиль Веника из «Папиных дочек».
Что значит «панч зашёл»?
Эту фразу часто можно слышать во время постматчевого обсуждения, или прочитать в комментариях. Панч, понятный аудитории и награждённый смехом в зале и аплодисментами, это удача баттлера. Не важно, был он персональным или общим. Его положительно оценили, и соответствующим образом отреагировали, что означает — «панч зашёл».
Самые крутые фразы к тому же уходят в народ, и часто определить их автора уже невозможно. Кака оригинальный адресный панч «Лучше синица в небе, чем Птаха в плеере». Что значит — трек одного из современных рэперов не стоит даже внимания. Панч объединил чьё-то уничижительное к нему отношение. Как сравнение автор выбрал переделанную часть пословицы.
По большому счёту, успешность каждого конкретного панча — понятие весьма субъективное. Унизить человеческое достоинство соперника, оскорбить его маму, или любимую, чтобы он дошёл до белого каления, порой недостаточно. Надо, чтобы панч или панчлайн понравились публике. Это сверхзадача.
Цель оправдывает?
Поклонники рэперов «старой школы» вроде Василия Вакуленко, не всегда готовы безоговорочно принять современную готовность МС использовать в тексте панчи откровенно оскорбительного для родных соперника характера. Времена изменились, и благородство уже не в моде. Хорошо это или плохо, в конечном итоге оценивают члены судейской коллегии и зрители.
Матерный панч о половом сношении с родными противника, или его самого с асоциальными элементами вроде бомжей, является одной из самых прямых и незамысловатых форм, на грани с обычной руганью.
Такие оскорбления вроде «** твою мать» можно в подъездах и во дворах наблюдать. Зрителям хочется услышать панчи поинтереснее.
Поэтому баттлеры ищут новые формы и метафорические сравнения:
«Ведь я бываю в твоей милой, парень, чаще тампонов!» (Джонибой)
Однозначно, широкий панч. Встречаются в тексте баттлеров и удары, бьющие не в оппонента, а в других рэперов. Этот выпад Гнойного направлен в Оксимирона, и, хотя высказан бы не лично, был «целью» замечен:
«ST, Johnyboy, Дуня, фанат Оксаны, внемли: я здесь иврит преподать. Фраза «Когда мне это будет выгодно» переводится как «Тогда, когда я не смогу про**ать».
Некоторые панчи высмеивают судей. Они редки по вполне понятным причинам.
В случае, если панч или панчлайн «взрывной», случается релоад. Это уже совсем другая история.
Что означает термин “панчи” в рэпе, виды панчи
Рэп – одно из самых модных музыкальных направлений последних лет. Подобный жанр исполнения песен стал для многих поклонников смыслом и стилем жизни. И даже если вы не увлекаетесь подобным музыкальным направлением, то все равно слышали о таком понятии, как рэп-батлы.
Подобные музыкальные состязания мы видели не раз в известных фильмах. Но то, что они включают в себя различные понятия, например, такие как панчи в большинстве случаев знают лишь эксперты в этой области. Ведь подобные термины не употребляются в повседневной жизни. В этом материале мы расскажем о том, что такое панчи и «с чем их едят».
Что представляет собой рэп-батл
Для музыкантов этого направления подобное состязание является отличным способом продемонстрировать свой талант. Ведь этот жанр, по сути, чистая импровизация и способность быстро рифмовать свои мысли. Батл – это состязание двух, а иногда и нескольких рэперов. И чтобы стать победителем, исполнителю необходимо научиться моментально реагировать на выпады противника.
Рэп-батлы считаются «чемпионатами» этого музыкального направления. Они намного сложней, чем обычные выступления, называемые «диссами». Это когда исполнитель может заготовить тексты заранее.
Все действо на батлах проходить под свистки и крики фанатов, и в такой ситуации довольно сложно оставаться невозмутимым, и продолжать создавать свои рифмы. Здесь нет жюри, и выигравшим считается тот, кто заслужит любовь толпы. А для победы, как известно, все средства хороши. Поэтому многие из музыкантов применяют не совсем честные приемы, вот о них- то и пойдет речь далее.
Панчи, или как ударить побольней
Рэп-батл отличается от поединков в боксе только тем, что противники не применяют физическую силу, но стараются ударить оппонента как можно сильней морально. Оскорбления, обидные определения, унижения – все это используется музыкантами для того чтобы заставить противника растеряться или вывести его из равновесия. Подобные приемы и называются панчами.
Иногда «поток» оскорблений выливается в несколько предложений или даже куплетов. Подобный оборот в среде рэперов называется панчлайн. И ни один батл не проходит без пары увесистых моральных «оплеух».
Но не стоит думать, что для того чтобы стать успешным музыкантом в этом жанре необходимо просто поливать соперника грязью. Это совершенно не так. Ведь чтобы панчи или панчлайн вызвали восторг у публики, они должен быть как можно лаконичней, но в то же время содержательней.
Какие могут быть панчи
Подобный вид оскорблений делится на две категории:
Видео
Ответы на любые вопросы
В современной России рэп-баттлы становятся едва ли не самым знаковым событием культурной жизни. Миллионы зрителей завороженно наблюдают, как пара взрослых мужчин костерят друг друга на чем свет стоит в рифмованной форме. Важнейшим элементом оскорбления противника в такой словесной перепалке является панч. Что это такое, будет интересно знать всякому поклоннику хип-хоп музыки.
Что такое панчи в рэпе?
Англоязычный термин «Punch line» восходит к водевилям начала XX века, что было впервые отражено в авторитетном словаре «Вебстер» в 1921 году. Тогда так обозначали заключительную часть сложно построенной шутки, которая должна была подтолкнуть аудиторию к определенным выводам.
Выделяют несколько разновидностей панчей:
Технология написания «подколок» в рэп-баттле
В общем виде процесс написания панчей представляет собой последовательность таких этапов:
Как писать умные панчи?
Практика словесных хип-хоп поединков говорит о действенности таких советов:
Литературные приемы при написании панчлайнов
Сегодня рэп-тексты приближаются по некоторым параметрам к искусству, и не в последнюю очередь благодаря использованию хитростей из мира высокой литературы:
Что такое панч в автозвуке?
Сегодня автомобиль не только средство передвижения, но и место проведения досуга. Многие автолюбители не могут представить себе вождение без качественного звукового сопровождения, для чего приобретаются недешевые акустические системы. Одной из самых важных характеристик качественного автомобильного звука является «панч».
Поскольку термин непрофессиональный, толкований у него более чем достаточно:
Видео о значении слов «панч» и «панчлайн»
В данном ролике Роман Леонидов расскажет, как применяется панч на баттлах, кто первый применял это понятие:
Есть три определения, рассказывающие, что такое панчлайн:
1. Ударение на последней строчке рифмовки, позволяющее выделить ее по смыслу или эмоциональному окрасу.
2. Абсурдное окончание фразы, призванное вызывать гомерический смех. Это не совсем точное определение для этого термина. Если исходить из истории появления панчей, то они должны подводить собой некую черты вышесказанного.
3. Строка завершающая куплет, которая призвана побольнее зацепить соперника во время баттла.
Точно сказать, что такое панчлайн, не может никто. Смысл термина каждый понимает по-своему. Если вы поклонник творчества блогеров, но будете считать панчем фразу с юмором. Если вы любите баттлы, то вам по душе придутся жесткие выражения на грани приличия.
Мягкие панчлайны в блогах
Использование колких фраз в рэп-баттлах
У кого из русских рэперов панчлайны лучше?
Он использует такие выражения и в обычном рэпе. В тексте «Город под подошвой» он сильно уязвил своего бывшего соратника несколькими фразами, одна из них: «Раньше говорили я бы с ним в разведку не пошел, я с тобой в тур не поехал – ты проверку не прошел». В баттлах он использует более жесткие выражения, а иногда и зачитывает цитаты из классических произведений, подходящие по смыслу. Приводить примеры панчей из его баттлов сложно, ведь многие язвительные комментарии и шутки понятны только тем, кто регулярно следит за рэп-тусовкой.
Слава КПСС выиграл у Оксимирона с такими панчлайнами как: «Создать шум может и презерватив, если окажется в женском монастыре». Феноменальный проигрыш Оксимирона произошел по нескольким причинам, он держит планку и пишет отлично, но последнее время не выпускает альбомов, чем и активно пользовался оппонент. Короля русского рэпа и баттлов уязвили тем, что его музыка стала модной, а сам он поднялся благодаря деньгами родителей. Последнее, если обратиться к биографии Оксимирона не очень похоже на правду. Его можно уличить лишь в том, что он долго жил в Лондоне, но рэпер никогда не скрывал, что его семья давно переехала в Европу и он вырос за границей.
Ватокат, падик, микро, косой, панч и другие важные термины
Человек со стороны, послушав иные хип-хоп-песни, может просто не понять, о чем идет речь — о своем рэперы зачастую говорят по-своему, употребляя незнакомые лексемы (или знакомые в неожиданных значениях). Чтобы пояснить проблематику жанра, Андрей Подшибякин составил краткий словарь российского рэп-сленга — и проиллюстрировал его конкретными примерами из песен самых разных исполнителей.
Произносится «два-два-восемь». Номер статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (см. Белый, Ганджубас, Косой, Сплиф). Цифры 228 стали своего рода маркером «свой/чужой» для исполнителей и активных слушателей русского рэпа — и одновременно обозначением важной угрозы для них же.
пример
«Лето, осень, папиросим, 228, 228./Лето, осень, папиросим, 228, 228./228, 228, 228, 228, 228, 228» (Ноггано «Антон Пальчиков»)*
Андер
Сокращение от «андеграунд» (англ. underground). Культурная позиция, подразумевающая противопоставление себя коммерческой музыке; в большинстве случаев в отношении качества минусов (см.) и вообще звука. Андером долгое время прикрывали свою техническую несостоятельность провинциальные МС и школьники из «ВКонтакте», сейчас термин в основном употребляется иронически.
пример
«Люби всем сердцем, чтоб под герцы греться,/Делай вещи вообще, андер и коммерция./Рэпа новая версия, не стоим на месте» («Объединение лирики» «Не говори мне»)
Баттл
От англ. battle. Речевой поединок рэперов, складывающийся из фристайлов, то есть свободных речитативных импровизаций на (чаще всего) заданную тему. Понятие баттла неотделимо от дисса (см.), которыми обмениваются участники. Исторически баттлы проходили вживую, а победителя определяла реакция публики; в русской культуре, однако, куда более важную роль сыграли интернет-конкурсы, проводившиеся на hip-hop.ru и других сайтах; многие нынешние звезды (например, Нойз МС или Оксимирон) впервые заявили о себе именно там.
пример
«Когда читаем мы, то баттл-рэп весь воскресает,/А другой весь русский рэп похож скорей на детский садик» (Mr. Bif «Battle Rap»)
Белый
пример
«Когда день не смазан белым,/Даже солнце в синем небе мне будет казаться серым» («Третий путь» «Белые друзья»)
Биточек
Уменьшительно-ласкательное от «бит» — в свою очередь, фонетической кальки от англ. beat. Имеется в виду ритмическая часть минуса (см.), поверх которого рэперы читают тексты.
пример
«Не беспокойся, не стоит сейчас об этом,/Лучше пусти по кольцу биточек./Они запомнят наш почерк» (Гуф «Наш почерк»)
От англ. beef. Публичная и чаще всего продолжительная вражда между рэперами. В 90-х бифы могли заканчиваться в том числе летальным исходом (в первую очередь в США); сейчас они чаще воспринимаются как лишнее позерство и игра на публику. Случаются, впрочем, диковатые казусы — как, например, двухлетней давности конфликт рэпера-патриота Жигана с коллегами Оксимироном и Шокком, в результате которого первый приехал на квартиру к последним с друзьями и стволами и заставил их извиняться за оскорбления.
пример
«Биф — это война, в которой каждый против всех,/Биф — это когда лишь только наглых ждет успех» (Oxxxymiron «Что такое биф»)
Бланш
Синяк, фингал. В отличие от любимых русским рэпом неологизмов и англицизмов этому слову никак не менее нескольких десятков лет.
пример
«От той игры у нас остались синяки да бланши,/Но сегодня кубок будет наш и мы возьмем реванш!» (Серега «Гимн болельщиков ФК «Спартак»)
Бошки
пример
«Убойные бошки дороже,/Но можно и проще, хорошей казашки,/Так, от души, для жаждущих» (The Chemodan «Все в рэп»)
Ватокат
Региональный уральский жаргонизм, образованный от словосочетания «катать вату». Обозначает бездельника, вполне довольного жизнью, но при этом совсем не такого простого, каким он кажется на первый взгляд.
пример
«АК-тексты — прописанные ката,/Разум гения, душа ватоката» («АК-47» «Тем, кто с нами»)
Ганджубас
пример
«Все лето напролет самогон и ганджубас./Все лето напролет так проходит у нас,/Очки не от солнца — от красных глаз!» (Noize MC «Самогон и ганджубас»)
Оскорбительные куплеты, которыми обмениваются рэперы, состоящие друг с другом в бифе (см.) или участвующие в баттле (см.). Для диссов характерен напор и предельно обсценные личные оскорбления; хрестоматийные диссы можно увидеть в кульминационной сцене фильма «Восьмая миля».
пример
«Ты сделал дисс, но также … мою читку и флоу,/Зачем ты тратишь мое время, отвали, идиот» (Schokk «Лиля»)
пример
Качели
1. Синоним «терок», «разборок» — как правило, с конкурирующими рэперами или с полицией. 2. Обозначение специфического наркотического опьянения, когда эмоциональное состояние лирического героя резко меняется под воздействием психотропных веществ.
пример
«Качели по чувствам, жесткий up-down,/Это и есть, наверное, тот самый андерграунд» (Баста «Рэп, который по-лютому прет»)
Косой
Самокрутка с ганджубасом (см.).
пример
«Неторопливо жарю косого,/Мне для этого не нужен повод» (Гуф «420»)
Микро
Сокращение от «микрофон» (в который, соответственно, читается рэп).
пример
«Когда микро я взял, я плавлю сталь, как сталевар» (Лигалайз «Русский рэп»)
Минус
Музыкальная подложка для речитатива. В баттлах (см.) часто используется один и тот же — причем нередко чужой — минус, на который рэперы читают друг на друга диссы (см.).
пример
«А ну-ка, Стим, давай зачитаем на минус от Литтл Джона «I Don’t Give a Fuck» (Стим feat. Drago «Ванич»)
Мухтар
Искаженное «микстейп». Мухтары-микстейпы отличаются от студийных альбомов своей принципиальной бесплатностью — как правило, их выкладывают в интернет сами авторы. Исторически нужны были, чтобы обратить на рэпера внимание лейблов, сейчас они обрели самостоятельную ценность.
пример
«После шута сносит башню, как гадалка в таро,/Нарабатываю стаж под мухтар второй» (Obe 1 Kanobe «Гришнак»)
Напас
Затяжка из косого (см.).
пример
«За напасом напас,/Потом еще раз./Паровоз про запас,/Ветер в парус» («Красное дерево» «Два напаса»)
Падик
Уменьшительно-ласкательная форма от «подъезд». В падиках забивают косые (см.) и катают вату (см. «ватокат»).
пример
«Ляпка, пакет, стакан, килограмм,/Падик, штакет, так-то просто Иван» («Триагрутрика» «На Ванин квартал»)
Сокращение от «панчлайн»: смысловая и драматическая кульминация трека, его самый мощный концентрированный посыл. Идеальный панч потом цитируют далеко за пределами референтной группы.
пример
«Я тут самый техничный, самый прокаченный,/Мои текста — бомбы, панч на панче» (Anacondaz «Панч на панче»)
Респект
От англ. respect. Основополагающее понятие рэпа в целом, без привязки к географии. Респект имеет прямое отношение к степени тру (см.), содержащейся в текстах исполнителя. В целом — абстрактное и не поддающееся верификации понятие с четко положительной эмоциональной окраской.
пример
«Эй! Загоняю респектосы всей босоте,/Пацанам на общий, строгий и на особый» (Ноггано «Жульбаны»)
Рубль
Тысяча рублей. Изначально южный жаргонизм, благодаря рэпу начавший использоваться повсеместно.
пример
«Время огонь, и мы горим теперь не как минуты,/Отдать тот рубль, чтобы потом стать трупом» (Centr «Осень»)
Еще один англицизм. Родственный респекту (см.), но еще труднее поддающийся буквальному переводу термин. В русском рэпе под свэгом принято принимать расслабленную, но в то же время мощную читку; абсолютную уверенность в себе и некоторое презрение к окружающим, а также вычурную демонстрацию своего достатка. В последнее время слово часто употребляется в издевательском ключе.
пример
«Свэг… А мы по ходу отстали от моды./Взрослые ниферы кривляются, весело пляшут./Это в тренде, это вау, это в тираж, йоу» (Loc-Dog «#SWAG»)
Сплифф
От англ. spliff; см. Косой.
пример
«Пацаны по сплиффу в жало засаживают под Kid Cudi,/В крошках пончика манжеты худи» (Гуф «420»)
Стафф
От англ. stuff; см. Ганджубас. Также под стаффом в некоторых случаях понимают массив творчества рэпера за определенный отрезок времени.
пример
«От точки до точки отточен стафф, короче,/Почерк под бочку, по почкам заточкой» («Аферисты» «В эфире»)
Точка
Небольшое количество гашиша.
пример
«Кипяточку налей, пока точка тлеет./Че, может, поспать? Лучше еще пописать» («Триагрутрика» «На восходе»)
От англ. true. Фундаментальное понятие рэпа в целом. Исторически считается, что рэпер не имеет права на сценический образ и обязан напрямую транслировать слушателю свой личный жизненный опыт.
пример
«… тру, а у вас голимый театр,/ТГК, АК, Айк, акуна матата!» («Триагрутрика» feat. Витя АК, Айк Дым — «Акуна матата»)
От англ. fake. Антоним тру (см.). Рэперы, чьи песни представляют собой фальшивку, плод их собственной фантазии. И сейчас является достаточно серьезным оскорблением.
пример
«Горбун Эдуард, на танцполе тут как тут,/Он ловко на горбу крутит нижнего брейка./Карлики тру, и никакого фейка» («Ленина пакет» «Карлики два»)
От англ. feat, сокращение от featuring. Означает совместное творчество и присутствие в треке дружественных автору МС.
пример
«Мы замутили этот фит, чтоб твой мозг опух./Сегодня вместе на сцене «ТГК» и Гуф» (Гуф feat. «Триагрутрика» «ПНП»)
Флейва
От англ. flava (искаженное flavor). Тусовка, группировка, являющаяся для автором почти что семьей.
пример
«Я утратил стайл, не курю «Беломор»,/Но моя флейва со мной, моя флейва со мной» («Сальто назад» «Флейва»)
От англ. flow. Техническое мастерство читки и ее индивидуальные особенности.
пример
«Мой флоу течет, как Ксения Собчак при виде новых Gucci,/Скажи мне, кто тут круче,/ Мой флоу всех жучит» (Drago «Мой флоу»)
пример
«Короче, забудь про свою маму, забудь про свой любимый хип-хоп…» — «Петров, «хип-хап» говорить надо!» — «Неважно. Должен ты сказать мысли стоп!» (2H Company «Огурец мозга»)
От англ. hustle. Труднопереводимый, но широко используемый в рэпе термин обозначает преодоление препятствий к достижению материальной цели, причем желательно осуществленное обманными и полулегальными средствами. Хасл — непременный этап на пути к обогащению американского рэпера; в русском рэпе, традиционно пацанском и бессребреническом, встречается редко.
пример
«Рэп — это хасл. Рэп — это хасл, это хасл./Ты должен подняться, ломая рамки вокруг себя» (Лион feat. Смоки Мо «Крутиться»)
Хейтер
От англ. hater, то есть ненавистник. В хип-хоп-субкультуре исторически нет полутонов: можно быть только тру или фейком, фаном или хейтером. Благодаря социальным сетям хейтерство в русском рэпе буйно цветет и принимает форму диссов (см.), пародий — или пародий, замаскированных под диссы.
пример
«Я хейтер, я ненавижу ваш рэп, ваш трек,/Ваш текст, мягкий, как паштет» (Oxxxymiron «Я хейтер»)
От исп. chica — или же от англ. chick. Девушка. Одно из самых древних слов в русском рэп-сленге — употреблять его начала еще группа «Мальчишник». В отличие от почти всех русскоязычных синонимов хорошо ложится в строфу и не является откровенно шовинистским.
пример
«Чика, чика, чика, чика, чика ты моя./Киса, солнце, рыбка, зайка, мир весь для тебя./Тачки, яхты, цацки, камни, ты моя душа./ Ты мой силикончик милый, как там без меня?» (Птаха feat. Тато «Чика»)
Вар. «щщи». Лицо; чаще всего — с серьезным выражением.
пример
«Острое микро и назидательные щщи,/Не травись, не тупи, но учись и ищи!» («Грот» «Красная нить»)
*В размещенных на этой странице YouTube-роликах представлены те же цитаты из песен, что приведены в тексте. «Афиша» благодарит Анастасию Карагодину за помощь в подготовке материала